Общество 
10.09.2016

Илдус Файзов о покушении на него: «Задавался вопросом: за что?»

Экс-муфтий Татарстана на круглом столе «Стоп: экстремизм!» вспомнил людей, которые пытались его взорвать

В причинах радикализма пытались разобраться в этот четверг эксперты на круглом столе в бывшей резиденции муфтия РТ. Участвовал в нем и экс-муфтий Татарстана Илдус Файзов, на которого в 2012 году было совершено покушение, причем это было его первое за четыре года участие в публичном мероприятии. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнавал, действует ли на подсознание 25-й кадр и есть ли техники по противостоянию вербовке.

Круглый стол «Стоп: экстремизм!» прошел в старой резиденции ДУМ РТ Круглый стол «Стоп: экстремизм!» прошел в старой резиденции ДУМ РТ

«ДИВАННЫЕ КОММЕНТАТОРЫ БУДУТ БРЫЗГАТЬ ЯДОМ...»

Круглый стол «Стоп: экстремизм!» прошел в старой резиденции ДУМ РТ, что на улице Лобачевского. Это первое публичное мероприятие, прошедшее там после переезда муфтията в начале июля в комплекс Галеевской мечети. Как известно, после ремонта в зеленой трехэтажке расположился издательский дом «Хузур», который и организовал обмен мнений. Религиозные, общественные деятели, психологи обсуждали вопрос того, как можно противостоять экстремизму, радикальным течениям в исламе и сектам. Главный мусульманин республики Камиль Самигуллин отсутствовал по уважительной причине — муфтий-хазрат находится в Мекке. Зато были два его заместителя — первый зам Рустам Батров и главный человек, отвечающий за образование в религиозной организации, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин.

Впервые за четыре года на таком публичном мероприятии, как круглый стол, был замечен и бывший муфтий Татарстана Илдус Файзов. После покушения на него в 2012 году и отставки в январе 13-го он не комментировал причину террористического акта и не называл его исполнителей. «БИЗНЕС Online», пользуясь случаем, спросил его об этом.

— Илдус хазрат, зачем вас взрывали?

— Не знаю, это надо у них спросить.

— У кого?

— У тех, которые взрывали. Я не знаю.

Илдус Файзов (в центре) Илдус Файзов (в центре)

— Может быть, из-за того, что вы придерживались четко традиционного ислама?

— Не могу сказать. Что такое традиционный ислам? Я придерживался того же самого, чего придерживались все те ученые, которые следовали сунне пророка и аятам Всевышнего. То есть традиционность в том смысле, если это сунна пророка, но того, что касается исторической последовательности пречистой сунны и Корана, исторической последовательности, если вы хотели назвать это традиционным, то да, я придерживался... Никогда не видел тех людей, которые меня взорвали. Задавался вопросом: за что? Невозможно объяснить, в чем была причина. Хотя очень много комментариев было, особенно начнутся после интервью, которое даю вам, и вы опубликуете это, то диванные революционеры, диванные ученые, диванные комментаторы будут брызгать своими ядами, писать, очернять...Но над всеми нами Аллах, он контролирует нас, он знает истинную причину всей нашей жизни, истинную причину всех тех действий, тех случаев, которые происходят в этой жизни.

Религиозные, общественные деятели, психологи обсуждали вопрос как можно противостоять экстремизму, радикальным течениям в исламе Религиозные, общественные деятели, психологи обсуждали вопрос того, как можно противостоять экстремизму, радикальным течениям в исламе

«30 ПРОЦЕНТОВ, СЧИТАЮЩИХ СЕБЯ МУСУЛЬМАНАМИ, НЕ ЗНАЮТ, БОГ ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»

Между тем участники круглого стола приступили к обсуждению темы экстремизма. То есть того, что со временем, возможно, и переросло в терроризм, который привел к таким печальным событиям лета 2012 года, когда был убит бывший заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов и взорвана машина теперь уже имама казанской мечети «Булгар» Файзова. По мнению Мухаметшина, главная причина экстремизма — религиозная безграмотность: «Она зашкаливает. 85 процентов татар считают себя мусульманами, но при этом 50 процентов из них в мечеть не ходят. И самое интересное и печальное в том, что 30 процентов, считающих себя мусульманами, не знают, Бог есть или нет».

Фарид Салман Фарид Салман

Кроме того, почти треть этих «мусульман», по словам Мухаметшина, не видит ничего зазорного в распивании водки и поедании свинины. Ректор РИИ посетовал на то, что в более чем 1,5 тыс. мечетей у 800 имамов нет специального религиозного образования. Но сидевший напротив руководитель центра священного Корана и пречистой Сунны Фарид Салман нашел в этом и положительный момент: «800 человек — это даже неплохо, это очень хорошо. Было бы неплохо, если б не 800, а 1500 наших имамов не имели бы специального образования, потому что религиозно-духовное образование, которое сейчас дают, на самом деле микс. У нас в республике есть русский мир, татарский мир. Мы в татарском мире не определили, что такое татарский ислам. Ислам неоднороден, как бы мы об этом ни говорили. Татарский ислам есть! Наш ислам отличает патриотизм, для экстремистов нет этого понятия. Пока не будет насаждения патриотизма, экстремизм будет брать верх.

Фарид хазрат отметил, что экстремистами становятся те, кто не любит свой народ, его культуру. Их основная масса даже не считает нужным разговаривать на родном языке.

Рустам Батров Рустам Батров

БАЙКА О МУЛЛЕ, КОТОРЫЙ НАУЧИЛ ПРИХОЖАН ХОДИТЬ В МЕЧЕТЬ

Интересная полемика произошла между Батровым и Файзовым. Первый заместитель муфтия Татарстана говорил о том, что надо различать тех, кто придерживается буквы, а кто — духа ислама: «Есть книга „Мухтасар аль- Кудури“, Илдус хазрат не даст соврать, он в свое время одобрил эту книжку. Там прямо говорится, что война с неверными — ваджиб, то есть обязанность, там педофилия и все на свете. Но это все не просто так, а вырвано из исторического контекста». На что Файзов громко возразил, что педофилии в книге нет, а Рустам хазрат что-то путает. В ответ Батров привел цитату: «Выдавать замуж неполовозрелую девочку. У них появляется право отказаться от этого брака, только когда достигнут половозрелого возраста. Разве это не педофилия? Тогда народ жил в ужасающих условиях, и арабы девочек закапывали живьем, и лучшим для нее было замужество».

Далее Рустам хазрат рассказал старую татарскую байку о мулле, который научил совершать намаз жителей деревни. Они не хотели ходить в мечеть из-за того, что при омовении для молитвы нужно было мыть ноги — зимой это непросто. Мулла же разрешил не омывать. Пришедший ему на смену молодой грамотный имам возмутился: нарушение канонов религии. Ответ аксакала был философским: «Я приучил их ходить в мечеть, теперь твоя очередь научить омовению». Пожилой имам оказался более прогрессивным.

Роман Модин Роман Модин (справа)

Впрочем, не только это, не только необходимость придерживаться традиционного мазхаба или воспитание патриотизма может быть прививкой от экстремизма, заявили участники мероприятия. Необходимо также изучать культуру других народов, особенно соседей, на что преподаватель кафедры исламоведения Казанской духовной семинарии иеромонах Роман Модин немного обиженно заявил: мы у себя изучаем ислам, а почему в медресе не могут открыть урок православия? «Говоря о том, что экстремизм — это исламская проблема, люди ошибаются, экстремизм — эта общественная боль, — подчеркнул он. — И главный инструмент борьбы, как мне кажется, — это межрелигиозный диалог. В духовной школе Казани с первого курса все студенты изучают арабский или персидский язык, также преподаются основы ислама. Это и есть пример межрелигиозного общения, и было бы хорошо, если этот бы этот диалог принял какую-то форму и на государственном уровне был бы узаконен».

Сергей Доронин Сергей Доронин

РЕЦЕПТ ОТ ЭКСТРЕМИЗМА ПРИМУТ УЖЕ В ЭТОМ МЕСЯЦЕ

Обменялись мнением и по поводу различных сект, представители которых активно вовлекают молодежь в свои ряды. Так, автор научных трудов по проблеме терроризма Сергей Доронин рассказал об использовании экстремистами видеоматериалов, в которых людей программируют с помощью эффекта 25-го кадра — вставка в видеоряд незаметных глазу, но воспринимаемых подсознанием различных установок. На это казанский психолог, участник многих телешоу Рамиль Гарифуллин возразил: «Я изучал этот вопрос, эффект 25-го кадра не работает».

Директор Дома дружбы народов Ирек Шарипов заявил, что первую очередь нужно ставить вопрос об этнографической безграмотности: «Религиозная безграмотность — только одна часть большой плоскости. Сегодня борьба за власть, за территорию прикрывается религией. Нужно задуматься над тем, чтобы дать хорошее и правильное образование молодому поколению, изучая истоки предков, своего народа и прошлого. Нужно четко разграничивать и разбираться в понятиях и толковании экстремизма. Во-первых, должно быть этнокультурное начало. Наши дети должны с самих малых лет знать и придерживаться исламских ценностей, таких как забота, уважение, доброта. Во-вторых, нельзя допускать политизацию религии. Религия не имеет никакого отношения к радикальным течениям».

Ирек Шарипов Ирек Шарипов (в центре)

Точка в обмене мнениями не была поставлена. Ближе к окончанию круглого стола участникам раздали проект резолюции, в которой, например, есть техники по противостоянию вербовке экстремистскими элементами. После того как все участники мероприятия придут к единому мнению (а это будет, наверное, в конце сентября), рекомендацию направят в минобрнауки РТ, вузы, молодежные и религиозные учреждения, как написано в проекте документа, «для проведения профилактических бесед среди школьников, студентов, их родителей».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.09.2016 17:04

"Роман Модин немного обиженно заявил: мы у себя изучаем ислам, а почему в медресе не могут открыть урок православия? «Говоря о том, что экстремизм — это исламская проблема, люди ошибаются, экстремизм — эта общественная боль"

Вы пониманте Роман, мусульмане верят в Иисуса Христа и признают его своим пророком наряду с Авраамом, Моисеем, Давидом и Мухаммадом, а христиане не признают Мухаммада своим пророком. И поскольку Иисус есть в Коране, а 19 сура полностью посвящена его матери Деве Марии, то нет необходимости изучать христианство, как отдельную науку, так как Ислам подтверждает истинность Евангелия:
46. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных.

47. Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.

  • Анонимно
    10.09.2016 09:14

    Если б было бы за что,то не сидел бы щас живой и не задавался б вопросами,а так,просто припугнули или вааще,это была просто постановка-показуха.

  • Анонимно
    10.09.2016 09:33

    Файзов мечтает вернуться в муфтии. Вот и начал светиться

    • Анонимно
      10.09.2016 15:01

      Не к добру... Мы уже жили при Фаизове, и ничего хорошего.

      • Анонимно
        10.09.2016 16:09

        А я хочу, чтоб Илдус хазрат вернулся!

        • Анонимно
          11.09.2016 13:13

          Мне кажется он может свободно выдвинуть свою кандидатуру на очередных выборах муфтия

  • Анонимно
    10.09.2016 10:03

    Вот это да...Ильдус Фаиз удивил,своим вероубеждением.
    Альхамдулилляh Ильдус хазрат,Аллаh не оставляет тебя.

  • Анонимно
    10.09.2016 10:20

    Никто не имеет право покушаться на жизнь и честь человека. В исламе все это прописано

  • Анонимно
    10.09.2016 11:01

    А что все в черном сидят?

  • Анонимно
    10.09.2016 12:04

    "раздали проект резолюции, в которой, например, есть техники по противостоянию вербовке экстремистскими элементами" - а где этот текст проекта резолюции есть? можно почитать?

  • Анонимно
    10.09.2016 13:16

    а было ли покушение ....

    • Анонимно
      10.09.2016 15:02

      -была отлично спланированная инсценировка.

      • Анонимно
        10.09.2016 16:00

        Брат, не дай Аллах, тебе пережить такую инсценировку.

      • Анонимно
        10.09.2016 16:54

        Я тоже удивляюсь, как можно называть инсценировкой то, что обернулось несколькими операциями, куча времени, проведенного в больнице и еще пару лет на костылях?? Думайте, прежде чем мысли свои публиковать!!!

      • Анонимно
        10.09.2016 17:53

        А ты в этом уверен? Такие громкие заявления пишешь!! Ты там был? Чтобы такие выводы делать? Ты присутствовал во время взрыва? Или сидел рядом может на заднем сидении??
        И еще один вопрос!! Согласишься ли ты инсцинировать взрыв в собственном автомобиле? Да еще и взрыв такой силы,что в близ стоящих домах на пятых этажах стекла повышибало??

        • Анонимно
          11.09.2016 09:09

          инсценировка, не инсценировка ..... но точно что-то не чисто в этом покушении, кто-то из вне радикальных и террористических групп приложил руку и управлял процессом, Фаизов знает об иначе так быстро бы не слился

  • Анонимно
    10.09.2016 13:18

    православные семинарии в этом смысле, молодцы, они дают знания о других религиях

  • Анонимно
    10.09.2016 15:55

    ИЛДУС ХАЗРАТ МОЛОДЕЦ!
    Мы гордимся таким мудрым татарским алимом!
    Он истинный последователь мудрейшего традиционного татарского богословия!
    Мы надеемся, что эти безликие, брызгающие из-за угла ядом, не повлияют на Вашу решимость бороться с безграмотностью.
    Мы, простые мусульмане Вас поддерживаем, любим и желаем Вам дальнейших побед в деле укрепления татарстанской уммы!

  • Анонимно
    10.09.2016 16:21

    Рустам Батров с Рафик Мухаметшин - какие-то светские беседы ведут. В их словах нет исламского духа.
    А в речах Илдус хазрата чувствуется религиозность, мусульманский дух.

    • Анонимно
      10.09.2016 17:09

      Рустам хазрату и Рафику Мухаметшину лучше вместе держаться, чем с Фаизовым свой авторитет портить.

  • Анонимно
    10.09.2016 17:04

    "Роман Модин немного обиженно заявил: мы у себя изучаем ислам, а почему в медресе не могут открыть урок православия? «Говоря о том, что экстремизм — это исламская проблема, люди ошибаются, экстремизм — эта общественная боль"

    Вы пониманте Роман, мусульмане верят в Иисуса Христа и признают его своим пророком наряду с Авраамом, Моисеем, Давидом и Мухаммадом, а христиане не признают Мухаммада своим пророком. И поскольку Иисус есть в Коране, а 19 сура полностью посвящена его матери Деве Марии, то нет необходимости изучать христианство, как отдельную науку, так как Ислам подтверждает истинность Евангелия:
    46. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных.

    47. Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.

  • Анонимно
    10.09.2016 17:15

    Поддерживаю Илдуса хазрата. Пусть возвращается!!! Побольше ему терпения и благополучия! Аминь!

  • Анонимно
    10.09.2016 17:28

    Ничего Фаизов хорошего для Уммы не принес, может дальше не стараться.

  • Хрень все они говорят эти клерикалы! Экстремизм заложен в самом Коране и в Библии! Прочитайте суру 5 ,аят 51. У меня один знакомый мусульманин ,ссылаясь на этот аят нашего муфтия называет Иблисом,за то что он дружит и ходит везде под ручку с владыкой Феофаном! И очень хорошо ,что у нас муллы почти все безграмотные,а иначе они не только в священных книгах найдут призывы к педофилии и многоженству,призывы к рабству, но и призывы к убийству иноверцев. И не думаю в Исламском государстве правоверные когда убивают людей ,рушат памятники читают не традиционный Коран! Не надо тешить себя ,что мы откроем академии и исламские университеты и выпускники начитавшись книг не станут лидерами ячеек Игил в России, а будут учить нас деревенских мыть ноги перед молитвой и не есть свинину ! Мы не отменим того экстремизма ,что заложено во всех семитских религиях и одно спасение это возвращение к традиционным религиям татар и русских и возрождение наших ,а не чуждых нашим народам традиций! И последнее Фаизов не надо гнать дурочку,что Вы не знаете кто вас собирался убить! И понятно почему пропал саудовский эмиссар возивший в Чечню и Татарстан Бабло от саудитов и зачем бандюки на мусульманском кладбище вандализм устроили!

  • Анонимно
    10.09.2016 20:33

    Как я понял, Фаизов сам не до конца верит в официальную версию покушения на него. Вид конечно у него, что жалко его, уже нет той авторитарности.

  • Анонимно
    10.09.2016 21:09

    Ильдус хазрат грамотный, знающий человек! Замечательный муфтий! Приложил столько сил для усиления традиционного ислама, навел порядок!

  • Анонимно
    10.09.2016 21:25

    Ильдус хазрат поднял ДУМ РТ. упорядочил хадж.

    • Анонимно
      11.09.2016 07:45

      поэтому многие начали ездить через других операторов...

  • Анонимно
    10.09.2016 21:41

    Ильдус хазрат всегда говорил правду. Это многим нинравилось.

  • Анонимно
    10.09.2016 22:12

    Поддерживаю Фаизова. Видно ,что человек прикладывает силы для борьбы с экстремизмом и терроризмом. Те кто его оскорбляет,просто сами ничего не делают,и не знают религии

  • Анонимно
    11.09.2016 06:24

    Покушение на Илдуса хазарта попало на время, когда группа нелюдей демонстрировала свою безысходность в Республике. Крепко прижали их со всех сторон, поэтому и бесновались. Вечная память погибшему Валиулле Якупову, здоровья Илдусу Файзову, духовного мира всем мусульманам.

    • Анонимно
      11.09.2016 22:57

      Ильдуса Файзова всегда и больше всего интересовали только деньги (сам с этим сталкивался), за это и поплатился.

      • Анонимно
        13.09.2016 09:00

        В телепередаче " Битва экстрасенсов" не вы первое место заняли случайно? Раз с такой уверенностью заявляете такие вещи?)) Я могу со 100% уверенностью сказать,если вы говорите такте вещи, то вы с Фаизовым и близко не знакомы, даже не знаете,наверно, в какой мечете он намазы ведет и в каком городе эта мечеть находится:)))

  • Анонимно
    11.09.2016 10:25

    ...Театр на месте, Артист вернулся - какая еще ему роль на сцене Жизни предстоит?

    • Анонимно
      13.09.2016 10:30

      У него то есть свое место в этой жизни...и он максимально старается направить все свои силы на поднятие ислама...
      А у вас какая роль,уважаемый, на этой сцене жизни?? Что вы сделали для того, чтобы мир стал лучше?? Поделитесь пожалуйста)) чтобы мы знали, с кем имеем дело))) а то судя по комментариям, вы вообще миллиардер, пожертвовавший все свое состояние на помощь бедным детям-инвалидам по все России...:)))

  • Анонимно
    11.09.2016 13:47

    Не надо натягивать на татар мировой интернациональный ислам со всеми его проблемами.
    У нас должна быть своя татароязычная ветвь ислама, понятная, близкая к татарскому народу.

    • Анонимно
      11.09.2016 17:52

      Очень с вами согласен, должен быть свой татарский ислам. Для этого есть Гусман Хазрат и Камиль Самигуллин, а Фаизов зачем, нам не нужны артисты.

  • Анонимно
    21.09.2016 21:11

    В сегодняшнее время в большинстве официальных СМИ народу пропагандируются не актуальные, не касающиеся их насущных проблем «сказки», такие как - угроза терроризма (который ничем кроме Ислама не ассоциируется), отбирающие трудовые места мигранты, дутый патриотизм, «рост» пенсий (хотя цены растут быстрее) и др. Однако если посмотреть на жизнь народа поближе, то увидим, что они видят проблему во всепроникающей коррупции, а также низком уровне жизни, отсутствие доверия к власти, социальной незащищенности, бездуховности и безнравственности и т.д. В сегодняшнем сложившимся положении Россия погрязла в собственных нерешенных проблемах, которые только накапливаются день за днем. Можно заметить, что на законодательном уровне происходит практический ежедневное ужесточение наказаний. Однако это абсолютно не приводит к положительному результату.
    С целью перенаправить внимание с главного на второстепенный и происходит, как говорят в народе «раздувание из мухи слона» или другими словами современные технологии позволяют сконцентрировать все внимание общества на незначительных событиях, манипулировать сознанием людей.
    СМИ стали одним из теневых ветвей власти. Они ежедневно целенаправленно формируют общественное мнение в своих интересах. Они способны сделать так, что когда богобоязненных мусульман обвиняют в хранении наркотиков, в экстремизме и терроризме, при очевидной фабрикации дел, люди верят им и считают одной из главных угроз. Или же они говорят, что во всем виноваты мигранты. И даже не смотря на всю эту ложь, простой народ волнует совершенно другое.
    Все это говорит о том, что мнение о мусульманах, как главных врагах общества и государства, всего лишь миф, а также информационный повод для отвода глаз

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль