Общество 
12.11.2016

Жанна Белицкая: «Размещение памятника – вещь тонкая, а история с Екатериной поучительна»

Главный художник Казани о том, появится ли «Конь-Страна» под Кремлем и что изваяет для столицы РТ автор монумента князю Владимиру в Москве

Памятный знак «Тергезу» в честь Екатерины II, возможно, все-таки появится в Казани — на входе у порохового завода, место которого, оказывается, указала сама императрица. Об этом в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала замначальника управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Жанна Белицкая, которая также раскрыла ближайшие планы в области монументального искусства: увековечить и Хади Такташа, и Рустема Яхина, и Фатиха Карима. Всего же своих скульптур ждут не менее 60 - 80 мест.

Жанна Белицкая Жанна Белицкая Фото: metshin.ru

«ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ ОБЪЕКТЫ КРУПНОЙ ЯРКОЙ ВЫВЕСКОЙ ИЛИ БАННЕРОМ СЕГОДНЯ НЕ В ТРЕНДЕ»

— Жанна Владимировна, прежде город испытывал дефицит малых скульптурных форм, про монументальное искусство вообще говорить не приходится. Меняется ли ситуация сегодня?

— В Казани сегодня есть много памятников, которые ждут установки и находятся на стадии обсуждения. Радует, что и сами предприниматели хотят разместить имиджевую городскую скульптуру, которая бы привлекала и передавала дух места.

Популярность скульптур растет, может, не так быстро, как хотелось бы. Мы работаем над этим с 2008 года. У нас была разработана схема размещения малых архитектурных форм — предлагали около 60 - 80 мест. Есть и готовые макеты скульптур, которые предприниматели могли бы установить. Например, те, что были разработаны в рамках последней концепции благоустройства улицы Баумана. Мы проводили на «Казанской ярмарке» в 2010 году акцию «Ищу хозяина»: выставляли эти макеты, которые уже изготовлены в мягком материале, предлагали на безвозмездной основе. Только установите их в Казани! Это «Аптекарь Бренинг», «Фонарщик», «Банкир». Тогда заинтересовались фигурой Бренинга, но дело так и не дошло до логического завершения. Фигуры до сих пор находятся в мягком материале у нас в управлении, но уже постепенно портятся.

Сейчас медленно, но процесс начался. Недавно на пересечении улиц Чернышевского и Профсоюзной была установлена скульптура «Доверие», инициатором выступила «Городская стоматология». Они и дальше хотят двигаться в этом направлении — устанавливать скульптуры и благоустраивать таким образом территории своих объектов.

Если раньше было принято позиционировать свои объекты крупной яркой вывеской или даже баннером, то теперь это уже не в тренде. Сейчас уделяется внимание благоустройству самого места и не только с использованием дорогих средств. Больше всех проявляют фантазию цветочные и подарочные салоны. Радует, что предприниматели и жители пришли к этому.

— Повлияло ли на ситуацию то, что в городе ведется благоустройство парков и скверов?

— Конечно! Сейчас в парках появилось много интересных малых форм, нестандартной уличной мебели, приемов благоустройства, например, в парке имени Горького — игровая площадка с огромным пауком. Люди потихоньку начали привыкать и к другим формам искусства. На мой взгляд, в некоторых случаях не хватает гротеска, который впечатляет, а не просто вызывает умиление или интерес.

— Стали ли жители города бережнее относиться к малым архитектурным формам?

— В этом плане ситуация изменилась в лучшую сторону. Раньше опасались вандализма: сломают, порвут, отломят. Конечно, такие случаи и сейчас бывают, но в целом сейчас их гораздо меньше. Чем благоустроеннее и интереснее среда, чем больше привлекают жителей к благоустройству города, тем жители быстрее откликаются и бережнее относятся к ней.

«Недавно на пересечении улиц Чернышевского и Профсоюзная была установлена скульптура «Доверие», инициатором выступила «Городская стоматология» «Недавно на пересечении улиц Чернышевского и Профсоюзной была установлена скульптура «Доверие», инициатором выступила «Городская стоматология» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЗАНЦЫ АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ОБСУЖДЕНИИ СКУЛЬПТУР»

— Недавно в Казани открыли бюст Мусе Джалилю в рамках празднования юбилейной даты со дня его рождения. Кроме того, в сквере «Стамбул» планируется установить памятник известному общественно-политическому деятелю Садри Максуди. Какие еще памятники и бюсты известным людям на очереди?

— Памятник поэту Хади Такташу — на пересечении улиц Хади Такташа и Марселя Салимжанова. Сейчас решается вопрос благоустройства. Уже установлен и ждет завершения благоустройства памятник композитору Рустему Яхину на улице Большой Красной.

Кроме того, в Казани появятся памятники труженикам тыла в парке Победы, Шигабутдину Марджани на улице Марджани, митрополиту Андриану (Четвергову) у строобрядческой церкви на пересечении улиц Петербургской и Ульянова-Ленина. Уже установлен постамент для памятника Садри Максуди в сквере «Стамбул», сама скульптура в производстве. И это не все.

Обсуждаются вопросы установки памятников и бюстов крестьянину-труженику у Дворца земледельцев, инженеру-механику, организатору промышленного производства, руководителю предприятий советского и российского авиапрома Виталию Копылову, который работал генеральным директором Казанского авиационного завода № 22 имени Горбунова, Петру Витеру, который возглавлял Казанский моторостроительный завод, святым благоверным князьям Петру и Февронии, который планируется установить на улице Чистопольской, поэту Фатиху Кариму — на аллее писателей у здания «Татмедии», композитору, актрисе и певице Саре Садыковой — на пересечении улиц Габдуллы Тукая и Садыка Ахтямова в сквере рядом с мечетью.

— Как и кем принимается решение об увековечении памяти того или иного деятеля? Кто обычно выступает инициаторами установки памятников и бюстов?

— И жители города, и общественные деятели, например союз театральных деятелей РТ. Обращения поступают в комиссию при министерстве культуры РТ, она рассматривает и выносит решение, которое фиксируется в протоколе. В состав комиссии входят и деятели искусства, и скульпторы, и историки, и краеведы, и специалисты управления архитектуры и градостроительства. Решение об установке принимается через кабинет министров РТ.

Задача управления архитектуры и градостроительства на первоначальном этапе — найти и предложить место установки памятников и бюстов. Заказчиком на изготовление обычно выступает минкульт РТ.

— Как определяется место установки памятника или бюста?

— Для этого нужно углубиться в историю, изучить персональные данные человека, понять, с чем была связана его жизнь, работа. Обычно памятники устанавливаются в местах, связанных с жизнью, творчеством и деятельностью поэтов, писателей, художников, музыкантов, артистов театра, политиков и т. д. Выбранные места обсуждаются на экспертном совете с родственниками человека, в память о котором будет установлен памятник.

«КОНЬ-СТРАНЕ» ПРЕДЛОЖИЛИ БОЛЕЕ КАМЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

— В конце сентября состоялось обсуждение скульптуры «Конь-страна» финского художника Рафаэля Сайфулина, и экспертное сообщество одобрило установку скульптуры. На обсуждении выдвигались разные идеи по поводу места его установки. Принято ли окончательное решение?

— С инициативой установить «Конь-Страну» выступил сам финский скульптор, уроженец Татарстана, который через свою работу хочет раскрыть любовь к родному краю, объясниться в любви казанцам и татарстанцам.

Автор предлагал установить скульптуру вблизи входа на станцию метро «Кремлевская», однако мы считаем, что там ее разместить невозможно и нецелесообразно: тут уже рядом находятся «Зилант», памятник Благотворителю, кремль.

Обсуждение художественной ценности и места установки малой архитектурной формы «Конь-Страна» прошло на заседании творческой группы по вопросам внешнего благоустройства. Профессионалы предложили более камерные условия: на улице Баумана — возле Академии наук РТ, рядом с пока закрытым выходом из метро и у выхода из метро со стороны Булака. Плюс этих двух площадок в том, что они предоставляют возможность увидеть скульптуру с нижних и верхних точек. В верхней части скульптуры есть элемент, с помощью которого, по мнению автора, и будет раскрыта тема родного края — милая сердцу деревенька. Рассмотреть эту миниатюру снизу будет невозможно, ее можно будет увидеть с верхних точек. Архитекторы даже предложили установить для этого подзорную трубу.

Эти два варианта на днях мы выставим на интернет-голосование. Но свои предложения по поводу установки скульптуры «Конь-Страна» казанцы могут прислать на электронную почту любого сотрудника отдела городского дизайна управления архитектуры и градостроительства Казани.

В планах автора было сделать 5-метровую скульптуру, однако эксперты предложили уменьшить ее до 4 метров с учетом условий восприятия. Конечно же, скульптура будет дорабатываться как по пластике, так и по деталировке и сюжетам.

«С инициативой установить «Конь-страну» выступил сам финский скульптор, уроженец Татарстана, который через свою работу хочет раскрыть любовь к родному краю» «С инициативой установить «Конь-Страну» выступил сам финский скульптор, уроженец Татарстана, который через свою работу хочет раскрыть любовь к родному краю» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Каким было ваше первое впечатление от этой скульптуры?

— Интересно и необычно для нас. Профессиональным сообществом, участвовавшим в обсуждении, в целом скульптура одобрена. Техники и стили искусства многолики и разнообразны, и такие формы выражения чувств вполне возможны. Тем более Рафаэль Сайфуллин говорил об использовании ювелирной техники в декорировании скульптуры — скани (изготовление художественных изделий, напоминающих по виду плетеное кружево — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой крученой и другой проволоки прим. ред.).

«ЩЕРБАКОВ — СКУЛЬПТОР, В ЧЬЕМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ МЫ НЕ СОМНЕВАЕМСЯ»

— Бурное обсуждение вызвала скульптурная композиция «Тергезу». Главный вопрос был связан с местом установки композиции, и отмечалось, что оно будет выбрано по итогам открытого интернет-голосования. Какие варианты сейчас рассматриваются?

— К нам поступило предложение от Казанского порохового завода — установить памятный знак на улице 1 Мая. Мы встретились с представителями руководства порохового завода, послушали их предложения, рассмотрели площадку на улице 1 Мая — при входе в заводоуправление. Во время экскурсии по музею завода выяснилось, что во время путешествия на галере «Тверь» Екатерина II указала на место строительства порохового завода. Кроме того, оказалось, что нынешний парк имени Петрова — это была уже территория порохового завода, а красные ворота практически были входом в него. Так возникло предложение о размещении памятного знака на пересечении улиц 1 Мая и Степана Халтурина.

Помимо этого, многие жители активно высказывались за размещение этого знака в Адмиралтейской слободе — это звучало и в комментариях, и поступало к нам в управление в виде предложений. И в этом есть своя логика. Но пока мы не хотим торопиться. Надо дождаться решения по городскому парку «Старое русло» в Адмиралтейской слободе, в целом мастер-плана по Адмиралтейской слободе. Тогда и вернемся к этому вопросу.

Размещение памятника — очень непростая и тонкая вещь. В этом смысле история с «Тергезу» очень поучительная.

— Насколько известно, выбранная композиция — это объемно-декоративное решение с барельефом (скульптурное изображение, выступающее над поверхностью прим. ред.) скульптора Салавата Щербакова из Москвы. Эксперты рекомендовали доработать его. Как сейчас продвигается работа?

— Принятая концепция памятного знака предварительная, она обрастает историческими событиями. Ее предлагается дополнить еще одним историческим фактом: благодаря Екатерине II 17 марта 1768 года был разработан и утвержден первый регулярный план Казани, который разработал Василий Кафтырев (первый профессиональный казанский архитектор прим. ред.). Теперь еще у нас есть интересная информация о пороховом заводе, также связанная с путешествием Екатерины II на галере «Тверь».

Салават Щербаков, который выиграл творческий конкурс на концепцию памятного знака, известный автор, в чьем профессионализме мы не сомневаемся. Он является автором памятника князю Владимиру, который недавно открылся на Боровицкой площади в Москве. Но чтобы автор доработал свою концепцию, мы должны ему показать территорию, где будет установлен памятный знак.

«У КАЗАНСКИХ СКУЛЬПТОРОВ В ЗАПАСНИКАХ МНОГО НАРАБОТОК»

— Есть ли у вас любимые малые архитектурные формы в Казани?

— Все малые архитектурные формы по-своему хороши, во всех чувствуется человеческая душа. Не могу что-то или кого-то выделить отдельно. Высокого уровня скульптуры Игоря Башмакова (фонтан «Су анасы», часы на улице Баумана), Асии Миннуллиной (водовоз, памятник Асгату Галимзянову). На самом деле у казанских скульпторов в запасниках очень много наработок.

Кто чаще всего является авторами скульптур и памятников, которые предлагается установить в Казани? Татарстанцы или, быть может, есть иностранные скульпторы?

— Иностранных авторов, к сожалению, нет. Пока мы варимся в собственном соку. Когда видишь другой уровень, подтягиваешься к нему, стараешься быть креативнее. Творческие люди обычно амбициозны.

«Не могу что-то или кого-то выделить отдельно. Высокого уровня скульптуры Игоря Башмакова – фонтан «Су анасы», часы на ул.Баумана...» «Не могу что-то или кого-то выделить отдельно. Высокого уровня скульптуры Игоря Башмакова — фонтан «Су анасы», часы на улице Баумана...» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как привлекать зарубежных авторов?

— Проводить фестивали со свободным творчеством. Важно, чтобы у автора была уверенность, что работу реализуют в случае победы в конкурсе. Работы зарубежных скульпторов символичны и лаконичны, в отличие от реалистичных и сюжетных работ, к которым привыкли наши жители.

— Какие российские и зарубежные города вы считаете интересными с точки зрения гармоничного присутствия скульптуры и монументальных форм в городской среде?

— Раньше это был Нижний Новгород, где было много городской сюжетной скульптуры, а жителям и гостям города всегда интересно фотографироваться с ними. Сейчас это Санкт-Петербург, где развиты тематические инсталляции временного характера.

Из зарубежных стран — это США, где арт-искусство процветает. Кроме США, в качестве примера могу назвать Китай, Израиль и Испанию. Камень и бронза — это не единственные материалы для объемного искусства. Пластик, тканые поверхности, проволока, бетонные конструкции, топиарное искусство — практически любой материал подходит для творчества. В этом плане в Казани не хватает современной скульптуры.

Сейчас у нас в работе есть несколько перспективных проектов, пока мы обновляем базу мест для установки малых архитектурных форм, нанесения граффити.

— Памятника кому, на ваш взгляд, не хватает в Казани?

— Наверное, многим не хватает. Как архитектор скажу, что я бы хотела увидеть памятник Василию Кафтыреву, который разработал первый регулярный (генеральный) план Казани, которым мы пользуемся до сих пор. Он также построил много зданий в городе, большинство из которых сохранилось. Например, по его проекту построены мечеть Марджани, здание присутственных мест Казанского кремля, здание Гостиного двора, главное здание комплекса Адмиралтейской конторы на улице Карла Маркса.

Легендарна и личность царицы Сююмбике. Кроме того, на мой взгляд, нужен памятник герою Советского Союза, летчику-истребителю Михаилу Девятаеву.

Сейчас актуальна тема добра. Думаю, было бы неплохо вспомнить меценатов Казани: Ольгу Александрову-Гейнс, династии Юнусовых, Апанаевых, Павла Щетинкина, Ивана Алафузова, Якова Шамова, Якуба Султангалеева и многих других — и их добрые дела. Это могли бы быть не совсем памятники, а, например, мемориальные доски с их именами или скульптурная композиция.

— Насколько активно казанцы участвуют в обсуждении скульптур и мест их расположения?

— Это достаточно молодой опыт, но перспективный. Раньше этот вопрос не выносили на общественные обсуждения, как сейчас. Активность горожан говорит о том, что им интересно и небезразлично архитектурное будущее города.

Алсу Сафина

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (78) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.11.2016 09:57

Памятники в городе надо ставить великим известным людям, которые родились, жили и работали в этом городе независимо от своей национальности. Это история города и его жителей в первую очередь. Неужели не заслуживает памятника герой Михаил Девятаев (более полувека проживший в Казани!), только потому, что он мордвин, а не татарин? Или надо устанавливать памятники известным татарам, никогда даже и не бывавшим в Казани и не стремившимся к этому? Давайте всё-таки не будем так уж сильно смешивать историю города с историей народа. Всё-таки Казань в первую очередь столица многонациональной республики Татарстан.

  • Анонимно
    12.11.2016 08:34

    Уже достали! Неужели такая необходимость ставить эти памятники,и ссорить людей? Стройте дет.сады,не майтесь дурью...

    • Анонимно
      12.11.2016 11:23

      Что мне с ваших детсадов? Их вообще то строят каждый год. Памятники это история, которую нужно помнить. Либо в знак почета и уважения. А ссорятся люди по любому поводу. Вам же нужны хлеб и зрелища!

    • Анонимно
      14.11.2016 12:36

      Ставьте в Казани памятники Екатерине,И.Грозному,князю Владимиру,завоевателям Казани и т.д. да кому угодно -но только не героически погибшим защитникам Казани-это ВАМ ЗАПРЕЩЕНО да??? признайтесь уж наконец

  • Анонимно
    12.11.2016 08:46

    А зачем финскому художнику через установку памятника доказывать свою любовь к родному краю? Странный способ.....Пускай возвращается,покупает квартиру в Азино,и наслаждается поездками в грязных красных автобусах......

    • Анонимно
      12.11.2016 09:59

      Любовь к нашей стране зачастую прямо пропорциональна расстоянию до нее, как любовь к теще - чем больше расстояние, тем больше любовь =)

    • Анонимно
      12.11.2016 11:25

      Зачем ему возвращаться? Потому что какой то аноним так сказал? Человек живет там своей жизнь, но помнит о родине. Решил сделать памятник. Разве это плохо? Или как вы нужно только ненавидеть родной край?

      • Анонимно
        12.11.2016 13:11

        А где написано,что я ненавижу свой край? Очень даже люблю...

        • Анонимно
          12.11.2016 16:20

          По вашему комментарию выходит, что для вас родным краем является не Татарстан.

  • Анонимно
    12.11.2016 09:00

    В Казани не хватает памятников великим Татарским деятелям. Приезжие должны чувствовать что Казань это столица Татарского народа. С точки зрения современной архитектуры хочется увидеть новые арт объкты или малые архитектурные формы в ярких красках (на подобии I♥NY установленном в Нью Йорке).

    • Анонимно
      12.11.2016 09:57

      Памятники в городе надо ставить великим известным людям, которые родились, жили и работали в этом городе независимо от своей национальности. Это история города и его жителей в первую очередь. Неужели не заслуживает памятника герой Михаил Девятаев (более полувека проживший в Казани!), только потому, что он мордвин, а не татарин? Или надо устанавливать памятники известным татарам, никогда даже и не бывавшим в Казани и не стремившимся к этому? Давайте всё-таки не будем так уж сильно смешивать историю города с историей народа. Всё-таки Казань в первую очередь столица многонациональной республики Татарстан.

      • Анонимно
        12.11.2016 12:38

        Девятаеву обязательно надо поставить памятник и уверен, что поставят. Предполагаю что власти просто ждут в отношении Девятаева круглой даты - типа 75 лет с момента побега или к 100-летию со дня рождения..

      • Анонимно
        12.11.2016 17:56

        Казань в первую очередь столица всех татар мира.

        • Анонимно
          13.11.2016 16:41

          а кто определяет эти очереди? для одного человека важно одно, для другого другое! беспредметное утверждение

      • Про Девятаева - дельная мысль.
        Еще надо ставить памятники известным меценатам, которые добрым делом послужили своему городу и его жителям.

    • Анонимно
      12.11.2016 11:11

      " Приезжие должны чувствовать что Казань это столица Татарского народа." глупость замешанная на национализме и не более того!

      • Анонимно
        12.11.2016 11:32

        Почему глупость? Мы же Татарстан все-таки или как?

        • Анонимно
          6.10.2017 15:30

          1. жоржик. есть такая пословица -без меня, меня женили..
          2.?
          3. А все ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ ТАТАР российских (в СССР было ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ), в том числе и крымских будут? ДОЛЖНЫ? ОБЯЗАНЫ? считать Казань СТОЛИЦЕЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА?
          4. Вы, как некоторые помощнички без высшего образования, ТРЕБУЕМОГО ЗАКОНОМ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ за которые они ЗАРПЛАТУ из БЮДЖЕТА получают, считают, что им всё позволено вершить в этом мире;
          5. спросите сибирских татар -они то, какой город считают СВОЕЙ СТОЛИЦЕЙ?
          6. нельзя так РЕШАТЬ за людей по одному довольно грязному моменту - Вы дадите себе гарантию, что так же как Вы решили за них, они потом НЕ РЕШАТ ЗА ВАС, но бог с Вами, но они воспользуются моментом и РЕШАТ ЗА ВЕСЬ ВАШ НАРОД, который Вы своими суждениями не зная, вернее зная историю, как профессора научного коммунизма, ПОДСТАВИЛИ ПОД УДАР?
          7. я в бога не верю, но сказано не судите, да несудимы будете..

    • Анонимно
      12.11.2016 11:18

      Не приезжие должны чувствовать, а казанцы. Это, в первую очередь, наш город.

      • Анонимно
        12.11.2016 18:09

        Согласен! Это какое-то ущербное мышление: перед внешними расплываться в улыбке "чего изволитесъ", попутно оттесняя горожан толстым задом в пыльный угол. Это не прокатит! Долго эти декорации висеть не смогут, туристы - не тупое быдло. Из под ширмы всё чаще будет проглядывать вся срамота этой парадигмы, потом раздастся голос : "Ха-ха! Смотрите, а король-то голый!!"

        • Анонимно
          13.11.2016 13:48

          Установка памятника как вас лично ущемляет? Чем более привлекательный город для туристов, тем больше денег будет поступать в Казань! Я работаю в ресторанном бизнесе. Мне, например, щедрые гости города очень выгодны.

    • Анонимно
      12.11.2016 11:32

      Я вас умоляю...у нас к такому не готовы. Люди дикие в Казани.

      • Анонимно
        12.11.2016 11:46

        ну да - памятник у Чаши - отражает уровень здешних художников - ничего лучше не смогли...

        • Анонимно
          12.11.2016 11:51

          Вы про четырех непонятных животных? Так это не здешние художники :)

          • Анонимно
            12.11.2016 12:23

            "Так это не здешние художники :)" художники то не здешние а вот команду на установку у чаши этих чудищ дали именно здешние власти.

            • Анонимно
              12.11.2016 12:34

              все художества в городе - результат "здешних" художников - их позиции, их мастерства, их авторитета - это их родной город... и все плюшки - местный результат. Покупают внешних - значит свои мажут! Но все в городе - результат местных!

          • Анонимно
            12.11.2016 13:12

            Художники,может быть,и не здешние,зато деньги местные,из наших карманов....

        • Анонимно
          13.11.2016 14:00

          Это как раз таки интересные скульптуры, которые привлекают внимание. Банальные мальчик с девочкой за ручкой уже никого не удивят и повторять за кем-то, устанавливать одно и тоже, что есть в каждом городе, как минимум не актуально и глупо

    • Анонимно
      12.11.2016 13:15

      А у нас есть великие? Это кто? Огласите весь список,пожалуйста....

      • Анонимно
        12.11.2016 16:22

        А у вас в кумирах ходят все иностранные художники или из других регионов страны ? Пушкин хорошо сказал по этому поводу: " нет пророка в своем отечестве..."

  • Анонимно
    12.11.2016 09:05

    Между КГСА и городской прокуратурой на ул Чехова есть запущенный сквер. Если его привести в порядок - замечательное место для памятника Кафтыреву.

  • Анонимно
    12.11.2016 09:11

    Конь-страна это игрушечный памятник и место ему не под кремлем, а в каком нибудь детском садике!

    • Анонимно
      12.11.2016 15:01

      Именно так.
      Какая-то абберация сознания - поделку уровня детской игрушки мы теперь называем "символично и лаконично".
      Если скульптура коня - то должны быть формы коня, с мускулатурой, с гривой. Конь - прекрасное и благородное животное, древнейший спутник тюркских народов в их расселении по планете. Это мощь и красота, а не "палка, палка, огуречик".

      • Анонимно
        12.11.2016 18:04

        а где же в Казани скульпторы, чтобы коня воплоить - один Гасимов, Миннулина - вешалка и шляпа из бронзы на постаменте - предел.

  • Анонимно
    12.11.2016 09:12

    Жанна Владимировна прелестна!

  • Анонимно
    12.11.2016 10:10

    Кстати, замечено, что памятники, не изображающие конкретную личность какого-либо деятеля, зачастую гораздо ближе и симпатичнее как горожанам, так и туристам - животные (чижик-пыжик или заяц в Питере, йошкин кот в Йошкар-Оле, лягушки и голуби, кот казанский на Баумана и т.д.), новая группа "Доверие" на Профсоюзной, всевозможные скульптуры, связанные с профессиями - дворник, пожарный, фонарщик, городовой, водовоз в разных городах, литературные герои известных всенародно любимых книг. Все они очень популярны и вызывают множество позитивных эмоций, в отличие от исторических политических и общественных деятелей. Ими и надо украшать город в первую очередь.

    • Анонимно
      12.11.2016 10:42

      согласен. такая концепция реализована в Челябинске на улице Кирова - нищий, просящий милостыню у входа в офис альфа-банка, модница у огромного зеркала, извозчик с повозкой, Левша с блохой, верблюд, пес, а также скульптуры известных личностей пользуются большой популярностью среди южноуральцев и туристов. такие объекты являются точками притяжения и остаются яркими пятнами в памяти людей наряду с впечатлениями от других уникальных артефактов

    • Анонимно
      12.11.2016 11:34

      Согласна, что разные скульптуру без привязки к личностям всегда интересны. Рядом с ними по крайней мере можно спокойно фотографироваться, как хочешь и никто не назовет это осквернением))

    • Анонимно
      13.11.2016 02:09

      К 1000- летию установили памятник "Сизому селезню" на берегу Казанки, но он вскоре пропал и никто о нем уже не помнит

  • Анонимно
    12.11.2016 10:40

    Забавно читать рассуждения довольно крупного чиновника от культуры,о малой архитектурной форме в нашем городе,судя по всему ,не имеющего элементарного представления о великой роли Г.Казани .Допустившего в свои парки,скверы,улицы настоящей современной скульптуры ,мирового уровня ещё в семидесятые годы прошлого века(фонтан,скамейки,пукасы в лядском парке,подпорная стенка на Ул.Баумана,десятки скульптурных абстрактных компазиций по всему городу великого Г.Иванченко ученика Г. Мура и И.Ханова,декоративная стенка Транснефти С.Маякова и С.Симбирина и т.д)печально все это.

    • Анонимно
      12.11.2016 11:09

      человек и не знал, что Ворота Красные не случайны - им в КГАСУ не преподают ничего...? Но столько лет при должности - и такие скромные знания.... Кафтыреву достаточно доски... а вот кому памятники - это конкурсы нужны и знания... всюду Миннулина - не случайно.

      • Анонимно
        12.11.2016 15:05

        Да, это было очень смешно.
        Ну надо же, Красные ворота оказывается были входом на территорию порохового завода. Никогда бы не подумал. Они ведь просто так в чистом поле стоят.

  • Анонимно
    12.11.2016 10:47

    "Памятный знак «Тергезу» в честь Екатерины II, возможно, все-таки появится в Казани" т.е. просто знак, а не памятник.

  • Анонимно
    12.11.2016 11:01

    Стоит ли устанавливать памятник Екатерине 2, которая устроила геноцид ногайцев, при которой большая часть крымских татар была вынуждена покинуть свою родину. Ногайцев в свое время также называли татарами и какая-то часть их стала частью казанских татар. Достаточно ли для установки памятника ей указание на место строительства порохового завода и вынужденно данное разрешение на строительство мечети в Казани. Все это понятно, но для многих народов России она является олицетворением зла. Кто для нас, имею ввиду и русских, ближе, ныне живущие граждане России ногайцы или памятник Екатерине в Казани. Рим Дашкин.

    • Анонимно
      12.11.2016 11:43

      Белицкая же сказала, что все решается без обсуждений с горожанами - нет регламента, поэтому уже отлиты куча железок по линии минкульта... а про Екатерину - она уже поняла, что тайно не вышло.

      • Анонимно
        12.11.2016 12:24

        что она поняла и не поняла вам не ведомо, зачем зря так говорите.

        • Анонимно
          12.11.2016 12:36

          в статье Жанна говорит о том, что поняла ситуацию... ничего кроме напечатанного...

  • Анонимно
    12.11.2016 14:04

    Памятник Екатерине II и Петру I не нужны в Казани!

  • Анонимно
    12.11.2016 15:44

    Скорее всего этого коня не поставят у нас-очень уж он страшненький,но или его нужно доработать.

    • Анонимно
      12.11.2016 18:05

      это не конь, а плевок - как у НКЦ халабуда стоит наверху...

    • Анонимно
      13.11.2016 14:17

      Казанцам все вечно не нравится. Сделайте свой памятник, мы оценим его красоту, раз уж на то пошло

  • Анонимно
    12.11.2016 16:09

    А где место для памятника Сара Садыковой? А где памятник защитникам Казани при ее взятии в 1552 году? Когда же наконец поставят им памятник?

  • Анонимно
    12.11.2016 17:16

    Все знают кому должен стоять памятник у Казанского Кремля.Это может быть памятник только Кол Шарифу.И никому более.С Кораном в одной руке и с саблей в другой.

    • Анонимно
      12.11.2016 18:07

      Кул Шариф увековечен достойно... но фантазии конечно в городе очень мало - креатива просто дефицит, ставят что-то из70-80-х годов прошлого века: и по замыслу и по результату..

  • Анонимно
    12.11.2016 19:39

    Поставьте памятник Анне Карениной Льва Толстого - одной из самых известных героинь русской литературы. Можно еще добавить ее мужа и Вронского. Я думаю, что он будет пользоваться популярностью, потому что многие женщины и мужчины побывали в ситуации любовного треугольника.

    • Анонимно
      13.11.2016 01:50

      сначала колхозник(селянин, фермер) и колхозница под Кремлем....

  • Анонимно
    12.11.2016 23:45

    Ставьте скульптуры около заводов как на КЗСК.

  • Анонимно
    13.11.2016 00:00

    А мне кажется, что надо притормозить какое-то время с установкой скульптур в городе Казани. Центр Казани и так перенасыщен ими. Ведь не собираемся же мы конкурировать с Летним садом в С-Петербурге, где скульптуры стоят рядами и близко друг от друга?

    • Анонимно
      13.11.2016 11:01

      есть еще и Стокгольм - только слово памятник - это кладбище...

    • Анонимно
      13.11.2016 14:18

      По моему наоборот мало в городе интересных скульптур

      • Анонимно
        14.11.2016 09:08

        Действительно!!! Даешь по скульптуре у каждого подъезда!!!

  • Анонимно
    13.11.2016 00:04

    А ещё мне кажется, что надо собрать в одном месте следующие скульптуры - таинственно скрывающуюся Хранительницу, четырех странного вида зверей от главного ЗАГСА, Конь-страну из "солнечной" Финляндии, плюс позолоченую и вращающуюся Хоррият-Свободу (никогда не думала, что свобода именно так выглядит). Получился бы ЗООпарк НЕтрадиционной скульптуры, куда ходили бы любители подобного искусства.

    • Анонимно
      13.11.2016 11:02

      это надо менять руководство города... они же главные по этому направлению творчества.

  • Анонимно
    13.11.2016 00:55

    Памятник Сизому селезню, герою песни "Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке", ставили. Но он вскоре куда-то пропал. А ведь в дни празднования 1000-летия города было его торжественное открытие и многие мировые информационные агенства писали об этом. А предистория такова: газета "Казанские ведомости" обратилась к горожанам присылать идеи о том, какой "несерьезный" (фольклорный, юморной...) памятник можно установить в городе и даже объявила конкурс. Было много предложений, но в итоге победила идея установить "Сизого селезня", которую выдвинул краевед Борис Гришанин и которую поддержало руководство города. Ну и где сейчас этот памятник? Украли? Будут ли его восстанавливать? Или не будут устанавливать, так уже в 2005 году отчитались по его установке?

  • Анонимно
    13.11.2016 01:12

    Отец Ермолай (будущий патриах Гермоген) служил в Николо-Гостинодворской церкви и был соучастником обретения иконы Казанской Божией Матери. В здании этой церкви на улице Профсоюзной (около Нац.музея РТ) сейчас располагается архивное ведомство. Если церковь реставрировать и поставить перед ней памятник отцу Ермолаю, то это место могло бы стать популярным туристическим объектом. Гермогена (Ермолая) чтут как героя смутного времени, героя войны с поляками и ему установлен величественный памятник около московского кремля у Манежной площади. (Борис Гришанин)

  • Анонимно
    13.11.2016 05:57

    Жаль что трогали памятника известного мецената Асхата Галимзянова. Каждый раз когда проезжаю мимо становится досадно за старика. Не мечтал ли он повозить детей-сирот на возке не по грязной казанской мостовой на отшибе автомобильных дорог, а по тихой лесной дорожке со своей протяжней песней? Не сел же он никогда за руль в конце да концов, любил лошадей, любил детей, стремился делать добро... при этом остался все же сельским жителем... не хотел он воспринимать мелочного городского прагматизма... И его меценатство выглядело, как бы протест ко всему этому... Так же... почему памятник Хади Такташу не установить на улице Пушкина, ближе к месту где он проживал ( дома конечно нет, уже снесли...)? А улица Х. Такташа впрочем прославился другими событиями, не связанными с его именем, там уже печать ставить негде, не то что памятник поэту.... Такие ляпы и так повсюду, когда дело касается к татарским деятелям. Надо учитывать и то, что Такташ это символ романтики, молодости, любви и вдохновения...

    • Анонимно
      13.11.2016 11:05

      кстати, тема - улица - группа подросток в бронзе рядом бронзовые сотрудники.. - феномен Казанский... исторический

  • Анонимно
    13.11.2016 06:32

    Конь-страна так называемая, это что то ненужное для нашего города. Если уж кому то очень хочется его установить,то единственное место - это возле Кукольного театра, больше негде не впишется, тем более в центре города.

    • Анонимно
      13.11.2016 11:06

      принципиально уже решено, а место предлагайте - мер рассмотрит.

  • Анонимно
    13.11.2016 14:13

    Уж если ставить в городе Казани скульптуру Конь-страна, то надо уж собрать воедино всех лошадей данного автора из Финляндии. Как я понимаю, вместе с нашей то ли лошадью, то ли конем - половые признаки отсутствуют - скотинок будет четыре...

    Первая находится во дворе Христианского института Турку. Вторая, в два человеческих роста, в Австрии, городе Гмундене (Gmunden). На торговой площади Турку, на Yliopistonkatu, "пасется" третья лошадка. Плюс будущая татарстанская лошадь-знаменитость-Страна.

    Автор скульптур - Рафаэль Сайфулин (Rafael Saifulin). Как утверждает скульптор, прикосновение к лошадкам приносит удачу. Представляете, сколько счастья привалит нашей республике, если мы соберем воедино весь табун! Мож, скульптор нам ещё каких скотин наваяет...



  • Анонимно
    13.11.2016 19:49

    Ислам запрещает скульптуры. Поэтому нельзя ставить памятники тем людям, которые исповедовали ислам.

    • Анонимно
      14.11.2016 01:01

      Где в Коране написано про запрет скульптур?

      • Анонимно
        14.11.2016 09:26

        В исламе существует очень жесткий запрет на изображение людей, в том числе и на трёхмерные изображения людей.

        http://islam-rm.com/propoved.php?id=7

    • Анонимно
      14.11.2016 14:57

      Допустим, что скульптуры людей запрещены исламом. Почему тогда запрет не распространяется на изображения всяческих монстров? Собираем их в Казани по всему свету...

      Причем скульптуры монстров - ужасная клыкастая, когтястая Хранительница, звери-чудища около чаши Казан, Хоррият-кто бы-подумал-что счастье-свобода-выглядит именно так, Конь-Страна-с натяжкой напоминающий лошадь в струпьях с подносом на спине - исполняются совсем не сторонниками ислама, а например, буддистом Даши Намдаковым...

      • Анонимно
        14.11.2016 22:28

        Мне эти монстры тоже не нравятся. Не знаю, кто разрешил их поставить. Но с точки зрения обсуждаемой темы (противоречии Исламу), такие творения не противоречат Исламу, так это не копирование творений Всевышнего, а творения сугубо фантазий людей.
        Это придуманные существа - они не являются копиями существующих животных или людей. Возможно только поэтому их и установили.

        Хотя с моей точки зрения - это мерзкие создания - и их надо быстрее убрать, чтобы они не пугали детей.

  • Анонимно
    14.11.2016 11:11

    Есть такая идея. Но следует помнить, что запрет на изображения и скульптуры был введен и использовался в те времена, когда эти скульптуры использовались как идолы - т.е. для поклонения, что конечно же неприемлимо с точки зрения ислама (т.к. Бог один). Но сейчас этим памятникам известным татарским личностям никто поклонятся не собирается - это просто память и назидание нам хи потомкам. С точки зрения татарского религиозного наследия здесь также не все однозначно - в Кыссай-Йосыфе четко говорится о том, как Йосыф изобразил свою жизнь на стенах своего дворца, чтобы пристыдить своих братьев. То есть как грех это никто не воспринимал. Во-вторых в "Хосров и Ширин" татарского поэта Кутба сть строчки про строительство памятника одному из героев поэмы - в назидание его потомкам.

    • Анонимно
      14.11.2016 22:31

      Нарушение норм Ислама - не может быть оправданием дальнейших нарушений канонов Ислама.
      Это всё равно, как разрешить повсеместные убийства, ссылаясь на то, что "ведь убийства существовали и прошлом".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль