Общество 
13.08.2016

Оставить «мозги» в стране просто: нужны интересные задачи и возможность самореализации

Прочему компаниям проще отбирать себе персонал на специализированных олимпиадах, нежели обращаться к помощи кадровиков

В эти дни в Казани проходит международная олимпиада по информатике (IOI-2016) среди школьников. Один из самых известных IT-предпринимателей Татарстана Дмитрий Еремеев в своем материале для «БИЗНЕС Online» поразмышлял о том, какую роль играют олимпиады для налаживания связей между крупными компаниями и талантливой молодежью и возможно ли вырастить хорошего IT-специалиста в университете.

Дмитрий Еремеев Дмитрий Еремеев

«ЧТОБЫ ВЗРАСТИТЬ IT-СПЕЦИАЛИСТА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ САМ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ НИЧУТЬ НЕ МЕНЬШИМИ, А ДАЖЕ БОЛЬШИМИ, ЧЕМ СПЕЦИАЛИСТЫ КОММЕРЧЕСКИХ IT-КОМПАНИЙ»

IT-образование в Татарстане — это довольно сложная тема. Если говорить о том, как я оцениваю вообще образование в Татарстане, преподавание точных наук в целом — математики, физики — на высоком уровне. Касательно программирования и всего, что связано с IT, то здесь нужно разделять. Если говорить о том, что связано с программированием, то в Казани образование построено тоже достаточно хорошо. Если же мы говорим об IT — а это и дизайнеры интерфейсов, и специалисты в области маркетинга — у нас пока еще проблемы.

Очень многие из интересующихся IT — самородки. Безусловно, для них нужна база. Есть более талантливые преподаватели, есть менее, в одном вузе делают упор на одном предмете, во втором — на другом. Но я не считаю, что университет должен подготовить и взрастить готового специалиста, который уже завтра может мне пригодиться. Это достаточно сложная задача, потому что в этом случае преподаватель должен обладать компетенциями ничуть не меньшими, а даже большими, чем специалисты, или сам быть действующим специалистом, который работает на достаточно высокой позиции в коммерческой IT-компании.

СЕБЕСТОИМОСТЬ КОНТАКТА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НИЖЕ ТОЙ, КОГДА РАБОТАЮТ HR-СПЕЦИАЛИСТЫ

В этой связи олимпиады проводятся и для того, чтобы заметить таланты. Олимпиада позволяет ответить на ключевой вопрос: какой вуз лучше, где лучше преподают, где выпускают более талантливых специалистов? И ключевой вопрос здесь: куда эти талантливые люди хотели бы пойти работать? Так что олимпиада — один из хороших механизмов, который позволяет выявлять талантливых людей.

Талантливый человек, которому интересно программирование, может без проблем реализовать себя в программировании. Если говорить об олимпиадах в целом, есть огромное количество как частных компаний, которые проводят олимпиады, так и государственных. Например, mail.ru проводит свою олимпиаду по спортивному программированию. Это достаточно известная большая олимпиада, которая помогает своей компании выявлять талантливую молодежь и дальше вовлекать ее в рабочий процесс. В Татарстане компания ICL проводила командные соревнования для студентов еще во времена моего студенчества, и самые талантливые были их непременными участниками и очень часто связывали в дальнейшем свою работу с компанией.

Есть и другие механизмы, помогающие найти талантливую молодежь, познакомить ее со своей компанией и пригласить на работу. На самом деле, почти всем компаниям как раз и нужна эта талантливая молодежь. Потому что самая главная проблема в IT — это люди. Поэтому, когда проводят различные образовательные мероприятия, крупные компании с удовольствием тратят свое время, их специалисты читают лекции, рассказывают о своих проектах. И это правильно. Мы со своей стороны тоже активно в этом направлении работаем. Многие пришли к выводу, что себестоимость контакта при взаимодействии с образовательными учреждениями значительно ниже той, когда работают hr-специалисты и пытаются найти талантливого разработчика традиционным способом.

Мотивировать молодежь с мозгами остаться в России тоже достаточно просто — талантливым ребятам нужны интересные задачи и возможность самореализации. В России огромное количество компаний, которые занимаются большими, интересными, амбициозными проектами в сфере информационных технологий. Дела с этим у нас обстоят достаточно хорошо. Вопрос исключительно в том, как этим компаниям обнаружить своих людей, погрузить их в среду, установить более тесную взаимосвязь между образовательным учреждением и коммерческими компаниями. Речь идет не только о бизнесе, речь идет об инкубаторе, в том числе о стартапах, о дальнейшем движении. Это все взаимосвязанные вещи, и, на мой взгляд, проблема не в том, что нет компаний, которым нужны люди, и не в отсутствии людей, а в этой связи.

Дмитрий Еремеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.08.2016 10:54

    раньше у нас учили все больше на ученых. Сейчас пошел какой-то упор на работу...

    • Анонимно
      13.08.2016 13:04

      Очень хороший упор. Наука должна быть полезной в работе, а не существовать отдельно

      • Булгарин
        13.08.2016 18:57

        Как уж очень давно возник у меня такой разговор по поводу того, что в СССР даже простые брюки или рубашки, не говоря о хороших костюмах, не умели шить. И один товарищ, который занимался продажей импортной одежды, еще в то время сказал следующее. А как тут могут хорошо шить, если нет хороших дизайнеров, художников, нет людей, которые могли бы воспитывать у тех, что-то шьет на продажу, хороший вкус. Здесь только учат шить, да и то не очень качественно. Потому и вся архитектура того времени - это панельные девятиэтажки и хрущевки. Так вот к чему это я.

        Наука имеет сама по себе большую ценность для развития человечества. Думаю, мы бы так до сих и сидели при свечах, если бы тот же Максвелл или Фарадей думали о том, где они применят свое занятие наукой. Показательно и то, что один из самый выдающихся ученых прошлого века Резерфорд на вопрос о том, где можно использовать его исследования в области ядерной физики в 1937 году, ответил, что вряд ли такое использование возможно в ближайшие двадцать-двадцать пять лет. Видите, как он ошибался. Логика развития науки такова, что она мало думает о практическом применении своих открытий. А вот уже следующая ступень, инженера-изобретатели только об этом и должны думать. Но это уже несколько иная наука, которую как-то еще пытаются назвать прикладной. Но она не может существовать без фундаментальной. И те страны, которые ее не развивают, будут плестись в хвосте научно-технического прогресса.

        • Анонимно
          18.08.2016 20:55

          Есть несколько периодов СССР.
          1) Ранний, Ленин, Сталин, Маленков
          2) Переходной, Хрущев, Брежнев
          3) Поздний все кто после Брежнева, можно даже сказать начиная с Брежнева

          Еще одну вещь скажу, очень многое утекло из СССР на запад, и пришло к нам как ноу хао. Начиная от кондиционеров, заканчивая процессорной техникой.

          Ты прям как Хрущев в свое время, когда под его руководством, бардак начался и упадок по сравнению с предыдущими годами. То он нашел кого обвинить, сами знаете. )

  • Анонимно
    13.08.2016 12:51

    Ни слова про зарплату.

    • Анонимно
      13.08.2016 14:00

      Потому что зарплата не играет роли. Самородку можно платить 100-500к, а можно эти же деньги платить полусамородку, который так никогда и не выстрелит. Так что тут главная проблема этого самородка выявить и дать ему нужную задачу, а не в зарплате.

      Но в целом мне тоже пустопорожние статьи без конкретных цифр не нравятся.

      • Анонимно
        13.08.2016 14:58

        Если бы зарплата не играла роли, люди бы не ехали в Москву и за бугор.
        Они, однако же, едут.

        • Анонимно
          13.08.2016 18:54

          Таких задач как на западе у нас на самом деле мало.

          • Анонимно
            14.08.2016 09:29

            Важна не просто задача, а ее востребованность на рынке. Вот с этим у нас проблемы. Поэтому и едут туда, где этот рынок больше. Там и возможности реализации, роста и зарплаты.

  • Анонимно
    14.08.2016 14:07

    Благодаря глобализации и интернету не важно в каком месте решать задачи.

  • Анонимно
    15.08.2016 10:46

    В РТ несколько лет тому назад проводился эксперимент по внедрению передовых технологий на базе свободного программного обеспечения ЛИНУКС. Эксперимент дал положительный результат. Внедрение - ноль.

    Третья компьютерная революция (1ая - аграрная, 2-ая - промышленная) вступила в новую фазу - МОБИЛЬНАЯ!
    Она имеет прямое отношение к электронному рабству от айфонов и смартфонов, где админом по умолчанию являются зарубежные компании Гугле и пр.

    Организованная "утечка мозгов" - глобальная вирусная программа, обескровившая Россию и ее субъекты.
    Международная олимпиада по информатике всего лишь сканирование, для будущих изъятий и форматирования общества. (см. С.П.Расторуев "Философия информационной войны")

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль