Машиностроение 
28.10.2016

Китайцев сдуло из «Алабуги»: «Восточный ветер» не принес счастья резиденту

Господин Ван Пэн объясняет провал проекта сборки авто из Поднебесной несостоятельностью партнера, а тот жалуется на... КАМАЗ

Идея сборки китайских автомобилей Dongfeng и Zotye на площадке «Алабуги-Моторс» в ОЭЗ, судя по всему, почила в бозе. В компании введена процедура наблюдения, а стратегический партнер «Дунфэн» говорит о разрыве отношений с резидентом и поиске нового сборщика. Между тем гендиректор «Алабуги-Моторс» Сергей Исаев по-прежнему надеется на разморозку проекта. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что при таких скромных инвестициях малоизвестные китайские бренды изначально не имели шансов на успех.

Сергей Исаев (второй справа) Сергей Исаев (второй)
на наблюдательном совете особой экономической зоны «Алабуга»
Фото: prav.tatarstan.ru

КИТАЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ В «АЛАБУГЕ» НЕ ПРИЖИВАЮТСЯ: «ДУНФЭН» ИЩЕТ ДРУГОГО СБОРЩИКА

Резидент ОЭЗ компания «Алабуга-Моторс», которая два года назад заявила о планах крупноузловой сборки китайских легковушек Dongfeng и Zotye, сегодня оказалась перед перспективой банкротства, а проект так и не получил реальной динамики. И хотя собственник «Алабуги-Моторс» Сергей Исаев пока не ставит крест на проекте, стратегический партнер «Дунфэн Мотор Рус», как выяснилось, уже давно свернул отношения с компанией из «Алабуги».

О проблемах проекта стало известно благодаря банкротному иску в отношении «Алабуги-Моторс» со стороны московского поставщика ООО «СИВ Трансхолод». Поставка москвичей на 20,65 тыс. евро от января прошлого года была оплачена резидентом «Алабуги» только на 6,16 тыс. евро. По иску «СИВ Трансхолод» на «Алабуге-Моторс» в середине октября введена процедура наблюдения. Если к 20 февраля 2017 года резидент не вернет 1,3 млн. рублей, компания может быть признана банкротом, сообщает сегодня «Коммерсантъ-Казань».

Между тем, как выяснил «БИЗНЕС Online», заявленный стратегический партнер «Алабуги-Моторс» уже в прошлом году отказался от планов совместной работы. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил гендиректор российского представительства «Дунфэн Мотор Рус» Ван Пэн. Компания «Алабуга-Моторс» со своей стороны должна была выполнить определенные обязательства, чтобы от протокола о намерениях перейти к более глубокому взаимодействию, — рассказал Пэн. — Но они не смогли найти средства для того, чтобы сформировать свое производство, и мы прекратили контакт. Это обычная практика, и было это уже давно — буквально через несколько месяцев после того, как проект был заявлен. Нас проект устроил, мы сказали: хорошо, господа, готовьте со своей стороны производство. Потом они объявили, что у них нет необходимых возможностей. Все просто. Никто никому ничем не обязан».

По словам Пэна, Dongfeng продолжает активные поиски партнера для сборки в России. Глава российского представительства признает, что в России процент продаж его бренда даже среди китайских автомобилей весьма невелик. Так, по данным агентства «Автостат», в 2016 году к октябрю в России было продано свыше 24 тыс. «китайцев», но «Дунфэнов» из них — всего 951 штука. Национальным лидером на российском авторынке остается Lifan (около 50%), за ним идут марки Chery (3,86 тыс.) и Geely (3,79 тыс.). Однако эти обстоятельства не влияют на планы «Дунфэн Мотор Рус», потому что при наличии партнера-сборщика компания рассчитывает нарастить продажи через расширение линейки.

«Новые модели выйдут на рынок именно через местную сборку. Мы считаем, что Россия потихонечку должна выйти из кризиса уже в 2017 году, автомобильный рынок должен ожить. Пока мы рассматриваем все заводы в России, буквально на днях разослали предложения и, думаю, к концу года определимся с выбором», — сообщил Пэн.

Напомним, о планах крупноузловой сборки китайских автомобилей в ОЭЗ Исаев заявил осенью 2014 года. В первую очередь речь шла о контрактной сборке для Dongfeng Motor Corporation (Dongfeng — «Восточный ветер») — в производство планировалось запустить кроссовер Dongfeng H300 Cross. В перспективе назывались и другие модели — также построенный на платформе PSA Peugeot Citroen седан DFM S30, кроссовер DFM AX7 на основе Nissan Qashqai и седан DFM L60 на базе Peugeot 408. Вторым партнером выступали компания Zotye и ее модели Z300 (седан) и T600 (кроссовер).

Проект сборки китайцев был не определяющим для положения «Алабуги-Моторс» в ОЭЗ. Бизнес Исаева вырос из небольшого нижегородского кооператива «Галант-Авто», который с 1997 года выпускал спецтехнику и со временем стал подрядчиком группы ГАЗ. Перед тем как зайти в «Алабугу», Исаев выпускал в Чистополе маршрутки, машины скорой помощи и другую технику, а с марта 2014 года арендовал 63 сотки в индустриальном парке компании «А Плюс Девелопмент» в «Алабуге» под подобную сборку на базе французских микроавтобусов Peugeot Boxer. С планами расширить производство для сборки «китайцев» собственник «Алабуги-Моторс» арендовал еще 16 соток в парке «Синергия» и согласовал с наблюдательным советом ОЭЗ новый бизнес-план, в котором уже были прописаны Dongfeng и Zotye. В январе 2015-го проект был одобрен минэкономразвития РФ. Исаев рассказывал «БИЗНЕС Online», что на первом этапе планирует выпускать по 7 - 14 тыс. автомобилей, на будущее программа-максимум — 50 тыс. авто в год. Он же сообщал, что китайцы со своей стороны к третьему-четвертому году работы готовы будут инвестировать порядка 1,5 млрд. рублей в окраску и сварку. Собственные вложения Исаев оценивал в 190 млн. рублей. Для сравнения: соседи по «Алабуге» СП Ford-Sollers на тот момент собирались вкладывать в локализацию $1,5 миллиарда.

... В компании введена процедура наблюдения, а стратегический партнер «Дунфэн» говорит о разрыве отношений с резидентом и поиске нового сборщика
Фото: Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«МЫ ЗАПЛАТИМ ПОСТАВЩИКАМ, КАК ТОЛЬКО НАМ КАМАЗ ПЕРЕЧИСЛИТ...»

В ОЭЗ «Алабуга» с сочувствием относятся к проблемам резидента, видя причины неудачи в макроэкономической ситуации. Директор департамента по корпоративным вопросам АО ОЭЗ ППТ «Алабуга» Михаил Миронов констатировал, что это реалии современного бизнеса. «Так случается, — прокомментировал Миронов ситуацию „БИЗНЕС Online“. — Мы понимаем — сложно резидентам. Понимаем, почему это произошло. Произошел спад на автомобильном рынке, и банки отказались финансировать проект. Тут все происходит в рамках законодательства. Нам уже трудно что-то менять. Мы финансово помочь не можем в любом случае. Если юридическое лицо будет ликвидировано, то очевидно будет расторгнуто соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности». Также Миронов сообщил, что площадку в парке «Синергия» «Алабуга-Моторс» покинула еще в 2014 году.

Сам Исаев, будучи сегодня крайне занятым, смог предложить «БИЗНЕС Online» лишь краткий СМС-комментарий. Из него, впрочем, следует, что компания вовсе не отказывается от сборочного проекта, а за временными неудачами видит не упрямство банкиров, а... неплатежеспособность КАМАЗа. «Мы поставили на КАМАЗ фургоны, но предприятие пока не заплатило, — говорится в сообщении Исаева „БИЗНЕС Online“. — Договоренность была, что мы платим поставщикам, как [только] нам КАМАЗ перечислит, но СТХ (то есть ООО „СИВ Трансхолод“) не выдержал. Крест [на проекте] не ставим. Рынок упал, немного подзаморозили проект». К сожалению, на КАМАЗе прокомментировать данное заявление пока некому — руководитель пресс-службы Олег Афанасьев ушел в отпуск.

Следует отметить, что «Алабуга-Моторс» — не первый резидент, потерпевший фиаско в ОЭЗ «Алабуга». В 2014 году там обанкротилась компания «Пиксар Коатингс» — «дочка» итальянской корпорации Picsar Vernici S.r.l. ООО «Пиксар Коатингс», специализировавшееся на производстве лакокрасочных и антикоррозийных покрытий, стало резидентом ОЭЗ «Алабуга» в апреле 2011 года. Продукция компании была ориентирована на отрасли автомобилестроения, стройматериалов, мебели, возможными потребителями в Татарстане назывались КАМАЗ, предприятия группы Sollers, EлАЗ, Казанский вертолетный завод и другие региональные крупняки. Запуск производства был намечен на первый квартал 2015 года. Итальянцы обещали создать 38 рабочих мест, мощность завода заявлялась на уровне 7,5 тыс. т лакокрасочных материалов в год. За месяц до получения статуса резидента инвесторы из Апенин заявили о готовности вложить в завод 15 млн. евро: 10 млн. сразу, еще 5 — на втором этапе, однако до инвестиций дело так и не дошло.

«К НЕИЗВЕСТНЫМ МАРКАМ У ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИСУТСТВУЕТ НЕДОВЕРИЕ...»

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», проблема проекта может быть не столько в коммерческих неудачах «Алабуги-Моторс», сколько в маркетинговых ошибках — сами бренды Dongfeng и Zotye малоизвестны в России, вот банки и не рискуют их финансировать.

Сергей Удалов — исполнительный директора агентства «Автостат»:

— Понятно, что рынок в России сейчас вообще для всех марок машин тяжелый, а в данном случае в «Алабуге» собирались наладить сборку практически не известных широкому кругу потребителей китайских марок. К неизвестным маркам у потребителя, безусловно, присутствует недоверие. При этом если марка новая, а цена на нее очень низкая, тогда шансы на завоевание какой-то доли рынка есть, но если марка неизвестна, а цена ее будет на уровне аналогов, то продавать ее будет очень сложно.

Для брендов, только заходящих на рынок, чрезвычайно важны большие первоначальные вложения в маркетинг, в развитие дилерской сети, в рекламу. Если эти затраты не закладывать, то автопроизводитель просто не сможет закрепиться на рынке. Проблема в том, что рынок в России сейчас и так небольшой для всех — кто-то на нем выживает, а кто-то, несмотря на все сложности, пытается инвестировать. Очевидно, что ключевую роль в нынешнем положении этого автопроизводителя сыграло то, что они изначально неправильно оценили рынок и не были готовы к тому, что он будет таким низким. Собирать 7 тысяч автомобилей в год — это крайне низкий показатель.

Если говорить о потенциальном объеме российского рынка легковых автомобилей, то он составляет около 3 миллионов штук. Весь вопрос в том, когда им на него выходить и готовы ли они будут к инвестициям на первых этапах. В этом году рынок в падении, на следующий год в лучшем случае выйдет в небольшой плюс. Если они готовы к серьезным инвестициям на первых этапах, причем в долгую, то можно начинать и сейчас, но это, что называется, просто чтобы застолбить рынок, начинать продавать прямо сейчас большого толка нет.

Алексей Захаров — независимый эксперт по автопрому:

— Начнем с того, что у нас не особо любят компании, которые пытаются производить здесь китайские автомобили, вообще как класс. Поэтому те проекты, которые у нас были, не имели какого-то развития. Второй момент, наверное, важнейший, это политика самих китайцев-производителей. Они почему-то не склонны к тому, чтобы вкладываться в систему технического обслуживания, в инфраструктуру. У нас был проект производства китайских автомобилей, они попытались все это дело реализовать, очень грамотный был подход. Прекрасно понимали, что надо ставить систему автосервисов, но что-то у них тоже не получилось, как я понимаю, именно потому, что сам производитель без особого энтузиазма к этому относится. Поэтому не вижу я в этом ничего особо удивительного. Китайцы у нас как-то зашли на рынок за счет демпинговых цен, организовали продажу и сдулись, потому до сих пор, как вы знаете, китайцы, как правило, в рейтинге продаж где-то внизу болтаются и никаких подвижек нет.

Сергей Чернов — независимый эксперт авторынка:

— Полтора года назад, когда только стало известно о том, что «Алабуга-Моторс» намерена начать производство в ОЭЗ «Алабуга» китайских автомобилей, я предположил, что, несмотря на семимильные шаги китайского автопрома, организовывать производство не очень известных в России марок очень опасно. Хорошо, если бы там организовали производство Lifan, Chery или GreatWall, но все остальное из Китая для наших покупателей — неведомый продукт. При слабом маркетинге весь этот проект заранее был обречен. Для выхода на российский рынок, для начала производства и для начала продаж нужна очень серьезная «арт-подготовка» — организация сервисного обслуживания, организация складов запасных частей, тесты автомобилей, чтобы потребитель имел понимание, что данная машина из себя вообще представляет... Это на самом деле огромный комплекс мероприятий, который должен предшествовать началу производства. Насколько я понимаю, на данный аспект деятельности внимания уделено было недостаточно. Этим и объясняется подобный результат.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.10.2016 17:42

МОЛОДЕЦ!Правильно говоришь).Ни чего там в елабуге не светит-это отмывочный пун-к-т.!)

  • Анонимно
    28.10.2016 16:14

    "нужна очень серьезная «арт-подготовка» — организация сервисного обслуживания, организация складов запасных частей, тесты автомобилей, чтобы потребитель имел понимание" Интересно а раньше об этом нельзя было подумать? Уже которая по счету модель "слетает" с конвейеров Алабуги, а воз и поныне там..все это странно так...Предположу что начнут выпускать скоро шкоду или киа, а потом завернут проект за ненадобностью...

    • Анонимно
      28.10.2016 19:09

      я думаю дело в самой Татарии и ее чиновниках.Поэтому несколько производителей отказались от данной территории

      • Анонимно
        29.10.2016 11:03

        И гораздо больше производителей почему-то держатся за Татарстан. Наверное, все дело в самом Татарстане и его чиновниках.

  • Анонимно
    28.10.2016 16:17

    Помню помню еще Блейзер хотели там выпускать, потом деу потом еще чего то ...

  • Анонимно
    28.10.2016 16:23

    Начали резво, кончили за упокой - обычное дело в татарстане

  • Анонимно
    28.10.2016 16:27

    Ну вот накрылся мой китайский макан

  • Анонимно
    28.10.2016 16:29

    Жаль, а население могло бы получать дешевые машины...

    • 16/29/ А населению вообще автомобили нужны? Мотивации нет абсолютно никакой.

    • Анонимно
      28.10.2016 17:11

      и много рабочих мест

      • Анонимно
        28.10.2016 17:43

        сколько мест в десятках на сколь вкладенных денег,А?!)

    • Анонимно
      8.11.2016 06:35

      "Жаль, а население могло бы получать дешевые машины" -- Ну и ДУРАК ТЫ МАЛЬЧИК!! Если НЕ БУДЕТ СОБСТВЕННОЙ промышленности в России, выпускающей СВОИ машины, самолеты, станки, то и не будет ДЕНЕГ даже на очень дешевые велосипеды у народа!! Только ВРАГИ могут организовывать сборку китайских машин в России!!!

  • Анонимно
    28.10.2016 16:44

    Нет у нас денег на производство, все на войну в Сирии уходит.

    • Анонимно
      28.10.2016 19:18

      Факты? И какая связь тут с китайским производителем автомобилей?

      • Анонимно
        28.10.2016 23:32

        А гонять самолеты, корабли, матпомощь и пр - не факты? Это миллиарды рублей. Те самые, которые пенсионерам, учителям, медикам, студентам ох как бы пригодились. Постоянно езжу в Европу, там все так чинно, а у нас постоянное бряцание...

  • Анонимно
    28.10.2016 16:53

    Чернов все по делу сказал

  • Анонимно
    28.10.2016 16:58

    Там место проклятое... а начиналось все с тракторного завода потом шурале блейзер пошёл

    • Анонимно
      29.10.2016 07:29

      А Форд разве не там собирают. И все у них получается. Дело не в месте, а в производителе. Алабуга, кстати, самая успешная экономическая зона в России. Так что не надо обобщать

    • Анонимно
      29.10.2016 10:25

      Там не проклятое место, а благодатное. Просто надо было слушать специалистов, которые разрабатывали районную планировку, по которой Елабуга должна была быть рекреационным центром Набережно-Челнинской группы городов ( Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Елабуга). А туда воткнули тракторный, не пошел, потом ЕлАЗ, и сегодня все попытки разместить здесь нечто противное природе места приводит к провалу.

  • Анонимно
    28.10.2016 17:10

    Если где собирать автомобили в РТ так это в ОЭЗ, населению нужна и работа и автомобили по приемлемым ценам.

    Вот сейчас кризис рубля и в России самая низкая стоимость труда
    (в Китае и Бангладеше собирать будет дороже чем в РФ) и такой порядок продлиться еще много лет.

    Так что сейчас самое время открывать сборочные конвейеры автомобилей в ОЭЗ Республики. Не получилось у одного коммерсанта найти общий язык с китайским производителем и уладить финансовый вопрос — получиться у другого.

    Я надеюсь что в РТ появятся подобные сборочные цеха китайских концернов.
    Ильмир

    • Анонимно
      28.10.2016 19:24

      Вы бы купили китайский автомобиль?! Ни какой дилерской сети, запчасти где возьмёте? Китайцам главное продать, они не задумываются о дальнейшей эксплуатации автомобиля покупателем.

  • НЕЗАМЕНИМЫЙ.
    Жил да был один парнишка,
    Звали все его Маму’,
    Для всего он был «затычка»,
    Говорил, всегда: « Могу»!

    И действительно, проказник,
    Ну такое вытворял,
    Из дерьма конфету делал,
    Правда, для чего - не знал.

    Отдалённо, слышал как-то,
    Что-то - синхрофазотрон,
    Но сумел с него «де-факто»,
    Сделать аппарат « Облом».

    Чудно, классно, виртуозно,
    Собирал он « Жигули»,
    Называл потом их « Вольво»,
    Ну, а что? - цены-то три.

    И начальство его любит,
    Есть кому держать ответ,
    Наш Маму’ всё сам загубит,
    И всё спустит в туалет.

    Правда, как это бывает,
    Что от этого Мамы’,
    Сильно родина страдает,
    Не дождавшись так «файды».

  • Анонимно
    28.10.2016 17:23

    слышал историю про метшинские красные автобусы из кетая - детали от одного автобуса напроч не подходили под точно такой же... Их в штучном количестве на заводе напильником что ли делают ) Когда еще до кризиса 2008 сосед купил себе лифан я ему говорил что погоня за дешевой ценой дорого встанет , через несколько месяцев отказала вся аккустика в машине , а после ДТП искал пару лет комплектуху и ездил битым....

  • Анонимно
    28.10.2016 17:31

    Все ,что начинали в Елабуге все в сдувается,как шар,блезеры делали,трактора делали лифты делали,все по году не продержалось.Большое казенное бабло кто то прокручивает,а Елабуга таки осталось самым бедным городом,работы нет,самые высокие тарифы ЖКХ.

    • Анонимно
      29.10.2016 07:34

      Ну что же, господин соврамши, вот вам некоторые примеры. Форд, Кастамону, 3М, Белая Дача, Роквул, Интерскол. И это все работает в Алабуге. Вам бы тоже не плохо начать работать, а не обсуждать других

  • Анонимно
    28.10.2016 17:39

    мошенничество, коррупция -все это позволило на территории РТ создать такую обстановку. Где те лица которые захотели народ обмануть.

  • Анонимно
    28.10.2016 17:41

    Китайцев не надо впустить.
    Мы не сможем конкурировать с ними. Они захватят всю нашу экономику, потом переселят полмиллиона китайцев к нам и мы превратимся в Китаистан.

    • Анонимно
      28.10.2016 19:07

      а чем плохо?

    • Анонимно
      28.10.2016 19:30

      Пустили, а толку, захватили они автомобильный рынок Татарстана?! Не стоит боятся китайцев, рынок сам регулирует кому продолжить работать на нашей земле. Думать надо нашим чиновникам с кем заключать договора, а они гонятся за галочкой в отчётах!

      • Анонимно
        28.10.2016 20:28

        На нашей земле должны работать наши люди на наших предприятиях. Китайцы пусть идут на Африку, на банановые республики.

  • Анонимно
    28.10.2016 19:02

    Служебные чиновникам...

  • Анонимно
    28.10.2016 19:20

    Оставить надо Бмв и мерседесе и Рорше.остальное в утиль. Слова то какие - дешевые машины. Хорошая машина не должна быть дешевой. Налоги тоже должны быть приличным . А этим хозяевам быдловозок развивать городской транспорт . Пусть ездить .

  • Анонимно
    28.10.2016 22:25

    не надо не дооцентвать китайцев, нация с опытом торговли в 5000 лет.
    И тут появился АМ)) в хлеву собирает не маршрутки, а строительные будки на газелях с пластиковыми окнами из ближайшего подъезда.

    Как китайцы повелись на это - скорее выжидали, может что выйдет, денег принципиально не вкладывали, а "партнёр" (тут хочется вспомнить рекламу МММ - не халявщик, а партнер)) как раз и ждал китайских денег.

    Из синергии, Говорят, их выгнали за неуплату.

    В китае донгфенг имеет СП с ситроеном, почему бы им не пойти в Калугу и попроситься к ним...

  • Анонимно
    28.10.2016 22:41

    Лучшая СЭЗ в России-это Калуга.Неслучайно там Фольксваген,Вольво, производство автобусов,экскаваторов,Самсунг,LG итд итп.

  • Анонимно
    28.10.2016 22:56

    Китайские автопроизводители известные балаболы. Уже, наверное, не меньше десятка раз заявляли о строительстве заводов в России, только дальше деклараций дело не шло. А существующие СП по отверточной сборке китайских авто под льготы не попадают. Такая заинтересованность в российском рынке.

  • Анонимно
    28.10.2016 23:29

    ОКУ пусть снова начнут выпускать

  • Анонимно
    29.10.2016 07:35

    Китайцы надолго подорвали свою репутацию, не спасут ни дилерская сеть, ни реклама, ни низкие цены. Спрос долго будет маленький.

  • Анонимно
    29.10.2016 07:38

    Просто сейчас у нас нет рынка для китайских авто. Китайцы периодически проверяют, прощупывают почву, естественно, хотят малой кровью. А мы, как всегда, начинаем волосы рвать - коррупция, ничего не получается, кошмар. Уважать себя надо и все получится.

  • Анонимно
    20.01.2017 17:21

    Это конечно мое личное мнение. Но мне кажется там надо организовывать выпуск техники для уборки дорог и коммунальных нужд. На основе импортных аналогов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль