Культура 
14.08.2016

«Меня спрашивают: где татарам живется лучше? А нигде»

Композитор Масгуда Шамсутдинова о казанских стариках, колыбельных для кошек и деревьев и самом красивом городе мира — Сиэтле

Когда-то сам Назиб Жиганов помог девочке, родившейся в глухой татарской деревне в Башкортостане, определиться с профессиональным выбором, а теперь она живет в США, коллекционирует колыбельные со всего мира и читает Коран представителям местной татарской диаспоры. «БИЗНЕС Online» поговорил с Масгудой Шамсутдиновой о ее ближайших планах в Казани, диссертации о мусульманской опере-монологе и американских попрошайках.

«В театре отличная атмосфера. Мне очень нравится новое здание» (на фото: Масгуда Шамсутдинова в казанском театре кукол «Экият») «В театре отличная атмосфера. Мне очень нравится новое здание» (на фото: Масгуда Шамсутдинова в казанском театре кукол «Экият»)

«В АВТОБУСЕ СМОТРЮ НА СТАРИКОВ И ВИЖУ, ЧТО СТАРЕЮТ ОНИ КАК-ТО ПО-ТЕМНОМУ»

— Масгуда, вы недавно приезжали из Сиэтла в Казань по какому-то конкретному поводу?

— По приглашению казанского театра кукол. Меня попросили сделать музыку для спектакля, который будет ставить главный режиссер театра Ильдус Зиннуров, которого я давно знаю и очень ценю.

— О чем спектакль?

— О, на тему «зеленых»: о сохранении природы и взаимоотношениях зверей и птиц. Когда придумаю музыку, мы ее запишем, и кукольное представление будет идти под нашу фонограмму. В театре отличная атмосфера. Мне очень нравится новое здание, очень нравится директор театра Роза Яппарова.

— Раньше вы писали музыку для кукольного театра?

— Конечно, писала, меня же сюда впервые привел Жиганов 35 лет назад. Вот. А вторая причина приезда в Казань — вспомнить родные запахи, после Казани я еще в Башкирию к себе на родину съездила.

— После Америки какое впечатление от Казани и ее жителей?

— Ох. И приятные, и не очень. В автобусе смотрю на стариков и вижу, что стареют они как-то по-темному, устало.

— А как надо?

— С улыбкой и любовью глядя на жизнь. Как я. На меня потому люди и смотрят, когда захожу в автобус. Думаю: «Что во мне такого-то? Что-то у меня на лице, наверное, написано? Что?»

— Ваш вариант ответа?

— Отвлеченность. Отрешенность. Пофигизм, наверное. Но пофигизм — грубо сказано. Вселенское спокойствие, скорее.

«Вид из моей творческой кквартиры в Сиэтле» «Вид из моей творческой квартиры в Сиэтле»

«В ЖИЗНИ МНОГО ШЛАКОВ НАДО СУМЕТЬ ПЕРЕРАБОТАТЬ. НА ЧТО-ТО ТЕРЯЕШЬ ВРЕМЯ, КОГО-ТО НЕ ТОГО ЛЮБИШЬ, НО ЛЮБОЙ ШЛАК ТЕБЯ УЧИТ...»

— Вас часто спрашивают: почему вы уехали?

— Ну конечно. Мой род, мое племя, как всегда говорю, — тысяча человек. И близкие, любящие люди задают вопрос: «Почему я там?» Не знаю. Черта характера в первую очередь. Я родилась в Башкирии, потом меня увезли в Караганду, в Казахстан, потом была Казань — консерватория, потом Ленинград, снова Казань. А еще я очень много ездила в фольклорные экспедиции, прошла своими ногами, наверное, тысячи километров...

Вообще, жизнь нам дана, чтобы любить себя и доказывать себе. В жизни ведь очень много шлаков надо суметь переработать. На что-то теряешь время. Кого-то не того любишь. Но любой шлак тебя учит, чтобы не быть самой себе шлаком. Я тут была как белая ворона. Да я и в Америке, наверное, сейчас как белая ворона. Люди, смотрю, что-то трепыхаются, про Клинтона, про Путина разговаривают, ссорятся, спорят. А я думаю: «Боже, жизнь-то всего одна! И она настолько красивая! Ведь можно пойти, послушать ручеек. А можно послушать шепот ветра».

«Для меня было важно, чтобы выучились мои дети. Здесь мне было бы трудно это выдержать, финансово трудно, в первую очередь. А там — получилось» «Для меня было важно, чтобы выучились мои дети. Здесь мне было бы трудно это выдержать, финансово трудно в первую очередь. А там получилось»

— Это так, но вы не ответили на вопрос...

— Для меня было важно, чтобы выучились мои дети. Здесь мне было бы трудно это выдержать, финансово трудно в первую очередь. А там получилось. Старший сын сейчас докторскую диссертацию защищает как программист. А младший свою ракетостроительную компанию делает. Сейчас он в начале пути. Но я не знаю, кто бы ему здесь дал денег, чтобы он строил свои ракеты. Спрашиваю его иногда: «Улым, тебе на земле, что ли, мало места?» Он отвечает: «А нечего было в детстве сказки про звезды рассказывать».

— Сами на звезды запрограммировали?

— У нас, у татар, есть колыбельная, я ему пела, где такие слова: «...ты, мой ребеночек, с неба достанешь звезду, и я не отличу, увидев в твоей руке, то ли это звезда, то ли это ягода». Вообще-то, мои дети и музыке учились. Скрипка, флейта, фортепиано. Но в отношении музыки, наверное, я их запрограммировала по-другому: «Не идите туда, не идите».

«Путешествие. Северная Америка. Штат Вашингтон. За мной река под названием «Гроза». Скоро она впадет в плотину «Дьявола» «Путешествие. Северная Америка. Штат Вашингтон. За мной река под названием Гроза. Скоро она впадет в плотину «Дьявола»

— Почему?

— Потому что музыка требует колоссальной энергии. Словно ты переворачиваешь шахты, переворачиваешь землю поперек, переворачиваешь вселенные. Глядя на меня, многие думают: «Все время улыбается, какая веселая у нее жизнь, потому что она композитор!» А на самом деле тебе надо войти в свои мозговые структуры не только в трех измерениях — надо до низу, до дна войти внутрь своего мозга. Это не очень легко. Но, знаете, я всегда наслаждалась вот этой возможностью исследовать себя. Сейчас, например, такое исследование подтолкнуло меня к сочинению «Архетипов».

— Расскажите.

— Это симфонический цикл. «Тамгалар» по-татарски. Когда человек послушает это, он скажет: «Ба, это же татарская музыка». Хотя там нет такой дежурной пентатоники и ничего похожего на Сабантуй с колокольчиками. Сейчас в этом цикле уже готовы 8 частей. Кстати, год назад в Казани исполнили одну часть из этого цикла.

— О чем этот цикл?

— Об ощущении и ощущениях нации. Все-таки мы все древние, давние. Мне захотелось вникнуть в состояние как бы предысторических ощущений нашего народа. Передать симфоническими звуками что-то древнее, что, может быть, сохранилось у нас какими-то нюансами вкуса, запаха. Например, есть часть, которая называется «Море травы», — о запахе, который проносился мимо нас древних, и мы знали: так пахнет земля, так пахнет вода, а так пахнут цветы. Сюжет другой части — «от заката до рассвета»: когда все духи слетаются на землю и чистят ее. В это время можно загадать пожелание и как бы послать его во вселенную. Вообще, мне всегда было важно ощущение вечной природы.

«Колодец детства. Деревня Кшлау-Елга, Аскинский район. Башкортостан» Колодец детства. Деревня Кшлау-Елга, Аскинский район. Башкортостан

«ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО У МОНГОЛОВ ЕСТЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЛОШАДИ?»

— Где вы родились?

— Мне очень повезло: я родилась в деревне у подножия Уральских гор на севере Башкирии. Где бы я ни была с тех пор, всегда, когда вижу степь, а наша деревня была в степи, я снова и снова «включаю» в себе детство. Деревня моя в переводе с татарского называется «Где мы зимовали». Мои прадеды отпочковались сюда из другой, более населенной деревни. Так и пустили корни.

У моей матери был потрясающий голос. До сих пор, уже посвятив себя фольклору, поискам колыбельных, я как будто ищу и вспоминаю голос моей матери. Скажем, слушаю арабскую колыбельную или латиноамериканскую, где-то улавливаю трель, где-то интонацию... и тут же понимаю: вот, вот такое же было в песнях и в голосе моей матери.

— Какие колыбельные собираете?

— ... колыбельные народов мира. Наверное, я уже больная, потому что ничего не могу со своим коллекционерским безумием поделать. Вроде бы что уж такого? Ну собирает Масгуда песни. Но для меня же каждая колыбельная — это не только мелодия и слова, это огромный маршрут для каких-то невероятных знаний. О каждом человеке, который приходит ко мне со своей колыбельной, мне важно знать все, я расспрашиваю его о том, как и над чем он думает, как он живет, что помнит из своего прошлого опыта, какой вкус он любит, как он засыпает.

Таким образом каждая колыбельная в моей коллекции всякий раз и о том единственном человеке, от которого я ее получила, и о тех тонких материях, из которых этот человек состоит. Колыбельная становится чем-то реально живым, даже живущим. Заметила, когда у меня стресс, я ставлю себе колыбельную, и приходит успокоение. Сколько народов, столько и колыбельных: ирландская, уэльская, шотландская, португальская, французская, арабская, монгольская.

Вы знаете, например, что у монголов есть колыбельная лошади? А как ее поют? Это такой фыркающий шепот, который посылается во вселенную. Удивительно же?! Но самое интересное, что в результате всегда случается, что одна идея порождает другую идею. Вот мне присылают монголы колыбельную лошади, а у меня тут же своя идея зреет: колыбельная кошки своему котенку, колыбельная, которую деревья поют своим маленьким росточкам.

— Откуда в вас столько нежности?

— Наверное, от мамы. Мама поднимала четверых детей одна, потому что отец рано умер — мне было 6 лет. А в 11 лет ее сестра увезла меня в Казахстан, в Караганду. Это было страшное для меня время, потому что все вокруг оказалось незнакомым, неродным, я ведь и по-русски ни одного слова не знала, не говоря о казахском. Наша деревня жила настолько закрытой, замкнутой жизнью, что даже соседние башкирские, русские деревни воспринимались, как совсем другая цивилизация. И еще. Несмотря на то, что деревня была башкирская, мы говорили даже не на современном татарском, а на старотатарском языке. И когда я оказалась в Казахстане, конечно, для меня это был шок.

«В лесу Кайбицкого района в поисках Шурале» «В лесу Кайбицкого района в поисках Шурале»

«ЧТОБЫ Я НЕ ДРАЛАСЬ, МЕНЯ РЕШИЛИ ОТДАТЬ В СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРНАТ, НО... ПО ОШИБКЕ ПРОЕХАЛИ ОДНУ ОСТАНОВКУ»

— Кто вас увез и почему только вас?

— Время было трудное. Взрослым людям из нашей деревни не давали паспорта, чтобы они уехали. Это было фактически рабство. Из тех, кто вырвался, были мамина сестра с мужем. Они уехали в Караганду на заработки, в шахты. И все время помогали маме. Помню, они прислали конфеты, и я, в первый раз увидев фантик, все удивлялась: «Ну разве бывает такая красота?!» В 11 лет я была очень рослая, неандертальская такая девушка. Ну вот они и решили увезти меня к себе. Их сыновей я гоняла как Сидоровых коз. А чтобы я не дралась, меня решили отдать в спортивный интернат, но по ошибке мы проехали одну остановку на автобусе, вышли, увидели музыкальную школу-интернат, и я поступила туда.

— Что пели при поступлении?

— Гимн Советского Союза. Мне потом мой учитель — сейчас он в Израиле — говорил: «Ну вот как мы могли не взять барышню, поющую гимн?!» Тогда же меня спросили: «Будешь играть на контрабасе?» Я кивнула. Слово-то какое, если вслушаться: контра-ба-а-а-с! Конечно, я даже не представляла, что это. И когда впервые увидела огромный инструмент, неделю бегала от учителя со слезами на глазах. Сейчас у меня мечта написать Концерт для контрабаса. Я к ней осторожно подбираюсь. Вот недавно написала Концерт для виолончели. Мне его заказало в Германии одно издательство. Напишу и для контрабаса. Обязательно.

— Могли стать спортсменкой, а стали композитором?

— Да. Но, между прочим, я за нашу музыкальную школу-интернат и как спортсменка все время боролась. Бегала дистанции большие и малые, прыгала вверх, вниз, вправо, влево. Очень активная была. И очень сознательная. Меня в пять утра будили на тренировки. На улице буран, а я должна с тренером бегать круги.

В интернате нас все время кормили гречневой кашей, я и не знала, что еда бывает какой-то другой. Зато сейчас этому опыту очень благодарна. Смотрю на людей моего возраста — мне 60, у кого-то давление, у кого-то сердце, а меня в детстве так напихали гречкой, что до сих пор хватает. Чувствую себя очень здоровой. Ну и работящей была, конечно. С 11 до 19 лет по 8 часов занималась фортепиано. Учила русский и казахский. Потом снова «добивала» себя спортом: бегала, прыгала, сдавала нормы ГТО, отстаивала честь школы на олимпиадах.

«У меня в мае в Сиэтле было выступление перед тысячами людей. На английском языке читала лекцию о колыбельных мира» «У меня в мае в Сиэтле было выступление перед тысячами людей. На английском языке читала лекцию о колыбельных мира»

«К ФОЛЬКЛОРУ МЕНЯ ПОДТОЛКНУЛА ЮЛДУЗ НАКИЕВНА ИСАНБЕТ»

— Языки трудно давались?

— С русским помню случай. Продают конфеты, у меня даже деньги есть, чтобы их купить, а я не могу словами сказать: «Вот мне эти конфеты, пожалуйста». С тех пор изучение любого языка для меня — это способ доказать себе: «Я могу!»

— Сколько языков знаете сейчас?

— Старотатарский, казахский, русский, во время диссертации немного изучала турецкий, ну и английский. Осталось выучить монгольский и испанский. Подумывала о китайском, но зачем? Сейчас же все китайцы говорят по-английски. У меня в мае в Сиэтле было выступление перед тысячами людей. На английском языке читала лекцию о колыбельных мира. Справа — пять американцев, слева — пять американцев, а я им: «А сейчас мы споем колыбельную XIX века, которая пришла к нам из Британии...». И они пели, каждый — свою.

«Тема лекции была придумана на основе песен колыбельных, свадебных и похоронных. Я назвала лекцию «Темы любви» «Тема лекции была придумана на основе песен колыбельных, свадебных и похоронных. Я назвала лекцию «Темы любви»

— ... про шведский не забыли?

— Нет. В 1996 - 1997 годах у меня действительно был грант на целый год в Швеции в Королевском колледже. Преподавание велось на шведском, я его не понимала, но мне сказали, что к концу года я должна по-английски прочитать лекцию о татарской музыке. Возилась я с этой лекцией, составляя ее по одному предложению, целый год. Потом все вызубрила наизусть и прочитала, а в конце добавила: «Ни о чем не спрашивайте меня — все равно ничего не пойму».

Тема лекции была придумана на основе песен колыбельных, свадебных и похоронных. Я назвала лекцию «Темы любви». Идея была в том, чтобы вот этот давний фольклорный материал обставить двумя профилями: «Песни жизни» — «Песни смерти». Вообще, к фольклору меня подтолкнула Юлдуз Накиевна Исанбет. Я ей благодарна за то, что она первая увидела во мне нечто большее, чем то, что я собой представляла. Кстати, она первая мне сказала: «У тебя громадный фольклорный материал, вот делай-ка кандидатскую диссертацию». Я уже взрослой пошла для этого в Институт истории Академии наук, где училась под началом Рафика Мухаметшина, он сейчас ректор Исламского института.

— А тема вашей диссертации?

— Тема была связана с днем рождения пророка у татар-мусульман. Это очень интересно вот в каком плане. Татары же смогли сохранить свою религию. В условиях очень большого пресса. При этом они сохраняли под видом обряда и произведения культуры, которые становились частью мусульманского календаря.

Так вот, в XIV веке была очень распространена поэма тюркского поэта Сулеймана Челеби. Название поэмы «Маулит ан-Наби». Поэма вся поется от начала до конца. Я переводила слова. Расшифровывала музыку. На протяжении 600 лет этот художественный текст был адаптирован в религиозных мусульманских обрядах. Я как бы изучала религию, в которую сознательно и очень хитро был введен элемент искусства. Из этого произведения татары сделали как бы религиозный театр. Священник исполняет эту поэму, как бы находясь на сценической площадке для оперы-монолога.

«Они пели колыбельную, каждый — свою» «Они пели колыбельную, каждый — свою»

«ЖИГАНОВ СОГЛАСИЛСЯ ВЗЯТЬ МЕНЯ В КОНСЕРВАТОРИЮ БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ»

— Сокровенное знание! А вообще в Казань вы как попали?

— Еще одна случайность. Когда я окончила карагандинскую музыкальную школу-интернат, меня по распределению послали в Башкирию, в Аскинский район, где я в школе должна была преподавать музыку. Я должна была ехать в Уфу в 12 часов, но что-то не так поняла, потому что уфимский поезд отправлялся в полночь, а я оказалась на вокзале в полуденное время. И в полдень поезд шел в Казань. Тетка мне и говорит: «А чего ты будешь ждать полсуток? Давай поезжай в Казань, там пересядешь на другой поезд и доберешься до Уфы». Я села и поехала.

В Казани сразу отправилась в консерваторию. У меня была малюсенькая, на тысячную долю процента надежда попробовать сюда поступить, так как диплом спецшколы давал мне вроде бы такое право. В консерватории меня «поймал» Анатолий Борисович Луппов. Прослушал. Видимо, что-то ему любопытным показалось в том, что я ему спела-сыграла. А к нему меня привели Белялов или Яруллин, не помню. И вот я «шлепнулась» со своими какими-то древними, кочевническими дистанциями звуков. Видимо, это было чем-то необычным в сравнении с тем, чему учили здесь. В 1974 году здешняя «школа» была однотипной, что ли. Ну вот Луппов и отвел меня к Жиганову, который согласился взять меня в консерваторию без экзаменов, при этом настоял, чтобы два курса я тут обучалась и по классу контрабаса, и по классу композиции. Мне было тяжело. Я сказала Жиганову: «Мне же надо еще и казанских студентов догнать!» В начале был жуткий комплекс неполноценности.

— Что для вас быть композитором?

— Не знаю. Нравится. Я и сейчас пишу музыку, потому что люблю это занятие. Смотрю на некоторых эмигрантов: вот люди уезжают в Америку, чтобы купить дома, машины, обзавестись имуществом, потом смотришь на них: «А зря». Жить только имущественными интересами очень скучно, по-моему. Мне знакомые, которые эмигрировали раньше меня, сразу сказали: «Вот чем ты занималась в России, тем продолжай и здесь заниматься».

«Меня приглашают в самые разные группы, где много смешанных татар: есть татары, принявшие христианство, есть полуузбеки-полутатары, полуказахи-полутатары и так далее» «Меня приглашают в самые разные группы, где много смешанных татар: есть татары, принявшие христианство, есть полуузбеки-полутатары, полуказахи-полутатары и так далее»

— И чем же вы занимаетесь?

— Преподаю в Сиэтле композицию. Там есть такой Сentral Сommunity College, где учат не музыкантов, а людей разных технических и научных профилей. Но много студентов сами хотят научиться сочинять. Мой курс рассчитан на три месяца. И вот я объясняю студентам композицию, начиная с того, что каждый человек может быть композитором, поэтом. Только надо уметь слушать себя и слышать мир. Главное, что я им внушаю: надо страшно любить себя. Верить в себя.

Там есть такой композитор Ганс Зиннар, он пять-шесть уроков музыки взял, а сейчас работает в Голливуде. Там же музыкальный бизнес совсем другой. Надо дружить с продюсерами, режиссерами, сценаристами. Если эти условия выполнены, ты как композитор придумал пару-тройку мелодий, потом вызываешь аранжировщиков, и они твою музыкальную идею оркеструют. Еще занимаюсь музыкой с тинейджерами, детьми моих друзей. Приучила их к Малеру. Конечно, в Сиэтле есть симфонический оркестр, но не все же туда бегают. Молодежи-то подавай свое — рэп, попсу из наушников. А я их «подсадила» на Малера. Люблю его очень.

«Татары из Узбекистана, из Киргизии, из Монголии, из Китая, из Японии. Татарская диаспора огромная: там и компъютерщики, и инженеры, и «боинги» конструируют. Кого только нет» «Татары из Узбекистана, из Киргизии, из Монголии, из Китая, из Японии. Татарская диаспора огромная: там и компьютерщики, и инженеры, и «Боинги» конструируют. Кого только нет»

«ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА ОГРОМНАЯ»

— То есть музыка продолжает оставаться вашей профессией?

— Да нет. Не только. Я зарабатываю переводом: у меня лицензия переводчика. Часто приглашают в школы, где учатся дети эмигрантов из России. Все-все: узбеки, казахи, русские, татары. Свой экзамен для этой лицензии я сдавала пять раз. Просто один человек сказал: «В Америке главное — быть дотошным. Не сдашь один раз, идешь второй, третий...» А еще я читаю Коран.

— Кому читаете?

— Там же очень много татар! Татары из Узбекистана, из Киргизии, из Монголии, из Китая, из Японии. Татарская диаспора огромная: там и компьютерщики, и инженеры, и «Боинги» конструируют. Кого только нет! Поскольку я изучала Коран, меня часто просят его читать в самых разных жизненных ситуациях. Например, кто-то заболел, или людям важно похоронить родственника по татарскому обряду, я в этом участвую. Я же изучала ритуалы мусульманские. Например, если человек плохо себя чувствует, надо приходить и читать 36-ю главу Корана: облегчаешь человеку душу во время болезни. А на кладбище надо рассказывать про маршрут души умершего. Что и как с нею происходит. Неважно, верующим людям я это говорю или атеистам. Я же не как священник там читаю, а как ... не знаю... ученый, что ли.

Меня приглашают в самые разные группы, где много смешанных татар: есть татары, принявшие христианство, есть полуузбеки-полутатары, полуказахи-полутатары и так далее

— А что вы на кладбище говорите?

— Внушаю родственникам, что мертвые не любят, когда по ним плачут, потому что они чувствуют себя в холодной воде. Мертвые до 40 дней вообще не чувствуют, что они мертвые. Они не понимают, что душа от тела отделилась. И они все время пытаются разговаривать с нами. Мы не знаем, как и что ощущают мертвые. Но мы должны горевать не по одному — это ведь очень больно, а вместе, сообща. Третий день важен, потому что после того, как кого-то похоронили, три раза должно солнце подняться. Потом пять дней, семь дней, девять дней. По большому счету это делается для тех, чей близкий умер. Моя задача — успокоить людей. Одну женщину похоронили: она год лежала с тяжелой болезнью. Муж падал без сил, но с кладбища ушел улыбаясь. Я его заставила улыбаться.

«Весна в Сиэтле» «Весна в Сиэтле»

«В ЦЕНТРЕ СИЭТЛА — ТОЛЬКО Я, БОМЖИ И ЧЕРНЫЕ»

— Сами американцы вам интересны?

— Конечно. Выясняя, что любят американцы, я, например, обнаружила удивительные вещи. Они очень любят запах свежего хлеба. А еще — запах лаванды. Там килограмм сушеной лаванды стоит 100 долларов. Я стала выяснять, почему американцы этот запах любят. Оказывается, это запах сонного оберега: ирландско-британская традиция древняя. А еще они очень любят ваниль. Я раньше ее терпеть не могла, а сейчас очень полюбила ванильное мороженое.

— Вам уютно в Сиэтле?

— Это красивейший город мира. Там много людей, но их не видно, потому что кругом океан, горы, вулканы и жители как бы рассредоточены по красивейшему природному ландшафту. А в центре Сиэтла — только я, бомжи и черные.

«Америка проглатывает всех. Там всем есть место. Там никто не пропадает» «Америка проглатывает всех. Там всем есть место. Там никто не пропадает»

Смешно, но вспомню. Когда мы в 2001 году в Казани обсуждали в семье, послать или нет заявку на грин-карту, дети мне сказали: «Ты тут безработная, так какая же тебе разница, быть безработной в Казани или в Америке». Все-таки хорошо иметь умных детей! Америка проглатывает всех. Там всем есть место. Там никто не пропадает. Попрошайничают американцы третьего поколения. А эмигранты первого поколения зубами цепляются за все возможности.

Но я всегда говорю: там физически очень уютно. А здесь мне душевно уютно. В Швеции, когда записывала шведских татар и узнала, что они туда попали через Китай — уходили от советской власти, я как-то особенно поняла за что они благодарны судьбе при том, что не ругают Россию. Меня спрашивают: где татарам живется лучше? А нигде. Потому что никто нигде не живет просто и безоблачно. Это надо понимать. В Америке надо брать сумасшедшие кредиты под дома, имущество, а сколько требуется денег, чтобы выучить детей. 200 тысяч долларов для обучения в вузе. Там все в долгах как в шелках.

Жизнь там удобная, но не надо думать, что она простая. За все надо платить. Мы живем в ХХI веке. Мир настолько технологически продвинулся сейчас. Я, можно сказать, после колхозных граблей скакнула в Сиэтл, супертехнологичный город. Но и мне пришлось учиться по-новой: и языку, и компьютеру, и айфону, и прочим вещам.

«Сиэтл цветет» Сиэтл цветет

«ХОЧУ УСТРОИТЬ РАЙ НА ДЕНЬГИ КАПИТАЛИСТОВ»

— Расскажите про ваше радио.

— Это мой интернет-сайт с такой составляющей, как радио. Называется tatars.com. Сын мне, конечно, помог сделать его. Подключил магнитофон, семь микрофонов. Мое радио слушали в Италии, в Аргентине, в Мексике. В Мексике есть татарин, который работает в полиции менеджером. Как я это узнала? А есть такая программа, которая позволяет видеть, кто и откуда принимает мой сигнал. Так вот меня слушали по 200, по 300 человек в день. Я общалась со всем миром. Сейчас на время эта идея заморожена. Но вот вернусь и снова буду трясти сына. Потому что должна записать-напеть-рассказать все, что знаю сама. Буду ставить эти записи и разговаривать с соотечественниками по-русски, по-английски и по-татарски. Хотя правильнее, наверное, распространять знания о татарах по-английски.

«Путешествие. Дорога в Долину Смерти» «Путешествие. Дорога в Долину Смерти»

— Ну а соцсетями пользуетесь?

— Завела профиль в «Фейсбуке». И меня сразу группа одна заинтересовала: они изучают проблемы онкологии, а мне всегда было интересно устройство человеческого тела. Почему у одних людей организм запускает программу «самоуничтожения», а у других нет? Узнала потрясающие вещи. Например, если жевать черемуховые и вишневые семена, которые 10 лет назад считались чуть ли не ядовитыми, то они, будучи источником мощного антиоксиданта, уничтожат раковые клетки.

Ну а еще «Фейсбук» позволяет мне быстро узнавать, где сигнал моего радио принимаются, а где нет. Недавно человек из Италии написал, что мое радио у него ловится, а где-то в Аргентине — нет, следовательно, нужны дополнительные настройки. Попросила сына — сделал. А как бы я без «Фейсбука» могла получить такую срочную информацию? Для меня это средство быстрой связи. Но я вот что скажу: люди, которые сидят в соцсетях, очень быстро просеивают огромную информацию. Но у них нет моего опыта долгого прохождения собственными ногами по огромным пространствам, у них знания людей. И мне, например, очень любопытно соединять технологический опыт этих людей с каким-то архаическим, что ли, моим опытом.

«Путешествие. Штат Айдахо» «Путешествие. Штат Айдахо»

— Напоследок поделитесь своими мечтами?

— Очень хочу поехать в фольклорную экспедицию в Монголию. Еще мечта — поехать к нивхам, это народ с той стороны Ледовитого океана, их всего 4,5 тысячи человек. Всегдашняя мечта — чтобы меня исполнял симфонический оркестр Татарстана. А еще мечта — сделать в Сиэтле фестиваль «Фиолетовая флейта». Там же самые красивые закаты. И вот — представляете — розовый закат, повсюду много лекарственных растений, и каждый газон источает свой особенный запах, а на деревьях сидят девочки-флейтистки в фиолетовых платьях и играют колыбельные народов мира. Мне важно, чтобы соединились запахи и музыка и чтобы вечерние безумно красивые облака всему этому стали бы естественно-природным оформлением. Красиво, да? Хочу устроить рай на деньги капиталистов. У них есть деньги. У меня — идеи.

Масгуда Исламовна Шамсутдинова родилась 1 июля 1955 года в деревне Кшлау-Елга Аскинского района Башкирской АССР. В 1961 году переезжает в город Караганда (Казахстан) и поступает в среднюю специальную музыкальную школу для особо одаренных детей. В 1974 году Шамсутдинова была принята на первый курс Казанской государственной консерватории по классу композиции в класс профессора Луппова.

Со времени окончания консерватории в 1979 году Шамсутдинова работала звукорежиссером на казанской студии телевидения (1979), заведующей музыкальной частью в Казанском государственном театре кукол (1980 - 1985), музыкальным редактором телевидения (1985 - 1991), заведующей кабинетом музыки народов Поволжья Казанской консерватории (с 1991 года). В 1982 году она становится членом союза композиторов Советского Союза.

В 1996 - 1997 году обучается в Королевском колледже музыки в Стокгольме (Швеция) на департаменте фольклорной музыки. В течение 9 месяцев ею были прослушаны следующие курсы:

  • фольклорная музыка Швеции;
  • фольклорное пение;
  • фольклорное исследование и исполнительство;
  • анализ фольклорной музыки и певческого стиля;
  • стилистические проблемы фольклорной музыки и др.

В 2002 году она защищает кандидатскую по философии в Санкт-Петербургском университете. С осени 2002 года проживает в городе Сиэтле (США). Однако не теряет связи с Россией — готовит премьеры своих новых сочинений для исполнения на родине.

В творчестве Масгуды Шамсутдиново можно выделить несколько символически важных понятий: этнос, ислам, творчество. В этих словах заключается все: тип мышления, источник вдохновения, форма и метод. Им подчинены также характерные черты стиля. Ее произведениям свойственна жанровая оригинальность, неизменная интонационная связь с татарским фольклором. Академическое мастерство особенно проявляется в симфонических произведениях, которые великолепно оркестрованы, поражают богатством гармонических красок. Также ее стилю присущи полифоническое мышление и яркий национальный колорит.

В 1990-е годы в России процесс возрождения национальных традиций, религиозных обычаев принимает характер повсеместного движения. Масгуда Исламовна одна из первых начинает сочинять на сюжеты из Корана — это кантата «Дети Адама» (1993), успешно исполнявшаяся камерным хором под упралением Алевтины Булдаковой в Швеции, Финляндии, Германии. Новизна ощущается во всех произведениях этого периода: непривычные формы, жанры, темы, сюжеты, типы исполнения ( в «исламских» сочинениях автор часто играет роль главного исполнителя).

Хроника фестивалей и съездов, в которых Шамсутдинова принимала участие за последнее десятилетие:

1991 — фестиваль «Новая музыка композиторов Татарстана»;

1992 — международный фестиваль японской и татарской музыки;

1993 — международный фестиваль «Европа-Азия»;

1995 — международный фестиваль хоровой музыки в Швеции;

2000 — фестиваль «Панорама музыки России»

На каждом из этих музыкальных форумов композитором были представлены новаторские сочинения. Это достаточно напряженный и объемный по количеству сочинений период творчества. Масгуда Шамсутдинова неоднократно становилась лауреатом конкурсов в 1994-м: 2-е место в республиканском конкурсе детской песни «Жаворонок», 1-е место за музыку к спектаклям «Итиль суы как торур», «Ак калфак» и др. На международных фестивалях тюркских театров «Науруз» (Казань, 2002) и «Арт-Орда» (Бишкек, 2003) она также была признана лучшим композитором.

Среди произведений в стиле «новой волны» возрождения национальной традиции выделяются «реставрации» татарских мусульманских и языческих обрядов и праздников, а также легендарно-исторические сюжеты:

  • рок-фольк-сюита «Махди» — 1989;
  • баит «Кыйссаи Сююмбика» — 1991;
  • мистерия «Корбан-байрам» — 1992;
  • кантата «Дети Адама» — 1993;
  • балет «Кемеш кашык болытта» — 1994;
  • татарский языческий обряд «Карга боткасы» — 1998;
  • «Брачные танцы гусей» — 1999;
  • симфония-поэма «Дастан» — 1999;
  • оратория-балет «Кадер кич» (сама автор кратко называет это произведение «Рамазан» по названию священного месяца мусульман) — 2000;
  • симфония №2 «Ибн-Фадлан» — 2001;
  • симфония №3 «Чингиз Хан» — 2004;
  • симфоническая поэма «Дервиш» — 2005;
  • систерия «Гимн пророку Мухаммаду» (Маулид ан-Наби) — 2005.

Особенно плодотворной областью творчества является музыка для театра — более 30 драматических, комедийных спектаклей в разных театрах Татарстана и Башкортостана. Музыка к двум художественным фильмам.

Отдельная группа произведений — детские, многие из которых Шамсутдинова сочинила по просьбе творческих коллективов, работающих в фольклорном направлений:

  • оперетта «Коза и Баран» по мотивам сказки Тукая — 1980;
  • симфоническая сюита «Сказки Тукая» — 1987;
  • кантата «Фатима и Соловей» — 2001;
  • сюита для фортепиано «Деревенское детство мое»;
  • хоровой цикл для детей «Зоопарк» на стихи Шавката Галиева;
  • музыка к спектаклю «Волшебная поляна»;
  • музыка к спектаклю «Волшебные сны Апуша».

Вокальная лирика Шамсутдиновой — это объемное собрание песен и романсов, вокальных циклов. Среди наиболее заметных циклы на стихи Тукая «Мехеббет жырлары», Равиля Файзуллина «Тик язлар кабатлана», фольклорно-вокальный цикл «Махаббатнамэ», вокальные сцены на темы татарских народных свадебных обрядов «Нуры-Судур».

Масгуда Шамсутдинова постоянно изучает фольклор народов мира, интересуется проблемами религии и философии. Ее деятельность не замыкается рамками музыкального творчества, она пишет статьи, подготавливает книги, принимает участие в конференциях, фестивалях и конкурсах.

В рамках обучения в Швеции ею были подготовлены радиопередачи о профессиональной и народной музыке Татарстана и Башкортостана. Также в Америке она провела лекции и радиопередачи о национальной музыке Татарстана и Башкортостана. Шамсутдинова становится композитором и общественным деятелем, осознающим свою национальную принадлежность не только в рамках своей страны, но гораздо шире — в масштабах мировой культуры.

Определенным итогом научной работы Масгуды Имсламовны является диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата философских наук «Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья», которое она успешно защитила в 2001 году в Санкт-Петербургском государственном университете.

Многие литературные труды Шамсутдиновой также посвящены исламским традициям в татарской культуре.

В 1993 году композитору было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Татарстана.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (133) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.08.2016 11:49


После Америки какое впечатление от Казани и ее жителей?
— Ох. И приятные, и не очень. В автобусе смотрю на стариков и вижу, что стареют они как-то по-темному, устало.
- пенсию получают по 7тр тут не только почернеешь а побелеть можно..

  • Анонимно
    14.08.2016 09:34

    А что на историческую Родину не возвращается? Не хочется?

    • Анонимно
      14.08.2016 11:17

      Чтобы стать рабыней нашего минкульта и бестолковых начальников разного ранга? Разве вы не почувствовали, что она СВОБОДНЫЙ человек? Именно такие и уезжают в штаты.

    • Анонимно
      14.08.2016 12:00

      Вы же читали интервью. Абсолютно воздушный человек. Таким у нас втройне сложней, чем прагматичному человеку.

      • Анонимно
        14.08.2016 12:42

        воздушный прям в точку!

      • Анонимно
        14.08.2016 16:38

        По-моему уедет как раз прагматичный - собрался, - легко! - и уехал. А воздушный будет страдать, но никуда со своей родины не уедет.

    • Анонимно
      18.08.2016 13:03

      У нас трудно заработать даже на проживание.

  • Анонимно
    14.08.2016 09:53

    кто ж из США вернётся?? вы в своём уме!?

    • Анонимно
      14.08.2016 10:01

      Почему бы нет? Она же переживает за татарскую культуру,пускай приезжает,вместе будем переживать....

      • Анонимно
        14.08.2016 11:47

        Вот тут только переживают и ничего более. Говорильня одна, а, заметьте, самые переживающие только богатеют и при этом детей и внуков учат за границей, на английском и французском языке, там же покупают особняки и туда же отправятся жить, а татарскому народу лапшу то про язык вешают, то про ЕГЭ. И всегда виновата Москва во всем.... как-будто в Москве запрещают татарам в семьях говорить и писать на родном языке.

        • Анонимно
          14.08.2016 12:26

          Вы о чем? Кто будет говорить с дитем в семье, если родители сами ни бум-бум!
          Учиться на родном языке святое право каждого гражданина, а всемерно содействовать этому- долг государства!

          • Анонимно
            14.08.2016 14:55

            Лично за святое право. За татарское ЕГЭ. Только бы в русских классах татарским языком детей не мучили

            • Анонимно
              14.08.2016 15:14

              Вот , наконец то, и от русских мудрое высказывание появляются. Надо вернуть ЕГЭ на татарском языке и тем самым процесс закрытия татарских школ замедлится тем самым отрегулировать преподавания языку в русских школах.

        • Анонимно
          14.08.2016 12:36

          Про ЕГЭ это не лапша, а мина замедленного действия. Человек должен иметь право сдать экзамен на родном языке. Если этого нет, то это дискриминация.

          • Анонимно
            14.08.2016 13:50

            Что вы все пристали к ЕГЭ. Именно ЕГЭ дает возможность поступать умным детям в любой вуз страны. Вспомните, как раньше вступительные экзамены проходили. Можно было "по блату" любого протащить. А умные и талантливые дети могли остаться за бортом. И оставались. Сколько казанских в Москве учится, в Питере. Мы, в 80-е , и не совались туда. А сейчас такие возможности открываются перед выпускниками...

            • Анонимно
              14.08.2016 14:11

              Зачем это ЕГЭ, если он начисто уничтожает систему национального образования татарского народа, имеющую многовековую историю?

              • Анонимно
                15.08.2016 04:49

                Ради Аллаха, какая многовековая история? Вы где ее читали? На скорую руку написали после 1991 года, а ля сказку. Жаным, не смеши, прекрасно помню когда историю Татарстан а ввели первый раз в школе.

                • Анонимно
                  15.08.2016 08:43

                  Я вам посоветовал бы прочитать семитомную историю татар, состоящая из коллектива историков под руководством Рафаиля Хакимова и мнение ваше моментально поменяется.

                  • Анонимно
                    15.08.2016 09:01

                    Если семитомник поддержит АН России. А так у нас демократия - все могут писать, то что захочет

                    • Анонимно
                      15.08.2016 09:35

                      АН РФ уже нет как таковой. А еще раньше все академики-историки переругались и нет единого мнения об истории вообще и отечественной в частности.

                • Анонимно
                  15.08.2016 09:27

                  А что, мектебы и медресе, работавшие при мечетях, разве не национальное образование? Они возникли со времен принятия Ислама и это о них писал Карл Фукс.

            • Анонимно
              15.08.2016 11:08

              А вы знаете, сколько реально бюджетных мест остается для обычных детей? процентов 15 от заявленных, остальные - целевики, так называемые, т.е. те, кто якобы очень нужен в будущем разным бюджетным организациям (особенно в медицинском практикуется). Можно догадаться, кто попадает в эти списки, и это явно не дети простых людей...причем результат ЕГЭ у них как правило намного ниже, чем у поступающих на общих основаниях...вот так. У нас в России блат везде лазейку найдет. Потом заканчивают эти "целевики-халявщики" и всеми способами отмахываются, чтоб не работать в тех городах и больницах, за счет которых учились...

              • Анонимно
                15.08.2016 13:32

                А причем тут национальное образование татарского народа?

          • Анонимно
            14.08.2016 15:43

            14.08.2016 12:36 у сына в классе учатся чуваши, евреи, фин... если они упруться и будут требовать ЕГЭ на родном языке?

            • Анонимно
              14.08.2016 16:00

              Татарские школы существуют спокон веков, стало быть, стало быть и ЕГЭ у них должно быть на татарском языке. Передергивать не надо, дескать, учатся "чуваши, евреи, фин...".

            • Анонимно
              14.08.2016 16:07

              А мы что в Чувашии, Израиле или Финляндии находимся? Нет, в Татарстане. Или коренной народ здесь так, пятое колесо в телеге?

            • Анонимно
              15.08.2016 06:09

              Единственные национальные школы с советских времен сохранились в Татарстане и Башкортостане, с отменой ЕГЭ и эти школы стали закрываться. Как могут чуваши или удмурты упираться при отсутствия своего национального образования.

            • Анонимно
              18.08.2016 13:07

              Каждый просит родной язык только в своей республике.

      • Анонимно
        14.08.2016 12:42

        за татарскую культуру уютнее переживать в сша. зачем ей все это воочию?

    • Анонимно
      14.08.2016 14:18

      Я абсолютно в своем уме вернулась и США. Мне там не понравилось)

      • Анонимно
        15.08.2016 15:01

        А кто не смог найти себя там - становится патриотом своей страны. (с) М.М. Жванецкий

      • Анонимно
        20.08.2016 21:42

        И мне тоже не понравилось!

  • Анонимно
    14.08.2016 09:54

    я тоже подал документы на трудовую эмиграцию в Канаду.

    • Анонимно
      14.08.2016 22:55

      У меня родственников татар очень много в Канаде, отличная страна и выбор

  • Анонимно
    14.08.2016 10:03

    Минем дә сезнең әсәрләрне Татарстан симфоник оркестры башкаруында бик ишетәсем килә. Тик моны аңларлык кеше бармы икән Казанда?! Иркә.

  • Анонимно
    14.08.2016 10:20

    К сожалению дирижеров много типа Сладковский, Абязов .., но как рахлин мансуров уже нет. Масхуда исламовна, продолжайте писать, творить! Сейчас в Татарстане только будет играть на ваши же финансы. Мы вас любим! Так держать! У вас нет пиара . Вам бы вернуться в роли председателя союза композиторов республики Татарстан . Господин Калимуллин и его псевдокомпозиторы погубили этот союз . От союза осталось одно только название. Вы это прекрасно знаете,но про это ничего не говорите... Удачи и здоровья вам!!!

  • Анонимно
    14.08.2016 10:24

    Как всегда у татарской творческой интеллигенции: нет места талантливому: Фарида Яруллина на фронт командиром роты, а Масхуду в Штаты

  • Анонимно
    14.08.2016 10:38

    А я бы ответила - везде! Потому что от национальности это не зависит.

  • Анонимно
    14.08.2016 10:38

    Всё это шлак!
    Кто же вернётся с Америки!
    А я Вам скажу....! Вернётся с Америки только сильный духом человек. Без всякой разницы как и по какой причине он там оказался.
    Америка - омерзительная, нестрашная, очень грязная и не опрятная страна!
    Те кто говорят что в Америке лучше чем в России - это низкие по культуре, нравственности, и слабые духом люди!
    Не надо искать идеала извне, каждый создайте идеал у себя - в душе, дома, городе, республике или в области.
    Самое главное - не будьте равнодушными ни к чему окружающему вас в России

    • Анонимно
      14.08.2016 11:16

      ты в США то был?

    • Анонимно
      14.08.2016 11:29

      Я пытался создать идеал у себя, но в сосед справа в подъезде постоянно курит, кто-то периодически мочится в лифте, а соседи справа постоянно скандалят. А можно поконкретней, чем США хуже России? Вот только конкретно, по полочкам?

      • Анонимно
        14.08.2016 15:47

        Возможно, где-то в Н.Йорке происходит тоже самое.

        • Анонимно
          14.08.2016 16:16

          В том-то и дело, здесь это происходит в реале, а там - возможно...

        • Анонимно
          14.08.2016 16:19

          Нет, в Нью-Йоркских подъездах сидят привратники, они не всех пускают, я пожил там и знаю.

    • Анонимно
      14.08.2016 11:41

      "омерзительная, нестрашная, очень грязная и не опрятная страна" - почему-то все что вы описали я постоянно вижу каждый раз бывая в разных уголках России. Конечно понятно, что вы ура-патриот, но замечать и говорить о недостатках своей страны тоже необходимо, иначе ничего не изменится.

    • Анонимно
      14.08.2016 22:18

      не "с Америки", а "из Америки"

  • Анонимно
    14.08.2016 10:58

    Татарам везде живется хорошо, хватит уже ныть

  • Анонимно
    14.08.2016 11:01

    Спасибо за интереснейший материал! Интервью просто потрясающее! Масгуда Шамсутдинова - уникальный и самобытный человек! Новых ей творческих успехов!

  • Анонимно
    14.08.2016 11:12

    Сам факт уезда в США - делает человека "знаменитым"?

    • Анонимно
      15.08.2016 19:13

      Да ладно, сыновьям было необходимо откосить от армии, вот и весь интерес.

    • Анонимно
      19.08.2016 12:07

      для самых образованных: Она уехала из России уже знаменитой. Талантливый человек везде проявит себя.

  • Анонимно
    14.08.2016 11:23

    БО спасибо за интереснейшую статью, взахлёб прочитала. Масхуде Шамсутдиновой долгих лет жизни и творческих успехов. Будем слушать радио

  • Анонимно
    14.08.2016 11:49


    После Америки какое впечатление от Казани и ее жителей?
    — Ох. И приятные, и не очень. В автобусе смотрю на стариков и вижу, что стареют они как-то по-темному, устало.
    - пенсию получают по 7тр тут не только почернеешь а побелеть можно..

    • Анонимно
      14.08.2016 13:05

      Потому что они разочарованы: всех в чем-то обманули в ожиданиях, уровень социального отчуждения высок.

  • Анонимно
    14.08.2016 12:07

    Отличное интервью! Спасибо журналисту.

  • Анонимно
    14.08.2016 12:30

    Вот читаешь комментарии в БО и как в другой мир попадаешь. Все настолько паршиво у комментаторов. Все ноют постоянно. Если что то не сделано то ноют что не сделано. Если сделано что то то ноют что сделано не то. Прям на родине для них клетка. Никто же не держит. И коррупция тут и рабство..... Тетка в 11 лет по русски говорить не могла - виновата система а не родители которые не посчитали нужным дать образование. Все короче виноваты и все плохо и гнусно на родной земле..... А может дело не в том что тут плохо нытикам. Может дело в том что нет понятия просто родной земли, может просто нет связи со своей землей? Не нужно хаять тут все огульно. Как не крути но героиня статьи из неграмотного ребенка выросла в композитора. Получила несколько образований на ненавистной вам родине. Получайте визы, гринкарты и никогда сюда не возвращайтесь. Не мешайте радоваться жизни другим. Не омрачайте своим нытьем.

    • Анонимно
      14.08.2016 14:02

      Уверен, ее связь с Родиной намного крепче, чем у некоторых живущих здесь. Особенно тех, кто не умеет критически мыслить, а все время смотрит в рот начальству, с глазами, в которых читается "чего изволите"!

      • Анонимно
        14.08.2016 19:44

        А что подразумевается под самокретичностью? То что Казань расцвела на федеральные деньги надо критиковать? то что на баумана перестало вонять нечистотами ( помните конечную 1,4,10 троллейбуса, или самокритичные тогда еще из деревень не перебрались?) 1000- летие критиковали. метро ( о ужас сельского жителя) критиковали. универсиада вообще кошмар..... Что я должен критиковать? Шаймиева который не допустил резни в 90-х? то что после ухода восстановил два города? да честь и хвала ему!!!! увековечил себя. критиковать что Казань стала культурным и спортивным центром региона? можно конечно ныть что езжу на трехгодовалой машине по замечательным дорогам и развязкам, но причем тут власть и страна, если я не зарабатываю на то что бы раз в год покупать новый мерседес? критиковать что мой сын помимо школы ходит в замечательные кружки а не бегает с арматурой по улице, кстати раздевая всем недовольных теперь провинциальных самокритиков? Почему я должен критиковать свою жизнь? меня вполне устривает что мы живем и развиваемся. а если не хватает аммиачного амбре в центре города то меняйте город, страну, планету.... хватит порочить своим нытьем мою малую Родину. БО читают и за пределами РТ и РФ. какой негатив вы формируете своими комментариями. Потом по этим. комментам и пишут всякие диванные эксперты про разруху, национализм в Республике.

        • Анонимно
          14.08.2016 21:18

          В статье речь идет о культуре и взгляде на ее отдельные аспекты. Останься Масгуда Шамсутдинова здесь, как сложилась бы ее творческая судьба? Могла бы она так же свободно творить, заниматься творчеством не сводя все к физическому выживанию себя и своей семьи?
          Надо быть объективным, останься здесь, сидела бы она в давно отжившем свое детище советских времен - Союзе композиторов РТ, прошу прощения, болоте, из которого уже десятилетия (!) не выходит ничего путного. Такая же ситуация с союзом писателей, художниками, певцами и т.д. - люди абсолютно зависимы от Министерства культуры, все занятие которого уже давно свелось к проведению Сабантуев. Поэтому господин патриот, ответьте, пожалуйста, где здесь прогресс, где стимулирование творческой деятельности, поддержка талантов?

          • Анонимно
            14.08.2016 21:56

            я ничего не имею против творчества героини статьи. но. если вы внимательно читали интерьвью то она там и не скрывает что вынуждена подрабатывать и переводами и чтением корана. не скрывает что там жизнь в долг. и уж извините мировую известность как то тоже не приобрела. повторюсь что бы меня не обвинили - я ничего не имею против творчества героини. я возмущен комментариями где поливают грязью нашу действительность и не более того.

            • Анонимно
              14.08.2016 23:28

              Но! Там она может свободно творить, заниматься тем, что ей близко, а это главное для творческого развития. Здесь это втройне сложнее, так как материальные вопросы, к сожалению, главенствуют и часто за ремеслом совершенно не остается времени для творческого развития. А там гранты, узкие специализации. Может быть люди на страницах БО не поливают грязью, а объективно критикуют нашу не справедливую действительность?

            • Анонимно
              15.08.2016 01:38

              С чего вы взяли, что ей нужна мировая известность? Просто как я поняла она живет в свое удовольствие, творит и наслаждается жизнью.

            • Анонимно
              15.08.2016 09:47

              21:56 "я возмущен комментариями где поливают грязью нашу действительность..."
              Если вас допустили до распиленной кормушки, сидите и помалкивайте. Подавляющее большинство живет на свои назначенные начальством зарплаты-кутарки.

          • Анонимно
            14.08.2016 22:36

            Творческая судьба и там у нее никакая, просто жить в Штатах гораздо комфортнее. С этим можно согласиться, не зря ей наши пенсионеры не нравятся, от здешней жизни никто не хорошеет.

          • Анонимно
            15.08.2016 19:15

            А что, для коллекционирования колыбельных нужно уехать за океан? Здесь они не коллекционируются?

            • Анонимно
              16.08.2016 10:52

              Ну, британский колыбельных или австралийских вряд ли наколлекционируешь)

        • Анонимно
          15.08.2016 02:59

          О чем ты пишешь, подсчитай сколько РТ в этот период получила денежного довольствия, сколько сама заработала плюс валового продукта (чисто гос деньги) и скольки карманах это растворилось. А ты радуешься своей трехгодовалой тачке.

          • Анонимно
            15.08.2016 23:14

            к чему голословные размышления? есть информация пишите в прокуратуру. они обязаны отреагировать на вашу информацию про чужие карманы. а так голословно можно и вас в воровстве обвинить.

        • Анонимно
          15.08.2016 06:24

          Казань не расцвела на федеральные деньги. основные её достижения - переселение из трущоб, газификация всех населенных пунктов, начало строительства метро и т.д. как раз и началось, когда налоги составляли 50/50, а далее деньги выбивали под различные мероприятия -универсиада, ФИНА и умение встраиваться под какие -нибудь федеральные национальные проекты, в частности в пилотном режиме. Зависимость от центра формирует иждивенчество и безответственность, полную апатию к какой-нибудь самостоятельной деятельности. А зачем? Если надо и так выделять,главное быть смиренным.

    • Анонимно
      14.08.2016 15:17

      Мне кажется вы не знакомы с таким явлением как САМОКРИТИЧНОСТЬ, без которого мы всегда будем наступать на грабли.

  • Анонимно
    14.08.2016 12:31

    Из США рассуждать о наших проблемах проще паренной репы, варианта два: приезжай и вместе будем решать вопросы или живите спокойно где живёте и не надо строить из себя третейского судью

  • Анонимно
    14.08.2016 13:16

    Если бы она писала приличную музыку, ее произведения исполняли бы знаменитые оркестры Чикаго, Бостона и Филадельфии. За 15 лет пребывания в США ничего значительного не создано. Антонин Дворжак всего 3 года пробыл в Америке, за это время написал знаменитую Симфонию №9 "Из Нового Света", Скрипичный концерт си-бемоль минор, два струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой. Конечно, это интересное увлечение - собирать колыбельные песни народов мира, но пока мы не видим, чтобы это выливалось в какое-нибудь творчество. Симфония "Чингисхан" - это дипломная работа Шамсутдиновой, оркестрованная ее педагогом Анатолием Лупповым. К 60 годам уже стало видно, что потолок Масхуды-ханум это музыкальные иллюстрации к театральным постановкам и зрелищам. Но и тут, увы, Голливуд проехал мимо. Знаменитый композитор Ирвинг Берлин (тоже выходец из России) имел два класса образования и не знал нотной грамоты, зато написал 1,5 тысячи песен, 50 из которых мировые хиты, а также написал замечательную музыку к 15 голливудским фильмам. Он сочинял музыку, наигрывая новые мелодии одним пальцем на рояле, а за ним ассистент записывал.

    • Анонимно
      14.08.2016 13:40

      Кстати, В Сиэтле имеется два симфонических оркестра и оперный театр, при том, что населения там примерно в два раза меньше, чем в Казани.

    • Анонимно
      14.08.2016 13:48

      А Дворжак и Берлин родили и воспитывали детей во время своего эмигрантского творчества?

      • Анонимно
        14.08.2016 14:17

        Масхуда родила и вырастила своих детей здесь, в РФ. Туда они уже взрослыми уехали. Берлин попал в США ребенком и вырос практически в нищете, без доступа к образованию. Тем не менее он сумел стать великим композитором. А наша Масхуда очень кичится своей кандидатской степенью, она, к примеру, без стеснения может оборвать человека фразой: "Ты сначала защити диссертацию в Петербурге, как я, чтобы тут мне возражать".

        • Анонимно
          14.08.2016 20:30

          Она правильно говорит про диссертацию. Стыдно про наших диссертантов да еще из клуба про веселых, находчивых

          • Анонимно
            14.08.2016 22:33

            У нее диссертация не лучше, в девяностые и нулевые любую туфту можно было защитить.

          • Анонимно
            14.08.2016 23:19

            Мне доводилось с очень статусными людьми общаться, международного уровня, никто таких, мягко говоря, нескромных аргументов не предъявлял. Это очень ярко характеризует нашу героиню.

  • Анонимно
    14.08.2016 13:48

    Уровень музыкантов в НьюЙорке ( в том числе в других профессиональных областях) - очень высок. Стать лучшим в таких условиях - это очень очень высока планка. Не будьте глупцом, требуя от людей невозможного.

    • Анонимно
      14.08.2016 14:19

      Вот и я говорю, не надо изображать из себя великого композитора, если ничего подобного у тебя нет. Живи без претензий, радуйся колыбельным песням.

      • С другой стороны человек там держит конкуренцию в своей области - не всякий это сможет из тех, кто хотя бы думал это реализовать. Ну а тех комментаторов, кто сам будучи в болоте, тянет туда остальных, я вообще не упоминаю.
        Люди уезжают из Татарстана за творчеством, за признанием, за достижениями. Значит условия здесь таковы, что вынуждают идти на такие риски и брать тяжелую ответственность перед близкими.

        • Анонимно
          14.08.2016 17:07

          В чем и с кем держит конкуренцию Масхуда Шамсутдинова в США?

  • Анонимно
    14.08.2016 14:32

    Попробовала бы она жить в России и заниматься колыбельными песнями... Думаю, была бы как и все старики в троллейбусах.
    А черных в Сиэтле (во всем штате Вашингтон) всего 8 процентов. Их ещё поискать надо!

  • Анонимно
    14.08.2016 14:43

    Похоже, что у Татарстана много еще подобных талантливых личностей,
    хоть пруд пруди; только их и не видно и не слышно пока они живут-работают дома. Выехали за границу -уже ЗАМЕТНЫЕ люди.
    Напрашивается вывод: мы- самоеды или устройство и порядки в республике такие, что "НЕТ ПРОРОКОВ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ" ?
    Аскарович

  • Анонимно
    14.08.2016 15:31

    Человек с семьей рискнул и уехал за границу. В 45 лет. От невозможности здесь найти источник средств для достойного существования. Рассказывает про несладкое сиротское детство и вообще про жизнь.
    Не знаком с ее творчеством и не собираюсь его оценивать. Можно было не давать этот материал в БО. Тогда не было бы поучающих комментов, как ей надо жить. Но я так понял, она без тутошних советников обходится. А вот советники, прожив здесь 16 последних лет в нефтедолларах, которые достались жирным котам, эти советники остались у разбитого корыта. Да не в личной жизни, а масштабе государства. Опять не туда завели вожди. И во всем виноваты ... наши диаспоры?

  • Анонимно
    14.08.2016 15:40

    Прекрасная статья. Очень рад за героиню. На мой взгляд она ничем не хвастается и даже дает понять, что хвастаться нечем. Просто спокойно живёт, занимаясь профессионально своим узким направлением. У нас тоже можно также жить, но у нас таких не любят, талантливых ремесленников, с твёрдой позицией и мощной работоспособностью. У нас пока ещё не сложился подобный рынок труда, нужно превращаться в акулу. Для талантливого человека из мира музыки это неприемлимо.

    • Анонимно
      14.08.2016 16:14

      Здесь в Казани у Шамсутдиновой был режим наибольшего благоприятствования, ей очень благоволила министр культуры Зиля Валеева, как своей землячке. В том-то и дело, человек не умеет систематически работать, всегда фортели разные выкидывала, типа, что захочет "левая нога".

      • Анонимно
        15.08.2016 16:23

        Возможно, я не знал. Слишком вольготные условия (если они имели место быть), тоже не есть хорошо. Я просто имел ввиду, что в целом рынок и публика (клиентура) для подобного ремесла крайне очень малы. Вряд ли можно набрать залы для лекций по колыбельным.
        А по поводу закидонов... К сожалению многим провинциальным творческим людям это свойственно, и домашняя атмосфера не дисциплинирует. Поэтому может и уезжают сильные личности из творческой среды в более дисциплинирующую среду с более широкими рынками.

        • Анонимно
          15.08.2016 17:04

          В общем, это не Дворжак, который за три года пребывания в США написал кучу гениальных произведений. А тут за 15 лет продукции не видно.

    • Анонимно
      14.08.2016 16:43

      ключевое слово "ремесленник".

  • Анонимно
    14.08.2016 16:24

    Читать Коран и учить других-это прекрасно!
    Вот только в вопросе погребения человека надо быть очень щепетильным. Погребение мусульман надо производить по всем канонам, т.е. должен быть произведен обязательный "джаназа-намаз" по всем правилам.
    Лучше муллу пригласить. Если нету муллы, то найти знающего мусульманина. Если "джаназа-намаз" не читается, то это ложится грехом на всех мусульман.

  • Анонимно
    14.08.2016 16:43

    А что такое старотатарский язык?

  • Анонимно
    14.08.2016 17:35

    Молодец, Масхуда!
    ! Я помню её, она к нам в редакцию часто приходила! Такой человек как она нигде пропадет, она всегда была большой умницей!

  • Анонимно
    14.08.2016 17:37

    Очень рада за нее, она все правильно сделала, что переехала в другую страну. Это очень не легко сделать такой выбор, не всем под силу.

    • Анонимно
      14.08.2016 18:35

      Причем тут сила. Мне здесь хорошо. Ни за какие деньги не поеду. Когда был молодым жил на стороне. Хорошо жил, но на Родине лучше.

      • Анонимно
        14.08.2016 19:38

        Ну кто-то довольствуется малым, а кому- то дальше надо развиваться.

        • Анонимно
          14.08.2016 22:38

          Я бы не сказал, что она сильно развилась, как носилась с разным сумбуром, так и продолжает носиться.

          • Анонимно
            15.08.2016 09:20

            Главное, чтобы это ей нравилось. Не потерялась же в чужой стране, нет, работает и наслаждается жизнью. Чувствуется легкость и оптимизм. Живет очень интересно. Молодец!

  • Анонимно
    14.08.2016 17:39

    Любопытный материал.

  • Анонимно
    14.08.2016 19:01

    Масхуда, мы тебя не забываем.Здоровья и творческих удач тебе в жизни.

  • Анонимно
    14.08.2016 21:22

    Умная женщина, дай Аллах Вам здоровья и процветания!!

  • Анонимно
    14.08.2016 21:56

    Всегда хорошо там где нас нет.

  • Анонимно
    14.08.2016 22:27

    Уважаю таких, как она..) Слава богу, что она не здесь! Дай бог ей удачи и благополучия)

  • Анонимно
    14.08.2016 22:29

    Уехала ради детей скорее всего

  • Анонимно
    14.08.2016 23:28

    Творческого долголетия, благородных свершений, семейного счастья и обязательно развивать татарское радио!

  • Приятно читать статьи о хорошем и счастливом человеке. Пускай даже из США, это её выбор, никто не в праве её судить. Мне она очень импонирует,-занимается созидательным трудом, культурно и духовно развита (по мне, так это основные вещи чем люди должны заниматься). Я был бы рад если такие статьи почаще появлялись на БО, надеюсь такие найдутся (и даже у нас в Казани).
    В Вам апажаным, исянлек саулык хэм бэхет)

  • Анонимно
    15.08.2016 01:46

    Масгуда, мы тебя очень любим, желаем успехов!
    Спасибо тебе за симфонию Чингиз-Хан, вообще за все произведения!
    В Татарстане у нас нет ни одного композитора с вашим размахом, ни одного композитора, который бы так много работал на темы татарской истории, татарской фольклористики.

    • Анонимно
      15.08.2016 09:57

      А что, её сочинения "наши" совсем не исполняют? Почему?
      Слово - муз. критикам!
      Просветите публику.

      • Анонимно
        15.08.2016 10:54

        Почему-то ее произведения ни "наши", ни "ваши" не исполняют. Что-то в "консерватории", наверное, надо подправить.

  • Анонимно
    15.08.2016 11:32

    интересная статья об интересном человеке с образцом мировоззрением. БО, так держать!

  • Анонимно
    15.08.2016 15:16

    Удачно набросила из-за океана.

    Думаю, найдется какой-то Фонд помощи малым национальностям, который поможет ей в финансировании....

  • Анонимно
    15.08.2016 16:14

    Хорошая)))

  • Анонимно
    15.08.2016 19:12

    /Это симфонический цикл. «Тамгалар» по-татарски. Когда человек послушает это, он скажет: «Ба, это же татарская музыка». Хотя там нет такой дежурной пентатоники и ничего похожего на Сабантуй с колокольчиками. Сейчас в этом цикле уже готовы 8 частей./
    Да, хорошо, что люди поднимаются выше, оставаясь верными своим корням.

  • Анонимно
    15.08.2016 20:19

    1) нужна ли Масгуда Шамсутдинова Татарстану и 2) вернется ли она обратно? Для тех, кто помнит, какие представления на открытом воздухе: на Ц.стадионе, на набережной Казанки композитор ставила вместе с режиссером Дамиром Сиразеевым 25 лет назад, ответ будет очевидный. В Татарстане больше нет творцов, способных повторить "Махдий" или "Чингисхан". Сравните теперь с непотребным зрелище открытия и закрытия универсиады, ЧМ по водным видам спорта и т.д. И обязаны мы этим упомянутым в этом обсуждении людям, которые уже десятилетиями якобы "выводят культуру Татарстана на новые орбиты". Поэтому из года в год бюджет Татарстана выбрасывает огромные средства на оплату аппетитов бессовестных гастролеров, которые водят за нос наше руководство культурой, чей уровень так и остался на уровне школьных культпоходов. Думаю, останься Шамсутдинова в Казани, она со своей принципиальностью и идеализмом давно бы оказалась персоной нон-грата в минкульте, как например, другой замечательный композитор Луиза Батыр-Булгари.

    • Анонимно
      15.08.2016 23:00

      Луиза Батыр-Булгари своими несколькими песенными хитами навсегда вписала себя в анналы татарской музыкальной культуры. У Масхуды Шамсутдиновой и близко нет ничего похожего. "Чингизхан" - это ученическая проба пера, которую автор не смогла даже самостоятельно оркестровать. Это сделал за нее ее педагог Анатолий Луппов. Увы, "Магдий" оказался одноразовым произведением, вряд ли его кто-нибудь способен воспроизвести, а Дамира Сиразиева, увы, среди нас уже нет.

      • Анонимно
        16.08.2016 09:24

        Врете как всегда. Батыр-Булгари не сочинитель пары хитов-однодневок, а автор 500 песен и музыки к десяткам спектаклей. И авторские за эти спектакли у одного подведомственного минкульту учреждения ей приходится выгрызать через суд.

        • Анонимно
          16.08.2016 16:22

          Почему вы считаете хиты однодневками? Наоборот, вот определение из Википедии: "Хит — популярное музыкальное (или иное) произведение, вышедшее на первые места хит-парада. Также — узнаваемое, известное, популярное произведение музыканта, исполнителя. В более широком смысле — нечто широко распространённое, нравящееся многим. При этом объект, называемый хитом, не обязательно должен быть именно произведением. Например: «кубик Рубика стал хитовой игрушкой в 1980-е годы». Обычно хитом называют нечто современное, ставшее популярным относительно недавно (в противоположность классике — чему-то известному и почитаемому издавна)".
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D1%82

        • Анонимно
          16.08.2016 16:45

          Хорошо, что напомнили. Интересно, героиня данной статьи тоже попадет в такую ситуацию?

      • Анонимно
        16.08.2016 16:47

        Пробу пера оркестровал престарелый профессор консерватории. другое сочинение - одноразовое. Режиссер умер. Коллега по искусству добивается авторских за исполнение своих сочинений.
        Чё-то мутная у нас какая-то культурка.
        И тишина...

  • Анонимно
    16.08.2016 18:08

    Неординарная, талантливая личность - композитор и музыкант-фольклорист с философским созерцанием окружающего мира (это видно и из ее интервью БО). Как часто водится, пока что у себя на Родине недооцененная...
    Однако думаю, что главную свою симфонию жизни она еще не создала. Так что, творческих успехов!

    • Анонимно
      17.08.2016 01:52

      Если до 60 лет не написала свою главную симфонию, то после уже вряд ли.

  • Анонимно
    17.08.2016 13:45

    Недооценённым может быть только "эго". По интервью видно, что гордынька у героини есть. И чувство превосходства над бывшими соотечественниками. Это заметно сквозит.

  • Анонимно
    17.08.2016 19:10

    Что-то у самого Луппова нет произведения такой высоты как у Шамсутдиновой "Чингизхан".

  • Анонимно
    17.08.2016 20:22

    Гнобили Фарида Яруллина, Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Софью Губайдуллину. Теперь принялись за Луизу Батыркаеву и Масгуду Шамсутдинову. Величины разные, эпохи разные, - почерк гнобильщика тот же. В психиатрии есть название этой болезни. По-народному его называют неудачником и завистником. Они находят изощренные приемы.

  • Анонимно
    8.11.2016 22:52

    Вот только не надо про великую Луизу Батыркаеву. То, что она пишет все-таки называется попса, хоть и татарская но все же попса. И ничего такого, что будет звучать через 10-20 лет она не написала. И эта самая Батыр-булгари рядом не стояла ни с Масгудой Шамсутдиновой (если пишущие здесь не знают ее музыки, тем хуже для них), ни с Ф. Яруллиным (его-то кто гнобил?), ни с Жигановым, ни с тем же Лупповым (плохо, что музыка многих композиторов республики, в том числе Луппова не имеет широкого "хождения": спросите у любого концертирующего духовика - флейтиста, гобоиста, трубача и т.д. сможет ли кто-то еще написать удобный для исполнения и яркий по музыке Концерт с оркестром, вам все скажут НИКТО). Зато деньги выбивать для себя любимой она ох как умеет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль