Общество 
23.10.2016

Гибель подводной лодки К-19: татарский вариант

320 лет назад официально появился российский Военно-Морской Флот

Много воды с тех пор утекло. Военные подвиги российских моряков стали легендами. Сегодня «БИЗНЕС Onlne» предлагает познакомиться с одним из подвигов, история о котором стала сюжетом для известного американского кинобоевика с обладателем «Оскара» Харрисоном Фордом в главной роли.

Подводная лодка К-19

«ОТБИРАЛИ КАК КОСМОНАВТОВ»

«После отказа системы охлаждения в подводной лодке К-19 температура в ядерном реакторе стала расти катастрофическими темпами, — пишет о тех событиях газета „Новая неделя“ из Набережных Челнов. — Создалась угроза атомного взрыва. Поблизости находилась американская военная база. Если бы взрыв не удалось предотвратить, американцы вполне могли принять его за ядерный удар и наверняка ответили бы. Мир стоял на грани ядерной войны!» Челнинцец Александр Запускалов и нижнекамец Александр Шашабрин — непосредственные участники ликвидации аварии на подводной лодке К-19.

«Я был призван на подводный флот в 1959 году, — рассказывает Запускалов. — 9 месяцев осваивал навыки трюмного машиниста в Северодвинске, в учебном отряде. Экипаж на К-19 отбирали тщательно, как космонавтов. Из одной тысячи человек прошли всего 139. Брали только с идеальным состоянием здоровья. В те времена обязательными были только семь классов, но на лодку отбирали только со средним техническим образованием».

«Меня, например, обучили на электрика-инструктора главной энергетической системы, — делится Шашабрин. — Мы помогали рабочим достраивать лодку. В конце года спустили ее на воду в Белом море и начались испытания. Не все шло гладко: помню, в первый раз вышли в море, а лодка не погружается. Выяснилось, что главный балласт не сбалансирован. Вернулись на базу и перетаскали на корабль, наверное, тонн 150 чугунных чушек. В итоге в начале 60-го года ушли в Заполярье, к Кольскому полуострову, где была военная база. Как известно, по приказу Хрущева тогда началась поставка на Кубу ракетного комплекса. Его возили надводные корабли, а подводные, в том числе и мы, сопровождали.

SOS ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ

4 июля 1961 года. Лодка шла домой по Атлантическому океану, приближалась к нулевому меридиану. От графика немного отставали, поэтому «раскочегарили» оба реактора процентов на 80. В 4 часа 15 минут вдруг отказала система охлаждения ядерного реактора, температура в нем стала расти. Создалась угроза атомного взрыва. Более того, на лодке находилось 16 торпед, 3 баллистические ракеты с атомными боеголовками.

«Паники никакой не было, — вспоминает Шашабрин. — Приняли решение создать аварийную систему охлаждения. Создали группу из 8 добровольцев, которые и пошли в центр аварии. Все они знали, на что решились. Судите сами, ВОЗ разрешает 35 рентген за 75 лет, а, например, я получил 100 за сутки. По сути, это смертельная доза облучения! А ведь меня не было в числе тех, кто пошел в очаг аварии. Правда, от него отделял только один отсек».

«Я как раз принимал тех восьмерых ребят после ликвидации аварии, — заметил Запускалов. — Все они были опухшие, отекшие. Возьмешься за них — тут же кожа лопается! В фильме, кстати, этот эпизод отражен почти идентично».

Александр Шашабрин (справа)

Затем с глубины 120 м всплыли на поверхность. Но у лодки вышла из строя высоковольтная антенна, и доложить об аварии не было никакой возможности. До родных берегов — около 2 тысяч километров. Пришлось открытым текстом передавать SOS. Подошли наши дизельные лодки. Они сообщили на базу об аварии на К-19. А там не поверили. Какая может быть авария на новой лодке? Москва сутки молчала на просьбу командира подводной лодки Николая Затеева разрешить эвакуацию. В конце концов, он начал ее на свой страх и риск. Если бы не его мужественное решение, не выжил бы никто.

В фильме, снятом американцами, на помощь К-19 первыми приходят, естественно, американские вертолеты, а советские моряки показывают им голые задницы. На самом деле никаких американцев не было, однако экипаж действительно покидал К-19 в чем мать родила. Даже военные билеты не взяли, все было заражено радиацией.

«Я уходил с К-19 предпоследним, — сказал Шашабрин, — поскольку нужно было завершить всю работу по электрооборудованию. Последним лодку покинул командир».

ПРО «ХИРОСИМУ» НЕ СЛЫШАЛ?

Все 8 добровольцев вскоре погибли от облучения. Их тихо похоронили на Кузьминском кладбище Москвы. На могилах поставили цинковые пирамидки.

«Честно говоря, мы думали, что и нас ожидает такая же участь, — продолжает Шашабрин. — На дизельной лодке прошли первую дезактивацию, а прибор все зашкаливал. Пришлось наголо постричь волосы. Затем нас привезли в госпиталь города Полярный, а позднее — в Ленинград — в Военно-морскую медицинскую академию. Мне, как и другим членам экипажа, дважды делали пересадку костного мозга и пять раз — прямое переливание крови. Донорами были моряки военно-морских училищ. Это нас и спасло.

«После первой стадии лечения дали отпуск в течение 83 суток. Приехал в родную деревню Красный Яр Чистопольского района. Месяц живу, второй, — вспоминает Запускалов, — люди начали удивляться: «Сашка, ты дезертир что ли?» Но рассказывать-то никому ничего нельзя. Лет через 10 двоюродный брат тоже попал на службу в подлодку. Приезжал в отпуск. Устроили небольшой пикник. Он же знает, что я тоже на Севере в подлодке служил. Ты про «Хиросиму», спрашивает, ничего такого не слышал? Нет, говорю, только краешком уха. Ты что, говорит, это же легенда!

А моя мама догадалась, что случилось неладное. Когда я тоже приехал в отпуск домой, спросила: «Сынок, что-то ты бледный?» Отвечаю: так я на Северном флоте служу, там солнца мало. До презентации фильма даже жена ничего не знала!

Александр Запускалов

НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ

К-19 оказалась невезучей. Уходя с лодки, моряки сделали так, чтобы она не потеряла плавучести. Затем ее отбуксировали на базу, дезактивировали, вырезали два отсека, где был очаг аварии, заменили реактор на новый. Усовершенствовали, сделали подводный старт ракет. Но через 11 лет, когда К-19 ходила в Атлантику на боевое патрулирование, на лодке случился пожар, погибли 28 человек...

Судьбы наших героев сложились более удачно. Запускалов после армии поступил в КХТИ. В 1974 году, как тысячи других, приехал на КАМАЗ, устроился в «КамГЭСэнергострой» прорабом и так до пенсии здесь и проработал. Александр Шашабрин тоже закончил КХТИ, куда перевелся из Архангельского политехнического института. В Нижнекамске живет с 1967 года. Работал мастером, начальником строительного участка, главным инженером управления, шесть лет занимал должность зампредседателя исполкома по строительству. И никто ничего не знал...

ХОРОШИЙ ФИЛЬМ, НО...

Американцы пригласили оставшихся в живых членов экипажа на премьеру своего фильма, которая состоялась в Мариинском театре в Питере. Собралось человек 35. Запускалов делится своими впечатлениями о американском фильме: «Хотелось бы, конечно, чтобы фильм сняли наши. Когда нам показали первый сценарий, написанный канадцами, мы пришли в ужас! Они хотели показать, что экипаж беспробудно пьет, матерится, моряки разглядывают «Плейбой». И это в 1961 году в секретной подводной лодке?! Мы сказали, что подадим в суд, и про этот сценарий забыли. В фильме на 90 процентов показана истина, главное — идея выражена правильно. А Харрисон Форд сыграл нашего командира Затеева, который, к сожалению, не дожил до выхода фильма, просто бесподобно. Они и внешне очень похожи. На премьере мы сидели рядом с сестрой Затеева, которая все приговаривала: «Ой, Коленька!»

«Понятно, что фильм не документальный, а художественный, но все же там есть просто смешные моменты, — добавил Шашабрин. — Например, там слышно, что при погружении лодка якобы начинает трещать от большого давления воды. Или взять эпизод, когда с глубины 300 метров подлодка набирает ход, якобы таранит и распарывает лед, а затем делает залп ракетами. Такого быть не может, в этом случае К-19 просто раскололась бы вдребезги!»

Подготовил Михаил Бирин

Несчастливая подлодка

  • По причине несчастных случаев на К-19 несколько человек погибли в 1959 году еще до спуска подлодки на воду: при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли; после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр; в 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
  • 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
  • 4 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
  • 15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при маневре изменения глубины с 60 до 90 метров.
  • 24 февраля 1972 года — пожар в 8-м и 9-м отсеках. Погибли 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух.
  • 15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Были обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.10.2016 11:44

    На аварии в ВМФ у Москвы всегда была реакция "она утонула". Вытаскивали во многих случаях мужественные командиры,на свой страх и риск.Знаю о чем говорю./служил на КСФ СССР/

  • Анонимно
    23.10.2016 14:31

    Татарский вариант? Два Александра-кряшены? Или надо различать Татар и Татарстан .

    • Анонимно
      23.10.2016 15:51

      россиян за границей зовут русскими: русские туристы, русское гражданство. татарстанцы за пределы региона все татары. так что норм

    • Анонимно
      24.10.2016 10:10

      Мы в армии все были татарами.

  • ПанАлекс
    23.10.2016 19:16

    Разве можно сравнить те аварии с нынешними? Когда из за казнокрадства гибнет весь экипаж "Курска"?
    Если бы не украденные акк. батареи резервной аккумуляторной ямы, то 80-90 членов команды, находившихся вне зоны взрыва торпедного отсека и основной аккумуляторной ямы, гарантированно бы выжили и еще неделю могли бы ждать помощь. Такие лодки должны выживать даже при недалеком ядерном взрыве. Но автономная электросистема герметизации отсеков при аварии не могла сработать.

    • Анонимно
      24.10.2016 08:18

      Это Вам не флотилия лодок германского гросс-адмирала Деница. У такого точно воровства не было бы.

    • Анонимно
      24.10.2016 10:11

      Пруф скиньте.

    • АКМ
      24.10.2016 23:57

      "автономная электросистема герметизации отсеков" - это что? Я конечно не подводник, а противолодочник, но о такой системе слышу впервые. Вы хотите сказать, что отсеки задраиваются не механическими, а электрическими системами?

      • Анонимно
        8.05.2018 23:35

        Практически не могут задраиваться электрически. Я хоть человек и далёкий от флота, но имею техническое образование...Первое замыкание и люди в опасности...

  • Анонимно
    23.10.2016 19:49

    Земля Вам пухом ребята..

  • Анонимно
    25.10.2016 03:02

    Сколько денег и экологии кончали на эти лодки!

  • Анонимно
    26.10.2016 22:55

    Сколько судеб спасли эти лодки! От войны!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль