Общество 
30.10.2016

«Троцкий в Свияжске и после... Факты и мифы ХХ века»

Историк Булат Султанбеков в своей новой книге рассказывает о «Казанской операции» 1918 года

К сожалению, книга «Троцкий в Свияжске и после... Факты и мифы ХХ века», рукопись которой автор сдал на этой неделе в издательство «Хэтер», выйдет очень небольшим тиражом, не поступит в продажу и вряд ли будет доступна широкому кругу читателей. «БИЗНЕС Online» предлагает вашему вниманию интервью с Булатом Султанбековым о событиях и исторических персонажах, судьбоносных для Советской России.

Булат Султанбеков Булат Султанбеков

ТРОЦКИЙ ПЕРВЫМ УКАЗАЛ НА ОПАСНОСТЬ ГИТЛЕРА

— С чем был связан выбор темы и главного героя вашего нового исторического исследования?

— В следующем году исполняется 100 лет двум российским революциям и последовавшей за ними гражданской войне. Интерес к этим политическим катаклизмам, кардинально изменившим облик планеты в ХХ веке, вызвали такие последствия, такой резонанс, что до настоящего времени они отражаются на мировых событиях. Поэтому интерес к ним постоянно растет как в России, так и за рубежом.

Лейба Давидович Бронштейн, более известный под своим партийным псевдонимом Лев Троцкий, был самым противоречивым, по оценкам многих историков, деятелем эпохи Октябрьской революции и гражданской войны, он занимал в то время по популярности в народе второе место после Владимира Ульянова-Ленина. О том, что сейчас начался процесс пересмотра, а точнее, восстановления истинного политического да и психологического облика Троцкого, без его «демонизации» или «херувимизации», свидетельствует также недавнее появление книги о нем в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». А в своем исследовании вместе с известными материалами я использую неопубликованные или формально рассекреченные, но практически малодоступные документы. Например, мало кому известно, что еще в 1922 году Троцкий первым среди российских да и, пожалуй, европейских и мировых политиков упомянул об опасности Гитлера. Будущего фюрера тогда мало кто воспринимал серьезно, видя в нем лишь карикатурный политический персонаж. Однако Троцкий уже тогда сравнил Гитлера с Муссолини и предостерегал от появления его немецкого варианта. Но моя книга в основном посвящена главному, «казанскому», событию 1918 года, который действительно был переполнен тревогами и ожесточенной борьбой не на жизнь, а на смерть между белой и красной Россией.

— Итак, вернемся в Казань 1918 года. Что же здесь тогда происходило?

— Гражданская война была уже в полном разгаре. Вспомним «ледовый поход» Добровольческой армии Лавра Корнилова и взятие им Екатеринодара (сейчас Краснодар) в марте 1918 года, оборону Царицына от наступающего казачьего войска атамана Петра Краснова, видную роль в которой играл Иосиф Сталин. Хотя некоторые его действия теперь оцениваются противоречиво, как бы то ни было, но он и Климент (Клим) Ворошилов сыграли большую роль в этой операции, не дав белым закрепиться в низовьях Волги и создать предпосылки для соединения с антисоветскими силами на востоке страны.

И все-таки именно «Казанская операция», как ее называет энциклопедия «Гражданская война и иностранная интервенция в СССР», имела гораздо большее, поистине судьбоносное значение. Именно здесь решался тогда вопрос: быть или не быть Советской России? Что неоднократно подчеркивалось Лениным и другими руководителями советского государства.

.

«С ДИКИМ КРИКОМ «НА НОЖ!» СЕРБЫ КИНУЛИСЬ НА КРАСНОАРМЕЙЦЕВ»

— 6 августа 1918 года произошла драматическая, если не сказать позорная, сдача Казани ее красным гарнизоном небольшой группировке противника под командованием полковников Степанова, Каппеля, Швеца, прибывшей на судах флотилии, сформированной в Самаре, — продолжает свой рассказ корреспонденту «БИЗНЕС Online» профессор Султанбеков. Вот как описывает кульминационный момент взятия города мичман Мейрер, командовавший флотилией, на которой прибыла эта группировка «учредиловских народармейцев» и чехословаков-легионеров под общим руководством полковника Степанова, в очерке «Война на Волге 1918 года», опубликованном в Нью-Йорке в 1939 году:

«С 5 часов утра (6 августа 1918 года — прим. Б. С.) началась бомбардировка Казани. Стреляли по Кремлю и по частям города, где были красные казармы. Вскоре с Верхнего Услона (несколькими часами ранее там высадился десантный отряд флотилии — прим. ред.) пришло донесение, что несметные толпы людей двигались из Казани во все стороны, кроме южной, с которой подошли белые. Расстояние от пароходов до Казани было около восьми верст, так что трехдюймовки едва хватало. Разрывы были видны у южной окраины города. Шестидюймовая батарея (она находилась на барже, вставшей у пристани, — прим. ред.) палила безостановочно по Кремлю. Ночью и утром происходила разгрузка транспортов. Без пристаней разгружать артиллерию и кавалерию было довольно трудным делом, но к рассвету все было на берегу. Наутро все было налажено и фронт установлен.

При начале наступления пришло донесение, что пристаням угрожают красные отряды. Пришлось убрать пристанский заслон, состоявший из 30 человек с 10 пулеметами, в то время пулеметов на флангах было хоть отбавляй. К полудню разыгрался бой. Каппеля нигде не было видно. Полковник С. (Степанов прим. Б. С.), командовавший чехами, давал указания о направлении огня флотилии. Кроме чехов, по-видимому, на фронте никого не было. После полудня чехи начали медленно отходить под натиском красных. В это время на фланге Красной армии произошел эпизод, повернувший весь дальнейший ход событий. Дело в том, что в Казани находились сербы, плененные в Австрии, впоследствии бежавшие с чехами на русскую сторону. Они организовали красную сербскую сотню и вошли в состав Красной армии, оборонявшей Казань.

Так вот эти сербы в самый критический момент боя вдруг с диким криком «На нож!» (аналог русского «Ура!» прим. Б. С.) кинулись с фланга на красноармейцев. Произошло это в пределах видимости флотилии, и с мачт можно было наблюдать, как красный фронт дрогнул и обратился в бегство. Чехи бросились преследовать. Но самый пикантный момент был впереди. Когда красноармейцы примчались к городу, их встретили пулеметным огнем. Оказывается, Каппель со своим отрядом, идя всю ночь, обошел Казань и часов в одиннадцать на следующее утро вошел в город с северной стороны. Теперь стало понятно, почему он не хотел высаживаться у пристаней: силы были слишком неравны для лобовой атаки. В штабе потом говорили, что против 600 чехов и 400 каппелевцев красные выставили 9 тысяч и 10 тысяч солдат» (Так написано в документе. В окончании предложения, очевидно, была допущена редакторская ошибка, но то, что красный гарнизон насчитывал более 10 тыс. бойцов, подтверждается многими источниками прим. Б. С.)

.

ВЗГЛЯД НА «КАЗАНСКУЮ ОПЕРАЦИЮ» С «ТОЙ СТОРОНЫ»

— Воспоминания Мейрера — достаточно правдивое описание падения Казани, — дает оценку этого исторического источника Булат Султанбеков. — Впрочем, он, как и любой мемуарист, о многом умалчивает, совершенно не упоминая, например, о бессудных расстрелах на улицах и в тюрьмах Казани многих советских деятелей и лиц, сотрудничавших с ними. Важно и другое его свидетельство о том, что большинство населения оказалось равнодушным к призывам идти в Народную армию защищать белое дело. Некоторые дополнительные материалы об этом событии можно прочитать и в изданной в 2012 году книге «События Гражданской войны в Казани (1918) в воспоминаниях очевидцев», где впервые приводится «взгляд на «Казанскую операцию» с «другой стороны», в воспоминаниях офицера чешских легионеров, воевавшего в районе Верхнего и Нижнего Услонов «Десятая рота под Казанью».

10 сентября 1918 года последовало триумфальное возвращение Казани советскими войсками. Стратегическое руководство операцией, которое вскоре привело к резкому перелому обстановки на Восточном, главном тогда, фронте, осуществлял председатель Реввоенсовета республики и наркомвоенмор РСФСР Троцкий, прибывший в Свияжск по поручению Ленина. Он направлялся в Казань, где находился штаб Восточного фронта, терпевшего одну неудачу за другой, и только в дороге узнал, что город уже захвачен противником. Это была первая руководимая им стратегическая операция фронтового масштаба (впоследствии были и другие).

Наряду с боями под Казанью в 1918 году и ролью в них Троцкого в книге рассматриваются также и некоторые последующие события, факты и действующие лица, не связанные напрямую с основной темой публикации. Нередко они довольно неожиданны, иногда сенсационны и позволяют лучше понять политическую обстановку в стране и нравы как элиты, так и рядовых граждан не только в почти столетней исторической дали, но и в более поздние годы ХХ века. Последствия тех событий оказывают заметное влияние на общество и в наши дни, в том числе и в Республике Татарстан, о чем рассказано более подробно в конце книги.

С отрывками из книги о Троцком читатели «БИЗНЕС Online» смогут ознакомиться в ближайшее время.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.10.2016 09:06

Странное изложение материала. Откуда в 18-м году взялись советские войска?

  • Анонимно
    30.10.2016 09:06

    Странное изложение материала. Откуда в 18-м году взялись советские войска?

    • Анонимно
      3.11.2016 12:21

      да, странно, если учесть что советы появились еще в 1917

  • Анонимно
    30.10.2016 09:08

    Я бы купил такую книгу, даже в электронном виде. Это можно сделать?

  • Анонимно
    30.10.2016 09:09

    А откуда взялась в том же году формулировка наркомвоенмор РСФСР? Что то много ляпов для историка......

    • Анонимно
      30.10.2016 16:11

      9.09. Посмотрите источники: РВС был создан 6 сентября 1918 г., а Троцкий до этого уже был наркомвоенмором РСФСР. Вам не в чужих, мнимых "ляпах" надо копошиться, а знать общеизвестные факты истории и извиниться за свое невежество ,господин всеведущий "Ляпкин".

  • Анонимно
    30.10.2016 09:50

    Почему бы и не почитать. Еще один источник информации. Интересует бомбардировка Казани устроенная Ларисой Рейснер, золотой запас и памятник Иуде Искариоту, который разлюбезный Троцкий поставил в Свияжске

    • Анонимно
      3.11.2016 12:22

      21 век на дворе, сколько уже можно повторять басенки про памятник иуде?

  • Анонимно
    30.10.2016 10:31

    Народный комиссариат по военным и морским делам СССР — центральный орган управления, осуществлявший руководство Вооружёнными силами СССР с 12 ноября 1923 года по 15 марта 1934 года. Но не в 1918-м же...

    • Анонимно
      30.10.2016 16:24

      10.38. Не занимайтесь подтасовкой, речь у автора наверняка идет о наркомвоенморее РСФСР Троцком, каковым он являлся до учреждения РВС 6 сентября 1918 г. Вы хот документы читайте, до того как вносить "ценные поправки" в публикации БО.

  • Анонимно
    30.10.2016 11:24

    Спасибо газете за сообщение о выходе
    книжки, очень нужный, накануне трех юбилеев, но хотелось бы прочитать, хотя бы ее отдельные главы. Товарищ усомнившийся в правомерности понятие "советские войска", просто малограмотный или не читает книги. В то время , (у меня есть большая библиотека книг по этому периоду, хотя и не являюсь историком),в равной степени употребляли термины: "советские, красные и даже рабоче -крестьянские войска", а нередко писали просто, красноармейские части. Прежде чем поучать авторов интервью и книжки над самому прочитать пубуликации того времени, в библиотеках они есть.

    • Анонимно
      30.10.2016 12:39

      Совершенно верно замечено. Лозунг "Вся власть Советам!" Вам не знаком? Производное от них Войска (Армия) Советов. Конечно же официальное название - это РККА.

      • Анонимно
        31.10.2016 14:30

        тем не менее совесткой армию стали называть только в 50х годаха а до этого называли красной армиеей

        Не было тогда термина совесткие войска

  • Анонимно
    30.10.2016 12:08

    Где о памятнике Иуде в Свияжске?

    • Анонимно
      30.10.2016 12:35

      Он простоял только один день - до ночи. Ночью его сломали. Навсегда.

      • Анонимно
        3.11.2016 12:23

        откуда сведения что он вообще был?:)

      • Анонимно
        11.11.2017 22:37

        Не было никакого памятника Иуде. Сколько можно уже эту ерунду мусолить?!
        Это был памятник Яну Юдину, а датчанин просто не понял о чём шла речь.

  • Анонимно
    30.10.2016 12:20

    Не только роль Троцкого не изучена по сей пор, но и роль Сталина в нашей истории. Либералы его оплевали с головы до ног, левые и коммунисты делают из него орела, возвеличивают до небес. Изучая эти персонажи необходимо напрочь отойти от любых идеологем и только научные факты, факты и факты. Без объективного подхода к нашему историческому прошлому и к его личностям, нам сложно понять будет свою истории и будем так и барахтаться то на одном месте, то назад, чуточку вперед и опять назад.

    • Анонимно
      30.10.2016 22:21

      Да, а факты не в пользу либералов

      • Анонимно
        31.10.2016 10:58

        несколько десятков мертвецов никак не в пользукровавого упыря с усами

      • Анонимно
        31.10.2016 16:17

        Либералы, конечно, перегнули, особенно Волкогонов, но по крайней мере они вскрыли все его преступления, не то что коммунисты, сделали из него святого.

  • ПанАлекс
    30.10.2016 12:32

    Почему же главная мотировочная причина всех этих сражений за Казань не упоминается? Каппелевцам и чехам не нужна была Казань - им нужен был Золотой Запас Российской Империи, что находился в Казани! Их успех и измена некоторых "красных" объясняется алчностью - многим участникам было обещано щедрое вознаграждение в золоте. Что сербы, что "военспецы-красноармейцы" вполне могли пойти на измену ради личного обогащения. Колчак вообще бы не появился, не будь у него золота, на которое покупалось оружие и ресурсы.
    А чехи вообще фактически "охраняли" золото и легко сдали самого Колчака, когда им гарантировал СНК возврат на родину с частью золота.

  • Анонимно
    30.10.2016 12:45

    Про реальную историю гражданской войны в Казани мало что написано. В советское время лишь писали заумные, прокоммунистические псевдоисторические книги, которые наоборот отводили от истории.

    В постсоветское время вышла только одна очень качественная книга об этом периоде в Казани, точнее об авиационной составляющей гражданской войны в Казани: "М. Хайрулин, В. Кондратьев Военлеты погибшей империи".

    Также имеются очень хорошие воспоминания участников гражданской войны в Казани, вышедшие за границей на английском и немецком языках, но до сих пор нет их на русском языке. В частности "Марина Юрлова. Казачка".
    О том, как большевики в Казани арестовали и долго расстреливали целый казачий полк, который достаточно случайно оказался в Казани.

    • Анонимно
      30.10.2016 13:45

      О том как много кто много кого расстреливал написано уже очень много, даже в этой статье про КОМУЧ. На то она и Гражданская война. Фактически всё, что происходило до ВОВ и было её продолжением. Сама Гражданская война была вызвана слишком большим количеством обстоятельств, чтобы в очередной раз навесить на любую из сторон уже затасканные до дыр ярлыки.

      • Анонимно
        30.10.2016 15:55

        Сама Гражданская война была вызвана слишком большим количеством обстоятельств, чтобы в очередной раз навесить на любую из сторон уже затасканные до дыр ярлыки.
        ______________________________________________
        Согласен. но с другой стороны гражданская война это результат полной некомпетентности решить проблемы политическим путем.

        • Анонимно
          30.10.2016 20:12

          К сожалению, у подавляющего количества людей главенствует право силы. Начиная со школы и заканчивая профессиональной деятельностью. Никто никогда никому не уступит. Политически не удаётся решить вопрос. Таков наш азиатский менталитет. Всё больше убеждаюсь в его наличии, в том числе и у русских. Запад при этом не идеализирую.

          • Анонимно
            30.10.2016 22:18

            Печальный вывод. Поэтому история гражданской войны, ей причины и следствие этой братоубийственной войны должным образом необходимо изучить, без идеологизации и только факты и последствия.

    • Анонимно
      30.10.2016 14:34

      Товарищи М.Хайруллин и В.Кондраитев спасиьо за стольколь столь высокуб оценку своей книгм о авиации вышедшей к Казани. Обязательно прочитаю и выскажу мнение.

  • Анонимно
    30.10.2016 12:56

    Насчет бомбардировки Казани почитайте лучше телеграммы В.И.Ленина Троцкому, а Рейснер артиллерией и авиацией не комомандовала, не наговаривайте на женщину. Что же касается установки памятника Иуде в Свияжске, то этот фейк уже обсуждался в печати и комментов не требует.Судя по некоторым комментам, их авторы, ничего о Троцком кроме краткого курса истории ВКП (б) не читали.Надеюсь, что автор книги приводит хотя бы краткую библиографию вменяемой литературы. Со своей стороны советую почитать книгу " РВС республики" в ней есть статья профессора Корабельникова - пожалуй, первая сравнительно объективная публикация о Троцком, правда о Казани он почти не пишет, а больше о политике.

  • Анонимно
    30.10.2016 13:21

    "ТРОЦКИЙ ПЕРВЫМ УКАЗАЛ НА ОПАСНОСТЬ ГИТЛЕРА".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/327040

    Похоже на правду.
    Но не вся правда.
    Хорошо известно, что полуправда очень часто хуже прямого вранья...

    Троцкий не только "указал на опасность Гитлера", но своими действиями и "породил" Гитлера.

    Не было бы Ленина, Троцкого "и компании" - не было бы и Гитлера.

    Хорошо известный факт - итальянский фашизм и немецкий нацизм был "зарожден" империалистами в противовес "русскому" и "мировому" коммунизму и попыткам последнего захватить власть в странах Западной Европы.

    "Идеологические" историки продолжают традиции советских историков писать "однобокую" историю.
    Но это тоже история...

    • идущий
      30.10.2016 19:16

      Только тем и виноват, что очень сильно кушать я хочу. Ваша логика примерно такая получается. Типа не было бы коммунистов с их идеей постройки нового мира без эксплуатации и социальной справделивостью, то глядишь и нацистов бы не дали прийти к власти. А в вашу голову не приходило мысль, что как раз революция и нужна была , чтобы ликвидировать олигархический класс финансировавший нацистов (НСДАП, военные организации). Не было бы "мохнатой" лапы немецкого крупного капитала и даже американского (к примеру нацистам симпатизировал и финансово содействовал Дж. Форд), нацисты не смогли бы показать хорошие результаты на выборах, не смогли бы создать многочисленные охранные организации (СД и СА).

      • Анонимно
        31.10.2016 09:49

        Что это Вы все в кучу смешали-то?
        И при чем тут Форд?
        Каша какая-то...

        "Товарищ" выдвинул простой тезис - "русский" и "мировой" коммунизм 1917-1921 гг., вождями которых были Ленин и Троцкий, породили "итальянский" фашизм и Муссолини и "немецкий" нацизм и Гитлера.

        Все остальное было позже...

        Сперва Ленин и Троцкий и уж потом Муссолини и Гитлер.

        Вот этот простой тезис и критикуйте, опровергайте, разоблачайте, а не делайте винегрет из истории.

    • Анонимно
      31.10.2016 10:16

      может все гораздо проще
      и того и другого "вели " одни и те же люди

      "жил Троцкий в Вене. У него там был определённый КРУГ ЗНАКОМЫХ. Например он достаточно близко общался с отцом и сыном Адлерами. Адлер-отец - основоположник австрийской социал-демократии, сын - руководитель. А что такое СДП в то время? Это вторая по значению партия - 25% голосов, 33 места в парламенте (из 162). Прикиньте влияние, денежные потоки. Началась первая мировая война, Адлер-отец усадил Троцкого в свой автомобиль и повёз к начальнику тайной полиции Гейеру, чтобы урегулировать вопрос с эмиграцией."(С)

      • Анонимно
        31.10.2016 10:50

        Ну тогда вспомните и то, что Троцкий долгое время жил в США и приехал в Россию именно оттуда.
        Через ряд стран.

        Ваша "конспирологическая" гипотеза имеет право "на жизнь".

        Но и тогда - сперва Ленин и Троцкий, а затем уж Мусолини и Гитлер.

        Вполне допускаю, что "тайные кукловоды" и тех и других хотели "исправить" собственные ошибки...

        Но подтверждения фактами Вашей гипотезы нет.

        О вот факт, что тираны-террористы Ленин и Троцкий "возникли" раньше Мусолини и Гитлера есть.

  • Анонимно
    30.10.2016 13:49

    После взятия Казани иваном4, настоящих защитников города не осталось. Это значит, что люди, здесь жившие не считали этот город своим. И при Емельяне Пугачеве , и во времена гражданской войны.

    • Анонимно
      31.10.2016 09:33

      А сейчас есть?

      • Анонимно
        31.10.2016 10:00

        Есть. Только вы и вам подобные их националистами называете. Остальные. получаются временные квартиранты. Даже при голосовании за купюру , сразу сдали Казань, голосуя за другие города.

        • Анонимно
          31.10.2016 10:55

          Что же Вы, извините, "настоящий защитник города" сделали для Казани?

          Построили самый мощный в мире стратегический ракетоносец? воспитали тысячи инженеров? педагогов, ученых? сами сделали великое открытие в физике или химии? родили в конце-концов 12 детей, вырастили их и воспитали достойными членами общества?

          Что сделали-то?
          Кроме хамской болтовни.

          • Анонимно
            31.10.2016 13:11

            А незащитники, что построили тот же самый мощный в мире ракетоносец, воспитали тысячу инженеров, педагогов, ученых, сделали великие открытия в науке, чтобы про Казань узнали за пределами республики? Ничего за последнее время ими сделано не было . Но визгу про татар, их принижение это в каждом комментарии про Татарстан. Квартиранты вы и есть квартиранты. Вам абсолютно по фигу на Казань и Татарстан, так как вы перекати- поле по своей сути. Будет завтра лучше в Ульяновской области, значит, переедите все туда. А татары , и Казань , и Татарстан считают своей родиной и любят ее всегда , и когда здесь плохо, и когда здесь хорошо.

          • Анонимно
            31.10.2016 13:44

            Мы налоги платим!! И все И БОЛЬШЕ
            ДЛЯ КАЗАНИ делать не обязаны!

            Членами ващего обществ абыть НЕ ХОТИМ! невоспитывайте ваша власть ЗЛО! вы ЗЛО!

        • Анонимно
          31.10.2016 11:01

          нациналистов надо гнать и гнобить в жескую иначе рано или поздно они тут резню устроют.

          • Анонимно
            31.10.2016 13:12

            Нациков всех национальностей надо гнать и гнобить. Особенно недопустимы нацики с лозунгами " Россия для русских".

  • Анонимно
    30.10.2016 13:53

    Казанское золото до сих пор имеет "белые пятна". Известно, что чехи выдали Колчака в обмен на его часть, потом в Чехословакии был даже на эти деньги учредили "Легион Банк". Что касасаетмс авантюрного броска на Казань, то один из лидеров учредилки писал, что" Степанова со товарищи", сорвавших план соединения с Деникиным на юге надо было за это расстрелять. Но"победителей, да еще умыкнувших золотишко в огромно количестве" не судят.Но вернули то не все. Об это "золотое" и его судьбе,написаны тома.Сейчас даже казанские краеведы ищут его.Но думаю, что не только золото было главным. Тоже беседовал с автором и другими специалистами и они сказали, что Ленин был тяжело ранен, и Троцкий, буквально на день, выезжал в Москву, из за чего был отложен штурм Казани. Могла начаться смута и Казань стала бы центром контрнаступления белогвардейцев, а "горючего материала" хватало. Отсюда особое внимание которое Ленин придавал тогда Казани.Интересно как автор книги, известный историк оценивает все эти события?

  • Анонимно
    31.10.2016 00:36

    Конечно с военной точки зрения это была авантюра не поддержанная многими руководителями КОМУЧа. Но учитывая слабость Красной Армии, ее Восточного фрнта, и то,что до Москвы был рукой подать, а территории были охвачены мятежами, шансы на успех у антисоветчиков были. Выбор Лениным "антикризисного менеджера", выражаясь современным языком, был безошибочен. Троцкий сумел переломит ситуацию, стал "Жуковым своего времени".Как это было почитаем, хорошо, что автор, судя по интервью, осмелился написать это. Правильно пишут, что в советское время его роль, в том числе и местным историком, или замалчивали ,или представляли противником Ленина.В 1918 -19 гг. он был его главной политической и военной опорой в руководстве партии и страны.Но судя по всему , учитывая болезнь Ленина, захотел стать "первым лицом", что кончилось для него крахом, претендентов на "Шапку Ильича", как тогда говорили, было более чем достаточно. Главными из них были Зиновьев и Каменев, Сталин вышел на эту позицию позже..

    • Анонимно
      31.10.2016 10:02

      Троцкий- это зло для России., какие бы вы ему заслуги не приписывали.

      • Анонимно
        31.10.2016 13:42

        впрочем и сталин и каменев и ленин все они ЗЛОа заслугиво взятии казани нет.Да троцкий взял казань.... но лучше б ыне брал бы

  • Анонимно
    31.10.2016 15:05

    казанские события того времени как то очень слабо освещены, а ведь всё висело для Ленина на волоске. Куда делось золото царское временно находившееся в Казани. В национальном музее РТ очень слабо про этот период рассказано.

  • Анонимно
    31.10.2016 15:27

    А заход через чёрный ход, это по протеже кого?

  • Анонимно
    1.11.2016 11:46

    Жертв белого террора в Парке Горького 5 тысяч, кажется, схоронено — или там вместе с убиенными во время "революций?
    В мемуарах родственников профессора Дух. Академии Ивановского есть свидетельства о бессудных расстрелах мадьяр из военнопленных австро-венгерской армии - они производились чехами где-то под Кремлем. Сильно не любили друг друга.

    А были еще и жертвы от красного террора. В частности, встречалось упоминание о расстреле сына Груздева Володи - чуть не на улице, в присутствии младшего из Тихомирновых, заведывавшего при Сталине Институтом Маркса-Энгельса-Ленина. Он был заметной фигурой у красных но не вступился за того, с кем был в одной компании с гимназических времен.
    Где-то циркулировало и свидетельство о расстреле чекистами в 50 рабочих, заключенных в "комиссариатские подвалы" Дворца труда и требовавших что-то по тарифам, профсоюзам, продолжительности рабочего дня и пр. В том числе требовавших и удаления из города мадьярских отрядов, свирепствовавших после взятия Казани красными.

    • Анонимно
      1.11.2016 20:28

      Извините, но Вы путаете Тихомирного с Адоратским.

      Именно последний был директором Института триады вождей мирового коммунизма...

    • Анонимно
      1.11.2016 21:18

      Больше всех "свирепствовали" в Казани "чекисты" и китайцы...

  • Анонимно
    2.03.2019 17:02

    Помнится. Из рассказов бабушки, ушли в сторону Лаишево 100= 150 тысяч населения. Треть Казани.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль