Машиностроение 
19.10.2016

Мастер-класс лобби от Сергея Когогина: КАМАЗ выезжает на удвоении госсубсидий

Почему челнинские грузовики можно сравнить с мотоциклами Harley-Davidson

КАМАЗ улучшил свои показатели почти по всем экономическим направлениям, а его доля на российском рынке грузовиков составила 35%. Впрочем, как выяснил «БИЗНЕС Online», в прибыль автогигант вышел только благодаря выросшим в два раза госсубсидиям и улучшенному балансу прочих статей. Поэтому за будущее КАМАЗа тревожно: эксперты полагают, что без форсированной господдержки завод вряд ли смог бы отработать с прибылью.

КАМАЗ улучшил свои показатели почти по всем экономическим направлениям, а его доля на российском рынке грузовиков составила 35% КАМАЗ улучшил свои показатели почти по всем экономическим направлениям, а его доля на российском рынке грузовиков составила 35%

РАДУЖНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ

КАМАЗ, наконец-то, вышел в прибыль — такова главная новость отчетности автогиганта за три квартала нынешнего года. Как следует из опубликованного бухгалтерского отчета по РСБУ, за январь-сентябрь 2016-го валовая прибыль увеличилась на 2,7 млрд. рублей до 4,96 миллиарда. Чистая прибыль составила 279 млн. рублей против чистого убытка в 2,02 млрд. за январь-сентябрь прошлого года. Выручка тоже демонстрирует рост. Если в первом квартале текущего года она выросла на 23% до 17,2 млрд. рублей, то по итогам трех кварталов выручка увеличилась уже на 34,7%: с 52,7 млрд. рублей за 9 месяцев 2015 года до 71 млрд. за аналогичный период года текущего. Доходы КАМАЗа от участия в других организациях выросли на 391 млн. рублей до 653 миллионов. Правда, за это стоит благодарить совместные предприятия компании («Камминз Кама», «Кнорр Бремзе Кама» и др.), в том числе с Daimler, которые, к слову, стабильно показывают рентабельность на порядок выше, чем большой КАМАЗ.

Улучшились показатели почти по всем направлениям за счет наметившегося восстановления рынка тяжелых грузовиков, но в плюс выйти заводу удалось благодаря улучшению баланса прочих статей (реализация имущества, курсовые разницы и т. д.). Положительное сальдо прочих расходов и доходов удвоилось до 2,6 млрд. рублей. Тем не менее эксперты подчеркивают, что состояние рынка стабилизировалось, что и сказывается положительно на финансовой ситуации на КАМАЗе. Хотя от уровня собственно прибыли они особого восторга не испытывают. «Понятное дело, что такая прибыль — не лучший показатель, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ заместитель главного редактора московского журнала „Рейс“ Николай Мордовцев. — Но сам факт, что вышли в прибыль, — это очень хорошо. Это говорит о том, что сегмент российского грузового автопрома оживает, и КАМАЗ в том числе. В этом можно найти какое-то подтверждение того, что оживает и в целом экономика России. Но, понятное дело, без поддержки правительства этот плюс получить было бы невозможно».

Отметим также, что себестоимость продаж подскочила на 21,5 млрд. рублей. Здесь мы видим опережающий рост издержек в абсолютном выражении: они на 3,2 млрд. превышают рост выручки. Следовательно, реальная маржа просела. На рост издержек, по мнению руководителя ООО «Финам-Казань» Руслана Жукова, продолжает влиять низкий курс рубля при недостаточности локализации производства комплектующих. Вероятно, с запуском совместного с «Даймлер» производства кабин, а также большей локализации производства двигателей «Даймлер» издержки автопроизводителя будут в меньшей степени зависеть от валютных курсов. Также увеличились как коммерческие расходы компании (на 0,36 млрд. рублей до 2,46 млрд., что вполне адекватно росту оборота), так и управленческие — на 0,83 млрд. рублей до 4,25 миллиарда.

По данным аналитиков агентства «Автостат», в сентябре 2016-го объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 4,7 тыс. единиц, что на 13,4% больше, чем годом ранее. Таким образом, он показывает рост уже шестой месяц подряд. Лидером рынка грузовиков по-прежнему остается КАМАЗ, на долю которого в сентябре пришлось более 35% от общего объема. В количественном выражении это соответствует 1,7 тыс. штук — на 17,2% больше, чем год назад. На втором месте — ГАЗ, показатель которого составил 565 автомобилей (+25,3%). Замыкает первую тройку белорусский МАЗ (364 шт.; +13,8%). В пятерку лидеров также попали шведская Scania (320 шт.; +11,5%) и японский Isuzu (268 шт.; +36,7%).

В модельной структуре сентябрьского рейтинга лидером стал «КАМАЗ-4311», показатель которого составил 436 экземпляров, что вдвое больше, чем год назад. Следом идет еще одна модель камского автозавода — «КАМАЗ-6511» (368 шт.; -7,5%). В тройке лидеров находится и GAZ Gazon Next, сентябрь эта модель завершила с показателем 357 единиц, что вдвое больше, чем год назад. На 4-й и 5-й позиции — вновь продукция из Челнов: «КАМАЗ-6520» (315 шт.; +83,1%) и «КАМАЗ-5490» (209 шт.; +93,5%).

Темп прироста полученных субсидий в три раза опережает темп прироста выручки Темп прироста полученных субсидий в три раза опережает темп прироста выручки

ПОЧЕМУ ВОЛНУЮТСЯ «ПРОДАЖНИКИ»

Возвращаясь к отчету КАМАЗа, стоит обратить отдельное внимание на полученные заводом субсидии, которые за 9 месяцев выросли в 2,1 раза: с 5,5 млрд. до 11,5 млрд. рублей. Причем темп прироста полученных субсидий в три раза опережает темп прироста выручки. Из этого следует, что улучшение состояния КАМАЗа во многом обусловлено непропорционально возросшей поддержкой государства, и в меньшей мере — восстановлением спроса на грузовые авто. Жуков твердо уверен: не будь государственных дотаций, не видать КАМАЗу и прибыли: «Фактически предприятие получило бы валовый убыток в размере 6,6 миллиардов, если бы не 11,5 миллиардов рублей субсидий, направленных на поддержку высокотехнологичного производства и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В плюс финансовые результаты завода также могла вывести переоценка валютных активов и обязательств: у предприятия имеются активы и обязательства, номинированные в долларах, евро и иенах, причем сальдо в пользу обязательств, а они в рассматриваемый период подешевели в связи с укреплением рубля. В результате КАМАЗ смог отчитаться о получении чистой прибыли».

Рост субсидий не помог автогиганту выйти на прибыль от продаж: операционный убыток сократился на 1,5 млрд. до 1,7 млрд. рублей, а убыток от реализации — в 1,9 раза до 1,71 миллиарда. Иначе говоря, результат основной деятельности все-таки отрицательный. Кроме того, не исключено, что в следующем отчете показатели продаж могут серьезно просесть — именно из-за госсубсидий. Сегодня камазовские «продажники» не могут не испытывать тревог по поводу реализации машин новой линейки, оснащенной двигателями стандарта «Евро-5». К ней относятся, в частности, магистральные тягачи «КАМАЗ-5490», сразу взявшие высокий старт и потеснившие на отечественном рынке модели «большой семерки» иностранных производителей.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из камазовских дилеров, пожелавший остаться неназванным, грузоперевозчики, переключившись на отечественную технику со Scania и Volvo, стали массово обновлять свои автопарки, обладая дополнительным стимулом — госпрограммой утилизации старой техники и 10-процентным субсидированием лизинговых механизмов. В сумме господдержка обеспечивала разницу в цене «КАМАЗа» и импортного грузовика на уровне 800 тыс. рублей. Но к началу сентября действие программ завершилось, а ценовая разница сократилась до 200 - 300 тыс. рублей. Привыкший к дешевизне потребитель, по словам дилера, в новых условиях пока не проявил никакой реакции — клиенты ждут решения правительства по поводу возобновления программ, а дилеры пока распродают автомобили, забронированные летом по старой цене. По сути, модели «Евро-5» — флагманы импортозамещения, именно они стали альтернативой предложениям «большой семерки» и позволили КАМАЗу нарастить свою долю на отечественном рынке до 59% (по итогам 8 месяцев 2016 года). Если программы не возобновятся, удержать взятый рубеж автогиганту будет непросто.

Впрочем, лоббистским навыкам генерала КАМАЗа Сергея Когогина, который в паре с супругой, депутатом Госдумы Альфией Когогиной, выбивает заводу все возможные льготы, можно только позавидовать. Напомним, международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service указало главным фактором и силы, и слабости КАМАЗа его чрезмерную зависимость от господдержки. Поддержка проявляется через компенсацию утилизационного сбора, через госгарантию займов, через заморозку старого японского долга и традиционно через субсидирование госзакупок техники для нужд коммунальных служб, МВД, ФСБ и других ведомств. В устойчивости этой помощи не приходится сомневаться, так как ее гарантировал Владимир Путин. Правда, на самом КАМАЗе всегда стараются сместить акцент поддержки с предприятия, заявляя, что правительство помогает всему автопрому.

Лоббистским навыкам генерала КАМАЗА Сергея Когогина, который в паре с супругой — депутатом Госдумы Альфией Когогиной выбивает заводу все возможные льготы, можно только позавидовать Лоббистским навыкам генерала КАМАЗа Сергея Когогина, который в паре с супругой, депутатом Госдумы Альфией Когогиной, выбивает заводу все возможные льготы, можно только позавидовать

«КТО ХОТЕЛ СДАТЬ СТАРЫЕ «КАМАЗЫ» ПО УТИЛИЗАЦИИ, УЖЕ ЭТО СДЕЛАЛ...»

Скорее всего, отмеченные в отчетности тенденции будут прослеживаться до конца года. Жуков полагает, что в годовом отчете по РСБУ компания вновь отчитается о чистой прибыли. Однако аналитик отмечает, что для корректной оценки положения дел компании необходимо дождаться отчетности по МСФО. Напомним, что по итогам первого полугодия 2016-го КАМАЗ так же отчитался в получении чистой прибыли по РСБУ (27 млн. рублей), в то время как в консолидированной отчетности по МСФО показан чистый убыток в размере 1,93 млрд. рублей.

Эксперты «БИЗНЕС Online» также уверены, что КАМАЗ и впредь будет получать помощь государства в том или ином виде. Так что, считают они, без субсидий автогигант не останется. «Надо сказать, что почти в любой стране стараются поддерживать свой автопром, да и вообще свою продукцию, — говорит Мордовцев. — Можно вспомнить, например, как в США всяческими способами поддерживали производство мотоциклов Harley-Davidson, хотя мотоциклы-то так себе, средненькие, японцы и немцы их „давили“ очень сильно. Но в конечном счете за счет рекламы, грамотной маркетинговой стратегии и того, что надавили на патриотические чувства, Harley выплыл, сохранился и стал предметом гордости американцев. А можно вспомнить обратный пример: как загибался автопром Великобритании без господдержки. Поэтому, конечно, надо отечественный автопром поддерживать. Ведь не зря говорят, что одно рабочее место на заводах автопрома позволяет содержать еще десяток мест в смежных отраслях — химии, шинной промышленности, автокомпонентах и так далее. Ну и потом, Россия должна иметь свой грузовик, хороший грузовик. И КАМАЗу удается такие делать. И говорить о том, выживет ли КАМАЗ, если прекратятся субсидии, не стоит. Сейчас времена тяжелые. И правительство правильно делает, что его поддерживает».

Мордовцев подчеркивает: нельзя сказать, что полученные из федерального центра субсидии расходуются КАМАЗом неэффективно. Наоборот, он считает, что автогигант движется в правильном направлении, уходя от импортной составляющей. Кроме того, эксперт предлагает помогать КАМАЗу путем приоритетной поставки его техники на глобальные стройки типа крымского моста, космодрома Восточный и так далее: «Да, тендеры там надо задействовать. Но, наверное, надо преимущественно поставлять туда отечественные автомобили. Тем более КАМАЗ в различных исполнениях делает очень неплохие, конкурентоспособные автомобили. Конечно, там велика доля импорта, но КАМАЗ от этого уходит. Я говорю не про семейство 5490, которое просто называют „КАМАксор“ — „КАМАЗ“ и „Аксор“, я про семейство 6520. Там коробки стоят немецкие, но выпускающиеся в Набережных Челнах. И хорошие мосты там ставят. Раньше они были импортные, но сейчас запускается свое производство модернизированных мостов. Так что машины станут еще лучше. Останется на них только старая кабина. Но в Челнах сейчас строят завод по производству кабин. И не просто старых мерседесовских, второго поколения, а строят завод кабин „Мерседес-Бенц Актрос“. То есть это флагман, это самые свежие, самые последние кабины. И под такие машины, конечно, можно субсидирование получать. Так что все, что делается, делается абсолютно в правильном векторе. И поддержка правительства нужна, потому что КАМАЗ нужен стране, и страна нужна КАМАЗу».

Региональные дилеры, в свою очередь, высказывают опасения по поводу возврата клиентов на иностранную технику «Евро-5» в том случае, если программы утилизации и субсидирования лизинга не будут продлены. В частности, технический директор ЗАО «Чебоксарский автоцентр «КАМАЗ» Сергей Степанов указывает, что реванш «большой семерки» на отечественном рынке вполне возможен, хотя эффективность госпрограмм с точки зрения продаж снижается: «Тягач 5490 уже подорожал. Что будет дальше — непонятно. Да, КАМАЗ вышел в прибыль, но у него же все равно остаются большие кредиты, долгов много. С другой стороны, те, кто хотел сдать старую технику по утилизации, уже от нее избавились. Остальные предпочитают, видимо, продать свои старые грузовики самостоятельно, поэтому КАМАЗ, думаю, уже не так сильно зависит от программ. Если бы утилизация была без обязательства покупки, тогда бы сдавали, а поскольку надо покупать новые — залезать в кредиты или в лизинг, то люди уже не будут ими пользоваться. В Чувашии к этим программам, по-моему, равнодушны, потому что в этом году по республике продано «КАМАЗов» около 60 штук. В продажу идут в основном «Евро-4» и «Евро-5. Госпрограммы, конечно, сыграли свою роль в выходе КАМАЗа на прибыль, а с другой стороны сыграло и подорожание машин, и санкции, действующие на Россию, — кто-то из дилеров иномарок сворачивается».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.10.2016 14:55

Ну работал я на заводе 1 год назад, и что??? Литейка - 70% - продукция на сторону (не камазовская номенклатура), ПРЗ - Вроде продали КИП МАСТЕРУ, ЗД - продали КИП МАСТЕРУ, РИЗ - из 1 500 - 2000 работников и собственной территории - ютится в уголке АВЗ и ЗД и занимается только по факту мелкосерийкой и мелко срочным ремонтом оборудованием. Т.к. на сегодняшний день имею тесное отношение к перевозкам (в т.ч. и на Камаз) - таможенный терминал (КИП МАСТЕР) - 99% продукция для сборки камазов. Кром бремзе - отверточная сборка, Камминз - ВСЯ навеска на ДВС - импорт, ДВС и КПП мерседес - 100% импорт. Дальше продолжить? По факту Камаз - это рама, каркас кабины, бак топливный и горсть кронштейнов. Остальное все покупное..........

  • ПанАлекс
    19.10.2016 09:09

    Прогноз сбывается - КАМАЗ все больше превращается в "отверточную сборку". Абсурд ситуации, что бюджет субсидирует продажи грузовиков, которые минимум наполовину состоят из импортных узлов и комплектующих.
    Есть сомнение насчет продления госпрограммы - бюджет РФ уже на грани невыполнения защищенных статей, до Н.Г. уж точно не будет.

    • Анонимно
      19.10.2016 13:15

      А ты наверное в курсе за весь бюджет РФ? никому неизвестный серый кардинал

    • Анонимно
      19.10.2016 13:26

      Субсидируется производство и люди, а не импортные запчасти.

  • Анонимно
    19.10.2016 10:31

    Давать и получать взятки уже к навыкам относится которым надо завидовать!? Раз уж так не стесняются, может кафедру откроют себе ученные звания присваивать будут в зависимости от размера получаемых и даваемых откатов, а магистров сразу автоматом в чиновники на руководящие должности т.к. практика серых схем отработана уже.

    • Анонимно
      19.10.2016 13:24

      Во-первых, это тоже уметь надо. Чтобы без последствий. Во-вторых, у нас больше половины кафедр и так этим занимаются. На практике отрабатывают, так сказать.

  • Анонимно
    19.10.2016 10:53

    как производили грузовики низкого качества, так и производят.

    • Анонимно
      19.10.2016 12:06

      как пели "дифирамбы" в комментах так и поют. Таки стабильность имеет место быть.

  • Анонимно
    19.10.2016 10:54

    С КАМАЗОМ ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО.

  • Анонимно
    19.10.2016 10:56

    направленных на поддержку высокотехнологичного производства - вы на прз сходите

    • Анонимно
      19.10.2016 13:12

      И на Автомобильный. Его совсем не узнать. Новый завод.

  • Анонимно
    19.10.2016 10:59

    Как говорят, собака лает, а караван идет.
    КАМАЗ - это десятки тысяч работников.
    Это градообразующее предприятие в Набережных Челнах.
    Поэтому логика действий и менеджмента и власти понятна.
    С этим не поспоришь, такова жизнь.
    Работникам, кстати, это также выгодно.
    Так что плевки против ветра положительного эффекта не дадут.

  • Анонимно
    19.10.2016 11:12

    Поддерживаю камазовцев. не все в татарстане умеют такой авторитет у федералов, и субсидии это неплохо, путь лучше Камазу выделяют, чем в заграницу увозят.

  • Анонимно
    19.10.2016 11:31

    Из Камаза будут делать нашу Российскую Tesla. Не в смысле Камаз будет делать высокотехнологичные электромобили, а в смысле надувать пузырь на фондовом рынке как высокотехнологичной компании 21 века выпускающей беспилотные транспортные средства. Ну это лет через пяток навскидку конечно. Но ребятам на заметку - покупайте акции Камаза пока дёшево, лет через пять можете неплохо на всём этом заработать.

  • Анонимно
    19.10.2016 12:02

    Сколько можно массировать одну и ту же тему? Неужели это всё ещё кому-то интересно...

  • Анонимно
    19.10.2016 12:10

    Мы уже привыкли к играм КАМАЗа с отчетностью в своих интересах ) Самое мощное промышленное предприятие РТ

  • Анонимно
    19.10.2016 14:17

    Грустно читать некомпетентные комментарии
    некоторых читателей Б/О.
    Мол, КАМАЗ становится "отверточной сборкой" и т.п.
    Видимо, некоторые читатели ни разу не были на литейном, кузнечном, прессово-рамном, ремонтно-инструментальном заводах КАМАЗа, заводе двигателей, где десятки тысяч рабочих выпускают детали и узлы для собираемых на конвейере автомобилей.
    Видимо, некоторые читатели еще живут по экономическим законам каменного века, хотя и пользуются интернетом и понятие "международная промышленная кооперация" им не знакомо.
    Сообщаем, что международное производственное кооперирование, является неотъемлемым инструментом современного экономического уклада и получило наибольшее развитие в настоящее время не только в автомобильной отрасли, но и в других отраслях, где существует высокий уровень предметной специализации.
    Информируем, к примеру, что покупные комплектующие изделия в стоимости выпускаемых автомобилей составляют у американских компаний "Дженерал моторс" и "Крайслер" 40%, у французской "Рено" и итальянского "Фиата"- около 50%, у японских фирм "Тойота" и "Ниссан" - 60 и 65% соответственно.
    КАМАЗ по факту является международной компанией, производящей современные автомобили и также участвует в международной кооперации, без чего невозможно повышение качества выпускаемых автомобилей.
    Более того, КАМАЗ нужно хвалить за создание производственных мощностей совместных предприятий с зарубежными партнерами на территории России, где происходит постепенная локализация выпускаемых узлов и деталей. Это СП Камминз Кама, Кнор Бремзе, Федерал Могул, СП с Дайимлер и другие.
    В заключение короткого экскурса предлагаю некоторым читателям не ограничиваться чтением статей в Б/О, а расширять свой кругозор и знания другими общепринятыми способами.
    А может, еще и на работу в современное предприятие устроиться, чтобы не жить в "виртуальной скорлупе".

    • Анонимно
      19.10.2016 14:43

      Предлагаю некоторым читателям отработать смену где-нибудь на литейке. Даю свою отвертку и тысячу руб. Особое приглашение - знатоку вангардов и других мировых правительств, пусть освежит воспоминания о заводе

    • Анонимно
      19.10.2016 14:55

      Ну работал я на заводе 1 год назад, и что??? Литейка - 70% - продукция на сторону (не камазовская номенклатура), ПРЗ - Вроде продали КИП МАСТЕРУ, ЗД - продали КИП МАСТЕРУ, РИЗ - из 1 500 - 2000 работников и собственной территории - ютится в уголке АВЗ и ЗД и занимается только по факту мелкосерийкой и мелко срочным ремонтом оборудованием. Т.к. на сегодняшний день имею тесное отношение к перевозкам (в т.ч. и на Камаз) - таможенный терминал (КИП МАСТЕР) - 99% продукция для сборки камазов. Кром бремзе - отверточная сборка, Камминз - ВСЯ навеска на ДВС - импорт, ДВС и КПП мерседес - 100% импорт. Дальше продолжить? По факту Камаз - это рама, каркас кабины, бак топливный и горсть кронштейнов. Остальное все покупное..........

      • Анонимно
        19.10.2016 19:45

        движки и ПРЗ продали? вы точно на КАМАЗе работали?

        • Анонимно
          20.10.2016 05:37

          представь себе, да! И уже огораживают часть территории. Сдаточный корпус и цех сборки автобусных шасси продали уже года 4 как. И ПРЗ, ЗД и цех сборки шасси Камаз арендует у КИП МАСТЕРа.
          Ах да, для Вас по вестям камаза это не написали и не рассказали - значит лож......

          • Анонимно
            22.10.2016 21:49

            + 1000. Самый лучший комментарий. "Вести КАМАЗа" просветили.

      • Анонимно
        23.10.2016 22:36

        "Литейка - 70% - продукция на сторону (не камазовская номенклатура), ПРЗ - Вроде продали КИП МАСТЕРУ, ЗД - продали КИП МАСТЕРУ" - с луны упали?

  • Анонимно
    19.10.2016 15:10

    Да, тут многие диванные эксперты из Казани и др. городов не знают и не представляют масштаба завода КАМАЗ, это же целый комплекс заводов, целый город по территории ...

  • Анонимно
    19.10.2016 15:11

    КАМАЗу надо промышленный туризм организовать, тогда может и меньше будет бреда от диванных экспертов )

  • Анонимно
    19.10.2016 15:26

    Совсем недавно хвастались, что 5490 расходятся, как горячие пирожки. Что то быстро спеклись.

  • Анонимно
    19.10.2016 20:50

    Все СП живут и жируют за счёт большого КАМАЗе и деньги им текут с большого КАМАЗа что бремзе, что чина каминс.

  • Анонимно
    19.10.2016 21:27

    все это возможно пока в бюджете есть деньги а когда они кончутся что будут делать уже кончаются

  • Анонимно
    20.10.2016 08:02

    пройдет несколько лет и будем читать в БО как руководство камаза жило припеваючи за счет госдотаций.

  • Анонимно
    20.10.2016 08:06

    Автовазу то же помогали помогали и пока не поменяли руководство так бы до сих пор помогали бы. Почему при смене руководства на Автовазе произошли кардинальные изменения? почему выросло качество? почему же на Камазе топчется на месте? Как Когогин пришел все время его поддерживают дотациями. Если посчитать сколько вбухали дотаций, можно новый завод было построить с нуля!!!!

    • Анонимно
      22.10.2016 23:43

      Ну да. рассказывай сказки про то как все хорошо в тольяти, а то я не знаю, что там половина конвееров практически стоит

  • Анонимно
    21.10.2016 16:16

    ЗАО «Чебоксарский автоцентр «КАМАЗ» находится в банкротном состоянии.
    стадия банкротства.

    • Анонимно
      22.10.2016 21:46

      Ну это же "дочка" КАМАЗа. Отношение к своим - как с Марса пришлым-знать про вас не знаем и знать ни хотим. О помощи даже и не заикайтесь. Ждите - скоро КАМАЗ назначит в Чебоксарах нового дилера. Стратегия такова- пусть другие зарабатывают, КАМАЗу и дотаций хватит. Пример: Ростовский автоцентр- назначили дилера РБА (РусБизнесАвто), и т.д -смотрите сайт ПАО КАМАЗ.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль