Культура 
15.10.2016

Зуля Камалова: «То, что меня причисляют к эстраде, порой раздражает»

Статус-кво по-татарски: для людей с канала «Майдан», к примеру, опасно, что появляется кто-то новый и интересный. Часть 3-я

«БИЗНЕС Online» продолжает цикл публикаций известных музыкальных деятелей, которые рассуждают о проблемах современной татарской эстрады. Самая знаменитая татарская исполнительница, музыкант из Австралии, чьи песни продержались более 16 недель в первой десятке европейского хит-парада world music, Зуля Камалова в материале для нашей газеты дает свой рецепт выхода из кризиса популярного жанра и объясняет, что для этого делают на Зеленом континенте.

Зуля Камалова Зуля Камалова

«ТАТАРСКАЯ ЭСТРАДА МНЕ НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНА. ТО, ЧТО Я СЛЫШАЛА, НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛО МЕНЯ КАК МУЗЫКАНТА»

Меня все время спрашивают про татарскую эстраду. К сожалению, я не очень интересуюсь этой темой. Что-то иногда слышу, когда приезжаю в гости к родителям, иногда что-то попадается в социальных сетях, но специально ее я не слушаю. В большинстве своем мне это не нравится, хотя я не отрицаю, что есть прекрасные певцы, хотя имен вспомнить не смогу. Татарская эстрада мне не очень интересна, потому что то, что я слышала, не заинтересовало меня как музыканта. Мне интереснее молодые исполнители, которые пытаются делать что-то свое. Например, те исполнители, с которыми работает и раскручивает лейбл Yummy music. И Мубай, естественно.

Но я ничего не имею против эстрады, у нее есть свой слушатель, и это очень хорошо! Если бы этому слушателю не нравилась эта музыка, он не стал бы ее слушать. Спрос рождает предложение. Я не считаю корректным критиковать. Она не такая высокая пока еще. Она есть, но вкусы надо воспитывать. Эльмир Низамов в своей предыдущей статье все очень хорошо описал, полностью с ним согласна.

Если бы качественную музыку показывали по телевизору, то ее бы и слушали. Но показывают то, что проплачено. Но и каналы можно понять, им же тоже нужно как-то существовать...

В последнее время появились молодые ребята, которые хотят делать качественный продукт на родном языке, чтобы им не было стыдно за популярную татарскую музыку. Очень приятно видеть, что есть этот процесс, но, к сожалению, их не показывают на ТV. Сложилось какое-то статус-кво: для людей с канала «Майдан», к примеру, опасно, что появляется кто-то новый и интересный. И поэтому они делают вид, что это им не интересно, это им не нравится и это плохо. Эти ребята хотят делать что-то свое, они это делают искренне, честно и не ради денег. Мне очень понравилось, как написал Эльмир Низамов. Потому что если это показывать, народ начал бы привыкать по-тихонечку, потому что вкусы надо воспитывать. Раньше то, что показывали государственные каналы, — это была филармоническая музыка, Ильхам Шакиров со своими композиторскими вещами, к примеру. Они были высокого качества, и люди это слушали, потому что это было на каналах. А сегодня на каналах то, что есть на каналах. И поэтому люди слушают то, что льется с экранов телевизоров. Хотя, казалось бы, сейчас уже можно выискивать что-то в интернете, но надо этим заниматься.

Что касается возрождения худсоветов, то худсоветы — это тоже дело вкуса. Нужно, чтобы это был прозрачный процесс, ведь всегда можно предпочесть кого-то.

В Австралии и я, например, вхожу в состав жюри, которое отбирает заявки на гранты. У нас есть федеральная организация по искусству. Иногда я сижу в жюри и читаю все эти заявки. Они приглашают разных артистов, музыкантов из разных жанров, из разных штатов, людей разного уровня. Мы собираемся и выбираем. Это очень трудоемкая работа, потому что заявок приходит очень много, и это все надо прослушать. И у нас очень высокие критерии к тому, чтобы отобрать этих людей и дать деньги на их проекты. Естественно, там участвуют и организации. Это был для меня очень интересный процесс — увидеть то, как принимаются эти решения. И эта организация очень гордится тем, что все у них там делается корректно, то есть протащить кого-то своего не удастся. Конечно, у людей разные вкусы, но от того там и собирается такое разнообразное жюри, чтобы были отмечены все жанры — и классика, и джаз, и современная музыка. Потому что все знают, что некоторые жанры не коммерческие, но это не значит, что их не должно быть. В особенности все знают про оперу и балет, что это очень энергозатратный и дорогостоящий жанр, и государство это все обычно поддерживает. Это все делается для того, чтобы культура была интересной, разнообразной, многомерной. Чтобы и какие-то отдельные личности поддерживались тоже — те, которые пытаются что-то делать.

«Мне интереснее молодые исполнители, которые пытаются делать что-то свое. И Мубай, естественно» «Мне интереснее молодые исполнители, которые пытаются делать что-то свое. И Мубай, естественно»

Может, на отдельные личности у нас не особо обращают внимание потому, что у нас такая советская закалка? Еще нет привычки, что индивидуалы сами могут что-то менять. Хотя это уже начинает происходить. Но я не представляю, можно ли иметь такую систему грантов, например, в России. Чтобы музыканты писали свои заявки, которые должны быть хорошо оформлены, а гранты должны выдаваться на разные направления — не только на отдельный проект или выпуск конкретного альбома, но и на развитие. Например, просто чтобы поучиться у кого-то — ментора какого-нибудь пригласить, организовать мастер-классы. Чтобы люди могли пообщаться, обменяться опытом. В Татарстане, наверное, все это делается? Например, здесь есть команда молодых музыкантов, которые работают под лейблом Yummy music. Я не представляю, как они продолжают работать и существовать. Они много чего делают просто для того, чтобы держаться на плаву, а если бы их поддержать, было бы вообще неплохо.

«ЭСТРАДА — ЭТО ЯРКОЕ ЛИЦО НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ»

Может быть, министерство культуры не замечает эстраду и не хочет ею заниматься, но тем не менее эстрада — это такое яркое лицо нашей культуры, потому что это везде. Даже мои русскоязычные друзья обращают на это внимание. Это же все равно невозможно не слышать и не видеть.

Почему сегодня такое засилие молодых исполнителей? Всем хочется себя проявить, они же видят: вот он может, значит, и я смогу. Что такого-то? Пошел и спел караоке. Причем песни-то все одинаковые. Есть авторы, которые под копирку что-то пишут постоянно. Это все достаточно доступно, я не знаю, сколько это у них стоит. То есть они это делают не ради искусства, а ради того, чтобы мелькать на экране телевизора, еще для чего-то, не знаю...

И хорошо, что руководство республики обратило на это внимание. В России же как все делается: нужно, чтобы сверху пришел приказ, и только тогда начнет что-то происходить. Я думаю, раз уж президент у нас такой продвинутый и заметил, что нужно что-то делать, то, может быть, кто-нибудь подаст ему идею, что можно действовать и по-другому. Не просто сверху дать указание — давайте устроим замечательный концерт, имею в виду фестиваль «Үзгәреш җиле», а я уверена, он будет замечательный, но надо же эти таланты взращивать уже с молодых ногтей. Мне будет интересно посмотреть, что из этого получится, однако одним концертом, естественно, ничего не изменишь, но начало можно положить.

Чтобы не было стыдно, нужно, чтобы были хорошие певцы, чтобы была какая-то поддержка для их образования и для тех, кто проявляет инициативу. Возможно, нужно провести серию мастер-классов. Я со своей группой из Австралии могла бы приехать, Дениз Бадретдин из Финляндии также готов приехать. Кстати, здесь тоже есть очень хорошие музыканты, просто надо развивать их креативность. Люди умеют играть, но они зачастую копируют, а нужно работать над чем-то своим. Для этого тоже есть способы. Послушать много разной музыки, а потом трансформировать это во что-то свое, взять свое собственное зерно. Для этого тоже существуют определенные упражнения. Так что можно было бы организовать такую серию мастер-классов для тех, кто готов развивать свое творчество.

Возможно, нам нужно организовать свой конкурс «Голос». Это интересная идея, только если я буду в жюри! Так как там тоже есть возможность манипулировать. Телевидению ведь нужно, чтобы было все развлекательно и зрелищно, в итоге это может сказаться на качестве — все будет недостаточно глубоко.

«РЕТРОФУТУРИЗМ»

Лично у меня нет возможности часто приезжать в Казань, концерт я даю максимум один раз в год, но меня иногда приглашают на какие-то отдельные мероприятия. Делается это просто, чтобы разнообразить программу. Зачастую такие мероприятия бывают попсовыми, и поэтому сложилось такое впечатление, что я тоже эстрадная певица. То, что меня причисляют к эстраде, порой раздражает, а порой и умиляет. Но мне трудно определить свой жанр самой. Я просто делаю то, что мне нравится. Не знаю, в курсе вы или нет, но недавно я выпустила ретроэлектронный альбом Kosmostan, который был неким ответом на то, что меня иногда пытаются причислять к миру татарской эстрады. Но, похоже, моя ирония осталась не понятой казанской публикой. Kosmostan здесь не особо заметили. К сожалению, вышла только одна рецензия в журнале «Роллинг Стоун». Со стороны татарских СМИ интереса никакого не было.

Kosmostan — это был такой микс татарских народных песен под электронную музыку из фильмов про космос 1980-х годов. Kosmostan основан на легенде о принцессе Марса Татаэли, придуманной мною. Это образ марсианской принцессы Татаэли, осознавшей свои татарские корни и стремящейся вернуться на Землю. В записи принял участие виртуозный баянист Айдар Гайнуллин, лауреат 18 международных конкурсов, выступавший с Ростроповичем, Нетребко, Мацуевым и Башметом, а также организовавший в Берлине свой фестиваль Pantonale.

Продюсером альбома выступил Герман Попов (он же O.M.F.O. — Our Man From Odessa). На Kosmostan есть вполне намеренные элементы и ретро-поп-музыки, и многих других стилей, в результате алхимического союза эпических и модальных татарских элементов и космического электронного пафоса родился элегантный и романтический музыкальный поток абсолютно нового качества.

Я отнеслась к этому проекту с юмором. Мы называем свой стиль «ретрофутуризм». Там есть и комические темы. И все на татарском языке. Я рассчитывала, что он получит отклики в тюркоязычном мире. Не думала, что это будет хит, но надеялась, что привлечет внимание определенной аудитории. Но, повторю еще раз, моя ирония здесь осталась не понятой, Kosmostan здесь не заметили и не оценили. Возможно, наша публика еще не готова к такой подаче музыки.

«ЕСЛИ ТАТАРСКУЮ МУЗЫКУ ПОДАВАТЬ КАЧЕСТВЕННО, ТО ЕЕ БУДУТ СЛУШАТЬ НЕ ТОЛЬКО ТАТАРЫ»

Наверное, дороговато возить нас из Австралии. А так на мои концерты ходит культурная публика, они внимают каждый звук и каждую ноту, многие знают мою музыку. Очевидно, они ее очень долго слушали, и им приятно было услышать ее живьем. Я всегда на своих концертах спрашиваю: «Кто не понимает татарского языка?» Всегда поднимается много рук. Это говорит о том, что если татарскую музыку подавать качественно, то ее будут слушать не только татары. И я не просто татарскую национальную идею толкаю, а мне хочется играть хорошую музыку, и она может быть на любом языке, на котором я говорю. Люди тянутся к качеству, очевидно, плюс к необычному прочтению татарского материала — уже те, кто понимает. И мне приятно, что именно здесь мои идеи хорошо понимают.

Мое личное мнение таково: для поднятия уровня татарской эстрады надо начинать с низов — совершенствовать культуру потребления, работать с молодыми исполнителями, с молодежью вообще. Я думаю, что это делается, но быстрых результатов, наверное, нельзя ожидать.

Мне рассказали про новую моду на некоторые татарские темы: девочка Тамара (стикеры со слоганами «карале, карале, очпочмак украли» и т. п.), напиток «Бугульма», тот же «Инде» и пр. Возможно это неплохая тенденция для роста национальной гордости. Если я, конечно, правильно понимаю. Это означает, что к татарским вещам стали относиться, как будто это что-то такое родное. А не так, что мне стыдно и не интересно все татарское, особенно русскоязычным, у нас же много обрусевших, и эта неприязнь к татарскому на каком-то уровне, в подкорке, сидит. Но молодые креативные ребята нашли способ привлечь к этому внимание. Kosmostan из ряда таких вещей. Он сделан с иронией, с любовью к татарской культуре и к тому, что здесь есть и что здесь было, немножко с улыбкой мы на это все смотрим, можно ведь немножко и посмеяться над собой иногда. Но я слышала, что татарам не очень свойственна самоирония, поэтому, может быть, еще не дошли до этого.

Зуля Камалова

Уроженка Сарапула Зуля Камалова живет в Австралии с 1991 года, за это время она записала 8 альбомов со своей группой Children of the Underground и альбом Kosmostan c O.M.F.O., включая получивший престижную награду ARIA 2007 (Australian Record Industry Awards) альбом 3 Nights (2007). Он и диск The Waltz of Emptiness (2004) были изданы также и в Европе и продержались более 16 недель в первой десятке европейского хит-парада world music. В 2010 году Зуля выпустила новый альбом Tales of Subliming, который также получил прекрасные рецензии. В последнее время пишет музыку для театра. Написала музыку к спектаклю «Белоснежка. Заслуженная артистка Татарстана.

Читайте также:

«Мы, татары, не делаем открытий, а больше подражаем уже сказанному». Часть 1-я

Эльмир Низамов: «Проплаченные эфиры – это первый яд, который отравляет вкус слушателя». Часть 2-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.10.2016 13:30

Зуля - это лучшая певица из поющих по-татарски в популярном жанре

  • Анонимно
    15.10.2016 13:30

    Зуля - это лучшая певица из поющих по-татарски в популярном жанре

    • Анонимно
      15.10.2016 16:07

      Улыбнул клип на космическую тему. Будто вернулся в конец 70-х, когда в союзе "царствовал" прибалтийский Зодиак. Который в свою очередь производное от чисто западных основ электронной музыки.

      Что касается про "воспитание" татарской эстрады... Уже не получится - что бы взойти на вершины необходимо жить в среде музыкального драйва западной музыки с конца 60-х годов ХХ века. А если за спиной одни самоцветные : "не надо печалиться - надейся и жди.." , то и результат будет такой же.

      Назовите для широкой российской публики ряд имён: БиБи Кинга, Клэптона, Планта, Кенни Роджерса, Лайонела Ричи... 99,9 процентов их не знают. О чём тогда разговор?

      • Анонимно
        15.10.2016 16:58

        Соглашусь с Вами,БиБи Кинга, Клэптона, Планта, Кенни Роджерса, Лайонела Ричи слушают интеллектуалы и образованные очкарики,а 99,9 процентов обожают до умопомрачения Филю с Колькой и Стасика.М.

        • Анонимно
          17.10.2016 08:45

          Тут, кстати, кроется ответ на многие вопросы. У русских есть много великолепных исполнителей и интересных групп, а идут на стаса михайлова, филю и колю Так и в татарском обществе, есть Зули и Мубаи, а идут на Хамдуну и Салавата. Есть спрос - есть предложение. Всё нормально.

  • Анонимно
    15.10.2016 14:13

    Самоирония как раз свойственна татарскому народу. Вспомним Ходжу Насретдина. И восприятие его. Вообще татары любят жить играя (шаяра).
    Но проблема тут комплексная: недостаток выхода на респектабельные экраны и сцены; малая трансляция качественных концертов; большое сопротивление со стороны и уже русскоязычных татар с неприязнью к татарскому (о чем здорово подметила Зуля) и т.п.

    • Анонимно
      15.10.2016 15:33

      Как раз наоборот, совершенно не свойственна. Именно поэтому нет образа дурака в татарских сказках.

      • Анонимно
        15.10.2016 17:30

        Образ Ивана-дурака оставь себе.
        Ты же не понимаешь как татары подшучивают над собой и друг над другом. Это другой мир, другой менталитет.
        Вот есть самоирония у Ходжы Насретдина или нет?
        Ведь все мы выросли на сказках о нем, об ишаке и т.д.

  • Анонимно
    15.10.2016 14:28

    Она же не Зуля!!!!! А Зөлфия Камалова!

  • Анонимно
    15.10.2016 14:28

    Уш китерлек! Восхитительно!
    Надо начать немедленно пропагандировать ее со всех экранов радио и телевидения!

  • Анонимно
    15.10.2016 15:14

    из представителей татароязычного инди фолка Зуля одна.

  • Анонимно
    15.10.2016 15:38

    О татарской эстраде и говорить уже надоело, но и Камалова для очень узкого круга, который считает очень модным её песни и её исполнение, - потому и тусуются на её выступлениях. Вокал так себе, но самомнение прямо до небес.

  • Анонимно
    15.10.2016 16:06

    А почему ТНВ не пропагандирует таких певцов и артистов, как Зуля Камалова? Там должны быть представлены РАЗНЫЕ направления татарской музыки. А не одного типа, которое только и показывают на этом канале.

    • Анонимно
      15.10.2016 16:33

      Пщиму птамушта это не выгодно и не приносит доход,а ванильно-шоколадная татпопса приносит прибыль,причем не маленькую.

  • Анонимно
    15.10.2016 16:49

    Зуля Камалова это очень модно,посмотрел клип Рахимбая,со вкусом снято,в песне есть и инди фолк,cинти,электороника.Молодцы ребята!

  • Анонимно
    15.10.2016 21:02

    "Татарскую эстраду" делает такой в частности ТНВ...Можно подумать, что там сидят ярые татарофобы, делают все, чтобы сложилось отвратное мнение о татарской эстраде. Вы посмотрите на этот бесконечный повтор концертов "булгарского радио" с отвратительными ведущими, с их отвратными монологами, костюмами, с этими "колхозными" песенками... И глядя на всю эту вакханалию любой недоучка музыкального отделения музыкальной школы лезет на сцену с песенками "с своими словами" и "своей "музыкой". Сколько может такое продолжатся? Это дискредитация не только татарской эстрады, культуры а всего народа, языка.

    • Анонимно
      15.10.2016 22:31

      а как скудны певуньи и певцы на интервью... воистину дискредитируют. Всё наше общество, не зависимо от национальности.

    • Анонимно
      17.10.2016 08:42

      Да не татарофобы там сидят. Просто у них действительно такой вкус, им правда это нравится, поверьте. Тем, кто отбирает для показа клипы и концерты. Плюс денежный вопрос правит бал.

  • Анонимно
    16.10.2016 08:29

    А разве есть у современной татарской музыкальной популярной эстрады проблемы? Вроде, как бы, все идет своим чередом: какие запросы (спросы) - такие и предложения. И здесь, наверное, нет смысла сравнивать культуру одних народов и наций с другими: «Каждому - свое». Зачем нам татарские Эрик Клэптон или Джо Кокер, они нам нравятся английскими. Ведь, главное что в жизни? Наверное, все же, счастье от того, что делаешь. Делаешь самостоятельно - для души, от сердца; а не от ума, от которого часто бывает горе, потому что подвержено соблазнам (зависти, алчности, тщеславию). Так, что все якши - и биибез дэ и жырлыйбыз да. Главное не забывать: «Хэрэкэттэ - бэрэкэт».

  • Анонимно
    16.10.2016 08:31

    Камалова , Бедретдин- это синтетика, не настоящая культура татарского народа. А концерты Булгаррадиосы- примитив и тоже не культура. Это две крайности. А настоящее татарское в творчестве Хайдара Бегичева

    • Анонимно
      16.10.2016 10:01

      " А настоящее татарское в творчестве Хайдара Бегичева"-которого при жизни успешно травили его начальники.

  • Анонимно
    16.10.2016 19:42

    Зуля Камалова- поразительное явление. Тут один говорит про синтетику, непонятно что имея в виду.
    А она раздвигает границы татарской музыки. У нее каждое татарское слово звучит как музыка. Чистейший звук татарского языка с глубочайшим проникновением в его суть, в первоисточник. Голос -как чистейший родник.
    Надо, чтобы она звучала везде. Это как поэзия Пушкина, Тукая.

  • Анонимно
    16.10.2016 20:25

    Зуля это вечность наша. Молодец что поет на татарском языке.

  • Анонимно
    17.10.2016 22:04

    Единицы только такие, но это так и должно быть.

  • Анонимно
    18.10.2016 09:14

    господа, невыносимо крутые культурологи :) а, может, проблема в том, что Google Translater не знает татарского? а, вот, маори знает... ;)

  • Анонимно
    18.10.2016 13:20

    Зуля Камалова - это гармоничное сочетание ее внутренней культуры, всего исконно татарского, что передалось по ДНК и умение слушать и слышать лучшее, что происходит в современной музыке. У нее всегда будет мыслящая публика. Если бы ее слушали только потому то это модно, то ее популярность уже давно бы сошла на нет (она же не первый год выступает). Впервые я услышала ее живой концерт в Петербурге, и скажу я вам, вокруг меня сидели не татары, а русские и ловили каждую ноту ее чарующего голоса. Именно такие люди позволяют нести татарскую культуру дальше Татарстана, а пресловутую экранную популярную музыку не будет слушать больше никто кроме жителей Татарстана (и то не всех, слава Всевышнему).

  • лак40
    18.10.2016 14:19

    Вы забыли Великую татарскую певицу Народную певицу России и Татарстана заслуженного почетного, профессора всех времен и народов лауреата всеческих премий Венеру Ганееву))))

  • Анонимно
    29.10.2016 17:55

    Лучшая. Всегда жду её концертов в Казани.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль