Общество 
8.10.2016

«Началось все с районного конкурса, а закончилось у Владимира Путина в кабинете»

Финалист всероссийского конкурса «Учитель года»: если работаешь на одной ставке — есть нечего, больше одной ставки — есть уже некогда!

На этой неделе в России отмечался День учителя. Финалист всероссийского конкурса «Учитель года», преподаватель истории и обществознания казанской гимназии №90 Иван Филатов в статье для «БИЗНЕС Online» рассказывает о своей встрече с президентом России Владимиром Путиным и министром образования РФ Ольгой Васильевой, а также делится своими ожиданиями от новой политики федерального минобраза.

Иван Филатов: «Я никогда не планировал работать учителем, это такое стечение обстоятельств» Иван Филатов: «Я никогда не планировал работать учителем, это такое стечение обстоятельств» Фото: из личного архива Ивана Филатова

НАЧАЛОСЬ ВСЕ С РАЙОНА, ЗАКОНЧИЛОСЬ У ПУТИНА В КАБИНЕТЕ

Я никогда не планировал работать учителем, это такое стечение обстоятельств. После окончания вуза попробовал себя в разных сферах — и в ресторанном бизнесе, и в Росстате работал, но в конечном итоге пришел в школу. Подумал, раз уж окончил педагогический институт, нужно попробовать. Пришел, захватило, остался. Вот и работаю. Школа — это каждый день что-то новое. Это дети, их эмоции, требования, интересы... И у тебя вместе с ними тоже каждый день происходит что-то новое, постоянно что-то придумываешь. Это меня и захватило.

Бакалавриат я окончил в ТГППУ, а уже к моменту, когда подошло время магистратуры, нас объединили с КФУ, так что закончил я уже Институт истории Казанского федерального университета. Сложно давать оценку тому, положительно или отрицательно сказалось слияние университетов, были в этом свои и плюсы, и минусы. Возможно, преподавание стало интереснее, но при слиянии традиции педагогического института отошли немного на второй план, а в какой-то момент и вовсе исчезли. Если мы раньше ощущали себя учителями истории, то сейчас это направление практически не сохранилось. Раньше был целый факультет педагогического образования, а сейчас осталась одна кафедра.

После четырех лет работы в школе я решил принять участие в конкурсе «Учитель года». Этому было несколько причин — захотелось реализовать себя, чем-то поделиться, ну и защитить честь своей гимназии. Надеюсь, у меня это получилось! Началось все с районного конкурса, а закончилось у Владимира Путина в кабинете. Чтобы попасть на федеральный уровень, я прошел четыре этапа внутри республики. Атмосфера была великолепная — 85 лучших учителей со всей России защищают честь своих регионов. Первый тур заочный, затем очный в Самаре. Из 85 человек осталось 70. Уроки, семинары, мастер-классы, защита педагогических проектов, педсовет — здесь я и остановился, хотя прошел практически весь конкурс до конца. После педсовета у пятерки финалистов осталось одно испытание — круглый стол с министром образования России. В нем я уже участвовал как зритель. На самом деле это очень тяжело — каждый день новые испытания.

«Ольга Васильева — это человек, понимающий всю суть системы образования» «Ольга Васильева — это человек, понимающий всю суть системы образования» Фото: kremlin.ru

С ВВЕДЕНИЕМ ЕГЭ ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА, ЕГО МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ОТОШЛИ НА ВТОРОЙ ПЛАН

В рамках конкурса мне удалось встретиться и с новым министром образования Ольгой Васильевой. Перед встречей с Путиным мы сидели, пили чай, и она тоже сидела с нами, мы мило пообщались. От встречи с ней у меня остались только положительные впечатления: это человек, понимающий всю суть системы образования. Я думаю, что Васильева вспомнит все добрые моменты забытого старого: она поднимает вопросы трудового воспитания, планирует поменять формат ЕГЭ для того, чтобы раскрыть личность ученика, его морально-нравственные качества, потому что в последнее время это, к сожалению, отошло на второй план. Она также говорила и о взаимоотношениях «родитель — школа». Изменения, я думаю, будут. Может, не сразу так резко, но постепенно авторитет учителя, наверное, будет подниматься, и уровень российского образования тоже. Хотя оно и так не на самых последних позициях — российские школьники, в том числе татарстанские и казанские, довольно неплохо показывают себя на различных международных олимпиадах.

А чтобы поднять уровень педагога в целом, на мой взгляд, в первую очередь в работе учителя и его поступках нужно искать позитивный момент. Учителя, действительно, каждый день проводят с детьми, и, поверьте мне, это не самое легкое занятие в нашем мире. Не нужно искать сразу какой-то негатив. Я, конечно, понимаю, что такие ситуации тоже случаются, но не нужно выкатывать их на всеобщее обозрение. Это не совсем верно, на мой взгляд.

Возвращаясь к встрече с Васильевой, хочу сказать: новость о том, что якобы министерство образования рекомендует заменить изучение «Войны и мира» Льва Толстого на Библию мне кажется абсурдной. Кто это сказал? Думаю, что при подаче новости был выбран неправильный контекст. Даже в Кремлевском дворце на встрече с Путиным во время своих выступлений известные артисты зачитывали отрывки из «Войны и мира». А народный артист Василий Лановой вообще поднял вопрос о том, чтобы даже раньше начать изучать это произведение в школах.

В целом все страхи, которые существуют в обществе в связи со сферой научных интересов нового министра образования, беспочвенны. Это совершенно адекватный человек, который понимает и многообразие Российской Федерации, и интересы народов, их культуры. Это, мне кажется, абсолютно пустые опасения.

«Путин — человек очень энергичный, образованный, разбирается во многих сферах. Может, не углубленно, но представление имеет» «Путин — человек очень энергичный, образованный, разбирается во многих сферах. Может, неуглубленно, но представление имеет» Фото: kremlin.ru

ПУТИН О НИЗКОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ УЧИТЕЛЕЙ: «МЫ БУДЕМ СТАРАТЬСЯ!»

В рамках конкурса у нас также состоялась встреча с Путиным. За столом я сидел прямо рядом с ним! Когда он вошел, то пожал всем нам руки. Человек очень энергичный, образованный, разбирается во многих сферах. Может, неуглубленно, но представление имеет. Когда он затруднялся ответить на какие-то вопросы, то рядом сидела Васильева, которая давала более подробную информацию, говорила, отвечала. Владимир Владимирович любит стихи — цитировал нам по памяти «Родину» Лермонтова.

Речь на встрече с президентом прошла в формате «вопрос — ответ». Сначала он задавал нам вопросы, потом мы ему. Лично я у него спросил: «Сейчас национальная задача государства и бизнеса — это востребованные профессии. Понятно, что на ближайшие 10 лет вектор развития нам ясен, это все-таки технический, чаще всего об этом говорят. А какие, на ваш взгляд, профессии будут востребованы через 10 лет?» На это он с улыбкой ответил: «Ну вот, спросил. Откуда я знаю? Это же зависит от того, как будет развиваться следующая, пятая, говорят, технологическая революция. На грани, на стыке наук. Мы с Андреем Александровичем (Фурсенко — помощник президента РФприм. ред.) недавно встречались с нашими достаточно молодыми, но уже крупными исследователями, которые и у нас в стране живут, и частично работают за границей. На стыке: биология — химия, биология — физика».

Во время встречи глава государства поинтересовался нашей заработной платой. Хотя вопрос о заработной плате поднимать никто не хотел, он сам спросил у победителя, какая у него зарплата. Когда Путин услышал цифру в 26 тыс. рублей, то ответил: «Мы будем стараться! Еще совсем недавно было совсем плохо, уже цифра выше, но мы будем стараться и дальше поднимать зарплату учителям».

Пришел ли он в недоумение от этой цифры? Мы все дружно посмеялись. Наверняка любой руководитель города, республики, когда учитель озвучит ему свою реальную заработную плату, почувствует неловкость. Я, например, работаю на 1,5 ставки — только тогда моя зарплата будет дотягивать до уровня, который отображен в статистике. Но если я буду работать на одной ставке, моя заработная плата составит максимум 25 тыс., в то время как, по статистическим данным, средняя зарплата учителя по России составляет 32 тыс. рублей.

У Путина же на руках средние статистические данные. А из чего они складываются? Нужно учитывать то, что в Москве и северных регионах нашей страны совершенно другие зарплаты, их показатели еще больше увеличивают средние статистические данные. В Москве средняя зарплата учителя — 120 тыс. рублей! В Казани педагогов с такой заработной платой в принципе нет! Мы берем много часов, у меня 30 часов в неделю, это означает 30 уроков в неделю. А каждый урок требует подготовки, все мое свободное время уходит на это. Учителя стараются и крутятся как могут. В ущерб качеству! Как говорится, если работаешь на одной ставке — есть нечего, больше одной ставки — есть уже некогда!

Иван Филатов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.10.2016 09:05

Начинающий учитель и врач должен работать только на 1 ставку , зарплата при этом должна быть адекватной.

  • Анонимно
    8.10.2016 08:40

    Главное чай с печеньками попили! Впечатлений на всю жизнь!

  • Анонимно
    8.10.2016 09:05

    Начинающий учитель и врач должен работать только на 1 ставку , зарплата при этом должна быть адекватной.

  • Анонимно
    8.10.2016 10:21

    Учитель: 30 часов в неделю, 5 часов в день, в чистых кабинетах, в тепле, сидя, в городской черте, рядом с домом, 75 дней отпуска, 25 тысяч рублей.
    Рабочий: 40 часов в неделю, 8 часов в день, в шумном загазованном цехе, весь день на ногах, на окраине города, минимум 1,5 часа на дорогу, 28 дней отпуска, 25 тысяч рублей.

    Кому лучше? Учителям нечего жаловаться, этотсамая легкая работа. Что то никто из учителей в рабочие не идет.
    Готовиться надо? Пересказывать один и тот же текст годами?
    Так и рабочим и служачим надо готовиться. Тем более сейчас в век информационных технологий и программного оборудования.
    Качество образования которое предоставляет наше образование.. об этом уж лучше не говорить!

    • Анонимно
      8.10.2016 13:03

      А вы не думали, что именно учителя обучают ваших детей, помогают "лепить" из них личности??? И вы хотите что бы это делали невдохновленные люди, думающие о том как прожить на низкую зарплату?
      И вообще, все профессии хороши, а как в них реализовать зависит от человека

      • Анонимно
        8.10.2016 16:16

        да уж, "учат'.
        писать даже не умеют выпускники школ,
        убеждены, что солнце вокруг земли вращается

    • Анонимно
      8.10.2016 14:11

      Учитель: 6-дневная рабочая неделя (отсюда и количество отпускных дней, так что не надо)+ ставка складывается из учебных (аудиторных) часов, которые проводит в школе и т.н. второй половины дня, в которую входит подготовка к учебному процессу, написание разного рода бумаг, планов-конспектов, отчетов и т.д.; иными словами, реально рабочий день ненормированный; учителя не все около школы живут, многие также часа по полтора на дорогу тратят; учителя тоже на ногах.
      Рабочий: 5-дневная неделя, суббота и воскресенье выходные и никто их не трогает, если не работаешь исключительно на себя, нет понятия второй половины дня - отработал 8 часов и свободен, делай что хочешь.
      Можно дальше продолжать, но для "комментатора" выше это бессмысленно

      • Анонимно
        8.10.2016 14:45

        Попробуй у станка помтоять в спецовке или поработать сварочным электродом, мастером в цеху с взрослыми дядьками и тетями, это тебе не детками командовать.
        Второй половины дня у рабочего нет, всиает в 6 приходит домой в 7-8 вечера. У учителя всегда и каждый день полдня для себя, знаю не понаслышке, много родственников усительствует. Учитель полдня свободен, про дополнительную нагрузку - это сказки, тусовка минут 40 в день.
        Все лето - отпуск, 2 месяца. В каникулы - отпуск, максимум 2 часа в школе появятся и по домам.
        Единственно, - припахивают на выборах, поэтому и платят такие деньги дармоедам-учителям ни за что..

        • Анонимно
          8.10.2016 15:05

          "Попробуйте станка постоять" - кто, как говорится, на что учился, знаете ли))

        • Анонимно
          8.10.2016 15:33

          Во-первых, на Вы пожалуйста, я Вам не тыкал.
          Во-вторых, я в отличие от Вас не писал, что рабочим быть легко.
          В-третьих, Вы хоть раз "командовали детками"? Попробуйте провести по пять-шесть уроков в день и шесть раз в неделю, чтобы Вас слушали, чтобы Вы всех выслушали, чтобы урок в целом состоялся. Это очень непросто.
          В-четвертых, насчет полдня на себя - не знаете, не пишите, ибо сами признали, что в этой сфере не работаете, а только со слов, видимо тех, кто действительно ничего не делает.
          В-пятых, про отпуск я писал (читайте внимательно выше). Уточню, что не 75 дней, а 56. В каникулы учителя работают, к сведению, обычный стандартный рабочий день.
          В-шестых, про выборы это в другую тему. Не надо примешивать.
          В-седьмых, дармоедов среди рабочих полно, может и Вы такой сам, кто знает и у Вас своя "дармоедская" тусовка, ели судить по качеству выпускаемой нашими предприятиями продукции.

        • Анонимно
          8.10.2016 15:52

          Рабочий день по трудовому законодательству - 8 часов. если он начинается в 8, то должен заканчиваться в 16.00 + 1 час на обед. Все остальное время вы, дорогой мой, или "шабашите" на себя, или не успеваете выполнить работу (что может как говорить о ее объеме, равно как и о низкой квалификации того, кто ее выполняет, если он не может уложиться в срок). В любом случае, вы подписываете договор с работодателем, где все обговаривается. Так что не надо ныть, как вам тяжело стоять в спецовке и работать сварочным электродом. Не нравятся условия работы, ищите другую или обращайтесь в профсоюз местный, может там помогут. Или попробуйте поработать учителем с годик, может командовать детками у вас лучше получится)

          • Анонимно
            8.10.2016 19:19

            Не нравится качество выпускаемой продукции отечественной экономикой?
            Но живете вы за счет налогов, которые мы платим, продавая на конкурентном рынке эту продукцию, которую вы считаете плохой.
            Зарплату вам, бюджетникам, платит рабочий, отчисляя государству налоги.

            • Анонимно
              8.10.2016 20:55

              У вас, простите, дома все отечественное? Ну, не лукавьте, признайтесь, что у вас наш доморощенный ЖК-телевизор, наш холодильник, ездите вы на отечественном авто, имеете отечественный телефон, отечественный компьютер и софт и т.д. Это про вас? Уверен, что нет. Тогда не надо про нравится/не нравится о качестве выпускаемой продукции. Она неконкурентна и это надо признать и без государства вы быстро загнетесь, то есть без бюджета, который тоже тратится на вас (поддержка отечественного производителя называется). Вы такие же бюджетники, как и все.
              К слову, мы, бюджетники, тоже платим налоги, если вы не в курсе и они тоже идут на содержание кого-то, может быть и вас, ибо, какой-никакой частник вы бы ни были, но значительную долю услуг вы потребляете от государства, на государственные деньги.

        • Анонимно
          10.10.2016 08:50

          Если не знаете, не пишите. У меня супруга учитель начальных классов. Работает 24 часа в сутки,приходит домой в 19 часов, ложится спать после 12 ночи (готовиться к следующему дню, проверяет тетради). Суббота рабочий день. А то что родители звонят КРУГЛОСУТОЧНО, думая что у учителя нет личной жизни и семьи, я вообще молчу.

    • Анонимно
      8.10.2016 18:20

      Если объективно, то 5 часов - это только уроки (6 дней в неделю, а не 5, как у рабочего) + внеклассная нагрузка, проверка уроков, подготовка к урокам. Я не учитель, точно не могу сказать что туда еще входит, но это как минимум. Не хотел бы я, если честно учителем работать, даже за зарплату в 2-3 раза больше той, что рядовые учителя сейчас получают.

    • Анонимно
      9.10.2016 10:27

      Работал учителем. Тоже сталкивался с таким вот отношением. Типа, ты землю копаешь? Нет, так вот и поделом получаешь. Ваша профессия бесполезна!
      Вот у людей, мыслящих таким образом, и вырастают дети, лишённые всех нравственных ориентиров. Просто им плевать на них! И оправдываются они тем, что "40 часов в неделю, 8 часов в день, в шумном загазованном цехе, весь день на ногах, на окраине города" и т.д. Мне, типа, некогда смотреть за детьми!

    • Анонимно
      9.10.2016 20:21

      5 часов в кабинете с детьми. а сколько дома готовишь эти пять часов? фактический как пришел с работы, пока не лег поздно спать.
      а рабочий станок с собой ни загазованный цех, из которого можно выйти покурить, ни станок забрать не может. поэтому после прибытия домой можно хоть пару часов посвятить себе.
      согласен что хорошо там где нас нет.
      знаю все это не по наслышке. мать более 40 лет пед.стажа. а мне и на заводе пришлось работать правда по 4-му разряду.

  • Анонимно
    8.10.2016 12:17

    Как кстати и качество, выпускаемых товаров рабочими..

    • Анонимно
      8.10.2016 13:10

      Товар выпускает не рабочий, рабочий выполняет частичную операцию.
      Товар разрабатывает и организует его производство производитель, который и получает так называемое "образование" и воспитание от вас, "педагогов".

    • Анонимно
      8.10.2016 13:20

      так учите хорошо

    • Анонимно
      8.10.2016 13:20

      как учили так и выпускаем

      • Анонимно
        9.10.2016 08:37

        Остается очень хорошое впечатление о молодом учителе-земляке. Он открыто рассказывает и о встрече, и о ситуации и проблемах как в системе общего образования, так и в сфере подготовки педагогических кадров. Ему все-таки повезло: диплом бакалавра получил в педагогическом университете (ТГГПУ)! В условиях КФУ подготовка учителей ведется в совершенно иной ситуации: это не в приоритете! Поэтому руководству республики необходимо срочно решить вопрос о создании самостоятельного педагогического вуза в Казани.

        • Анонимно
          9.10.2016 09:42

          Полностью согласен с необходимостью создания отдельного педагогического вуза в Казани. Чем быстрее это сделают, тем лучше! Это одна из самых главных проблем в системе подготовки кадров для республики. Начальники отделов образования и директора школ педкадры подбирают из числа выпускников педвузов других республик и городов.

  • Анонимно
    8.10.2016 16:51

    Профессия "Учитель" дается по призванию! Как везде, есть и учителя с большой буквы, но и которые пришли по обстоятельствам. Я так думаю, последние долго не задерживаются. Единственное хочется сказать, как отец троих детей, чтоб учителя меньше давали домашних заданий своим ученикам. А то у меня жена дома почти 3 часа занимается с ними по урокам. Я сам работаю в ВУЗе, и то мы студентов не столько загружаем самостоятельными работами! А что у Вас учителей есть свой праздник и вас отмечают - мы очень рады! А у нас профессорско-преподавательского состава ВУЗов, к сожалению нет такого праздника! А отраслевые министерства про нас вспоминают только тогда, когда им нужны бесплатные рабочие силы - студенты на помощь в производство

  • Анонимно
    8.10.2016 17:09

    Везде хорошо, где нас нет. Достойная зарплата, обеспечивающая нормальную жизнь должна быть у всех работающих и пенсионеров.
    Госстатистика, занижая прожиточный минимум, и искажая данные средней зарплаты, пенсий или пособий просто глумится над населением страны. Согласитесь, что при сравнении 10 к 35 благоприятное впечатление, а 10 к 15 (при наличии детей-иждивенцев) просто катастрофа.

  • Анонимно
    8.10.2016 18:24

    Имея 13 лет педагогического стажа, скажу следующее: никогда не работала меньше, чем на 2 ставки + частные уроки+дополнительные уроки при подготовке к конкурсам. При этом не ныла, что зарплата маленькая и что хочется меньше работать и больше отдыхать. В каникулы нагрузка зависит от директора- где-то эпизодически надо появиться, где-то отработать согласно расписания. Но это как выше было замечено-кто на что учился. Если человек добросовестно относится к работе, то он будет успевать и к урокам готовиться, и ко всему остальному. Работа на ставку- 18 часов в неделю, за это взрослый мужик хочет получать 120 000, о каких цехах вы говорите? Бюджетник по большей части привык получать, а не зарабатывать. Кстати, в Москве года 3 назад зарплата учителя была 50 000 рублей, что сопоставимо с зарплатой водителя троллейбуса, например, а в целом - это средняя московская зарплата. 120 000 -это IT или руководящая должность. Уважаемый Филатов, будьте мужчиной- найдите подработку для заработка, а не кляньчите у Президента зарплату за простое выполнение своего функционала. Люди за 25 000 рублей работают по 40 часов в неделю, каждый день с утра до вечера, и бОльшую часть этой суммы могут составлять бонусы, которые не гарантированы.

    • Анонимно
      8.10.2016 20:45

      Медведев сказал, если не хватает идите в бизнес. Между прочем авторитетный человек.

  • Анонимно
    8.10.2016 18:28

    Сравнение учитель и рабочий вообще-то некорректное. У учителя больше организационной и интеллектуальной труд, у рабочего исполнительный физический труд.

    • Анонимно
      9.10.2016 05:27

      Учителя -- это пролетарии умственного труда. Они идейные борцы за денежные знаки.

  • Анонимно
    9.10.2016 03:25

    Сравнение действительно не уместное. Каждый должен быть в своем деле профессионалом и получать достойную зарплату. Любим мы чужие деньги считать. Что касается учителей, вспомнила слова из фильма " это мы не проходили" - детей всегда было трудно обучать, а теперь совсем невозможно.

  • Анонимно
    9.10.2016 12:04

    что пристали к учителям?
    Народ работает, зарабатывает среднюю ЗП.
    Для женщины - это возможность еще и смотреть за своим ребенком-школьником "без отрыва от производства".

    Справочно: не мой взгляд, не этично обсуждать заработки учителей и врачей, т.к. это публичные профессии. И неловко, когда школяр знает, что "ты зарабатываешь 20 тыс., что ты мне тут болтаешь, отстань тетка, у меня маманя финдир". У учителей ЗП - та, которая может обеспечиваться бюджетом+часть, которую учителя ЗАРАБАТЫВАЮТ (конкурсы, олимпиадники, репетиторство, частные курсы и пр...)


    Я, когда работала в банке, зарплата была 8 тыс. А доход - 70 (2009г.). Откуда:
    1. 8 т.р. - банк
    2. 35 т.р. - преподавательская деятельность
    3. 30 т.р. - частные уроки+бух.консалт.

    Не жаловалась в банке, что ЗП маленькая. Со всеми были ровные отношения, задачи начальства были выполнены, факт наличия подработок не скрывался.

    Т.о. учителя:
    1. Имеют базовую ЗП и на уровне средней (25 т.р.).
    2. Имеют возможность проф.роста и, как следствие, стать хорошим и востребованным репетитором (до 75 т.р. = 1,5т.р. (занятие)*50 занятий в мес , т.е. 1-2 в день.).

    И не надо мазать сопли, господа)
    Арбайт))

    • Анонимно
      9.10.2016 12:52

      1,5 т.р.? В Москве живёте?) Здесь народ экономит на всём! Максимум за 1.5 часовое занятие можете взять 1000! И то, если договоритесь)То есть 600 в час

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль