Общество 
11.10.2016

Магнитное поле. Что надо знать о стадионе «Краснодара»

Совладелец розничной сети «Магнит» и владелец футбольного «Краснодара» отгрохал суперстадион, но не готов обустраивать весь город

Уик-энда хватило, чтобы стадион в Краснодаре получил наилучшие оценки посетителей и пробил потолок рейтинга всех арен страны. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на арене, построенной Сергеем Галицким, сравнил ее с аналогичными сооружениями и считает, что оставить город без чемпионата мира — сумасшествие.

...
Фото: Дарья Матросова, РФС

ПРОБЛЕМА МЕСТА

Не успел Евгений Гинер порадоваться открытию своего стадиона, а на него уже пожаловались. Жители района, где расположена «Арена ЦСКА», увидели 30 тыс. фанатов и запаниковали. Перекрытые дворы, забитые парковки, мусор различного происхождения за каждым углом. Правда, уже через неделю на «Краснодар» пришло в два раза меньше зрителей и район даже не заметил футбола. Чтобы окончательно задобрить местных, ЦСКА организовал для них скидку в 20% на билеты. Не можете справиться с болельщиками — просто станьте одним из них.

Подобные проблемы возникали и в Казани. Бьющий ночами в окна свет медиафасада и те же самые забитые парковки. У «Спартака» никаких жалоб нет, потому что пока некому жаловаться — стадион строили на пустыре, и поблизости жилых домов нет. Введением в эксплуатацию нового стадиона в Краснодаре остались довольны не все. «У меня первая квартира возле стадиона. Взял вторую в районе новостроек, думал, будет спокойно. А оказалось, что тут второй стадион строят», — объяснял свою трагедию местный житель. Но его случай во многом уникальный. Хотя бы потому, что весь район вокруг арены «быков» чуть ли не изначально создавался под нее. И значительный процент жителей местных домов — футболисты команды или работники академии, расположенной тут же.

Определенные проблемы есть с транспортной доступностью, поскольку в Краснодаре вообще беда с пропускной способностью дорог. Новый стадион находится в той части города, куда не ходят трамваи. А весь иной транспорт стабильно стоит в пробках. При этом в дни футбола некоторые дороги перекрывает полиция, и в воскресенье проблемы начались уже за два часа до стартового свистка. Решить эту проблему Сергей Галицкий точно не мог — разве что постройкой стадиона в другом городе. Когда президенту «Краснодара» задали вопрос о проблемах с логистикой, тот отреагировал четко:

«Сделаю логистику, потом попросят, чтобы я сделал аэропорт, дороги, построил все на свете. Потребительское отношение ко мне должно иметь скрытые формы, иметь границы. Я не могу сам отстроить весь Краснодар, каждому жителю города нужно спросить себя, что он сделал для улучшения жизни здесь».

СОЛДАТЫ НА ТРИБУНАХ

За несколько дней до матча сборной официальные билеты на него кончились. Но при желании приобрести тикет было легко, хотя и дорого. «Представляешь, купил билеты за 3000 рублей. А жена идти отказалась. Сейчас выставил на продажу по такой же цене — на звонки не успеваю отвечать. Думаю, может, на 10 тысяч поменять в объявлении? Но тогда страшно продавать идти будет — еще голову проломят», — встретившийся по дороге местный житель явно не хотел принимать правила предпринимательских рисков. При этом его билеты изначально стоили 500 рублей и отправляли обладателя на неудобные места в углу стадиона. Кто-то делал бизнес прямо в пробке: «Мужики, продам два билета на игру», — выскакивало сообщение в «Яндекс. Пробках».

При этом администрация стадиона перестраховалась и некоторый процент заполняемости решила привычным способом — с помощью военных. Кадеты ходили на матчи «Краснодара» еще два года назад, и Галицкий не видел в этом ничего плохого: «Прикольно болеют». На первую игру в истории нового стадиона кадеты или солдаты пришли не в военной форме. Но группа бритых молодых людей в одинаковой одежде выделялась из толпы. Именно с них начинались многие «заряды» на трибунах. Они же пытались заставить всех петь «Катюшу», но окружающие почему-то предпочитали лишь слушать.

СТОИМОСТЬ ОТДЫХА

Владелец «Краснодара» отказывается говорить, сколько ему стоила стройка стадиона, но заявляет, что не отобьет он эти деньги никогда. Видимо, из-за этого абонементы на новую арену удивляют низким ценником. От 2200 на обычные места и от 22 500 на VIP. Абонементные программы «Спартака» и ЦСКА стартуют с суммы в три-четыре раза больше. Ходить сезон на армейцев стоит от 7000, на «Открытие Арену» — от 6. «Рубин» перед началом сезона реализовывал абонементы по цене от 1000 рублей, но и почти половину чемпионата команда играла не на «Казань Арене».

...
Фото: Павел Пучков

На игре России и Коста-Рики проблемой для болельщиков стала покупка еды в перерыве, но подобное решается только наймом людей, которые будут ходить по трибунам и дополнительно продавать еду по ходу всего матча. Иначе очереди образуются где угодно. Сэндвичи на стадионе в Краснодаре стоили по 180 рублей, что высоко для региона, который не Москва. Выбор тоже маленький. Можно взять пример того, как адекватно и бодро решил проблему Илья Геркус в «Локомотиве» — просто пригнал на территорию стадиона фудтраки.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Лишившись возможности принимать матчи чемпионата мира, Галицкий избавился и от тьмы сопутствующих организации турнира проблем. Никаких отчетов перед постоянными комиссиями. Никаких разговоров о наследии ФИФА — президент «Краснодара» вообще заявил, что не планирует использовать стадион для чего-либо кроме футбола. «Казань Арена» — это фишка целого региона, которую при необходимости могут и будут использовать не по прямому назначению, устраивая чемпионат мира по водным видам спорта. Стадион «Краснодара» — это фишка конкретного человека.

Комплименты краснодарскому проекту частично объясняются симпатией большинства к Галицкому и его вкладу в футбол. Но за последние несколько лет открылись стадионы у «Спартака» и ЦСКА, введена в эксплуатацию «Казань Арена». И в этой четверке у южан лидерство по объективным причинам.

Гостевая раздевалка стадиона «Краснодар» Гостевая раздевалка стадиона «Краснодар» Фото: Дарья Матросова, РФС

Система обогрева воздуха над трибунами (+10 градусов к температуре улицы) и защита от дождя. Мягкие сиденья и отсутствие идиотского правила о порядке выхода с трибун, которое так любят в Москве (после матча просто открыли все ворота, и стадион опустел за 10 минут). Система звука как в крутом кинотеатре, такой же по качеству экран и фишки в оформлении — на этот стадион придешь минимум один раз из любопытства. Во всем ощущается высокая стоимость и грамотный подход: от выбитых из камня цифр для обозначения секторов до деревьев на территории стадиона. Каждое подстрижено в четкий куб и обладает собственной системой подземного полива. Президент «Краснодара» сделал все идеально и теперь требует того же от болельщиков, запрещая дудки и семечки. Пока остальные команды РФПЛ пиарят идею стадиона как второго дома для болельщика, Галицкий меняет принцип под себя. На его стадионе можно чувствовать себя как дома. Но всегда помнить, что ты здесь в гостях.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.10.2016 11:47

Классный стадион, Галицкий молодец

  • Анонимно
    11.10.2016 11:47

    Классный стадион, Галицкий молодец

  • Анонимно
    11.10.2016 11:50

    Респект Галицкому!

  • Анонимно
    11.10.2016 12:13

    Красавец,хоть и южный город,а подогрев сделал, а Казань пожалела денег

  • Анонимно
    11.10.2016 12:27

    //Совладелец розничной сети «Магнит» и владелец футбольного «Краснодара» отгрохал суперстадион, но не готов обустраивать весь город//

    А что, какое-то одно предприятие должно обустраивать "весь город"? С моей точки зрения странная постановка вопроса. Нашу "Казань-арену" вообще не предприятие финансировало, а федеральный и местный бюджет. "Татнефть-арену" профинансировала вроде "Татнефть", что хорошо, но ведь и "Татанефть" не должна "обустраивать весь город". Это не является задачей акционерных обществ.
    А в Питере "Зенит-арену" вообще строят уже больше десятилетия и никак закончить не могут. Строят также за счёт городского и федерального бюджета.

  • Анонимно
    11.10.2016 12:49

    В Казани красивее

    • Анонимно
      11.10.2016 23:32

      К сожалению, можно сказать только "В Казани вместительнее". Думаю, на этом все...

  • NIYAZ
    11.10.2016 13:05

    захотелось в краснодар

  • Анонимно
    11.10.2016 13:25

    Частный инвестор стороит эффективнее, нежели распилочные генподряды кидального типа (в отношение субчиков). Не увидел в статье стоимость объекта и сравнительную таблицу стоимостей аналогичных объектов в РФ.

    • ПанАлекс
      11.10.2016 14:11

      А это еще признаки термина "красава" - не слышно про "обманутых субчиков", о выклянчивании денег из бюджета, массового нецелевого использования бюджетников и перестилания газона.

  • Анонимно
    11.10.2016 18:11

    скудноватый текст. больше подробностей нужно

  • Анонимно
    11.10.2016 19:12

    Обидно автору за Казань, поэтому и текст скудный... Понравилось ему в Краснодаре, это видно

  • Анонимно
    11.10.2016 19:43

    Обидно, конечно..Там поняли, что и о людях нужно думать

  • Анонимно
    11.10.2016 20:05

    так Краснодар второй по благоустройству город в россии. сегодня в новостях сказали. про Казань ни слова

    • Анонимно
      12.10.2016 01:11

      По каким критериям "Краснодар второй по благоустройству город в россии", если весь город стоит в пробках и там нет приличного общественного транспорта?

      • Анонимно
        12.10.2016 22:55

        В Казани есть приличный общественный транспорт? После 9 вечера невозможно никуда уехать, только 5 трамвай и метро, но на них весть город не объедешь. В то время как в том же Ижевске или Ульяновске до 11-12 вечера без проблем. Если хотите называть себя "столицей" берите пример с Минска, там транспорт работает круглосуточно

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль