Общество 
18.09.2016

Почему Ново-Татарскому кладбищу Казани нужно придать статус мемориального?

К вопросу об утерянных некрополях столицы республики

Погром на Ново-Татарском кладбище Казани шокировал всю республику. Кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов в статье для «БИЗНЕС Online» вспоминает, как другие татарские кладбища остались под железнодорожными путями и пострадали во имя развитого социализма в республике, а также предлагает рецепты сохранения древних мусульманских кладбищ в Адмиралтейской слободе и на территории Архиерейских дач.

Погром на Ново-Татарском кладбище Казани шокировал всю республику Погром на Ново-Татарском кладбище Казани шокировал всю республику

НА ЭТОМ КЛАДБИЩЕ ЗАХОРОНЕН ЦВЕТ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ. НУЖНЫ ГАРАНТИИ, ЧТО ПОДОБНОЕ НЕ ПОВТОРИТСЯ И ВПРЕДЬ

Погром на Ново-Татарском кладбище Казани шокировал всю республику. Задели за живое. Наверное, не ошибусь, если скажу, что у половины жителей Казани здесь захоронены родственники, друзья, знакомые. На этом кладбище захоронен цвет татарской нации, здесь наша гордость и наша скорбь.

У людей одновременно возникло чувство негодования и ненависти к вандалам и ощущение какого-то бессилия перед случившимся. В этой ситуации остается надеяться, что правоохранительные органы смогут быстро найти преступников, а суд — наказать их по всей строгости закона.

В то же время нужны гарантии того, что подобное не повторится и впредь. По сути, Ново-Татарское кладбище представляет собой огромную мемориальную зону большого культурно-исторического значения, и, возможно, этой территории понадобится особый статус. Важно не только усилить охраняемость Ново-Татарского кладбища, но и обратить внимание на состояние многих захоронений. Не должно быть так, чтобы рядом с могилой Габдуллы Тукая оставалась в неприглядном состоянии могила его друга и великого мыслителя Фатиха Амирхана, которому, кстати, в этом году тоже исполнилось 130 лет. Приведенная в порядок мемориальная аллея славы в парке имени Горького пока является единственным исключением и хорошим примером для дальнейших изменений.

Очень часто приходится слышать, как безупречно чисто и аккуратно выглядят кладбища в Европе. Еще один пример — соседний Азербайджан, где в центре Баку кладбище представляет собой цветущий сад. И это неслучайно: содержание захоронений является важной частью коллективной культуры. То, как обстоит дело с кладбищем сейчас, весьма ярко характеризует состояние нашего общества — сумбур и сумятица, коллективная амнезия и разруха в головах, красивые фасады и грязные задние дворы.

Конечно, для этого потребуются определенные средства города и республики, но и без усилий активной общественности и горожан тоже не обойтись. В этом смысле бесценен труд преподавателей и шакирдов медресе им. 1000-летия принятия ислама, которые ведут учет захоронений известных мусульманских деятелей и своими руками каждый год пытаются исправить ситуацию. Есть отдельные мусульманские общины города, помогающие им в этом.

Не должно быть так, чтобы рядом с могилой Габдуллы Тукая оставалась в неприглядном состоянии могила его друга и великого мыслителя Фатиха Амирхана, которому, кстати, в этом году тоже исполнилось 130 лет Не должно быть так, чтобы рядом с могилой Габдуллы Тукая оставалась в неприглядном состоянии могила его друга и великого мыслителя Фатиха Амирхана, которому, кстати, в этом году тоже исполнилось 130 лет

Но очевидно, что для полумиллионной мусульманской уммы города Казани этого недостаточно. Стоит заглянуть в глубину аллей кладбища, чтобы увидеть, что в плачевном состоянии находятся тысячи могил. Вот где нужен общегородской субботник! Ведь могут же сельчане в Татарстане вместе, сообща уследить за своими старыми кладбищами, так почему этого не можем сделать мы, горожане?!

Вопрос актуален и для других кладбищ города. Уверен, что при должном призыве идею совместного субботника на кладбищах поддержали бы разные общины верующих: и иудеи, и православные, и мусульмане могут трудиться вместе не только ради материальных благ. Возможно, такой порыв, такое внимание могли бы остановить новых потенциальных вандалов.

ул. Шарифа Камала, 10. Территория застроена ул. Шарифа Камала, 10. Территория застроена

ЕСЛИ ЕСТЬ НОВО-ТАТАРСКОЕ КЛАДБИЩЕ, ТО ДОЛЖНО БЫТЬ И СТАРО-ТАТАРСКОЕ?

Кроме всего прочего, трагедия обратила внимание и на само Ново-Татарское кладбище, на его историю и на тех, кто там похоронен. Возник вопрос: если есть Ново-Татарское кладбище (название идет от Ново-Татарской слободы, основанной еще в 1749 году), то должно быть и Старо-Татарское? Да, есть, и не одно, но сейчас эти территории в центре города застроены.

Одно из них находилось неподалеку от Ново-Татарского кладбища, в районе улицы Шарифа Камала, рядом с городской больницей №5. Часть захоронений, возможно, осталась под железнодорожным полотном. Когда-то эта территория находилась между Старо-Татарской и Ново-Татарской слободами, на окраине Плетеней. Место несколько болотистое (других не имелось) и мало подходило для кладбища. Еще к середине XIX века здешние могилы оказались в заброшенном состоянии. Обеспокоенная этим мусульманская община города решила основать здесь в 1906 году деревянную мечеть. Она так и называлась: «Мечеть на Старо-мусульманском кладбище» или «Мечеть №17». Кстати, построил ее в 1906 году тесть Галиаскара Камала — купец Садык Хайбуллин, и будущий драматург даже чуть не стал здесь имамом. В 1921 году здесь побывал с визитом муфтий Галимджан Баруди, и он сильно негодовал, увидев, что территория бывшего кладбища стала застраиваться, и там, где раньше были могилы, могло находиться отхожее место. Обращения муфтия к советским властям оказались тщетны. Век мечети был недолог, в 1929 году ее закрыли. Вскоре здание мечети разобрали, а о Старо-мусульманском кладбище и вовсе забыли.

Что касается самой Ново-Татарской слободы, которая по площади была в два раза больше, чем Старо-Татарская слобода, здесь, в отличие от первой, жили бедные слои населения: было много приезжих, некоторые оказывались безработными и впадали в нищенское состояние. Смертность в Ново-Татарской слободе была весьма высокой, и некогда небольшое кладбище быстро росло в размерах. Иногда случалось так, что бедняки не могли похоронить усопших по мусульманскому обряду. Для этого состоятельными жителями татарских слобод был создан специальный фонд, деньги из которого шли на помощь бедным в похоронах.

Пересечение ул. Татарстана и Тинчурина Пересечение ул. Татарстан и Тинчурина

Другое татарское кладбище находилось рядом с пересечением улиц Татарстан — Тинчурина. История схожа с захоронениями в Плетеневской слободе. По преданиям просветителя Каюма Насыйри, некогда обширное кладбище в начале XIX века также оказалось в заброшенном состоянии. Желая, чтобы за отошедших в мир иной мусульман постоянно шла молитва, купец первой гильдии Исхак Казаков на собственные средства в 1875 году возвел здесь красивейшую мечеть. Ровно через 100 лет мечеть была снесена ради заново отстроенной улицы Татарстан, которая должна была олицетворять собой красоту развитого социализма в республике.

Известно еще одно более древнее кладбище с захоронениями XVI - XVII веков. Кладбище находилось на окраине Кураишевой слободы, в районе улиц Московской, Галиаскара Камала и Парижской Коммуны. Рядом с кладбищем находилась Отучева мечеть, которая, по преданиям, существовала здесь еще с XIII века, была известна в ханские времена и простояла здесь до 1940-х годов. По известным причинам мечеть была разрушена, татары были вынуждены покинуть Кураишеву слободу, а кладбище было предано забвению. Выстроенная через 100 лет Сенная мечеть в некоторой мере стала духовно-историческим продолжением Отучевой мечети, хоть и находилась в 200 метрах от прежнего места.

Среди захоронений времен Казанского ханства следует отметить и некрополь казанских ханов, рядом с которым ранее находилась Ханская мечеть, а сейчас — башня Сююмбике. Вот уже 20 лет татарская общественность ожидает перезахоронения потревоженных останков ханов, и, скорее всего, уже в следующем году вопрос будет решен положительно.

Как видим, рядом с захоронениями всегда находились мечети. В этом схожи почти все религии — постоянная молитва в доме Всевышнего призвана облегчить состояние ушедших в иной мир соплеменников. В связи с этим хотелось бы отметить один любопытный факт из воспоминаний доктора архитектуры Нияза Халита. Работая в 1970-е годы на территории кремля, он постоянно видел у башни Сююмбике пожилую татарку, которая в честь погибших здесь мусульман ежедневно читала на этом месте Коран. Символично, что и сегодня в мечети «Кул Шариф» также на протяжении всего дня последовательно читается Коран.

Мечеть на ул. Меховщиков. Стоит до сих пор Мечеть на ул. Меховщиков. Стоит до сих пор

Установка мечетей на территории старых кладбищ была связана еще и с тем, чтобы рядом впоследствии не появилось питейное или иное другое запретное для мусульман заведение, которое могло бы осквернить память усопших. Кстати, строительство рядом жилых домов также являлось порицаемым действием, потому как дом всегда предполагает наличие отхожего места.

«В ЧЕРЕДЕ ТРАДИЦИЙ «МЕЧЕТЬ — КЛАДБИЩЕ» ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СВЯЗАНА С МЕЧЕТЬЮ «ИСКЕ ТАШ» — ОНА БЫЛА УСТАНОВЛЕНА РЯДОМ С БРАТСКОЙ МОГИЛОЙ ЗАЩИТНИКОВ КАЗАНИ ОТ ВОЙСК ИВАНА ГРОЗНОГО»

В череде этой традиции («мечеть — кладбище») отдельная история связана с мечетью «Иске Таш», находящейся в Ново-Татарской слободе. По преданиям, она была установлена рядом с братской могилой защитников Казани от войск Ивана Грозного. Здесь был установлен большой надмогильный камень и, по сообщению Каюма Насыйри, построена деревянная мечеть, замененная на каменную в 1802 году. И хотя для исторической памяти характерен перенос одних событий на другие, более ранние времена, возможно, здесь захоронены мусульмане, участвовавшие в Пугачевском восстании. Для истории татар это место, безусловно, обладает высокой мемориальной ценностью. Вероятно, для четкого осознания, какая история кроется у этого места, понадобятся археологические раскопки.

Ясно одно — при строительстве в этих краях нового делового центра Казани это место, эта мечеть, ровно как и другие скромные островки Ново-Татарской слободы, не должны полностью затеряться среди броских небоскребов. Кроме того, отдельного внимания требует вопрос увековечения памяти павших в Казанской войне (именно так назывались походы Ивана Грозного на Казань и события, связанные с завоеванием Казанского ханства).

Если уходить далее в глубину веков, то археологами найдены обширные захоронения времен Казанского ханства в районе современного сада им. Лобачевского и на пересечении улиц Чернышевского — Кремлевская. При строительстве здесь Гостиного двора (ныне Национального музея) был обнаружен большой каберташ 1530 года. Кроме того, к периоду Казанского ханства (XIV - XVI века) относится армянское кладбище, которое находилось на Третьей горе, рядом с современной улицей Калинина — в конце ХIХ века здесь было обнаружено четыре каменных надгробия с надписями, выполненными армянским шрифтом. Надо сказать, что очень часто могильные камни со старых кладбищ использовались при строительстве каменных зданий, практика была весьма распространенной на территории Казанской губернии вплоть до середины XVIII века.

... Еще одно древнее кладбище расположено в районе Адмиралтейской слободы — Бишбалта
Фото ©islam-portal.ru с сайта photokzn.ru

Еще одно древнее кладбище расположено в районе Адмиралтейской слободы — Бишбалта. По преданиям, оно было основано в ХIV веке, а хоронили здесь вплоть до 1950-х годов ХХ века. Однако большая часть захоронений ушла под воду, некоторая часть оказалась застроенной. Оставшаяся территория маргинализировалась и долго оставалась в неприглядном виде, некоторые могилы и вовсе были разграблены. Усилиями мусульманских общин города, татарских общественных организаций на протяжении 10 лет здесь проходили субботники, и наконец в прошлом году по периметру старого кладбища установлен забор. Как кладбище будет встроено в проект благоустройства Адмиралтейской слободы, пока для общественности этот вопрос остается открытым. Кстати, каким образом в проект реконструкции войдет древняя история Бишбалты, ее традиции кораблестроения, вспомнят ли в нем трудную судьбу крестьян-лашман, также неясно. А ведь это огромный пласт истории Казани, и он требует своей актуализации. Кладбище Бишбалты — практически единственная сохранившаяся здесь частичка истории уходящей в небытие культуры татарских городских слобод.

КЛАДБИЩЕ — ЭТО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ДОСТОЯНИЕ, А НЕ ПРОСТО «НАГРУЗКА НА МУНИЦИПАЛИТЕТ»

Пожалуй, самое древнее, известное нам кладбище — это захоронения булгарской знати конца ХIII века, располагавшиеся на территории Кабанского городища или Архиерейских дач. По мнению историков, здесь был похоронен один из правителей Казанского улуса эмир Хасан-бек и знатная женщина Алтын-Берте, чья эпитафия на каберташе является древнейшей сохранившейся надписью на территории Казани. Ряд могильных камней этого древнего кладбища, по мнению археологов, был использован при строительстве здесь Ново-Иерусалимского (Воскресенского) монастыря. Возможно, более детальное археологическое исследование территории позволит обнаружить другие захоронения и даст возможность восстановить историю этого уникального места, где идет напластование мусульманской и православной культуры. Во всяком случае, тема весьма деликатная и требующая обстоятельного диалога представителей митрополии, муфтията и научного сообщества. В то же время это еще одна возможность показать, что разные народы, разные конфессии республики могут найти общий язык по таким весьма непростым вопросам.

Думается, что в этом вопросе православная общественность Казани хорошо понимает мусульман. Утрачены, уничтожены кладбища при монастырях Спасо-Преображенском, Зилантовском, Богородицком, Кизическом. В сложном состоянии находится Арское кладбище — ему также нужен статус историко-мемориальной территории, неравнодушные горожане не раз заявляли об этом.

Конечно, многое еще можно изменить, но не вернуть уже затоптанные захоронения. Могилы, оставшиеся с позапрошлых столетий — это цивилизационная норма, а для Казани это еще и чудом сохранившийся исторический источник.

На сегодняшний день наконец перестали застраивать территории кладбищ. Общество начало приходить к пониманию, что кладбище — это большое культурно-историческое достояние, тлеющая книга прошлого, связанная миллионами нитей с судьбой города. Очень хочется надеяться, что вместе с обществом понимают и власти, что кладбище — это органичная часть города, а не задворки прошлого и не просто «нагрузка на муниципалитет».

Очевидно, что ушедшим в небытие кладбищам города нужны пусть небольшие, но памятные знаки или мемориальные доски. Так, чтобы, проходя мимо, горожане наконец-то знали, а верующие еще и поминали.

Сохранившимся кладбищам с историческими захоронениями нужен историко-мемориальный статус. Ну и самое главное, чтобы горожане — мы с вами и наши потомки — следовали принципу «Исәннәрнең кадерен, үлгәннәрнең каберен бел» (в переводе с татарского «Живых цени, о мертвых не забывай»).

Айрат Файзрахманов

Айрат Файзрахманов – кандидат исторических наук, специалист по отечественной истории и истории Татарстана ХХ в., проблемам федерализма. Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи. Редактор политического блога «Европейский Татарстан». С 2007 по 2010 года – председатель совета молодежи совета общественных организаций п. Дербышки. Член инициативной группы по сохранению Ометьевско-Горкинского лесопарка, «зеленый активист». С 2011 по 2015 – директор Научно-исследовательского центра «АБАДА». Центр специализируется на вопросах кадрового консалтинга, оценки компетенции, управленческих тренингов. С 2016 – заместитель директора НИЦ «АБАДА».

Родился в 1985 году в Казани. В 2007 г. окончил Казанский государственный университет по специальности «Историк, преподаватель истории», в 2010 г. аспирантуру КФУ. Защитил диссертацию по теме «Проблема государственного устройства на национальных съездах западных регионов России в 1917 г.» (научный руководитель акад. И.Р. Тагиров).

Награжден Благодарственным письмом Кабинета министров РТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
G. Badretdin
18.09.2016 10:22

Вообще-то надо, поскольку любая религия запрещает ходить по могилам, тем более испражняться и т.д. По крайней мере, люди будут более внимательны к этим местам.

  • Алексей К.
    18.09.2016 08:29

    Почему Ново-Татарскому кладбищу Казани нужно придать статус мемориального?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/323141

    Вопрос в другом, надо ли установить памятные знаки на месте исчезнувших кладбищ!??
    ... Или жители будут испытывать дискомфорт от знания того, что живут на месте бывшего кладбища?

    • G. Badretdin
      18.09.2016 10:22

      Вообще-то надо, поскольку любая религия запрещает ходить по могилам, тем более испражняться и т.д. По крайней мере, люди будут более внимательны к этим местам.

    • Istorik
      18.09.2016 10:33

      есть такой момент, но не на самом доме вешать, а где-то рядом и давать более подробное описание места.
      И дизайн знака не должен быть отпугивающим.

      По сути из перечисленных мест - только 2 находятся под жилыми домами, и границы надо более четко еще смотреть

      • Анонимно
        18.09.2016 12:20

        Больше 2-х кладбищ под жилыми домами, на мой вгляд...

        • Анонимно
          18.09.2016 13:14

          Завод "Точмаш" построент на территории мусульманского кладбища.

          • Анонимно
            19.09.2016 10:37

            Точно. В 1982 году был вырыт котлован 4-5 м глубиной (сейчас на этом месте автосалон) и оттуда появились останки. На глубине 1.5-2 м был слой угля 6-10 см, а ниже 1 м По всему периметру местами были видны на одном уровне останки: рёбра, позвоночники, черепа. Останки свозили на судмедэкспертизу и там сказали: " им от 400 лет".

    • Анонимно
      18.09.2016 19:53

      Комитет Разиля Валеева в Госсовете на днях рассмотрел этот вопрос с приглашением руководителей города и принял постановление о придании историко-мемориального статуса Новотатарскому кладбище. Посмотрим,как на него среагируют депутаты Казгордумы.

  • Анонимно
    18.09.2016 09:36

    Айратка рэхмэт.

  • Анонимно
    18.09.2016 09:43

    Кто чертил и построил и дал приказ на строительство ул. ТАТАРСТАН??????

  • Анонимно
    18.09.2016 09:45

    вторая часть переводится - знай могилы умерших

  • Анонимно
    18.09.2016 09:51

    Кто дастанет татарские мусулманские надмогильные плиты из "старинных зданий и сооружений" постройкм 1555-1855годов?
    Вот там и есть запрятанная настоящая история татар!!!!!!
    Можно ведь и наводел потом заново построить, кто же против, но отдайте на нашу ПАМЯТЬ обратно!!!!
    Миром просим ведь!!!!!

    • Istorik
      18.09.2016 10:36

      можно сделать это аккуратно. Есть строительные технологии соответствующие. В Болгаре сделали же.
      Мне кажется Татарстан уже достиг того уровня гражданской зрелости, чтобы можно было без ущерба межнациональному миру осуществить такую "операцию"

  • Анонимно
    18.09.2016 10:07

    У нас все и всегда после пожара!что решения что статьи!

    • Istorik
      18.09.2016 10:39

      так сложилось, что материал был собран давно и уже была задумка опубликовать где-нибудь. И случилось такое. А БО любезно предоставил такую возможность

  • Анонимно
    18.09.2016 10:09

    Автор пишет: "Рядом с кладбищем находилась Отучева мечеть, которая, по преданиям, существовала здесь еще с XIII века, была известна в ханские времена и простояла здесь до 1940-х годов."
    Айрат, Вы уверены, что до 1940-х годов? Не опечатка ли у Вас? Просто если бы эта мечеть сохранилась до 1940-х годов, то о ней было бы известно, сохранились бы фото, как это было с мечетями Адмиралтейской и Пороховой слобод.

  • Анонимно
    18.09.2016 10:44

    А вот интересно, какие версии отрабатываются правоохранителями относительно виновником погрома на Татарском кладбище. На первый взгляд, это могут быть разного рода сатанисты или просто хулиганы из молодежной среды с деструктивной наклонностью. Но мне кажется, нельзя скидывать со счетов и вероятность причастности неких радикальных мусульман. По крайней мере, по канонам ислама могилам нельзя поклоняться, тем более превращать их в некое сакральное место. Это харам. В Саудовской Аравии, где исповедуется наиболее крайняя форма ислама (ваххабизм), кладбища очень аскетичны, без мемориального налета. В провинциальных районах Узбекистана в последние годы вообще запрещают ставить надгробные памятники, разрешают сделать лишь холмик, но написать фамилию усопшего уже нельзя. Мои родственники, похороненные в советское время в татарской части мусульманского кладбища Намангана (там очень силен радикальный исламизм), имеют намогильные памятники. Но над могилами умерших в последние годы только скромный могильных холмик, обложенный камнями, без всяких надписей (иные формы увековечения запрещены). Так что, если следовать этой логике, тем же ваххабитам тоже могут не понравиться памятники на могилах. Татарское кладбище - это один из символов национальной памяти татар, здесь похоронены важнейшие деятели культуры нашего народа. А для ваххабитов национальностей не существует, есть лишь мусульмане и остальные.

  • Анонимно
    18.09.2016 10:47

    Всегда приятно Айрата читать)

  • Анонимно
    18.09.2016 10:50

    Полностью согласен с автором, и спасибо ему, что поднял такую важную для народа тему.

  • Анонимно
    18.09.2016 11:18

    Ассаламу Алейкум!
    Адель.

  • Анонимно
    18.09.2016 11:24

    Насчет неухоженности могил в глубине кладбища... Наши родители покоятся там. Каждый год весной одна и та же история: соседи справа прибирают "свою" могилу и весь мусор бросают на нашу сторону. Мы весь мусор убираем и уносим как положено, на мусорку. Все думаю, как воздействовать на нерадивых соседей?

  • Анонимно
    18.09.2016 11:29

    Погром шокировал не только Республику, но и весь Татарский Мир... и не только шокировал...

  • Анонимно
    18.09.2016 11:30

    я бы присматрелся к этим ребятам
    Айрат интересный парень
    АГ
    ))

  • Анонимно
    18.09.2016 11:58

    Айрат, у вас ошибочка вышла. Казаковская мечеть располагалась на пересечение ул. Гражданской ( сейчас ул. И. Гаспринского )и ул. Татарстан, а не ул. Тинчурина. И еще . На том месте где сейчас находится парикмахерская ( ул. Татарстан, 49 " А" ) , или приблизительно рядом была большая пивнушка.

    • Анонимно
      18.09.2016 12:27

      Судя по карте в одной из книг по Старо-Татарской слободе, кладбище было между Татарстан- Гаспринского- Ф.Карима- Нариманова

    • Istorik
      18.09.2016 23:03

      нет ошибки. Есть фотографии Казаковской мечети в последний год, она там где магазин "Магнит" и ступеньки. Можнно сказать что это между пересчениями улицы Татарстана с Нур-Баяна и Татарстана с Тинчурина

  • Анонимно
    18.09.2016 11:59

    Молодец, Айрат!

  • Анонимно
    18.09.2016 12:34

    Вообще-то исчезли не только мусульманские, но и многие православные некрополи, например, большое кладбище на месте современного парка у ДК Химиков. В советское время власти с одинаковой охотой сносили старые кладбища и возводили на их месте жилые дома, парки и т.д. Автор, видимо, не в курсе?

    • Анонимно
      18.09.2016 12:44

      Предмет обсуждения не тот, прочтите статью

    • Анонимно
      18.09.2016 13:07

      Согласно мнению краеведа Анатолия Елдашева несколько плит с православного кладбища Кизического монастыря (того самого, что у ДК Химиков было) использовали при строительстве надмогильного памятника Габдулле Тукаю. Если Вы посмотрите на надмогильный памятник Тукаю на Ново-татарском кладбище (см. фото в статье), то он был установлен как раз в 1964 году: тогда в Казань летом приезжал Никит Хрущев, и к его приезду 1-й секретарь Татарского обкома Фикрят Табеев приказал разрушить православное кладбище Кизического монастыря, потому что мимо него должен был проехать кортеж Хрущева, и чтобы не портить взгляд махрового атеиста Хрущева (а при нем начались с удвоенной силой гонения на церковь, чего в 1940-е - нач. 1950-х гг. уже не было так жутко, как в 1930-е гг.). И вот тогда каменные надмогильные плиты и кресты снесли с кладбища Кизического монастыря. И часть из них отвезли на Ново-татарское кладбище. Там из них стали делать (переделывать) обелиски для известных татарских деятелей. Так и появился памятник на могиле Тукая (как Вы понимаете, когда Тукая в 1913 году похоронили, на его могиле не могло быть памятника с его профилем и надписью на кириллице).

      • Анонимно
        18.09.2016 15:24

        Не несите бред и не разжигайте. Нашли на кого ссылаться.

        • Анонимно
          19.09.2016 00:18

          если Вы не знаете, то не надо торопиться называть это бредом. Это как башню Сююмбике все серьезные ученые считают памятником русской архитектуры 17 века, а обыватели связывают с царицей Сююмбике, которая не имеет к ней никакого отношения

          • Анонимно
            19.09.2016 11:39

            Перечислите ваших "серьезных" ученых. Только заодно и вспомните на каком фундаменте эта башня построена и почему она выдержана в татарском/ мусульманском стиле.

            • Анонимно
              19.09.2016 12:25

              1. Николай Загоскин
              2. Михаил Худяков
              3. Николай Калинин
              4. Альфред Халиков
              5. Айдар Садыков
              6. Сайяр Айдаров

      • Анонимно
        19.09.2016 03:12

        Вот больше камней не было на памятник Тукаю, кроме как с православного кладбища. Что-то автор не пишет про мусульманские камни в фундаментах.

        • Анонимно
          19.09.2016 12:30

          в 1960-1970-е годы при Табееве не зацикливались на христианском/мусульманском происхождении надгробий и не церемонились: могли и надмогильные плиты привезти с православного кладбища на мусульманское, могли и Казаковскую мечеть снести. И это были не 1920-1930-е гг, а 1960-1970-е гг, т.е. когда не было воинствующего безбожия, однако ж он без труда снес целую Казаковскую мечеть (кстати, единственную из каменных исторических мечетей Казани, которая была снесена полностью до основания)

    • Istorik
      18.09.2016 23:05

      Написано одним абзацем об этом, просомтрите еще раз статью. Как раз ДК Химиков - Кизическое кладбище.
      По православным кладбищам не стал повторять инф-цию, которая есть в сети. Елдашев вполне подробно написал

  • Анонимно
    18.09.2016 12:47

    Фикрат Табеев много сделал для татар плохого, как и многие предавшие предуов атарские мурзы в свое время, только ради трех серебренников!!!!!
    Слава татарским мурзам, не предавшим свой народ, свой язык и ислам, хотя все и потеряли и стали лапотними мурзами!!!!

  • Анонимно
    18.09.2016 12:55

    Нет у татар патриотов!!!! Поэтому у нас патамушты лишь....

  • идущий
    18.09.2016 13:27

    Спасибо Айрату за интересный материал.Вчера во время прогулки по Ново-татарской слободе я заметил в каком удручающем состоянии находятся эта территория. Жилых домов помимо новоотстроенных "шуваловок" - "домиков дядюшки тыквы" практически нет. Года два назад говорили про новый деловой центр из небоскребов,который должен там появиться. Но учитывая откровенно ужасную ситуацию в экономике в целом и того факта, что реальных подвижек в реализации этого проекта нет, шансов очень мало. Район нуждается в оживлении.

  • Анонимно
    18.09.2016 17:03

    Кураишева слобода -- это от названия племени Курайш? Родственники Пророка Мухаммада

  • Анонимно
    18.09.2016 17:12

    То, что ново-татарское кладбище находится в таком состоянии, это конечно татар, и казанцев всех ныне живущих не красит совсем. Есть ведь и другой, очень деликатный вопрос. Вот, допустим, случится у нас в Татарстане то, что недавно произошло в Узбекистане. Никто навечно на эту землю не пришел, рано или поздно всех земля прмет. С ужасом осознаю, что У НАС, У ТАТАР НА СЕГЛДНЯШНИЙ ДЕНЬ НЕТ КЛАДБИЩА, ДОСТОЙНОГО ПРИНИМАТЬ ПРАХ ЛЮДЕЙ С ВЫДАЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЗАСЛУГАМИ... Стадионы, небоскребы, набережные, парки - это конечно хорошо. Но кладбища должны быть тоже достойны наших амбиции и притязании на цивилизованной арене. ПРЕДЛАГАЮ следующий 2017 год объявить в ТАТАРСТАНЕ ГОДОМ БЛАГОУСТРОЙСТВА КЛАБИЩ.

    • Алексей К.
      19.09.2016 10:45

      2017 год объявить в ТАТАРСТАНЕ ГОДОМ БЛАГОУСТРОЙСТВА КЛАБИЩ
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/323141

      ... А толку? ??? Ну поручат той же Наталие Львовне еще и кладбища! Сделают на Арском и Самосырово WiFi, игровую площадку для детей на входе... а как Пороховое кладбище пугало зарослями со стороны Восстания, так и будет, по какой-нибудь "убедительной причине". ((((((((((((

    • Анонимно
      19.09.2016 10:48

      А кладбище в Парке Горького? Вроде как и сделано и предназначено для особо выдающихся граждан? ???

  • Анонимно
    18.09.2016 20:00

    Уважаемый БО, в этом контексте было бы очень интересно прочитать на Ваших страницах в продолжении поднятой темы интервью с казанским историком Елдашевым А.М. У него целый труд посвящён некрополям Казани. Труды таких людей по истории родного края бесценны. Они помогают восстановить утраченную память.

  • Анонимно
    18.09.2016 20:22

    Насколько я знаю, по поручению ПетраI были сделаны списки с надписей могильных плит Казани и окрестностей

  • Анонимно
    18.09.2016 23:10

    Было бы интересно узнать больше о Новотатарской слободе!

  • Анонимно
    18.09.2016 23:19

    кирэкле хэм кызыклы инф-ция

  • Анонимно
    19.09.2016 00:57

    Айрата очень интересно читать! БО, пожалуйста, пусть пишет больше статей!
    Алсу

  • Анонимно
    19.09.2016 09:31

    Айрат, большое спасибо за статью. Ты высказал публично те мысли, которые годами ходили в разговорах татарской интеллигенции и в спорах татарских историков. Полностью согласен с мыслью о том, что казанские кладбища нуждаются во внимании и в мемориализации. Могу тебя дополнить, что во время строительства Дома чекистов на ул. Карла Маркса в 30-е годы было уничтожено большое Покровское кладбище. Останки людей были захоронены тогда вперемежку в одной большой яме фактически на проезжей части ул. К.Маркса. В 50-х годах там проводили газ и строители наткнулись на эти останки, но оставили их там же. В 1997 году вновь меняли трубы и вновь обнаружили эти останки. В этот раз, по-моему, по настоянию священнослужителей, захоронили уже на православном кладбище, но не могу утверждать окончательно, надо проверять. Хороший знаток истории казанских кладбищ - Анатолий Елдашев, вам надо с ним объединиться и продолжить серию публикаций на эту тему.

  • Анонимно
    19.09.2016 16:56

    А можно ли захоронить мужа к жене или жену к мужу если он или она православные?

  • Анонимно
    19.09.2016 16:57

    Мемориальное??? Особенно в центре, где захоронены молодые люди из 90х!

  • Анонимно
    20.09.2016 01:47

    Казаковская мечеть была одним из редкостных шедевров татарской национальной архитектуры. Как и чья рука могла подняться на такое достояние татарского народа, гореть ему в Аду. Между тем, рисунки и чертежи мечети сохранились, а посему властям и общественности Татарстана необходимо принять все меры по воссозданию этого памятника архитектуры татарского народа в старой части Казани. Впрочем, вот жители Советского района постоянно жалуются на отсутствие мечети, может там его воссоздать? Мы не вправе разбрасываться такими памятниками, потомки должны видеть воочию подобные архитектурные шедевры.

  • Анонимно
    20.09.2016 11:21

    Хорошо бы, чтобы на кладбище был Путеводитель с указанием могил известных людей. И не очень известных.
    Например, не могу найти могилу директора одной из музыкальных школ Казани, родом из Мензелинска, мамин земляк. Скоропостижно умер после разноса по партийной линии. Фамилию, к сожалению, запямятовала. Кажется, его звали Фарит.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль