Культура 
13.08.2016

«Смена поколений в татарстанском кино практически завершилась»

Почему в конкурсной программе фестиваля этого года нет татарских фильмов?

На днях стала известна конкурсная программа XII казанского международного фестиваля мусульманского кино. В отличие от прошлых лет ни среди полнометражных фильмов, ни среди короткометражных в этом году нет ни одного татарского или татарстанского кино. Режиссер и член жюри Алексей Барыкин в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», утверждает, что татарский кинематограф попал в локальную демографическую яму, но уже в следующем году может из нее выбраться.

Алексей Барыкин Алексей Барыкин

«ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД В РЕСПУБЛИКЕ БЫЛ СНЯТ ТОЛЬКО ОДИН ПОЛНЫЙ МЕТР»

Судить о состоянии татарстанского кинематографа только по конкурсной программе фестиваля — некорректно. Тут есть много нюансов, которые важно понимать.

Во-первых, главное внимание на любом фестивале привлекает конкурс полнометражных игровых фильмов. Насколько я знаю, за прошедший год в республике был снят только один полный метр — моя комедия «Семейные хлопоты». Но фильмы членов жюри нельзя включать в конкурсную программу, это неэтично. Поэтому мне предложили выбор: либо «Семейные хлопоты» входят в конкурсную программу, либо я вхожу в состав жюри, а мой фильм показывают вне конкурса. Я выбрал второе. Тем более что «Семейные хлопоты» — это чисто зрительское, прокатное кино, оно изначально не делалось под фестивали. Зато в программе этого года будет показано сразу пять моих фильмов, включая новую документальную картину «Декларация» о событиях 1991 года. Для меня это очень почетно.

Во-вторых, не стоит расстраиваться, что татарстанских фильмов нет в номинации «Короткометражное игровое кино». Ведь «Россия молодая» — это полноценная конкурсная номинация, и в ней представлены сразу две игровые короткометражки из Татарстана. Не имеет большого значения, в какой номинации они представлены — «Короткий метр» или «Россия молодая», они равнозначны.

В-третьих, в этом году в программе представлены очень интересные документальные фильмы. Из тех работ, которые я видел, с удовольствием хочу отметить дипломный фильм нашего выпускника Руслана Валеева «З/К» о женщине, служившей в Афганистане. Это очень мощное, взрослое кино.

В-четвертых, в программе участвует мультфильм «Стрела наследия» Сергея Киатрова. Мы уже привыкли, что работы Сергея участвуют в конкурсе каждый год, но «Стрела наследия» — это особый проект, крупный, претендующий на звание федеральной франшизы, как «Смешарики» или «Лунтик». В любом случае это важное событие для индустрии.

В-пятых, много татарстанского кино будет показано в рамках параллельных и внеконкурсных программ.

«НАЧАЛА «НОВОЙ КАЗАНСКОЙ ВОЛНЫ» Я ОЖИДАЮ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ»

Наконец, в-шестых, нельзя забывать, что у полнометражного игрового кино очень длинный цикл производства — больше года. Так уж вышло, что к фестивалю 2015 года были готовы сразу несколько крупных проектов: «Белые цветы», «Рудик», «Кара». В сентябре 2016 года фильм всего один — «Семейные хлопоты». Это, что называется, локальная демографическая яма. Но зато к следующему сентябрю, по моим расчетам, будут готово минимум четыре полнометражных фильма: моя сказка «Водяная» по мотивам произведений Габдуллы Тукая и Каюма Насыри, фильм Ильдара Ягафарова «Мотор» по сценарию Мансура Гилязова, фильм-сериал Рустема Рашитова «Неотосланные письма» по Аделю Кутую, а также полнометражная версия «Айсылу» того же Рашитова по моему сценарию. Особенно приятно, что все эти проекты претендуют на полноценный кинотеатральный прокат. Кроме того, будет готова новая серия «татарометражек» Салавата Юзеева, короткометражный фильм Ильшата Рахимбая, который он снимает с большим размахом, и еще много другого интересного. Так что нынешний Год кино все-таки дал нашей национальной индустрии толчок. Просто его результаты мы увидим чуть позже.

А вообще, из глобальных тенденций я бы отметил полное отсутствие в программе работ кинематографистов старшего поколения. В конкурсе вообще нет ни одного фильма, который был бы снят членом союза кинематографистов РТ (за исключением Сергея Киатрова, принятого менее полугода назад). В конкурсе на государственные субсидии минкульта в нынешнем году, кстати, тоже доминировали молодые ребята, выпускники КазГИК, вчерашние студенты. Смена поколений в татарстанском кино практически завершилась. Это начало «Новой казанской волны», которое лично я ожидаю уже несколько лет.

Алексей Барыкин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.08.2016 10:05

    итак, фильмов из Татарстана уже и не стало - это прогресс.... в дальнейшем история обойдется без отпечатка этого региона... - не каждому народу дано снимать свои фильмы по своим сценариям о своей истории и своей культуре.... - это и в музыке и в других искусствах. Вестернизация победит.

  • Анонимно
    13.08.2016 11:19

    Да... В программе фестиваля нет ни одного татарского или татарстанского фильма??!! Молодец , Айтуганова! Так держать! Уничтожила ТНВ , теперь взялась за кино?!

  • Анонимно
    13.08.2016 16:38

    Как раз же статья о том, что татарских фильмов много, в том числе на фестивале!

  • Анонимно
    14.08.2016 00:49

    Закрыть контору и все! Раз годами бьют баклуши!

  • Анонимно
    15.08.2016 10:27

    Нет не только национальных фильмов в спектре морфологии искусств (см. Б.Галеев, М.Коган), но понимания того, что мы живем в эпоху глобального постиндустриального, информационного, трансформационного, инновационного, имитационного общества. http://www.business-gazeta.ru/article/319675

  • Анонимно
    25.08.2016 08:54

    Точки роста заморожены либерастией. "Фестиваль Кино" не может быть конфессиональным. Изначально ложный посыл для привлечения инвесторов закончился крахом?!

  • Анонимно
    25.08.2016 13:40

    Да ежели бы и были фильмы в программе полных метров из Татарстана, то и тогда они были бы никому не нужны. То что снимают у нас, унылое, низкосортное, никчемное фуфло.

  • Анонимно
    25.08.2016 13:45

    "Новая казанская волна" - что то новенькое. Видимо по шаблону "Французской новой волны" 50-х, 60-х придумано. А ведь еще совсем недавно говорили о "татарском сентиментальном неореализме", по типу "Итальянского неореализма" 40-х - 50-х. Хоть бы названия придумывали оригинальней. Хотя как ни назови, все равно, пока что дрянь.

  • Анонимно
    29.08.2016 07:01

    Кинематограф - лицо этнической системы. Нет кина - нет народа. Когда в "матрице" появятся "сталкеры", "апокалипто" будут не страшны. Вырождение покрывает лицо оспой "инкыйраза".

  • Анонимно
    29.08.2016 09:49

    Татарстанское кино, по сути, только зарождается. Раньше ведь художественные фильмы в Казани вообще не снимали, только в последние годы! Тех, кто этим занимается, поддерживать надо, в том числе морально. Тогда все будет получаться. А если наши "ценители" только и умеют кричать, что в Татарстане снимается "дрянь" и "фуфло", тогда и кино нормально развиваться не будет. Тем более, что у нас появляются и весьма неплохие фильмы.

    Вот якутское кино - оно поначалу было гораздо хуже нашего. Но у них есть благодарный зритель, который верил в своих киношников, поддерживал их, ждал новых фильмов. Вот индустрия и поднялась! А мы с нашими троллями, которые и фильмов то татарских не смотрели, но всё равно оплевывают, имеем то, что заслуживаем.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online на Facebook БИЗНЕС Online во ВКонтакте Напомнить позже