Общество 
13.09.2016

Сергей Глазьев: «Есть надежда прорваться в новый уклад без новой войны»

Помощник Путина в Казани заявил, что экономическая модель Татарстана больше соответствует мировым трендам, чем федеральная

На смену Pax Americana приходит новый мирохозяйственный порядок, ядром которого станут страны, исповедующие модель конвергенции социалистического строя и рыночной экономики. С программным докладом об этом сегодня на конференции «Межрегиональное взаимодействие и устойчивость российской экономики» в Академии наук Татарстана выступил известный экономист Сергей Глазьев. «БИЗНЕС Online» публикует репортаж со встречи, собравшей целую гроздь ведущих интеллектуалов республики.

 Сергей Глазьев По словам Сергея Глазьева, Pax Americana не оставляет России шансов вырваться в экономические лидеры. Запад ежегодно высасывает из страны $50 - 70 миллиардов. За счет неэквивалентного обмена Россия потеряла за последние 20 лет $2 триллиона

«КАЖДЫЙ ТЯНУЛ В СВОЮ СТОРОНУ»

Главным событием трехдневной научно-практической конференции «Межрегиональное взаимодействие и устойчивость российской экономики», которая начала сегодня свою работу в Академии наук РТ, стало программное выступление известного экономиста и советника президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергея Глазьева. Самый яркий оппонент либеральных экономистов «кудринской школы» и критик курса ЦБ РФ, проводимого Эльвирой Набиуллиной, выступил с докладом «Евразийская интеграция».

Примерно половину из сотни слушателей, которые сегодня утром едва ли на четверть заполнили конференц-зал АН РТ, составляли студенты, а вторую половину — убеленные сединами академики из Татарстана и других регионов. Впрочем, среди слушателей было несколько известных в РТ персон: это и директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов, и депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин, и председатель совета директоров Банка Казани Оскар Прокопьев, и известный экономист, соавтор программы «Жизнь после нефти» Рустем Курчаков. Президент АН РТ Мякзюм Салахов выразил признательность Глазьеву за его приезд на конференцию, значительно повысивший статус события.

Перед главным выступлением с приветственным словом к собравшимся обратились директор департамента внешних связей аппарата президента РТ Эдуард Хабибуллин и депутат Госсовета РТ Марат Галеев, который дал любопытный анализ причин развала интеграционных связей субъектов экономики в России и странах СНГ, отметив при этом не только объективные причины, но и субъективные. Так, по мнению Галеева, федеральные власти имели все шансы удержать ситуацию, но не справились с задачей из-за противоборства различных лоббистских групп: «Каждый тянул в свою сторону».

Одним из таким примеров стал проект Свияжского мультимодального логистического центра, который, казалось, был обречен на успех из-за своего выгодного местоположения — на пересечении транспортных маршрутов Восток — Запад, Север — Юг, на слиянии двух основных речных магистралей европейской части России — Волги и Камы. По мнению Галеева, создание Свияжского логистического центра могло бы снизить тарифы и повысить скорость транспортировки грузов между Китаем и Западной Европой, но Москве не понравилось, что транспортные потоки идут мимо нее, и она начала вставлять палки в колеса. В результате попытка вписать Россию в глобальные транспортные перевозки провалилась (впрочем, в минтрасе РТ, как известно, надежды вдохнуть жизнь в проект не теряют).

Более чем часовое выступление Глазьева слушалось на одном дыхании. Он объяснил смысл евразийского интеграционного проекта в существующем мировом контексте. По словам экономиста, Pax Americana (мир по-американски) не оставляет России шансов вырваться в экономические лидеры. Запад ежегодно высасывает из страны $50 - 70 миллиардов. За счет неэквивалентного обмена РФ потеряла за последние 20 лет $2 трлн. и миллионы людей, которые эмигрировали в страны ядра системы.

Однако сейчас, по мнению Глазьева, мы переживаем закат «имперского» хозяйственного уклада. Американская экономическая система перенапряжена огромным финансовым долгом. Барак Обама обещал сократить госдолг, но во время его президентства он увеличился вдвое. «И они ничего не могут с этим сделать — для того, чтобы воспроизводить свою гегемонию в мире, США приходится печатать все больше и больше денег, которые пока еще мир устраивают. Но Китай уже отказался от наращивания валютных резервов в долларах, скоро и другие страны начнут отказываться от долларов. Сегодня американская экономическая машина работает с очень низким КПД и распадается под грузом колоссальных противоречий, связанных с финансовыми пирамидами», — обнадежил Глазьев.

По его словам, на смену Pax Americana приходит новый мирохозяйственный порядок, который совпал с переходом на новый, шестой уклад экономики: на смену компьютерной революции, которая началась в 1970 году и уже исчерпала потенциал роста, приходят новые локомотивы развития — нано- и биоинженерные, а также медицинские технологии, связанные с продлением жизни и ее качества. «Переход на новый уклад — это всегда сложный и болезненный процесс, который сопровождался мировыми войнами. Но сейчас самой большой отраслью становится здравоохранение. В этой сфере гонка вооружений не может обеспечивать необходимый рост объемов рынка. Поэтому есть надежда прорваться в новый уклад без милитаризации и новой войны», — считает экономист.

Вадим Хоменко Вадим Хоменко

КОНЕЦ «КОНЦА ИСТОРИИ»?

Большую часть своего выступления Глазьев посвятил объяснению неизбежности падения Pax Americana. «Многими забытая сегодня марксистская теория исторического материализма продолжает жить. Правда, сейчас мы вынуждены отказаться от простой линейной схемы смены социально-экономических формаций: феодализм — капитализм — социализм — коммунизм. К сожалению, история опровергла такую картину исторического прогресса», — признал Глазьев.

Но не наступил и «конец истории», который был предсказан Френсисом Фукуямой и который нам пытаются внушить американские политологи. «После распада СССР они пытались доказать, что сложился окончательный глобальный порядок, где доминирующее положение занимают транснациональные корпорации, национальные государства уходят в прошлое, вместо государственных институтов рынок регулируется глобальными механизмами воспроизводства капитала, в центре которых, если разобраться, лежит механизм эмиссии денег со стороны ФРС США, снабжающей американские компании безграничным источником дешевых кредитов. Ничего удивительного, что в этой системе мировой глобализации доминируют американские транснациональные корпорации (70%), еще 20% приходится на их европейских и японских сателлитов. Сложился механизм воспроизводства глобального капитала за счет эмиссии доллара, евро, фунта и йены, подпитывающий западный капитал на бесконечную экономическую экспансию. Нашим западным коллегам казалось, что все на этом закончилось, национальные государства будут отмирать, а на замену им придут международные регуляторы», — рассказал он.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ?

Но в действительности мир переходит к принципиально новой системе экономических отношений, которая основана на теории конвергенции социалистического строя с рыночной экономикой. Данная теория, как напомнил Глазьев, еще в 60-е и 70-е годы разрабатывалась экономистами АН СССР совместно с американскими коллегами. И вот сейчас этим путем идут Китай, Индия, Япония, Малайзия, Вьетнам, Южная Корея и т. д. «Это дает и новую модель международного экономического взаимодействия, которая отличается от либеральной глобализации тем, что государства сохраняются, признаются национальный суверенитет и национальные интересы. Сотрудничество осуществляется на принципах равноправия, где страны организовывают коалиции при создании экономических пространств исходя из своих национальных интересов. В этом принципиальное отличие евразийской интеграции от европейско-американской», — отметил выступающий.

По его словам, Евразийский экономический союз строится как ограниченное по функционалу объединение, и, в отличие от Европейского союза, здесь не планируется создавать общий парламент, одинаковую политическую систему. Сохраняется специфика национального уголовного и административного законодательства. Ограничивая евразийскую интеграцию чисто вопросами развития экономики в части функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, сознательно оставляется конкуренция разных юрисдикций. «У нас разные налоговые системы, нет плана их унифицировать. Это дает относительное конкурентное преимущество Казахстану, где налоги в 1,5 раза ниже, чем в России и Беларуси. Тем не менее именно Беларусь наиболее активно использует возможности Евразийского союза, поскольку все ее продукция завязана на общий рынок. Также мы строим партнерские отношения с членами ШОС, с Китаем, Индией. Мы пытаемся реализовывать крупные инфраструктурные проекты, в том числе транспортные», — рассказал Глазьев. И Татарстан, находящийся в центре евразийского экономического пространства, по его мнению, здесь имеет колоссальные преимущества.

ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА — ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ

«Экономическая модель Татарстана гораздо больше соответствует принципам наступающего мирохозяйственного уклада, чем то, что есть на федеральном уровне», — отвесил комплимент принимающей стороне Глазьев. Это высказывание особенно любопытно в контексте того, что формально республика идет по пути стратегии, выработанной под руководством его оппонента Алексея Кудрина. Впрочем, в практическом плане рецепты системных либералов и сторонников экономических свобод, как известно, отнюдь не мешают правительству РТ удерживать за собой командные высоты в экономике.

По словам Глазьева, новый мирохозяйственный уклад отличается от примитивной концепции рыночного фундаментализма тем, что здесь с рыночной самоорганизацией гармонично сочетается стратегическое планирование. «Это две стороны одной медали: государственное целеполагание сочетается с частно-предпринимательской инициативой. И вообще, государство в интегральном мирохозяйственном укладе занято прежде всего гармонизацией интересов. Оно не пытается навязывать свою позицию рыночным субъектам, подробный план, как это было в СССР. Но вместе с тем оно строит такие правила игры, создает такие инструменты регулирования, в которых частно-предпринимательская активность ведется в интересах всего общества», — сказал Глазьев.

В этом, по его словам, кардинальное отличие наступающего уклада от американо-центристской концепции, в последний вагон которой Россия уже 20 лет безуспешно пытается встроиться. «Американская модель во главу угла ставит деньги: главный смысл производственно-экономической деятельности — это максимизация прибыли. Для того чтобы американский капитал мог свободно вращаться по всему миру и эксплуатировать национальные экономики, проводится либеральная глобализация, ведущая к уничтожению национальных государств. В новом же мирохозяйственном укладе главный смысл хозяйственной деятельности — это максимизация общего блага: максимизация темпов экономического роста и подъем общественного благосостояния», — рассказал Глазьев, отметив, что именно эти задачи стоят перед евразийским интеграционным проектом.

Он призвал Россию войти в нарождающееся ядро стран нового мирового уклада экономики. «Быть в ядре выгоднее, чем быть на периферии, как это происходит с Россией сейчас в мире, живущем по американским правилам игры. Евразийская интеграция — это императив, мы неизбежно должны расширять масштаб нашей экономической деятельности. Но для того, чтобы экономическое пространство эффективнее использовать для себя, нужны стратегическое планирование и четкие приоритеты. Мы должны видеть, где у нас конкурентное преимущество, что мы хотим от сотрудничества с Китаем. В противном случае евразийское экономическое пространство насытится иностранными товарами и услугами и никакой пользы от интеграционного проекта России не будет», — считает Глазьев.

Глазьев назвал политику Набиуллиной «примитивным методом ужесточения доступности кредитов и подавления спроса», что, по его мнению, не приводит к снижению инфляции, а, наоборот, разгоняет ее за счет падения объемов производстваФото: kremlin.ru

«В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ ПРОВОДИТСЯ ТАКАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ? КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?»

Как всегда, Глазьев обрушился с критикой на монетарную политику, которую проводит глава Центробанка Эльвира Набиуллина. «Только в сознании нынешних монетаристов бытует мнение, что деньги должны быть обеспечены золотовалютными резервами. Все ведущие страны мира давно перешли на фиатные деньги (необеспеченные деньги, номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством вне зависимости от стоимости материала, из которого деньги изготовлены или который находится в хранилище банка; стоимость фиатных денег поддерживается за счет веры людей в то, что они смогут обменять их на что-либо ценное; падение авторитета государственной власти приводит к снижению покупательной способности фиатных денег и инфляции,прим. ред.). Эти фиатные деньги печатаются в тех масштабах, которые необходимы для воспроизводства экономики. Наш ЦБ РФ ведет противоположную политику, держа высокую процентную ставку, вдвое превышающую рентабельность бизнеса, что блокирует финансовые возможности для инвестиций в производство», — утверждает он.

Глазьев назвал политику Набиуллиной «примитивным методом ужесточения доступности кредитов и подавления спроса», что, по его мнению, не приводит к снижению инфляции, а, наоборот, разгоняет ее за счет падения объемов производства. Он привел в качестве доказательств данные самого ЦБ РФ, согласно которым рост ВВП России обратно пропорционально зависел от ставки Центробанка: чем выше ставка, тем ниже рост ВВП. «В чьих интересах проводится такая политика ЦБ РФ? Кому это выгодно?» — задается вопросами экономист и тут же дает ответ: валютным спекулянтам. «Все отрасли экономики падают, одни только объемы валютных торгов на ММВБ растут, принося гигантские прибыли. Это очень влиятельные бенефициары, которых устраивает сырьевая экономика России», — предупреждает Глазьев. По его словам, продолжать цепляться за сырьевую экономику совершенно бесперспективно. В новом укладе с повсеместным использованием ресурсосберегающих технологий спрос на сырье значительно упадет. И неизбежно сырьевая экономика приведет к снижению уровня жизни россиян.

Помощник президента РФ призвал насытить экономику дешевыми деньгами (только на первом этапе потребуется не менее 2 трлн. рублей, а в целом — свыше 5 трлн.), но не «разбрасывать их с вертолета», как это делают в США, а выдавать целевым образом, под инвестиции в новые технологии, науку — в те области знаний, которые обеспечат опережающее или догоняющее развитие там, где у России есть шанс. В противном случае деньги тут же будут банками обращены в валюту, что приведет к еще одному скачку курса доллара, предупредил экономист.

Рафаэль Хакимов (справа) Рафаэль Хакимов (справа)

«НЕКОТОРЫЕ ЕГО ИДЕИ ВЫГЛЯДЯТ УТОПИЧНЫМИ»

«БИЗНЕС Online» узнал у несколько известных татарстанских политиков и экономистов, которые присутствовали на выступлении Глазьева, как они оценивают его тезисы.

Рафаэль Хакимов — вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— Глазьев презентовал свою концепцию, которая не совпадает с видением современных либеральных рыночников, ссылаясь при этом на модель Татарстана. Он считает, что наша модель — это то, что хотелось бы видеть во всей России, и то, что соответствует современным трендам, особенно в странах Юго-Восточной Азии. Конечно, что касается общей стратегии, возникают вопросы. Это, может быть, здорово, но как ты это реализуешь, не революцию же начинать? Вся Россия уже выстроена по другой схеме. То есть или нужно переводить эту стратегию на уровень политики и давать ее совместно с политическим проектом, или придется назвать ее несколько утопичной. Наверное, для Китая она подходит, там ее уже реализуют.

Татарстан же этот разворот от сырьевой экономики к технологичной сделал еще в 1996 году. По сути, сейчас мы видим результаты работы за 20 лет. Так что можно 20 лет ждать, когда Россия развернется. Но выдержит ли экономика РФ эти 20 лет? Остались ли ресурсы? Глазьев правильно говорит, что опора на сырье не дает ни бюджетных, ни каких-либо других прибавок. Все перешли на энергосбережение, электромобили, водородное топливо. Мир развернулся совсем в другую сторону, и ждать пика цен на нефть, газ, металл не приходится.

Была высказана критика ЦБ. Как брать кредиты? Я сам с КМИЗом связан, нам надо покупать станки, нам нужны кредиты, но под 20 процентов это сделать просто невозможно. А если не перевооружаешься, то ты отстаешь не только от Германии, но и от Китая. А дальше ты свой товар даже в Татарстане не продашь. Но если экономика падает, какой смысл имеет все остальное? Будет экономика — бедные исчезнут, инфляция пойдет вниз. В этом плане Глазьев прав.

Однако некоторые его идеи выглядят утопичными. Он говорит, что в науку нужно вливать деньги. Но в сегодняшнюю науку, где на 90 процентов сидят шабашники, вкладывать бесполезно. Мы приучили, что необязательно давать результаты, нужно давать отчеты. Вся наука у нас встала на этот путь. И проверять эти отчеты некому. Кто меня будет проверять? Это еще нужно найти такого специалиста, их в стране несколько штук, да и мы связаны друг с другом. Мы разрушили мораль, думая, что рынок все определит, но это привело к тому, что толку вкладывать в науку нет — все «пилят». Нужно изменить систему ценностей, но получится ли это сделать, не знаю.

Фатих Сибагатуллин (справа) Фатих Сибагатуллин (справа): «В качестве примера взаимодействия государства и бизнеса Глазьев привел компанию «Татнефть», 34 процента которой принадлежит Татарстану»

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— С Сергеем Юрьевичем я знаком, знаю его программу. Сегодня на лекции он рассказал о путях выхода из экономического кризиса на примере Татарстана. Напомнил, что есть китайская, японская, американская модели развития экономики, но заметил, что развитие России должно пойти по новой модели: под руководством государства нужно развивать рыночную экономику. Говорил, что тупиковый путь — опираться только на добычу сырой нефти без дальнейшей ее переработки. Отметил, что Татарстан первым из регионов обеспечил 100-процентную переработку нефти. В нашей республике построен завод «Аммоний» по переработке газа в удобрения, продавать который в 20 раз выгоднее, чем сырой газ. Также примером взаимодействия государства и бизнеса он привел компанию «Татнефть», 34 процента которой принадлежит Татарстану. Мне все это слушать было очень приятно. Это подтверждения верности пути РТ на самом высоком уровне, ведь Глазьев — советник президента РФ Владимира Путина по экономическим вопросам.

Также были высказаны предложения по снижению банками процентных ставок. Многие думают, что если снижать банковские проценты, то будет инфляция. У нас выдают кредиты бизнесу под 11 процентов, а завод «Аммоний» построен на японские кредиты под 4 процента. Глазьев говорит: «Зачем нам японские, американские кредиты?» Нам нужно самим кредитовать, условно говоря, под 5 процентов, но целевым образом. Не просто «с вертолета сыпать дешевые деньги», а давать средства под конкретные проекты в реальной экономике, развивать науки, передовые технологии.

Вадим Хоменко — замминистра образования и науки РТ, член-корреспондент Академии наук РТ:

— Глазьев был приглашен Академией наук и татарстанским отделением вольного экономического общества. Его выступление было посвящено основам экономической устойчивости государства и обеспечению экономического роста. Он сконцентрировал свое внимание на технологических укладах, которые меняют организацию экономики. По его мнению, сейчас есть время для перехода к следующему технологическому укладу, но, чтобы не остаться в хвосте данного движения, необходимо, чтобы экономика соответствовала тому содержанию, которого требует этот технологический уклад. Он показал основные несоответствия российской экономической системы требованиям времени. В плане кредитной политики государства, Центрального банка.

Еще одна его мысль — о том, что мир идет по пути создания гибридных экономик, где есть сочетания «плана» и рынка. Чистых моделей нет, и такие модели наиболее эффективны. В этой связи он дал свои рекомендации по развитию российской экономики.

Глазьев показал, что сейчас идет чрезмерное сжатие денежной массы, но оспорил мнение о том, что увеличение объема денежной массы ведет к инфляции. Это не так. Инфляция, по его мнению, вызывает как недостаток, так и излишек денег. То есть содержание денежной массы должно быть оптимальным. Глазьев показал, что существующие кредитные ставки не соответствуют условиям технологического прогресса, а заменить чем-то банковские кредиты сложно. Если просто идет раздача средств, то деньги могут уходить на валютный рынок и обеспечивать нужды спекулянтов, что и есть сейчас.

Ни один из процессов — ни технологический, ни финансовый — не решается без четкой государственной политики и контроля. Рынок сам по себе вопроса резких рывков в экономике не решает. И все экономики, которые добились этих рывков, — Китай, Вьетнам, Малайзия — именно так строили свою систему.

Элементы экономической модели Татарстана, как считает Глазьев, применимы к остальной России. У нас достаточно сильное государственное управление экономикой и концентрация средств на ведущих проектах — взять «Иннокам» и так далее. На самотек ничего не пускается. Результат налицо — при снижении российского ВВП в прошлом году у Татарстана снижения не было.

Как сегодня Глазьев сказал, «с вертолета деньги кидать нельзя». Ни в промышленность, ни в науку. Деньги должны уходить под четкие приоритеты и попадать под систему корпоративного и госуправления.

«БИЗНЕС Online» готовит к публикации полную стенограмму выступления Глазьева на конференции «Межрегиональное взаимодействие и устойчивость российской экономики».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.09.2016 19:48

Опять 25...лет по "пустыне"?В ОАЭ ах даже бывшие племена жившие в "средневековье" под МУДРЫМ руководством Шейхов построили коммунизм за 25 лет!У нас или шейхи не умеют,или советники-визири не то советуют!У меня ж жизнь одна еще 25 лет за вами по пустыне ходить!знакум

  • Анонимно
    13.09.2016 19:27

    Все дело в удаще и умении втирать очки)
    Какое из высокотехнологических производств, я имею ввиду заводы (ни цеха по упаковке и прочей лабуде), динамиЩно развиваются

  • Анонимно
    13.09.2016 19:48

    Опять 25...лет по "пустыне"?В ОАЭ ах даже бывшие племена жившие в "средневековье" под МУДРЫМ руководством Шейхов построили коммунизм за 25 лет!У нас или шейхи не умеют,или советники-визири не то советуют!У меня ж жизнь одна еще 25 лет за вами по пустыне ходить!знакум

    • Анонимно
      13.09.2016 20:39

      А у нас что не затей все совок получится так что нечего тут ждать

    • Анонимно
      13.09.2016 21:08

      В ОАЭ живет население трех татарстанов, хотя, вру. Население ОАЭ 9,5 млн. человек. А нефти арабы добывают 2,8 млн. баррелей в день. Россия, для сравнения, добывает в 4-5 раз больше, 10 с чем-то миллионов баррелей в сутки. Это данные 2011 года. Только население в России больше в 13 раз, холодно и территории гигантские.

      Среднедушевой валовый национальный доход в России 13 тыс. долларов. В ОАЭ - 43 тыс. долларов. То есть в 3,3 раза больше на человека. И получается, что относительный среднестатистический валовый национальоный доход в России гораздо выше, чем у арабов. Господа! Мы живем лучше, нам просто мешает снег ).

      • Анонимно
        13.09.2016 22:47

        Дурь не гоните! Какой среднестатистический валовый национальный доход в России гораздо выше, чем у арабов? Как раз наоборот: в ОАЭ - 43 т. дол, что в 3,3 раза больше чем в РФ.

    • Анонимно
      13.09.2016 22:21

      У нас шейхи воруют и пилят
      а остальной народ как не был ни кем так и остался рабочей силой

    • Анонимно
      14.09.2016 03:28

      А по мне, так их коммунизму не позавидуешь. Примерно так, как американцы сделали с индейцами: стали выдавать им ренту за земли, которые были отобраны у индейских племен. Многие индейцы, получающие эту ренту, т.е. незаработанные деньги, деградируют, спиваются, употребляют наркотики. В ОАЭ, конечно, не пьют, но халява, как известно, играет плохую шутку с человеком. Удельный вес иностранцев в рабочей силе в ОАЭ составляет 75%. Принимают программы по национализации кадров, но использование иностранцев все равно выгодно, потому что руководители частных компанийне горят желанием нанимать местных жителей, избалованных льготами, так как им придется платить высокие з/платы, а это ведет к увеличению издержек при том, что качество выполняемой работы зачастую снижается из-за низкой квалификации местных рабочих кадров. Вы бы хотели, чтобы ваши дети ничего не делали и получали по 2-3 тыс.дод? Безделье до добра не доводит...Психологи говорят, что человек, который не работает 1 год, теряет мотивацию к труду...

  • Анонимно
    13.09.2016 19:48

    По своей сути ВЭБ уже давал как банк развития деньги на разные Проэкты , но при нашей коррупции деньги давали либо своим под проэкты которые не рассчитаны на окупаемость , а только на мощный заработок при создании проекта в разы по завышенным ценам или же другим за откат, что привело к убыткам на данный момент в 1.3 триллиона рублей. Поэтому сколько не печатай рубли эффект для кучки будет феноменальным , а для страны как всегда только инфляция и загон уже наших детей в национальные долги.

  • Анонимно
    13.09.2016 19:51

    Не похвалишь свое болото, никто не похвалит...
    Какая экономическая модель, бред...

  • Анонимно
    13.09.2016 19:57

    Так у нас с 2000 года есть государственная политика или нет?

  • Анонимно
    13.09.2016 20:18

    Глазьев и Титов советники Президента РФ!Смешно,когда экономические советники критикуют курс Президента!Они што,не могут попасть на прием к Президенту,посоветовать?Тогда зарплату-за что?знакум

    • Анонимно
      14.09.2016 02:54

      Ну это своего рода бизнес, только между экономическими школами: Либерализм - Греф, Кудрин; Капитализм-Кейнсианство - Титов; Банановая Республика - Глазьев, Хазин. Вообрзил что у тебя есть `модель экономичecкая`, подпоясался скрепами и диалектикой, запилил теорию конвергенции на ровном месте и впeред, на следущие 20 лет Лысковщиной заниматься - т.е. бюджет распределять всей ШКОЛОЙ.

  • Анонимно
    13.09.2016 20:21

    Надо экономикой заниматься, обустраивать свою страну а не бряцать оружием где только можно.

    • Анонимно
      13.09.2016 20:36

      бряцать проще и легче)) и широким народным массам нравится- вроде как не мышь они серая и не тварь дрожащая а частичка великой Империи! простой психологический трюк- дать тем кто на обочине почувствовать себя частью чего то великого и они пойдут за этим волшебником который дал им эту иллюзию

    • Анонимно
      13.09.2016 20:53

      а для этого не футбольного тренера за 4,5 миллиона евро из заграницы,а сына Ли Куан Ю заманить сюда из Сингапура шоб всех жуликов из окружения "царей" и "ханов" расстрелять как предлагает сенатор Клинцевич!И как поступал САМ Ли куан Ю!Мемуары которого очень уж в "моде" у самих власть имущих!знакум

      • Анонимно
        14.09.2016 02:59

        модель и масштабы экономик не сопоставимы, работать не будет об этом дедуля Куан в одном из интервью говорил.

      • Анонимно
        14.09.2016 04:09

        Клинцевич одним из первых попадет в расстрельный список.

        • Анонимно
          14.09.2016 08:53

          Просто Клинцевич не читал историю СССР и не знает как закончили те кто первыми призывал к чисткам с 1937)))

    • Анонимно
      14.09.2016 03:08

      Оружие - это точно такойже финансовый инструмент в развитом мире; как акция, облигация, ваучер, договор(нап. долевого строительства) - просто с более быстрым сроком обарачиваемости вложенного капитала(при определенных условиях). Как только бумажки перестают работать, начинают "говорить пушки".

      Теперь, ты Все знаешь, аноним. Займись экономикой.

      • Анонимно
        14.09.2016 08:44

        Бряцать оружием и продавать оружие это две большие разницы! Поэтому читайте внимательнее, аноним)))

        • Анонимно
          14.09.2016 11:45

          С каких пор маркетинговая составляющая отдельнена от производства и реализации?

  • Анонимно
    13.09.2016 20:45

    Что он инфляцией пугает? Лучше инфляция, чем полный развал денежно-кредитной системы. Болтун он! Набиуллина в 1000 раз больше его понимает. Она что, против разумного гос.регулирования? Нет, конечно.
    Неужели он думает, что в США его элементарных вещей не понимают? Они умеют такие гос. программы принимать и претворять их в жизнь, что остается удивляться и поражаться.

  • Анонимно
    13.09.2016 20:47

    экономическая модель татарстана. что это?

  • Анонимно
    13.09.2016 20:49

    Строительство сетей месивосжигательных заводов (МСЗ) в количестве 300-600 единиц с пилотным проектом в Татарстане приведет к растратам в десяток триллионов рублей при громадном экологическом ущербе. Иванов, Чемезов и примкнувший к ним Медведев пролоббируют строительство таких мегаобъектов. Остается надежда на то, что после анализа реализации пилотного проекта обсуждать будет нечего из-за очевидной нерентабельности проекта. Плохо только, что напечатанные деньги могут до этого "распилить". КМЛ

  • Анонимно
    13.09.2016 21:37

    Пока рабская психология будет у людей, пока наш народ сам не перемениться, так и будем ходить по пустыне и не 40 лет, а пока все не подохнем...

  • Анонимно
    13.09.2016 21:48

    БО! Выговор вам)))) за то, что не анонсировали это мероприятие. Мы всей кафедрой бы сходили

  • Анонимно
    13.09.2016 21:59

    Благодаря Набиуллиной банки перестали заниматься обналом, что усложнило жизнь всему криминалу. Она удержала экономику от развала, когда отпустила курс в свободное плавание. Благодаря ей инфляция уже ниже 7%, и в след году может опуститься ниже 4 - это будет самый низкий уровень за 30 лет. И это меньшая часть ее заслуг. Критикуя Набиуллину, Глазьев показывает свою некомпетентность в вопросах экономики.

    • Анонимно
      13.09.2016 23:05

      ЦБ за последние пару лет систематически лишает лицензий различные банки. И правильно делает. Их в РФ было более тысячи!!! Очень удобный способ уходить от учёта движения денежных средств. Для сравнения, в той же Германии банков меньше сотни. Так что ЦБ прав, но если бы ещё жёстче взялись за комерц. банки и, как предлагает та же Набиуллина, ввести санкции (запрет на выезд за рубеж) руководителям и владельцам проблемных банков, было бы ещё эффективнее. А ставку ЦБ конечно нужно снижать, к примеру до 3-5 %. Говоря о экономике РТ мне часто хочется задать один вопрос: назовите страны, где предприниматели РТ инвестировали в реальные проекты с получением прибыли. То есть, построили завод и он окупился скажем за пару лет, а дальше прибыль. Или ( ну а вдруг) страны юго-восточной Азии стали закупать на корню всю продукцию (холодильники) завода "ПОЗИС". Нарасхват ... А знаете, что 16-ый завод стал выпускать новые газотурбинные двигатели, которые просто мечтают ставить на Боинги и АэрБасы. Вот это татарстанцы, ай да молодцы.

    • Анонимно
      14.09.2016 16:23

      Вы, похоже,из тех, кто ничего не хочет менять в стране и несете свою либеральную чушь и пытаетесь оправдывать некомпетентность и продажность фин.структур.

  • Анонимно
    13.09.2016 22:34

    мы тихо и неумолимо скатывается к войне
    к сожалению так человечество устроено

    • Анонимно
      13.09.2016 23:43

      Согласен с Вами,к сожалению так и есть и этого уже не избежать.

      • Анонимно
        14.09.2016 07:40

        Чувствуется настроение людей, устали от пустой болтовни чинуш и несправедоивости

        • Анонимно
          14.09.2016 09:51

          Такое ощущение,что вся страна замерла в тревожном ожидании чего-то нехорошего и неотвратимого.

    • Анонимно
      14.09.2016 05:26

      потом кто выживет простит долги перекроют территории и снова лет 50-100 будет жить...
      а потом.очередной цикл...Если кто выживет

    • Анонимно
      14.09.2016 05:58


      война порождает оружие
      оружие порождает войну.

  • Анонимно
    13.09.2016 22:39

    Согласен что Набиуллина молодец , но вот после выборов ей будет тяжело если в думу Титов пройдёт .

  • Анонимно
    13.09.2016 22:48

    Три девиза. Каждый тянет в свою сторону - это первый девиз экономики по-татарстански. Нужно или не нужно, но раз Москва дает - надо брать и добавлять свои республиканские деньги. Второй девиз для агропрома - государство поддержи деньгами и отменой экспортных пошлин, а мы за границу бОльшую часть продадим, т.к. мясо, сыр и пр. нашим отечественным покупателям наша с/х продукция не по-карману. Третий девиз для социальной сферы: пора привыкнуть, что ничего бесплатного не бывает.

  • Анонимно
    13.09.2016 22:54

    Доходы не проедать! Деньги должны крутиться! - вот рецепт успеха Татарстана.

  • Анонимно
    13.09.2016 23:02

    Что хотят взять модель развития Татарстана на заметку? Теперь что,во всей России кумовство будет? Хотя и так и сяк и все равно никак! Народу работа нужнааа! Давайте возраждать промышленность во всей стране,вот тогда и будем равняться друг на друга! Где фабрики,где заводы? В Китае? В Европе?

    • Анонимно
      14.09.2016 03:15

      Куда продавать будем?

    • Анонимно
      14.09.2016 04:16

      Разуй глаза, масса заводов построена в Алабуге, Нижнекамске, Менделеевске, Химграде и прочих технопарках.

  • Анонимно
    13.09.2016 23:28

    По Глазьеву получается мы все УдаЩливые это очень лестно но не более того

  • Анонимно
    14.09.2016 04:10

    В глазах собравшихся(из зала), так и светится обратная связь. Сразу видно мероприятие удалось.

  • Анонимно
    14.09.2016 07:15

    нет такой надежды

  • Анонимно
    14.09.2016 08:02

    Набиуллина молодец ? Вы о чем вообще ?
    Какая инфляция 7%
    В стране, где импортная продукция (по технологиям, по составу, по капиталу) составляет 90%, а курс завалился в два раза, а после выборов улетит вообще в бездну, о каком снижении инфляции может идти речь ? Цены растут неизбежно. Зарплата стоит. Количество безработных реальных , к вашем сведениям, увеличивается. Как обслуживать кредиты в 15-20%?? Ни один честный бизнес не способен работать с такой эффективностью.

    • Анонимно
      14.09.2016 09:01

      Это точно - заслуга Набиуллиной лишь борьба с обналом и мошенниками. Но это ли задача ЦБ? Может для таких вещей всё таки привлекать МВД, ФСБ, Прокуратуру?
      Нашим предпринимателям стали доступны кредиты по ставкам аналогичным на западе? Вроде нет.
      Так у кого будет конкурентное преимущество недорогого финансирования инвестиционных проектов за счёт которого товары компаний-производителей будут по цене дешевле, а прибыли компаний больше? У западного, тут как бы много ума не надо чтобы эту простую истину понимать.
      Фондовый рынок в России такой же недоразитый как и 10 лет назад и даже такой задачи в ЦБ не стоит чтобы собственный фондовый рынок наращивать. Хотя на этой теме можно в год на 20-30% показать рост объёмов фондового рынка показать.
      ЦБ это совок, модернизированный, но совок. И управляемость у ЦБ такая же совково-вертикальная, реакционная.

  • Анонимно
    14.09.2016 09:44

    щто такое инвисисионный климат Татарстана,кто внятно обьяснит?

    • Анонимно
      14.09.2016 12:03

      Если рассматривать среднюю температуру(скорость взаимодействия между атомами) как одну из важнейших составляющих климата, то инвестиционный климат - это скорость оборачиемости накполенных капиталов в другой(более надежный актив), в результате движения общественной мысли(социального капитала) в сторону непроверенных, спекулятивно-конвергационных идей делетантов.

  • Анонимно
    14.09.2016 10:31

    А вы друзья как не садитесь, так в музыканты не годитесь. Демагогия она и в Гвинее-Бисау демагогия.

  • Анонимно
    14.09.2016 12:20

    Америку открыл!!!???

  • Анонимно
    14.09.2016 13:07

    я же говорю,что нам нужно строить информационный социализм,
    а некоторые смеются надо мной. ээх.латна, пусть смеются
    АГ
    ))

  • Анонимно
    14.09.2016 13:39

    Я За обеспечение золотовалютным фондом, здесь Глазьев лукауит, бмага ничего не стоит

  • Анонимно
    14.09.2016 14:03

    Глазьев прав насчет Евразийского Союза. Татарстану нужно занять ведущую позицию в РФ по теории и практике формирования ЕАС.

  • Анонимно
    14.09.2016 16:20

    Свободные средства компаний в РФ составляет порядка 10 трлн. руб. Это потенциальный источник инвестиций. ? в том почему они не инвестируются, почему бизнес сокращает инвестиции. Не потому ли что конечный спрос сокращается? Будет ли эмиссия 2 трлн руб для инвестиций сбалансирована ростом конечного спроса? Если нет, то 2 трлн уйдут в лучшем случае в рост запасов, что даст в какой-то момент скачок в росте ВВП, а дальше опять "болото". Как вариант девальвировать рубль с целью увеличения экспорта, но это скажется на инфляции, и какой должен быть курс, чтобы Россия могла тягаться с Китаем?
    Зачем зарабатывать второй миллиард, если и первый могут отнять?

  • Анонимно
    14.09.2016 21:25

    Глазьев рулит!!!! Голосуем за "Родину"!!!! Единственные, у кого реальная экономическая программа - не без недостатков, но реальная и логичная!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль