Общество 
3.10.2016

Сдули пыль с Садри Максуди: пустой постамент в парке «Стамбул» найдет героя

Памятник советнику Ататюрка и несостоявшемуся президенту штата Идель-Урал, почти год пролежавший на складе в Казани, вот-вот установят

«Такие фигуры объединяют Турцию, Россию, Татарстан», — приветствовали эксперты «БИЗНЕС Online» предстоящую установку памятника знаменитому юристу и политику Садри Максуди, сумевшему оставить след как в российской, так и турецкой истории. Соответствующий тендер на 14 млн. рублей объявило ГИСУ. Сама скульптура подарена Казани Стамбулом и должна была занять свое место еще в конце 2015 году, когда в Казани ждали встречи Путина и Эрдогана.

. Памятник Садри Максуди все-таки займет свое место в сквере «Стамбул»

ТУРЕЦКИЙ ПОДАРОК СКВЕРУ «СТАМБУЛ» УЖЕ ЛЕЖИТ НА СКЛАДЕ В КАЗАНИ

Памятник Садри Максуди все-таки займет свое место в сквере «Стамбул». Об этом свидетельствует документация, опубликованная на сайте госзакупок, — тендер появился 28 сентября. Он объявлен в свойственной ГИСУ манере: единым лотом с такими, казалось бы, далекими от монументализма проектами, как возведение первой очереди промышленного парка «Вятка» в Мамадышском муниципальном районе РТ, универсальных спортплощадок в нескольких районах, а также строительство причальной стенки с проведением дноуглубительных работ на правом берегу Казанки в районе футбольного стадиона «Казань Арена». Среди всего этого набора есть и скромная строчка «установка памятника Садри Максуди в парке «Стамбул».

Работы в сквере обойдутся суммарно в 14,1 млн. рублей. По статье «Общестроительные работы» заложена сумма 11,2 млн. — по всей видимости, непосредственно на установку монумента (хотя постамент под памятник в сквере уже давно стоит). 203 тыс. планируют потратить на временные сооружения, 207 тыс. заложено на непредвиденные затраты, 54 тыс. уйдет на освещение. За счет того, что работы будут проводиться в зимнее время, их удорожание составит 230 тыс. рублей. Есть еще НДС, сумма которого составит 2,4 млн. рублей. При этом сроки установки памятника ограничены 30 декабря 2016 года, подача заявок завершается 17 октября.

В генконсульстве Турции «БИЗНЕС Online» заявили, что сам памятник уже давно готов и находится на одном из складов Казани. И турецкая сторона дарит его городу абсолютно безвозмездно. Деньги на изготовление монумента были выделены Стамбулом в рамках отношения городов-побратимов (Казань является побратимом Стамбула с 2002 года). В ГИСУ РТ от комментариев предпочли воздержаться.

Памятник Максуди — уроженцу Казанской губернии, советнику президента Ататюрка, татарскому просветителю, приговоренному к смерти большевиками и бежавшему за границу — должны были установить еще в конце 2015 года Памятник Максуди — уроженцу Казанской губернии, советнику президента Ататюрка, татарскому просветителю, приговоренному к смерти большевиками и бежавшему за границу, — должны были установить еще в конце 2015 года

ПОКА В ПАРКЕ — «САРКОФАГ» НАД ПОСТАМЕНТОМ, ГДЕ ОСТАВЛЯЮТ НАДПИСИ В СТИЛЕ «ЗДЕСЬ БЫЛИ САДИНА И АЛАН»

Памятник Максуди — уроженцу Казанской губернии, советнику президента Ататюрка, татарскому просветителю, приговоренному к смерти большевиками и бежавшему за границу, — должны были установить еще в конце 2015 года. Сам сквер на пересечении улиц Чистопольской и Абсалямова появился в Казани в июле 2013 года. «Наши отношения с Турцией развиваются очень динамично. Наш друг мэр Стамбула Кадир Топбаш открыл в прошлом году замечательный сквер в Стамбуле, и сегодня мы хотели бы преподнести ответный подарок. Хочу поблагодарить президента Татарстана Рустама Минниханова, который был инициатором создания сквера, и всех, кто принимал участие в его строительстве», — заявил тогда мэр Казани Ильсур Метшин. Таким образом, сквер «Стамбул» появился в Казани как ответ на открытие сквера Габдуллы Тукая в Стамбуле, в районе Эюп. На его открытии президент РТ Рустам Минниханов заметил: «Мы приезжаем к вам как домой, надеемся, что и вы приезжаете к нам с такими же чувствами...»

Сульптуру Максуди заказали известному казанскому скульптору Асие Миннуллиной, которая занималась данным проектом по заказу турецкой стороны, согласовывая детали и с заказчиком, и с родственниками. Причем ходили упорные слухи, что на открытие монумента может приехать кто-то из правящей верхушки Анкары, а возможно, и сам президент Турецкой Республики Реджеп Эрдоган. Тем более что на конец 2015 года как раз была запланирована его встреча в Казани со своим российским коллегой Владимиром Путиным.

Однако этому не суждено было сбыться. 24 ноября турецкие военные сбили российский военный самолет Су-24 на границе с Сирией, и отношения между двумя странами пошли под откос. Уже приготовленный постамент закрыли деревянным «саркофагом» без всяких объяснений. В результате у казанцев и у гостей города часто возникал вопрос, что это за странное сооружение расположено в центре аллеи. Несмотря на имеющееся в парке видеонаблюдение, через какое-то время на деревянном чехле стали появляться рисунки и надписи. В частности, побывавший в парке корреспондент «БИЗНЕС Online» разглядел граффити от Рафи и «Здесь были Садина и Алан». Хорошо хоть не привычный Вася... да и других начертаний из трех заветных русских букв там нарисовать никто еще не успел.

Реанимировать проект решили сейчас, после того как отношения между странами снова восстановились. Интрига лишь в том, приедет ли какая-нибудь шишка из Турции на открытие и когда оно все-таки состоится.

. Несмотря на имеющееся в парке видеонаблюдение, через какое-то время на деревянном чехле стали появляться рисунки и надписи

«ПУТИН ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МИННИХАНОВУ ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ТЕСНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ТУРЦИЕЙ И ИСЛАМСКИМ МИРОМ»

Оценить важность события, а также личность Максуди в истории Турции и России «БИЗНЕС Online» попросил экспертов.

Рафаэль Хакимов — вице-президент АН РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— Это замечательная новость о том, что в Казани появится памятник Садри Максуди. Он для нас замечательная фигура. Он был одним из тех, кто был инициатором и должен был стать президентом штата Идель-Урал. Выборы объявили, но большевики эту инициативу заблокировали. На базе штата возникла Татаро-Башкирская Республика, а потом Башкирская и Татарская. Ну а потом Максуди был известным ученым, профессором Сорбонны. Первым написал историю тюркского права — уже будучи в Стамбуле. Основал первую кафедру истории тюркского права в Стамбульском университете уже после своей иммиграции. Был советником Ататюрка. Так что как для Турции, так и для Татарстана он является выдающейся и знаковой личностью.

То, что памятник появляется у нас, — это еще одна связка между Турцией и Татарстаном, это пойдет на пользу обеим сторонам, да и России. Путин продвигает свою линию, когда предоставляет Минниханову возможность более тесного сотрудничества с Турцией, с исламским миром через Татарстан.

. Деньги на изготовление монумента были выделены Стамбулом в рамках отношения городов-побратимов

Римзиль Валеев — журналист, общественный деятель:

— Прекрасная идея! Садри Максуди был депутатом двух парламентов — российской Государственной Думы вплоть до 1912 года и турецкого парламента. Он возглавлял делегацию российских парламентариев, выступал в Лондоне. В европейских странах Максуди выступал на французском языке. Он относится к числу интеллектуальной татарской элиты, которая повлияла на судьбу Турции, когда страна стояла на развилке пути и свернула на дорогу преобразования Турецкой Республики в государство Ататюрка.

Именно Максуди посоветовал стране перейти на латиницу. Отсюда и пошло движение от радикальной, фундаментально религиозной к светской европейской стране. Садри Максуди — достойный человек, татарин, удивительнейший независимо от взаимоотношений, конъюнктуры той или иной стороны. Его нельзя рассматривать как деятеля Турции! Прежде всего он россиянин, депутат российской Думы. Прогрессивная личность, влияние которой до сих пор чувствуется. Таких деятелей надо делать достоянием всех россиян, не только татар. Такие фигуры, как Максуди, объединяют Турцию, Россию, Татарстан. В РТ его тоже знают, помнят. Максуди надо знать и изучать!

Дамир Исхаков — член исполкома всемирного конгресса татар:

— Надо было давно задуматься о возведении подобного памятника. Садри Максуди является ключевой фигурой татарского исторического процесса начала ХХ века, одним из авторов, если не главным, первой татарской Конституции по национальной культурной автономии, а в дальнейшем по созданию штата Идель-Урал. Сначала был подготовлен как переход к национальной культурной автономии, потом к переходу в федеративной России, и в рамках которой должен был быть создан штат Идель-Урал. Он был основоположником татарской правовой мысли. Он является крупной политической фигурой, потому что после отъезда из России сыграл важную роль в политических процессах Турции в 20 - 30-х годах прошлого века. Это ключевая политическая фигура как для нас, так и для Турции, и очень своевременно открывается этот памятник, поскольку отношения между двумя странами улучшились. Турки явно будут довольны.

Рустам Батров — первый заместитель председателя духовного управления мусульман РТ:

— В ДУМ РТ установка памятника Максуди еще не обсуждалась, нашего мнения не спрашивали пока. Но я могу высказать личное: все, что укрепляет татарскую тему, важно. Садри Максуди — выдающийся деятель татарского народа. Чем больше будут известны люди, составляющие цвет и гордость татарской нации, тем, на мой взгляд, лучше. Поэтому, думаю, установка памятника — движение в правильном направлении. Максуди известен как крупный политик, своей деятельностью он прославил татар в Турецкой Республике, внес вклад в становление современной турецкой государственности. Приятно, что это сделал сын татарского народа. Имя Максуди фигурирует в учебниках, справочниках. Это достаточно мейнстримная фигура, если посмотреть в историю.

Садри Низаметдинович Максуди родился в семье татарского муллы. Происходил из казанских татар. С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. По совету татарского интеллектуала Исмаила Гаспринского отправился во Францию, где в 1901 - 1906 учился на юридическом факультете Парижского университета и получил степень кандидата права.

В 1906-м вернулся в Казань. Включился в политическую жизнь, был избран в созданный в ходе III всероссийского мусульманского съезда (Нижний Новгород, август 1906-го) ЦК партии «Иттифак аль-Муслимин». Депутат II и III Государственной Думы от Казанской губернии. В четвертый созыв Думы не был избран и вернулся в Казань, где занимался адвокатской практикой.

5 января 1918 года Садри Максуди был избран председателем «Милли идарэ», органа национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири. После захвата территории Казанской и Уфимской губерний большевиками эмигрировал в Финляндию. Позднее выехал на Версальскую конференцию и остался во Франции в эмиграции. Преподавал в Сорбонне историю турок. В 1924 году совершил поездку с курсом лекций в молодую Турецкую Республику. Получил приглашение Кемаля Ататюрка участвовать в строительстве новой Турции.

Был одним из основателей юридической школы в Анкаре. Много лет преподавал там, а затем в Стамбульском университете. Играл важную роль в создании общества изучения турецкого языка и общества изучения турецкой истории. Был автором многих трудов по истории и философии права. Трижды был членом турецкого парламента: в 1931 - 1935, 1935 - 1939 и 1950 - 1954. Также был членом турецкой делегации в Лиге наций.

Максуди прожил 34 года в России, 11 лет во Франции и 32 года — в Турции. Умер в 1957 году в Стамбуле.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.10.2016 16:53

Хорошая новость, Садри Максуди верный сын Татарской нации

  • Анонимно
    3.10.2016 16:30

    Хорошо, что отношения с другими странами налаживаются. Нечего как стадо себя вести.

    • Анонимно
      3.10.2016 16:52

      Верно подмечено!

    • Анонимно
      3.10.2016 16:58

      Другие страны два самолёта сбили над чужой территорией. Погибли люди, защищающие твой покой, вообще-то. А ты о них, как о стаде рассуждаешь. Что теперь Казани - совсем под турок лечь? Тьфу!

      • Анонимно
        3.10.2016 17:31

        А немцы сколько самолетов посбивали? Или вы как элитная рассуждаете - под этих лечь, а под этих нет? А в целом говорится о дружбе и уважении, чего любителям лечь не понять

        • Анонимно
          3.10.2016 21:51

          Если судить сколько немцы сбили самолетов, не говоря о человеческих жертвах
          то Россия с Австрией и Германией
          не должны поддерживать отношения
          и вообще игнорировать
          в течении 15 000 лет, минимум

          Но мы ведь с вами нормальные люди, мы понимаем, что страны меняются и люди меняются

          И нашей стране, нашей республике нужны союзы это выгодно во время, когда у России так мало союзников

          Ладно во времена СССР мы могли дружить за деньги с развивающимися странами Африки, Латинской Америки и Азии

          Сейчас и этого нет, так что нужно налаживать отношения и строить мир со всеми странами

      • Анонимно
        3.10.2016 17:40

        Только не понятно, с чего это они защищают мой покой над Турцией?

        • Анонимно
          3.10.2016 20:11

          А с того, что бы ты мог спокойно писать свои гнусности и не бояться выходить из дома в общественные места.

          • Анонимно
            3.10.2016 21:26

            Так я и так не боюсь, пусть займутся чем-то полезным лучше

            • Анонимно
              4.10.2016 16:35

              памятники по вашему это ничего? важная вещь, для туристов и проживающих рядом

            • Анонимно
              4.10.2016 21:35

              Налаживают отношения между Россией и Турцией. В Турции же открыли парк имени Тукая.

  • Анонимно
    3.10.2016 16:35

    Афарин! Давно пора.

    • Анонимно
      3.10.2016 21:55

      Поддерживаю, это важный исторический момент для всех Татар. Верный сын Татарского народа
      и представитель татарской интеллигенции

      Памятник человеку отстаивающему права на равноправие Татарского народа, в те жестокие времена

  • Анонимно
    3.10.2016 16:41

    Я так и не понял куда и на что миллионы то?

    • Анонимно
      3.10.2016 18:24

      на благоустройство и установку. Изготовка памятника за счет турков, остальное за нами

      • Анонимно
        3.10.2016 20:09

        Хорошо, что памятник сами турки сделают

        • Анонимно
          3.10.2016 20:21

          он уже сделан, подарен городу, но не установлен. Некрасиво. Нужно подарок установить в парке.

          • Анонимно
            4.10.2016 21:37

            учитывая, что в Турции уже есть парк Тукая. По сути, они тоже могли, как наши комментаторы сказать, что им это нафиг не надо. Сейчас тяжелые отношения между странами. Как раз первый шаг к новой дружбе.

    • Анонимно
      3.10.2016 18:28

      тумбочка стоит 14, остальное - тайна скульптора и архитектора.

      • Анонимно
        4.10.2016 07:35

        нет, постамент (в зависимости от материала), благоустройство, эскиз - так что думаю цена адекватная

  • Анонимно
    3.10.2016 16:53

    Хорошая новость, Садри Максуди верный сын Татарской нации

    • Анонимно
      3.10.2016 17:57

      Садри Максуди можно было поставить давно уже памятник и он должен стоять не в парке, а на месте Мулланура Вахитова ранее. Как никак первый президент народа. Вон башкиры как Заки Валиди раскрутили, столько памятников наставили, улицу назвали, библиотеку и сейчас собираются в центре Уфы водрузить ему памятник, точнее собирались.

      • Анонимно
        4.10.2016 12:43

        Ох уж эти вечные сравнения и постоянные соревнования между Башкортостаном и Татарстаном. Пусть с Башнефтью сначала разберутся.

  • Анонимно
    3.10.2016 17:05

    Ходжу Насреддина там можно было бы.
    Но не мне советовать, деньги не мои.

    • Анонимно
      3.10.2016 20:11

      Это ведь персонаж персидских сказок, зачем он там?
      Вон есть Дом кукл "Акият" пусть напротив него ставят.

      • Анонимно
        3.10.2016 20:37

        Ну он же из Турции, там много анекдотов с ним. Если кто хочет поспорить о популярности, я два года в Измире жил

        • Анонимно
          3.10.2016 21:28

          Садри Максуди общейственный и государственный деятель Татарского и российского народа, он из тех людей кого называют цвет нации

          Он был просветителем и его имя известно всему Тюркскому и Западному миру

          Вот поэтому нужен ему памятник

          • Анонимно
            4.10.2016 12:44

            И мало кто об этом знает. К большому сожалению .История это большой пробел у россиян.

  • Karibidis
    3.10.2016 17:09

    как обычно, тендер после выполнения работ проводят.

  • Анонимно
    3.10.2016 17:20

    лучше бы Ататюрку поставили бы

    • Анонимно
      3.10.2016 17:54

      Ему то зачем? Максуди верный сын татарского народа, разработавший современный турецкий язык, а Ататюрк кто?

      • Анонимно
        3.10.2016 21:14

        Если турки готовы дарить еще, то пусть)

      • Анонимно
        3.10.2016 21:14

        Сам сквер видел только проездом, никак не удается сходить погулять и посмотреть, что это. Но со стороны красиво смотрится.

        • Анонимно
          4.10.2016 12:45

          Да, красиво сделано. Надо, чтобы в городе побольше было таких мест.

          • Анонимно
            4.10.2016 21:39

            Осталось добавить туда постамент, который подарили городу турки

    • Анонимно
      4.10.2016 12:44

      Ататюрк для турков все, даже в аэропорт его имени особо не летаем. Все в Анталию. Зачем он тут?

  • Анонимно
    3.10.2016 17:53


    Непонятно только почему на каких-то задворках, среди новых казанских безликих Черемушек ставят памятники людям такого масштаба (учился в дореволюционной Сорбонне, был в руководстве мусульманской фракции в Госдумы, баллотировался на выборах президента Турции и т.д.). Логичнее было бы в Татарской слободе.

    • Анонимно
      3.10.2016 20:30

      Где есть место, там и ставят. Не будут же переносить парк в другой район

    • Анонимно
      3.10.2016 21:15

      Там очень хороший район, сам сквер отличный. Вы вообще были там? Именно в сквере Стамбул самое хорошее место для постамента

    • Анонимно
      4.10.2016 12:45

      Вы Казань хорошо знаете? Это место трудно сейчас назвать задворками Казани.

      • Анонимно
        4.10.2016 21:39

        Наверное, сто лет не был в том месте, но все строит из себя эксперта

  • Анонимно
    3.10.2016 18:13

    Если памятник подарили турки, тогда за что 14 лямов?

  • Анонимно
    3.10.2016 18:34

    Надо еще Трумену поставить, тоже хорошо, своих то героев нет.

    • Анонимно
      3.10.2016 20:13

      Свои герои есть у Татарской нации, не надо провоцировать

      Проходи мимо.

  • Анонимно
    3.10.2016 19:07

    Возможно Максуди и нужно поставить,монумент, хотя большую часть жизни и работы провел в Турции и там его должны тоже чтить, тем более его дочь была первой женщиной послом Турции . А вот Султан -Галиеву, пламенному борцу за равноправие татар, не побоявшемуся и самого Сталина, за что расстрелянного в 1940, несмотря на то, что есть решение кабмина РТ 1992 г. о соружении ему памятника и даже закладочный камень около НКЦ установили до сих пор монумента нет. Чего бояться то: заграницу не сбегал, на чужую страну не работал, признан великим политологом -провидцем ХХ века, еще в 1924 г. предсказавшим распад СССР и теперешнее миграционное цунами в Европе. Зато именем его соперника Саид -Галиева, публично сказавшему, что нет разницы между Тульской губернией и Татарией и заявившего Сталину, что "мелким республикам" пора самоупраздниться и стать губерниями, улицу около вокзала назвали.Так, что туристы приезжающие в республику начинаю знакомство с ней с имени человеке который был против ее существования.Вот такие неожиданные парадоксы, преподносит нам история, когда начальство не знает ее.

    • Анонимно
      3.10.2016 20:15

      Тоже верно подмечено, про Султан-Галиева не нужно забывать

      Важно помнить его позицию и дела при его жизни

      • Анонимно
        3.10.2016 20:18

        Сулиан-Галиев фигура противоречивая; он был ярый большевик и так же зачищал представителей иных взглядов

      • Анонимно
        3.10.2016 20:21

        Султан-Галиев был троцкистом, из-за этого у него конфликт со Сталиным был.

        • идущий
          4.10.2016 09:29

          Не был он никогда троцкистом. С чего вы это взяли? Там были только обсуждения о возможном сотрудничестве его сторонников с "левой" оппозицией. Только разговоры. А фигурой он был явно не только всероссийского масштаба, т.к. его идеи повлияли на освобождение от колониализма мусульманских стран. Он создал и обосновал теорию "исламского социализма" и его портреты, как символ глубокого почтения перед этим человеком висел в кабинете Гамаль Абдель Насера и лидера Тунисской революции Бен Али. Именно благодаря особой роли Султан-Галиева, состоялся в принципе переход Закив Валиди и Башкирской армии на сторону красных во время Гражданской войны. И самое главное Султан-Галиев - основатель ТАССР. А ему памятника таки не поставили.

  • Анонимно
    3.10.2016 20:35

    Я за добрые отношения между странами. В Турции уже открыли сквер в честь Тукая. Пора и нам ответку сделать. России нужно наладить отношения с исламским миром.

    • Анонимно
      6.10.2016 11:59

      С исламским миром можно наладить отношения одним единственным способом: принять ислам и подчиниться арабам. Все остальные варианты исламский мир отвергает. И все их дружелюбие показное - лишь обман зрения.

  • Анонимно
    3.10.2016 21:01

    Есть небольшое уточнение: он не был руководителем поездки группы депутатов думы в Лондон, а был членом делегации представлявшим мусульманскую фракцию. Некоторые депутаты британского парламента были против визита мусульманина, но Британская королева потребовала чтобы его тоже пригласили. Представителям некоторых правых партий было отказано.
    Кроме всего прочего он еще удачно женился на Камиле Рамиевой, дочери Шакира Рамиева, одного из братьев золото промышленников. Лучшим памятником этим людям был бы фильм или даже сериал. Фактического материала об этом очень много и есть художественные произведения, но Минкультуры выдумывает совершенно нелепые сценарии про небылицы. Рим Дашкин.

    • Анонимно
      4.10.2016 00:08

      Скажите, пожалуйста, что за художественные произведения?

      • Анонимно
        5.10.2016 23:30

        Максуди был частью клана Рамиевых, о Рамиевых есть повесть маджита Гафури "На золотых приисках поэта" , есть "Офыктага рэшэлэр" , если не ошибаюсь, Лирон Хабибуллин автор.

  • Анонимно
    4.10.2016 01:03

    Татары всех стран соединяйтесь!

  • идущий
    4.10.2016 09:36

    Памятник Садри Максуди это хорошо. Но еще больше Казань и весь татарский мир заждался памятника М. Султан-Галиеву и Г. Ибрагимову. Эти два достойных представителя татарского народа не только внесли огромный вклад в историю нашей нации, но и стали де факто основателями ТАССР. С Султан-Галиевым вообще ситуация непонятна - еще в далеком 1992 г. было определено место для его памятника, но сам постамент так и не был возведен. Скоро будет отпраздновано 100-летие республики, а памятника его основателю в столице этой республики так и не поставили. Это что маразм, или просто признак нашего равнодушия или глупости???

    • Анонимно
      4.10.2016 11:44

      ну откуда сейчас такие знания о таких людях? Осмотритесь - памятник шляпе - предел возможного.

  • Анонимно
    4.10.2016 11:49

    В сквере "Истамбул" еще нужны памятники Гаязу Исхаки и Юсуфу Акчуре. Мириханов.

  • Анонимно
    4.10.2016 12:25

    Странный памятник человеку, который "был инициатором и должен был стать президентом штата Идель-Урал", как в Питере памятная доска Маннергейму. Что делал этот господин в годы Великой Отечественной войны? И какое отношение он имеет к легиону "Идель-Урал"?

    • идущий
      4.10.2016 13:59

      Опять не разобрались в теме, а глупые комменты уже вовсю строчите. "Идель-Уральская" республика никакого отношения к легиону не имеет. Эта была территориальная автономия(включавшая большую часть Волго-Уральского региона) внутри России. Опиралась она на Учредительной собрание, а Садри Максуди был кадетом и из-за своей политической близорукости и нерешительности отказался признавать советскую власть и упустил шанс довершить начатое дело до конца. За место "Идель-Урала" была провозглашена "Татаро-Башкирская" республика уже на основе советской власти. Но это уже совсем другая история.

      • Анонимно
        4.10.2016 14:50

        Умник, ответьте на вопрос: что делал этот господин в годы войны? И что было идеологической основой легиона "Идель-Урал"? И с русским языком беда - "За место "Идель-Урала" была провозглашена "Татаро-Башкирская" ..."

        • Анонимно
          4.10.2016 16:55

          Неумнику. Гугл вам в помощь. Вы татарин или башкир? Нет? Тогда своими героями займитесь и не лезьте в дела других народов не указывайте, кого им считать своими героями, а кого нет.

        • Анонимно
          4.10.2016 18:58

          Идель Урал штат и легион две разные вещи, теплое с мягким.

    • Анонимно
      4.10.2016 20:17

      Совершенно недальновидно сравнивать различные эпохи. Сам проект Идел-Урал означал федерацию Российской империи по принципу США и за основу брался ленинский принцип право наций на самоопределение. Практически сами большевики инициировали национальный вопрос, разрешали широкие полномочия национальным территориям с целью привлечь на свою сторону большинство населения. Говоря кратко, большевики разыграли национальную карту с политической целью.
      В 40-х годах это была инициатива Альфреда Розенберга и никакой связи здесь совершенно нет. Да она и провалилась также и благодаря героям-джалиловцам.

  • Анонимно
    4.10.2016 17:59

    Вот это правильно.
    А то придумали ставить памятники Екатерине.
    Много ест Татарских просветителей которые достойны памятников.

  • Анонимно
    4.10.2016 18:58

    Читайте книгу Гилязова на документальной основе. Легион предателей идейно формировал Заки Валиди, который пришел к послу Германии в Турции Папену и попросил разрешить ему доступ к пленным татарам и башкирам. Разрешение вождей рейха было получено. Даже турки потом не выдержали профашистских действия Валиди и посадили его после войны.Такая вот фигура: выдающийся ученый, которому мы кстати обязаны находкой им записок ибн Фадлана и весьма подлый политик - двурушник, сбежавший из Москвы Член ВЦИК и глава Башкирии, примкнувший потом к басмачам в Средней Азии.Из за него возникло дело Султан -Галиева и понизили статута Башкирии и Татарии. Очень сложно башкирам с его местом в истории.Об этом кстати очень интересно рассказано в книге " Красный пророк. Возвращение" которую мне дали почитать. Она о Султан-Галиеве и Валидове, но тираж был мизерный и в магазинах ее нет, Возможно есть в нац или научной библиотеке.

  • Анонимно
    4.10.2016 21:41

    Хорошее мероприятие. Турки уже сделали шаг, осталось нам установить памятник.

  • Перебор с туретчиной.
    Уже "парк Стамбул" - перебор, да ещё - многомиллионный памятник турку.

    • Анонимно
      5.10.2016 17:05

      Садри Максуди не турок, а татар, имигрировавший в Турцию после революции.

    • Анонимно
      5.10.2016 17:22

      Турки наши братья, в Стамбуле ведь есть памятник Габдуллы Тукая

      Укрепит наши отношения с Турками

    • Анонимно
      5.10.2016 17:25

      Это памятник Татару Садки Максуди казанский татар, который учился в местном медресе, это известный политический татарский и российский деятель


    • Анонимно
      6.10.2016 12:12

      Перебор с памятником Ивану Грозному, в городе в котором он ни разу при жизни не был.

  • Анонимно
    5.10.2016 11:34

    А Вы забыли, что РФ - славяно-тюркская страна.!?
    Без Турции полноценного Евразийского союза не будет.

    • Анонимно
      5.10.2016 17:27

      Верно сказано, полноценный Евразийский союз может быть только в условиях с сотрудничества с ведущими странами Азии

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль