Общество 
25.10.2016

Куда «улетели» субсидии: в деле Росавиации теперь и «АК БАРС» Банк

ТФБ ищет таинственно исчезнувшие из Татарстана «Цессны», а федералы требуют 370 млн. за самолеты, доставшиеся «ЮВТ-Аэро»

Гигантской суммы в 900 млн. рублей достигли претензии Росавиации к банкам ТФБ и «АК БАРС», в свое время выступившим гарантами при покупке для татарстанских авиакомпаний 24 самолетов. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что федеральное ведомство просто блюдет букву закона, иначе шкуру будут сдирать с него. В любом случае нам, видимо, предстоит немало любопытных открытий — закрытое было банкротное дело «Ак Барс Аэро» решено хорошенько перетряхнуть.

Ведомство Александра Нерадько требует возместить бюджетные деньги за субсидирование лизинговых ставок на приобретение 24 самолетов Ведомство Александра Нерадько требует возместить бюджетные деньги за субсидирование лизинговых ставок на приобретение 24 самолетов Фото: favt.ru

РОСАВИАЦИЯ ТЕРЯЕТ ТЕРПЕНИЕ

Дело о возврате госсубсидий, выделенных в 2012 - 2013 годах на закупку самолетов для Татарстана, стремительно набирает обороты. Как выяснил «БИЗНЕС Online», претензии Росавиации выросли с 500 млн. до 900 млн. рублей! Их взыскивают с гарантов сделок — не только с Татфондбанка (ТФБ), но и «АК БАРС» Банка (АББ). Ведомство Александра Нерадько требует возместить бюджетные деньги за субсидирование лизинговых ставок на приобретение 24 самолетов: 13 — Cessna Grand Caravan и 11 — Bombardier CRJ200.

Два иска от Росавиации, касающиеся возврата субсидий, ранее выданных авиакомпаниям «Татарстан» (АКТ) и «Ак Барс Аэро» (АБА), поступили в арбитраж РТ в сентябре-октябре. А в последние недели стартовали первые судебные разбирательства. О первом иске — против Татфондбанка — мы уже писали: ведомство хочет вернуть ни много ни мало 531,7 млн. рублей по договору банковских гарантий, выданных на закупку 13 Cessna Grand Caravan. И буквально на днях мы обнаружили второй иск Росавиации — к «АК БАРС» Банку. Сумма требований вновь впечатляет — 373,6 млн. рублей — и касается опять-таки банковских гарантий, но в данном случае — на закупку 11 пятидесятиместных канадских самолетов CRJ200LR.

На судебном заседании представитель Росавиации Олеся Писарева дала понять, что терпение ведомства на исходе: мирные переговоры с владельцем обанкроченной АБА — холдинговой компанией «Ак Барс», длившиеся целый год, зашли в тупик, и договоренности на уровне вышестоящего руководства уже вряд ли возможны. Дело в том, что первоначально возврата денег ожидали непосредственно от перевозчика, однако этого не случилось, банкротство АБА закрыто, поэтому претензии и перешли к гарантам сделки.

В 2012 году банк выдал гарантии при выдаче субсидий на лизинг 11 самолетов CRJ200 для АБА В 2012 году банк выдал гарантии при выдаче субсидий на лизинг 11 самолетов CRJ200 для АБА Фото: ©Igor Dvurekov - http://www.airliners.net/photo/AK-Bars-Aero/Canadair-CL-600-2B19-Regional/1760721/L/, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

ПЯТЬ ЛЕТ И НИ ДНЕМ МЕНЬШЕ

Фабула иска в случае с АББ, на первый взгляд, примерно такая же, как и ТФБ. В 2012 году банк выдал гарантии при выдаче субсидий на лизинг 11 самолетов CRJ200 для АБА. Бюджетные деньги выдали согласно постановлению правительства №1212. Одно из условий — самолеты должны были налетать на местных и региональных авиаперевозках не менее 5 лет. А иначе 100% субсидии должны быть возращены обратно.

Первый CRJ200 АБА получила 31 марта 2010 года, а всего у авиакомпании их было 15. Но в 2015 году после банкротства АБА 8 самолетов оказались у новой татарстанской авиакомпании «ЮВТ Аэро».

Отметим, что в этом состоит важное отличие дела по CRJ200 от дела Cessna Grand Caravan. Если Cessna, за которые имел несчастье поручиться ТФБ, попросту улетели из Татарстана, как выясняется, в неизвестном направлении (об этом — ниже), то Bombardier и сейчас возят пассажиров по ПФО, что и было изначальной целью выдачи государственных субсидий. Более того, продолжая дело АБА, ЮВТ вошла в программу субсидируемых полетов по Поволжью.

Тем не менее Росавиация неумолима. «Мы даем деньги — за это авиакомпания 5 лет осуществляет перевозку пассажиров», — четко сформулировала позицию ведомства Писарева.

... Иск Росавиации к «АК БАРС» Банку впечатляет — 373,6 млн. рублей
Фото: «БИЗНЕС Online»

ФОРМАЛИЗМ? НЕТ, ЗАКОНЫ ГОСУПРАВЛЕНИЯ

Как следует из краткого ответа АББ на запрос «БИЗНЕС Online», банк требования ведомства Нерадько не признает и указывает на то, что истцом не представлены некие материалы, которые имеют существенное значение для рассмотрения заявленных требований.

Главный редактор специализированного портала Aviaru.net Роман Гусаров согласен с тем, что дело отдает формализмом, но подчеркивает, что у Росавиации нет другого выхода. «Есть условия договора, и федеральный орган в случае их нарушения просто обязан реагировать, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Если требуются выплаты со стороны гаранта, то с руководителя Росавиции государство спросит: почему не потребовал? А то и заподозрит коррупционную составляющую. Справедливо или нет, но Росавиация вынуждена действовать по букве закона, или с ее чиновников спросят по полной программе. Они обязаны защитить интересы государства... Можно ли решить дело альтернативными способами? Не знаю, есть ли у Росавиации такие полномочия. Наверное, все это должно быть сначала решено в рамках условий соглашения, а вот дальше могут быть новые соглашения, которые компенсируют накопившийся негатив... На самом деле такой „формализм“ свойствен не только государственным органам, но и коммерческим. Банки тоже подают иски об истребовании чего-то и говорят: мы понимаем, вы хорошие ребята, у нас к вам претензий нет, но мы просто обязаны подать иск. Это законы рынка, а в данном случае — законы госуправления».

Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного НИИ гражданской авиации Александр Фридлянд полагает, что ситуация, конечно, далека от нормальной. Но виноваты в этом и те, кто составлял документы, и те, кто соглашался на указанные в них условия. «Росавиация обязана вести себя формально, в противном случае к ней придет Счетная палата, и не Росавиация автор этих документов, — отметил эксперт в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Проблема — в нормативной базе. Когда ее составляли, не подумали о том, что может быть форс-мажор и авиакомпания попадет в проблемные ситуации, и в итоге документы были составлены так, что... Это вина и авиакомпаний с банками, которые в это дело ввязались, — не подняли вопрос. Удивительно, никто из них не увидел рисков!.. В принципе, государству должно быть без разницы, в какой авиакомпании летают самолеты, если их передача произошла без ущерба для государства и потребителей — ЮВТ же продолжает то, что делала „Ак Барс Аэро“. Может ли суд учесть это, не знаю. И, возможно, если сверху кто-то проявит инициативу к мирному урегулированию ситуации, Росавиация сильно возражать не будет».

Между тем судьба чертовой дюжины Cessna, похоже, не секрет для Росавиации: «В принципе, наверное, воздушные суда где-то распределены, и руководство „Ак Барс Холдинга“ прекрасно владеет данной информацией»
Фото: Сергей Елагин

ТАК КУДА ЖЕ УЛЕТЕЛИ «ЦЕССНЫ»?

Что касается иска Росавиации против ТФБ относительно самолетов Cessna, то дело разворачивается весьма интересно. На повторном предварительном заседании юрист ТФБ Альфия Зайнутдинова вновь сообщила, что банк не признает требования истца, поскольку АБА ликвидирована, кроме того, банк был лишен возможности реализовать право регресса, то есть возмещения банковской гарантии, войдя в реестр кредиторов обанкротившейся авиакомпании. «Когда мы давали гарантию, мы рассчитывали, что это право будет учтено, — отметила Зайнутдинова. — Известно, что гарант имеет право обратиться [к принципалу] и возместить свои выплаты. Полагаем, что банк был фактически лишен этого права».

Если упростить юридическую риторику, то суть в следующем. ТФБ не понимает, почему АБА была обанкрочена без решения вопроса о столь крупных банковских гарантиях: «Потому что объем обязательств существенный, он не мог пройти незамеченным». «Мы направили запрос с целью выявления судьбы воздушных судов, которые были приобретены с учетом средств субсидий, — сообщила Зайнутдинова. — Считаем, что имеет важное значение, каким образом, на каких условиях и куда были реализованы данные суда». Когда банк выяснит судьбу 13 Cessna, он сможет потребовать возмещения своих убытков, если ему придется заплатить по иску Росавиации сполна. Поэтому Татфондбанк попросил суд поднять банкротное дело АБА и вызвать третьим лицом конкурсного управляющего авиакомпании Рената Миннуллина, чтобы задать ему ряд вопросов.

Между тем судьба чертовой дюжины Cessna, похоже, не секрет для Росавиации. «В принципе, наверное, воздушные суда где-то распределены, и руководство „Ак Барс Холдинга“ прекрасно владеет данной информацией, — отметила Писарева. — Потому что на совещании его руководство докладывает министерству транспорта, куда эти воздушные суда пристроили». «Реализованы в Российской Федерации или же проданы за пределы?» — задала принципиальный вопрос судья. Юрист Татфондбанка тоже спросила Писареву, не скажет ли она, где все-таки находятся Cessna, тогда, может быть, и конкурсного управляющего не придется вызывать. Но прямого ответа на вопрос не последовало. «Информацию относительно воздушных судов мы обязательно представим в следующий раз, — многообещающе заявила Писарева. — Могу сказать, эти суда по таким же условиям (имеется в виду право использования госсубсидийприм. авт.) не передавались».

«Привлечем третьим лицом Миннулина Рената Ильхамовича, — в итоге решила судья. — В любом случае из банкротного дела все увидим абсолютно».

Следующее заседание суда назначено на 21 ноября.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (74) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.10.2016 09:26

Схема кривая вышла. Опять накосячили. Где ак барс там тупик.

  • Анонимно
    25.10.2016 08:37

    А если как в старые добрые времена вывозит на "черное озеро" сделать допрос с пристрастием. Посмотреть это как реалити-шоу, сделать ставки кто сдаст первым с эсмс голосованием, то тогда можно будет вернуть деньги РФ. А так забудьте ...

    • Анонимно
      25.10.2016 11:22

      Нельзя. Московские кормятся деньгами с мест, а у нас много дел делалось в последние годы. Наузнавают потом на Черном озере сотрудники про все дела, куда их потом девать, топить в Кабане сразу что-ли? Пожалейте пехотинцев...

      • Анонимно
        26.10.2016 07:53

        Сотрудники на Чёрном озере всё прекрасно знают, но сделать ничего не могут, да и не хотят. Все "бизнесом" занимаются каждый на своём уровне)))

  • Анонимно
    25.10.2016 08:37

    Интересно, а где же в итоге самолеты?

    • Анонимно
      25.10.2016 13:10

      В реестре воздушных судов сведения о собственника и эксплуатантах имеются.

  • Анонимно
    25.10.2016 08:46

    https://bankrot.fedresurs.ru/ArbitrManagerCard.aspx?ID=12180- вот тут посмотрите! Реализатор ООО «АК «Ирбис Консалтинг» он же оценщик так что однозначная аффилированность! Думаю покупать тоже не чуждый человечек!

  • Анонимно
    25.10.2016 08:48

    Минуллин с согласия кредиторов действовал так что стрелки на ООО «АК «Ирбис Консалтинг» они по стандартной схеме своим и в рамках закона так что СУД! Но к субсидиям это не имеет ни какого отношения!

  • Анонимно
    25.10.2016 08:49

    Ексель-моксель...Вот и авиаторы вместе с конкурсником на летали лет на 6-8 строго...
    молодцы!!
    Татарстан- территория немалого обмана....
    Алга. ..

  • Анонимно
    25.10.2016 09:14

    За безответсвенность надо платить.

    • Анонимно
      25.10.2016 23:03

      Безответственность безусловно имеет место. Не знаю, умышленная или не умышленная безответственность имеет место со стороны Росавиации. Они же прекрасно знали о банкротстве АБА и должны были заявить свое требование о возврате субсидий в рамках процедуры банкротства и параллельно требования по банковским гарантиям. Тогда банки в случае выплат по гарантиям имели бы возможность включиться в реестр требований кредиторов путем замены стороны, т. е. вместо Росавиации. А так как Росавиация этого не сделала, то обязательства платить по банковской гарантии прекратились. Согласно ГК РФ, обязательства прекращаются в связи с ликвидацией юридического лица. АБА ликвидирована, следовательно ее обязательство вернуть субсидии прекратились. А банковская гарантия - это просто способ обеспечения обязательства, а не правопреемство. То есть, гарант не является правопреемником, а отвечает только в рамках обеспечиваемого обязательства. С прекращением основного обязательства прекращается и обязательства по гарантии.
      Есть конечно небольшой нюанс. С учетом того, что обязательство платить по гарантии - это ничем не обусловленное обязательство, при повторном предъявлении банковской гарантии банк должен платить, если даже не согласен с требованием. Но, после этого он имеет право взыскать их обратно как неосновательное обогащение, полученное путем злоупотребления правом. С учетом того, что суммы огромные, банки не могут рисковать такими деньгами, поэтому, будут добиваться, чтобы отказали в иске в связи с тем, что со стороны Росавиации имеет место злоупотребление правом.
      Успехов юристам ТФБ и АББ. Правда на их стороне.

  • Анонимно
    25.10.2016 09:17

    Вот и Ак Барс вляпался в очередной раз

    • Анонимно
      25.10.2016 15:01

      очередная схема Мусина пошла криво ..у него там вообще хоть один проект реализовался ..хотелось бы узнать сальдо - чколько на него потратила республика- то есть мы с вами и сколько он принес пользы...

      предполагаю отрицательное сальдо будет просто гигантским

  • Анонимно
    25.10.2016 09:26

    Схема кривая вышла. Опять накосячили. Где ак барс там тупик.

    • Анонимно
      25.10.2016 13:30

      А как же "Без булдырабыз"?

    • Анонимно
      26.10.2016 10:16

      Да, Ак Барс пешка в руках архитекторов, принимают все под козырек, просто архитекторы у нас такие "грамотные" имеют по несколько высших образований, ездят за гос. счет по Сингапурам, Китаям, Валдаям, Европам, а в итоге надо было оставаться трактористом в своей родной деревни, чтобы не тратить государственные деньги неизвестно на что. Нам надо китайские законы, население страны уменьшится, но может оно того стоит

  • Анонимно
    25.10.2016 09:53

    Егоров все равно рано или поздно за поступки будет отвечать.

  • Анонимно
    25.10.2016 09:54

    Вопиющий непрофессионализм.

  • Анонимно
    25.10.2016 10:17

    удащливые снова всех перехитрили.

  • Анонимно
    25.10.2016 10:22

    Да кому сейчас нужны эти ушатанные самолеты.

    • Анонимно
      25.10.2016 12:59

      Ушатанные или не так, а улетели, и самолеты, причем все до единого, и баблосы, сначала за них, потом с них.

  • Анонимно
    25.10.2016 10:56

    Каким образом самолеты оказались у ЮВТ? Это называется угон.

  • Анонимно
    25.10.2016 11:12

    Роман Гусаров, а в чем здесь формализм? АБА жестко нарушила условия соглашений недолетав положенный срок.
    Во-вторых, считать я один умею, ЮВТ забрала 8 самолетов, а денег Росавиация давала на 11, где еще 3 самолета?

    • Анонимно
      25.10.2016 13:24

      На 3 оставшихся самолета кто-то из удащливых себе яхта покупала...

    • Анонимно
      25.10.2016 20:55

      остальные самолеты донары и стоят в аэропорту бугульмы и поднять их на крыло очень дорого. это я вам как техник говорю

      • Анонимно
        25.10.2016 23:35

        Техник, если у вас столько доноров, то чего контрафакт пихаете? Не сегодня завтра за это придется ответить!

        • Анонимно
          26.10.2016 16:27

          заказыванием запчастей занимается отдел логистики.

          • Анонимно
            26.10.2016 17:19

            Будешь это сокамерникам объяснять, как отдел логистики контрафакт вкручивал.

        • Анонимно
          27.10.2016 00:31

          я думаю слова про контрафакт придется отвечать? если есть подтверждения контрафакта запчастей то вы обязаны всю информацию передать в МВД, прокуратуру

  • Анонимно
    25.10.2016 11:59

    Трудно не заподозрить росавиацию в ангажированности, ведь наверняка у них неплохие отношения с руководством АБА-ЮВТ, дождаться ликвидации АБА чтобы все исковые требования выставить банкам, которые как выясняется были даже не в курсе произошедшего.

    • Анонимно
      25.10.2016 15:05

      ахаха ..а банки не курсе ...может кассирша банка и не в курсе ...

  • Анонимно
    25.10.2016 12:28

    Ладно бы если просто воровали, так в авиации же это катастрофами заканчивается.

  • Анонимно
    25.10.2016 12:32

    Да посмотрите в интернете по MSN самолетов где эти Цессны. Вся информация в открытом доступе. 5 точно продает американская фирма JetPro Texas, еще один зарегистрирован на британское юрлицо, куплен скорее всего у той же JetPro Texas.

  • Анонимно
    25.10.2016 12:51

    Это как сюжет из Ералаша, -"Я тебе денег да?" -"Дал". -"За хлебом послал?". -"Послал". -"Хлеба не было"? -"Не было". -"Так где деньги"? -Какие деньги?..."

  • Анонимно
    25.10.2016 14:42

    Пусть возвращает ЮВТ, причем тут наш банк.

  • Анонимно
    25.10.2016 14:52

    каковы масштабы воровства в стране. субсидии разбазариваются и никто годами не вспоминает, пока видимо не растащат безвозвратно...

  • Анонимно
    25.10.2016 16:37

    Да что такое для Татнефти 1 млрд. руб? сущая ерунда, пусть платят за свою дочерку.

  • Анонимно
    25.10.2016 17:31

    Почему директора бездарность которых привела к огромным долгам на пустом месте, до сих пор управляют авиакомпаниями?

  • Анонимно
    25.10.2016 18:45

    Штурмовая команда Каюмов с энергичным молодым кризис-менеджером Феликсом Козловым которого назначили коммерческим директором, была создана специально для спасения АБА, но мудрейшие решили, что дешевле будет АБА обанкротить, вот и результат, многомиллионные иски по невыполненным обязательствам перед контрагентами. Что тут скажешь, скупой платит дважды.

  • Анонимно
    26.10.2016 07:14

    Ак Барс Авиа-была такая компашка,тешила самолюбие первых лиц Татарии,сколько денег бюджетных на нее угробили.сколько вместо этого можно было для простых жителей сделать

    • Анонимно
      26.10.2016 10:08

      Черт с ними с деньгами, людей угробили. Казалось бы, дело чести: расследовать, найти и наказать виновных., сделать выводы. Нет же, все по накатанной, все тот же схематоз, вывод активов, концы в воду. Создают опять новую компанию для понтов. Все те же люди, на тех же местах.

  • Анонимно
    26.10.2016 11:53

    Диванные солдаты - статья не про ЮВТ)))

    • Анонимно
      26.10.2016 12:44

      статья то не про ЮВТ согласен. а комментарий как раз про ЮВТ. Создали новую компанию и снова тех же управленцев поставили, кто был ближе к директору АБА

      • Анонимно
        26.10.2016 14:09

        У Вас наверное бы лучше получилось, да? Трубаев поднял тех кого хорошо знает и в ком уверен как в себе, в основном это очень опытные люди, таких как Реутов, Шнякин, Галиев и др.

        • Анонимно
          26.10.2016 15:49

          Вы еще про коммерческого директора Козленко напишите. Самому то не смешно?

          • Анонимно
            26.10.2016 16:23

            он не коммерческий директор)))

            • Анонимно
              27.10.2016 00:21

              еше как комерческий. вы же сами в ЮВТ его недавно назначили

            • Анонимно
              27.10.2016 06:40

              ну не знай. Он себя в грудь бьет и утверждает обратное. вы как нибудь сами разберитесь

        • Анонимно
          26.10.2016 16:07

          Все правильно, профессионалов поднял, а бездельников опустил.

        • Анонимно
          27.10.2016 00:23

          вы только сказки про летного директора не рассказывайте. не дорос он до летного, его же пилоты не во что не ставят

        • Анонимно
          27.10.2016 00:25

          вот эти все опытные люди были у руля АКТ и АБА. и где две авиакомпании. Ведь они были помощниками и правой рукой Трубаева.

        • Анонимно
          27.10.2016 00:26

          эти опытные люди при Каюмове на совещаниях слова вымолвить не могли на вопросы не отвечали.

        • Анонимно
          27.10.2016 00:27

          У Реутова в Бугульме бардак в технической службе

    • Анонимно
      26.10.2016 12:46

      Вы про самолеты расскажите. Объясните мне, зачем Вы экипажей вместе с запасными набрали на 10 бортов, а летает у Вас всего 4 борта???

      • Анонимно
        26.10.2016 14:03

        Лучше перебздеть, чем недобздеть. Не нравится никто не держит, пусть к Русам или Ютам идут.

        • Анонимно
          26.10.2016 15:51

          вот поэтому и нет у вас загрузки. Все идут к другим перевозчикам.

          • Анонимно
            26.10.2016 16:01

            Загрузка у нас очень даже есть, просто не на всех маршрутах одинаково, да и не в загрузке дело.

        • Анонимно
          27.10.2016 00:20

          интересно какие вы только татнефти рассказываете сказки о штатке летного состава

    • Анонимно
      26.10.2016 13:59

      А ты статью то читал или только название?

    • Анонимно
      27.10.2016 00:28

      а это будущее ЮВТ

  • Анонимно
    28.10.2016 00:17

    Никогда не поверю, что ТФБ не мониторил своего клиента, за которого выдана гарантия на такую сумму , и случайно не заметил его ликвидацию!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль