Машиностроение 
7.09.2016

Зеленодольцы спроектировали для Шойгу «модерновый» танкер

ЗПКБ займется созданием платформы для Арктической группировки войск

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на нижегородском судостроительном заводе «Волга» 1 сентября заложено судно нового для российского ВМФ типа — малый морской танкер проекта 03182. Его создали в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро (ЗПКБ). Эксперты отмечают, что судно такой современной архитектуры и концепции для нашего флота может считаться не просто новым, но и инновационным.

Проект 03182 - не просто малый морской танкер, но универсальное судно Проект 03182 — не просто малый морской танкер, но универсальное судно Иллюстрации предоставлены Зеленодольским ПКБ

...ПЛЮС ГРУППА БОЕВОГО ОХРАНЕНИЯ

Таких судов, как малый морской танкер (ММТ) проекта 03182, в России до сих пор не было. Он предназначен для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Кроме того, ММТ будет снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов.

Каковы характеристики судна? Длина — 75 м, ширина — 15,4 метра. Водоизмещение — 3500 тонн. Дальность плавания — 1500 миль, автономность — 30 суток, мореходность — до 9 баллов. Экипаж — 18 - 24 человека, а также 8 человек боевого охранения. ММТ имеет площадку для вертолета класса Ка-27. Дедвейт при наибольшей осадке — 1560 тонн. Состав дедвейта: мазут, дизельное топливо, пресная вода, нефтесодержащие воды, сточно-фекальные воды, другие грузы, собственные запасы. «Сегодня есть изменения в проекте, чтобы танкер мог возить еще и вертолетное топливо, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ОАО „ЗПКБ“ Виталий Волков. — Это сверх заданного изначально. Так что проводим доработки».

Впрочем, проект 03182 — это не только танкер, но и универсальная платформа усиленного ледового класса «в обеспечение концепции арктических судов для транспортировки жидких и сухих грузов, разрядных грузов и людей с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов) и выполнения спасательных операций». То есть при некоторых изменениях в проекте это судно для аварийно-спасательного дежурства, технической поддержки в опасных для мореплавания районах, обслуживания транспортных операций в портах, снятия с мелей и рифов аварийных судов и их буксировки; также 03182 может быть пожарным судном.

«Фактически проект можно рассматривать как судно снабжения, в том числе, видимо, береговых объектов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ научный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Михаил Барабанов. — Также, вероятно, оно может использоваться как большой морской буксир-спасатель... Насколько остра потребность ВМФ в такого рода судах? По опыту, их много не бывает».

«Судно такой современной (я бы сказал, модерновой) архитектуры и концепции для нашего флота вполне может считаться не просто новым, а даже инновационным, — рассказал „БИЗНЕС Online“ независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов. — В принципе, танкеры в составе ВМФ России, а ранее — СССР, тоже могли перевозить и выдавать несколько видов топлива — те же мазут флотский, авиакеросин. Но они были судами старых концепций — узкой специализации. Танкеры-ветераны, доставшиеся от Союза, уже все давно выработали ресурс и остро нуждаются в замене. В соответствии с текущими трендами, менять их предпочтительно не на узкоспециализированные суда, а на универсальные многофункциональные, такие как ММТ. 03182 — это не просто малый морской танкер, хотя он будет классифицироваться, скорее всего, именно так, а уже универсальное судно. Судов такого типа нужно на каждый флот по 2 - 4 единицы».

Танкер создан в рамках темы Платформа-Арктика Танкер создан в рамках темы «Платформа-Арктика» Иллюстрации предоставлены Зеленодольским ПКБ

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК СТАНОВИТСЯ СВОИМ В АРКТИКЕ

Обращает на себя внимание северный аспект проекта. Корпус ММТ — усиленного ледового класса Arc4, что позволяет судну работать в арктических морях. И в целом тема называется «Платформа-Арктика».

«Зеленодольское бюро сразу проектирует даже не просто многофункциональное судно, а платформу, пригодную в основе своей ко многим модификациям для различных ведомств с разным функционалом по желанию заказчика, — отмечает Глухов. — Этот проект так и позиционируется — „Платформа-Арктика“. „Арктика“ — потому что будет обладать в том числе и ледоходными возможностями. На основе проекта 03182 могут быть созданы суда для других заказчиков, например для береговой охраны, в варианте как ПСКР, так и судна обеспечения. МЧС может заинтересовать спасательный вариант».

Можно отметить, что важное «арктическое» задание (а эксперты сегодня говорят о разворачивающейся битве за Арктику) неспроста поручили именно Зеленодольскому ПКБ. По данным источника «БИЗНЕС Online», бюро блестяще справилось с предыдущим «северным» проектом, связанным с созданием самого большого и мощного в мире ледокола (проект 22220 ЛК-60Я). ЗПКБ поручили проектирование надстройки для нового поколения ледоколов. Головной ледокол («Арктика») уже спущен на воду и должен быть сдан в конце 2017 года, первый серийный («Сибирь») предполагается сдать в 2019-м, второй («Урал») — в 2020-м. Стоимость каждого — примерно 40 млрд. рублей.

Что конкретно сделано зеленодольцами для нового ледокольного проекта? «Атомоход разбит на несколько строительных районов, — объясняют в бюро. — Нам достался район жилого блока надстройки: каюты, спортзалы, рестораны, лазарет и так далее. И рулевая рубка. Чтобы было проще представить — это такой 9-этажный дом шириной 25 метров и приличной длины. Там даже два лифта есть. Разрабатываем полный комплект документации по всем специализациям, начиная от корпуса и заканчивая последним кабелем. Кстати, среди поставщиков электроники предполагается достаточное количество российских производителей. Сложность в том, что надо учитывать суровые северные условия».

Интересно, что для проекта 03182 уже предусмотрено своего рода продолжение. В начале июня директор департамента по обеспечению гособоронзаказа минобороны РФ Андрей Вернигора сообщил, что программой военного кораблестроения предусмотрено проектирование и строительство вспомогательных судов ледового класса проекта 03183. Они предназначены для использования военными моряками в зоне Арктики. «Это проект специально для арктической группировки войск», — отмечает Глухов. Проектирование должно завершиться до 2018 года. Ранее проектировщик не назывался, но, как сообщил «БИЗНЕС Online» Волков, проект 03183 — тоже тема ЗПКБ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.09.2016 09:39

А Вы так уверены, что эту "Арктическую группировку войск"
на пустом месте размещают, а не на бывших городках Советской Армии? Да и опять же, во времена СССР никому и в голову не приходило покуситься на нефтяные шельфы в Карском море - все знали, что СССР очень больно кусается. А теперь все подзабыли, приходится напоминать.

  • Анонимно
    7.09.2016 08:22

    Ух ты. С такими темпами скоро и яхты для Абрамовичей начнут строить.

  • Анонимно
    7.09.2016 08:29

    Молодцы!!! Увеличение автономности плавания боевых судов, круто!!!

  • Азат Д
    7.09.2016 08:40

    Когда гражданские суда будут строить, а не военный госзаказ осваивать?

    • Анонимно
      7.09.2016 08:51

      Нет граждан, нет и гражданских судов.

    • Анонимно
      7.09.2016 09:24

      Когда инвесторы появятся.

      • Азат Д
        7.09.2016 10:06


        Значит у нас такая жизнь, структура экономики и так люди живут, что не могут позволить себе комфортный безопасный транспорт.
        А авиаперевозки субсидируются Татарстаном, а карманная авиакомпания покупает иностранные самолёты?

    • Анонимно
      7.09.2016 12:06

      Вообще-то судно явно двойного назначения (гражданского и военного). Танкер ведь не только военным нужен. И это хорошо, что за счет военного госзаказа развивается и гражданское судостроение). Не говоря уже о повышении компетенции и развитии Зеленодольского КБ (никто то бы не отказался иметь в портфолио такой заказ).

  • Анонимно
    7.09.2016 08:41

    Молодцы зеленодольцы!

  • Анонимно
    7.09.2016 08:42

    Может все таки не для Шойгу

  • Анонимно
    7.09.2016 09:02

    от кого Арктику защищать будем?

  • Анонимно
    7.09.2016 09:04

    На людей денег нет, а на "Арктическую группировку войск" есть? Даже СССР не потянул войска держать в Арктике, хотя танкеры могут пригодиться и в мирной жизни

    • Анонимно
      7.09.2016 09:39

      А Вы так уверены, что эту "Арктическую группировку войск"
      на пустом месте размещают, а не на бывших городках Советской Армии? Да и опять же, во времена СССР никому и в голову не приходило покуситься на нефтяные шельфы в Карском море - все знали, что СССР очень больно кусается. А теперь все подзабыли, приходится напоминать.

      • Анонимно
        7.09.2016 10:30

        Где и кого Россия больно укусила??? Не выдавайте желаемое за действительное.

        Президента Путина вообще попросили с какого то самита и он со словами благодарности улетел поспать немного.

        Страна сильная когда население сыто и здорово а у нас денег нет на индексацию пенсий россиянам которые проработали несколько десятилетий на экономику страны

        • Анонимно
          7.09.2016 10:58

          В Люксембурге население сыто и здорово. Является ли Люксембург сильным государством с которым надо считаться?

          • Анонимно
            7.09.2016 11:59

            Видимо у части населения России разное видение "сильного государства". Для кого то "боятся значит уважают" или "не хотите кормить свою армию будете кормить чужую", а для кого -то высокий уровень жизни населения.

            • Анонимно
              7.09.2016 13:13

              Просто часть населения верить в либеральные сказки, что сила государства только в сытости и здоровье.

              • Анонимно
                7.09.2016 13:32

                Без сильной экономики - нет сильного государства и сильной армии. Проходили уже всё это.

              • Анонимно
                7.09.2016 20:15

                Ну да, армия из голодных и больных солдат очень сильная!

          • Азат Д
            7.09.2016 12:06

            Попробуйте им что то сделать?
            Пупок развяжется.

            • Анонимно
              7.09.2016 13:11

              Не смешите. Когда надо будет, то и слушать никто не будет. Большие страны сделают так как им будет нужно. Пример: Мюнхенский сговор и Договор на ненападении СССР и Германии.

      • Анонимно
        7.09.2016 11:03

        кто покушается на наш шельф? при таких ценах на нефть добыча на шельфе выгодна ли?

      • Анонимно
        7.09.2016 13:20

        От тех городков уже ничего не осталось. Все строится с нуля. По современным технологиям.

  • Анонимно
    7.09.2016 10:10

    мне кажется ,или сильно на маленький УДК(десантный корабль смахивает)

  • Азат Д
    7.09.2016 10:48


    "С начала года минфин изъял из резервного фонда 1,17 трлн. рублей – фонд близок к исчерпанию"
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/news/321974

  • Анонимно
    7.09.2016 11:42

    Конечно не в красоте суть морских судов, а в выполняемых ими задачах, но почему-то сравнивая зеленодольские корабли с кораблями сделанными в Санкт-Петербурге и Калининграде, всегда, приходишь к выводу, что наши корабли почему-то менее красивые и менее элегантные.

    • Анонимно
      7.09.2016 21:40

      Это вы про МРК "Буян-М" что-ли!? Бред не несите,
      один из самых красивых корабликов + "зубастенький".
      8 Калибров при водоизмещении менее 1000 тн. -
      такого ударного комплекса при таких размерах
      нет ни у кого в мире. Бабахи в Сирии уже заценили)

  • Анонимно
    7.09.2016 12:25

    Ак барс то на ЗПКБ все еще зарится?

  • Анонимно
    7.09.2016 12:38

    В россии говорили,что у нее два друга армия и флот! Не будем кормить свою-будем кормить чужую!

  • Анонимно
    7.09.2016 13:09

    а мистрали слабо было заказать ?щас бы глядишь плавали бы уже!

  • Анонимно
    22.09.2016 20:52

    Все это хорошо ! Но у ЗПКБ всегда был канек в проектирование военных кораблей !? Все Питерцы забрали при потдержде ОСК ! Что дальше ?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль