Общество 
21.10.2016

Камиль Самигуллин: «После Илдуса хазрата было всего три кандидата. Куда все герои делись?..»

Муфтий РТ рассказал, пойдет ли на выборы весной 2017 года и почему отказался от поста ректора Болгарской академии

«Мы были в Грозном, ни одной мечети не нашли на русском языке!» — прокомментировал глава ДУМ РТ резонансное решение проводить пятничные проповеди исключительно на татарском языке. Также в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, ждет ли отстранение скандального имама Сейджагфара Лутфуллина, раскритиковавшего танцы на фоне Белой мечети, а также объяснил, почему Альфрид Бустанов так и не возглавил Болгарскую академию, а ее рабочим языком будет арабский.

Камиль Самигуллин: «Собираюсь — не собираюсь, но, если моя работа найдена будет полезной, если наши мухтасибы и имамы пожелают, чтобы я продолжал работать...Все зависит от Аллаха, как Господь захочет» Камиль Самигуллин: «Собираюсь — не собираюсь, но если моя работа найдена будет полезной, если наши мухтасибы и имамы пожелают, чтобы я продолжал работать... Все зависит от Аллаха, как Господь захочет» Фото: Сергей Елагин

«ЕСЛИ МЫ ХОРОШО ИЗУЧИМ СВОЙ ЯЗЫК, ОКЕАН ЗНАНИЙ ОТКРОЕТСЯ ПЕРЕД НАМИ»

Закладка камня в фундамент Болгарской исламской академии, республиканский ифтар и новое издание Корана — именно эту тройку событий 2016 года муфтий Татарстана Камиль Самигуллин назвал наиболее важными в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». Что касается резонансного постановления августовского пленума ДУМ РТ об обязательности проведения пятничных проповедей исключительно на татарском языке, то оно было, по мнению председателя организации, продиктовано временем. Нужно было стимулировать молодежь к изучению родной речи. В противном случае можно потерять духовное наследие предков.

«Это хорошая причина выучить язык. Это не минус. Огромный плюс для нас, — уверен Камиль хазрат. — Часто люди обращаются и говорят: «Мы не понимаем, мы ждем книгу. Когда же нам переведут такой труд, такой труд?» Напоминаем, что довольно-таки большое количество книг было напечатано до революции, в том числе и на татарском языке. Если мы хорошо изучим свой язык, вернемся к истокам — океан знаний откроется перед нами».

Самигуллин приводит здесь в пример опыт Чечни. В этой северокавказской республике в мечети никогда не услышишь русскую речь. Все проповеди и наставления ведутся только на чеченском языке. Хотя среди прихожан, как и в Татарстане, есть представители других национальностей, некоторая часть городской молодежи не совсем хорошо понимает язык своего народа.

В Галеевской мечети, которая расположена в одном комплексе с резиденцией татарского муфтия, лишь два раза в неделю занятия ведутся по-татарски, а в остальные дни — на русскомФото: Сергей Елагин

«Мы были в Грозном, ни одной мечети не нашли на русском языке! — напоминает гость редакции „БИЗНЕС Online“. — Хотя это и часть России, все говорят на своем языке. Я скажу больше. Когда ты сидишь на пятничной проповеди, конечно, мы улавливаем по арабскому тексту, о чем идет речь, понимаем общий смысл, и возникает желание: как было бы хорошо, если бы я понимал этот язык! Быть может, он и не пригодится никогда, но возникает желание понимать этот язык и выучить его. Прекрасно же, если люди будут слушать татарский язык, захотят его изучать».

По словам Самигуллина желающие слушать проповеди на понятном им языке могут прийти в другое, не пятничное время. Вот уже полтора месяца во многих мечетях проходят уроки по основам ислама. В частности, в Галеевской мечети, которая расположена в одном комплексе с резиденцией татарского муфтия, лишь два раза в неделю занятия ведутся по-татарски, а в остальные дни — на русском. Но почему-то, по словам Камиля хазрата, те люди, «которые громче всех кричали, что их лишают возможности понимать проповедь», сами на эти занятия не приходят, ссылаясь на нехватку времени.

Мегаобразовательный проект Болгарской исламской академии в настоящее время развивается, полным ходом идут подготовительные работыФото: president.tatarstan.ru

МУФТИЙ ТАТАРСТАНА НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ «ОБЛОЖКОЙ» БОЛГАРСКОЙ АКАДЕМИИ

Конечно, в ходе разговора была затронута и тема Болгарской исламской академии. По словам муфтия РТ, этот мегаобразовательный проект в настоящее время развивается, полным ходом идут подготовительные работы. На этой неделе в ДУМ РТ прошло очередное совещание по этому вопросу, где говорили о расписании, пуле ученых, которых хотят видеть в академии, обсуждали основные направления образовательной работы.

«Все документальные вопросы разрабатывает ДУМ. После того, как они завершатся, различные подготовительные курсы начнут работать. Рабочий язык будет арабский, это мы с Рафиком Мухаметшиным (ректор РИИ, куратор проекта академииприм. ред.) обсуждали, если мы хотим выйти на международный уровень, то это должен быть язык религии. Если приедут арабы, научим их татарскому».

Что касается ректора академии и шорт-листа с именами главных претендентов на это кресло, Камиль хазрат сказал об этом лишь намеками, не назвав каких-либо конкретных имен: «Есть идеи, есть мысли, над этим работаем. Я считаю, он должен быть россиянином. Найдется ли такого уровня человек? Ищем, не может ведь быть такого, чтобы на огромную страну никого не было. Но нужно ведь, чтобы эта кандидатура устраивала всех трех учредителей». Среди них, как известно, ЦДУМ РФ, союз муфтиев России и, собственно, ДУМ РТ.

Что касается исламоведа Альфрида Бустанова, то муфтий РТ подтвердил его выдвижение претендентом на кресло ректора. Но единого мнения об этой кандидатуре среди учредителей не нашлось. Поэтому поиски будущего шефа Болгарской исламской академии продолжаются.

Кстати, оказывается, возглавить ее предлагалии и самому Самигуллину, но тот отверг подобную перспективу: «Я — бакалавр, я не имею морального права, я даже не магистр. Какое я имею моральное право управлять организацией, в которой будут магистры и доктора? Понятно, что я могу, будучи ректором, учиться параллельно, но для этого надо как минимум пять лет. Можно быть, конечно, обложкой, взять хороших ребят, чтобы работали, но это сложно».

О ВЫБОРАХ МУФТИЯ ТАТАРСТАНА И БУДУЩЕМ СЕЙДЖАГФАРА ЛУТФУЛЛИНА

Если с главными событиями этого года все более-менее ясно, то 2017-й для ДУМ РТ будет также по своему историческим. Весной должны пройти выборы нового муфтия Татарстана. У Самигуллина эти полномочия истекают. «БИЗНЕС Online» напрямую спросил у действующего председателя духовного управления мусульман Татарстана: пойдет ли он на эти выборы?

«Собираюсь — не собираюсь, но если моя работа найдена будет полезной, если наши мухтасибы и имамы пожелают, чтобы я продолжал работать... Все зависит от Аллаха, как Господь захочет», — ответил муфтий РТ.

Весной должны пройти выборы нового муфтия Татарстана. У Камиля хазрата Самигуллина эти полномочия истекаютФото: Сергей Елагин

Не так давно заместитель председателя ДУМ РТ Рустам Хайруллин, отреагировав на материал в СМИ о претендентах на кресло лидера мусульман Татарстана, назвал это попыткой «рассорить наш дружный коллектив» и добавил, что на ближайшие 30 - 40 лет уже есть муфтий и это Камиль хазрат. Сам Самигуллин опроверг возможность столь длительного главенства в татарском муфтияте.

«По уставу у нас два срока, если устав не будет меняться, то два срока подряд. Что касается кандидатов, то каждый человек, который соответствует правилам, условиям, чтобы было исламское образование, минимум пять лет работал имамом и так далее, человек может сам выдвинуться — в этом нет никаких проблем. Во время Гусмана хазрата [Исхакова] было, по-моему, 13 кандидатов, после Илдуса хазрата [Файзова], известных событий, было всего три кандидата. Куда все герои делись? Было тяжелое время — было всего три кандидата. Сложный был период, а сейчас вроде бы все спокойно, мне кажется, должно быть побольше еще».

Как бы там ни было, этот вопрос должны решить сами татарские священнослужители — справедливо и путем голосования. Также, кстати, как и судьбу имама Закабанной мечети Сейджагфара Лутфуллина, который нелестно отозвался о «грязных танцах» возле Белой мечети все там же, в Болгаре, певицы Резеды Ганиуллиной, что получило широкий общественный резонанс.

Кстати, как сказал муфтий Татарстана, его больше всего возмутил даже не фон, а место съемок: развалины старой мечети возле Большого минарета. «Это Ханская мечеть, где наши предки совершали молитвы, не правильно было совершать танцы там», — сказал лидер мусульман Татарстана. Что касается судьбы самого Лутфуллина, то, по информации источника «БИЗНЕС Online», якобы ДУМ РТ «сверху» дали установку не пропустить скандального имама на аттестации, которая проходит именно сейчас. Но Самигуллин это опровергает: «Аттестация проходит большой комиссией. Если человек соответствует всем нормам — правильно читает Коран, знает правила, то есть соответствует всем уставным правилам, почему не пройдет человек? Если уровень образования позволяет — проблем нет».

После перехода мечетей на татарскую речь собирается ли муфтият разрешить совершение намазов на татарском языке? Когда создадут мусульманский телеканал, где и как скоро можно будет увидеть перевод Корана на язык Тукая? С ответами на эти вопросы, а также полной стенограммой интернет-конференции «БИЗНЕС Online» с Камилем Самигуллиным можно будет ознакомиться на страницах нашей газеты.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (111) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.10.2016 13:51

Он как был, так и остался русским. Что это за выдумки про состояние души

  • Анонимно
    21.10.2016 11:59

    Так что русским в исламе делать нечего!

    • Анонимно
      21.10.2016 12:14

      Вот я русский и я мусульманин, буду ходить на проповеди как и раньше
      и есть мечети в Казани и Челнах, где останутся пятничные проповеди на русском языке (это уже было сказано)
      в некоторых мечетях все-таки русская группа прихожан большая, не все из них понимают все слова на татарском языке

      • Анонимно
        21.10.2016 13:32

        Русский - это не графа в паспорте. Это состояние души и образ жизни. Став мусульманином, ты перестал быть русским. Теперь для тебя предписан другой язык - арабский, потому что на нём написано всё то, чем ты собираешься жить дальше, а также другая одежда, другое питание и много чего другого. Это твой выбор, его никто не осуждает, но - теперь ты не русский. Никогда более не говори этого, иначе ты будешь двуличен и тебя отторгнут и те и другие.

        • Анонимно
          21.10.2016 13:51

          Он как был, так и остался русским. Что это за выдумки про состояние души

        • Анонимно
          21.10.2016 14:10

          Да, ему будет трудно. Но он гораздо больше русский, чем вы, даже не сомневайтесь.

        • Анонимно
          21.10.2016 14:23

          А кто атеист?

        • Анонимно
          21.10.2016 14:48

          русский это национальность, татар это национальность, немец это национальность

          но всегда есть "учители жить", скоро они будут говорить что казанец это состояние души и у казанцев особенная миссия и путь, образ мысли и строение тела

          я русский по национальности
          и всегда им останусь, твое мнение меня совершенно не интересует

          • Анонимно
            21.10.2016 15:31

            Заблуждайся дальше. Если не дети твои, то внуки уж точно - не вспомнят, что их предки были русскими. Ты, как и множество других, ассимилируешь и растворишься в общей массе людей, имеющих гражданство, но не национальность.

            • Анонимно
              21.10.2016 16:02

              Да какая разница кто и какой национальности. Мы все одинаковые, кроме каких-то мелких внешних деталей: разреза глаз, цвета кожи и волос... Не только русские и татары, но и европеиды и негроиды.

              • Анонимно
                21.10.2016 18:52

                Как раз наоборот - мы все разные. И поэтому наш мир прекрасен в своём многообразии. Если бы все были одинаковые, наверное, жизнь на Земле не имела бы смысла.

                • Анонимно
                  21.10.2016 20:44

                  У нас разные десятые доли процента, или даже сотые, генов, которые как раз отвечают за цвет кожи, глаз и др. внешние признаки. А так - мы все люди. Разные по характеру, воспитанию и т.д. Но мы гораздо ближе, чем Вам кажется.

            • Анонимно
              22.10.2016 00:48

              Вот когда-то твои предки приняли у Греков христианство и переняли христианскую культуру, греческие имена.

              Ты от этого стал греком? Нет

              Вот и не волнуйся, русские могут быть любой религии, какой сами захотят,

              могут быть атеистами если им угодно

          • Анонимно
            21.10.2016 18:56

            русский - это НАЦИЯ, татарин - это НАЦИЯ, немец - это НАЦИЯ, американец - НАЦИЯ, француз - НАЦИЯ и т.д. В каждую из наций входит несколько национальностей. Можно сменить НАЦИЮ, отвергнув предыдущую и перейдя в новую. Яркий пример перехода - американцы.

        • Анонимно
          21.10.2016 15:28

          Этот русский по-больше русский человек чем вы :)

        • Анонимно
          21.10.2016 15:33

          Воистину, не знаю, кто записал Ваши слова - Ракиб или Атид, но что то подсказывает, что Вы попутали понятия, как бы соизмеряете пальцы руки и ноги.

          • Анонимно
            21.10.2016 19:03

            Хотите козырнуть тем, что прочли пару арабских книжек? Смешно.

            • Анонимно
              21.10.2016 22:15

              Смеется тот, кто смеется последним. Вы прсмеялись сейчас, Он посмеется потом.... над Вами. Уже не смешно? Не соизмеряйте себя с другими обьемом знаний. И количеством книг. Вы, воистину и есть сами смешной человек.

        • Анонимно
          21.10.2016 15:49

          То, что ты пишешь это уже совсем хамство

        • Анонимно
          21.10.2016 16:06

          По вашему он должен называть себя арабом?

        • Анонимно
          21.10.2016 17:27

          А как быть тогда русским, которые ходят в католическую церковь, и протестантов среди них немало. Мне кажется национальность определяется самоидентификацией, а не состоянием души или нет. Вот у татар есть и православные и мусульмане, но никому в голову не приходит отлучать от своей этнической принадлежности.

          • Анонимно
            21.10.2016 18:50

            А в чём же тогда, по вашему выражается самоидентификация нации? Она в этносе - в родстве, в культуре, в религии. Ну так и покажите мне, например, татарскую культуру, которая базировалась бы на католическом вероисповедании? Есть такая? Нет. Ну так и НЕТ и не может быть русской культуры, основанной на исламе. У русских нет этнического наследия, связанного с исламом, нет русского языка, связанного с исламом, нет русских искусств, связанных с исламом, нет русских обрядов, связанных с исламом и так далее. Можно не понимать этого, можно отрицать это, но бессмысленно это опровергать. Если порассуждаете разумом - сами поймёте.

            • Анонимно
              21.10.2016 21:49

              Здесь я с вами и согласен и не согласен. С одной стороны вы правы, есть особый этнический менталитет, психология народа, связанная с традициями, особая душа. У татар это выражается как МОН, слово носит различный смысловой оттенок, особый внутренний мир, естественно оно такое же и у русских. но с другой стороны сам человек определяет свою этническую принадлежность. Например русские в третьем или четвертом поколении в Америке разговаривают с американским акцентом и многое что в них утеряно, но они себя считают русскими.
              Таким образом, здесь значительно всё противоречиво.

              • Анонимно
                21.10.2016 22:55

                Русский - тот, кто поёт колыбельную детям на русском, кто разговаривает друг с другом на русском, кто молитвы возносит на русском, кто пляшет и веселится по-русски, кто по-русски любит, кто по-русски живёт, у кого душа "нараспашку". Русские эмигранты - это уже американцы. Да, у них есть русские корни, предки, но они уже НЕ живут русской жизнью, значит они уже не русские по факту. Они общаются друг с другом на английском, они с детьми разговаривают на английском, у них американские манеры, у них американский стиль жизни. Они - часть американской НАЦИИ. Они уже не русские. У них есть лишь память о том, что они были русскими когда-то; у их детей этого уже не будет.
                Так же и с русскими в исламе. Если произносишь молитвы на чужом языке, стремясь всё глубже понять и проникнуться этой религией, если живёшь по законам ислама, если поведение - твоё, твоей жены, твоих детей диктуется нормами шариата, если ты празнуешь исламские праздники, то как ты можешь называться русским? Ты же ничего русского не делаешь, ты живёшь нерусской жизнью.
                Так скажи самому себе об этом честно - ты принял чужую культуру как родную, она тебе ближе, понятнее, лучше. Да, ты был когда-то русским, но теперь ты - мусульманин без национальности.

                • Анонимно
                  21.10.2016 23:40

                  Только так и не иначе? Русский, естественно, с русским на русском будет разговаривать. Опять молитву сюда суёте. Да верующих не так много, на самом деле. Они шумные только. Вот и кажется, что большинство. Пляшет кто как может, хочет и умеет. Любит... Ну это вообще абстракция. И среди русских есть и открытие, и не очень люди. И все они, в общем-то, русские. Но мы же современные люди, не надо зацикливаться на национальности!

                  • Анонимно
                    22.10.2016 01:14

                    Вы уж определитесь - вы действительно религию исповедуете, или пространно рассуждаете на эту тему? Вот у старообрядцев - не пришел в церковь на молитву 3 раза без уважительной причины - тебя отлучают от религии. То есть ты - чужой, ты живешь по иному, не так, как предписано. Так что, или ты с религией - или нет. То, что ты при этом верующий - это твоё дело. Но религия - это еще и общая дисциплина. Вступил в ряды - выполняй правила, или уходи. Так и здесь - если ты исповедуешь ислам - ты не можешь БЫТЬ русским. Можешь считать себя таким, но быть не сможешь.

                    • Анонимно
                      22.10.2016 10:29

                      А как вам пример с евреями? Большинство после Октябрьской революции взяли себе русские имена и фамилии, но евреями и иудеями быть не перестали. Сейчас ,многие из них, живущие в РФ, не знают идиш или иврит, говорят по-русски, но евреями быть не перестают. Даже , если принимают православие, то остаются евреями. Так как все дело в НАЦИОНАЛЬНОМ МЕНТАЛИТЕТЕ. Так и с русскими, принявшими ислам. По менталитету они не перестали быть русскими. И религия здесь ни причем.

                • Анонимно
                  22.10.2016 01:09

                  Русские ведь многое переняли у других народов
                  у немцев, французов, греков язык сплошная смесь др языков, история это смесь разных народов.

                  У 90% греческие имена

                  Ранее до крещения
                  ведь была вера языческая, поклонялись природе, богам ставили идолы.

                  Где теперь все это? Все перенятое у кого-то.

                  Одежду носим американскую (джинсы, толстовки, футболки, кеды, кроссовки)

                  Компьютеры и телефоны используем китайские

                  Русский может быть любой религии и может знать любой язык. Какой посчитает нужным.
                  И он останется так же русским по национальности.

              • Анонимно
                21.10.2016 23:20

                Толстый полковник в армии тоже считает себя бойцом, воином. Он им действительно был когда-то раньше. Но вот теперь, по факту - у него одышка, он заплыл жиром, сидя в кабинете и т.д. Он перестал жить жизнью солдата, поэтому теперь - он не боец, как ни называй.

            • Анонимно
              21.10.2016 23:37

              Да ладно, сейчас уже религия к культуре имеет отдалённое отношение.

              • Анонимно
                22.10.2016 01:00

                Религия, вообще-то, четко диктует: как тебе следует жить. И если ты действительно исповедуешь религию, а не просто болтаешь языком, то ты не имеешь права жить иначе. Так у тебя и не будет никакой другой культуры, кроме той, что разрешено религией. Ну а если для тебя религия - это просто мода, тогда и говорить не о чем.

            • Анонимно
              22.10.2016 00:35

              Это вы перегнули.

              Когда-то русские не были православными христианами, а были язычниками и поклонялись разным тотемам-идолам.

              Это не мешало им быть русскими.

              Русский это не православный христианин, русский это национальность, им может быть атеист, буддист, мусульманин, агностик.

              И вообще человек который себя не связывает религией и ей не интересуется тоже может быть русским, как и любым другим.

            • Анонимно
              22.10.2016 00:39

              Православие у русских от Греков, получается вы греки теперь что ли?

              А они позаимствовали христианство у евреев из Иерусалима, получается вы теперь евреи?

              Русские сами заимствовали чужую культуру, у греков (православие, имена, строение государства) у Голландцев и других европейцев (культуру одеваться, музыку, литературу, образование, архитектуру и технологии строительства, военные технологии, университеты, больницы и др.), сейчас многое перенимают у американцев и даже иногда у китайцев

        • Анонимно
          22.10.2016 00:46

          Русские ведь тоже заимствовали культуру.

          Почти всю.

          Русские сами заимствовали веру у греков (а также имена, например имя Владимир, Дмитрий, Кирилл - это греческие имена) в русском языке множество заимствований из французского, немецкого, польского и языков народов СССР

          Да и костюмы русские носят не национальные, а джинсы и футболки, которые придумали на западе, а сшили в Китае.

          Так вы греки?

          PS: Русский это не вера. Это национальность. Можете быть буддистом если хотите
          и быть русским по национальности

      • Анонимно
        21.10.2016 19:06

        Нельзя быть одновременно и настоящей женщиной и настоящим мужчиной. Выбирая что-то одно по настоящему, от другого приходится полностью отказываться. Можете обманываться на этот счёт, но в итоге поймёте это сами.

    • Анонимно
      21.10.2016 12:15

      Ты решает кому что делать?

    • Анонимно
      21.10.2016 12:23

      Можно выучить язык, ничего страшного в этом нет.

      • Анонимно
        21.10.2016 14:37

        Кто вас учит усложнять религию? Принятие Ислама не должно быть обузой для человека. Просто ощущается тенденция принятия Ислама русскими людьми, а государство через свой инструмент - муфтият хочет восприпятствовать этому.

        • Анонимно
          21.10.2016 19:02

          Просто ощущается чья-то нездоровая тенденция говорить желании русских принять ислам. Кому-то очень хочется, чтобы так было, и он своё желаемое пытается выдать за действительное. Русский никогда не перейдёт в ислам, если он считает себя русским. Вот если он сам не знает - кто он, родители ему не смогли объяснить, и строчка в свидетельстве у него "русский" - ни о чём ему не говорит, тогда он может перейти куда угодно, хоть в сатанизм.

          • Анонимно
            21.10.2016 23:41

            "Считает русским". Ну если русский, то он русский. Вы вообще за всех не говорите.

          • Анонимно
            22.10.2016 00:50

            За всех не нужно говорить, говорите за себя

            Раньше многие русские были язычниками и перешли с подачи греков в православие

            и что перестали быть собой? да вроде нет

    • Анонимно
      21.10.2016 12:40

      Это один момент - русским, тем более православным в исламе делать нечего, второй момент - муфтий поинтересовался бы много ли русских осталось в Чечне? По переписи 2010 года русских в Чечне осталось 24382 человека или 1,9% от общей численности населения в 1268989 чел.

      • Анонимно
        21.10.2016 14:58

        Ислам учение для всех национальностей, он не делит людей на арабов и не арабов

        Чтобы бросаться "заявлениями" изучите суть вопроса.
        Татарин

        • Анонимно
          21.10.2016 23:25

          Ислам был ниспослан арабам на арабском языке. Специально для того, чтобы его исповедывали арабы. Евреям Бог ниспослал послание на их языке, русским - на их языке. Каждому было дано руководство к действию, не требующее никаких переводов и толкований. Но люди почему-то пытаются одно и то же учение но на разных языках навязать друг другу, как "самое правильное"

          • Анонимно
            22.10.2016 01:18

            Вы уверены, что "русским Бог ниспослал послание на их языке"? Вы какое послание имеете в виду, - не Библию, случайно? Христос (мир ему), по-вашему, был русским, и говорил на русском?

            • Анонимно
              22.10.2016 10:39

              Христос не знал русского языка, да и России (руси) тогда не было
              даже в проекте

              Город Дербент в Дагестане, кстати, уже тогда существовал более 1000 лет

    • Анонимно
      21.10.2016 15:30

      Раз делать нечего, то почему есть тенденция на принятие русскими людьми ислама?
      Что-то не сходиться у вас

      Ислам это учение, у учения не может быть национального подтекста

  • Анонимно
    21.10.2016 12:04

    Вести проповеди на татарском языке лучшее решение ДУМ РТ

    Полностью поддерживаю слова Хазрата Камиля Самигуллина
    надеюсь он будет после 2017 года главным Муфтием Татарстана.
    Нияз

    • Анонимно
      21.10.2016 13:28

      Это лучшее решение работника муфтията, написать здесь...

      • Анонимно
        21.10.2016 14:52

        Я не работник муфтията,
        я рад что буду больше слышать свой родной язык

        И в этом нет ничего плохого

    • NIYAZ
      21.10.2016 13:38

      но при этом не все хазраты ведущие проповедь владеют татарским языком в должном образе.
      получается у них "чыктым аркылы купер".

      на курсы бы отправить их за свой счет.

  • Анонимно
    21.10.2016 12:08

    "«Мы были в Грозном, ни одной мечети не нашли на русском языке!», — прокомментировал глава ДУМ РТ резонансное решение проводить пятничные проповеди исключительно на татарском языке." ТАК В ЧЕЧНЕ РУССКИХ НЕТ ПОЧТИ ПОЭТОМУ СРАВНЕНИЕ НЕ ПРАВИЛЬНОЕ!!!

    • Анонимно
      21.10.2016 12:54

      какой отсюда следует вывод? хочешь где-то свободно говорить на своем языке, будь там абсолютным большинством..

      • Анонимно
        21.10.2016 15:21

        Ну так и есть. В татарских деревнях же по-татарски говорят. В городах по-русски. Вам это раньше в голову не приходило что ли?

    • Анонимно
      21.10.2016 12:59

      А он в Чечне хоть одного русского видел? Или среднеазиата?

  • Анонимно
    21.10.2016 12:21

    Бустанов - это второй Беккин, только вдвойне сноб и высокомерен. Поэтому лучше такого не надо на пост ректора. А то уйдет потом со скандалом как Беккин.

  • Анонимно
    21.10.2016 12:25

    ДА! Чечня достойный пример для подражания... (произносить с иронией)

  • Анонимно
    21.10.2016 12:35

    Правильно Муфтий говорит. Не надо нам русского языка в мечетях

    • Анонимно
      21.10.2016 15:27

      Я рад тому что буду больше слышать свой родной язык и общение происходить будет на нем во время проповедей

      PS: Ничего не имею против русских людей и русского языка

  • Анонимно
    21.10.2016 13:12

    Большей части населения страны не нужны ни церкви ни мечети. Судя по количеству прихожан. Это вообще бизнес -проект узкой группы "товарищей".

    • Анонимно
      21.10.2016 13:59

      Вам бы для начала следовало бы посетить мечети...сколько там молодежи, детей, а сколько в церквях.разница существенная.

    • Анонимно
      21.10.2016 13:59

      Вам бы для начала следовало бы посетить мечети...сколько там молодежи, детей, а сколько в церквях.разница существенная.

    • Анонимно
      21.10.2016 14:53

      Насчет церквей согласен с данным товарищем

    • Анонимно
      21.10.2016 15:02

      Видно, что человек ранее не был в мечетях и в церквях

      И в мечетях много сейчас народу и в церквях (особенно если учесть праздник Пасху) у меня соседи православные и коллеги по работе, они ходят в церковь и это негативным ничем на них не отразилось

      PS: Религия не делает человека хуже или лучше, хуже или лучше его делают плоды его работы, результаты его жизни

  • Анонимно
    21.10.2016 13:16

    Вот честно ответил муфтий по поводу ректора академии исламской.... «Я — бакалавр, я не имею морального права, я даже не магистр. Какое я имею моральное право управлять организацией, в которой будут магистры и доктора? Понятно, что я могу, будучи ректором, учиться параллельно, но для этого надо как минимум пять лет. Можно быть, конечно, обложкой, взять хороших ребят, чтобы работали, но это сложно».... На должность ректора действительно должен прийти очень умный и мудрый человек. Тут просто " хорошими ребятами" уже не обойтись.

    • Анонимно
      21.10.2016 15:05

      Уверен найдут достойного человека, если человек на одной должности, пусть остается в её рамках не получиться быть ректором и муфтием, так как ректор будет основную часть времени проводить в Булгаре,
      а муфтият в Казани находится

  • Анонимно
    21.10.2016 14:10

    Мөфти бик дөрес эшләде. Мәчетләрдә вәгазьләр бары татар телендә генә алып барылырга тиеш. Мәчеттә русча вәгазь сөйләү тозсыз аш ашаган төсле.Бу бер имам фикере. Ата-бабаларыбыз мәчетләрдә бары тик Тукай телендә генә вәгазь сөйләгәннәр. Һәм ул эшләрне безгә васыять итеп калдырганнар. Аларның эшен түкми-чәчми дәвам итәргә кирәк. Мөфтинең эш гамәлен хуплыйм. Рәхмәт .

  • Анонимно
    21.10.2016 14:15

    На фото с текстом про "полным ходом идут подготовительные работы" М.В. Бабичу докладывает А.М. Терентьев

  • Анонимно
    21.10.2016 14:38

    Хорошее интервью. Приятно, что в Татарстане такой достойный муфтий. Здоровья Вам и благополучия!

  • Анонимно
    21.10.2016 14:55

    Откровенно говоря,очень спорное решение.Но я надеюсь-что имеется ввиду все же не вести вагаз ТОЛЬКО на русском?ну почему не вести на двух языках параллельно. Даже если предположить,что русский-язык кяферов,но не язык шайтана же,в конце концов.И на татарском можно материться в семь этажей,а как красиво можно говорить по русски.
    Я сам татарин ,разговорный знаю в совершенстве,но мне искренне жаль тех людей,кто тянется в нашу религию,и ни слова не понимает на проповедях.А ведь В пятницу мы идём в мечеть за запасом духовной прочности на неделю.
    Я был в Грозном месяц назад.Попад на пятничный намаз.Красивая мечеть ,много народа.Все внимательно слушают имама,который очень много ( что-то важное) говорил.Но я не понял ни слова.А пошёл искренне узнать что-то у единоверного народа,какие у них проповеди,разницу почувствовать.Ушел я в смятенных чувствах.Я ничего там не приобрёл.
    Глупый шовинистский указ.

    • Анонимно
      21.10.2016 16:04

      Языковой вопрос в религии палка о двух концах. В Калмыкии в буддийских храмах все службы на калмыкском языке.
      В Казахстане на казахском, но при этом в храмах есть и представители других народов.

      • Анонимно
        21.10.2016 23:29

        Сколько представителей других народов? 2-3 человека на сотню прихожан? А в Казани почти половина прихожан на татарском не говорит. Есть разница?

  • Анонимно
    21.10.2016 15:32

    Камиль Хазрат, а когда ждать ответ на свой вопрос, заданный Вам 19.10.2016 г., должны были отправить на электронную почту?

  • Анонимно
    21.10.2016 15:33

    Можно было узнать кого Хазрат считает достойной кандидатурой ректора академии
    Хотелось бы узнать, что он ответит

  • Анонимно
    21.10.2016 15:45

    Куда делись? У ФСБ надо спрашивать.оаа.

  • Анонимно
    21.10.2016 15:56

    Популист! Если пророк и его соподвижники так распространяли Ислам - заставляя людей учить арабский, это далеко не пошло бы. Наоборот же соподвижники сами учили язык и уезжали на местность распространять Ислам.
    Вот так рушится многонациональная культура! Разделяйтесь дальше, тьфу на вас

  • Анонимно
    21.10.2016 16:00

    НЕ пойму я БО, вроде никого не обижал в комментарии, а его все нет...

  • Анонимно
    21.10.2016 16:22

    а как бакалавр может быть муфтием?

    • Анонимно
      21.10.2016 17:44

      Нет,только муадзином.

    • Анонимно
      21.10.2016 19:43

      а как таксист или артист может быть муфтием?!Был же когда-то)))

      • Анонимно
        22.10.2016 22:18

        Вы считаете, что имам или муфтий не должны иметь мирский профессий? Они должны жить только за счет садаки? Но в Исламе нет монашества!
        Более того, считаю, что это идеал, когда религиозный человек всесторонне развит, имеет, например, самодостаточное хозяйство и имеет профессиональные навыки какого-нибудь ремесла или искусства.
        От "книжных" ученых толку мало. Навыков созидания, организации нет. Житейской мудрости нет.!
        Выучить по несколько строк из умных книг и цетировать их, продавать Коран или его запись....!? При этом доить спонсоров, разбогатеть на этом, используя авторитет должности (а не личные заслуги) и при этом вознестись до небес от гордости, искренне думая, что это личная заслуга....
        Мне кажется у таксиста, уборщика мусора или артиста более халяльный хлеб и более уважаемое положение...
        Спасибо.

    • Анонимно
      22.10.2016 02:04

      Хороший вопрос.

    • Анонимно
      17.01.2017 10:56

      Может быть может это тоже считается высшим образованием и еще нужно учитывать что наш муфтий как я знаю имеет много иджаз (разрешение) на преподавание многих шариатских наук. Вы лучше бы молчали раз ничего не знаете!

  • Анонимно
    21.10.2016 17:00

    Все-таки муфтий неправ. Раз есть мусульмане нетатары, то для них, в одной городской мечети, проповеди должны читаться на русском языке. В остальных пусть только на татарском.

  • Анонимно
    21.10.2016 17:38

    В крупных многонациональных городах живет много людей, которые не знают татарского языка. Я думаю, что язык проповеди должен быть такой, какой понятен для самого большого числа людей, пришедших в мечеть.
    Ислам не разделяет людей по национальностям, признавая свет Всевышнего, все мы Братья и Сестры по вере.
    Попытка искусственного разделения мусульман по языковому признаку - тупиковая ветвь нашего развития.
    Тогда надо проповеди дублировать, иначе смысл сказанного не дойдет до каждого, оставив в сердце обиду.

    • Анонимно
      21.10.2016 22:37

      Никто мусульман по языковому признаку не разделяет в Казани есть мечети, где говорят проповеди на русском языке.Для тех, кто не понимает есть же много ресурсов изучить татарский язык.Пляему когда речь встает о каких зарубежных поездках и перспективах на работе люди не задумываются и начинают изучать его?Почему не встает вопрос...а зачем это мне?пусть со мной разговаривают на русском? Почему успех, карьера итд достаточная мотивация для изучения языка, а изучение татарского для пополнения багажа своих религиозных знаний и расширения кругозора недопустимо?я думаю, здесь не должно быть никаких проблем.

      • Анонимно
        22.10.2016 10:40

        Религиозные проповеди сами по себе сложны для восприятия, так как надо вникать в смысл сказанного. А взрослый человек ,даже если он начнет изучать татарский или другой неродной язык, то ему тем более будет трудно уловить смысл сказанного. Так как он будет сначала переводить себе речь, а до усвоения смысла дело уже не дойдет. Разговорный татарский и татарский, объясняющий сложные духовные вопросы- это разные вещи.

        • Анонимно
          22.10.2016 21:14

          Я работаю с религиозными текстами и поэтому знаю, что это такое.любой текст, если ты не в теме может быть сложным.да и проповеди в наших мечетях имамы стараются давать просто и доступно.

      • Анонимно
        23.10.2016 00:28

        да это вы Табееву и Гусманову и Шаймиееву расскажите которые боролись за смешанные браки после которых в казане 80% молодежи не знает не национальной не религиозной пренадлежности.Они были и таблигами и хизбами и вахабитами а знаете почему? Да потомучто там доступно и понятно все на русском языке.Где альтернатива?Кто будет учить татарский язык, если у нас даже коран не хатят учить и читают его без таджвида.Это был хороший подарок к приезду патриарху.Дабы русские массово не принимали ислам.Так в свое время Гусман Исхаков -экс муфтий выступил против принятия русскими ислама. Так они не в мечетях так на подпольных квартирах научаться - только последствия череваты.

  • Анонимно
    21.10.2016 18:21

    Очень радует что здравых комментариев, а значит и здравых людей здесь большинство. Мира всем нам

  • Анонимно
    21.10.2016 20:06

    готов с ним поспорить

  • Анонимно
    21.10.2016 21:16

    Татары проповеди на русском языке понимают. Вот молитвы на арабском мало кто понимает, а я хочу услышать молитвы на татарском языке- напишите пожалуйста возможно это.

  • Анонимно
    22.10.2016 07:21

    Вопрос муфтию-скажите, а сколько имамов прошли так называемую "переаттестацию"? И что за большая комиссия, ведь с религиозным образованием, как мы видим, в ДУМ почти никого не осталось. Послушаешь наше ДУМ и за знаниями в мечеть уже страшно идти, ведь вы и сами не знаете, что и как там преподают.

    • Анонимно
      22.10.2016 15:55

      Аттестацию проходят все без исключения имам-хатыйбы и мугалимы(преподаватели). Это стандартная процедура побуждающая нас регулярно повышать свой уровень образования.
      С уважением заместитель муфтия и имам-хатыйб мечети Гаиля
      Рустам хазрат Хайруллин

      • Анонимно
        23.10.2016 00:19

        ассаамуалейкум Рустам хазрат.А где эти имам хатыйбы проходили курсы повышения квалификации? ДУМ РТ -его организовывал? Если да -то где? и когда? Мне кажеться если что то требывать - то для начало нужно предаставить!Сколько имамов Вы отправили на повышение курсов в заграницу?Если не предоставляли - то как можно требывать? Да вы получаете зарплату с апарата призедента и с Вас можно требовать!Вы едите наши налоги, а вот имамы работуют на общественных началах и то что они хотябы содержат в рабочем состоянии мечети и проводят в них намазы им уже нужно ставить памятник! А эти устрашающие лапотные действия они только на потеху невеждам и лицимерам которые со времен атеизма и без верия смеються над религией и вы им в этом помагаете.Не одно духовное управление не унижает и не позорит своих коллег.Берите хотябы пример с хрестьян и иудеев если своих мозгов не хватает! С уважением ко всем имамам города Казани и с презрением тем кто религию предал за должность и за деньги.

      • Анонимно
        23.10.2016 15:30

        А судьи кто!? ©

      • Анонимно
        25.10.2016 13:10

        Вагазы на русском и татарском как раз оптимальный вариант был. Почему? Потому что:

        1) Проповедь понимали и татары, и представители других народов.

        2) При проповедях шел практически перевод по предложениям, то есть это было для желающих "на ходу" учить татарский (потому что он сразу же слышал эту же мысль на татарском, а потом на русском. По крайней мере, так было в возглавляемой Вами мечети.

        Переход на проповеди только на татарском резко - это НЕ подтолкнет тех, кто не знает татарский, специально идти на курсы татарского, будем реалистами.

        На мой скромный взгляд, оптимальным вариантом было бы - ЗАРАНЕЕ довести до прихожан, что, например, с первого дня следующего Рамадана все вагазы по пятницам будут ТОЛЬКО на татарском.
        Таким образом, те, кто не знает татарский или знает плохо, были бы:

        а) МОТИВИРОВАНЫ на изучение татарского;

        б) им было бы дано ВРЕМЯ и ИНСТРУМЕНТЫ (одним из которых являлся бы ПОКА перевод предложение в предложение проповеди) для изучения татарского.

        Сама идея перехода к вагазам только на татарском - это ХОРОШАЯ идея, так как это помогало бы татарам больше времени пребывать в атмосфере родного языка. А вот ВНЕЗАПНОСТЬ этого изменения - это НЕДАЛЬНОВИДНО.

        Прошу Вас, Рустам-хазрат, обсудить этот вариант с муфтием и имамами и претворить это в жизнь, сделав это и на благо Ислама, и на благо татарского народа, языка, культуры.

        Дать ВРЕМЯ до перехода - это дать МОТИВАЦИЮ людям для изучения татарского, сделать переход резким - вызвать обиду и недоумение у нетатароязычных мусульман.

        Я сам и члены моей семьи свободно владеем литературным татарским языком, поэтому эта моя инициатива не для меня лично полезна была бы, а было бы в этом благо, ин ша Аллаh, как для религии, так и для нашего языка.

  • Анонимно
    22.10.2016 19:03

    совершенно верно должен быть один язык для всех,ведь это передача информации не более

  • Анонимно
    22.10.2016 22:23

    Почему нельзя поставить Муфтием уважаемого какого-нибудь аксакала?
    В религии ко взрослым как-то больше доверия.

    • Анонимно
      25.10.2016 13:14

      Потому что возраст и знания в религии далеко не всегда приходят одновременно.

      А в современных условиях даже ровно НАОБОРОТ, чаще всего, потому что нынешние пожилые люди бОльшую часть жизни прожили при атеистическом СССР и не имели нормальных возможностей для получения знаний, а сегодня они уже в силу возраста тяжело усваивают знания.

      Так что сегодня полно примеров, когда 25-30 парень имеет хорошее религиозное образование и глубокие знания в Исламе, а 70-ти летний человек не имеет даже базовых знаний в религии.

    • Анонимно
      17.01.2017 11:01

      Тут дорогой мой на знания нужно смотреть! Мы прекрасно знаем что еще ни одного кандидата хафиза Корана знатоком шариата как Камиль хазрата нет! Камиль хазрат на сегодняшний день самый подходящий кандидат в муфтии РТ . Так же хочу добавить что так правильно понимающий ханафитский мазхаб как Камиль хазрат нет сегодня я бы сказал даже в России. Спасибо

  • Анонимно
    1.11.2016 08:31

    1) Пока не вижу альтернативы Камилю хазрату Самигуллину в должности муфтия. Кажется, он вполне оправдывает доверие мусульманской уммы, а также властей РТ; 2) Альфред Бостанов - не слишком подходящая кандидатура для ректора Исламской академии. Он - перспективный, однако, еще не вполне состоявшийся ученый-востоковед. Да и только. Между тем, на эту должность требуется авторитетная, всеми узнаваемая Личность, одно имя которого издалека притягивало бы к будущей академии широкий круг религиозных и общественных деятелей, ученых и шакирдов. А кто знает Альфреда Бостанова, кроме как узкого круга ученых-востоковедов? К тому же, он к исламскому богословию имеет лишь опосредственное отношение - вполне себе так светский человек, "грызущий гранит науки"; 3) "Языковой вопрос" , внезапно возникший в татарских мечетях (что даже несколько странно, т.к. из покон веков в них религиозная служба велась на татарском языке - казалось бы, какие тут могут быть вопросы) можно разрешить посредством строительства специальных мечетей для обрусевших татар, а также русских и иноязычных групп мусульманского населения.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль