Политика 
14.10.2016

Способна ли российская власть выдержать сколько-нибудь серьезные вызовы?

Самый достоверный прогнозист последнего года профессор Валерий Соловей сомневается...

Может случиться так, что выборы президента состоятся уже в будущем году, утверждает профессор Соловей, причем не факт, что Путин примет в них участие. Причина в том, что в будущем году положение в стране еще будет терпимым, а вот в 2018-м станет совсем плохо. И в Кремле это отлично понимают. Решение еще не принято, но до Нового года мы о нем узнаем. Во всяком случае, расходы на выборы 2017 года, как известно, в бюджете запланированы.

OПЯТЬ 17-Й...

— Валерий Дмитриевич, два года назад, когда мы с Вами беседовали буквально за несколько дней до гибели малайзийского «Боинга», Вы прогнозировали, что запас прочности режима будет исчерпан к началу следующего избирательного цикла в России. Можно ли сказать, что этот момент уже настал?

— Это будет понятно в 2017 году, когда, как я полагаю, мы столкнемся с по-настоящему серьезными вызовами, прежде всего — внутриполитическими. И эти вызовы будут иметь решающее значение для судеб Российской Федерации и российской власти. Вызовов будет, собственно говоря, два: вероятное массовое социальное недовольство, которое может слиться с политическими протестами; и второе, непосредственно связанное с первым и подогретое первым, — это нестабильность в элите и раскол элит в случае массового давления снизу.

— Есть ли какие-то признаки раскола, о которых уже можно говорить?

— Очень хорошо заметна обостряющаяся борьба за ресурсы. Скрыть ее уже не удается, но, тем не менее, о расколе говорить все-таки преждевременно. Потому что раскол возникает тогда, когда различные фракции элиты бросают вызов не только друг другу, но и верховной власти в публичном пространстве и с применением политических средств и методов борьбы. В России это произойдет тогда и только тогда, когда перед страной появятся вызовы, на которое верховная власть не сможет ответить. Буквально на следующий же день после того, как элиты убедятся в неэффективности верховной власти, они бросят ей вызов.

— Чехарда кадровых перестановок последних месяцев свидетельствует о том, что Путин пытается таким образом подготовиться к наступлению этого момента?

— Этот мотив, безусловно, присутствует. Путин меняет старых соратников, которые считают, что они имеют право голоса при принятии решений, на своих клиентов — людей, которые обязаны ему своей карьерой, которые не смогут ему прекословить и в лояльность которых он верит. Но в этой кадровой чехарде есть и второй мотив, который как раз связан с обостряющейся борьбой за ресурсы: различные кланы пытаются усилить свое влияние и осуществить ресурсный передел в свою пользу. Более того, изнутри ситуация выглядит совсем не так, как извне. Например, за должность первого заместителя главы администрации президента особой борьбы не велось. Кириенко совсем не хотел эту должность занимать, ибо место главы «Росатома» в нынешних условиях значительно привлекательнее, спокойнее и безопаснее. Более того, несколько человек от позиции замглавы АП вообще отказались, поскольку прекрасно понимают, что заниматься внутренней политикой, курировать ее в текущих условиях — чрезвычайно рискованное дело. И Кириенко оказался на этом посту потому, что за этим назначением стояли люди (говорят, Ковальчуки), которым очень хотелось видеть во главе «Росатома» своего человека. Соответственно, Кириенко пришлось куда-то девать...

Мотивы происходящего могут быть самыми примитивными (а в данном случае они таковыми и являются), но их переплетение дает нам сложную картину.

— Невольно вспоминаются обстоятельства назначения Кириенко премьером в 1998 году...

— Может быть, ему не повезет и в этот раз, мы этого пока не знаем. Он, конечно, хороший менеджер, но перед ним могут встать вызовы и проблемы такого масштаба, с которыми ни один, даже самый хороший менеджер, не справится.

— Помимо того, что его спихнули из «Росатома» Ковальчуки, какие задачи поставлены перед Кириенко на новом посту?

— Он будет курировать внутреннюю политику и отвечать за президентскую кампанию. Причем, как я уже неоднократно говорил, президентские выборы могут состояться досрочно, не в 18 году, а в 2017. Это зависит от ряда обстоятельств, которые ещё не до конца ясны, но могу предположить, что в конце ноября — начале декабря мы об этом узнаем.

— Вы некоторое время назад намекали на то, что эти выборы пройдут без Путина...

— Я и сейчас это повторяю. Не исключено, что Владимир Владимирович не будет баллотироваться в президенты.

— А каковы причины?

— Причин, собственно, две. Первая: в 2018 году ожидается пик кризиса, и в таких условиях проводить президентские выборы не очень разумно; а вторая причина (о которой мы пока с достоверностью сказать ничего не можем) заключается в том, что существуют обстоятельства непреодолимой силы, которые могут помешать Путину баллотироваться на четвертый срок.

— Слухи о его болезни могут иметь под собой почву?

— Я не говорю, что речь идет о болезни или же об обстоятельствах иной природы. В любом случае мы о них узнаем, когда будут оглашены решения.

— Какие кандидатуры выдвинет партия власти?

— Пока более или менее уверенно обсуждают две кандидатуры: Медведева и тульского губернатора Дюмина. Но их, конечно же, больше.

— А кого выберут в качестве спарринг-партнера?

— Велосипеда изобретать не станут, поэтому, скорее всего, это снова будут Григорий Алексеевич Явлинский, Геннадий Андреевич Зюганов и Владимир Вольфович Жириновский. Все те же три мушкетера.

— То есть фактически ничего не изменится?

— Как раз измениться может очень многое. Если президентские выборы будут проводиться досрочно, да еще в них будет принимать участие от власти не Путин, а кто-то другой, то сам факт подобных выборов может спровоцировать серьезный внутриполитический кризис.

ЭЛИТА НА НИЗКОМ СТАРТЕ

— А как отразится ситуация в Сирии на внутриполитической ситуации в стране? Есть мнение о том, что Россия там завязла.

— Да, складывается впечатление, что Россия там не может добиться своих геополитических и политических целей, хотя в военном отношении ничего критического для России там не произошло и расходы на операцию пока не очень велики. Но вот репутационный ущерб России и российскому руководству может быть нанесен более чем серьезный. Кремль связывал с Сирией определенные надежды, полагал, что благодаря вмешательству в Сирии удастся заставить Запад воспринимать себя как партнера, однако этого добиться не удалось. Напротив, внешнеполитическая ситуация только ухудшилась. Сейчас в Москве вновь заговорили, что Кремль, мол, попытается разменять Сирию на Украину: Россия минимизирует свое вмешательство в Сирии, а в обмен Запад будет давить на Порошенко, чтобы он выполнил минские соглашения в выгодной для Москвы модальности.

— А если эти слухи подтвердятся, какова вероятность того, что Запад на это пойдет?

— Мне это представляется крайне маловероятным.

— Особенно если учесть тот факт, что на свой день рождения он вместо поздравлений получил обвинение в геноциде от Джона Керри и Ангелы Меркель...

— Сейчас сирийское руководство при поддержке российской армии считает для себя очень важным захват Алеппо. Это ключевой город для военной кампании, захват и удержание Алеппо будут иметь важное символическое значение. И если его захватить не удастся, — а пока не удается, — и при этом бомбардировки города продолжатся с той интенсивностью, с которой они идут последнее время, то Запад перейдет к массированной демонизации России и российского руководства. И мировое общественное мнение постепенно начнет относиться к российскому руководству приблизительно так же, как она в свое время относилось к Слободану Милошевичу или Муаммару Каддафи. На демонизацию Милошевича и Каддафи хватило полутора-двух лет. И тот факт, что в дело включилась «тяжелая артиллерия» — бундесканцлерин, госсекретарь США — тревожный знак.

Кроме того, упомяну недавнее заявление австралийского министра иностранных дел Джулии Бишоп о том, что фамилии подозреваемых в причастности к гибели малайзийского «Боинга» могут быть обнародованы уже в конце этого года. И в Москве опасаются, что в этом списке могут оказаться фамилии высокопоставленных чиновников. Все это вместе взятое создает неблагоприятную и тревожную картину для России в целом и российского руководства в частности.

— Можно ли говорить о том, что дистанционирование от Кремля скорое станет очевидной тенденцией в элитах?

— Как я уже отметил, конкуренция за пост главы заместителя администрации президента, мягко говоря, была невысокой. Это симптом того, что люди не горят желанием занимать в кризис сомнительные, с их точки зрения, позиции. Что же касается дистанцирования, то пассивное дистанцирование уже происходит, но оно не выражается в каких-либо действиях. Что бы элита ни думала на самом деле, внешне она продолжает хранить лояльность вождю, так как прекрасно понимает, что любая открытая нелояльность, даже намеки на нее будут незамедлительно и жестоко подавлены. Как сказали одному крупному российскому предпринимателю, «койка Ходорковского еще не остыла».

— То есть можно сказать, что лояльность элит Путину держится только на страхе?

— Страх — действенный механизм сохранения лояльности. Но все же не только страх. Некоторые искренне лояльны. Но и они уже в частных разговорах начинают выражать сомнения насчет будущего страны и своего собственного.

— Ваш прогноз, как будут развиваться события?

— Полагаю, что давление извне будет усиливаться. И российское руководство к этому готовится. Но главные вызовы Кремлю все-таки будут исходить не извне, а изнутри. Если же в России поколеблется социально-политическая стабильность, то эффект внешнего воздействия окажется значительно более сильным. Произойдет синхронизация внутренних проблем и внешнего давления.

Мое убеждение, основанное на опыте и знаниях, говорит о том, что власть в России не очень прочна. Она пытается произвести впечатление сильной, уверенной в себе и даже брутальной. Но это преувеличение, попытка напугать внешний мир и запугать российское общество. А я вот не уверен в способности российской власти выдержать сколько-нибудь серьезные вызовы. Если такие вызовы реализуются, то мы увидим, что все те, кто сегодня демонстрируют абсолютную, даже лакейскую преданность верховной власти, вдруг окажутся нелояльными и даже оппозиционерами.

Беседовал Федор Клименко

«Русский монитор», 10.10.2016

Валерий Дмитриевич Соловей — доктор исторических наук (тема докторской диссертации — «„Русский вопрос“ и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику России»), профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО. Автор и соавтор пяти монографий, десятков научных и многих публицистических статей.

Родился в 1960 году. Сестра, Татьяна Дмитриевна Соловей, также доктор исторических наук.

Окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова. Прошел стажировку в Лондонской школе экономики и политических наук (1995).

2012 — возглавил рабочую группу по формированию политической партии «Новая сила» и был избран ее председателем. Минюст отказал партии в регистрации. В марте 2016 года Соловей отметил в интервью, что партия «заморожена в связи с тем, что нам угрожали репрессиями».

Женат, есть сын.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.10.2016 10:54

Какие вызовы? Речь уже идет о банальном сохранении страны хотя бы в нынешних границах. Текущая безумная политика и внешняя и внутренняя ведет кратчайшим путем к катастрофе.
Боюсь, что уже неотвратимо.

  • Анонимно
    14.10.2016 09:35

    Чтобы всё было хорошо надо чтобы - « все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». (С) А.Гайдар

    • Анонимно
      14.10.2016 12:45

      Однако, детей своих воспитать в любви к Родине так и не смог.

      • Анонимно
        14.10.2016 15:26

        Его сыну было 14, когда Аркадий Гайдар погиб. Сын Тимур стал военным моряком, журналистом. Умер в 1999. Контр-адмирал

    • Анонимно
      14.10.2016 14:00

      сказка красивая но это сказка и несчастные те люди которые восприняли ее всерьез

  • Анонимно
    14.10.2016 10:00

    То что внутри страны не спокойно виноваты Силиуанов он хочеть поднять пенсионный возраст и налоги , Мндведев , депутаты госдумы .

    • Анонимно
      14.10.2016 15:26

      Бояре как всегда плохие

      • Анонимно
        14.10.2016 21:16

        А что они сделали хорошего?

        • Анонимно
          15.10.2016 05:16

          Суть не в том, что они сделали. Суть в том, что на Руси была такая шутка-истина, что царь всегда хороший, а бояре всегда плохие.
          Ну типа не царь же виноват, что в стране разруха и нищета... Такого же не может быть так ведь?
          Вот и молодой человек утверждает, что виноваты все, кроме Путина. А его оппонент в ироничной манере как бы ему говорит - вы никого не забыли в свой список добавить!?
          Как-то так...

  • Анонимно
    14.10.2016 10:01

    Никиту Сергеевича Хрущева,личность безусловно неординарную и волевую,обложили и "съели" его же ставленнники...

  • Анонимно
    14.10.2016 10:54

    Какие вызовы? Речь уже идет о банальном сохранении страны хотя бы в нынешних границах. Текущая безумная политика и внешняя и внутренняя ведет кратчайшим путем к катастрофе.
    Боюсь, что уже неотвратимо.

  • Анонимно
    14.10.2016 11:09

    Россия достаточно богатое государство. Страдает лишь распределение богатств. Если в этом будет наведен порядок, то все будет нормально. Но нынешнему руководству это вряд ли удастся, т.к. многим из них придется отойти от "кормушки", а с этим они вряд ли согласятся.

    • Анонимно
      14.10.2016 12:26

      Вы так говорите об этом, как будто когда то было распределение справедливым))). Царская Россия, Советский Союз, РФ. Нигде и никогда этого не было.

      • Анонимно
        14.10.2016 12:46

        Во всём мире нет справедливости.

        • Анонимно
          14.10.2016 17:00

          Вы ошибаетесь. Точнее это только Ваше восприятие. Справедливых людей больше, просто мы настолько справедливые, что нам лень встать и всю эту чернь несправедливую выгнать на Колыму строить дороги.

          • Анонимно
            14.10.2016 20:30

            прежде чем спорить надо выяснить предмет спора а что такое справедливость

            • Анонимно
              14.10.2016 21:05

              В моем понимание справедливость - это равномерное, необходимое и достаточное распределение благ, при неукоснительном исполнении равноприменимых для всех без исключения законов, установленных на основании всеобщего обсуждения и голосования.
              А Вы что имеете ввиду?

              • Анонимно
                14.10.2016 22:10

                Распределение не главное в жизни. Справедливость это верховенство закона для каждого. Законы написаны адекватно стране и с целью устойчивого развития.
                RG

                • Анонимно
                  15.10.2016 05:25

                  Про то, что распределение не главное в жизни, это Вы расскажите нашим родителям, которые жизни положили, работая на систему, а в итоге не живут, а существуют. Также распределение ресурсов является основным вопросом в целых системах управления государствами, например, в коммунизме и прочих системах, построенных на марксизме. Поэтому если в расчет формулы справедливости не брать справедливое распределение ресурсов, то сытый не будет разуметь голодного.
                  А сточки зрения верховенства закона система не может быть априори справедлива для всех, так как всегда будут интересы и соблазн это использовать в своих целях. Что сейчас у нас в стране и происходит - ручные суды, телефонное право. Я сам с этим сталкивался не раз и знаю о чем говорю.
                  Поэтому Вашу формулировку принимаю, но не могу с ней согласиться, по указанным выше причинам.

                  • Анонимно
                    15.10.2016 10:27

                    сколько тчеловек столько и мнений что такое справедливость а раз так мы никогда не будем жить в справедливом обществе всегда останутся недовольные

  • Булгарин
    14.10.2016 11:25

    Ну, наконец-то возникает понимание, что страну завели в тупик. Только вот пока не знают как из этого тупика выйти. Опять советов много. И чаще всего будут звучать голоса тех, кто хочет повести страну обратно в другой тупик. Там им привычней. Они его уже обжили за 70 лет. Вот и ходим как слепые по запутанному лабиринту не зная как из него выйти.

    • Анонимно
      14.10.2016 11:38

      тупик приведет к распаду страны.

      • Анонимно
        14.10.2016 17:01

        А нацгвардия на што?

        • Анонимно
          14.10.2016 22:12

          Нацгвардия ускорит распад: на неё много последних денег уйдёт без толку, она только озлобление вызовет, как любой ограничитель, это психология.

          • Анонимно
            15.10.2016 05:31

            И что вы с ней сделаете?
            С гаджетами на них нападете?
            Первые выступившие будут жестко наказаны. Последующие в кутузку на 15 суток для профилактики, я там был 1 ночь, поверьте после 2-3 суток в изоляторе общего содержания у 90% протестующих просто пропадет желание когда-либо выходить вообще на улицу первое время.
            Помочь извне нам некому. Санкции понятно приближают конец системы, но непонятно что придет на смену. А если вояки? Они же реально поставят под угрозу территорию страны и жителей.
            Вот чего я опасаюсь...

    • Анонимно
      14.10.2016 11:40

      Надо создавать в России свою "Американскую мечту"

      • Анонимно
        14.10.2016 16:17

        американская мечта появилась благодаря тому что переселенцы из европы хотели разбогатеть за счет своих талантов упорного труда за счет того что у них не было зависти к успешным людям а это получилось потому что в европе никогда не было крепостничества то есть люди там всегда были свободны феодализм был когда земля принадлежала феодалу и он на определенных условиях сдавал ее в аренду свободным людям а в россии было крепостничество рабство когда человека могли продать или обменять на щенков разлучить мужа и детей отнять детей у родителей у таких людей и их потомков мечта может быть украсть отнять и поделить ничего другого

        • Анонимно
          14.10.2016 16:35

          Ой, что вы впариваете - Американская мечта это Жилой дом с газоном и барбекю и две машины в кредит под 3-4% годовых. Сможем это сделать в России, будет и у нас своя "Американская мечта"

          • Анонимно
            14.10.2016 17:41

            американская мечта это быть самостоятельным независимым человеком самостоятельно добывающих свое счастье и не орущие вставай проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов и не встающие с колен путем поиска врагов а материальное воплощение этого в разные времена была разная и только у рабов в россии машина является символом счастья

        • Анонимно
          14.10.2016 22:45

          /...что переселенцы из европы хотели разбогатеть за счет своих талантов упорного труда за счет того что.../
          За счёт земель индейцев, за счёт рабского труда чернокожих, за счёт грабежа друх стран и т. д.

          • Анонимно
            15.10.2016 10:29

            ваш пост напоминает мне уроки истории ссср в школе и лекции по истории кпсс в институте было красиво убедительно но все это оказалось ложью от начала до конца

  • Анонимно
    14.10.2016 11:59

    Разочаровывающий дракон - так написано в гороскопе о юбиляре. Видимо, всех разочарует: и олигархов, и трудящихся, и партнэров, и патриотов

  • Анонимно
    14.10.2016 12:03

    СССР запустил космонавта в 1961, Сингапур стал независимым в 1965, эмираты открыли первую школу в 1965. Руководство страной - это работа, не предполагающая никакой ответственности.

  • Анонимно
    14.10.2016 12:21

    есть такая поэма повесть пламенных лет она еще известна как песнь о вещем олеге написана по мотивам древних сказаний нормандский рыцарь ольгерд был приглашен на княжение восточными славянами под именем князь олег он задумал создать народ с определенным менталитетом этот менталитет в этой поэме называется конь сам олег олицетворяет этот народ вот он и спрашивает кудесников которые были настолько близки к богам что знали наперед чем это кончится они ему сказали что ты одержишь много побед у тебя будет много славы богатства но примешь ты смерть от коня своего олег велел поставить коня в стойло и кормить лучшим зерном когда сбылась первая половина пророчества он одержал победы покрыл себя славой держава его стала могучей вспомнил про коня и пошел к тому месту где стоял хлев конь был мертв он наступил ногой на голову оттуда вылезла змея укусила его за ногу и олег умер нечто подобное регулярно происходит с россией она достигает победы величия а потом неожиданно откуда начинается кризис который все это перечеркивает вспомните революцию перестройку вот и сейчас очередной этап этого мы встали с колен победили пиндосов бандеровцев игил у нас мощное вооружение и .... правда боюсь что это будет финита ля комедия как сказано в одном старом советском кинофильме боливар не выдержит двоих

    • Анонимно
      14.10.2016 17:11

      Ага. Только Олега никто не звал, а он сам насильно захватил власть в Киеве, убив вероломно и подло двух братьев - настоящих Рюриковичей. С тех пор власть на Руси передается по наследству, а князья военные превратились вдруг из обычных завхозов с оружием в "эффективных менеджеров", угрожающих этим самым оружием, если что пойдет не по их... Попутно собирая дань на свои нужды, а не на общие нужды поселения.
      Другими словами, раньше его приглашали на условиях поохранять, а теперь он приходил сам во все города и говорил - я здесь власть, кто не согласен уходите.
      В принципе за 1000 лет мало что изменилось. Народ в узде, ничего сделать не может, его просто окучивают грамотно по телевизору, замеряя настроение и меняя картинки в зависимости от необходимости подкрутить ту или иную реальность у населения в мозгах.

      • Анонимно
        14.10.2016 17:45

        по моему олег пришел на русь гораздо раньше рюриковичей вы что то путаете ну а по поводу завхозов наверное вы правы как сказал один герой кинофильма доживем до понедельника мальчик с определенной степенью олигофрении по причине алкоголизма отца не везло россии на царей после петра 1

        • Анонимно
          14.10.2016 21:14

          Почитайте историю, как он приехал под Киев с малолетним Игорем (сыном Рюрика), выманил обманом братьев Рюрика (не помню как звали) из стен Киева, и на корабле, показав Игоря, со словами "Это настоящий наследник Рюрика", убил обоих и сбросил в реку, потом захватил Киев и понеслось... Захват территорий славянских поселений, назначение везде своих сыновей, внуков, братьев и так далее княжить во всех крупных городах Руси тогдашней, потом крещение насильное, убийство под этим соусом миллионов собратьев-язычников, которые не принимали веры византийской.
          Потом ветка перекинулась на Романовых, но сути это не меняло, кроме того, что теперь Россией правили де-факто иностранцы.

          • Анонимно
            15.10.2016 10:40

            ну это обыкновенная практика в государственных делах россии так было до него так было после него а ваш тезис что россией управляют иностранцы так россию они и создали эти потомки рюриковичей олега которые не были славянами русские это просто собирательный образ скопления разных волн переселения и разных нашествий так что этнических русских судя по всему нет как говорит татаская поговорка копни любого русского выскочит татарин так что ждем осуществления пророчества кудесников

  • Анонимно
    14.10.2016 12:29

    Соловей аппарата президента. Старая песня о главном: как мы будем жить без Путина?

  • Анонимно
    14.10.2016 17:42

    Никуда он не уйдет а будет на мой взгляд баллотироваться в очередной раз и можа даже и в пятый раз будет баллотироваться так как у него конституционное большинство в Госдуме.В любой момент при желании он может изменить Конституцию. Ельцина образно говоря не зная об этом еле живого избирали в 1996 г и при рейтинге вроде 5% а силовики это не Ельцин так как они в нормальной физической форме и их много чтобы отдавать власть.Силовики образно говоря на мой взгляд стали "заложниками" выборов так как если не будет их представитель во главе власти то на мой взгляд их сметут как это було в свое время в странах Восточной Европы.

  • Анонимно
    14.10.2016 21:21

    Вот реальный пример из глубокой древности но весьма актуальный сейчас: "Ради тюркского народа я дня не сидел, ночи не спал, постоянно трудился". Бильге каган, правитель Тюркского каганата.

  • Анонимно
    14.10.2016 22:49

    Колосс на глиняных ногах?

  • Анонимно
    15.10.2016 01:49

    Посмотрите интервью Грефа у Познера. Он там сказал, какие 3 классических выхода бывают из сложившейся ныне ситуации в стране. Один плохой, а два ещё хуже. Прелесть в том, что страна не один раз это проходила. На верху всё это видят и понимают, но народ, в большей его массе, глуповат. До народа только начинает доходить озарение. Дай Бог, чтобы миновали невзгоды нашу страну. А всё потому, что привыкли надеется на высокие цены на нефть и другие природные ресурсы. И так много умных уехало за пределы страны( не считаю тех, кто убежал от заслуженного уголовного преследования). Думаю народ очнётся после спячки в 17 году. Главное ненабедакурить всем вместе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль