Общество 
30.08.2016

Рустам Минниханов про мост через Сорочьи Горы: «Это изделие Made in Tatarstan»

В Татарстане закончена «стройка века», стартовавшая еще на заре суверенитета, — на все про все ушло 8 миллиардов

Под бой барабанов сегодня проехались первые грузовики по официально открытой второй очереди моста через Каму в районе Сорочьих Гор. Министр транспорта РФ Максим Соколов назвал его объектом федерального значения, хоть он и построен преимущественно на средства РТ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на открытии и выяснил, почему строители готовы дать 100-летнюю гарантию на мосты.

... Сегодня официально введена в строй вторая очередь моста через реку Каму в районе Сорочьих Гор. На церемонию открытия приехали президент РТ Рустам Минниханов и министр транспорта РФ Максим Соколов

«НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ МЫ ТОПОР НА МЫЛО МЕНЯЛИ, НА ВТОРОЙ ТОЖЕ БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ»

Обстановка в районе Сорочьих Гор утром 30 августа была торжественной. Здесь в ряд выстроились отмытые оранжевые грузовики с флагами России и Татарстана, которые и должны были первыми проехать по вновь открываемому мосту. И если при открытии первой очереди моста, которое состоялось в октябре 2002 года, дул сильный пронизывающий ветер, то в этот раз временами проглядывало солнышко, делая окружающий пейзаж еще более живописным.

«При открытии моста главный инженер всегда готов стоять под мостом и давать гарантию в 100 лет, — шутил председатель совета директоров ОАО „Каздорстрой“ Равиль Гарипов. — Сто лет все равно никто не живет, поэтому можно дать и такую гарантию, ничего страшного». Шутки шутками, однако, по словам Гарипова, мост сделан на славу. «Вы посмотрите, на первой очереди асфальт положили 14 лет назад, и кроме ямочного ремонта там никакие работы не проводились, только этим летом, — сообщил он корреспонденту «БИЗНЕС Online. — На вторую такой же асфальт положили, без всяких там добавок».

Первые работы на объекте начались в 1989 году. «Тогда приехали итальянцы и хотели строить по новой технологии, но их технологии оказались нам не по карману, — вспоминает Гарипов — И мы все, что у нас хорошее было, весь опыт применили на этом строительстве. Опоры были построены в первую очередь, потому что они два раза не подходили, когда мы строили мост через Волгу, — решили учесть эти ошибки. И впервые были использованы гидроснаряды для намывки островов».

Строители тем временем рассуждали между собой, дескать, было бы стабильное финансирование — объект давно бы сдали. «Еще когда первую очередь строили, топор на мыло меняли, а на второй тоже были проблемы с деньгами», — разоткровенничался Гарипов . По его словам, в мае президент Татарстана «выиграл» 687 млн. целевого финансирования и дал задание срочно освоить такую сумму. «Это очень большая сума. Мы боялись, конечно, но руки делали. И все успели», — похвалился дорожник.

... На сцене вместо девушек в танцевальных или народных костюмах выстроились суровые парни в спецодежде, устроившие настоящее барабанное шоу

Почетных гостей во главе с Рустамом Миннихановым и министром транспорта РФ Максимом Соколовым встретили довольно необычно. На сцене вместо девушек в танцевальных или народных костюмах выстроились суровые парни в спецодежде, устроившие настоящее барабанное шоу. В качестве ударных инструментов они использовали перевернутые строительные бочки. Президент Татарстана немедленно принялся снимать на телефон действо и выкладывать образец народного творчества в свой «Инстаграм». «У нас принято к празднику дарить подарки. И этот мост — достойный подарок ко Дню республики. Это хорошая перспектива Татарстана и всей страны», — отметил Соколов в своем приветствии.

«Поздравляю заводчан, которые готовили мостовые конструкции, строителей, контрольно-надзорные органы, которые контролировали строительство, — поддержал его Минниханов, тут же сместивший акценты. — По большому счету это изделие Made in Tatarstan. Все сделано у нас, и все сделано руками татарстанцев. Спасибо председателю правительства РФ и министру транспорта РФ: вроде бы темп набрали, но не хватает немножко наших ресурсов. Раз — помогли, и вот результат».

... «Все сделано у нас, и все сделано руками татарстанцев»

Уже позже, общаясь с журналистами, Соколов отметил: «Таких мостов мы открываем немного. И из значимых объектов этот мост мы открываем первым. В этом году будет открыто 9 мостов такого класса. Это и в Башкирии через реку Белую, и в Удмуртии через Каму, и в Великом Новгороде. В Питере будет открыто сразу четыре моста в рамках западного скоростного диаметра. Но этот первый и дорог тем, что открыт в День республики».

Минниханов, в свою очередь, отметил, что приоритетными проектами для республики сейчас являются строительство ВСМ, проектирование которой должно закончиться в этом году, и завершение работы по обустройству Свияжского мультимодального центра. Не забыл он и про «самое главное» — перемычку трасс М7 и М5. «Ну а дальше дорога Шали — Бавлы, мы ее должны завершить. Министр транспорта РФ Максим Соколов сейчас проедет, посмотрит, как там ведутся работы, и свои впечатления потом скажет», — отметил президент.

«ДОРОГА ЖИЗНИ»: 25 ЛЕТ, 2 ОЧЕРЕДИ И 8,6 МЛРД. РУБЛЕЙ

Если быть педантично точным, техническое открытие нового объекта состоялось еще в начале августа. Дело в том, что первую очередь моста закрыли на ремонт, поэтому пришлось пустить движение по параллельному пролету — в тестовом режиме.

Заметим, что это самый длинный в России речной мостовой переход (общая длина первой очереди составляет 13967 м, в том числе мост через Каму — 1608 м, через Архаровку — 549,9 м и Курлянку — 69,8 метра). До этого года объем затрат составлял 4,53 млрд. рублей, так что общая стоимость второй очереди — 5,2 млрд. рублей за 14 лет строительства («ценник» первой очереди, которую начали строить в 1992 году и сдали в 2002 году, едва не достиг 3,5 млрд. рублей).

... Возводили мост всей республикой, в 90-х это позволило удержать на плаву многие предприятия
Фото: пресс-служба министерства строительства РТ

Госзаказчиком на объекте является ГКУ «Главтатдортранс», а генподрядчиком второй очереди на основании торгов стало ОАО «Каздорстрой» (гендиректор — Валерий Тимашов, 18,99% акций владеет Эльвира Ахунова, 17,44% — Равиль Гарипов, 11,41% — Лилия Гарипова, 8,89% — Зайнап Фаварисова). Компания стала фигурантом списка «королей госзаказа» по версии «БИЗНЕС Online» по итогам 2015 года.

ИЗ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА: ЗОЛОТАЯ ЗАКЛЕПКА ШАЙМИЕВА И ПРОЩАЛЬНЫЙ ГУДОК ПАРОМА

Напомним, что идея моста у Сорочьих Гор возникла еще в конце 30-х годов XX века. Тогда препятствием для ее воплощения, вероятно, стала война. Но, наконец, в 1985 году решение соединить Оренбуржье, Среднюю Азию, Средний Урал, Сибирь и Дальний Восток с центром СССР было принято. Попутно 15 районов республики получали более прямые пути в Казань. Ведь, например, в Альметьевск приходилось ездить по «камазовской» трассе через Челны, что удлиняет путь на сотню с лишним километров.

«В 1985 году решение было принято, а спустя год киевский филиал „Союздорпроекта“ начал проектировать новый мост, — пишет портал „Узнай все“. — К слову, переговоры в украинской столице между представителями Татарстана и проектировщиками велись во время аварии на Чернобыльской атомной электростанции».

Фактически стройка началась в 1992 году. Возводили мост всем Татарстаном, и тогда это позволило удержать на плаву многие предприятия. В частности, мостовые металлоконструкции делали на заводе им. Горького, генподрядчиками первой очереди стали «Волгомост» и «Каздорстрой». Времена были сложнейшие — эпоха сложных отношений с Москвой на фоне суверенитета Татарстана вынудила в то время президента Минтимера Шаймиева финансировать работы из бюджета республики в течение 8 лет. В итоге треть из 3,5 млрд. рублей дала казна РТ. Вокруг строительства возникали и судебные споры — например, заказчик строительства «Главтатдортранс» долгие годы не платил вознаграждения за изобретение, позволившее сэкономить более 500 млн. рублей. Усугубляли ситуацию проблемы неплатежей, а задержки зарплаты были многомесячными. Выкручивались как могли — например, «Татнефть» соглашалась платить в дорожный фонд РТ авансом, что позволяло перечислять деньги зеленодольцам за мостовые конструкции.

Открытие мостового перехода через Каму 18 октября 2002 года Открытие мостового перехода через Каму 18 октября 2002 года Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Наконец, в октябре 2002 года золотую заклепку под прощальный гудок уплывавшего навсегда парома забили Шаймиев и глава минтранса РФ Сергей Франк. На церемонии присутствовали и в то время премьер РТ Рустам Минниханов с министром транспорта республики Владимиром Швецовым, спикер Госсовета Фарид Мухаметшин. Двухполосная дорога позволила открыть движение со средней скоростью свыше 50 км/ч и пропускной способностью 7 тыс. автомобилей в сутки.

К слову, уже в те времена у Шаймиева спрашивали, будет ли мост платным. Он заметил, что делать платными мосты и дороги без альтернативы по меньшей мере безнравственно.

Компания Фоата Комарова строит участок Шали — Бавлы транспортного коридора «Европа — Западный Китай», которая проходит в том числе и по переправе у Сорочьих Гор Компания Фоата Комарова строит участок Шали — Бавлы транспортного коридора «Европа — Западный Китай», которая проходит в том числе и по переправе у Сорочьих Гор Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫ ПОМНИТЕ, КАК ЛЮДИ СТОЯЛИ В ОЧЕРЕДИ НА ПАРОМ В СОРОЧЬИХ ГОРАХ, КАКИЕ ТАМ БЫЛИ СКАНДАЛЫ?»

Впрочем, пока мост останется бесплатным, уверен владелец холдинга «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Сейчас на федеральном уровне ведутся разговоры о том, что проезд по всем скоростным дорогам должен оплачиваться, но мост станет исключением, считает собеседник нашего издания. Напомним, что его компания строит участок Шали — Бавлы транспортного коридора «Европа — Западный Китай», которая проходит в том числе и по переправе у Сорочьих Гор. И мост является одним из элементов основного так называемого перехода трассы на Китай, рассказал он «БИЗНЕС Online».

«Если мост войдет в состав автобана, то теоретически он должен быть платным. Но я уверен, что проезд по этому мосту будет бесплатным», — подчеркнул Комаров и добавил, что его компания продолжает строительство трассы Алексеевск — Альметьевск. Через 20 лет юго-восток республики соединит с Казанью новая скоростная магистраль, а те люди, что родятся сегодня, будут ездить по этой дороге. «В Казань из Альметьевска можно будет доехать за час пятьдесят, максимум два часа. Причем с комфортом, придорожным сервисом, хорошей скоростью, но без риска для жизни. Человек не должен жить со страхом. Если вы ориентированы на действие, то мечта всегда сбудется», — уверен Комаров.

Конечная стоимость работ по этому мосту для людей неважна, считает он. Важно удобство, которое он несет, и молодежь, с ветерком пролетающая сегодня 14 км мостовых переходов, даже не задумывается о том, как это было в начале 90-х.

«Вы помните, как люди стояли в очередях на паром в Сорочьих Горах, какие там были скандалы? Были случаи, что машины переворачивались из-за того, что пытались без очереди проехать. На переправе был просто кошмар! А в межсезонье ни паром не ходит, ни льда нет, как добираться? Вкруговую? Через Ульяновск ездили, через Челны... Как пешком зимой ходили по льду люди, вспомните. Автобусы высаживали на одном берегу, люди пешком шли 3 - 4 километра, с сумками, баулами, а в Сорочьих Горах пересаживались на другой автобус. Это целая эпопея была!» — напомнил Комаров.

В качестве еще одного примера он привел тему Керченского моста — каких только разговоров ни ходит о его стоимости и коррупции, но когда мост построят, комфортность передвижения будет просто колоссальной. Мосты строить нужно, подвел черту Комаров. И деньги на это всегда надо находить. «Взялась же республика за свои деньги мост строить, потом и федеральные появились», — заметил он.

... На строительство моста ушло 8 млрд. рублей

«НА МОСТ РЕШИЛИСЬ, КОГДА ШАЙМИЕВ И МИННИХАНОВ ПРОБИЛИ ПРОЕКТ В МОСКВЕ»

Оценить масштабы предстоящего события «БИЗНЕС Online» попросил экспертов — промышленников и перевозчиков, знакомых с этим объектом.

Шамиль Агеев — глава Торгово-промышленной палаты РТ:

— Идея строительства была еще в советский период, и шли к этому очень долго. Получалось так, что без моста часть районов республики была отделена Камой и попасть туда можно было только на пароме. На мост решились, когда президент Минтимер Шаймиев и премьер-министр Рустам Минниханов пробили этот проект на федеральном уровне. Любое расширение — это большое благо, снижается нагрузка на мост, увеличивается поток, появилась возможность для ремонтных работ.

Инфраструктура позволяет упростить логистику, перемещение рабочей силы, повысить безопасность. Туризм — это штука производная, главное — чтобы человек из пункта А в пункт Б мог доехать предельно быстро. К сожалению, крупные проекты в России занимают много времени. В Китае дороги, мосты строят в десятки раз быстрее, средства не размазывают. А у нас дорожники понахватают объекты и тянут их в час по чайной ложке.

К платности проезда по мосту нужно подходить очень осторожно, конкуренцию выдерживает тот, у кого меньше себестоимость, у нас помимо налогов столько же неналоговых платежей. Для платной дороги должна быть бесплатная альтернатива, а для моста какая может быть альтернатива? Мы один раз на этом деле в Набережных Челнах уже обожглись.

Виктор Классен — генеральный директор ЗАО «Радиокомпания «Вектор» (Чистополь):

— Я практически каждую неделю езжу из Чистополя если не в Казань, то в аэропорт и с самого начала видел, как были организованы работы. Да, во время строительства второй очереди были заторы, но это было не так долго. У меня нет ощущения, что строительство затянулось, потому что нужно смотреть на источники финансирования. А речь идет в первую очередь о федеральных деньгах. У моста уже сейчас абсолютно дикий и напряженный автомобильный трафик, и он растет непрерывно.

Я стоял с Минтимером Шаймиевым, когда мы открывали первую очередь моста, и хорошо помню те радостные возгласы, потому что нужно много лет поездить на пароме, чтобы понять значимость моста. Испытайте ужасы паромной переправы. А в осенне-зимний период вообще невозможно переправиться, когда лед еще не крепкий или уже не крепкий. Был случай, когда американскую делегацию нам пришлось везти в Чистополь из Казани через Набережные Челны, а это около 8 часов.

Надо сто раз подумать, прежде чем заводить разговор о платном проезде по мосту, есть замечательная фраза: «Не чеши там, где не чешется».

Вячеслав Лаврентьев — генеральный директор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков»:

— Чем больше дорог и чем они шире, тем больше их пропускная способность. Надо сказать, что движение по одной полосе в две стороны было узковато, временами бывали заторы. Тем более мост — это также одна из частей строящейся пекинской трассы. Я еще помню паромную переправу с огромными пробками! Мостовой переход значительно облегчил логистику и увеличил среднюю скорость передвижения грузового автомобиля на этом участке до стандартных 45 - 50 км/час. Везде были бы такие дороги...

Сложно сказать об экономическом эффекте от полного запуска моста, но эффект видно по скорости передвижения, тем более это федеральная трасса. И не будем забывать: тогда, в 90-е годы, строительство моста и другие инфраструктурные проекты стали спасением для республиканских предприятий, их загрузили работой.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.08.2016 16:22

за то время пока строили,американцы или турки уже 10 мостов построили.

  • Анонимно
    30.08.2016 15:43

    как открыли, сразу же и закрыли( также все по одной полосе плетутся.

    • Анонимно
      31.08.2016 10:32

      сейчас проходят последние этапы подготовки, вот-вот снова откроют. Сколько жили без этого, неделю уж подождите. Слава Богу посроили!

    • Анонимно
      31.08.2016 14:22

      Ничего страшного, зато скоро откроют на века!

  • Анонимно
    30.08.2016 15:57

    Самое интересное, ехали сегодня там после открытия (!), а мост так и не открыт для движения, а в шатре на верху видимо бурно отмечают сие мероприятие. То что мост открыли это хорошо, но как мне известно но него на него три стоимости это сооружения потратили и не сколько раз в фед центр типо сдали :) знай наших.

    • Анонимно
      30.08.2016 17:03

      Сдавали очередями же вроде. По половине моста на очередь. Или что-то другое имели в виду?

  • Анонимно
    30.08.2016 16:04

    Татарстан рулит! С Днем суверенитета Республики Татарстан, соотечественники!

    • Анонимно
      30.08.2016 16:48

      Минус ставят завистники. Смотрите от злобы зубы не сломайте.

  • Мост это здорово,а то деньги не знают куда девать в правительстве! То академии строят,то храмы на месте табачки,то в хадж всех мухтасибов отправляют и жену муфтия за наш счет! Не верю что человек не пашет,не сеет,не доит,а такие бешеные деньги имеет на турпоездки в Медину в полмиллиона!Охренеть можно ,господин муфтий!

    • Анонимно
      30.08.2016 22:52

      Муфтий пашет целину безбожия, сеет добро и просвещение, и не вам, атеисту-язычнику, его судить, и считать его деньги. И не надо говорить "наш счет", кто вас уполномочил отвечать за всех? Или муфтий поехал на деньги Сиразина? Я лично уплатил налогов на сумму больше 200 000 рублей и еще дал хэер 50 000 рэ, пусть едет на мои деньги.

  • Анонимно
    30.08.2016 16:06

    Давно пора мосты вдоль речки строить гораздо больше заработать можно.

    • Зиганшин хотел пустить вдоль Волги мост в обход Казани,а экологи не дают ему бедному заработать!

      • Анонимно
        30.08.2016 18:28

        В Питере такое "вдоль в обход центра" почти построили
        http://www.whsd.ru/

      • Азат Д
        30.08.2016 18:58

        Тат мост нужен, чтобы из центра сразу за город выезжать, а не по Кировскому району.

        • Анонимно
          31.08.2016 00:58

          Да, еще один мост на другой берег Волги - это был бы праздник.
          Когда-то его все равно придется делать.

        • Анонимно
          31.08.2016 05:53

          Достаточно к Оренькргскому тракту пристроить одну развязку и замкнуть ее на м7 - будет выезд из центра в объезд города - по пр.универсиады - оренбургский тракт - м7 - услон

  • Анонимно
    30.08.2016 16:11

    сбылось! Большой праздник!

  • Анонимно
    30.08.2016 16:22

    за то время пока строили,американцы или турки уже 10 мостов построили.

    • Анонимно
      30.08.2016 17:17

      А вы имеете какое-то отношение к строительству мостов в Турции или США?.

    • Анонимно
      30.08.2016 17:37

      Какие 10? Намного больше. В китае за год строят больше 1000 мостов

  • Анонимно
    30.08.2016 17:04

    Молодцы Татарстан, впереди всех регионов.

  • Анонимно
    30.08.2016 18:21

    За 20 лет до Альфа Центавры можно было долететь, а мы еле-еле какой-то мост построили... Позорно долго

    • Анонимно
      30.08.2016 18:53

      Всем же условно. За 20 лет вы тоже могли бы стать президентом или академиком, а по факту доросли только до дешевеньких комментов)..

  • Анонимно
    30.08.2016 18:38

    Когда ремонтировать начнут? Деньги уже выделили?

  • Анонимно
    30.08.2016 18:49

    В Татарстане по-моему больше всех мостов построено.

  • Анонимно
    30.08.2016 18:59

    Так и хочется сказать, что мост строили по мере собираемости денежных средств на весовой.

  • Анонимно
    30.08.2016 19:03

    Удивила стоимость моста, всего 8 миллиардов на почти два км моста и 12 км под"ездных путей (а как известно, отсыпка грунта самое дорогое в строительстве дороги). У нас в Челнах Шайхразиев умудрился почти миллиард закопать в РЕМОНТ, пусть даже и капитальный проспекта Мира, длиной всего 5 км. А ведь там никаких мостов, никакой отсыпки. Срезали старый асфальт, положили новый и залили бордюры. Один лярд на 100 000 кв. Метров дороги- это 10 000 рублей за квадрат. Нормальные такие цены. Я недавно закончил отделку в новом доме, так эта отделка плюс мебель очень даже недешевая- все обошлось в 20 000 рублей за квадрат. Как вы наверное догадываетесь, на полу у меня не асфальт, а материалы подороже:-))

    • Анонимно
      31.08.2016 06:59

      Стоимость асфальта сегодня около 2т.р. Остальное в карман.

      • Анонимно
        31.08.2016 09:13

        где вы взяли такую стоимость? мамкины арифметики... Стоимость моста считайте по стоимости асфальта на обычной дороге...

        • Анонимно
          31.08.2016 12:19

          Так мы и говорим, что мост получился на удивление недорогим. Сравните сложность постройки моста с подездными путями 14 км и ремонт дороги 5 км. Реально стоимость ремонта дороги не больше 3 тысяч за квадрат. Остальное Дед Мороз с полуострова Халкидики из сугроба забирает.

  • Анонимно
    30.08.2016 21:05

    ни слова,ни полслова о тех,кто действительно построил эти сооружения, о Мостоотрядах 3 и 113.

  • Анонимно
    30.08.2016 21:05

    Одно не понимаю. Это же элементарное решение дорожного вопроса в РТ, которое по сути уже давно должно было быть разрешено ПРОСТО исходя из жизненной-транспортной ситуации. А теперь нам рассказывают, что совершён подвиг руками татарстанцев. Езжу через этот мост, там чемергесы работают.

  • Анонимно
    30.08.2016 21:08

    //«Тогда приехали итальянцы и хотели строить по новой технологии, но их технологии оказались нам не по карману, — И мы все, что у нас хорошее было, весь опыт применили на этом строительстве//

    Киевский проектный институт применил старую порочную технологию строительства, которую в современном мире уже никто не применяет по экологическим соображениям.

    Раньше строили мосты как? Большую часть русла реки просто перегораживали насыпной дамбой - а через оставшийся небольшой участок реки перебрасывали относительно небольшой мост. Это приводило к застою воды на обширных территориях, разрастанию водорослей, гниению, загрязнению и т.д.

    Сейчас ВСЕ мосты в мире делаются так, что русло реки вообще не тревожится насыпной дамбой. Взять например похожий строящийся Крымский мост. Там тоже примерно такие же 14 км. Однако там от берега до берега вбивают сваи. Хотя там сама природа подбрасывает соблазн использовать существующую длинную песчаную косу Тузла.
    Посмотрите в интернете фотограии всех вновь возводимых мостов в мире - никто так не строит, как у нас в Сорочьи горах. Там на огромной акватории происходит застой воды и обмеление. Скорее всего со временем жизнь заставит и удалить часть длиной песчаной дамбы и сделать вставки-мосты, чтобы оздоровить экологическую обстановку.

    • Анонимно
      30.08.2016 21:41

      Эта огромная акватория тоже не природного происхождения

      • Анонимно
        31.08.2016 02:02

        да, но за 60 лет там сложилась своя экосистема, не думаете?

      • Анонимно
        31.08.2016 08:09

        Верно. Но даёт ли это теперь моральное право плевать на экологическое состояние реки - и искусственно ухудшать ситуацию в данном конкретном месте?

        • Пpохожий
          31.08.2016 11:56

          по большому счёту любое сложное инженерное сооружение меняет экологическую обстановку вокруг.
          с этим надо смириться. и попытаться минимизировать вред.
          мост сам по себе важнее.

          • Анонимно
            31.08.2016 13:30

            //мост сам по себе важнее//

            Спору нет. Мост долгожданный и очень нужный. разговор лишь о том, что можно было этот мост построить по современным критериям. Тогда бы мост не вредил экологии - и кстати, был бы симпатичнее.
            Но дороже - и поэтому его реализация могла бы затянуться или вообще быть отложена. Короче во всём нужен какой-то компромисс.

    • Анонимно
      31.08.2016 16:02

      Есть там эти вставки в количестве 2 штук, через Архаровку и Курлянку. По крымскому мосту тоже не все так однозначно, отсыпка есть и со стороны Тамани и со стороны Керчи, плюс остров Тузла подсыпали-укрепляли.

      • Анонимно
        2.09.2016 08:57

        //отсыпка есть и со стороны Тамани и со стороны Керчи, плюс остров Тузла подсыпали-укрепляли//

        Это временные технологические дамбы и мосты. Они едва возвышаются над поверхностью воды и предназначены для строительства основного моста.

  • Анонимно
    30.08.2016 23:38

    По большому счету вторая часть моста не требовалась. Там загруженности НИКАКОЙ - машин мало. Учитывая затраты на эту новую полосу движения, которая, кстати, сегодня уже и закрылась, странно все выглядит. Банкет был, видел, новая полоса закрыта. Что это было вообще?
    Если на дорожные работы общепринятый откат у нас около 40%, то на строительство мостов, интересно, сколько?

    • Анонимно
      31.08.2016 09:12

      ничего себе загруженности не было! еще как была, постоянно там езжу

      • Анонимно
        31.08.2016 11:37

        Постоянно езжу - интервалы между машинами большие, до 300 метров больше. Бывает вообще впереди никого нет.

    • Пpохожий
      31.08.2016 11:56

      его на перспективу делают. коридор в Китай и все такое..

  • Анонимно
    31.08.2016 08:23

    в Татарстане необходимы как воздух ешё 2 моста - это мост через Волгу от Казани на Верхний Услон и через Куйбышевское водохранилище в районе Тетюшей, с дальнейшим выходом на Ульяновск.

    • Пpохожий
      31.08.2016 11:58

      так в планах они и есть. + еще через каму мост его даже проектируют вроде...
      тут все это уже обсуждалось же в статьях.

  • Анонимно
    31.08.2016 08:35

    Не беспокойтесь , это очередной тендер, рабочие места, и сколько эмоций, что вот наконец то экологическую ситуацию восстановили на конкретно взятом месте, сколько будет комментарий , сколько работы для журналистов , приедет федеральный министр, ленточки, шампанское и так далее.!

  • Анонимно
    31.08.2016 09:49

    Дядя Вася
    Теперь надо загружать работой тех, кто строил мост! Выше предложили варианты)

  • Анонимно
    31.08.2016 11:05

    Лучше бы, чем вторую очередь этого моста, в эти дни открыли бы новый мост на нижнекамск через соколку. Разгрузили бы там сразу все. А этот так...уширение...Шаймиев помню тогда сказал, надо сразу вторую очередь строить, сказал не подумав. В своей голове все решают, потом неэффективные расходы появляются.

  • Анонимно
    31.08.2016 11:13

    Такие все молодые на фото 2002 года) Молодцы! Хорошая новость!

  • Анонимно
    31.08.2016 18:58

    каждый раз проезжая по мосту, благодарю ШАЙМИЕВА. Дай бог ему здоровья.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль