Культура 
31.10.2016

Как в челнинском драмтеатре «завелись тараканы»

«Мастеровые» впервые замахнулись на «Ревизора»

Премьера спектакля «Ревизор» произвела фурор в челнинском драмтеатре «Мастеровые». Режиссер Денис Хуснияров показал не новое прочтение классики, а новое видение. Корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывавшие на премьерных показах в, вероятно, лучшем русском театре Татарстана, встретили Наиля Магдеева, удивились решению образа городничего и услышали песню в исполнении Хлестакова.

Премьера «Ревизора» по Николаю Гоголю состоялась на прошлой неделе в челнинском русском драмтеатре «Мастеровые» Премьера «Ревизора» по Николаю Гоголю состоялась на прошлой неделе в челнинском русском драмтеатре «Мастеровые» Фото: russdramteatr.ru

ШОК В ВИДЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Премьера «Ревизора» по Николаю Гоголю состоялась на прошлой неделе в челнинском русском драмтеатре «Мастеровые». Это не первая гоголевская пьеса, которую ставят «Мастеровые». Долгие годы зрителей радовали спектаклем «Женитьба», однако его пришлось вычеркнуть из репертуара, дабы освободить место для декораций к «Ревизору».

Истосковавшиеся по классике челнинцы скупили билеты на две недели вперед еще до премьеры. Публика, вероятно, ожидавшая «нафталина», была в шоке. Главный режиссер театра Денис Хуснияров показал, нет-нет, не новое прочтение классики, но новое видение. В тексте комедии не произошло изменений, а вот сценография выглядела очень необычно.

Как только открылся занавес, зритель увидел декорацию в виде картонной коробки. За объяснениями пришлось обратиться к самому режиссеру. «Это коробка, выброшенная на помойку, а живут в ней... тараканы», — рассказал Хуснияров. Кстати, и костюмы актеров соответствуют — в желто-рыжих тонах, с длинными фалдами. Не хватает только длинных усов. Главный художник театра Елена Сорочайкина, создавая одеяния, корпела над энциклопедиями с насекомыми и прочими земными тварями, чтобы максимально точно передать все разнообразие оттенков прусаков, а ткани к костюмам искали по всей стране.

Коробка по ходу действия трансформировалась то в комнату в постоялом дворе, то в залу в доме городничего, то в любое другое помещение. Заметим, что подбор актеров тоже попал в точку. Например, на месте Городничего традиционно ожидался некий массивный актер. Хуснияров же отдал эту роль Дмитрию Томилову, несколько субтильному, но не менее убедительному. Видимо, в этом есть какой-то скрытый подтекст — мол, и городничие нынче шибко измельчали. Потрясли также своей игрой Анна Андреевна (Ольга Астафьева) и Марья Антоновна (Евгения Яковлева), которые постоянно занимались аэробикой по ходу спектакля. А их схватка за Хлестакова вообще была обыграна как боксерский поединок. Чиновники-взяточники и взяткодатели — Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Хлопов, Шпекин — каждый на своем месте.

Главный режиссер театра Денис Хуснияров показал не новое прочтение классики, но новое видение Главный режиссер театра Денис Хуснияров показал не новое прочтение классики, но новое видение Фото: Сергей Кудрявцев

Кстати, судью Ляпкина-Тяпкина сыграл новичок. Совсем недавно в труппу «Мастеровых» по приглашению режиссера был принят актер из Санкт-Петербурга Александр Кочеток, который снимался в популярных российских телесериалах «Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей», «Литейный», «Ментовские войны», «Агент особого назначения» и др. Так что «криминальное амплуа» наверняка пригодилось для перевоплощения во взяточника, который, впрочем, берет взятки лишь борзыми щенками.

Осип, слуга Хлестакова (Евгений Федотов), прост, но именно таким он и должен быть. Особое слово стоит сказать об Алексее Ухове, сыгравшем Хлестакова. Трансформация бедного проезжавшего во враля и «генерала» удалась ему на славу. И конечно, нельзя пройти мимо парочки Добчинского и Бобчинского. Мало того что их играли дамы (Александра Петрова и Анна Дунаева), так они еще и загримированы были под Пушкина и все того же Гоголя. В концовке спектакля их вовсе заменили портреты, которым и досталось от актеров: «Шелкоперы», «Бумагомараки», «Писаки». Впрочем, вряд ли это относилось именно к российским классикам.

А финал и вовсе трешевый: Хлестаков, которому подпевают остальные действующие лица, исполняет песню рок-группы «Черный обелиск» «Я остаюсь, чтобы жить».

Роль городничего досталась Дмитрию Томилину, несколько субтильному, но не менее убедительному Роль городничего досталась Дмитрию Томилову, несколько субтильному, но не менее убедительному Фото: Сергей Кудрявцев

«ЭТО КОМЕДИЯ, В ЭТОМ ЖАНРЕ СЛОЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ»

Как уже говорилось, классический текст не претерпел изменений. Гоголь — он ведь на все времена. Лизоблюдство, коленопреклонение, воровство и взяточничество — вечные пороки. Об этом можно спорить, но спор нельзя выиграть.

На вопрос о том, почему выбор пал именно на «Ревизора», Хуснияров ответил философски: время сейчас такое, что ничего не остается, кроме как иронизировать и смеяться. «Воевать, как мы видим, бессмысленно, вставать в какую-то позу бессмысленно. Остается только, как авторы начала ХХ века, выражать свою позицию. Мы, творческие люди, берем некий материал и тоже выражаем свою позицию», — объяснил режиссер.

И тем не менее вечную классику всегда тяжело ставить, потому что сложно найти в ней то, что еще не было показано и рассказано другими режиссерами. Для Хусниярова в первую очередь это, по его признанию, большая ответственность. Ответственность в том, что текст Гоголя сегодня в устах артиста звучит вычурно и претензионно. Поэтому самая важная задача была, не меняя текст, не осовременивая, не убивая старых слов, сделать его современным. «Чтобы он сегодня зазвучал. Но и жанр, конечно — это же не драма, не трагедия, это комедия, фарсовая. Очень сложно в этом жанре существовать», — признался режиссер.

Разумеется, осовремененная постановка в большинстве случаев призвана привлечь молодежь в театр, но режиссер с этим не согласен. «Просто брать сегодня текст Гоголя, Достоевского, Толстого и делать его в интерьерных, нафталиновых декорациях — это немножко странно. Даже в шекспировские времена играли в ботфортах, они тогда были современной обувью. Мы живем в 2016 году и пытаемся приближаться к тому времени, но карикатурировать к тому времени сегодняшними глазами», — высказал мнение Хуснияров.

Осип, слуга Хлестакова (Евгений Федотов) прост, но именно таким он и должен быть Хлестаков, которому подпевают остальные действующие лица, исполняет песню рок-группы «Черный обелиск» «Я остаюсь, чтобы жить» Фото: russdramteatr.ru

«РЕВИЗОРА» ПОСМОТРЕЛ ЧЕЛНИНСКИЙ ГОРОДНИЧИЙ

Публика встретила премьеру с большим восторгом. Аплодисменты раздавались несколько раз по ходу спектакля, а уж после премьеры зрители искупали актеров в овациях по-настоящему. В ноябре «Ревизора» дадут 7 раз. Кстати, казанская публика тоже сможет оценить новую постановку «Мастеровых». В конце ноября в столице Татарстана пройдет VIII всероссийский театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», где челнинцы намерены представить свое творение.

Любопытно, но воскресного «Ревизора» посетил и челнинский городничий Наиль Магдеев. Пришел он не инкогнито, чем вызвал неподдельный интерес у публики. В антракте зрители просили Магдеева сделать с ними селфи. В театре говорят, что мэру постановка понравилась — он часто улыбался и много хлопал. Причем это далеко не единственный спектакль, который видел мэр в театре «Мастеровые». К примеру, побывал он на спектакле бугульминского театра, который гастролировал в Челнах. По всей видимости, к драмтеатру Бугульмы у градоначальника особые чувства, ведь он был реконструирован по его инициативе.

Напомним также, что в период подготовки к премьере по злой иронии театр испытал на себе пристальное внимание пожарных ревизоров: из-за 18 нарушений пожарных норм деятельность учреждения решено было приостановить, однако большинство предписаний удалось устранить.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.10.2016 09:22

    Браться надо за Салтыкова-Щедрина.Вот кто описывал рожу,российского чиновничества.Было бы особо актуально.

  • Анонимно
    31.10.2016 10:07

    То, что Магдеев - театрал это не новость. В Питере же учился!

  • Анонимно
    31.10.2016 10:36

    Наил Гамбәрович! Татар театрына да бер килеп китегез инде, «для галочки» булса да...

  • Анонимно
    31.10.2016 17:03

    Я там был. Внимал, вкушал... БРАВО!
    Это было здорово!

  • Анонимно
    31.10.2016 19:01

    Завидуем челнинцам!

  • Анонимно
    31.10.2016 20:36

    это качественный театр.
    интересные.самобытные люди. причём уже давно.
    ещё с наших студенческих(квновских)лет.
    Дим,тебе привет отдельный.
    творческих вам успехов,ребята.
    Аскар Гареев
    ))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль