Общество 
9.10.2016

«Прошло почти 500 лет, а образ Сююмбике еще жив в народной памяти как символ свободы...»

Нужно ли в ответ на памятники Ермаку в Омске и Ивану Грозному в Орле установить монумент хану Кучуму?

Первый в России памятник Ивану Грозному на этой неделе появился в Орле. При этом именно в 2016 году исполняется 500 лет со дня рождения последней правительницы Казанского ханства царицы Сююмбике. Народный художник Татарстана Рушан Шамсутдинов, участник недавней выставки «Художники Татарстана: образ Сююмбике» в галерее «Хазинэ», в статье, написанной для «БИЗНЕС Online», включается в исторические дискуссии.

Народный художник Татарстана Рушан Шамсутдинов, участник недавней выставки «Художники Татарстана: образ Сююмбике» Народный художник Татарстана Рушан Шамсутдинов, участник недавней выставки «Художники Татарстана: образ Сююмбике»

ЧЕРЕЗ КАЗАНЬ ПРОХОДИЛИ ВОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ, ПОЭТОМУ ВОЙНА БЫЛА НЕИЗБЕЖНОЙ

Над образом Сююмбике я начал работать еще в 1960-е годы, когда учился в художественном училище. Тогда к нам на лекции приходил доктор искусствоведческих наук Фоат Валеев. И он нам читал лекции по истории нашего татарского ханства. Будучи студентами, мы заинтересовались этой темой. Это был 1965 год, и я захотел сделать дипломную работу, посвященную Сююмбике. Прежде чем я отправил тему на утверждение в Москву, мне разрешили войти в мавзолей, где похоронен ее муж — Сафа-Гирей хан. Я уже и эскизы на эту тему сделал, они сохранились до сих пор. Потом мне в экзаменационной комиссии сказали: пока эту тему брать рано, лучше возьмите Мусу Джалиля. Ему как раз только-только присвоили посмертно звание Героя Советского Союза.

Но спустя многие годы, когда я уже работал в журнале «Мирас», вернулся к теме Сююмбике. В то время там собрался замечательный коллектив из выдающихся ученых, литературоведов, искусствоведов — Анвар Хайри, Ильшат Халиуллин и другие. Этот журнал и сейчас выходит, но для того времени это было что-то новое. Мы тогда опубликовали столько уникальных статей по истории Казанского ханства нашего выдающегося ученого Ризаетдина Фахретдина. Он настолько глубоко изучал историю Казанского ханства и дал литературный портрет всем деятелям государства, в т. ч. и Сююмбике, ее мужа Сафа-Гирея, сына, Утямыш Гирея. Без всяких прикрас, без всякой сусальности, без всякой идеальности — все, как было, правду.

Сафа Гирей хан Сафа-Гирей хан

Сафа-Гирей хан был ее вторым мужем. По тем временам были в основном династические браки, а Сююмбике была дочерью ногайского князя — мурзы. Тогда даже не спрашивали, за кого она хочет замуж, автоматически выдавали: все, время подошло, привезли ее в Казань и здесь совершили никах. Когда Сафа-Гирей хан умер, она была временно регентшей при своем сыне. Утямыш Гирея тогда избрали ханом, но он был очень маленьким — ему было 4 - 5 лет, и Сююмбике фактическим занималась управлением государства. Это было очень сложное время, отношения с Владимиро-Суздальским княжеством были натянутые, а все войны — как в прошлом, так и в настоящем — связаны с экономикой. Через Казань проходили водные пути, знаменитый Шелковый путь проходил через Волгу, и поэтому война была неизбежной. Дело в том, что Казань уже несколько раз была под российским протекторатом, потому что служилые люди, так называемые мурзы, сами свергали некоторых своих ханов, представители русского посольства свободно сюда приходили, вели здесь торговлю, здесь была фактура русского купечества. Несмотря на это, народ собирался внутренними силами и прогонял их. Несколько раз были вооруженные выступления против Казанского ханства, многие были отбиты, часть территорий была завоевана. Но тогда самостоятельность государства еще не была ликвидирована, Казанское ханство существовало. Это была долгосрочная, целенаправленная политика, все было связано с экономикой, и простой народ, а порой и сама верхушка государства, ханы и регенты, просто были, как говорят в народе, козлами отпущения.

Сююмбике у надгробия Сафа Гирея перед отправкой в Москву Сююмбике у надгробия Сафа-Гирея перед отправкой в Москву

СЮЮМБИКЕ — ЭТО ЭТАЛОН ЦЕЛОМУДРИЯ, КРАСОТЫ И ПАТРИОТИЗМА

Спустя несколько десятилетий, а если быть точнее, ровно через 40 лет, я все-таки сделал эту работу, но в другой композиции. Там запечатлен момент, когда Сююмбике со своим сыном Утямыш Гиреем идет в мавзолей, а рядом стоят воины. Здесь же князь Серебряный, который говорит ей, мол, давай быстрее, нужно уже уезжать. Ее же уже взяли в плен...

Прошло почти 500 лет, а образ Сююмбике все еще жив в народной памяти как героини, как символа свободы... Есть такое понятие, как историческая генетическая память. Не зря же нам запретили изучать и освещать историю татарского народа. Это была политика царского правительства. В советское время история тоже попала под это же лекало. Историю КПСС и России написал Иосиф Сталин, и это все автоматически шло. У него вообще было негативное отношение к тюркским народам, поэтому было запрещено изучение наследия Золотой Орды. Ее разрешили изучать только во время Второй мировой войны, т. к. необходимо было сплотить татар, в том числе против фашизма. Закончилась война и после победы над фашизмом снова наступил запрет на изучение истории татар, связанной с Золотой Ордой. Это все было связано с политикой. Разрешалось изучать только булгарскую тему, а золотоордынская и история Казанского ханства были затушеваны. А образ Сююмбике — это генетическая память татарского народа, символ независимости, свободолюбия, детей в татарских семьях воспитывали женщины, а для них Сююмбике — это эталон целомудрия, красоты и патриотизма, любви к своему языку, к своему народу, к своей культуре.

.

Когда Сююмбике увезли в Москву, ее выдали замуж за Касимовского хана Шах Гали. Я даже писал его портрет, где он сидит с Василием III — отцом Ивана Грозного — и пьет вино. Сына Сююмбике Утямыш Гирея крестили и дали при крещении имя Александр. Его не спрашивали, взяли и крестили. Он долго не прожил, его впоследствии заточили в монастырь, где он, не достигнув возраста 20 лет, и умер. И так как он был из монархической династии, его похоронили не где-нибудь на свалке, а в Архангельском соборе Московского кремля. Я там был, могила его стоит там в углу, и поднимать вопрос об его перезахоронении в Казани не стоит. У нас в истории очень много выдающихся людей, чья память достойна увековечивания. У нас даже памятника защитниками Казани, погибшим при ее взятии войсками Ивана Грозного, нет! Если мы сейчас вытащим Утямыша-Александра, нужно же это как-то обосновать. По какой причине? Мы же даже не знаем, был он добровольно крещен или принудительно? Время правления Ивана Грозного было такое жестокое! Даже в советское время, когда нам читали лекции по истории, не скрывали, что период Ивана Грозного был ужасным для всех народов, которые жили здесь в Поволжье, на территории данного региона — никакой гарантии нет, что у тебя какое-то будущее есть.

Оборона Казани - пушкари Оборона Казани, пушкари

ПУСТЬ ГОРДЯТСЯ, ЧТО ГРОЗНЫЙ — ОБЪЕДИНИТЕЛЬ ЗЕМЕЛЬ, ЗАХВАТЧИК. НО КАЗАНЬ ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Вот в Орле открывают памятник Ивану Грозному... Идет имперская политика. Но пусть там ставят! Но Казань трогать нельзя! Пусть там гордятся, что Иван Грозный — объединитель земель, захватчик. Он же начал расширять империю. До этого же Владимиро-Суздальское княжество малюсеньким было, Казанское ханство территориально было больше.

А еще его отец захватил северные территории вплоть до Онежского озера. До Балтики его не пустили, там в то время был Тевтонский орден, они бы и дальше пошли, устроили резню, захватили Новгородское вече. У них увеличилась территория, и, как следствие, стало очень много живой мужской силы — солдат. Конечно, когда они брали Казань, был значительный перевес в живой силе. Казань защищали три тысячи населения, среди которых были женщины, жены, дети. Представляете, какое отчаянное сопротивление было! Никто не хотел сдаваться. Тем не менее резню устроили от души, кровь текла потоками...

Но у нас есть еще Сибирское ханство. В Омске поставили памятник Ермаку Тимофеевичу и этим гордятся. Меня спрашивали: «Как вы относитесь?» Сейчас уже ничего не поделаешь, возмущайся не возмущайся, но надо поставить памятник хан Кучуму. Он тоже наш герой, выдающийся. Но поставить ему памятный знак вряд ли разрешат...

Рушан Шамсутдинов

Шамсутдинов Рушан Галяфович родился 25 ноября 1946 года в Старо-Татарской Слободе в Казани. График, художник книги, каллиграф. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1997). В 1969 - 78 годах художник министерства местной промышленности ТАССР. Автор оформления около 300 книг, иллюстраций (темпера, акварель), станковых графических серий: «Религиозные праздники», «Портреты татарских ханов», шамаилей. Древние улицы и дома Татарской слободы, являющиеся неотъемлемой частью прошлого нашего народа, очень сильно повлияли на тонкую душу мальчика. В 1961 году он поступает в Казанское художественное училище, начинает выставляться на республиканских, зональных и всесоюзных выставках. Именно в это время Рушан заинтересовался темой, которая в свое время пугала даже именитых мастеров кисти («Прощание Сююмбике с мужем — ханом Сафа-Гиреем»). Но сюжеты его работ не умещались в традиционные рамки. Рушан вынужден был поменять тему. Картина «Джалиловцы» в 1966 году стала его дипломной работой. В 1968-м Шамсутдинов начинает работать в Татарском книжном издательстве художником-оформителем. В 1974-м удостаивается третьей премии конкурса «Казанский сувенир». В 1981-м получает диплом Московского полиграфического института, получив специальность художника-графика. С конца 1991 года работал в журнале «Мирас». В 1993 был назначен главным художником Татарского книжного издательства и заведующим художественно-графической редакцией. Его персональные выставки были организованы в 1993 (в музее Габдуллы Тукая), 1995 (в Национальной библиотеке РТ), 1996 (в выставочном зале союза художников РТ), 2000 годах (музей Шарифа Камала).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (86) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.10.2016 15:22

Клин вбивают,те кто ставит памятники таким личностям как Ермак в Омске, Иван Грозный в Орле, Сталину в Симферополе! Сколько они горя принесли Татарскому народу!

  • Анонимно
    9.10.2016 09:03

    А башню Сююмбике кто построил? Когда? Для чего?

    • Анонимно
      9.10.2016 09:22

      Читайте сказки и легенды,... зачем Вам правда ?

    • Анонимно
      9.10.2016 10:37

      Нижние ярусы построены в период Казанского ханства, если верить углеродному анализу

      Последние возвели уже после взятия Казани

      Изначально это была не башня, а другое здание

      • Анонимно
        9.10.2016 17:00

        Большинство обчного населения даже не знает,что точность этого метода плюс-минус пару тысячелетий и вызывает только ухмылку спецов.Куча находок при раскопках просто определялись как изготовленные в далеком будущем.

      • Анонимно
        10.10.2016 07:27

        говорят прообраз офиса ипотечного жилья,откуда пошла-разрослась и вся Казань

      • Анонимно
        11.10.2016 14:23

        Почему же она опирается частью своего фундамента на ханские захоронения? Или это было нормально?

    • Анонимно
      9.10.2016 10:41

      Профессор Казанского императорского университета
      Загоскин Николай Павлович, известный исследователь

      установил что башня была построена в период Казанского ханства и использовалась как дозорная башня, после взятия Казани Московией переделывалась и перестраивалась верхняя часть

  • Анонимно
    9.10.2016 09:07

    В стенах кремля нужно поставить памятник Сююмбике

    Отличный образ для Казани

  • Анонимно
    9.10.2016 09:11

    Памятники надо ставить тем, кто возрождал и возродил наследие великого Чингизхана.

    Это часть ханов Золотой Орды, Иван Грозный, часть династии Романовых и т.д.

  • Анонимно
    9.10.2016 09:25

    Н-да чистой воды вбивания клина между двумя народами. Кому-то видимо это очень нужно. Кровь лилась реками убивали детей и женщин....

    • Анонимно
      9.10.2016 15:22

      Клин вбивают,те кто ставит памятники таким личностям как Ермак в Омске, Иван Грозный в Орле, Сталину в Симферополе! Сколько они горя принесли Татарскому народу!

      • Анонимно
        9.10.2016 19:49

        В С.-Петербурге установлен памятник и мемориальная доска Карлу Густаву Маннергейму, главнокомандующему финских войск которые обеспечивали блокаду Ленинграда с севера. За это время в финские концлагеря было помещено около 24 тыс. человек местного населения из числа этнических русских, из которых, по финским данным, около 4 тыс. погибло от голода.

      • Анонимно
        9.10.2016 21:24

        Вы статью читали вот цитата: Казань защищали три тысячи населения, среди которых были женщины, жены, дети. Представляете, какое отчаянное сопротивление было! Никто не хотел сдаваться. Тем не менее резню устроили от души, кровь текла потоками... то есть по. Пению автора русские убивали детей и женщин... не воинов и защитников, а детей и женщин это чистое оскорбление.

  • Уважаемый Рушан ! Как вам нацики промыли мозги! Татарский народ на курултае своем единогласно решил Сююмбеки выслать в Москву и он также во главе с Мурзой Камаем и на его родине создан музей Камаево городище и вот там нужно поставить памятник Великому сыну татарского народа Камаю,который хотел как Иван Грозный восстановить величие Ордынского государства ,так как в орде началась замятня после предательства некоторых лидеров предавших веру отцов Тенгрианство и принявших ислам и пролитием крови заставили народ принять семитскую религию! И не надо тут на страницах сталкивать два народа русский и татарский.В войске освобождавшем от ига крымских ханов Гиреев было большинство татар и в том числе мои предки из Елизани и многие татары освобождавшие Казань потом осели в нашей республике и названия многих сел названо в честь последнего мужа Сююмбеки хана Шигали Шигалево и еще 6 деревень. Вся диаспора ногайская гвардейцы тогда покинули казанское ханство,потом крестились и сегодня проживают в Челябинской области и даже не называются татарами ,а нагайбеками ,но в фольклере сохранили предания и песни про красоту природы Дубьяз! Конечно многим историкам как русским ,так и татарским не нравится что правоприемницей Золотой орды Стала Россия и власть из сарая перешла в Московский улус орды! Первые дурят народ Киевская Русь-Татарская иго-Куликовская битва-Россия,а вторые мы Булгары-Тарское Батыевское иго,а потом Казань завоевали русские без татар во главе с Иваном Грозным! Мне кажется наступит время когда Российский народ напишет честную историю как русского ,так и татарского народа!

    • Анонимно
      9.10.2016 10:57

      Хорошо они Казань освободили. Вырезали все мужское население выше колеса телеги.

      • Очередной миф сочинил горе историк! Выше колеса убивал татар Чингисхан,за то что татары убили его отца и ему пришлось с козой мальчишкой прятаться в горах некоторое время и она его спасла от голодной смерти и после этого уже будучи ханом у его юрты всегда паслась его любимица!

        • Анонимно
          9.10.2016 15:02

          Пишите точно! Чингизхан убил татар Буйюр-Нура и подростков выше телеги,за то,что они отравили его отца. Остальные татарские племена он обьединял тоже силой и страхом смерти,но такой масштабной резни не было! Когда в его империю вошли уйгуры,киргизы,тувинцы,буряты,калмыки и халха - он уже империю назвал Манге иль(Вечный мир)- отсюда и пошдо название Монгол! До Чингизхана монголов не было!

      • Анонимно
        10.10.2016 08:18

        Обычная практика для того времени.

        • Анонимно
          11.10.2016 17:19

          обычная практика полон брать - пусть трудятся на твоей земле, приносят доход.
          людей было очень мало, люди очень ценились

    • Булгарин
      9.10.2016 11:12

      Вот это и есть Сиразин. Может лучше бы за своими свиньями смотрел, чтобы по чужим огородам не лазили, пользы было бы больше.

      • Анонимно
        10.10.2016 22:59

        А ты учи булгарский ( чувашский). Какой ты булгарин без своего языка)))

    • Анонимно
      9.10.2016 11:31

      Князь Курбский довольно подробно описал поход на Казань. Для внимательного читателя там содержатся ответы на многие вопросы из заявленных. Сей труд стоит нашего внимания.

  • Анонимно
    9.10.2016 09:54

    Интересно отчего умер Сафа Гирей хан?

    • Анонимно
      9.10.2016 20:30

      а кто вам сказал,
      что он умер ?

    • Сююмбеки была пятой женой Сафа Гирея ,а умер он от пьянства.А до этого в возрасте 12 лет Сююмбеки вышла замуж за 17 летнего хана Казани Джан Али родного брата Шах Али и они оба были промосковские ханы из Касимова,а Сафа Гирей был крымчак! Казанские татары и Джан Али сослали в Иске Казань и и Сююмбеки выгнали из Казани, и отдали замуж за Шах Али и одним словом она металась между крымчаками и касимовцами и по сути ее политика привела к гибели казанского ханства и последнего хана Ядыгара ставленника Москвы ,но предавшего Ивана Грозного и устроившего резню в Казани и гибель с обоих сторон прежде всего татар. Судьбу Казанского ханства и Ядыгара чуть не повторил Шаймиев со своим суверенитетом,но вовремя одумался получив собственность общенародную столько сколько мог проглотить с руки Ельцина! Последний хан Ядыгар первым побежал крестится после взятия Казани ,а Сююмбеки как только вышла замуж за Шах Али крестила и отдала своего сына от Сафа Гирей под именем Александр на воспитание Грозному!

      • Анонимно
        10.10.2016 01:55

        "...Сафа Гирей был крымчак...".

        Недавно вышла очень интересная, а главное душевная книга "Крымчаки".
        В ней ничего не говорится о Сафа Гирее.
        Последний был чингизидом, предавшим заветы своего великого предка.

        "Слышал звон, да не знаю где он...".

  • Анонимно
    9.10.2016 10:31

    В случае с Сююмбике лучше исходить из приятных, придуманных мифов, чем из истории. Ведь в реальности Сююмбике была женой предателя Шах-Али и матерью их сына.
    А "башня Сююмбике" была построена уже в русское время.
    Но народу нужны приятные мифы - всё остальное всегда будет "фальсификацией врагов" :-)

    • Булгарин
      9.10.2016 11:26

      Про башню Сююмбике ничего не известно, кто его построил. Так что не надо тут ля-ля. Более известно, что купола церкви Василия Блаженного в Москве были увезены из Казани и установлены там, итальянцами, как символ покорения Казани. И весь московский кремль, да и все каменные крепости в русских княжествах отстраивали генуэзские мастера. А тех, кого называли русскими мастерами были всего лишь смотрителями за работой, обеспечивая людьми и материалами.

      • Анонимно
        9.10.2016 23:16

        Гастарбайтеры во все времена существовали, вы ничего нового не открыли.. И сейчас на стройках в Москве не русские совсем.

      • Анонимно
        10.10.2016 06:19

        Что то итальянцы у себя ничего подобного не строили! Вам не кажется это странным? Может это всё про генуэзцев враки?

      • Анонимно
        10.10.2016 07:57

        О как! Откуда такие сведения? Особенно про купола.

    • Анонимно
      9.10.2016 20:13

      да, к сожалению, народу не нужна истина. Нужна лишь сказка, миф... И это верно для любого народа без всяких исключений

      • Анонимно
        10.10.2016 01:56

        Извините, но Вы ошибаетесь...
        Некоторым народов "миф" не нужен - им нужен "супер миф"...

    • Анонимно
      9.10.2016 23:02

      почему лучше от "приятных" - невежество процветает и без того - результаты семинара в штабе с архитекторами по Адмиралтейству - все наглядно и уровень обозначен - тут так же

  • Анонимно
    9.10.2016 10:38

    "Сююмбике - это эталон целомудрия..." Она трижды выходила замуж, причем после смерти одного мужа не прошло и года, а она уже выходит заново замуж. Вдове полагается год побыть вдовой и только затем думать о новом замужестве

    • Булгарин
      9.10.2016 11:22

      Дорогой товарищ, в то время женщин не спрашивали, выйдет она замуж или нет.

      • Анонимно
        9.10.2016 11:50

        Тогда не надо впихивать понятие "эталон целомудренности" . Ее не осуждают но и возносить не за что .

        • Анонимно
          9.10.2016 17:11

          По-моему, вы неправильно понимаете значение слова "целомудренность". И Сююмбике целомудренна и является эталоном.

          • Анонимно
            10.10.2016 07:24

            мне казалось, что значение слово "целомудренность" означает девственность. По отношению к взрослой женщине, которая была замужем, целомудренность применима в том случае, если она верна своему мужу, т.е. не имеет секса с другими мужчинами

            • Анонимно
              10.10.2016 09:50

              А как вы понимаете словосочетание "целомудренное поведение"? Не надо зацикливаться только на анатомическом аспекте. Это слово используется и при характеристике человека с моральной стороны и его поведения.

  • Анонимно
    9.10.2016 11:27

    Можно было бы поставить памятник Шах Али и Сююмбике. Туристам было бы интересно.

    Про "колесо телеги" это про Чингисхана, именно так он племя татар извёл.

    А знаете, откуда словосочетание "сирота казанская" ?

    • Анонимно
      9.10.2016 15:15

      В то время было много племен Татар! Все эти племена обьединил Чингизхан! А что касается казни всех мужщин и подростков "выше колеса телеги",то это относится только к племени Татар "Буйюр Нура",которые отравили его отца!

  • Анонимно
    9.10.2016 11:27

    Все то вы знаете историки штопаные. И три раза замуж выходила и т д. Памятник ей нужно поставить как царице душой болевшая за Казанское Ханство.

    • Анонимно
      9.10.2016 11:54

      //царице душой болевшая за Казанское Ханство//

      Ага, это Казанское ханство держало её в заложниках и не пускала её к её мужу, отцу их ребёнка - который в это время стремился ликвидировать Казанское ханство, в чём постоянно убеждал и призывал Ивана Грозного.

  • В Истории Сююмбеки был еще четвертый мужчина мурза Кащак ,его поместье было близ Кощаково. Когда мы на эту тему разговорились с историками Татарстана один якобы философ татарский начал истерить на тему не надо историю про Кащака вытаскивать на поверхность,надо чтобы народ думал ,что она бросилась под ноги с верхнего яруса башни Сююмбеки,причем летела так ,что не упала на нижние ярусы башни. Ну нет у нас больше исторических личностей среди татар,кого можно ставить в пример молодежи кок очень целомудренную женщину! Башня построена из кирпича керамического через сто лет после взятия Казани Шах Али ,а Кремль был весь деревянный во времена казанского ханства и в том числе стены и за всю историю ханства ни разу не назначался хан из казанских татар.Народ только изгонял чуждых нашему народу ханов на своих курултаях!

    • Булгарин
      9.10.2016 11:45

      Еще один из потомков Шах-Али тут у нас свиней разводит.

    • Анонимно
      9.10.2016 11:58

      //Ну нет у нас больше исторических личностей среди татар,кого можно ставить в пример молодежи кок очень целомудренную женщину!//

      Царицы, во все времена любили покуражиться, особенно, если их мужа уже не было.
      Такое было и в Российской империи в Екатерины Великой, которая пользовалась, как хотела своими фаворитами, и такое было в Древнем Риме, где безнравственность императриц поражала современников.
      Да, говорить о "чистоте" и целомудренности" Сююмбике, которая побывала в постелях, как минимум, четырёх мужиков - это значит уж очень хотеть выдавать желаемое за действительное.

      • Анонимно
        9.10.2016 22:39

        А как быть с защитником Казани, Кул Шариф, в его честь построена и мечеть возле Казанского Кремля. Это в отношении отсутствия исторических личностей среди татар

    • Анонимно
      9.10.2016 19:58

      Казанский хан и казанские татары это совершенно разные "вещи".

      "Казанские ханы" были монголами - в большинстве случаев потомками Чингизхана.

      А "казанские татары" это конгломерат тюрок, славян и финно-угоров.

      • Анонимно
        9.10.2016 21:54

        А монголы 12-13 веков есть татары. "Монгол"-это эпитет татарина, происходит от слова "мэнге"-"вечный".
        Все настоящее татарское присвоили другие, еще обратили против татар.
        Татарин-он вечен, и татарский язык вечен.

        • Анонимно
          10.10.2016 02:00

          Следуя Вашей логике следует признать, что современные русские это "новые", "супер" татары.

          Но на самом деле они "старые" монголы...

  • Булгарин
    9.10.2016 12:03

    Модератор постоянно забанивает мои комменты с советом Сиразину больше за своими свиньями смотреть, а не тут всякие небылицы пописывать, оскорбляя татар. Кстати, раз уже речь пошла о тех событиях. Вот одна из версий названия для русских. которые распространены в Украине. Их называют москалями, кацапами. С москалями может быть более или менее понятно, созвучно Москве и потому то и называют всех тех, кто завоевал все земли вокруг Москвы аж до Тихого океана, москалями. А вот слово кацапы. Известно ли что оно имеет татарские корни и переводится как живодер, мясник. И получили они это название за те самые события после взятия Казани, когда острыми секирами, которыми обычно разделывали мясо на бойне, отрубали пленным в Казани головы, оставляя в живых только тех, кто был ростом не выше колеса телеги. Отсюда, кстати и "казанские сироты", которых потом разобрали себе эти же палачи. Такова историческая правда. Надо ее тоже знать. Иван Грозный решил проблему таким образом, подав пример и всем своим последователям. Уничтожаешь город с его населением и все, нет проблем там. Потом можно и историю переписать. Кстати, так и возникла легенда о библиотеке Ивана Грозного. Ведь вся письменная документация тех времен, которая хранилась в Казани была вывезена и уничтожена им же. Так можно было сочинять все что угодно, дав потом пищу для таких "историков" как Сиразин. И это тоже стало традицией. Делать историю на переписывании документов, когда дворцовые историки, ссылаясь на самих себя, писали новую историю, угодную правителям.

  • Анонимно
    9.10.2016 12:28

    Шамсутдинов, как художник, так себе..Как в татарской эстраде...Просто попал в струю (понравился из мира сего "татарской элиты"). Историю не знает, да и знать и не хочет. Дескать я художник и вымысел для меня как воздух. Но как правильно сказал великий Райкин: "Каждый норовит вдохнуть чистый воздух, а выдохнуть всякую гадость....". И эту приукрашенную сладковатую гадость нам и пытаются впихнуть. Ребята читайте книги и книги серьезные. Они есть! История не пишется, да и не может быть, только черно-белыми красками. История и реальная жизнь намного богаче. В этом ее и прелесть!

    • Анонимно
      9.10.2016 23:05

      умно и точно сказано - такая интеллигенция... поверхностная - не случайно Чашку поставили напротив Кремля.

  • Анонимно
    9.10.2016 14:16

    Нам татарам пора бы уже поставить памятник Сююмбике с малолетним сыном,желательно на территории казанского кремля. Образ женщины с младенцем часто встречается в творениях гениев эпохи возрождения. Концепция эстетически очень красивая и в нашем случае не лишена исторического и культурного смысла.

    • Анонимно
      9.10.2016 15:04

      У нас тут фермер против.

    • Анонимно
      9.10.2016 15:07

      И надпись на памятнике:
      "Здесь Сююмбике находилась заложницей, в качестве инструмента воздействия на своего опального мужа".

  • Анонимно
    9.10.2016 15:28

    Есть цивилизованная форма - референдум.
    Памятник Сююмбике - пожалуйста через референдум.
    Памятник Ивану Грозному - пожалуйста через референдум.
    И ни кому не будет обидно.

    • Анонимно
      9.10.2016 17:20

      а кто может быть против памятника Сююмбике?

      • Анонимно
        9.10.2016 18:12

        Только народу нужно будет сначала объяснить, что реальная фигура Сююмбике совершенно не совпадает с современными придуманными экскурсоводами мифом, а выражаясь современным языком, Сююмбике была "женой врага народа" - и вместе с мужем уничтожили Казанское ханство :-)

    • Анонимно
      9.10.2016 23:06

      нет такой формы - нет референдумов в Казани - это же татары - какие петиции? Регламент не установлен.

    • Анонимно
      10.10.2016 08:00

      А считать кто будет?

  • Анонимно
    9.10.2016 16:55

    Агрессивное большинство решает за малые народы, находящиеся в подчинении империи, и сколько бы не спорили историки и др. , будет так, как прикажут, сами знаете откуда....

    • Анонимно
      9.10.2016 18:07

      Историю пишут победители. И многие норовят пнкть почти мертвого льва. В нашем современном случае например армяне снимающим фильм орда под заказ победителей. Пока лев близок к смерти

  • Анонимно
    9.10.2016 18:05

    Шамсутдинов ,конечно, ошибается насчет численности защитников Казани. В Казани было 30 тысяч отборных воинов.
    Все это же описано во многочисленных хрониках.

  • Анонимно
    9.10.2016 19:25

    В последнее время тренд ставить памятники и статуи. Какая острая необходимость в этом? Всех детей вылечили? Бедствующих накормили? Погорельцев жильем обеспечили?

    • Анонимно
      9.10.2016 23:08

      это не тренд - это простые продажи бронзы бюджету - потихоничку и без огласки и конкурсов.

    • Анонимно
      10.10.2016 09:53

      А вы задавали такие вопросы руководителям Омска и Орла, когда они ставили памятники Ермаку и Ивану4?

  • Анонимно
    9.10.2016 20:07

    Сююбике - это красивая легенда, не больше, а на деле - это обычная татарская женщина, бывшая несколько раз замужем и не имевшая никаких каналов для выражения своей воли. Да и откуда у татарской женщины воля - это нечто сверхъестественное для татар

  • Анонимно
    9.10.2016 20:15

    По моему, татарской нации должно быть стыдно, что нет не только памятника, но даже памятной доски в честь своих предков защищавших свою государственность.

    • Анонимно
      9.10.2016 23:09

      вам улицы Шейкмана в Кремле центральной - мало? Погиб защитник Кремля Шейкман - и увековечен... какие еще ханы?

  • Анонимно
    9.10.2016 20:49

    Памятник ради памятника? Если не поставили после смерти, смысл его ставить сейчас? Другое дело, если поставить статую, как арт-объект на бульваре, в парке. Но тогда, избавьтесь от гигантизма, руководствуйтесь разумными масштабами/средствами.

    • Анонимно
      10.10.2016 02:04

      Памятник Сююмбике должен соответствовать историческим реалиям.

      Надо установить памятник напротив новой набережной под Казанским Кремлем - ханша стоит в лодке, которая увозит ее в новую столицу Золотой Орды Москву и машет рукой в сторону последней монгольской столице Казани.

      • Анонимно
        20.10.2016 14:02

        Казань (Болгар аль-Джадид) не монгольская, а булгарская столица, после Фанагории Кубрата, Биляра и Великого Булгара на Волге, разрушенного Федором Пёстрым в 1431 году.

      • Анонимно
        20.10.2016 14:30

        Скульптуру "Плачущая Сююмбике" художника Б.Урманче можно увидеть в художественной галерее Казанского Кремля. Третий памятник последней Казанской царице, выданной Ивану Грозному (Алаше) "казанцами" крымлы Кол Шарифом и и тюменским бием Бейбарсом Растовым, не нужен.

  • Анонимно
    10.10.2016 07:50

    Все таки как хорошо что был Иван Грозный!

  • Анонимно
    20.10.2016 14:03

    Иван Грозный (Алаша) - потомок самозванца Мамая, разбитого Д.Донским на Куликовом Поле в 1380 году, вырезал во время опричнины все фамилии обидчиков пра-пра-дедушки.
    (лекции Л.Н.Гумилева в обществе "Знание", Ленинград.)

  • Анонимно
    24.10.2016 08:20

    "Прошло почти 500 лет", и 500 тюркских фамилий, включая Кутузовых, Суворовых, Ушаковых и др. , украсили звонкими победами ореол славы русского оружия. (см. А.Х.Халиков 500 русских фамилий...)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль