Культура 
15.08.2016

Пойти в сад с эчпочмаком

В Казани «Идеолог», «Звезда» и «Богиня» провели Дни уличных искусств

Минувший уик-энд под знаком фестиваля уличных искусств подарил горожанам приятную рок- и поп-музыку, три камерные оперы, кукольные представления, плакатный жанр, театральный флешмоб, русалку на ветвях и много чего другого. Впасть в детство и беспокойную юность на досуге, организованном центром современной культуры «Смена» и фондом «Живой город» при поддержке мэрии и министерства культуры, не представило труда обозревателю «БИЗНЕС Online» Елене Черемных.

НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ В ТОТ ЖЕ ЧАС

Фестивальное пространство заняло четыре городских сада, расположенных в шаговой доступности друг от друга: «Эрмитаж», Лядской, сквер Баки Урманче и Фуксовский. Два жарких утра публике, болтающейся по тропинкам Лядского сада, было предложено озирать локации опутанных цветным скотчем деревьев, настеленные для детей-ясельников коврики с подушками и висящие на деревьях картонные рыбки.

За столом с акварельными красками старательно малюют первые посетители, чей мастер-класс предположительно должен завершиться у четырех-пяти мольбертов, заготовленных через садовую дорожку. Портретистам-взрослым к мольбертам не подойти, поэтому они идут к фонтану, где, спустив в воду ноги, сидит рыбак с удочкой и плакатом «Рыбы нет».

— Не могли бы поймать устриц?

— Это как Бог приведет.

— А когда Бог приведет?

Рыбак растерянно жмет плечами.

В ближайших кустах — школьник с рукодельным плакатом «3-в». На вопрос «А где 3-а?» школьник молча поворачивает плакат тыльной надписью: «Я участвую в квесте». Поскольку вблизи никаких примет чего-то бродячего, странствующего, путешествующего нет, вопрос приходится изменить: «Ну а где, скажите, 3-б?» Школьник резко сгибает правую руку и указательным пальцем шлет вас в противоположную сторону. Там в высокой развилке спиленных стволов верещит примотанная скотчем русалка с красным капроновым флагом. Наверное, потому что ее никто не слушает, русалка оттуда слезает и минут через 10 уже беседует с подругой, успев сдать красный флаг в реквизит. Ну а вас влекут громкие звуки музыки.

.
Фото: Анастасия Шагабутдинова

Седовласый петербуржец Владимир Нахимов, черной кепочкой отдаленно напоминающий Михаила Шемякина, на лужайке проводит карабас-барабасовский шоу-аттракцион. Его куклы в образах Тины Тернер, Аллы Баяновой, солиста группы «Ногу свело» и прочих телесубъектов отчаянно тешат детей, а также их родителей громогласными хитами с непонятным малышне конферансом. Помнится, увиденный на Карловом мосту в Праге четырехручный джаз-дуэт скелетов на ниточках музицировал куда виртуознее. Возможно, из-за бессловесности он и запоминается каждому шастающему там туристу.

Следом за Нахимовым другой петербуржец — Леонид Кондаков — выкладывает перед детьми чемодан с пищалками, трещотками и прочей утварью, а потом играет на гитаре с укрепленными на грифе губными инструментами. Дети — кто увлеченно, а кто отрешенно — в такт стучат, колотят, долбают, тогда как их более взрослые родственники щелкают понятно чем, на века запечатлевая дебютный опыт малолетних оркестрантов. Родоначальнику погремушечно-музыкального младенческого образования Карлу Орфу понравилось бы.

.
Фото: Анастасия Шагабутдинова

И УЛЫБКА, БЕЗ СОМНЕНЬЯ...

Тем временем перед камерами на банджо, ведрофоне и стиральной доске лихо играют три человека из петербургской группы Eazy Winners Ragtime Band. Основной их концерт, случившийся вечером, был лучшим в музыкальной программе фестиваля. Ребята профессионально и не без юмора исполнили много приятных ретровещиц, под которые по сумеркам к сцене стекались подтанцовывающие горожане с горожанками разных возрастов. Девочка лет семи не покидала пятачка под носом у исполнителей. В спонтанном танце она добивалась движений, каким позавидовала бы сама Джинджер Робертс, первая партнерша Фреда Астера (фильм Федерико Феллини «Джинджер и Фред» ни при чем). Музыку ансамбля, именуемого оркестром, не испортило даже криминальное звукоусиление Master Schow — фирмы, которая обслуживает все Сабантуи и чуть ли не все городские и прочие мероприятия, включая Огонь Универсиады и Кремль онлайн.

.
Фото: Любовь Симонова

В дневном блоке фестивальных событий гости-штучники представляли выставку достижений уличного искусства один за другим. Если качество вибрафонных чардашей Монти в семейном исполнении отца и сына Алексея и Павла Чижиков дилетантской уличной нише не противоречило, то пожилой хиппи, он же гитарист-эзотерик Сергей Садов, скрестивший любимый инструмент подъездного молодняка с индийским ситаром, как и бывший бас-гитарист «Аквариума» Андрей Светлов, предстали музыкантами, скажем так, клубного уровня, то есть посерьезнее иных. Услышать французскую аккордеонистку Изабель Базэн, к сожалению, не удалось: как настоящая француженка на свои выступления она умеет опаздывать. А вот выступление Сергея Заславского на терменвоксе выглядело унылым и скучным. Кстати, разглядывать, как изобретенная в 1920-е Львом Терменом радиоантенна бесконтактным путем производит звук от движений человеческой руки, вообще лучше на большом экране. Но экрана не было.

Попытка флешмоба от группы «Пакеттеатр» обернулась почти неловкостью. Представление «В розовом», разыгранное на четырех скамейках вокруг фонтана перемещающимися с одними и теми же вербатим-текстами актерами, цели не достигла. Зрители вяло прослушали исповеди кондукторши о несчастной любви с проходимцем (исполнительница слишком театрально старалась быть настоящей), работницы агентства по утешению несчастных (эта чересчур постаралась слиться с средой) и парня, которому нахамили, вот он и обижен (слишком много пауз к его монологу не привлекли). Буклетное обещание, что «каждый может стать участником действия», не сработало.

Из трех камерных опер повезло лишь последней — «Бастьен и Бастьенна» Моцарта: красивым, хоть и не очень пока техничным радиомикрофонным голоском отличилась прелестная пастушка Бастьенна — Айсылу Нуруллина. Опере-страшилке «Береника» по Эдгару По на музыку Ляйсан Абдуллиной повезло меньше — как с авторским мастерством, так и с исполнителями. Ну а опере-шутке «Телефон, или Любовь втроем» американца Джанкарло Менотти банально помешал кукольник Нахимов, своим звукоусилением вмешавшийся в акустические границы почти актуальной love story образца 1947 года. Тогда влюбленным мешал телефон, тогда как нынче любовным отношениям мешают соцсети. Точнее, зависимость от них.

ПРОФАННОЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Первые в Казани Дни уличных искусств делали очень хорошие и очень знающие люди. На спинах их черных футболок были написаны соответствующие их рабочим функциям слова: «Наставник» (худрук Олег Лоевский), «Идеолог» (Артем Силкин), «Звезда» (Диана Сафарова), «Богиня» (Инна Яркова). Только очень умные люди понимают, что лучшее в искусстве — самое нелепое и дурацкое, на что они способны. В данном случае устроители оказались способны вспомнить многое, что возвращается во взрослую жизнь из детства, из увлечений юности, из недавних и даже нынешних пожеланий и амбиций.

«Богиня» Инна Яркова и «Наставник» Олег Лоевский «Богиня» Инна Яркова и «Наставник» Олег Лоевский Фото: Анастасия Шагабутдинова

Амбициями устроителей фестиваля, судя по их интервью, выглядит попытка объяснить данный опыт уличных искусств актуализацией другого регионального опыта — «Пермь — культурная столица» (хотя бюджет пермских уличных гуляний в сфере современного искусства был не в разы, а в десятки раз больше реализованного в Казани бюджета в 4 млн. рублей). Желание — это попытка примериться к категории городского развлекательного кластера. Ностальгия с клубным оттенком в данном случае видится легко преодолимой болезнью роста. А подражательство — хоть Праге, а хоть и Нью-Йорку — все равно отличным способом вписать Казань в актуальный мировой опыт под названием strееt-art. Просто в мире этот опыт означает, кроме нас самих, еще и многое другое: культуру граффити, рэперство всех видов и направлений плюс еще воз и маленькую тележку.

Идеи городского досуга, что называется, носятся в воздухе не только в Казани. Другое дело, что, заполняя эти идеи тем или иным адекватным содержанием, люди вправе теряться под натиском настигающих их жизненных впечатлений. Были в Праге — запомнилось то-то. Насмотрелись разного в нью-йоркском Гринвич-виллидж и подумали: «И у нас может быть не хуже». История, связанная с местным genius loci (гением места), в Казани пока только формируется. Пока она удалась на выставке плаката, с которой и начинался фестивальный проект в Лядском саду.

«Идеолог» Артем Силкин и «Звезда» Диана Сафарова «Идеолог» Артем Силкин и «Звезда» Диана Сафарова Фото: Анастасия Шагабутдинова

Вот плакат-коллаж на стихи Тукая об озере Кабан. Вот плакат, анонсирующий, увы, убитую хулиганами в саду Эрмитаж инсталляцию Ильгизара Хасанова «Птицы» с нанизанной меж деревьев на ниточки словесной «чушью» из орнитологических текстов футуриста Велимира Хлебникова. Но символом первого фестиваля уличных искусств, похоже, стоит признать комикс-плакат Тимофея Зверко «Эчпочмак». Из сердцевины схематичного треугольника извивающимся дымком выплывает белый зигзаг с многократно повторенным «ворлд ворлд ворлд ворлд», что на языке уличных искусств может читаться следующим образом: «Чем народнее — тем ароматнее и вкуснее».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.08.2016 09:25

Очень, очень понравилось!!! Глоток свежего воздуха... Спасибо большое организаторам))))

  • Анонимно
    15.08.2016 09:25

    Очень, очень понравилось!!! Глоток свежего воздуха... Спасибо большое организаторам))))

  • Анонимно
    15.08.2016 10:08

    Сколько денег истратил интересно город на этот кружок "умелые руки",и самодеятельную театральную студию ,смету можно узнать,что косательно современного искусства ,там фоном у ребят художник Климт,очень продвинутый мастер 19 века,для Казани сойдёт что-ли?

  • Анонимно
    15.08.2016 10:25

    Интеллигентное получилось действо.

  • Анонимно
    15.08.2016 10:28

    По моему хрень полнейшая! Взрослые, седые люди впадают в детство! Было порой неловко наблюдать за их жалкими потугами...

  • Анонимно
    15.08.2016 11:19

    Остановите землю,я сойду!

  • Анонимно
    15.08.2016 12:55

    Жаль только, что мероприятия часто "перекрикивали" друг друга, да и зрителю трудно выбрать что-то одно из многих желаемых. Почему бы не растянуть фестиваль на целое лето?
    Было много настоящего, незабываемого, огромное спасибо организаторам.

    • Aigul Davletshina
      15.08.2016 20:26

      Спасибо за ваше мнение и ценную критику! Мы учтем. Рады слышать и слова благодарности, спасибо)

      • Анонимно
        16.08.2016 10:15

        Татарского было мало! За 4-то миллиона! Могли бы и фифти/фифти сделать.

        • Анонимно
          16.08.2016 12:40

          Люди открыты к татарскому, предлагайте
          Табрис

          • Анонимно
            16.08.2016 14:56

            "Уйнагыз, гармуннар!" очень не хватало... и беготни в мешках.

          • Анонимно
            18.08.2016 09:56

            Вообще-то, я не Табрис)) Меня зовут Дина.
            Или вы считаете, что татарское в Казани нужно и интересно только Табрису??

  • Анонимно
    15.08.2016 13:50

    На целое лето - бюджета нет. А на два дня - тесновато получилось

    • Анонимно
      15.08.2016 22:55

      Будет пользоваться популярностью - в будущих годах время проведения увеличат.

  • Анонимно
    15.08.2016 14:47

    Хорошо было, но только вот жара....

  • Анонимно
    15.08.2016 17:49

    Дорогой автор !

    пишу с позиции "болтающейся по тропинкам Лядского сада" и матери ребенка, который "стучал,колотил и долбил". И все бы ничего, ну не сложилось у вас настроение, ну период тяжелый в жизни, обидел может кто, но почему же Вы позволяете себе так по снобски относиться к зрителям, чем они то не по нраву Вам пришлись и кто вам давал право формулировать это в публичном информационном пространстве? Ну раз уж Вы позволяете себе вторгаться в мое пространство, так и я дам себе возможность высказаться по поводу текста - попытка осмысления городского праздника выглядит по крайней нелепо - разбирать и оценивать с критической точки зрения можно все, что поддается разбору, а данное событие выглядело яркой двухдневной вспышкой, когда парк погрузился в один большой праздник, который объединил множество людей, семей, в общем то и было это, на мой взгляд, основной целью. И она достигнута. Мы танцевали, ходили на квест, рисовали, ходили на "флешмоб от Пакеттеатра" - т.е спектакль в "В розовом" (автор перепутал формулировка, "флешмоб" - это не из области театра, ну да бывает), не знаю как какой из вы попали, но на нашем люди смеялись, вступали в диалоги с артистами и после долго их не отпускали. И да, последнее - "уныло и скучно" - это не профессиональный разбор критика, это ваши эмоции по поводу, которые в общем то мало интересуют читателя.
    Дорогая редакция, Вас читает множество людей, не позволяйте, пожалуйста, впредь таких оплошностей с выбором автора.
    Организаторам спасибо - было очень тепло, живо, ходили вшестером, и каждый нашел свой какой то уголок.
    Ну а уважаемому автору побольше есть глюкозы и быть на солнышке - все будет хорошо, жизнь прекрасна, не унывайте )

    Людмила

    • Анонимно
      15.08.2016 18:18

      Крутой коммент, соглашусь с каждым словом

    • Aigul Davletshina
      15.08.2016 20:22

      Людмила, вы правы, в тексте очень много фактических ошибок, неточностей и есть даже неточная цитата из одного из источников. Надеюсь, издание оперативно исправит их.

    • Анонимно
      16.08.2016 10:51

      Хочется ответить как в анекдоте про Василия Ивановича "не нравится - не ешь". Вам было "тепло и живо", ну и питайтесь этими эмоциями, а чего желчь гонять в комментариях? Вы читаете текст, чтобы найти подтверждение своим ощущениям, своей правоте, а там о другом, так доверяйте себе больше. Статьи пишутся не для того, чтобы сделать вам приятно.
      На всякий случай - неавтор ни разу.

    • Анонимно
      16.08.2016 11:20

      Людмила, вы не правы. Специфика подобного рода мероприятий предполагает необщность восприятия. Например, "В розовом" игрался 4 раза за 2 дня и вы с автором статьи попросту могли видеть разные спектакли. А уж мнение профессионального музыковеда относительно игры на терменвоксе или ситаре, мне, например, ценнее вашего дилетантского.
      С любовью, Руслан

  • Анонимно
    17.08.2016 22:56

    Фестиваль уличных искусств в Казани.. Явление в культурной жизни Казани, которое трудно переоценить...Странное отношение прессы СМИ Татарстана, телевидения, для которых это креативное культурное событие осталось практически незамеченным...Что это? Как это понимать? Это провинциальное отношение с оглядкой на власть...
    Мэра, премьера, президента не будет, значит и делать ничего не надо? Ни один не пошевелил мозгами проигнорировав столь значительное событие...Музыканты Петербурга, замечательные самобытные артисты других городов России, а как можно было не заметить потрясающую французскую певицу из Леона, страницы газет журналов телевидение на перебой должны были брать у нее интервью, живая Европа у нас в Казани, какие потрясающие музыканты но нет не интересно... В конце концов три оперы, вдуматься только, три камерных оперы на улице Казани и столь отвратительное отношение СМИ, конечно же это не шаляпинский фестиваль где собирается вся "хевра любителей оперы" показать свои вечерние платья и брюлики!!!...Понимаю лето все в отпусках, жарко и т.д. и т.п. Но как, как можно пропустить такое большое событие Казани претендующей на третью столицу России, не понимаю!!!
    Читаю эту заметку оторвашего зад от дивана и млеющего от жары журналиста и еще больше потрясен снобизмом этого писаки...Она распрашивает ребенка а где трпетий Б. Но даже не представляет как бестактно даже спрашивать что то. журналист не понимает. что это само по себе очень трогательно до слез. Мальчик одинокий мальчик ходит по садику с вывеской 3в и грусть в глазах, но нет журналисту этого не понять ему непременно над видеть мальчика из третьего цепляясь высокомерно и тупо...Она где видела что бы три камерных оперы сразу были представлены на улице . в каком городе. в какой столице. Журналист видимо устал уже от такого, каждый месяц в Казани что то подобное происходит)))) И все в таком духе, экран ей подавай и больше дыма "эх жураналист чуткий и внимательный" Как все это странно странно странно. Провинция одним словом. Не думал что журналисты в Казани столь провинциальны и с апломбом тупым!

  • Анонимно
    18.08.2016 10:33

    Очень странно, журналист ходит по "сцене" и задает вопросы исполнителям во время представления...
    "А почему Вы говорите именно эти слова " Быть или не быть", "Почему Вы задираете так высоко ногу"- говорит она танцору и танцор не знает, что на это ответить, испуганно озираясь)))))

  • Анонимно
    18.08.2016 11:52

    был такой чистенький садик, по газонам никто не ходил! за один день все изгадили!!!!

    • Анонимно
      18.08.2016 14:37

      газоны - чтобы по ним ходить. это в совдепии нельзя было ходить по газонам

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль