Общество 
7.09.2016

Как Ильшат Гафуров и Ко за 325 млн. рублей научат татарстанцев, что делать с деньгами

Программа повышения финансовой грамотности, задуманная еще при Алексее Кудрине, не затронет в республике разве что младенцев

Ответом на череду крахов финансовых пирамид, рост просрочки по потребкредитам и, вероятно, обманутых дольщиков станет весьма дорогостоящая программа, которую накануне вечером опубликовал кабмин РТ. Координатором начинания стал КФУ, под руководством которого татарстанцам откроют глаза на риски финансовых продуктов и внушат важность заначки на черный день. Эксперты «БИЗНЕС Online» предлагают главный лозунг: не верь в надежность отечественной валюты!

Алексей Кудрин Программа появилась в рамках объявленного еще в 2011 году минфином РФ федерального проекта по повышению уровня финграмотности, который курирует лично экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин Фото: kremlin.ru

КФУ СТАНЕТ БАЗОЙ ПО БОРЬБЕ С ФИНБЕЗГРАМОТНОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ С БЮДЖЕТОМ В 325 МЛН. РУБЛЕЙ

Региональную программу по повышению финансовой грамотности населения республики с 2016 по 2018 годы опубликовал вчера кабмин РТ. Из разных источников на нее планируют потратить выглядящую весьма и весьма солидной сумму — 325,4 млн. рублей. Программа разработана минобрнауки РТ и центром экономических и социальных исследования РТ (ЦЭСИ) «в целях разумного финансового поведения жителей РТ, их ответственного участия на рынках финансовых услуг» и создания ни много ни мало «комплексной системы финансового образования со 100-процентным охватом населения».

Программа появилась в рамках объявленного еще в 2011 году минфином РФ федерального проекта по повышению уровня финграмотности, который курирует лично экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. Изначально он обкатывался на базе двух городов — Калининграда и Волгограда. В 2013 году у ним присоединился и Татарстан, войдя в число еще 8 пилотных регионов. Однако задумки федеральной программы в республике легли на бумагу с официальными печатями и подписями лишь теперь. Согласно республиканской программе в течение трех лет на финансовую подкованность татарстанцев 148 млн. рублей выделит федеральный бюджет, 113,1 млн. рублей — республиканская казна, а 64,2 млн. рублей дадут внебюджетные источники. Уже в 2016 году на программу потратят 85,6 млн. рублей, в 2017 году — 156,7 млн. рублей, в 2018 году — 83 млн. рублей. Минфину РТ поручено закладывать в бюджет РТ будущих периодов эти расходы.

По задумке, к 2018 году программа увеличит с 30% до 50% долю населения РТ, понимающую соотношение риск/доходность при выборе финансовых продуктов, с 25% до 40% планируется увеличить долю жителей РТ, понимающих важность наличия финансового буфера на случай кризисных ситуаций. Долю пользователей электронных услуг рассчитывают нарастить до 55%. Также в мечтах — увеличение с 30% до 40% доли населения, знающего о том, какие действия нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций. Половина населения к 2018 году (сейчас 30%), как ожидается, станет сравнивать предложения, прежде чем брать кредит, еще столько же должны будут понимать возможности материально обеспечить себя после выхода на пенсию.

Согласно документу, Институт управления, экономики и финансов Казанского федерального университета станет базой центра финансовой грамотности РТ (ЦФГ), который и выступит основным координатором программы (предполагается, что в районах Татарстана ЦФГ создаст школы финансовой грамотности, к 2018 они должны быть во всех районах РТ). ЦФГ будет следить за исполнителями программы (средними, высшими, общеобразовательными учебными заведениями и т. д). КФУ также возьмется за проведение обучающих семинаров, конференций. Также в центре должны пройти обучение учителя, которые станут преподавать соответствующий предмет в школах Татарстана. Заданы конкретные индикаторы: охват всех обучающихся к 2018 году должен быть не менее 90%. Из 61 тыс. учителей и преподавателей подготовку по программам финансовой грамотности пройдут 12,2 тысячи.

Центры повышения квалификации, помимо КФУ, есть в КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ, аналогичная деятельность ведется и в других организациях, среди которых корпоративный университет Сбербанка (также в составе КФУ), отделение пенсионного фонда РФ в РТ, Казанский инновационный университет, Институт развития образования РТ. Всего перечислено 13 организаций. Свою лепту в финансовый «всеобуч» внесут «АК БАРС» Банк и «Тимер банк».

Ильшат Гафуров Ильшат Гафуров потратит 325,4 млн. рублей на обучение «в целях разумного финансового поведения жителей РТ, их ответственного участия на рынках финансовых услуг» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛОВУШКИ ПРОГРАММЫ И ИЛЛЮЗИИ НАСЕЛЕНИЯ О СВОЕЙ ГРАМОТНОСТИ

В документе со ссылкой на данные Национального агентства финансовых исследований указано, что потребители финуслуг не знают, где могут получить информацию, например, о переходе на новые модели пенсионного страхования, о состоянии и преимуществах финансового рынка. Затронута и тема автострахования — около 20% населения при покупке не читали контракт по автостраховке. Каждый десятый в РФ вообще не знает о существовании платежных терминалов, с горечью констатируют создатели программы. Впрочем, в Татарстане картина, как выяснилось, небезнадежная. Основная часть населения активно пользуется электронными сервисами, тем не менее рост просрочки граждан перед банками по потребительским кредитам увеличивается. Долговая нагрузка граждан способствует росту социального напряжения. «В этой связи необходимо вести разъяснительную работу», — говорится в документе.

Разработчики поделили программу на целевые группы — домохозяйства, учащиеся и студенты образовательных организаций, работающие и безработные граждане, пенсионеры, а также представители СМИ. Идет в документе речь о неких ловушках, которые могут возникнуть при реализации программы, если ее мероприятия «будут носить декларативный характер» и не превратятся в «концептуальный пакет решений». Говоря простым языком, если не выполнен один пункт программы, к другому переходить не будут. Среди мотиваций в документе указано наличие иллюзий у населения о достаточном уровне финансовой грамотности, отсутствие государственного и муниципального контроля, недружественность деловой среды и защиты прав потребителей.

Лилия Нургатина Лилия Нургатина: «Рынок финансовых инструментов очень активизировался в последнее время, постоянно появляются новые инструменты — онлайн-платежи и др. Люди не успевают за всем этим» Фото: tetushi.tatarstan.ru

КЛУБЫ ПО ФИНАНСОВЫМ ИНТЕРЕСАМИ И КУРСЫ ДЛЯ ДЕТСАДОВЦЕВ

О том, как будет реализовываться программа на «земле», «БИЗНЕС Online» рассказала директор Института непрерывного образования и замдиректора по развитию Института управления, экономики и финансов КФУ Лилия Нургатина, которая также возглавляет уже созданный в 2015 году центр финграмотности. По ее словам, проект повышения финансовой грамотности реализуется совместно минфином РФ и Всемирным банком, причем последний внедряет подобные проекты по всему миру. Как выяснилось, не только россияне на «вы» с кредитами. «Рынок финансовых инструментов очень активизировался в последнее время, постоянно появляются новые инструменты — онлайн-платежи и др. Люди не успевают за всем этим», — объясняет важность и нужность проекта Нургатина.

При этом в Татарстане сейчас создается еще три центра финграмотности. Первый — совместно с московской Высшей школой экономики — будет повышать ее в школах, это региональный центр повышения финансовой грамотности школьников. Второй — регионально консультационно-методический центр — вместе с Финансовым университетом при правительстве РФ будет просвещать взрослых. Третий центр — на базе КФУ и в сотрудничестве с МГУ — будет обучать обращению с деньгами студентов и преподавателей вузов. Также создается центр студенческих инициатив в области финансовой грамотности, он будет обучать студентов-волонтеров, которые на добровольных началах смогут поработать консультантами в области финансов среди широких слоев населения. Но и это еще не все. На районном уровне будут создаваться школы финансовой грамотности, а на поселковом уровне начнут работать финансовые консультанты. Таким образом, как считает Нургатина, будут охвачены все слои населения, за исключением, пожалуй, грудных младенцев.

«Допустим, Иванов Иван Иванович является авторитетным лицом для населения какого-то поселка, и он как лидер клубного движения этого поселка будет проходить обучение и служить своеобразным консультантом», — приводит пример Нургатина. Отдельные программы предусмотрены для инвалидов и пожилого населения.

В школах же начнут обучать правильно тратить деньги буквально с первого класса. В рамках уроков экономики, обществознания и ОБЖ данные занятия в этом году уже начались, говорит Нургатина. В октябре преподаватели школ пройдут необходимое обучение, после чего предмет «Финансовая грамотность» начнет внедряться уже как самостоятельный. Ознакомиться с учебными пособиями, по которым школярам будут объяснять, как правильно тратить деньги, можно на сайте центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», входящего в структуру НИУ Высшей школы экономики.

На вопрос о том, как заинтересовать обучением взрослое население, Нургатина пояснила, что будут проводиться открытые публичные лекции в вузах, будут создаваться клубы по месту жительства, куда жители смогут прийти со своими вопросами и проблемами. Также желающие могут уже сейчас пройти бесплатный месячный онлайн-курс на базе финансового университета при правительстве РФ (зарегистрироваться нужно на сайте вашифинансы.рф). Выпускники смогут выступать как добровольными финансовыми консультантами, так и получить знания просто для себя или для дальнейшего просвещения, к примеру, в коллективе предприятия. Нургатина рассказала, что первая партия учеников из 18 человек уже прошла обучение, сейчас на подходе еще около 60.

В планах еще много чего — это и создание горячей линии, и татарстанской платформы сайта вашифинансы.рф, и разработка некоего подобия «Народного контроля» в сфере финансов, где, исходя из жалоб населения, будет составляться антирейтинг кредитных организаций. Центр финансовой грамотности КФУ располагается на базе Института непрерывного образования на ул. Кремлевской, 6/20. Фактически он начал свою работу.

Разработчики поделили программу на целевые группы — домохозяйства, учащиеся и студенты образовательных организаций, работающие и безработные граждане, пенсионеры, а также представители СМИ
Фото: ©Виталий Тимкив, РИА «Новости»

«ОТ ПРЕЗИДЕНТА ДО БОМЖА-АЛКОГОЛИКА — ВСЕ ДОЛЖНЫ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ НА СВОЕМ УРОВНЕ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов высказаться по поводу перспектив реализации новой региональной программы повышения финансовой грамотности населения РТ.

Сергей Смирнов доктор экономических наук, заведующий центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики НИУ ВШЭ:

— На самом деле речь идет о массовом обучении населения, не хочу никого обидеть, но вспомните скандалы с кредитами. Когда у нас пошла нефть, мы теоретически стали нормальной западной страной, пытались стать рыночной экономикой, где большая часть расходов населения основана на кредитных ресурсах. Одно дело — на Западе, где люди соизмеряют свои возможности, а у нас люди не читали договора, не соизмеряли цену денег с ценой своей рабочей силы.

Население сейчас стало более осмотрительным в выборе кредитов. Да, есть большая закредитованность, но это не идет ни в какое сравнение с 2008 - 2009 годами. То же банковское сообщество, да и правительство, в тот период не было заинтересовано в скорейшем обучении населения азам финансовой грамотности, закладывалась высокая стоимость кредита.

Если раньше кредиты брали люди малообеспеченные, то сейчас интерес к ним проявляют и люди с высокими доходами. Это свидетельствует об относительном обнищании населения и невозможности сохранить прежние стандарты потребления без заемных ресурсов. Финансовая грамотность? Посмотрим, что получится. Я бы очень хотел, чтобы в стране все — от президента до бомжа-алкоголика — ориентировались в финансовой системе на своем уровне. Население нужно научить считать. Насколько дороже станет ваш автомобиль, если вы будете пользоваться заемными ресурсами, а не станете копить? Второе — нужно научить рассчитывать долю доходов, которая пойдет на погашение кредитов. Третье — банальность, но повторюсь, нужно читать кредитные договоры.

Павел Медведев — финансовый омбудсмен РФ:

— Пробелы в финансовом образовании, конечно, есть, но мое мнение немного отличается от общественного, которое, страшно об этом говорить, но с оттенком фарисейства (лицемерия прим. ред.). Программа — это список вопросов, которые надо объяснить. Скажу, что многие списки начинаются с размеров бюджета России. Если разложить по кучкам письма с жалобами, которые мне приходят, тогда появится список тем, которые будут значительно отличаться от программы, которая сейчас внедряется в Татарстане. Но это намного лучше, чем ничего, но содержание нужно сделать поближе к народу. Надо рассказывать про «спотыкачку», о том, на чем люди уже набили шишки.

Вам рассказывают о том, что в Москве будет создан международный финансовый центр — не верьте, но только тихонечко. Говорят, что местная валюта будет очень устойчива — не верьте и так далее, потому что чаще всего к нам обращаются именно по проблемам валютных кредитов. Их реструктуризация в России принципиально невозможна. Книжечку по финансовой грамотности нужно выпустить и для законодателя, потому что я уже охрип ходить по законодателям по поводу того, чего нет и что нужно.

Вячеслав Пимурзин — финансовый брокер, учредитель ООО «Бюро кредитных услуг»:

— Давно пора, мы вообще очень безграмотные. Люди не знают, что такое скоринги (система оценки кредитоспособностиприм. ред.), как начисляются скоринговые баллы. Люди в той же Америке следят за своей кредитной историей, работают над этим, мы же ничего этого не делаем. Мы были бы даже рады, если бы обучившиеся по этим программам заменили нас, тогда у нас была бы очень развитая экономика. Но не думаю, что такое получится. Мы все время говорим о финансовой безграмотности, но по факту ни один проект не реализовался. Проблемы во всем. Самое актуальное — это кредитование, ипотека, для молодежи — кредитные карты. Пользователи практически все, но мало кто понимает, как кредиты рассчитываются, как ими грамотно пользоваться. Второе — это экономика семьи, тоже нужно уметь планировать бюджет. Третье — для бизнеса. У предпринимателей наших есть желание, напор, готовы сворачивать горы, но спотыкаются о такие мелочи... Не умеют просчитывать риски, строить экономику предприятия, а без этого предприятие жить не может. Многие не знают о программах, которые существуют уже лет пять, предприниматели говорят: «Вау, неужели это уже есть?»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (75) Обновить комментарииОбновить комментарии
Fake.Maker
7.09.2016 15:34

Все это очередной фестиваль попилинга и откатинга! По каким критериям будет оцениваться эффективность данной программы?

  • Анонимно
    7.09.2016 15:21

    а со школьной скамьи учить людей этой грамотности не лучше? без синуса и косинуса можно прожить, а вот научить людей самим зарабатывать и по умному тратить это и для государства хорошо (налоги, отчисления, занятость)!

    • Анонимно
      7.09.2016 16:06

      а без ямба и хорея? или где находятся Филиппины? про хим.формулы можно и не вспоминать,эйе?

      • Анонимно
        7.09.2016 16:29

        так то да. школьная программа устарела лет на 30.
        основы бюджетирования, гражданского права должно быть в школе. Свои права надо знать и бюджет свой ежемесячный уметь считать и планировать.

        • Анонимно
          7.09.2016 16:53

          хм. сложить свою зп и вычесть расходы без нового курса никак? школа должна давать разностороннее образование. комуто ямб не нужен будет, комуто нужен. не всем в вашем ауле жить

          • Анонимно
            7.09.2016 17:21

            Покажи хотя бы одного кому нужен ямб. А вот людей который свои расходы контролировать не могут, влезая в долги сверх меры на каждом шагу. Потом банки идут грабить, когда долги отдать не могут.

            • Анонимно
              7.09.2016 18:06

              ну так не всем нужны степени кандидатов наук. а если мозга нет, т.к. забил на всю начальную и среднюю школу, то почему он не забьет на ваше бюджетирование? темболее когда по телеку по ушам ездят

            • Анонимно
              8.09.2016 09:31

              Мне нужен - я в одном банке ямб покажу, а в другом - хорей. И будет мне акафист...

          • Анонимно
            8.09.2016 09:14

            В семье надо курс проходить.

      • Анонимно
        7.09.2016 16:41

        Религию нужно изучать и историю Татарстана. Остальное можно выучить по необходимости на рабочем месте.

        • Анонимно
          7.09.2016 17:22

          Зачем? Религия и история какую пользу Вам принесёт?

        • Анонимно
          7.09.2016 18:06

          религию тож изучат на рабочем месте. да и историю татарии,если нужна будет.

  • Анонимно
    7.09.2016 15:25

    Скажите вот такие траты в кризис вообще нужны? Может было бы разумнее за эти деньги несколько одарённых студентов выучить профильной специальности бесплатно? Или школу под патронажем КГУ хорошую построить? Или у нас кончились очереди (изза отсутствия финансирования) на бесплатные операции?

    • Анонимно
      8.09.2016 09:13

      "Средства у нас есть. У нас ума не хватает..."(с).

    • Анонимно
      8.09.2016 09:22

      Эти курсы нужны, в первую очередь, тем, кто так бездумно распоряжается бюджетными средствами. То на скульптуры 290 млн, то больницу в Иннополисе через год после открытия ремонтируют, то "зелёный рекорд" (вернее антирекорд, т.к.больше спиливают деревьев, чем высаживают) ставят...

    • Анонимно
      8.09.2016 09:29

      Ликфинбез? Это надо не народу, а власть имущим. Народ и так загнан в угол нищетой. Думают, что вот сейчас они научат всех и вся как распорядиться нищенской зарплатой? Да как ни считай, а всё равно будет как тришкин кафтан. Лучше бы обратили внимание соответствующие органы на эти конторы микрозаймов, которые сажают людей в долговые ямы.

  • Анонимно
    7.09.2016 15:27

    Из серии выделения денег удаЩливым ученым.
    Лучше бы нуждающимся помогли,

  • Анонимно
    7.09.2016 15:28

    Заголовок из серии "заплатите нам 200 тысяч рублей и участвуйте в курсах "не дай себя обмануть финансовым мошенникам"

  • Fake.Maker
    7.09.2016 15:34

    Все это очередной фестиваль попилинга и откатинга! По каким критериям будет оцениваться эффективность данной программы?

  • Анонимно
    7.09.2016 15:34

    Сытый кот научит, как правильно распоряжаться сметаной.

  • Анонимно
    7.09.2016 15:35

    это начало конца.

  • ПанАлекс
    7.09.2016 15:43

    Видимо считают, что если деньги сопрут - население поумнеет!

  • Анонимно
    7.09.2016 15:45

    ЗАДАЧА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ-ДВИГАТЬ НАУКУ ВПЕРЕД!
    А не ликвидировать безграмотность-финансовую,грамматическую,физиологическую...

    • Анонимно
      7.09.2016 16:29

      если только двигать науку вперед, то смысла в студентах нет- только время отнимают.

  • Анонимно
    7.09.2016 16:01

    Гафуров молодчик ! Опять придумал как бабло освоить. Из воздуха деньги делает. Талант

  • Анонимно
    7.09.2016 16:02

    Деньги впустую

    • Анонимно
      8.09.2016 09:07

      Да практически в каждой семье могут грамотно распорядиться своими деньгами при условии, что деньги есть. А если с деньгами напряжёнка, то никакие курсы не помогут. Так стоит ли тратить деньги впустую? Или они "лишние"?

    • Анонимно
      8.09.2016 09:44

      Ну это нам с вами впустую, а вот кое-кому... Как говорится, если деньги под эту программу выделяют, значит, это кому-нибудь нужно?!

  • Анонимно
    7.09.2016 16:03

    не учите меня жить, помогите лучше деньгами!

  • Анонимно
    7.09.2016 16:05

    Красивые люди. И умные. Больше таких программ.

  • Анонимно
    7.09.2016 16:09

    Я предлагаю название , максимально соответствующее кудринскому предмету: "заначковедение". Или, более наукообразное: "заначкология". И наш девиз: "пролетарии всех стран, откладывайте на черный день!"

  • Анонимно
    7.09.2016 16:24

    Ну не все определяется деньгами

  • Анонимно
    7.09.2016 16:31

    лучше бы 325 миллионов отдали на достройку домов...
    бесполезная трата денег на "повышение финансовой грамотности" населения

    • Анонимно
      8.09.2016 09:50

      Да у нас большинство и выживает только потому, что финансово грамотны! Прокормить, обуть-одеть, отправить в первый класс люди умудряются даже имея скудные финансы. Да ещё как-то на праздники детей выводить, учить их радоваться жизни... Вот в семье-то дети и проходят курс по финансовой грамотности. Хотят отвести взгляд народа от причин, почему так бедно живут. Нашли-таки причину всех бед - это финансовая безграмотность. А панацея от бедности - вот эти самые курсы, стало быть? Так вот где собака порылась... А народ-то и не знал...

    • Анонимно
      8.09.2016 09:52

      Вот в 1917 году революционерам надо было не революцию городить, а курсы по ликвидации финансовой безграмотности! Вот, оказывается, в чем корень обнищания населения!

  • Анонимно
    7.09.2016 16:32

    Не хватает мест детям в детсадах, и школьники учатся в 2-е смены. Постройте на эти деньги детсад или школу. Это же понятно , что деньги будут в карманах тех, кто это придумал.Сейчас эта финансовая грамотность для людей ,которые едва сводят концы с концами, как минимум не нужна, а максимум звучит как издевательство.

  • Анонимно
    7.09.2016 17:37

    народ действительно давно всё понял, как можно из воздуха делать деньги, только не каждому выделяют деньги для этого.

    • Анонимно
      8.09.2016 09:42

      Это все равно что голого учить, как из лоскутного одеяла сшить красивый наряд. И причём не бесплатно учить, а за деньги. Прям сказка!

    • Анонимно
      8.09.2016 12:10

      Вот дают дотации, субсидии разные. Ведь люди сидят, бумажки оформляют, другие люди - эти бумажки принимают, оформляют и деньги за работу получают. Да у нас почти полстраны к малоимущим относятся! И теперь будут учить, как выжить, имея в кармане вошь на аркане? Народ и так знает, выкручивается как может, а наиболее рисковые всё займы берут. Дело-то ведь не только в финансовой грамотности.

  • Анонимно
    7.09.2016 17:50

    Интересно как министр Васильева, человек жесткий и бескомпромиссный, судя по массовой кадровой чистке начальства, с ее принципами соответствующими заповедям и их римейку, моральному кодексу строителя коммунизма , на все эти финансовые изыски посмотрит, если до нее дойдет? Не вижу ничего плохого в фин. ликбезе, при капитализме уже живем хотя и диковатом, но все же все же...Не попал бы Гафуров в "плей оф лист",а он много еще может сделать и главное спасти исторический комплекс военного госпиталя от разрушения.На месте начальства передал бы КФУ и здание Шамовскуой больницы

  • Анонимно
    7.09.2016 17:51

    Ильшат Гафуров и Ко.... Это что частный ВУЗ? А кто там .... впереди Гафурова

  • Анонимно
    7.09.2016 20:01

    Эх. Лучше бы школу построили на эти деньги. В городе школ не хватает. А эти товарищи деньги пилят.

  • Анонимно
    7.09.2016 20:50

    да, школ не хватает..

    а вот завтра будут ответы на заранее подготовленные вопросы....

    не интересно

  • Анонимно
    7.09.2016 22:34

    Очень нужная и важная программа. Люди у нас финансово не грамотные. Большинство берут микрозаймы под большие проценты а потом не могут их оплачивать. Я уже не говорю о рынке акций и фондовых биржах..

    • Анонимно
      8.09.2016 06:02

      Да, если бы раньше начали программу- лет десять назад - может, у людей таких проблем бы и не было. Ведь тотальная закредитованность. Кого не спроси, у всех проблемы с выплатой кредитов. Недобросовестные банки пользуются финансовой безграмотностью простых людей. Те, кто поближе к ресурсам, от этого не страдают, конечно. У них и многомиллиардные долги могут быть - все-равно следующий кредит получат. А у тех, кто живет на зарплату, банки готовы отобрать последнее. Спасибо тем, кто запустил этот проект. Теперь каждый, кто хочет, сможет воспользоваться финансовой консультацией или обучиться, как правильно строить отношения с финансовыми структурами, как бороться с недобросовестными коллекторами, финансовыми мошенниками

      • Анонимно
        8.09.2016 09:21

        А разве для этого не достаточно школьного курса математики и русского языка? Прочитать договор и посчитать?
        Про финансовую грамотность вообще смешно, у вас финансистов в стране можно пересчитать по пальцам! В стране никогда не было реальной рыночной экономики, никакого нормально экономического и финансового образования, у вас просто нет квалифицированных кадров, и как вы с таким багажом кого-то учить собрались?!

        • Анонимно
          8.09.2016 10:38

          Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Маркин в марте с.г. ясно сказал, что денег в стране - как грязи, только у государства не всегда получается ими эффективно распорядиться. И теперь это государство озаботилось обучением населения? Пусть сначала научатся распоряжаться бюджетными деньгами, а уж потом...

          • Анонимно
            8.09.2016 11:12

            Деньги это абстрактная вещь. Их может быть вообще сколько угодно. Вся проблема в том, что они у нас не работают нормально, такая страна...

            • Анонимно
              8.09.2016 12:13

              А если и работают, то получают слишком мало, такая страна...

              • Анонимно
                8.09.2016 13:05

                Я имел ввиду, что у нас деньги плохо работают. Какой от них толк, много или мало их, если не работают.
                Деньги должны постоянно инвестироваться, создавая национальный продукт. А с этим у нас очень туго.
                Условно говоря, можно поднять пенсии, но это может дать всплеск инфляции. Номинально-то пенсионеры станут богаче, а фактически наоборот.

      • Анонимно
        8.09.2016 09:46

        Видите ли, кроме кредитов есть ещё масса моментов. К примеру пирамиды. Я уже молчу про облигации, акции, прочие "штучки", где даже нобелиаты вылетали в трубу. Как вы хотите это всё объяснить людям, а главное зачем?!
        Даже пирамиду порой невозможно доказать. Представьте какой-нибудь хайтек, или венчуры, эти проекты приносят реально очень высокие проценты, близкие к пирамидами, а порой и больше. Да хоть недвижимость возьмите, она может давать потрясающие дивиденды.
        Проблема настолько шире, вы просто не представляете. Попробуйте вспомнить финансовый кризис 2008-го года, когда многие не могли предсказать обвала. Напомню, там одна из причин была стремительно дорожающая недвижимость, а так же масса других, которые не смогли оценить квалифицированные специалисты.
        Смотрите, вот я вам примерно и рассказал, почему самые надёжные инструменты в этом деле доллары и гос. облигации США. Они стабильны, многое остальное сильно волатильно, можно как обогатиться, так и в бомжи податься.

        • Анонимно
          8.09.2016 10:32

          Впарили народу в своё время фаучеры. Только этот народ до сих пор своих дивидендов ждёт-не дождётся. Видать, слишком финансово грамотные люди всё это провернули.

          • Анонимно
            8.09.2016 11:11

            Почему мой отец распорядился всем этим грамотно, хотя он инженер.
            Элементарная логика должна быть.
            Да нисколько они не финансово грамотные, просто народ такой безграмотный был.
            Взять хотя бы валютный кризис, много кто грамотно распорядился своими средствами? Сколько времени там уже прошло со времён ваучеров?

            • Анонимно
              8.09.2016 12:59

              Время прошло, а ваучеры и акции остались! И память о них будет вечно...

              • Анонимно
                8.09.2016 13:15

                Так было же МММ-2011, кредитные кооперативы, и так далее.
                Я к тому, что всё-таки ещё надо элементарной логикой обладать, чтобы не попадать на откровенно глупые и очевидные случаи.
                А валютная паника 2014-го наглядно показала, что в нашей стране вообще мало кто понимает чего в финансах.

                • Анонимно
                  8.09.2016 14:23

                  Просто народ охотнее поверит в халяву, нежели будет думать как вложить грамотно.

      • Анонимно
        8.09.2016 10:46

        Вы бы лучше себя спросили и честно бы ответили - почему основная часть населения финансово нищая? Думаете, от того, что не могут договор в микрозайме грамотно осмыслить? Или в банки идут, чтобы бриллиантовое колье жене купить, в то время как у семьи задолженность по квартплате? Нужда, батенька, гонит в банки.

        • Анонимно
          8.09.2016 11:08

          Я это прекрасно знаю.
          Во-первых, давайте не будем говорить, что прям на оплату жилья не хватает, пенсионеры на гораздо меньшие доходы выкручиваются.
          Во-вторых, так это из области экономики. Такая у нас структура экономики, тынок труда такой, качество управления и так далее. Поэтому мы относимся к развивающимся странам, какие ещё здесь зарплаты можно ожидать. Иногда везёт с ценой на нефть, деньги растекаются по всей системе...

          • Анонимно
            8.09.2016 12:16

            Вот именно выкручиваются, потому что жизнь скрутила. Предлагаете всем равняться на пенсионеров? Попробуйте хоть с годик повыкручиваться, тогда, может, поймёте, что дело не в финансовой безграмотности. Пенсионеры цену каждой копеечке знают.

            • Анонимно
              8.09.2016 12:56

              Понимаете, чтобы разговаривать предметно, нам нужна статистика. У меня её к сожалению нет.
              Причину бедности надо понять, то есть сравнить доходы и расходы, чтобы предпринять какие-то действия для исправления ситуации.
              Условно говоря, если у семьи всё уходит на выплату по ипотеке и на "выживание" всех членов семьи : еда, одежда, расходы на детей и так далее. Это будет один случай. Но статистика не показывает, что в России "много" ипотеки. Значит причина в чём-то другом.
              Просто разговор о том, что люди не могут заработать на квартплату, не соответствует действительности, ибо она даже меньше пенсии.
              Это если разговаривать предметно, с целью решить ситуацию, а не "диванно".
              Вы же мне говорите, что берут кредиты под грабительский процент из-за невозможности оплачивать квартплату. Довольно сомнительное утверждение.
              К слову, со статистикой сбережений от Матовникова знаком, и в курсе, что у населения нечего особо сберегать, ситуация печальная. Я это всё понимаю, и что не так высок процент людей идущих в кредитные кооперативы и прочие пирамиды, чтобы хоть как-то приумножить свой скромный "капитал". А это вот как раз финансовая безграмотность.

    • Анонимно
      8.09.2016 09:10

      Так у большинства нищенская зарплата из которой почти половину "съедают" услуги ЖКХ. Вот и берут микрозаймов, чтобы как-то свести концы с концами. Люди не финансово безграмотные, а финансово бедные!

    • Анонимно
      8.09.2016 09:38

      Может, лучше ограничить аппетиты микрозаймов? Или зарплаты повысить? Или не покупать руководящим работникам кресел по 18 тысяч и дорогих машин на бюджетные средства? Вместо того, чтобы умерить растущие аппетиты госчиновников, хотят бедных научить выживать на кутарки. Это плевок в нашу сторону, уважаемые сограждане.

    • Анонимно
      8.09.2016 12:12

      А почему берут-то? Может, причину укажите или, по-вашему, берут просто от того, что скучно без займов-то и коллекторов?

      • Анонимно
        8.09.2016 13:07

        Я не знаю ответа на этот вопрос. Если вы осведомлены, то поделитесь пожалуйста. Просто для меня не понятно — зачем брать короткий займ, который только всё усугубит.

  • Анонимно
    8.09.2016 06:31

    сделайте приличную зп и не будет микрозаймов
    Гафуров видимо пенсионеров учить собрался, как жить на 8 тыс

  • Анонимно
    8.09.2016 09:33

    Судя по комментариям, народ лучше может научить этих "деятелей", как грамотно распорядится бюджетными деньгами.

  • Анонимно
    8.09.2016 10:16

    учебники по фин грамотности - полный мрак.. Настоящее издевательство над ни в чем не повинными еще светлыми детскими мозгами..
    нет слов.. второкласнику точно необходимо знать что " эти товары обладают хорошей ликвидностью?!"
    достали вы уже со своими экспериментами

    • Анонимно
      8.09.2016 10:51

      Мракобесы виноваты, а не сама финансовая грамотность. На самом деле можно обучить людей, но конечно же не во втором классе. Ибо и ум ещё не тот, да и без практики эти знания бес толку.
      К сожалению, у нас катастрофически мало настоящих специалистов, а чему научат вот эти "просвещённые"...как бы совсем не свернули мозги россиянам.
      Как может какой-то учитель или авторитетный житель деревни учить...

  • Анонимно
    8.09.2016 10:52

    Очень хотелось бы посмотреть, как бомжа-алкоголика будут финансовой грамотности учить.)))

  • Анонимно
    8.09.2016 13:02

    Поздняк метаться - денег нет, но мы держимся! Медведев знает, что народ продержится, чего финансовой грамоте учить тех, у кого и так каждый рубль на учёте.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль