Общество 
30.09.2016

Сергей Глазьев: «Казань является воплощением евразийской идеи...»

Эсклюзив «БИЗНЕС Online»: когда столица РТ станет столицей Евразийского союза, а китайские смартфоны переплюнут американские. Часть 2-я

«Россия — это единственная страна БРИКС, которая имеет длительный опыт глобального лидерства», — говорит академик РАН Сергей Глазьев, утверждая, что именно наша страна должна играть первую скрипку в большом евразийском объединении, включающем Индию и Китай. По его мнению, новый «восточный блок» учтет негативный опыт СССР, избежит ловушек плановой экономики и сможет одолеть Запад в технологической гонке.

Сергей Глазьев: «Стиль управления экономикой в Татарстане прагматичен и всем понятен. Я думаю, что Евразийской комиссии лучше работать в Казани, в Москве слишком много соблазнов» Сергей Глазьев: «Стиль управления экономикой в Татарстане прагматичен и всем понятен. Я думаю, что Евразийской комиссии лучше работать в Казани, в Москве слишком много соблазнов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАК ТОЛЬКО МЫ ВЫБРОСИМ ДОЛЛАР ИЗ СОСТАВА РЕЗЕРВНЫХ ВАЛЮТ, ВСЯ АМЕРИКАНСКАЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОЩЬ СДУЕТСЯ МОМЕНТАЛЬНО»

— Сергей Юрьевич, какими будут последствия отказа от доллара со стороны «восточной коалиции» в составе России, Китая и других евразийских государств?

— Как только мы откажемся от использования доллара в международных расчетах и выбросим доллар из состава резервных валют, вся американская военно-политическая мощь сдуется моментально. Потому что финансирование военных расходов Соединенные Штаты ведут исключительно за счет денежной эмиссии.

— Отказаться от доллара должна только Россия, весь БРИКС или еще больше государств?

— БРИКС, конечно, но надо понимать роль России в БРИКС. Хотя мы в экономическом плане сегодня проигрываем, но Россия — это единственная страна БРИКС, которая имеет длительный опыт глобального лидерства. Это важное преимущество, которое обуславливает ожидания наших партнеров. Они от нас ждут предложений. Ни у одной из стран БРИКС, кроме России, не было опыта глобального лидерства. У нас этот опыт очень длительный, и коалицию должны строить именно мы, исходя из этого опыта.

— Разве за счет «мягкой силы» американцы не контролируют элиты Индии, Бразилии, да и других стран БРИКС?

— Они контролируют, конечно, часть элиты. Пятая колонна, как говорится, есть везде. Она связана с международным капиталом. Си Цзиньпин (председатель КНРприм. ред.) уже третий год проводит «чистку» китайской политической элиты от американской агентуры, и достаточно успешно. В Индии действует национально ориентированное правительство. Там тоже хорошо помнят историю колонизации Индии Англией. В этом смысле Америка от Англии не так уж сильно отличается.

— Монолитом эти страны могут выступать, нет в этом сомнений?

— Можно достаточно уверенно говорить о том, что Китай, Индия, Иран, Малайзия проводят абсолютно самостоятельную политику. Их элита национально ориентирована. Вес национальных интересов в этих быстро растущих странах увеличивается. У властвующей элиты этих государств есть осознанное понимание своих перспектив развития. И эти перспективы связаны не с глобальным рынком. Они связаны с использованием национального суверенитета и с достижением высоких темпов экономического роста. Все страны БРИКС, включая Россию и ряд других, уже набили себе шишек в либеральной глобализации. Вы не заставите Китай полностью открыть свой финансовый рынок, ему это невыгодно просто, как бы этого ни добивались. С Индией то же самое. У этих стран накоплен большой опыт жизни в условиях либеральной глобализации, который дает их властвующей элите понимание национального суверенитета и своих собственных инструментов стимулирования экономического роста, которые могут сочетаться в рамках большой евразийской интеграции.

«СМОТРЯ НА КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ, МЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ВИДИМ ОБРАЗ ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ ВЕЛИКИХ РЕЛИГИЙ, ЗДРАВОГО СМЫСЛА...»

— Американское лидерство основано не только на экономике, на «пятом технологическом укладе». США и Запад в целом предложили привлекательный образ миру — права человека, свобода СМИ, весь либеральный дискурс. Азиатский центр с примкнувшей к нему Россией тоже должен привлекательный образ миру предложить. Кто его явит? Китайцы?

— Смотря на Казанский кремль, мы на самом деле видим образ гармоничного сочетания великих религий, здравого смысла, понимания общности интересов и значения человеческой личности. Все это, по-моему, намного более содержательно, чем либеральная модель, в которой Казанский кремль предстает не более чем музеем. Как сказал мой друг и коллега Александр Айвазов, либеральная идеология похоронила капитализм. В том смысле, что она привела к девальвации нравственных ценностей, к утрате смысла жизни, стимулов к труду и в итоге — к деградации общества. Поэтому этот образ уже мало привлекателен, во всяком случае, для людей, которые заняты делом.

— Так все-таки что евразийское объединение может предложить миру в идейном плане?

— Я считаю, что мы можем предложить миру устойчивое развитие, как это ни банально звучит, без войн, без конфронтации на основе гармонии интересов и понимания ограниченных возможностей каждого участника мирового процесса. Мы не стремимся навязать всем какую-то свою модель. Мы за разнообразие культур и гармоничное соразвитие. Большинство стран Востока сохранило это понимание. Новый мирохозяйственный уклад вырастает естественным путем. Его никто насильно не навязывает.

— Это наше старое, переосмысленное евразийство?

— Да, евразийская идеология. Она, может быть, еще не оформилась, поскольку не имеет каких-то четких догм, а предполагает разнообразие и понимание ценности общего исторического опыта. Эта идеология, конечно, нуждается в развитии. Наша общая задача,и, наверное, Казань для этого самое подходящее место, — подумать, как наполнить евразийскую идеологию современными смыслами.

Казанский кремль Казанский кремль Фото: «БИЗНЕС Online»

— У Евразийского союза пока нет официальной столицы. Кстати, Казань могла бы претендовать на эту роль?

— Я-то не против. Мне в Казани очень нравится. Казань сама по себе является воплощением евразийской идеи и в историческом плане, и в культурном, и в конфессиональном, и в духовном. Стиль управления экономикой в Татарстане прагматичен и всем понятен. Я думаю, что Евразийской комиссии лучше работать в Казани, в Москве слишком много соблазнов. Сейчас де-факто местом базирования Евразийской экономической комиссии является Москва. Там находится наднациональный орган, в котором работают профильные министры, они же члены коллегии Евразийской комиссии.

— С какими проблемами сталкивается сегодня евразийский проект?

— Евразийская интеграция — это приоритетное направление в политике президента России. Мы очень быстро создали Евразийский экономический союз. Сегодня уже все привыкли к тому, что мы живем в едином экономическом пространстве, чего еще 10 лет назад никто не мог себе представить. Благодаря последовательным инициативам Владимира Владимировича эту идею удалось реализовать. Дальше необходимо ее содержательное наполнение. Это требует консенсуса, и в этом сложность. Мы хотели бы углублять интеграцию, но есть позиция Казахстана, который считает, что интеграция должна ограничиться только общим рынком. Есть позиция Беларуси, где хотели бы реализовывать, наоборот, общие программы развития. Нужно выработать единое понимание, которое легко можно было бы достигнуть, если бы мы внутри России выработали механизмы стратегического планирования. В Евразийском союзе все ждут инициатив от России. Если у нас нет стратегического плана, то все остальные зависят от того, какие неожиданности в Москве произойдут.

Те же колебания курса рубля, конечно, очень сильно ударили по евразийской интеграции и подорвали авторитет России как ее локомотива, поскольку рубль де-факто становился резервной валютой в Евразийском экономическом союзе. Однако сейчас даже белорусы не очень-то охотно заключают сделки в рублях в силу непредсказуемости динамики курса. Если мы хотим добиться успеха и помочь нашим партнерам войти в ядро нового технологического уклада, нам надо быть образцом. Надо как можно быстрее восстанавливать институты целеполагания. В течение всей многовековой российской истории у нас всегда были цели и задачи. Они были на каждом этапе разными, но мы всегда четко понимали, чего мы хотим в данный момент.

— То есть пока мы не наведем порядок в собственном доме, претендовать на лидерство в Евразии России рановато?

— Нет, мы ведь создали Евразийский союз. Однако вопрос о том, для чего мы его создали и как он должен помочь нашим товаропроизводителям развиваться, пока остается личным делом каждого. Сегодня мы видим, что взаимная торговля в рамках союза сократилась, интеграция пробуксовывает. Нужно вдохнуть новую жизнь в евразийский интеграционный процесс, а для этого нужны механизмы стратегического планирования.

— Единая валюта, которая, возможно, будет называться алтын, — это пока чистая теория?

— В планах нет единой валюты, потому что она предполагает единую финансовую систему, как показал Евросоюз. Современные валюты эмитируются под долги, прежде всего, государств. Поэтому для эмиссии единой евразийской валюты нам нужно договориться о единой политике государственного долга и о единой политике кредитной эмиссии. Мы пока далеки от этого.

Найдутся ли кадры для проведения новой экономической политики, которая предполагает элементы стратегического планирования?

— О том, что все разворуют, обычно говорят люди, которые управляют государственными деньгами. Они судят по себе. У остальных такой возможности нет. Они как раз демонстрируют готовность работать честно. Кадры у нас есть. Большинство даже в структурах власти составляют добросовестные люди, которые хотят и умеют работать. Для того чтобы произошла кадровая революция в смысле кардинального повышения управленческого уровня, необходим положительный кадровый отбор. Не отрицательный, как сейчас, когда главный принцип — это личная преданность и принцип брать только своих. Это отрицательный кадровый отбор, который ведет к некомпетентности и коррупции. Нужно включить механизм положительного отбора. Для этого нужны прямые механизмы ответственности, причем не только за коррупционные преступления, но и, например, за срыв планов, заданий, поручений.

Возьмем, например, набившую оскомину тему инновационной экономики. Мы создали целую сеть структур. Скажем, Российская венчурная компания. А что она сделала? Или фонд «Сколково». Когда начинаешь интересоваться, чем же эти люди занимаются, выясняется, что они предпочитают хранить государственные деньги на депозитах, ничем не рискуя. Самое страшное для них — придет Счетная палата, а вдруг какой-то проект провалится.

«КИТАЙ УЧИТЫВАЕТ ПЕЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ТАМ ПОНИМАЮТ РИСКИ ЗАГНИВАНИЯ КОСНОЙ СИСТЕМЫ»

— Вы говорите про новый технологический уклад, но он создается на Западе. Мы знаем про американские, европейские инновации, но ничего не знаем про китайские, индийские или российские. Они вообще есть?

— Отсутствие инноваций в том же Китае — это расхожее заблуждение, поскольку мы плохо знаем китайскую науку. Вы же видите, как у нас устроены индексы цитируемости. Мы даже плохо знаем своих ученых, которые не попадают в индексы цитируемости в англоязычной научной периодике. У нас большая часть науки засекречена, поэтому наши выдающиеся ученые не в состоянии претендовать на ведущие места в рейтингах. В то же время возьмите Советский Союз — казалось бы, еще более инерционная система, чем та, что есть сегодня в Китае, а между тем до сих пор мы лидируем в атомной промышленности, в ракетных технологиях. Правда, проиграли уже в лазерных технологиях, хотя раньше лидировали. Задел, который был создан в советской системе, позволил ряду отраслей жить безбедно 25 лет. В Китае сегодня количество ученых и инженеров растет ошеломляюще быстро. У них сейчас уже вторая по численности армия ученых и инженеров в мире, после американской.

Вопрос о компетентности и инновационности китайских исследователей решается очень просто. Значительная часть ведущих китайских ученых получила образование в передовых вузах Запада. Однако китайская модель для них привлекательнее, чем оставаться, например, в Америке. Они возвращаются в Китай не потому, что им там платят, как у нас, супергранты. Они возвращаются в Китай работать на всю жизнь. Китайское экономическое чудо притягательно: хочется строить что-то новое у себя дома. Число новых технических решений, воплощенных сегодня в тех же мобильных телефонах, программных продуктах, и достижений фундаментальной науки со стороны китайского и индийского научных сообществ быстро растет. Вы сегодня не найдете ни одного университета на Западе, где не было бы индийских профессоров.

«Пройдет еще немного времени, может быть, лет 10-15, и китайское научное сообщество вполне будет на уровне» «Пройдет еще немного времени, может быть, лет 10 - 15, и китайское научное сообщество вполне будет на уровне» Фото: kremlin.ru

— Нет никаких индийских смартфонов, а китайские сильно уступают американским.

— Но американские собираются в Китае.

— В Китае в тайваньский корпус вставляется американская электронная начинка.

— Формирование научных школ — непростой процесс. Его легко разрушить, как произошло у нас. Но я думаю, что пройдет еще немного времени, может быть, лет 10 - 15, и китайское научное сообщество вполне будет на уровне.

— Широко распространено мнение, что отчасти тоталитарное китайское общество с «великим китайским файерволом» — системой цензуры в интернете, с антидемократической внутренней политикой не способно генерировать технические достижения и на равных конкурировать с открытым обществом. Так же, как отдельные научно-технические достижения не спасли от краха экономики и распада государства тоталитарный Советский Союз.

— Китай учитывает печальный опыт Советского Союза. Там понимают риски загнивания косной системы. В Китае не запрещают частную инициативу. Власти КНР просто направляют ее в нужное русло. Взять тот же интернет: как показывают социологические опросы, три четверти интернет-спроса приходится на всякого рода порнографию. Что это дает с точки зрения развития интеллектуального потенциала? Если вы будете бороться с этим информационным мусором и в то же время будете стимулировать высокотворческие виды деятельности в интернете, то у вас коэффициент полезного действия в информационных технологиях повысится. Кстати, компьютерных фирм довольно много создается именно в Китае.

«НИ О КАКОМ ВОЗВРАТЕ К СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ СЕГОДНЯ РЕЧИ НЕ ИДЕТ»

Ваши предложения во многом сводятся к восстановлению советских механизмов экономического развития. В СССР госпредприятия получали неограниченный финансовый ресурс, действовала жесткая система планирования, курс рубля был фиксированным. И эта система, как известно, потерпела крах. Как вновь не наступить на грабли советской кредитной эмиссии и планового хозяйства?

— Есть поговорка о том, что нельзя в одну реку войти дважды. С момента краха СССР все кардинально поменялось. Та модель управления экономикой, которая работала в Советском Союзе, сегодня не работает нигде в мире. Это связано с требованиями научно-технического прогресса, с необходимостью раскрепощения творческой инициативы. Все это требует рыночных механизмов, предполагающих свободу предпринимательской деятельности. Ни о каком возврате к советской модели сегодня речи не идет — ни в моей программе, ни в наших совместных наработках с коллегами. Просто хотя бы потому, что это невозможно.

Даже если кому-то этого очень хочется, нереально вернуться обратно в Советский Союз. Бессмысленно пытаться воспроизвести исторически отжившие свое системы управления. Это все равно, как кому-то хочется восстановить Британскую империю с работорговлей и прочими атрибутами господства англичан в мире. Значение творческой самореализации человека, требующее его свободы, исключает тоталитарное планирование. Планирование, о котором мы сегодня говорим, ограничено общими рекомендациями, которые служат в качестве маяков для предпринимателей, инженеров. Индикативное планирование — это результат совместного творчества государства и бизнеса, где государство выступает скорее в роли координатора, чем старшего брата, навязывающего те или иные бизнес-решения.

— Как такое «хорошее» планирование должно выглядеть на практике?

— Весь вопрос в ответственности. Смотрите, как мы выходили из кризиса в 2008 году. Президент принял решение провести денежную накачку экономики для того, чтобы спасти банки. Банкам было сказано: вложите деньги в реальный сектор. Они обманули, не сделали этого, потому что нет механизма ответственности. Если бы он был, эффективность той антикризисной программы была бы в 10 раз выше. У нас она оказалась самой неэффективной из всех стран «двадцатки». Мы потратили 50 процентов ВВП на спасение финансовой системы, но отдача для реального сектора была очень низкой — КПД не больше 10 процентов. Государство должно выступать в качестве интегратора и гармонизатора социально-экономических интересов, следя за повышением общего уровня благосостояния и гармонией в обществе. Для наших чиновников эта задачка, конечно, звучит необычно.

До сих пор нам навязывают американскую модель, согласно которой государство — это институт, предоставляющий услуги населению. Этого мало, хотя не нужен и перегиб в другую сторону. Модель, которая сегодня реализована в Азии (будь то на основе государства, как в Китае, или на основе частного бизнеса, как в Южной Корее и Японии), показывает, что возможна конвергенция. Сегодня такая конвергенция (слияние капиталистической и социалистической моделей — прим. ред.), о которой советские ученые говорили еще с 1960-х годов, становится реальностью.

— Конвергенция — это косыгинская и андроповская программа. Вы к ней предлагаете вернуться?

— Сегодня в экономической науке можно считать доказанным, например, в книгах академика Валерия Макарова о социальном кластеризме, что смешанная экономика хотя и более сложная, но и более эффективная. В экономике упрощение приводит к деградации. Конвергентная модель, конечно, очень сложная и требует от чиновничества не только отсутствия коррупции, но и осмысленной созидательной работы. Попытка загнать нас в американскую модель порождает, как говорит академик Виктор Полтерович, институциональные ловушки. То есть институты просто не работают. Нам нужно формировать систему управления, исходя из нашего собственного опыта, в том числе негативного и опираясь на работающие механизмы, которые для большей части нынешнего правящего класса, прямо скажем, некомфортны. Эти механизмы требуют большей ответственности и компетентности.

«МОДЕЛЬ — И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ — ТАТАРСТАНА МНЕ ОЧЕНЬ ИМПОНИРУЕТ»

— Как регионам выживать в ситуации, пока у государства нет четкой программы развития, а курсом рубля рулят спекулянты?

— Для регионов сегодня очень важно найти свои конкурентные преимущества не только в сфере экономики, но и в системе управления. Например, объявить, что такой-то регион — это зона свободная от коррупции, и всячески следовать этому принципу.

«Мне в Казани очень нравится. Казань сама по себе является воплощением евразийской идеи и в историческом плане, и в культурном, и в конфессиональном, и в духовном» «Мне в Казани очень нравится. Казань сама по себе является воплощением евразийской идеи и в историческом плане, и в культурном, и в конфессиональном, и в духовном» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Это возможно хотя бы теоретически? Вы же понимаете, что коррупция идет из центра.

— Конечно, возможно. Одно дело, когда на уровне региона губернатор и местное правительство создают всем равные возможности и обеспечивают прозрачную бизнес-среду, а другое дело, когда каждому бизнесмену навязывают откаты, долю участия и тому подобное. Это две больших разницы. С учетом того, что у нас есть очень большое недовольство со стороны бизнеса системой регулирования и административным давлением, те регионы, которые продемонстрируют высокое качество управления и отсутствие коррупции, получат огромные преимущества по привлечению свободного капитала для своего развития.

Рынок, в принципе, в России динамично развивается, и уже есть очень много ниш, в том числе по импортозамещению. Также регионам важно создать свои институты развития, которые показывали бы бизнесу те направления инвестиций, которые государство поддерживает на региональном уровне. Специнвестконтракты как форма такого рода инвестиционной политики себя неплохо зарекомендовали. Наконец, необходимо аккуратно работать с финансами региональными. У нас многие регионы оказались в долговой ловушке и сегодня связаны по рукам и ногам, Если регион берет деньги взаймы, то надо эти деньги направлять на инвестиции, а не на текущие расходы. Я пониманию, что нельзя построить развитой капитализм в отдельно взятом регионе, но тем не менее пытаться надо. В этом плане модель — и экономическая, и управленческая — Татарстана мне очень импонирует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.09.2016 09:59

России сперва надо себя в порядок привезти, застой и корупция угробят Россию, к тому же через пару лет резервы истощатся после страна откатится в девяностые годы, по уровню доходов населения сравняемся с худшими африканскими странами. Все кто сможет переберутся жить за границу. На повестке дня спасение самой России а не всякие там БРИКСы и Евразийское обьединения.

  • Китайские смартфоны по соотношению цена/качество уже "переплюнули" американские бренды. Например, xiaomi, meizu, huawei.

    • Анонимно
      30.09.2016 09:35

      Помимо перечисленных производителей, которые позиционируются как бренды и стоят подороже, есть куча китайских недобрендов категории "подвал одноразовый дешевый", под которых ни прошивок нормальных ни запчастей не найти. К тому же китайские производители работают по принципу "скопировали идею, продали", как продажи на спад пошли то ищут у кого бы позаимствовать новую идею. Если идей нет, то идут эволюционным путем, добавим ядрышек, памяти и диагональ. Получается что в себестоимостиу них доля НИОКР (R&D) маленькая. А-бренды (Apple, Samsung, Sony, LG) вкладывают деньги в разработку, а поднебесные товарищи нет.

      • Потребителю все равно, кто вложил в НИОКР (эти споры по защите разработок пусть между собой корпорации устраивают). Пользователю нужен хороший гаджет за умеренные деньги. Тем более, в РФ реальная покупательская способность упала.

        • Анонимно
          30.09.2016 10:52

          Хороший гаджет за умеренные деньги это гаджет с украденными идеями, небезопасный, и спонсирующий преступность и авторитаризм.

    • Анонимно
      30.09.2016 10:17

      айфоны делают в китае

      • Анонимно
        30.09.2016 10:38

        А еще Самсунги, Сони и тд. Китай это сборочная фабрика, а разработка идет совсем в другом месте.

      • Анонимно
        30.09.2016 15:18

        про стандарты качества не слышали?!

  • Анонимно
    30.09.2016 09:39

    Давно пора Казани включаться в проект ЕвраЗэс, согласен

  • Анонимно
    30.09.2016 09:59

    России сперва надо себя в порядок привезти, застой и корупция угробят Россию, к тому же через пару лет резервы истощатся после страна откатится в девяностые годы, по уровню доходов населения сравняемся с худшими африканскими странами. Все кто сможет переберутся жить за границу. На повестке дня спасение самой России а не всякие там БРИКСы и Евразийское обьединения.

    • видите ли бьются с коррупцией, а потом вдруг у главных борцов, как Захарченко находят миллиарды рублей в квартире. Нужны кардинальные перемены и 100% "положительный отбор кадров" и высокая ответственность, а не просто наворовал - уволили (потому что компромата на остальных много и откатил куда надо).

    • Анонимно
      30.09.2016 12:01

      Согласен. Если даже брать перспективу развития стран БРИКС, то практически у всех к 2020 году ожидается неплохой рост экономики, пока же у нашей страны никаких перспектив нет. В такой ситуации быть лидером проблематично. Более того, до сих пор нет даже экономической программы реформ выхода из кризиса. Мне кажется Глазьев не учитывает многие факторы

  • Анонимно
    30.09.2016 10:36

    Всё бы ничего, евразийский план был реален до 2014, но всё посыпалось из-за нетерпеливости и амбиций. Теперь нужен новый план-как сделать так что бы ещё хуже не стало.

  • Анонимно
    30.09.2016 10:44

    Почему мороженое в Китай не экспортируем? Тема же зашевелилась - почему в этом направлении не работаем?

  • "Если регион берет деньги взаймы, то надо эти деньги направлять на инвестиции, а не на текущие расходы." Кто еще не в курсе, что нужно делать ставку на обновление основных фондов? И жестко контролировать мегастройки (на которых стараются нажиться все кому не лень).

  • "главный принцип — это личная преданность и принцип брать только своих. Это отрицательный кадровый отбор, который ведет к некомпетентности и коррупции. " ... Не хватает идейных лидеров, как например, Ли Куан Ю.

  • Анонимно
    30.09.2016 11:42

    В Китае Захарченко приговорили бы немедля к высшей мере.

    • Анонимно
      30.09.2016 12:27

      Его бы наказали не только в Китае. А также в большинстве развитых стран.
      Но в большинстве развитых стран такая ситуация даже не появилась бы. Суть в том, что нет условий для такой дикой коррупции.
      Вывод: надо равняться не на Китай.

  • Анонимно
    30.09.2016 13:45

    Казан должен быть воплощением татарской идеи и татарского мира

  • Karibidis
    30.09.2016 15:14

    мне нравится плавильный котел Казани. Больше кровей здоровее генофонд.

    • Анонимно
      30.09.2016 21:16

      Чей генофонд? А если и так, то привези из Африки тамошних людей, будет еще здоровее.

  • Анонимно
    30.09.2016 17:47

    очередной проект построения великого общества со столицев в нью васюки ссср развалился не из за плохой идеи ссср развалился потому что мораль была лживой на словах одно а в деле другое по части морали ничего не изменилось

  • Анонимно
    30.09.2016 22:54

    мне нравится мысль про столицу евразийской идеи в том случае если казанцы этому бы соответствовали т.к. это должно предполагать глубокое понимание разных мировозрений, а это могут только высокообразованные люди. Особенность в Казани что здесь нет межнациональных конфликтов, за это уважаю казанцев и это явление может стать отправной точкой. Но честно говоря общая культура людей довольно низкая, это надо менять.

  • Анонимно
    1.10.2016 02:33

    Сказочники... С какого бодуна Китай будет "вместе с Россией" отказываться от американского доллара? США - Крупнейший торговый партнер Китая, а Китай - США. Это взаимовыгодное сотрудничество и экономическая модель, которая нарабатывалась и строилась десятки лет. Больше половины производств США сосредоточено в КНР. С какого бодуна они будут портить отношения с США, ради чего? Ради былых имперских комплексов российского руководства? Китай не собирается разрывать отношения в США, более того, с каждым годом они укрепляются все больше...

  • Анонимно
    23.11.2016 08:17

    А если, например, губернатор посещая различные страны с целью инвестиционной рекламы сразу заранее договаривается о своем личном "участии" в проектах и затем у себя на местах навязывает "взаимодействие" с новыми инвесторами другим, местным бизнесам? Будет это считаться коррупцией?

  • Анонимно
    14.12.2016 13:28

    В перспективе Татарстан должен стать субъектом ЕАС.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль