Общество 
27.08.2016

Кто и как вылечит врожденную патологию ТПУ «Компрессорный»?

Российские и зарубежные эксперты представили свои варианты развития транспортного узла

«У нас нет цели увеличить пропуск машин, это побочный эффект», — комментировал работу градостроителей вице-мэр Казани Рустам Нигматуллин, отдав предпочтение общественному транспорту. О том, как при поддержке ООН делили транспортные потоки, снижали выбросы и пускали «тяни-толкай» трамваи, — в материале «БИЗНЕС Online»

Три рабочие группы презентовали в Ратуше пути развития казанский транспортно-пересадочного узла «Компрессорный» Три рабочие группы презентовали в Ратуше пути развития казанского транспортно-пересадочного узла «Компрессорный»

«ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ ТЯНУТЬ ТРАМВАЙ ДО ДЕРБЫШЕК?»

В Казани подошла к концу стартовавшая в начале недели летняя международная школа — проект программы развития ООН / глобального экологического фонда — минтранса России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России», в рамках которой эксперты из Германии, Италии, Сербии, Казахстана и российских городов обсудили загруженный на 110% казанский транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Компрессорный». Сегодня три рабочие группы презентовали пути его развития. Напомним, что мероприятие проходит при поддержке программ ООН.

Среди предложений первой группы оказалось продление трамвайного маршрута №4 до Дербышек за 48 млн. рублей с учетом планов застройки поселка и увеличения пассажирских потоков по всем направлениям ТПУ ежедневно на 5 тыс. человек. Сейчас узел ежесуточно генерирует трафик в 14 тыс. человек.

«Есть ли смысл тянуть трамвай до Дербышек? — задал вопрос вице-мэр Казани Рустам Нигматуллин. — Есть железная дорога, где ходят электрички. ТПУ в первую очередь рассматривается для того, чтобы облегчить транспортные потоки Казани. Там уже построена железная дорога, которая хорошо работает. Нет смысла еще одни рельсы строить. Самое главное в транспорте, что часто забывается, — это пассажир. Ему не так важно, как вы его везете — важно время, цена, за которую он прибывает из точки А в точку Б. У нас нет цели увеличить пропуск машин, это побочный эффект. Основной эффект [должен быть] от перевозки пассажиров».

Рустам Нигматуллин Рустам Нигматуллин: «Самое главное в транспорте, что часто забывается, — это пассажир. Ему не так важно, как вы его везете — важно время, цена, за которую он прибывает из точки А в точку Б»

Разработчики проекта объяснили, что строительство трамвайной линии — это перспектива ближайших лет. Населенность района транспортного узла проектировщики оценили до 10 тыс. человек, средним оказалось количество зарегистрированных юридических лиц — территория попала в категорию от 100 до 1 тыс. юрлиц. Первый проект стал единственным, где оценили расходы. Устройство четырех пешеходных переходов со стороны улицы Арбузова и Халитова — 17 млн. рублей. Строительство автовокзала — 50 млн. рублей, перехватывающей парковки — 6 млн. рублей, велосипедных дорожек (38 млн. рублей), возведение железнодорожного терминала — 30 млн. рублей.

Независимый консультант в области транспортного планирования (Белград, Сербия) Владимир Деполо поинтересовался: а где же метро? «Мы достаточно скептически относимся к появлению там метро. Но если оно появится, то выход организуют на некотором удалении от ж/д станции и дорог», — пояснил глава аналитического центра высшей школы урбанистики, руководитель группы Егор Котов. Надо сказать, что на открытии школы участники встречи широко дискутировали о том, есть ли альтернативы метро с точки зрения общественного транспорта. Одним из его невольных противников стал урбанист Михаил Блинкин — ученый пояснил, что у городов-миллионников на метро просто нет денег. Учитывая реалии, альтернатива тут разве что трамвай.

Владимир Деполо Владимир Деполо

«НУЖНО ИСКАТЬ ПУТИ В ЗОНЕ КАЗАНКИ, ВЫВОДИТЬ ПОТОКИ НА ПЕРИФЕРИЮ»

Вторая группа начала с существующего баланса территории ТПУ. 70% площадей заняты жилыми и промышленными постройками, 20% — зелеными массивами, 10% — водной средой. Территориально узел делится на зону для обслуживания населения (с торговлей, офисами и транспортной инфраструктурой), производственной сферы. Там же рекреационная зона с образовательным и медицинским кластерами.

Градостроитель Сергей Саначин попросил назвать три самых отвратительных момента, существующих сегодня в ТПУ, и как это можно решить. «Если перейти на медицинский термин, то есть врожденная патология — это схождение в один поток левых и правых потоков», — объяснил профессор кафедры менеджмента и логистики на транспорте Иркутского национального исследовательского технического университета, глава мастерской Александр Михайлов. «Расшить» патологию может новый Т-образный перекресток с левым поворотом с Сибирского тракта на пр. Ямашева, две добавленные полосы для обслуживания правого и левого поворота с Сибирского тракта. Со стороны ул. Халитова предложено организовать Т-образный перекресток с остановкой трамвая в междупутье. Эффект ожидается в следующем: ежегодные выбросы СО2 сократятся на 202 тыс. кг до чуть более 3,5 тыс. кг, социально-экономические потери уменьшатся на 144 млн. рублей ежегодно, средний пробег автомобилей увеличится на 5%.

Айдар Абдулхаков

В планах предусмотрен демонтаж занимающих большие площади разворотных колец трамваев. Их могут заменить стрелочные переводы или трамваи типа «тяни-толкай», к которым, кстати, принадлежат белорусско-сименсовские трехсекционники. Также прописана ликвидация нерегулируемого пересечения трамвая в зоне многоуровневой развязки.

«Узел развивается во времени, появятся другие задачи, а вы сделали щадящую реконструкцию, нужно рассматривать разные сценарии развития», — возразил советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ Николай Васильев.

Михайлов признал, Т-образные перекрестки — неокончательное решение проблемы. «Нужно искать пути в зоне Казанки, вводить дополнительные связи и выводить транспортные потоки на периферию, — сказал руководитель группы разработчиков. — Эти градостроительные решения выходят далеко за объявленную тематику обсуждения».

Одна из групп отдала предпочтение развитию автобусных перевозок под лозунгом «Зеленый свет — красным автобусам»

«РЕШЕНИЯ ВОПРОСА Я НИ У КОГО НЕ УВИДЕЛ. МНОГО ВСЕГО ТАКОГО ВОЗДУШНОГО...»

Третья группа расписала развитие территории во времени, поделив его на три этапа, и отдала предпочтение развитию автобусных перевозок под лозунгом «Зеленый свет — красным автобусам». В первую очередь (2016 - 2017) планируется убрать из зоны транспортно-пересадочного узла АЗС, обустроить рядом с ветеринаркой остановки междугородних автобусов с учетом планируемой дороги-дублера до трассы М7. Вторым заходом (2017 - 2018) предложено создать карманы для остановок и отстойника для автобусов. Тогда же возвести подземную парковку, разворотное кольцо для транспорта, проложить подземный тоннель для машин и возвести капитальное ТПУ у ж/д платформы «Компрессорный».

«Вы предлагаете убрать общественный транспорт под землю и создать наверху территорию, которая была бы комфортной для пешеходов, — комментировал проект заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров. — Но ТПУ не генерирует больших пешеходных потоков, они смещены несколько вниз, там, где находится университетский кластер».

Тимур Кадыров (справа) Тимур Кадыров (справа) предположил, что по итогам презентации вариантов развития территории появится один проект, который совместит в себе все лучшее

В третьем этапе (2018 - 2019) разработчики рассмотрели вопрос резервирования мест под возможную станцию метро, озеленение, создание велосипедных и пешеходных дорожек.

«Варианты решения транспортной проблемы интересные, но большей частью рассматривается решение текущей ситуации, — сказал замгендиректора АО „Казметрострой“ Иршат Минкин. — Хотелось бы услышать о перспективах развития территории на 5 - 7 лет. Получается так, что, когда мы начинаем строить что-то новое, то основные затраты у нас уходят на перенос существующих коммуникаций, в перспективе нужно закладывать коридоры. Конечно, метро там напрашивается, потому что для города узел очень важный».

В качестве краткосрочных эффектов участники группы назвали создание условий для туристов, посещающих соревнования (совсем рядом стадион «Казань Арена»). Долгосрочный эффект — беспрерывное движение транспортных потоков, создание благоприятных условий для замещения пустующих площадей ASG с перезапуском торгового кластера и ростом стоимости земельных участков.

Иршат Минкин Иршат Минкин: «Конечно, метро там напрашивается, потому что для города узел очень важный»

«Предыдущие две группы ушли от вопроса о роли узла, мотивируя это тем, что задача такая не ставилась, это не проект планировки, не было данных, — сказал Саначин. — Мы видим, что узел — это пересечение с одним из важнейших городских колец. Проблема пересадки с кольцевого направления на радиальное — вот это одна из отвратительных ситуаций в городе. Это уже не есть узел. Решения этого вопроса я ни у кого не увидел. Много всего такого воздушного...»

Нигматуллин был не столь критичен в вопросе проектов. «Все это идет во всеобщую копилку идей, и мысли вокруг любой проблемы могут быть сейчас, а в последующем породят ее решение, — сказал вице-мэр. — Когда обсуждаем транспорт, мы говорим о том, чтобы идеология проникала в массы. Пока основная масса населения не готова понять нас в том, что нас, себя придется в чем-то ограничивать не в перемещении человека, а в автомобильном трафике».

Кадыров предположил, что по итогам презентации вариантов развития территории появится один проект, который совместит в себе все лучшее. «Каждая группа заострила внимание на своем аспекте — где-то это транспортная организация или зеленая дорога», — сказал Кадыров, уточнив, что все наработки будут использованы в городском проектировании как некие вводные.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.08.2016 09:50

    Все лучшие умы города хотят вылечить транспортную патологию на Компрессорном.
    Но никто не хочет замечать, не менее примечательную, а в аварийном смысле более опасную развязку на стыке улиц Ершова, Гвардейской и Лумумбы.
    Из окна своего кабинета министр транспорта Татарстана, каждый день наблюдает, как всего лишь по одной полосе выезжают машины с сторону центра города.
    Неужели в инженерном плане, невозможно расширить эту дорогу всего на один пролет, слегка ужав дорожку у Минстроя.
    Бывшему преподавателю юридического факультета может быть и не по силам решить эту задачу, но может быть у него есть заместители, разбирающиеся в дорожном строительстве...

    • Анонимно
      27.08.2016 10:46

      лучший ум среди всех - Васильев - важные общие фразы и никакого предложения - супер - даййте ему карандаш вместо микрофона и будет видно творца!

    • Анонимно
      27.08.2016 10:49

      министр и не участвовал и не его это дело - пусть местные чиновники пытаются проектировать вместо профессионалов. Министр управляет другими процессами, как и положено чиновнику и не лезет проектировать - не путайте функции руководства и строительства.

    • Анонимно
      27.08.2016 13:24

      Действительно, господа, для того чтобы быстро и недорого решить ОГРОМНУЮ проблему пробки на Сибирском тракте в центр, не надо никаких форумов, за выходные можно просто сузить газон или тротуар на повороте, и сделать дополнительную автомобильную полосу-уширение для поворота направо! Дело 2 дней! Не надо миллиардов, не надо ума и не надо конференций. Надо ВЗЯТЬ и СДЕЛАТЬ.

      • Анонимно
        27.08.2016 14:08

        это противоречит материалам семинара и интерьеру Ратуши - так было и на Батурина... разметку поменяли, но не расширили .... какое управление транспортом города - такой длины и пробки.

      • Анонимно
        27.08.2016 15:35

        Действительно, господа, для того чтобы быстро и недорого решить ОГРОМНУЮ проблему пробки на Сибирском тракте в центр, не надо никаких форумов, нужно слушать анонимного комментатора, всего и делов.

  • Анонимно
    27.08.2016 09:54

    Ни у кого не прозвучала идея существенного облегчения этого ТПУ за счет строительства дороги-дублера из Заречья в Дербышки путем продолжения улицы Гаврилова с возведением моста через Казанку и путепровода через ж.д. Сразу же разгружается ТПУ "Компрессорный" и Сибирский тракт, а также частично Ямашева от Гаврилова до ветакадемии, обойдется эта дорога не дороже одной станции метро, кроме того, можно построить перехватывающую парковку для этой дороги-дублера в районе будущей станции метро "Спортивная" в районе Гаврилова-Лаврентьева

    • Анонимно
      27.08.2016 10:50

      а там вообще бедно и с идеями и с цифрами: ложь про 14 тысяч потока в ДЕНЬ на Компрессорной - гораздо больше.... но никто не остановил такую цифру, значит и семинар ложный.

    • Анонимно
      27.08.2016 10:53

      " Кадыров предположил, что по итогам презентации вариантов развития территории появится один проект, который совместит в себе все лучшее - это про что ? Неудачи сегодня будут в основе новой попытки?

    • Анонимно
      27.08.2016 16:56

      ТЫСЯЧИ людей ежедневно мучаются в пробках из и в Дербышки! Но главное, что это не только жители Дербышек (как считают теоретики-знатоки от урбанистики), а ещё плюс тысячи въезжающих и выезжающих из Казани, в том числе на и с "М7"! Так вот, эти ТЫСЯЧИ людей полностью поддерживают идею - "Ни у кого не прозвучала идея существенного облегчения этого ТПУ за счет строительства дороги-дублера из Заречья в Дербышки путем продолжения улицы Гаврилова с возведением моста через Казанку и путепровода через ж.д. Сразу же разгружается ТПУ "Компрессорный" и Сибирский тракт, а также частично Ямашева от Гаврилова до ветакадемии, обойдется эта дорога не дороже одной станции метро, кроме того, можно построить перехватывающую парковку для этой дороги-дублера в районе будущей станции метро "Спортивная" в районе Гаврилова-Лаврентьева"

    • Анонимно
      29.08.2016 09:19

      Дополнительно вдоль новой дороги открываются новые площади (путем засыпки болот, как на Кварталах) для строительства новых микрорайонов. Новые площадки, которые так упорно ищет Т.Абдуллин и город для строительства ипотечного жилья. В перспективе врастет между Кварталами и Дербышками целый жилой район не хуже "Салават Купере", но гораздо удобнее (с подвозом людей на станцию метро "Спортивная"). Единственное - новую дорогу надо строить "по уму" - широкую, многополосную, с запланированными подземными/надземными переходами и развязками. Уверен - по этой дороге пойдет большинство транспорта, въезжающего в Казань с М7.

      • Анонимно
        18.09.2016 11:55

        и тем самым отсечёт реку от жителей города а уж идея построить район в пойме -вообще бредовая!

  • Анонимно
    27.08.2016 11:29

    деньги освоили, а воз и ныне будет стоять

  • Анонимно
    27.08.2016 11:59

    Собрали кучу народа, чтобы те придумали причину и способ не вести на Компрессорный метро.

  • Анонимно
    27.08.2016 13:32

    а как читатели обсуждали начало этого поиска уничтожения "пробки Компрессорная - Дербышки" вначале недели, там были и предложения - в ожидании эффективных и адекватных предложений в завершении этого международного семинара... ответ не найден.

  • Анонимно
    27.08.2016 15:36

    никто не помнит в каком году троллейбус начинали в Дербышки прокладывать? еще немного развития и догоним 80ые прошлого века

    • Анонимно
      28.08.2016 11:17

      Насколько помню, тогда директор КОМЗа не дал протянуть троллейбус в Дб. Боялся, что его кадры, наличные и будущие, будут устраиваться на работу в других местах города. Так и "порешили".

  • Анонимно
    27.08.2016 21:04

    господа чиновники наведите порядок в столичном транспорте снимите тряпки шторки занавески.Сколько можно смотреть на бардак
    ?

    • Анонимно
      28.08.2016 08:34

      да про занавески и ковры в автобусах это вообще кошмар.куда смотрит министр транспорта?развели аул.ковры на окна навесили.и это в третьей столице мира.ПОЗОРИЩЕ если с этим даже разобраться не могут то явно на большее ума и силёнок не хватит.

      • Анонимно
        28.08.2016 11:25

        Не только занавески, но и рекламу, объявления во всё окно надо убрать из ОТ. Пассажирам иногда трудно увидеть, когда выходить на своей остановке. Для приезжих, детей в тесноте это вообще кошмар. Даже люди выше 180 см ростом часто (особенно зимой при замерзших окнах) не могут сориентироваться визуально о местоположении на знакомом маршруте.

  • Анонимно
    28.08.2016 08:09

    Для начала надо убрать железнодорожные пути от станции "Дербышки" до "Вахитова". Электрички в центре это нонсенс, посмотрите на пассажиропоток на электричке? Это же 2-3 человека. Если кому то надо будет в сторону В.Горы по ж/д попасть спокойно на метро доезжают до " воровского" и пересаживаются на электричку, то же самое и в сторону Зеленодольск.
    Сколько полезной площади в городе освободится, которые можно использовать под парки (зоопарк), скверы и организацию автомобильных путепроводов, а также под застройку.
    На компрессором можно организовать кольцевое движение как на горьковском шоссе.

    • Анонимно
      28.08.2016 11:28

      Вы про зоопарки лучше не дразните граждан этой "красной тряпкой" коррупционности и распила.

    • Алексей К.
      29.08.2016 07:29

      Не обманывайте людей, ездят из Казани в Бирюли, Арск и Вятские Поляны. А то, что ради этого человек будет делать три пересадки, добираясь на вокзал где-нибудь на Сухой реке, то от лукавого, обоснование непрофессионализма проектировщиков, которые запросто обоснуют, что километр пешеходной прогулки с багажом во всех конечностях от станции метро до железнодорожного вокзала Казань-1 по просьбе самих пассажиров, желающих лучше ознакомиться с городом! ;))))

  • Анонимно
    28.08.2016 18:56

    Там метро надо учитывая перспективу и прочая.И причем давно надо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль