Общество 
1.10.2016

Пенсионная реформа 2.0: можно ли государству считать народ дебилом?

Обязанности по образованию и здравоохранению государство с себя уже сбросило. На очереди — полная ликвидация пенсий?

«Наше правительство выглядит сборищем низкоквалифицированных бухгалтеров, которые просто считают бюджетные цифры, притом делают все, чтобы считать было как можно меньше. В полном соответствии со старой истиной, гласящей, что «бухгалтерский учет — это гоняние рубля на счетах до полного его исчезновения», — замечает автор. Исчезают и пенсионные рубли. Но ведь российский народ — это не сборище западных зомби, он все видит и все понимает, а потому может вдруг задуматься: зачем ему такая власть?..

-
Фото: ©Андрей Теличев, РИА «Новости»

ДВА МИРА, ДВЕ СИСТЕМЫ

Довольно редко в этом журнале планы и действия власти подвергаются откровенной критике. По целому ряду причин. Очень часто эти планы и действия являются неоднозначными и в условиях недостатка объективной информации не поддаются четкой оценке. Плюс, как ни говори, а сегодня только власть в России представляет собой относительно целостную управляемую систему, не позволяющую стране скатиться в откровенный хаос. Эта система отнюдь не дружелюбна, не имеет ничего общего с понятием справедливости и не направлена на благополучие всех граждан страны. И тем не менее, не дай бог допустить до власти оппозицию с ее многочисленными хотелками и иррациональными устремлениями, дополненными физической невозможностью заменить действующую систему какой-либо дееспособной альтернативой.

Но иногда со стороны нашей власти озвучиваются такие планы или совершаются действия, которые ничего иного, кроме как уничижительной критики не заслуживают. Более того, иногда эти действия и планы представляют собой самую страшную ошибку, которую только может совершить власть. Это неадекватность. Можно воспринимать наш народ как бесконечно терпеливый. Можно очень долго рассчитывать на его понимание, но нельзя считать народ коллективным дебилом, начисто утратившим чувство реальности. Это одна из особенностей, которые до сих пор отличают наш народ от населения Запада, давно и прочно превратившегося в этакого коллективного зомби.

Объявленные планы правительства и ЦБ о новой реформе пенсионного обеспечения относятся как раз к разряду таковых. Это ошибка, способная полностью ликвидировать хрупкое доверие народа к власти, возникшее с появлением национально ориентированной внешней политики. Чтобы понять суть проблемы, не надо быть академиком. Отринув все высокопарные и наукообразные термины, вопрос крайне прост. В мире существует две принципиально системы пенсионного обеспечения граждан, каждая из которых имеет внутреннюю непротиворечивую логику и право на существование.

Первая система это имевшая место в СССР. Ее логика такова. Все граждане страны свой труд отдают на протяжении жизни на благо государства, а оно в свою очередь принимает на себя обязательства позаботиться о них в старости и обеспечить пенсионерам приемлемый уровень жизни. При этом вопрос, откуда берутся деньги на пенсионное обеспечение, не возникает в принципе. Это часть бюджетных государственных расходов. Причем защищенная часть.

Есть вторая система, принятая на Западе. Граждане трудятся не на государство, а на себя в любом секторе экономики или управления, а их взаимоотношения с государством регулируются исключительно законами и налоговым кодексом. При этой схеме государство не несет перед гражданином никаких обязательств в области пенсионного обеспечения. Забота о старости это персональное дело каждого. Люди формируют свой пенсионный фонд самостоятельно или через посредство работодателя, но фактически направляют на эти цели часть своих регулярных доходов.

Что касается нашей страны, то мы долго и мучительно пытаемся перейти от первой системы ко второй. Но здесь возникает сразу несколько принципиальных вопросов.

1. Если наше государство в лице правительства и ЦБ так сильно мечтают сбросить со своей шеи «ярмо» государственного пенсионного обеспечения, то предварительно надо разобраться с наследием. Например, а что стало с деньгами Пенсионного фонда? Вопрос крайне неудобный для всех, кто имеет к нему непосредственное отношение. Нам постоянно твердят, что денег не хватает. Но при этом чуть ли не каждое отделение Пенсионного фонда представляет из себя дворец, который не каждая нефтяная компания может себе позволить, а сметы на их строительство заставят покраснеть от зависти Букингемский дворец. Да и сами сотрудники Пенсионного фонда зачастую по уровню «заработанного непосильным трудом» могут гордо взирать с высоты своего благосостояния на нервно курящих в углу олигархов не первой, так второй величины. Не туда ли тихо и незаметно рассосались средства Фонда, призванного обеспечить достойный уровень не своим сотрудникам, а именно пенсионерам, как следует из его названия?

2. Если мы (в смысле не мы, а наша власть) так сильно хотим скинуть пенсионеров со своей тонкой шеи, то почему со всех граждан страны на эти цели регулярно взимается 30% текущего заработка? Тут ведь либо крестик надо снять, либо трусы надеть. Или мы государственные люди и пенсия это государственное дело — тогда «пенсионный налог» логичен, но только в связке с государственной пенсией. Причем по соотношению длительности работоспособного и пенсионного возраста как раз в размере не менее 60-70% среднего заработка гражданина за период его трудовой деятельности. Или мы сами по себе, а государство само по себе. Но тогда любые и обязательные поборы с заработка идут лесом. Граждане сами разберутся, сколько и когда откладывать на грядущую старость. Но только в этом случае и так называемые негосударственные (читай, частные) пенсионные фонды должны элементарно стоять в очередь за деньгами в ряду таких же страждущих поиметь накопления граждан в свой карман. А это и банки, и всевозможные ПИФы, и много еще каких подобных образований. Конкурировать с ними, предлагать обязующие интересные условия и бороться за доверие людей. Которые помимо всего перечисленного имеют полное законное право хранить свои накопления в банке. Той, которая стеклянная, чтобы мыши не погрызли.

А иначе получается крайне некрасиво. Причем дважды. Сначала государство, которое не должно при этой схеме иметь ни малейшего отношения к проблеме, буквально пинками пытается загнать граждан в НПФ, а потом готовится полностью умыть руки в случае банкротства этих самых НПФ. Типа это не мои риски, а ваши. Вот это я и называю «держать граждан за дебилов».

«ВЛАСТЬ ДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ СНЯТЬ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ СТРАНЫ И ГРАЖДАН»

3. Не менее интересен вопрос перехода с одной схемы на другую. Ведь понятно, что в этот момент все в зависимости от возраста находятся в разном положении. Если государство с момента «Ч» не при чем, то те, которым сейчас 20-25 лет, имеют неплохие шансы подстроиться. Есть время и денег накопить до пенсии, и детей нарожать и воспитать соответственным образом достаточно, чтобы иметь надежную опору в старости. А что делать тем, кому уже сегодня 40-50, если не под 60? Надежды на то, что эти люди вообще получат пенсии, которые позволят оплачивать хотя бы постоянно растущую коммуналку, нет ни малейшей. Не для того эта реформа задумана.

Впрочем, выход есть. Ведь не будет никто спорить с тем, что система должна быть хотя бы внешне и на словах равноправной? ОК. Всем людям непенсионного возраста независимо от последнего надо вернуть (буквально, физически, на счет в банке) все средства, которые на его имя за всю трудовую деятельность были перечислены различными работодателями на пенсионное обеспечение. Разумеется, с учетом дефляторов, приравнивающих рубль в 90-м году к ему же в 2016-м. Тогда у того, кому 20, накапает всего ничего. А тому, кому 59, вполне приличная сумма, чтобы задуматься о том, куда вложить (или не вкладывать) накопления, на которые придется жить до смерти. Но ведь наши «доблестные» правительство и ЦБ даже мысли такой не допускают. И это опять та же «песня про дебилов».

Несмотря на откровенно ернический тон данной заметки, вопрос на самом деле весьма серьезен и актуален. Наше правительство на протяжении вот уже третьего десятка лет выглядит сборищем низкоквалифицированных бухгалтеров, которые просто считают бюджетные цифры, и делают все, чтобы считать было как можно меньше. В полном соответствии со старой истиной, гласящей, что «бухгалтерский учет это гоняние рубля на счетах до полного его исчезновения». У хороших бухгалтеров еще и исчезновения в правильных карманах.

Власть делает все, чтобы снять с себя ответственность за все стороны жизни страны и граждан. В идеале оставить за собой только внешнюю и военную сферу (это чтобы конкуренты из других стран не затоптали), а также сбор и распределение налоговых платежей. Все остальное для власти выглядит излишним неприятным обременением, от которого надо избавляться всеми силами. И ведь получается. Образование бесплатное уже только на бумаге, здравоохранение там же. Экономика у нас вообще частная, государству там не место. Ну кроме разве что нефтегаза и ВПК, где есть что попилить.

Но не надо при этом забывать, что народ все же не дебил, все видит и все понимает. А потому вполне может посчитать и задуматься, а зачем ему такая власть? Резерв времени и доверия пока еще есть, но не стоит его столь бездарно транжирить.

Chipstone, 29.09.2016

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.10.2016 10:37

В рамках государственного пенсионного обеспечения не индексация пенсий уже выглядит абсурдом. Но наше Правительство, собираясь выплачивать по 5 тыс руб пенсионерам вместо индексации, явно считает народ много терпеливым быдлом.

  • Анонимно
    1.10.2016 10:13

    Государство затыкает бюджетные дыры как может

    • Анонимно
      4.10.2016 00:37

      Достаточно прикрыть "форточку", в которую профицит торгового баланса (да-да, он до сих пор положительный, даже при таких ценах на нефть) "улетает" и проблем с бюджетом не будет (по крайней мере до тех пор, пока личные аппетиты сидящих у кормушки в очередной раз не возрастут).

  • Анонимно
    1.10.2016 10:18

    Да , выборы это показали

  • Анонимно
    1.10.2016 10:22

    "Можно очень долго рассчитывать на его понимание, но нельзя считать народ коллективным дебилом, начисто утратившим чувство реальности. Это одна из особенностей, которые до сих пор отличают наш народ от населения Запада, давно и прочно превратившегося в этакого коллективного зомби"

    Ну очень смешно. Наш народ лишают пенсий и он никак не реагирует - и это не коллективный дебилизм, нет-нет. Российское телевидение круглыми сутками дебилизирует народ, но коллективного зомби у нас нет, что вы, как можно подумать о таком?

  • Анонимно
    1.10.2016 10:29

    "Экономика у нас вообще частная, государству там не место. Ну кроме разве что нефтегаза и ВПК, где есть что попилить"

    Экономика у нас на 70% государственная. Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Аэрофлот, Федеральная сетевая компания, РЖД.. Частная экономика в насквозь государственной стране не прижилась, не выжила.

    • Анонимно
      1.10.2016 12:01

      Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и т.д. это не государственные структуры! А те, что считаются государственными, так там контрольные пакеты у нужных лиц, которые всем и руководят. Т.е. государственные по сути только на бумаге.

      • Анонимно
        1.10.2016 12:10

        Хорошо, пусть будет "структуры, подконтрольные госчиновникам".

    • Анонимно
      1.10.2016 12:07

      Верно. Chipstone похоже вводит людей в заблуждение, и скорее - намеренно.

  • Анонимно
    1.10.2016 10:31

    Государство затыкает дыры в своих карманах, а статья то прям в точку)) редко на БО увидишь )

  • Анонимно
    1.10.2016 10:37

    В рамках государственного пенсионного обеспечения не индексация пенсий уже выглядит абсурдом. Но наше Правительство, собираясь выплачивать по 5 тыс руб пенсионерам вместо индексации, явно считает народ много терпеливым быдлом.

  • Анонимно
    1.10.2016 12:02

    Народ верит телевизору. Почему бы и не обмануть ??? Отвечать всё равно не придется... реформа,инновации,нано технологии и тд

  • Анонимно
    1.10.2016 12:26

    "Можно очень долго рассчитывать на его понимание, но нельзя считать народ коллективным дебилом, начисто утратившим чувство реальности. Это одна из особенностей, которые до сих пор отличают наш народ от населения Запада, давно и прочно превратившегося в этакого коллективного зомби"

    Вот с этим ну никак не могу согласиться. Спроси у американца за какого он кандидата и партию, и большинство из них чётко ответит с аргументами свой выбор. Я вообще туманно понимаю чем у нас отличаются партии, возможно потому что и различий особо нет между ними и все преследуют одну цель. Тоже считал неправильным называть наш народ дебилом, но после последних выборов больше в этом не уверен. Этот народ не только дебил, его еще можно всячески зажимать, бесконечно понижать уровень жизни, ограничивать во всем, и даже в открытую в лицо насмехаться, желая хорошего настроения и держаться при отсутствии денег и всёравно этот народ пойдет и проголосует за этих людей, а так да, не дебил

    • Анонимно
      1.10.2016 19:05

      Тоже не согласен с выводом автора, что на Западе люди "тупые".
      Любая ситуация, ухудшающая материальное положение, и уже толпы людей на улицах Парижа, Афин, требующих справедливости. Причем, зачастую не без результата.

  • инженер
    1.10.2016 13:11

    На самом деле пенсионные отчисления и бюджет ПФ РФ позволяют обеспечить пенсиями людей,отработавших своё, однако есть сорокалетние пенсионеры силовых структур(вполне трудоспособные), новоявленные (но уже не молодые)граждане РФ в лице непризнанных автономий и республик, немало бывших советских граждан за рубежом, которым РФ платит пенсии (Прибалтика,Израиль), хотя те и давно не являются гражданами РФ. Кроме того, немало и персональных пенсионеров с топовыми размерами пенсий. Если этот балласт финансировать из других фондов, и умерить аппетиты топ-менеджмента ПФ, то ПФ в состоянии обеспечить пенсионеров достойными пенсиями

    • Анонимно
      1.10.2016 16:19

      Очень глубокий и вдумчивый комментарий с большим количеством фактов и цифр. Наверное всю ночь сидели, придумывали и выверяли фразы. 5 баллов. Нет, шесть! Не меньше

      • Анонимно
        1.10.2016 20:03

        А зачем цифры,кто в теме тот знает откладывая себе 26 процентов заработка, 4 процента это фсс так сказать бумажное здравоохранение,умереть не дадут, но и лечить не будут. Так вот, откладывая 26 процентов от 20 тыс.руб., это 5.2 тыс.руб. в месяц. 62.4 в год. 2.4 млн.руб. за 40 лет. Делим в среднем на 20 лет,до 80. Получаем 120 тыс. в месяц. Где они?
        Расчет упрощен,т.к. коэффициент инфляции надо добавить + приращение банковских процентов даже 6 процентов годовых. Так что 100 тыс.руб. можно получать и все 30 лет. А сколько людей не доживают до пенсии?
        Так что пенсионный фонд это черная дыра денег населения.

        • Анонимно
          1.10.2016 20:09

          Косячнул сильно,20 лет это конечно 240 месяцев.так что 10тыс.руб. минимум должна быть пенсия без учета инфляции и сложных процентов 6 процентов годовых

  • Анонимно
    1.10.2016 14:13

    Кремлелюбивый блоггер недоволен властями. Большое что-то в лесу умерло.

  • Анонимно
    1.10.2016 18:17

    "...почему со всех граждан страны на эти цели регулярно взимается 30% текущего заработка"... ??? В том числе и с РАБОТАЮЩИХ пенсионеров!!!

  • Анонимно
    1.10.2016 21:42

    "... Резерв времени и доверия пока еще есть..." Это что, до ноября следующего года? Всё в чудеса верим! Нам уже во все уши кричат, что мы страна проигравшая 3-ю мировую, информационную войну. Мы потеряли половину своих территорий и населения. У нас нет друзей кроме армии и флота. А элита всё ещё тешит себя футуристическими сюжетами. При этом осмотреться и трезво подумать ... нет будет жить иллюзиями. .. и видишь пожилого человека с пенсией в 10 тыс. руб. и коммунальными платежами в 3-5 тыс. Какая реформа, кому её доверят? Вы о чем..?

  • Анонимно
    1.10.2016 22:22

    Не пойму что означают Западные Зомби? Зомби это мы, и относятся к нам соответственно, отбирая даже крохи из пенсии

  • Анонимно
    2.10.2016 09:03

    Глупая статья у Chipstone! Пускай не разделяет людей на наших и западных! Просто мы пока терпим. Но любому терпенью приходит конец.

  • Анонимно
    2.10.2016 10:00

    РПЦ имеет свое мнение по данному вопросу?

  • Анонимно
    2.10.2016 12:55

    Зато ПФР жирует... Посмотрите на дворцы ПФР в регионах. Пусть озвучат зарплаты в ПФР. А как анонсировали программу софинансирования пенсионных накоплений!!! Активно призывали участвовать в ней молодое активное работоспособное население, на каждый вложенный работником рубль государство обязалось добавить еще один рубль. Сам ВВП выступал главным имиджмейкером этой программы! И вот вам - снова государство кинуло и повернулось к гражданам одним местом....

  • Анонимно
    3.10.2016 01:09

    "...скинуть пенсионеров со своей тонкой шеи..." Простите, но нынешние пенсионеры отчисляли деньги в пенсионный фонд. Мы, пенсионеры, - не нахлебники, а получаем своё, заработанное. Или верните нам наши деньги (проиндексированные, разумеется), или хотя бы не попрекайте жалкой подкачкой, именуемой "пенсией". Ну или, как вариант, шею наращивайте.

  • Анонимно
    3.10.2016 09:41

    даже у самых оголтелых глаза чуточку открываются.
    это радует)

  • Анонимно
    3.10.2016 09:56

    МНЕ 36 (работаю с 16, даже в период обучения в ВУЗе, официально)И Я ХОТЕЛ БЫ ЧТО БЫ МНЕ ВЕРНУЛИ ВСЕ ПЕНСИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ НА СЧЕТ!
    Ясное дело, что наше государство не умеет пользоваться деньгами, поэтому доверять свои накопления я бы не хотел!
    Пусть и гроши, но лучше я их буду держать просто в банке и складывать туда сам столько, сколько захочу!

  • Анонимно
    3.10.2016 10:51

    Забудьте вы про пенсии. Путинское правительство пенсии сьест, а послепутинское не расхлебает. Пустое будет. Что равносильно - вашим стараниям на пенсии канут в бездну.. А потом придется всех ровнять, платить прожиточную малость, потому что денег не будет. Если будет(что навряд ли)- то сразу все зачеркнут. Пенсии уже атавизмы. Думайте, как без пенсии прожить. Если вдруг пенсию будут начислять, считайте как подарок от бога. (Но налог на пенсию, - это феодальный налог)

  • Анонимно
    3.10.2016 15:42

    Что касается статьи, то есть некоторые неточности:
    1) что касается пенсий, то в новой реформе государство хочет сохранить за собой страховую часть, а накопительную соответственно оставить самим работникам
    2) Со своих доходов работник сейчас не платит, а платит работодатель 22% сверх з/п (16% - страховая, 6% - накопительная)
    3) в моменте предлагается сохранить за работодателем 16%, а 6% отменить и каждый сам будет думать сколько ему откладывать со своей з/п. Т.е. ранее было сверх з/п, сейчас со своей з/п.
    4) Если накопительная часть ликвидируется, а у многих там уже есть деньги, то почему она просто не выплачивается? Этот вопрос применим к накопительной части.
    5) Если государство снижает налоговую нагрузку на предприятие на эти 6% сверх зп, то почему государство его (предприятие) не обязывает выплачивать эти деньги сверх зп работникам не облагая НДФЛ, а забирает больше с зп после НДФЛ
    6) Является понятным что такая отмена приведет к росту прибыли предприятия на 6% от фонда оплаты труда и государство с него заберет 20%, т.е. 1,2% от фонда оплаты труда, но это будет максимум полгода, потом предприятия выйдут на тот же уровень прибыли. Расходовать деньги они умеют.
    7) Сами работники накапливать в нпф не будут, поскольку предпочитают какую-то определеннную мобильность собственных средств, а эти средства у них реально собственные, поскольку идут из зп, а не сверх зп. Поэтому, если у кого-то будут накопления, то эти накопления будут на вкладах, а не в нпф. А т.к. зп не изменится (никто не прибавляет 6%), то и уровень накопления останется прежним.
    8) Молчуны, у которых все 22% идут в страховую часть оказываются в более выгодном положении, поскольку за них так же будут предприятия перечислять 22%, а у остальных 16%.
    Теперь вывод: из всех выше перечисленных лиц выигрывают предприятия, поскольку за полгода они спокойно приведут свои расходы в порядок и будут платить такой же объем налога на прибыль, остальное пустят на доп. расходы или проще в обнал. Так же выиграют молчуны, поскольку за них работодатель будет платить 22%, а не 16% - но это временно, их тоже потом как-нибудь кинут, до пенсии ещё долго.
    Государство временно выиграет в росте поступлений налога на прибыль, но в итоге все останется по-старому где-то через полгода.
    Работник за которого отчисляли 6% в накопительную часть проиграет - зп не вырстет, накопленные в системе деньги теряет и ему их не выплатят, дальнейшие отчисления в накопительную часть работодатель не обязан будет делать.
    Финансовая система, в частности банковская, не выиграет, поскольку накопления не увеличатся (доходы же у населения не увеличились), нпф потеряет ежемесячные поступления от работодателей, а сами люди из своей зп нести в нпф откажутся.
    Соответственно, далее должно произойти банкротство нпф. Если государство отказалось от своих обязательств и от выплаты уже накопленного, зачем нпф эти деньги выплачивать пенсионерам, тем более в момент когда у них не будет денег на текущие платежи (зп и т.д.), т.к. текущих поступлений не будет.
    Итог - государство и себя обманет и население, выиграют собственники предприятий за счет роста их реальной прибыли, которую они не будут показывать. Т.е. те деньги, которые ранее предприятие отчисляло за работника в 6%, будут дополнительно оседать на счетах собственников предприятий.
    Богатые будут богатеть, а бедные станут ещё беднее.

  • Анонимно
    3.10.2016 21:09

    А народ будет сбрасывать такое государство или в госслужащие побежит?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль