Общество 
9.10.2016

«Если есть галера «Тверь», то должен быть и памятный знак лашманам»

Как сохранить межнациональный баланс при реконструкции Адмиралтейской слободы

На суд общественности был представлен проект реконструкции Адмиралтейской слободы. Кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов считает, что игнорирование татарской истории слободы приведет к разделению Казани по этноконфессиональному признаку. В статье, написанной для «БИЗНЕС Online», он приводит забытые факты истории Бишбалты.

В прошедшие выходные в резиденции «Штаб» на суд широкой общественности был представлен проект реконструкции Адмиралтейской слободыФото: «БИЗНЕС Online»

В ЧАСТИ ВОССОЗДАНИЯ СЛОБОДЫ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ЛИШЬ ПЛАСТ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. МЕСТА ТАТАРСКОЙ ИСТОРИИ НЕ НАШЛОСЬ

Вслед за восстановлением исторического центра столица Татарстана одной из первых в России взялась за развитие слободских территорий. После Старо-Татарской слободы настал черед других. Так, в прошедшие выходные в резиденции «Штаб» на суд широкой общественности был представлен проект реконструкции Адмиралтейской слободы. Причем речь идет не только об одной слободе и верфях — проект, по сути дела, затрагивает как минимум пять исторических территорий Казани: селение Бишбалта, часть Пороховой, Ягодной и Козьей слобод, территории Зилантового монастыря.

Объем работы колоссальный, планы амбициозные. Несомненно, в слободские территории нужно вдохнуть новую жизнь, раскрыть их уникальный природный и историко-культурный потенциал. Причем важна не только красивая архитектурная картинка, важны люди, живущие там, их личная история родного места, уникальные культурные коды территории, наконец важно мнение городской общественности. Постепенно процесс движется в эту сторону — от массового переселения в новостройки Татарстан начинает работать с пожеланиями местных жителей и общественности. Проект реконструкции «Полукамушек» в Зеленодольске тому пример. По крайней мере, хочется верить, что европейская практика не чужда для нас и модель «Полукамушек» сработает и в Адмиралтейской слободе.

Приступить к проекту реконструкции в Казани должны в ближайшее время. Проект предполагает воссоздание исторического пространства ХVIII века, возведение нового жилья, очистку старого русла Казанки, возведение набережной и пр. Пока в части воссоздания исторической среды Адмиралтейской слободы прослеживается лишь торжество самодержавного начала и имперского флота, а в списке исторических памятников на официальном сайте присутствует лишь пласт православной культуры.

Конечно, исторические обстоятельства сложились так, что сохранилась только эта часть истории. Причем сохранилась она очень точечно, и многие элементы реконструируемой слободы будут воссоздаваться заново или вовсе будут являть собой новые объекты с современной ценностной трактовкой. И почему-то пока в презентованном общественности проекте, в представленной в открытых источниках информации практически не нашлось места татарской истории и культуре казанского Заречья.

.

КОРАБЛИ ЗДЕСЬ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ЕЩЕ ВО ВРЕМЕНА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА

В проекте позиционируется 300-летняя история Адмиралтейской и 230-летие Пороховой слободы. Пока же не нашли своего отражения в проекте реконструкции некоторые важные факты из «татарской» истории этих мест. Вспомним пять забытых фактов татарской истории Адмиралтейской слободы

Во-первых, историческое ядро Адмиралтейской слободы — известная со времен Казанского ханства татарская слобода Бишбалта (в переводе с татарского буквально «пять топоров»), со своим ритмом жизни, своими ремесленными традициями, которые сохранялись вплоть до ХХ века. Мэтром казанской археологической школы Альфредом Халиковым было доказано, что поселения предков татар существовали здесь непрерывно с Х века. Территория поселения для своего времени была достаточно большой, фактически она смыкалась с поселениями на Елан-тау (Зилантова гора) и представляла собой целый городок, вполне сравнимый на начальном этапе с Казанью. К сожалению, в настоящее время историко-археологическое изучение Елан-тау прекращено, и ныне богатая история этого места ассоциируется только с легендами о зилантах и Зилантовым монастырем.

Удобная бухта и наличие рядом корабельного леса способствовали развитию здесь корабельного дела. Булгары, будучи хорошими торговцами, активно пользовались речным флотом. Известно, что в борьбе с речными пиратами — опаснейшими ушкуйниками — использовались и военные суда, которые, скорее всего, изготавливали именно в Бишбалте.

До нас дошли названия видов кораблей, изготавливавшихся здесь в период Казанского ханства — это крупнотоннажные насады и среднегабаритные учаны, которые бороздили не только речные глади Идели — Волги, но и другие более далекие торговые просторы. Более того, в истории российского флота остался явный татарский след в виде названий: пабусы, кербаши, каюки, карбасы — ледоходы того времени.

.

В отличие от Казани, татары Бишбалты остались жить на большей части своей территории. Несомненно, принимая решение о создании на территории Бишбалты Адмиралтейской верфи, Петр I опирался на местные корабельные традиции татар. За 8 лет до этого в Бишбалте были спущены на воду более десятка военных судов для создаваемых тогда Черноморского и Азовского флотов. Это говорит о том, что до появления здесь Адмиралтейской верфи строительство судов было поставлено на широкую ногу. Оно не могло возникнуть на пустом месте, должна была сохраняться преемственность со времен Казанского ханства. Тем более что волжская торговая флотилия существовала в Российском государстве и в ХVII, и в ХVI веках, и, скорее всего, Бишбалта не оставалась в стороне.

Территории вблизи Адмиралтейской верфи издревле использовались как место стоянки кораблей, здесь шел оживленный торг. Было бы неправильным оставить за бортом воссоздаваемого исторического пространства Адмиралтейки ушедший остров Маркиз (Гостиный остров), среди последних владельцев которого был купец Мусин. В период Казанского ханства он назывался Таҗик, и здесь можно было встретить купцов не только из Московии и татарских ханств, но и из Венгерского, Чешского королевства, Османской империи, многочисленных государств Кавказа, Средней Азии.

Кстати, именно рядом с Бишбалтой, в месте, называемом «Тирән үзәк», в августе 1552 года началась высадка десанта Ивана Грозного для завоевания Казани. Место «Тирән үзәк» — это то, с чего начиналась история речного флота в Казани. Из татарской топонимики этой территории стоит упомянуть и знаменитую пристань Бакалду, которая на протяжении многих столетий являлась настоящим грузовым логистическим хабом. Вплоть до ХХ века здесь также обитало много татар: они трудились грузчиками, ремесленниками, торговцами и т. д.

.

В ПРОЕКТ ЗАЛОЖЕНА РЕКОНСТРУКЦИЯ ПАМЯТНИКА ПОГИБШИМ ПРИ ВЗЯТИИ КАЗАНИ, НО НЕ СЛЫШНО О ПРИВЕДЕНИИ В ПОРЯДОК ХОТЯ БЫ КЛАДБИЩА БИШБАЛТЫ

Многочисленность татар в Бишбалте и непосредственно в Бакалде заставила местную мусульманскую общину в ХIХ веке несколько раз просить установить здесь вторую мечеть. Она появилась лишь многие годы спустя и наряду с первой мечетью Адмиралтейской слободы представляла собой образец уникального деревянного культового зодчества татар. Обе мечети, стоявшие в разных концах улицы Большой, были утеряны относительно недавно — в 1980 году. Успела дотерпеть до начала перестройки Алафузовская мечеть в Ягодной слободе, которая, будучи возвращенной мусульманам, является единственной сохранившейся в Казани дореволюционной деревянной мечетью. Это третий «второй» фактор Адмиралтейской слободы.

В-третьих, о древности Бишбалты свидетельствует и старое мусульманское кладбище, известное еще со времен Казанского ханства. Сейчас большая часть кладбища вследствие затопления утрачена, сохранились лишь памятники ХIХ - ХХ веков, здесь же найден каберташ (надмогильный камень) известного в узких кругах суфийского шейха Билаледдина ал-Габиди ал-Бохари. Сейчас кладбище является объектом постоянного внимания мусульманской общественности Казани — ежегодно здесь проходят субботники, однако оно до сих пор находится в неприглядном виде. Уже сейчас это место можно было бы внести в список исторических памятников Адмиралтейской слободы.

.

В проект заложена реконструкция памятника погибшим при взятии Казани, но, к сожалению, не слышно о приведении в порядок хотя бы кладбища Бишбалты, что еще больше нарушает сложившийся этноконфессиональный баланс в исторической памяти города.

Еще один важный факт. Адмиралтейская верфь — это не только мощь имперского флота, это еще и простые труженики — крестьяне-лашманы, на плечи которых легла тяжелейшая и опасная работа по заготовке корабельных лесов. Неслучайно среди татар еще сохранилась присказка, обращенная к испытавшему трудности человеку: «Лаеш суларын эчеп кайткан». Основная часть лашман являлась татарами, туда старались записывать татарских мурз, которых вычеркнули в петровскую эпоху из привилегированного сословия. Записывали в лашманы и марийцев, чувашей, мордву, удмуртов. Татарстану для реальной дружбы народов было бы важным отметить и их вклад в становление Адмиралтейства. Поэтому если есть галера «Тверь», то, безусловно, должен быть и памятный знак лашманам, а возможно, и музей. Историками, специалистами по фольклору начиная от Каюма Насыри и заканчивая Академией наук РТ собрано немало информации о сложной и порой трагической истории крестьян-лашман.

Лашманы на заготовке леса Лашманы на заготовке леса

ПО ЭТИМ УЛОЧКАМ МОЖНО БЫЛО БЫ УДАРИТЬ БОЛЬШИМ „ТОМ СОЙЕР ФЕСТОМ“ И СТИЛИЗОВАТЬ ИХ ПОД ТАТАРСКИЙ КВАРТАЛЬЧИК

В проекте реконструкции Адмиралтейской слободы значится необходимость сохранения малоэтажной застройки Бишбалты. Здесь сохранились целые улочки с деревянными домами, имеющими «татарскую» историю и требующие особого внимания. Среди них — дом Ахмадишах-бая (ул. Карельская, 12), деда первой татарской женщины-композитора Сары Садыковой, известного купца из Бишбалты. По сути, по этим нескольким улочкам можно было бы ударить большим «Том Сойер Фестом» и стилизовать их под татарский квартальчик с плотницкими мастерскими.

Пока неясно, какие дома должны сохраниться в зоне индивидуальной жилищной застройки, и, наверное, поэтому здесь идет активное освоение и новое строительство. Если мы ждем сюда туристов, то подобное место придало бы Адмиралтейской слободе еще одно интересное измерение.

.

С туристической и этнокультурной точки зрения было бы вернее расширить исторические границы позиционирования Адмиралтейской слободы. Это место связано с существованием торговой и военной флотилии предположительно еще с домонгольских времен. В этом свете Казань могла бы предстать как город, в котором издревле шла оживленная международная торговля, как центр, включенный в мировую цивилизацию того времени.

Акцентируя внимание на существовании Адмиралтейских верфей (ХVIII-ХIХ вв.) и православной культовой архитектуре, мы вырываем из исторического контекста отдельный период времени, консервируем его и забываем о предшествующей истории. В некоторой степени нарушается межнациональный баланс и возникает некоторое ощущение появление элементов разделения Казани по этноконфессиональному признаку, в то время как наслоение и сосуществование разных культур на одной территории — это настоящая фишка города и всей республики.

Айрат Файзрахманов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (81) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.10.2016 10:09

Почему вечно нет места татарской истории? Нет ни одного памятника ханам, но ставят Екатерине! Нет памятника защитникам Казани, но есть памятникам завоевателям!
Кабанское городище (Архиерейские дачи) и Зилантова гора - памятник в том числе и татарской культур, но отдают его только одной стороне!
Что за несерьезное отношение в Татарстане к татарской истории?

  • Анонимно
    9.10.2016 08:59

    В Черемшане есть деревня Лашман. Откуда такое название?

    • Анонимно
      9.10.2016 13:04

      Это было место сбора и распределения лашман. Отец мне так говорил.

      • Анонимно
        9.10.2016 18:59

        Перекресток Альдермыш (в. горский район) старики до сих пор называют "Лашманный перекресток"

    • Анонимно
      9.10.2016 23:26

      Почитайте Худякова-историю учите,в лашманы на адский и бесплатный труд ссылали в наказание татар-не желающих креститься. Там гибли тысячами,это наша трагедия...

      • Анонимно
        10.10.2016 13:47

        сказки не рассказывайте! Это была обычная государственная повинность, какие несли все народы нашей страны в то время. Кто-то дороги строил, кто-то под постой дои отдавал, кто-то лес рубил и проч. Подчеркиваю - без различия национальности

        • Istorik
          11.10.2016 01:19

          тогда тем более, зачем героизировать это время?Правильно: если есть галера Тверь, то должен быть памятникам и лашманам.
          Если есть памятник Екатерине, должен быть и памятник казненным пугачевцам

          А лашманская повинность была, конечно, одной из самых трудных. Почитайте, например, труды Айдара Нагуманова (АН РТ)

  • Анонимно
    9.10.2016 09:10

    Про лашманов впервые прочитал в книге "Бандитский Татарстан", там написано о предке актёра Сергея Шакурова. Он был лашманом из Тетюш, деревня Бакрчи

  • Анонимно
    9.10.2016 09:18

    Чужие на своей РодинеРодине,судьба татарского народа

    • Анонимно
      9.10.2016 12:24

      При таких то историеах- конээшно! Висел свалил в одну кучу. Даже Маркиз, который географически никаким боком к Бишбалте не относился.

      • Анонимно
        9.10.2016 16:43

        Помолчал бы когда трагедию обсуждают.

      • Анонимно
        9.10.2016 18:55

        Вот бы восстановить Маркиз. Катались туда всей семьей летом
        Можно было бы внести в проект всё равно.Не так уж и далеко

      • Istorik
        10.10.2016 01:05

        в списке исторических памятников Адмиралтейки на офиц сайте есть Кизический монастырь - который находиться в нескольких километрах от верфей. Так что и Маркиз то же может подойти к этому пространству.

        Речь не о том, чтобы его восстанавливать - речь о музеефикации и о том, чтобы рассказать о его богатой многослойной истории

  • Анонимно
    9.10.2016 10:09

    Почему вечно нет места татарской истории? Нет ни одного памятника ханам, но ставят Екатерине! Нет памятника защитникам Казани, но есть памятникам завоевателям!
    Кабанское городище (Архиерейские дачи) и Зилантова гора - памятник в том числе и татарской культур, но отдают его только одной стороне!
    Что за несерьезное отношение в Татарстане к татарской истории?

    • Анонимно
      9.10.2016 21:16

      Весь БО забит татарской историей, если русская и есть, то только в негативном ключе. Памятник Екатерине к Вашему сведению тоже ставить не будут, и именно по вине различных "историков" возмущённых. Памятник завоевателям Казани вообще превратился в нечто среднее между помойкой и общественным туалетом (хотя в этом месте кости людей лежат!!!). Зато амбиции руководства республики прекрасно воплотились в гигантской мечете прямо в центре русского кремля и в виде азиатских чудовищ у чаши. Поэтому не нужно себя жалеть и говорить о страданиях и притеснениях там где их нет.

      • Анонимно
        9.10.2016 22:31

        Ну зачем так аппеляционно??? Сказав А произнесите и Б - покажите, где в БО русская история представлена в негативном ключе?
        Мое мнение, что тут объективно относятся к любой Истории, но самое главное в любой Ис тории к вашему сведению -это Объективность. То что раскрывается, то раскрывается, только не надо прикрываться при этом шовинизмом. Я кооменты редко пишу, но если задета справедливость -уж извините, как говорится, правду-матку!

        • Анонимно
          10.10.2016 21:33

          А вы почитайте статьи Хакимова хотя бы, которого публикуют с таким завидным постоянством.

      • Анонимно
        9.10.2016 22:47

        это были амбиции архитектора города - она и сейчас заваливает бронзой город....

      • Istorik
        10.10.2016 01:08

        на памятник защитникам, который уже внешне выглядит благопристойно выделят 26 млн на реконструкцию.

        На БО разная инф-ция присутствует, не перевирайте. И о русских пластах культуры было бы то же интересно узнать

        • Анонимно
          10.10.2016 07:44

          А чем вы недовольны? На реконструкцию Казанского Кремля - "единственного памятника - средневековой татарской крепости" (примерно так записано при утверждении в ЮНЕСКО - это авторитетное мнение Хакимова) - выделяют огромные деньги. А вы говорите о каких-то 26 млн.

        • Анонимно
          10.10.2016 21:34

          Внешне там добавился мостик. Больше ничего не изменилось. А про обещание выделить больше денег на реконструкцию, в СМИ говорят уже лет десять и так ничего и не сдвинулось с места.

      • Анонимно
        10.10.2016 01:15

        Если бы все было ровно, эта статья бы не возникла.

      • Анонимно
        10.10.2016 09:36

        С какой стати кремль русский? Он и до прихода русских существовал. То , что они руководили его перестройкой, не значит ,что он стал русским. Так что истерику прекратите.

        • Анонимно
          10.10.2016 21:35

          До прихода русских была деревянная крепость, а кремль это совсем другое.

          • Анонимно
            10.10.2016 22:39

            Это ложь. Кремль был каменным еще до монголов. Читайте историю-науку, опирающуюся на радиоуглеродный анализ, а не на слухи. Казань состояла из трех колец крепостей - каменной цитадели, каменно-деревянного кирмана, и деревянного рибата, опоясевшего весь город (не путать с кремлем).

            • Анонимно
              10.10.2016 23:57

              Ключевое слово был. В том виде какой он сейчас это типичный русский Кремль, а не татарская крепость от которой наверное и фундамента уже не осталось.

    • Анонимно
      9.10.2016 22:47

      архитекторы - недоучки - лезут с заборчиками и фонтанчиками в сокровенные места - понятия не имеют об истории этого места... а что такое Первая цифирная школа? Необразованные, но обличенные манией всезнайства и американского искусства... тонкая ткань города отражена на картинке в заставке - автор Евгений Канев - заслуженный художник России - даже не упоминается откуда картина..., а к ней имел отношение академик Айдаров Сайяр Ситдикович.

  • Анонимно
    9.10.2016 10:37

    восстановление старинного мусульманского кладбища в купе с имперским оттенком реконструкции слободы и даст ту самую "фишку",о которой говорит автор.
    а статья хорошая.интересный материал.
    спасибо.

    • Анонимно
      9.10.2016 12:20

      И нужно восстановить русское кладбище, которое было на территории нынешнего парта "ДК химиков". Негоже карусели устраивать на могилами тех, чьи дети ещё живы поныне.

      • Istorik
        10.10.2016 01:10

        согласен про Кизическое кладбище. Вообще как-то ушедшие кладбища не мешало бы отметить памятными занками, пусть и небольшими

        • Анонимно
          10.10.2016 17:59

          если все кладбища городить то нигде строить нельзя!
          в париже например все кладбища убрали а останки перенесли в катакомбы.

          • Анонимно
            11.10.2016 14:16

            Сравнение не верное, в Париже ликвидировали только многоуровневые средневековые. Пер-Лашез и Монпарнас в центре находятся.

    • Анонимно
      9.10.2016 12:31

      Правильно.
      Надо и татарское кладбище привести в порядок, и галеру восстановить, и памятный знак лашманам поставить.
      Еще надо вывести СИЗО-2, такому объекту в туристической зоне совсем не место. Историческое здание церкви Макария вернуть РПЦ.
      Памятник первому конному трамваю поставили - уже хорошо, он тоже важен.
      У Адмиралтейской слободы богатая история, ее нельзя сводить к какому-то одному пласту - имперскому или татарскому. Нужно опираться как раз на богатство и разнообразие. По одному-двум объектам туристический маршрут не построить, надо по многим точкам вести туриста, про каждую рассказывать.

      • Анонимно
        9.10.2016 22:48

        галера нафик не нужна - половину флота России тут делали - есть суда интереснее и гораздо.

        • Анонимно
          10.10.2016 22:41

          +1. Если будет русский корабль, то нужно и татарское судно времен Булгарского вилаята (оригинальное название "казанского ханства").

    • Анонимно
      10.10.2016 09:06

      Если все кладбища восстановить, то жить негде будет. Город постоянно расширяется, наступая на кладбища. Это жизнь.

  • Анонимно
    9.10.2016 10:46

    Отличная статья и идеи.

  • Анонимно
    9.10.2016 12:03

    Здесь гораздо важнее другое - после сноса сгинувших советских заводов в Адмиралтестве - это будет прекрасное место для хороших домов татарстанской элиты - шикарное место на берегу Волги, ныне вполне экологичное место, да ещё почти что в центре города.

    • Анонимно
      9.10.2016 14:39

      Берег там давно уже дворцами застроен.

    • Анонимно
      9.10.2016 18:58

      Видел там Мидхата Курманова.Он же патриот татарского,пусть и восстанавливает Бишбалту. Тем более деньги есть

  • Анонимно
    9.10.2016 12:15

    С удовольствием прочитал статью. Действительно очень важно сохранить баланс! Как Болгар и Свияжск, в качестве примера!

  • Анонимно
    9.10.2016 12:16

    Не было тут корабельного леса никогда.

    • Анонимно
      9.10.2016 13:07

      Так может речь о региональной территории идёт, а здесь место верфи. Ушаков хвалил местные мачтовые сосны.

  • Анонимно
    9.10.2016 12:23

    В Москве сейчас набирают популярность всякие мастерские, где можно приобщиться к ручному труду. Столярные, велоремонт, гончарные... Проводят мастер-классы.
    Здесь тоже напрашивается нечто подобное.

    • Анонимно
      9.10.2016 13:21

      Это все будет в лофте на "Алафузовских мануфактурах"

      • Istorik
        10.10.2016 01:12

        можно не только в лофте, можно при оставшихся домиках, дабы стилизвать это пространство и дать доп приработок

  • Анонимно
    9.10.2016 14:49

    Надо памятник поставить кораблям, которые были снаряжение во времена булгар для бесплатной поставки гуманитарной помощи в в виде зерна некоторым княжествам...

    • Анонимно
      10.10.2016 07:50

      Откуда такие сведения?

      • Анонимно
        10.10.2016 09:39

        Из русских летописей...

        • Анонимно
          10.10.2016 22:47

          +1. Надо восстановить одну из этих суден, которые спасали вечно голодных лесных собирателей Верхней Волги.

    • Istorik
      11.10.2016 01:22

      интересная идея. Факт четко зафиксированный многим источниками.
      Настоящая дружба народов получится!
      Олеся Балтусова, Вам на заметку!

  • Анонимно
    9.10.2016 15:46

    Интересно, а название района "Лаишевский" как-то связано с лаешами?

    • Анонимно
      9.10.2016 17:14

      Ну да, а Тетюши с тетюшами, А Дербышки - Дервыш - с дервишами,

  • Анонимно
    9.10.2016 22:28

    Балтусовой надо прочитать и внести корректировки, от этого адмиралтейка станет только интереснее

  • Анонимно
    9.10.2016 22:51

    Казань была самым крупным городом России... итак бледно работают архитекторы - неграмотные они у нас, неученые... все плюшки предлагают вместо качественной работы. Ученых не зовут, поскольку носы давно задрали кверху - грезят Барселонами.

  • Анонимно
    10.10.2016 02:40

    Что Вы все о "татарских" пластах истории, "русских" пластах истории и т.д.

    История не разделима по "специальностям" ВАКа.

    Кстати, на фото где изображены "лашманы" якобы татары , похоже изображены чуваши...

    • Анонимно
      10.10.2016 09:40

      А мне кажется, что не чуваши, а или крещенные татары, или марийцы...

    • Istorik
      10.10.2016 10:47

      да, чуваши.
      Речь как раз об общем для истории поволжских народов явлении - лашманстве.

      • Анонимно
        10.10.2016 12:05

        Лашманы явление того же рода, что и бурлаки, наверное.

        • Анонимно
          10.10.2016 22:51

          Именно так. В XVIII веке весь Казанский уезд был переведен из ясачных в государственных крестьян в служилое сословие. От Казани до Балтасей. Они были лашманами. Мурз в лашманстве было не так много, по сравнению с казанскими тюрками, чувашами, марийцами...

          • Анонимно
            10.10.2016 23:19

            Мурз в лашманстве было не так много, по сравнению с казанскими тюрками, чувашами, марийцами...
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/325109
            А вы кого понимаете под словом "мурза". Мне кажется, вы что-то путаете, сравнивая мурз с представителями различных национальностей, тем более с казанскими тюрками. Мурзы - это и есть часть казанских татар.

  • Анонимно
    10.10.2016 06:45

    Друзья!
    Надо возмущаться и писать комментарии на БО о восстановлении Татарской культуры и памятников но надо так же быть активными и обращаться к Президенту РТ к Шаймиеву к Мухаметшину !
    Берите пример с молодёжи других народов которые очень активны не на словах а на деле.
    Один пример хороший есть у Украинских братьев, некоторых навязываемых в СМИ РФ братьев из России.
    Они так болеют за Украинскую культуру и девушки и юноши.
    Даже все ходят в вышиванках и с чубами а так же в барабаны стучат прямо на майдане в Киеве,который отстраивали за счёт Башкирского мрамора во времена СССР бесплатно конююююшно
    ,на халяву. Украина это любитиииииитттт.
    Атомную бомбу Украина получила на халяву и т. д.
    Ааааа! Вы можете представить себе чтобы вся татарская молодёжь мужчины ходила по Казани в татарских тюбетейках а девушки и женщины в колфаках?
    Ааааааа ! не можете конююююшно.
    А это ведь самое простое патритичное действие!
    Может хотя-бы организуете день национального головного убора в Казани аааааа????
    Каааак слабо?
    А тут пишите возмущаетесь.

    • Анонимно
      10.10.2016 23:22

      У Украины нет ядерного оружия.
      А о патриотизме украинцев все правильно пишете.
      Только один вопрос, если это вас не обидит. Вы - заика? Если нет, зачем столько букв а?

  • Анонимно
    10.10.2016 08:33

    День национальных костюмов-в день Республики, в сабантуй, день конституции РТ. Чего еще не хватает? Вышиванки - это еще не патриотизм. А вот когда дети наших чиновников учатся, лечатся и рожают в своей республике-это патриотизм. Когда в многонациональной республике дружно живут и русские и татары и никто не выпячивает сарафаны и тюбетейки - это патриотизм.

    • Анонимно
      10.10.2016 09:44

      У вас какое-о общество получилось - безликое , однородное и серое. А чего вы боитесь демонстрации национального? Татары должны в Татарстане С=сохранять и демонстрировать свою национальную культуру, историю, костюмы. И не оглядываться на подобных вам.

  • Анонимно
    10.10.2016 09:32

    Друг 08.33 !
    Так Русских людей это генетический микс составленный из
    (50% -мордвы,40%- татар и прочих народов -10% )в сарафанах и шароварах заправленных в сапогах мы видим каждый день по
    ТВ ЦТ РФ показывает,
    на всю Рассею ТВ ЦТ РФ старается, показывает с утра до вечера, там как они танцуют и проч..
    А Вот Татарских людей в тюбетейках и колфаках показывают только по местному Татарстанскому ТВ и то изредка.
    На всю Рассею ТВ ЦТ РФ показывает Татар раз в полгода по праздникам.
    Это перекос такой же как и с изучением Татарского языка.
    Например Русский язык заставляют учить в школах каждый день в каждом уголке Рассеи а татарский язык только раз,два в неделю и то только в редких регионах Рассеи матушки
    А в 90% Русских регионах Рассеи вообще Татарский не преподают,
    а живёт там много Татар.
    Это и Тамбов,Иваново,Биробиджан,Новосибирск,Моск.обл.,
    и Краснодаре, Кубани, Алтайский край и .проч.
    Как бы Татарская молодёжь живущая в этих регионах не забыла вообчччче свою культур мультур.
    Вот даже Татарское кораблестроение в Казане из времён Золотой орды не очень афишируют.
    А вот как изверг Царь Пётр строил кораблики игрался, это показывают по ТВ ЦТ, а на самом деле мучил если по правде Русских и Татарских людей , только как они эти игрушечные корабли тонули массово этого не показывают.
    Опять перекосссссс.
    Когда пропаганда по ТВ ЦТ РФ выровняется и будет относиться ровно ко всем народам России уважительно и справедливо?

  • Анонимно
    10.10.2016 09:59

    снова по верхушкам и испортят Слободу как обычно. Без АН РТ и без института истории - ни с места... художники... стоять!

    • Istorik
      10.10.2016 10:51

      +100 %!
      к сожалению, в этих местах уже археологи давно не работают. Зилантова гора - почти как параллельный кремль был, а копать уже не дают.
      Территория Казани археологически исследована слабо.

      • Анонимно
        10.10.2016 11:56

        А почему не дают делать раскопки?

        • Анонимно
          10.10.2016 19:29

          потому что там монастырь
          и финансирование у археологов на другие вещи направлено, им теперь не до Зилантовой горы.

  • Анонимно
    10.10.2016 14:07

    да, много вопросов к Балтусовой

  • Анонимно
    10.10.2016 16:14

    1. а чем статья то не понравилась?
    2. всё чётко, правда без пунктов -интеллигент, умница но расписано;
    3. хорошо, что именно татарин поднял вопрос -не всёж как на кабане;
    4. господину -докладчику, который в ... и с ...- это надо было учесть;
    5. Как Вы можете получать зарплату за обучение студентов получать, когда такие вещи упустили как раскопки;
    6. первое - раскопки!!!!!
    7. потому что исходя из результатов, можно будет выйти на федеральные деньги на культуру;
    8. мне опять расписать федеральное законодательство на данную тему?
    9. почему Вы, ребята хотите объединенить нас против Вас на Вашем пренебрежении к исполнению законов?
    10. законы то федеральные... и там наши, о которых тарахтела тётенька по лесу не прописаны...
    11. понятно, что москва вас не сдаст, но ..заменит..
    12. а Вы нас спросили хотим мы Вас менять?
    13. так что давайте раскопки...

  • Анонимно
    10.10.2016 16:26

    "Адмиралтейская слобода" рәсми сайтында мәгълүмат бер телдә генә!

  • Анонимно
    10.10.2016 19:37

    Адм.слободу нужно также органически соединить с историческим центром Казани в единый массив исторических кварталов города.

    И татарского там должно быть больше!

    • Анонимно
      11.10.2016 10:26

      в меру, а не больше!
      только так можно сохранить мир и спокойствие в республике.
      если все будет соразмерно и без перекосов.

  • идущий
    11.10.2016 17:33

    Если существует хоть малейшая возможность расширить татарское историко-культурное пространство в пределах Казани, то этим необходимо пользоваться вовсю. Бишбалта - это прекрасная возможность реализовать эти идеи. И туристическая составляющая здесь не основная. Важнее другое - Казань это столица татарского мира. И если здесь не пропагандировать нашу культуру и историю, то в других местах это сделать еще сложнее. Главное чтобы чтобы из этого не вырос уродливый и псевдотолерантный лубок. Чтобы в погоне за татарской историей, у нас снова не возникли памятники российским царям. А Казань заждалась как обустройства Бишбалты, так и постановки тех памятников, по которым уже давно принято решение, но они в итоге не реализованы - памятника М. Султан-Галиеву и защитникам Казани.

  • Анонимно
    12.10.2016 12:25

    с такими настроениями, как в этих комментариях работа по реставрации Адмиралтейства не начнется еще лет 100 или еще больше. Зачем перетягивать одеяло на себя -татары, русские жили веками вместе и работали тоже бок о бок. Возможно, здесь и строили корабли еще в домогнольский период, это еще надо выяснить, но Адмиралтейство то создано в 1718 и это наша общая история, история всех народов которые здесь проживают. Пусть уже скорее начнутся работы по восстановлению этого места, которое обязательно станет одним из туристических центров Казани.

    • Анонимно
      12.10.2016 18:10

      да, конечно!
      только не должно быть одностороннего показа истории, вот о чем речь!
      а пока получается, жили вместе на одной территории, а показывают только "русскую историю". Достаточно зайти на официальный сайт Адмиралтейской слободы и увидеть список памятников

  • Анонимно
    18.10.2016 19:19

    Кладбище в Адмиралтейской слободе на ул.Брюсова (бывшая Заверниха) называлось "Мазарки". Там похоронены сестра и брат моего папы Ибрагимовы Гусман и Сания. а также бабушка моего отца Шамсутдинова? Бибилатыфа.родная тетя Сары Садыковой.До Большой Волги мы часто посещали это кладбище.мне было лет10

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль