Общество 
20.11.2016

«У деревни Крюково» – песня «Самоцветов» о парне из Татарии

В составе панфиловской дивизии под Москвой погибли не менее 30 татарстанцев

16 ноября 1941 года 28 советских солдат 4-й роты истребителей танков 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии (командир дивизии — генерал-майор Иван Панфилов) в ходе 4-часового боя уничтожили 15 вражеских танков. Все 28 человек погибли. Позже стали писать — «почти все». Почему?

Иван Васильевич Панфилов Иван Васильевич Панфилов

«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ ЭТОЙ ЛЕГЕНДЫ, — МРАЗИ КОНЧЕНЫЕ»

Общепринято считать, что этот бой у разъезда Дубосеково, что в 7 км от подмосковного города Волоколамска, стал ключевым событием Московской битвы. Подвиг 28 красноармейцев по горячим следам описала главная в те времена газета воюющей страны «Красная звезда». В историю эти люди вошли как герои-панфиловцы, сразу став легендой. А с фразой политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», которую, по версии журналистов «Красной звезды», он произнес перед смертью, советские школьники знакомились по учебникам. Всем 28 участникам боя посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза. А через два дня, 18 ноября 1941 года, у деревни Гусенево того же Волоколамского района Московской области, от осколков немецкой минометной мины погиб комдив Иван Васильевич Панфилов.

Сейчас подвиг героев-панфиловцев подвергают сомнению. Министр культуры России, председатель российского военно-исторического общества Владимир Мединский заявил, что даже если этот подвиг является всего лишь пропагандой, то все равно, это «святая легенда», к которой не стоит прикасаться. Люди, которые выступают против легенды о подвиге 28 панфиловцев, — «мрази конченые», передает агентство РИА «Новости» слова федерального министра культуры, журналиста-международника, профессора, доктора политических и доктора исторических наук. «Фронтовой корреспондент „Красной звезды“ привел цифры, которые были известны на тот момент: он же оперативную газетную заметку писал, а не историческое исследование! — Мединский продолжил свою аргументацию в интервью tjournal.ru. — Так получилось, что именно цифра 28 вошла в легенду. Этого достаточно для Истории с большой буквы — мы же, подчеркиваю, не об академической науке сейчас говорим. Цифры в данном случае условны. Безусловно то, что эти люди, не имея артиллерии, а лишь одну противотанковую пушку, раздолбанную в самом начале боя, с помощью противотанковых гранат, винтовок и „коктейлей Молотова“ остановили бронетанковую лавину... И это — факт».

Карта боевых действий под ВолоколамскомНажмите, чтобы увеличить

ВОЗЛЕ ДУБОСЕКОВО ПОГИБЛИ ДВОЕ НАШИХ

«Если внимательно посмотреть на карту боевых действий на волоколамском направлении, действительно, начинаешь понимать, что разъезд Дубосеково был выбран для пропаганды героизма не совсем удачно, — высказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» свою точку зрения по этому поводу Михаил Черепанов, руководитель рабочей группы республиканской «Книги Памяти» с 1991 по 2007 год. — Немцы продвинулись за 20 дней боев на 100 километров. Бойцы именно этой, панфиловской, дивизии действительно остановили немцев, но только 8 декабря 1941 года у деревни Крюково, что в 30 километрах от Москвы. Крюково переходило из рук в руки 8 раз; деревня была превращена вермахтом в опорный пункт с дотами и танковыми засадами. В боях за Крюково погиб Г. Харзетдинов из Калининского района ТАССР. В 1974 году под впечатлением этого подвига красноармейцев, удержавших ценой своих жизней последний рубеж перед Москвой, поэт Сергей Островой и композитор Марк Фрадкин написали знаменитую на весь СССР песню «У деревни Крюково», которую исполнил вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы».

Бойцы 316-й стрелковой дивизии действительно совершали чудеса массового героизма. 17 ноября 1941 года дивизия была награждена орденом Красного знамени и, соответственно, стала Краснознаменной; с 18 ноября 1941 года — 8-й гвардейской. Она остановила наступление двух танковых и одной пехотной дивизии противника. За успешные действия в ходе этих боев 23 ноября 1941 года дивизия получила почетное звание панфиловской. В ее составе под Москвой погибли не менее 30 татарстанцев.

По архивным данным министерства обороны СССР, 16 ноября 1941 года весь 1075-й стрелковый полк уничтожил 15 (по другим данным — 16) из 50 наступавших танков и около 800 человек личного состава противника. Потери полка, согласно донесению его командира, составили 400 человек убитыми, 600 человек пропавшими без вести, 100 человек ранеными. В районе Дубосекова погибли уроженец Казани лейтенант Баландин Николай Семенович 1914 года рождения (погиб 16 ноября 1941 года) и Краснов Алексей Михайлович 1908 года рождения из села Старое Ильдеряково Аксубаевского района ТАССР (погиб 16 ноября 1941 года).

Газета «Красная звезда» с первой публикацией о подвиге панфиловцевНажмите, чтобы увеличить

Поводы для сомнения в достоверности этого исторического факта (точнее — в достоверности подробностей, а не самого факта, что немаловажно) были высказаны еще в 1948 году. Тогда в ходе следствия главный военный прокурор Верховного суда СССР генерал-лейтенант юстиции Николай Афанасьев выяснил, что 6 человек из награжденных выжили, а события под Дубосековым являются вымыслом корреспондента «Красной звезды» Владимира Коротеева и ее главного редактора генерал-майора Давида Ортенберга. Но даже если признать, что подвиг был, возникают вопросы. Полк — это даже в тех условиях несколько сот человек (всего в 1075-м стрелковом полку, в чью зону ответственности входил также и разъезд Дубосеково, на утро 16 ноября 1941 года было 1534 человека — прим. ред.). Если разъезд Дубосеково защищали только 28 бойцов, значит, остальные красноармейцы полка в бою не участвовали? Это не просто бред, это — клевета. По данным следствия, только в том бою 16 ноября 1941 года погибли свыше 100 бойцов этого полка. Так сколько их было — легендарных героев-панфиловцев? И откуда взялась эта цифра — 28? Предоставим ответить на эти вопросы самому автору легенды.

Начало списка потерь 8-й гвардейской дивизии имени ПанфиловаНажмите, чтобы увеличить

ТАК СКОЛЬКО ИХ БЫЛО — ПАНФИЛОВЦЕВ?

«Более двух лет понадобилось следствию, чтобы собрать материалы и найти свидетелей — суд состоялся в 1948 году, — сообщает газета «Факты». — Одним из свидетелей стал корреспондент газеты «Красная звезда» Владимир Коротеев. Его-то и можно назвать автором легенды. Журналист сообщил следствию: «Судьба свела нас с комиссаром панфиловской дивизии Егоровым. Он стал рассказывать о том, как его люди стойко дерутся на всех участках. В частности, привел пример боя какой-то роты с немецкими танками и предложил написать об этом сражении. Тогда речь шла о роте панфиловской дивизии, но не о 28 панфиловцах. На передовую нас не пустили, и тогда комиссар сам рассказал нам, что знал о сражении пехотинцев дивизии с немецкими танками. Многое ему было известно из рассказов других офицеров дивизии и из официальных донесений, а что-то он домыслил сам. Точное число бойцов роты комиссар тоже не знал...

Список потерь 1075-го стрелкового полкаНажмите, чтобы увеличить

Вечером того же дня я уже был в редакции и доложил редактору Ортенбергу о своей поездке и материале о подвиге панфиловцев. Выясняя подробности, редактор спросил, сколько же было людей в роте. Я ответил, что комиссар точного числа не знал, но, по всей видимости, рота, стоявшая у разъезда Дубосеково, по составу была неполной. Мы предположили, что там было примерно 30 - 40 солдат, двое из которых оказались предателями и перебежали к немцам. Начали готовить передовицу. Накануне выхода статьи, вечером 27 ноября, мы с редактором еще раз уточнили число бойцов в роте и сошлись на 30... А 28 ноября «Красная звезда» вышла с передовой «Завещание 28 павших героев». Как оказалось, число 28 у редактора получилось путем вычитания из общего числа в 30 бойцов двух предателей, причем политотдел разрешил написать лишь об одном. Думаю, что на появление числа 28 повлияла также редакторская находка сыграть на совпадении дня выхода газеты с количеством солдат... В дальнейшем я больше не возвращался к теме панфиловцев, ее передали вести другому журналисту, Кривицкому. Знаю, что еще несколько раз он писал статьи о подвиге 28 панфиловцев, и его материалы брали за основу своих публикаций корреспонденты других газет».

Последнее упоминание о БаландинеНажмите, чтобы увеличить

«КТО ГОВОРИТ, ЧТО ПОДВИГОВ НЕ БЫЛО?»

Принципиален и вопрос: кто был остановлен у разъезда Дубосеково 16 ноября, если сам Волоколамск был оккупирован уже 28 октября, а 23 ноября (через неделю после подвига панфиловцев) советские войска оставили Клин, Солнечногорск и Ясную Поляну? Между прочим, после того как части вверенной ему дивизии сдали Волоколамск, генерала Панфилова собирались отдать под трибунал, сообщает «Википедия». Однако этого не случилось из-за вмешательства командующего 16-й армией генерал-лейтенанта Константина Рокоссовского, который заявил: «Я доверяю Панфилову. Если он оставил Волоколамск, то, значит, так было нужно!»

«Повторяя легенду о том, что политрук Клочков-Диев во главе 27 бойцов остановил немцев под Москвой, мы вычеркиваем из памяти имена других, реальных героев, — считает Черепанов. — Кто говорит, что подвигов не было? Они были! Нередко случалось, что совершались именно такие, с которыми в нашем сознании связывают почему-то только 28 панфиловцев. Вот очень красноречивый пример. 17 декабря 1942 года воины 1378-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии держали оборону у поселка Верхне-Кумское Калачевского района Сталинградской области. Рота старшего лейтенанта Николая Наумова с двумя расчетами противотанковых ружей обороняла высоту 137,2. В роте было всего 24 человека. Два дня бойцы сдерживали непрекращающиеся атаки немцев, погибли все, но уничтожили 18 танков — примерно столько, сколько и легендарные панфиловцы! Добрую половину героев составляли наши земляки: это И.С. Артюшин из Зеленодольска, М. Зиганшин из села Бурбаш Балтасинского района, Ф.П. Крутов из села Крым-Сарай Ютазинского района, М.М. Миннехузин из села Таза Чишма Сармановского района, А.П. Макаров из села Ивашевка, А.А. Механиков из села Богдашкино Тетюшского района, Г.Мухаметшин и Г.Ш. Шафигуллин из Казани, В.А. Пашев из Мензелинска, А.Е. Рыжов из села Алексеевка Новошешминского района и С. Хисматуллин из села Кзыл-Юл Лаишевского района. Об этих героях газетных очерков и песен не написали, никто не помнит их поименно. А жаль! Они заслуживают в нашей памяти гораздо больше места, чем это есть на сегодняшний день. По данным редакции „Книги Памяти“ РТ, только в боях на волоколамском направлении под Москвой погибло более 830 уроженцев и жителей Татарстана».

Политрук Клочков Политрук Клочков

«Я РУССКУЮ СТОЛИЦУ БЕРЕГУ, ЧТОБЫ ЖИЛА ТАТАРСКАЯ СТОЛИЦА»

«На всю жизнь запомнилась мне одна из братских могил в Волоколамском районе, — продолжает Черепанов. — В 1988 году на всесоюзном сборе поисковиков в Дубосекове мне, командиру объединенного отряда «Снежный десант» Татарстана, поручили возглавить эксгумацию могилы в безвестной деревеньке Хворостинино. Местные жители сообщили нам, что под памятником, что стоит у шоссе, никто не захоронен, а останки наших солдат с зимы 1941 года лежат в силосной яме под навозом, рядом со свинофермой. Опущу подробности, как мы доставали из-под полувекового слоя навоза останки 346 человек. По солдатским медальонам, найденным в могиле, удалось опознать 36 бойцов, среди которых был уроженец села Трудолюбово Аксубаевского района ТАССР И.Н. Куранов. По архивным документам установлено, что в той же могиле лежали еще 35 уроженцев нашей республики, красноармейцы 352-й стрелковой дивизии, погибшие 25 - 27 декабря 1941 года. Эта цена освобождения лишь одной подмосковной деревни. А сколько их было! Только в составе 352-й стрелковой дивизии под Москвой погибли более 500 уроженцев и жителей Татарии. В составе 144-й стрелковой дивизии — 157, в составе 354-й стрелковой дивизии — 116 человек. В госпиталях Москвы умерли от ран за годы войны более 840 выходцев из Татарии. Правда, как и в случае с панфиловцами, в списки погибших попало несколько выживших. Так, казанец Х.Ш. Садыков, лейтенант 84-й отдельной морской бригады, считался погибшим 22 декабря 1941 года у деревни Порфировка Волоколамского района. Лишь 8 мая 1996 года газета «Вечерняя Казань» сообщила, что он жив-здоров и в «Книгу Памяти» попал по ошибке...

Можно предположить, что только Татарстан потерял при обороне столицы СССР около 10 тысяч своих сынов, а в Сталинградской битве — более 22 тысяч. Мы знаем лишь о каждом третьем, значит, фактически их было втрое больше. А вообще в битве за Москву (30 сентября 1941-го- 20 апреля 1942 года) участвовало не менее 100 тысяч наших земляков. В год окончания битвы за Москву поэт-фронтовик Адель Кутуй написал: «Я русскую столицу берегу, чтобы жила татарская столица».

По данным электронной «Книги Памяти» мемориала в парке Победы Казани установлены факты и места гибели уроженцев и жителей Татарии на территориях:

Московской области — 3090 человек;

Тульской области и Тулы — 2270;

Калужской области — 11050 (в Калуге — 220);

Смоленской области — 11500 (в Смоленске — 320);

Тверской области — 10200 (в самой Твери — 220).

Всего установлены места гибели под Москвой 39723 татарстанцев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (112) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.11.2016 09:54

ВЕЧНАЯ СЛАВА УЧАСТНИКАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ!!!ГЕРОЯМ ПОБЕДИТЕЛЯМ!СПАСИБО ВАМ ЗА ЖИЗНЬ!НИЗКИЙ ПОКЛОН ВАМ!

  • Азат Д
    20.11.2016 09:12


    Ужасные потери. И это только в одной Московской битве.
    Вот они, реалии и последствия войны.

    А у нас тут раздухарились, воевать собрались, со всем миром, без союзников, непонят но за что. Уверен, призывалы, надеются перед телевизором, дома отсидеться, типа - "они тут нужнее, больше пользы принесут".

    .

    • Алексей К.
      20.11.2016 09:39

      Таки да, хороший пример, когда на оборону на протяжении 20 лет тратились МИЛЛИАРДЫ, а в реальном бою против танка солдат оказывался с пустой водочной бутылкой, куда налили керосин и заткнули фитилём! Нанотехнологии своего времени!

      • ПанАлекс
        20.11.2016 11:42

        Советую почитать, как тратились миллиарды на оборонку до 1937г. и кто был главным в комиссии по закупкам - Тухачевский, Корк и прочие "красные"маршалы. Именно по их инициативе было произведено более 20 тыс. "танков", которые уже к 1939г. были хламом, не способным ездить и стрелять! Если бы их не расстреляли, к началу войны вообще не было бы чем воевать! С 1939 по 41й производство многих видов вооружений были удвоены, в том числе автоматы и ремонтопригодные танки. Валить на Сталина бессмысленно - 29 июня, когда члены Политбюро прибыли в Генштаб с требованием предоставить сведения о том где идут бои и где противник, на что глава Генштаба Жуков послал Сталина матом и заявил, что у него есть начальство - министр обороны, перед ним и будет отчитываться, а вы для меня никто! Именно после этого и появилась Ставка Главнокомандущего и Сталин, 2 года как возглавивший правительство, возглавил и военную власть.
        Кстати, сейчас вся конкурентная работоспособная техника в Сирии. То есть в региональном конфликте еще способна РФ победить, а в глобальном - бессильна. Впрочем как и США.

        • Анонимно
          20.11.2016 12:06

          Странный вы какой , пан. Не пойму, сколько вам лет. Разрозненный какой портрет получается у вас- то ли юношеский максимализм, то ли старческая упёртость.

          Что касается предвоенных лет: Это старая песня- типа царь(Сталин) хороший, а бояре (тухачевский и т.д.) плохие. Все звери для народа были. Убили деревню - что бы выкачать зерно, потом его продали, за это закупили заводы для военного производства. Потом придумали оправдание, что только из за этого "выиграли" войну. Не рассказывая народу, что всё что построили на костях народа, до войны, и "благополучно" отдали за 2 месяца боевых действий немцам. ВСЁ ОТДАЛИ НЕМЦАМ. ЗА 2 МЕСЯЦА. ВСЁ, ЧТО СТРОИЛИ НА КОСТЯХ 15 ЛЕТ ДО ЭТОГО.

          • ПанАлекс
            20.11.2016 21:53

            Ну сколько вам примитивно объяснять, что Сталин до 1939 тоже по сути "придворный", но никак не "царь". А вот как получил сначала должность главы правительства в 39 и Верховного Главнокомандующего в июле 41 то вот это уже безусловно - "царь" и он за все в ответе. Ни в 22, ни в 24, ни в30, 33 и 37гг. он не был "царем", поскольку должность ген. сека была незначительной - 6я секция Интернационала, который был значительнее по должности, главами которого были Каменев и Зиновьев. Политбюро же обладало небольшими полномочиями - все решал коллективно ЦК КП(б). Понятно, что люди помнят времена Брежнева-Андропова и безграничную власть Политбюро и Генсека и автоматически переносят на полвека назад. Но историческая правда такова что всю полноту гражданской и военной власти Сталин получил лишь в 1939 и 1941гг соответственно. Вот как еще иначе объяснить, почему Церковь и ислам были легализованы только в 1939? Им вернули сотни объектов и разрешили функционировать! А еще в предыдущие 37-38м даже расстреляли немало. Правда после смерти Сталина Хрущев снова начал рушить церкви и из истории Великой Отечественной вычеркнули священнослужителей, вычеркнули молящихся перед боем солдат.

            • Анонимно
              21.11.2016 03:08

              Да видели мы кинохроники и газеты, как священнослужители приветствовали фашистских захватчиков

            • Анонимно
              21.11.2016 07:15

              Тяжёлый вы человек. Упёртость, конечно, хорошая вещь. Но всё должно быть в меру. Ваши доводы про Сталина, такого лапку без власти, смехотворны. О "коллективном" Политбюро 30-х годов, где все были типа "начальниками" друг друга, вообще за пределами понимания. Это как из серии - "Это не он, это воля народа".

            • Анонимно
              21.11.2016 12:24

              Маршал Советского Союза А. М. Василевский полагал, что репрессии 1937 года сыграли значительную роль в истории СССР: «Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл»

        • Анонимно
          21.11.2016 11:56

          Куча военных перед войной вышла из застенок нквд. Маршалу Рокоссовскому в ленинградском унквд выбили зубы и сломали рёбра. Кого не успели расстрелять те же и добывали победу.

          Мемуары маршала Василевского почитайте. Он считал, что причиной нападения Германии на СССР были именно реперессии, ослабившие страну. Войны можно было избежать.

          Разведка как по линии нквд так и по линии генштаба была сталиным практически уничтожена в конце 30-х в борьбе за единоличную власть.

          • Анонимно
            21.11.2016 13:18

            Вы ещё приведите в пример мемуары какого нибудь члена военного совета какого нибудь фронта. Как после политинформации все как один бросались в атаку.

            Что касается рокоссовских, то выбивание им зубов не означает, что они другим не выбивали сами. Как про того же конева вспоминают, как он любил младших по званию строить и челюсти им ломать.

            Советская армия вам в пример, когда дух и черпак с вожделением ждали очередного приказа МО , что бы отыграться на уже новом призыве. Пока взводные и ротные в это время бежали в кабаках оторваться.

            Все эти сказки про отцов-командиров можете в сборник былинных фантазий поместить.

            • Анонимно
              21.11.2016 14:07

              Ваш комментарий вообще о чём вы сами поняли ?
              Причём здесь ваши духи и черпаки ? От темы уйти пытаетесь ?

              Читайте открытые материалы. Начальный этап ВОВ был проигран вчистую благодаря именно товарищу Сталину. Повезло что мобилизационный ресурс у СССР был бесконечный и что Япония на ДВ не напала (спасибо Зорге ) и это дало возможность перебросить сибирские и среднеазиатские дивизии. Тот же Панфилов был военным комиссаром Киргизской ССР, а его дивизия формировалась в Алма-ате. Туфту не пишите вне темы плиз.

              Сталинские репрессии в армии народном хозяйстве нквд генштабе ослабили страну и сделали нападение Германии неизбежным.

              • Анонимно
                22.11.2016 03:11

                Начните думать. одно чтение - маловато будет. без Сталинских чисток - не видать бы победы. а ваши сказки если у бабушки был бы другой орган - одна пустобрехня.

                • Анонимно
                  22.11.2016 10:55

                  Без сталинских чисток, обескровивших страну, была возможность избежать огромных потерь в войне а то и вовсе её избежать. То где сейчас находится страна имеет на себе отпечаток того периода в том числе в демографии и экономике. Это у Вас штампы в мышлении. Тот же Конев которого вы упомянули чудом избежал расстрела. Его Жуков спас.

        • Анонимно
          22.11.2016 13:08

          сравнили тоже. США с Россией только в области ядерного оружия близки. Во всём остальном превосходят во много раз. Всё потому что у них есть экономика.

          Не бывает так, чтобы сначала пушки потом масло. Бывает и пушки и масло. Либо дырка от баранки. Российское руководство этого не понимает.

    • Анонимно
      21.11.2016 00:14

      если бы не наши герои-татарские малаи,неизвестно кто бы победил. Панфиловцы и Муса Джалиль даже Александр Матросов был татарин из детдома с чужой фамилией. Слава нашим Героям -Татарстанцам!!!

  • Анонимно
    20.11.2016 09:14

    Да,вот уж действительно герои....смешно читать ,что оказывается подвига панфиловцов не было.....А кто тогда держал жуткий напор немцев-покемоны?казахи,русские,татары....Советский народ,одним словом.....

  • Алексей К.
    20.11.2016 09:25

    По архивным данным министерства обороны СССР, 16 ноября 1941 года весь 1075-й стрелковый полк уничтожил 15 (по другим данным — 16) из 50 наступавших танков и около 800 человек личного состава противника.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211
    ... Опять же, это половинка правды! Никто не пробовал посмотреть в ГЕРМАНСКИХ архивах, сколько было потеряно танков в этом бою??! Так как поле боя осталось за немцами, а восстанавливали свои поврежденные танки очень неплохо... Но уже за эту идею можно удостоиться звания "МРАЗИ" ;)))))))))))))))))))))

  • ПанАлекс
    20.11.2016 09:50

    Давайте лучше сходим на фильм, который выходит на экраны! Судя по трейлеру и форме сбора денег на фильм (краудфандинг) - попытка авторов донести правду жизни, без ангажированности спонсоров. Запомнились фразы из фильма: "никакого героизма - просто жгем танки". и это именно про простых солдат и их ежедневной "работе" на той войне. И вот здесь настоящий подвиг, без прикрас фанатизма (типа бессмысленных контратак врукопашную) или бреда и паранойи Михалкова.
    Вы думаете Путин зря что ли уже демонстрировал фильм партнерам, хотя денег практически не дал (видимо авторы откат в министерство не занесли)?

    • Алексей К.
      20.11.2016 09:59

      Такие фильмы надо смотреть за компьютером, ставя на паузы, перематывая назад, залезая в мемуары и другие источники... вот тогда можно спорить о исторической составляющей. А смотреть на большом экране- это оценивать художественную составляющую, красоту меееедленного полёта пули и разлетающихся мозгов... ((((((

      • Местный
        20.11.2016 13:55

        Не путайте документальный и художественный фильмы. Даже сейчас в фильмах снятых про наше время попадаются ляпы мама не горюй!

        • Алексей К.
          20.11.2016 14:02

          Таки да, надеюсь что кончилось то время российского кино, когда пьяный политрук обязательно должен был расстреливать из пулемёта отказывающихся бросаться с гранатами под вражеские танки!

    • Анонимно
      20.11.2016 13:44

      Официальная дата начала показа фильм 24 ноября. Но уже во всю идут пред премьерные показы. Отзывы о фильме идут хорошие. В Казани фильм уже идет во многих кинотеатрах

      • Анонимно
        21.11.2016 08:34

        Вчера ходили в сувар плазу на американский фильм фантастические твари и где они обитают, так там не было рекламы фильма про подвиг панфиловцев. Кстати, этот американский фильм ну полная чушь которая кроме воспитания дебилов ничего не несёт но наши коммерсанты почему то закупают тратят деньги. НО ЗАЛ БЫЛ ПОЧТИ ПОЛНЫЙ!

  • Анонимно
    20.11.2016 09:54

    ВЕЧНАЯ СЛАВА УЧАСТНИКАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ!!!ГЕРОЯМ ПОБЕДИТЕЛЯМ!СПАСИБО ВАМ ЗА ЖИЗНЬ!НИЗКИЙ ПОКЛОН ВАМ!

    • Анонимно
      21.11.2016 12:02


      Азат Д

      Вы знаете сколько в земле не похороненных лежат, пропавших без вести.
      Проще лозунги выкрикивать..

      • Анонимно
        21.11.2016 12:53

        12 миллионов лежат. Это про только пропавших без вести. Эти данные все на поверхности. Просто, что ближе, то и не видят. А расчёт простой: Было призвано в действующую армию с 22 июня 41г. по сентябрь 45г. - около 40 млн. человек. КПСС сама, того не подозревая, в 70-х годах, косвенно признала ужасающие жертвы. Когда было объявлено, в десятках документальных фильмах по СССР, к 30-летию победы, что с войны не вернулся каждый второй. Вот каждый второй от 40 млн. и есть 20 млн. погибших только в действующей армии. Правда и то, что семьям пропавших без вести не выплачивали пособия по потере кормильца и пенсию вдовам. Так что здесь ещё был и чисто меркантильный интерес государства. Это сейчас говорят, что денег нет и вы держитесь. Просто и незатейливо. А в то время завуалировали это: типа , человек же не погиб, а пропал без вести. Вот если бы погиб, то выплачивали бы.

  • ПанАлекс
    20.11.2016 09:57

    Кстати подбрасываю идею БО - написать о битве за Воронеж. Оказавается по длительности битвы за город и масштабам потерь (причем в пользу Красной Армии) эта битва чуть ли не масштабнее Сталинградской! Однако из за особенностей отношения к пленным венграм (мадьяр в плен не брать), эта битва была вычеркнута из истории, где зияет огромное белое пятно! И Воронеж должен был по праву быть городом - героем.

  • Анонимно
    20.11.2016 10:07

    Мадьяры и румыны сами вагонами сдавались в плен.....Больно хотелось им умирать за немцев.....

    • Анонимно
      20.11.2016 13:07

      практически вся венгерская армия была там уничтожена, в плен старалиь их не брать из-за их отношения к пленным.

    • Анонимно
      20.11.2016 15:54

      Мадьяр в плен не брали!

  • Анонимно
    20.11.2016 10:30

    Панфиловцев не было, но КТО остановил танки???? Кто???
    Хотя, да всяким ЭхамМосквы и прочим демократам главная битва высадка на пляже во Франции или битва за Аль -Аламейн(((((

    • Алексей К.
      20.11.2016 10:54

      Вот тут и начинается ДЕМАГОГИЯ (((((((

      Если было не 28, а 100 человек, а подбили они не 15 танков, а только 5... что, ПОДВИГА НЕ БЫЛО? ??? Подвиг был, но не выдуманный СМИ подвиг 28 человек, а реальный подвиг гораздо большего количества людей! Как тут быть? Быть мразями, как сказал наш российский министр культуры или скрывать подвиг тех, кто не вошел в список из 28 имён? ???

      А у Черепанова талант! ;)))) Только-только его начальство прикрыло от доноса из Национального Архива РТ, он взялся заочно спорить с министром культуры РФ ;)))))

      • Анонимно
        20.11.2016 13:03

        Правильно,надо восстановить имена всех бойцов,участников этого боя.Это по отношению к ним,бойцам погибшим на поле боя незаслуженно забытых,и это министр культуры не мерзость.Вам бы лишь красивую легенду подавай,а не справедливость.

    • Анонимно
      20.11.2016 11:00

      Зима остановила немцев. Они не были готовы к зимней компании. А так это такие же мифы, как и многие сочиненные про ту войну. Просто брали за счет огромных потерь. За счет того, что стояли сзади заградотряды. За счет того, что того что родителей в тылу могли объявить сыном врага народа, предателя. Сдавались миллионами в котлах. Никто особо не хотел умирать за Сталина. Это тоже миф, что кричали За Сталина, идя на смерть в атаку. Да и то, что Сталин готовил войну, в которой он собирался победить несколькими сталинскими ударами. Может и об этом слышали? Да и про этот подвиг насочиняли для пропаганды. Сегодня их ученики тоже неплохо работают.

      • Анонимно
        20.11.2016 15:17

        Фактологическая история изначально была принесена в жертву создания мифа о войне. Сейчас уже можно более-менее точно сказать про войну, но всё равно старые мифы крепко сидят.

        То, что немцев остановила зима - это один из факторов. Второй, и наверное главный фактор, это то, что к декабрю 1941 года немцы подошли с остатками личного состава и боевой техники армии, которая начинала войну 22 июня. Укомплектованность боевых частей была практически невосполняемой с июня 41 года. Тогда как, в СССР , помимо 4 миллионного состава армии в июне 41 года, с июля по декабрь 1941 года было призвано 18 миллионов человек. 18 МИЛЛИОНОВ человек. За первые шесть месяцев войны. При 3-х миллионом составе немецкой армии к декабрю 41 года.

        Практик.

        • Анонимно
          21.11.2016 01:14

          а еще говорят инопланетян сталин вызвал на помощь и именно они остановили немцев .. 1 мотострелквый венерианский батальон ..а не наши 20 памфиловцев

          скоро в либеральных и об этом напишут

        • Анонимно
          21.11.2016 08:49

          у меня два деда всю войну прошли. о заградотрядах и не слышали.

          • Анонимно
            21.11.2016 09:02

            Для заградотрядов не было заградотрядов

            • Анонимно
              21.11.2016 09:59

              "Для заградотрядов не было заградотрядов" что хочешь сказать?

          • Азат Д
            21.11.2016 20:23


            Заградотряды были, но не в той форме которой сейчас представляют, как за спинами наших бойцов им в спину были поставлены пулемёты. Заградотряды контролировали прифронтовую полосу, ловили дезертиров и диверсантов, потерявшихся отставших бойцов отправляли в части,и были как последний рубеж обороны.

            • Алексей К.
              21.11.2016 20:47

              Директива Ставки ВГК № 001919

              командующим войсками фронтов, армиями,
              командирам дивизий, главнокомандующему
              войсками Юго-Западного направления о
              создании заградительных отрядов в стрелковых
              дивизиях

              12 сентября 1941 г.

              Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов,
              которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать: «Нас окружили!» и увлекают за собой остальных бойцов.
              В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса.
              Подобные явления имеют место на всех фронтах. Если бы командиры и комиссары таких дивизий были на высоте своей задачи, паникерские и враждебные элементы не могли бы взять верх в дивизии.
              Но беда в том, что твердых и устойчивых командиров и комиссаров у нас не так много.В целях предупреждения указанных вышенежелательных явлений на фронте Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
              1. В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов, численностью не более батальона (в расчете по 1 роте на стрелковый полк),
              подчиненный командиру дивизии и имеющий в своем распоряжении кроме обычного вооружения средства передвижения в виде грузовиков и несколько танков или бронемашин.
              2. Задачами заградительного отряда считать прямую помощь комсоставу в поддержании и установлении твердой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих,
              не останавливаясь перед применением оружия, ликвидацию инициаторов паники и бегства, поддержку честных и боевых элементов дивизии, не подверженных панике, но увлекаемых общим бегством.
              3. Обязать работников особых отделов и политсостав дивизий оказывать всяческую помощь командирам дивизий и заградительным отрядам в деле укрепления порядка и дисциплины дивизии.
              4. Создание заградительных отрядов закончить в пятидневный срок со дня получения настоящего приказа.
              5.0 получении и исполнении командующим войсками фронтов и армий донести.

              Ставка Верховного Главнокомандования

              И. Сталин Б. Шапошников

              ЦЛМО РФ, ф. 251, on. 646, д. 465,т. 231-233. Заверенная копия

              • Азат Д
                21.11.2016 22:07


                Тут нет прямого указания стрелять по отступающей части,а рекомендовали применять оружие, но не написано как, может в воздух. А выявлять панические элементы и их ликвидировать, тут вопросов нет. На войне как на войне.
                Есть факты применения оружия заградотрядом по отступающей части? Если бы стреляли по своим, наступающие немцы бы смяли бы всех.





                • Анонимно
                  22.11.2016 06:36

                  Всё зависело от командира дивизии и "особистов" с комиссарами, стрелять по немцам, или по своим!

              • Азат Д
                21.11.2016 22:48


                Тем более, Ставка в 41 так командовала, что армии пачками, на раз-два в окружения попадали. Решили строгостью прикрыть свою никчёмность.
                Кровью научились воевать.







        • Анонимно
          21.11.2016 09:56

          Призыв в германскую армию после 22.06.41 г. шел постоянно. Если бы этого не было немце не смогли бы восстанавливать боеспособность своих войск, так как потери в боевых частях вермахта составлял примерно 30%. Кроме того после 22.06.41 г. в войну на стороне Германии вступили следующие страны: Италия, Венгрия, Финляндия, Румыния, Хорватия, Словакия. Кроме того в войне участвовали воинские формирования других стран (голубая дивизия Испании), а также подразделения СС сформированные из населения покоренных стран. Одних лишь граждан СССР, сотрудничавших с оккупантами было более 1 мил. человек.

      • Анонимно
        20.11.2016 15:55

        Так ко все-таки победил в этой войне?

      • Анонимно
        21.11.2016 08:39

        " За счет того, что стояли сзади заградотряды. За счет того, что того что родителей в тылу могли объявить сыном врага народа, предателя..." в то время иначе было нельзя, только страшными , суровыми методами можно было подавить паникёров, восстановить боеспособность. впрочем это не в новинку, ещё во времена чингиз хана для сплочения армии, для устрашения применялся закон при бегстве кого то казнят всю ...ну и т.д.

        • Анонимно
          21.11.2016 10:46

          А Чингизхана обязательно надо было упоминать? Почему не Троцкого с его расстрелами каждого десятого? Пример с троцким более исторически ближе и кровожаднее..

      • Анонимно
        21.11.2016 16:49

        Мой отец 18-ти лет, боец лыжного батальона, ранен в декабре 1941 г. под Москвой, награжден не однажды. Прошел на передовой до Кенигсберга. Не было загранотрядов, воевали за жизнь свою и своих семей, видели, чем могло это для них кончится. Многие после ранений в запасных полках просились в разведку, чтобы поближе брать за живое. Особенно те, у кого остались родные на захваченных территориях.

    • Анонимно
      20.11.2016 11:09

      Панфиловцев не было, но КТО остановил танки????
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211

      Как, 316 стрелковая дивизия- МИФ? ??? Это они же "панфиловцы" ;)))

  • Анонимно
    20.11.2016 10:38

    Обычно потери наступающих бывают в 3 -5 раза больше тех кто обороняется.А тут погибло наших 400 человек 600 пропало без вести а фашистов погибло 800 человек.Меня смущает количество пропавших без вести в том бою это же 600 человек а не 6 и даже не 60.Куда они могли пропасть?

    • Анонимно
      20.11.2016 11:02

      Никто могильные кресты не немецком кладбище не считал, сказал тот же политрук, что дал цифру 28, что убитых немцев было 800, значит 800. 600 пропавших без вести частично попало в плен, частично замёрзло раненными, частично разбросано по кусками от попадания авиабомбы или снаряда.

      • Анонимно
        20.11.2016 12:10

        Все было не так. Первоначально была цифра в 30. Затем выяснилось, что двое пошли сдаваться, их расстреляли на месте. Да и про этих 28 как оказалось тоже сочинили. Когда их представили посмертно к наградам и опубликовали в прессе. напечатав про их подвиг, то после войны нашлись несколько из тех, кого объявили в составе этих 28. Одного нашли как служившим немцам полицаем у них в тылу. Другие тоже как то появились вдруг живыми. На этом деле решили поставить гриф секретно, слишком уж многие знали про этот подвиг этих 28. Но потом стали вскрывать факты.

        Да, не в коем случае не хочу сказать, что подвига не было. Подвиг был, но со стороны народа, который умирал в большом количестве за то, чтобы жила эта система, которая покрывала все свои недочеты, свою глупость, гибелью людей. Легко потом прославлять ими же убитых, когда они уже не спросят, почему немцы дошли до Москвы, почему войска не были готовы к войне, почему погибло столько людей.

        • Анонимно
          20.11.2016 13:38

          "29 мая 1938 года арестован и обвинён по статьям 58-1б, 58-9 и 58-11 УК РСФСР (измена; причинение ущерба системе транспорта, водоснабжения, государственного или общественного имущества), предусматривавших расстрел. Однако в 1940 году уголовное дело прекращено, и он был освобождён из-под стражи"
          ... И даже в этой статье не нашлось места для имени Павла Михайловича Гундиловича, капитана, командира 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии. Враг народа, до сих пор можно говорить о политруке роты Клочкове, но не о командире (((((((((((((((((((((((((((((((((((

    • Азат Д
      20.11.2016 11:29


      Там , в земле лежат.
      Зато им торжественно памятники открывают, те кто так воевал, мясом.

      • Анонимно
        20.11.2016 17:29

        "Местные жители сообщили нам, что под памятником, что стоит у шоссе, никто не захоронен, а останки наших солдат с зимы 1941 года лежат в силосной яме под навозом, рядом со свинофермой." - вот и почести 346 бойцам погибшим за Родину.

        • Анонимно
          21.11.2016 03:24

          "В 1988 году на всесоюзном сборе поисковиков в Дубосекове мне, командиру объединенного отряда «Снежный десант» Татарстана, поручили возглавить эксгумацию могилы в безвестной деревеньке Хворостинино".
          Меня тоже покоробило это все. 47 лет местным жителям было наплевать? Если сами не взялись, то почему не обращались с просьбой перезахоронить? Почему именно на этом месте, зная о том, что там находятся останки погибших солдат, десятилетиями складировали навоз? Ужас!!! Обидно за погибших до слез. У меня дед погиб при форсировании Днепра. До сих пор не знаем, где он похоронен и похоронен ли вообще.

          • Анонимно
            21.11.2016 08:41

            Именно! Нет ничего странного, если зимой 1941 года погибших похоронили в силосной яме, проще было долбить замёрзшую землю... Но почему не поставили обелиск на месте могилы. а яму для навоза не сделали в новом месте? Или почему не эксгумировали останки и не перенесли с центр села, под обелиск? Читаешь, такой-то и такой-то, умер от ран, похоронен в балке под Сталинградом... при строительстве Волгодона перезахоронен в центре села... А перезахоронен ли при подобном отношении? Может быть, лежит всё там же? На Новгородчине можно было валить на то, что "это ВЛАСОВЦЫ"! А тут что? ???

            • Алексей К.
              21.11.2016 09:28

              По архивным документам установлено, что в той же могиле лежали еще 35 уроженцев нашей республики, красноармейцы 352-й стрелковой дивизии, погибшие 25 - 27 декабря 1941 года.
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211
              Воевали в 20 Армии, командовал Власов, значит "власовцы", кто-то решил лишний раз не рисковать партбилетом ((((((((((

              • Анонимно
                22.11.2016 00:42

                Какие власовцы в декабре 1941 года?

                • Анонимно
                  22.11.2016 09:06

                  Вообще-то да, если в дивизии Панфилова любили, что называли себя от его фамилии, "панфиловцами", то командующего 20 армией Власова больше почитали за мясника, да и не зря его заслуги приписали начштаба Сандалову. Так что в Красной Армии не было желающих назвать себя "власовцами". А если и были, кто ж теперь в этом сознается ;))))))

            • Анонимно
              21.11.2016 12:00


              Азат Д

              "Власовцами" они(не все) стали после перехода в плену на сторону фашистов. А до этого, это была 2 ударная армия, под предводительством героя обороны Москвы генерала Власова. И она успешно действовала, шла вперёд, в прорыв, но фланги не поддержали или Ставка не рассчитала силы фронта, её окружили и уничтожили.
              В ЗМЛЕ НОВГОРОДЧИНЫ ЛЕЖАТ ПАВШИЕ ГЕРОЙ.
              Кстати, 2 ударная армия формировалась в Поволжье, поэтому там Муса Джалиль оказался.

              • Алексей К.
                21.11.2016 12:13

                Кстати, тонкий момент, нюанс так сказать! Подчиненные генерала Панфилова были ПАНФИЛОВЦАМИ. Кем были подчиненные генерала Власова? То то и оно...

              • Анонимно
                21.11.2016 12:37

                "власовцы" 1941-го это вам не "власовцы" 1945 года ;)))

    • Анонимно
      21.11.2016 09:09

      Это потому, что кто-то идет за тяжелыми танками на заранее намеченном месте прорыва, которое несколько часов до прорыва обрабатывается артиллерией.

      Потому тут нельзя говорить о том, что "100 сидящих в окопе с винтовками должны выбить 400 идущих на них немцев". Немцы с танками и артиллерией. В том и преимущество атакующих, они знают где пойдут и когда.

      А те потери, о которых вы говорите, они больше к боям в городской застройке имеют отношение. Там зачистка зданий требует 3-5 кратного преимущества наступающих.

      • Азат Д
        21.11.2016 20:26


        Да, у немцев в 41 была стратегическа и тактическая инициатива.

        • Анонимно
          21.11.2016 20:38

          Но и доты под Волоколамском строили с МАЯ 1941 :о

          • Азат Д
            21.11.2016 22:52


            А линию Мажино за 10 лет до начала Второй мировой войны строили начали строить. Но вторая мировая война маневровая, и её обошли. Как немцы обходили укрепрайоны, так и наши когда наступали, так же.





            • Анонимно
              22.11.2016 09:30

              Так в том и отличие Франции от СССР или Финляндии, что можно обойти доты по виноградникам, а вот ПО БОЛОТАМ... Тут надо, чтобы они промёрзли до дна! Так что "-40" самая подходящая температура лезть в трясину! Вот только хвалёная германская техника не была приспособлена...

  • Анонимно
    20.11.2016 10:55

    Светлая память всем героям своего отечества.

  • Анонимно
    20.11.2016 11:22

    Кому нужна достоверность - смотрите документальные фильмы.
    А я пойду на художественный фильм и не буду залезать ему под юбку.

    • Анонимно
      20.11.2016 15:51

      Подобных фильмов много, 300 спартанцев например, посмотри обязательно не залезая под юбку

  • Анонимно
    20.11.2016 11:27

    Красная звезда..-(внизу):центральный орган(!) народного комисариата))

  • Анонимно
    20.11.2016 12:24

    Сейчас только догадался, что число 28 появилось на системном уровне мозга корреспондентов или редакторов газеты. Посчитайте фаланги своих пальцев на обеих руках, их 28.Творец с помощью их считает процессы в наших организмах. Просто поступила такая команда из мозга и все. Подвиг есть подвиг всего нашего народа, которая называется пространство сознания- Русь! По закону жертвы: я жертвую собой во ИМЯ будущей своей жизни, в виде благодарных потомков.

    • Алексей К.
      20.11.2016 13:17

      Версия "Википедии" достаточно правдоподобна! ;)))))

      "16 ноября 1941 года немецкие войска вновь нанесли удар. Именно в этот день произошёл бой с немецкими танками у разъезда Дубосеково, где один из участков обороны занимала 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии под командованием капитана Гундиловича и политрука Клочкова.

      По оценке командира 1075-го стрелкового полка полковника И. В. Капрова, «в бою больше всех пострадала 4-я рота Гундиловича. Уцелело всего 20-25 чел. во главе с ротным из 140 чел. Остальные роты пострадали меньше. В 4-й стрелковой роте погибло больше 100 человек. Рота дралась героически.»[2] Остановить противника у разъезда Дубосеково не удалось, позиции полка были смяты противником, а его остатки отошли на новый оборонительный рубеж. В боях 16 ноября весь 1075-й полк подбил и уничтожил 9 танков противника[6].

      В конце декабря 1941 года, когда дивизия была отведена на формирование, в полк приехал корреспондент «Красной звезды» А. Ю. Кривицкий, которому капитан Гундилович по памяти назвал фамилии 28-ми убитых и пропавших без вести бойцов, которых он смог вспомнить. 22 января 1942 года в газете «Красная звезда» Кривицкий поместил очерк под заголовком «О 28 павших героях», который положил начало официальной версии о 28-ми героях-панфиловцах"

  • М.К.
    20.11.2016 12:31

    А кто такой Панфилов, откуда он сам, откуда его корни?

    Почему-то кругом панфиловцы. панфиловцы, а самого Панфилова нет.

    Говорят, якобы, симоновский Серпилин списан с Панфилова, но вряд ли, хотя, наверное, кое-что и вправду есть...

  • Анонимно
    20.11.2016 13:21

    Панфилов был военным комиссаром Киргизской и Казахской ССР. Получил приказ сформировать дивизию и убыть на фронт под Москву. Там половина бойцов были казахи и киргизы. В бой вступали "с колёс", старшины на довольствие не всех успевали поставить. Фамилии казахов и киргизов могли просто не запомниться руским командирам. Лейтенант казах Момыш-улы после войны стал основоположником "лейтенантской прозы". А политрук Клочков был секретарём парткома треста столовых города Алма-Ата.

    • Алексей К.
      20.11.2016 13:44

      Панфилов был военным комиссаром Киргизской и Казахской ССР. Получил приказ сформировать дивизию и убыть на фронт под Москву.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211
      Не совсем так, не было бы столько татарстанцев в свежей дивизии, переброшенной из Средней Азии.
      316 стрелковая дивизий 1 формирования 18 августа 1941 была отправлена под Новгород и только 5 октября 1941 была переброшена под Москву.

      • Анонимно
        20.11.2016 14:45

        Вы учитывайте контекст того времени обязательно. Практически всё пополнение из Средней Азии и Закавказья не знало русского языка. Особенно по документам это видно, когда управление в национальных частях просто - напросто терялось из за этого вопроса. Особенно ярко про это написано о Крымской трагедии - десанте на Керчь и разгроме Крымского фронта в начале 1942 года, когда целые нацдивизии бросали фронт. Поэтому такие части и соединения укомплектовывались русским и татарским сержантским и младшим комсоставом. Татарским - в силу похожести языкового фактора.

        Практик.

        • Алексей К.
          20.11.2016 15:14

          Призыв был по территориальному признаку, а не национальному, потому за всё пополнение говорить не стоит!

          • Анонимно
            20.11.2016 18:04

            Во первых, с осени 41 года было возобновлено формирование национальных частей. По клавиатуре пошлёпайте и убедитесь.

            Во вторых, ваше утверждение не опровергает моего мнения. Призыв был по территориальному признаку. Но когда формировались соединения в том же Узбекистане или Армении, то однозначно 95 процентов личного состава было мононациональным.

            В третьих, я высказал мнение именно по этому направлению вопроса. Об общих принципах не говорил.

            В четвёртых, создание частей по нацпризнаку в основном прекратили после провала дальней обороны Сталинграда. Когда эти части фактически повсеместно бросали и теряли свои боевые позиции.

            Практик.

            • Алексей К.
              20.11.2016 18:56

              Ну так мы говорим конкретно про 316 сд 1 ф., сформированную в июле- августе 1941, т.е. ЛЕТОМ 1941 ;)))

            • Алексей К.
              20.11.2016 19:04

              Узбекистан- это в том числе и эвакуированные в Ташкент. Да и между городскими и сельскими жителями разница будет больше, чем в той же РСФСР.

              • Анонимно
                21.11.2016 07:32

                Немного уточню. Что касается панфиловской дивизии, то она формировалась фактически из коренных русскоязычных жителей Алма-Аты и русских станиц Казахстана. Видимо национальным изначально был только один полк, сформированный в Киргизии. В принципе, по данным что есть, нацсостав дивизии первоначально был таким : 11 процентов казахов, 11 процентов киргизов, 75 - русские и украинцы, и остальные национальности.

                Практик.

            • Анонимно
              22.11.2016 08:35

              К лету 1942 г. мобилизационный ресурс русскоязычных или хотя бы русско-понимающих оказался как никогда низок. Потому и пришлось набирать по национальному признаку, чтобы понимали хотя бы друг друга! Ну а "после Сталинграда" стали освобождаться российские территории, снова появился мобилизационный резерв говорящих и понимающих по-русски!

    • Анонимно
      20.11.2016 20:25

      Лейтенант казах Момыш-улы после войны стал основоположником "лейтенантской прозы"
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211#comment2784566

      ... также известный тем, что возглавил дивизию, будучи старшим ЛЕЙТЕНАНТОМ ;)))) Звание гвардии полковника он получил задним числом.

  • Анонимно
    20.11.2016 15:00

    C 28 панфиловцами связана история, когда человек получил Героя Советского Союза только за свою ФАМИЛИЮ!

    «...По официальным данным, все 28 оборонявшихся воинов погибли, каждый из них был представлен к награждению званием Героя Советского Союза. Однако Кожубергенов остался жив, на несколько часов попал в плен, откуда бежал к бойцам кавалерийского корпуса Доватора. Вместе с ними он участвовал в боях, а после возвращения в тыл был арестован как сдавшийся с оружием в руках. В июле 1942 года лейтенант НКВД Соловейчик допросил Кожубергенова, который заявил, что в бою не участвовал. В списке представленных к высшей награде Даниил Кожубергенов был заменён на Аскара Кожубергенова. Даниила заключили в Таганскую тюрьму, откуда он попал в маршевую роту. В её составе он участвовал в боях за Ржев, где был тяжело ранен. После долгого лечения в госпиталях Кожубергенова комиссовали.

    После войны он работал истопником в алма-атинском Институте онкологии. Журналист Михаил Митько занялся случаем Кожубергенова и выяснил личность Аскара Кожубергенова. В указе на награждение годом его рождения был указан также 1917, однако на самом деле он родился в 1924 году. Воспитывался в детском доме, в 1938 году был усыновлён Истамбеком Тазабековым. Тазабеков рассказал, что Али-Аскар был призван в армию не ранее января 1942 года, а потому физически не мог участвовать в бою у Дубосеково. Он погиб в небоевой обстановке на Дальнем Востоке, отчим вернул обратно присланную грамоту Героя. В 1966 году «Комсомольская правда» выпустила статью в защиту Даниила, и его вызвали в Москву. Соловейчик заявил, что его заставили выбить признание Кожубергенова о неучастии в бою, и он угрожал тому пистолетом. Генерал Кузовков долго сверял армейскую фотографию Кожубергенова с обезображенным после тяжёлого ранения лицом человека перед ним, после чего отослал Даниила обратно в Алма-Ату.

    В 1976 году Даниил Кожубергенов умер.»

    • Анонимно
      20.11.2016 16:28

      Даааа! Вот тебе и история про 28 панфиловцев. Что уж сейчас до истины рыть,пусть останется как есть. Все равно молодежи по барабану,как все там было. Они даже не знают кто такой Гитлер был!

  • Анонимно
    20.11.2016 15:16

    17 декабря 1942 года воины 1378-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии держали оборону у поселка Верхне-Кумское Калачевского района Сталинградской области. Рота старшего лейтенанта Николая Наумова с двумя расчетами противотанковых ружей обороняла высоту 137,2. В роте было всего 24 человека. Два дня бойцы сдерживали непрекращающиеся атаки немцев, погибли все, но уничтожили 18 танков — примерно столько, сколько и легендарные панфиловцы! Добрую половину героев составляли наши земляки: это И.С. Артюшин из Зеленодольска, М. Зиганшин из села Бурбаш Балтасинского района, Ф.П. Крутов из села Крым-Сарай Ютазинского района, М.М. Миннехузин из села Таза Чишма Сармановского района, А.П. Макаров из села Ивашевка, А.А. Механиков из села Богдашкино Тетюшского района, Г.Мухаметшин и Г.Ш. Шафигуллин из Казани, В.А. Пашев из Мензелинска, А.Е. Рыжов из села Алексеевка Новошешминского района и С. Хисматуллин из села Кзыл-Юл Лаишевского района. Об этих героях газетных очерков и песен не написали, никто не помнит их поименно. А жаль!
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211

    По сей день не можем найти сведения о своем деде, без вести пропавшего под Сталинградом.

    Казак Поволжья

  • Анонимно
    20.11.2016 15:23

    Пан Алексу. Не Глава Генштаба- начальник Генштаба. Не министр обороны- нарком обороны в 41- м году. Учите матчасть.

  • Анонимно
    20.11.2016 15:35

    Что-то автор не очень комментирует тот факт, что двое Героев впоследствии стали полицаями? Откуда и почему взялся процесс 1948 года? Ну-ка, автор, напрягись...

  • Анонимно
    20.11.2016 18:05

    В свое время, в 1985 году, фактически жил несколько дней вместе с ветеранами Панфиловской дивизии на их встрече ветеранов. Общался и с дочерью Панфилова, которая на фронте была санинструктором, даже осталась ее фотография. Помню меня впечатлили слова бывшего старшины стрелковой роты, которые он мне сказал-" Две три атаки и роты нет, а я живой, потому, что занимался хоз обеспечением роты и в атаки не ходил",.
    Конечно, надо бы было подробнее их распрашивать, запоминать их рассказы, да и про подвиг 28 панфиловцев тоже тогда не догадался подробнее распросить, о чем сегодня сожалею.

  • Анонимно
    20.11.2016 20:16

    В книге Памяти много не точностей. Беседовал я с составителями. Говорят пусть будет, больше таких неточностей. Живой же. И, согласно примете прожил он долго. Двоюродный брат деда со мной был дружен. Умер в родном селе Новый Чувашский Адам. Книга вышла (он её не увидел), а он в числе погибших? Сам обомлел. Другой их брат числился пропавшим без вести. По последним данным (пока нет подтверждения из неметчины), скорее всего попал раненым в плен. Скончался от ран и истощения в Дюссельдорфе.

  • Анонимно
    20.11.2016 21:49

    МЫ ПОМНИМ ГЕРОЕВ !!!
    352-я стрелковая дивизия формировалась в г БУГУЛЬМЕ.
    наш бабай НАСИБУЛЛИН ЗИННАТ ГАРИФ УЛЫ участник обороны МОСКВЫ был призван с КАРАБАША 10 августа 1941 года.
    Только с КАРАБАША в этот день призвали больше 30 человек.
    Они ушли на фронт со своими лошадьми и на фото с ПАНФИЛОВЫМ на заднем плане ОНИ на татарских лошадях.Наш бабай был контужен в начале декабря и отправлен в госпиталь в СВЕРДЛОВСК .В строй вернулся через 4 месяца,в дальнейшем освобождал ВАРШАВУ и брал БЕРЛИН.
    ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!!!

    • М.К.
      21.11.2016 01:20

      Татары не считаются - нужны только на войне, а после войны не нужны

      • Анонимно
        21.11.2016 08:59

        Можете предложить ту национальность, которая "нужна ПОСЛЕ войны"? ;)))

      • Анонимно
        22.11.2016 03:14

        дед тоже так говорил. нацмены только в первой линии, во второй их нет.

        • Анонимно
          22.11.2016 08:44

          "вторая линия""? Это кто? Настолько не понимающие и не умеющие, что давать им оружие опасно для своих же товарищей? Или прилипшие к складам интенданты?

    • Алексей К.
      21.11.2016 09:14

      Они ушли на фронт со своими лошадьми и на фото с ПАНФИЛОВЫМ на заднем плане ОНИ на татарских лошадях.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211

      Наверное, это не Панфилов ( другая дивизия, времени для фотосессий не было, селфи на айфонах будут много позже), а "тот самый" генерал Власов? А вы таки знаете, что 352 стрелковая дивизия входила в состав 20-ой армии 2 формирования, которой 30 ноября 1941 — 8 марта 1942 командовал генерал-лейтенант Власов? ;)))

  • Анонимно
    21.11.2016 06:25

    Они ушли на фронт со своими лошадьми и на фото с ПАНФИЛОВЫМ
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211#comment2784666
    ... ПАНФИЛОВЫМ ??????

  • Алексей К.
    21.11.2016 06:42

    Принципиален и вопрос: кто был остановлен у разъезда Дубосеково 16 ноября, если сам Волоколамск был оккупирован уже 28 октября, а 23 ноября (через неделю после подвига панфиловцев) советские войска оставили Клин, Солнечногорск и Ясную Поляну?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/329211#comment2784666

    В комментариях упоминули Бауржана Момыш-улы, и вот тут всплыло много интересного...

    «В 1963 году в испаноязычных газетах было опубликовано интервью лидера кубинской революции, а за одно и одного из самых известных людей нашего времени Фиделя Кастро. Среди многих довольно традиционных и привычных вопросов выделился один: «Кого из героев Второй мировой войны вы могли бы назвать своим кумиром?». Видимо журналисты услышать имя кого-то известного, но команданте не был так прост.

    Будучи человеком образованным, он, как и легендарный Че Гевара, питал огромную страсть к книгам. Однажды в его руки попалась повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о подвиге 8-й гвардейской Панфиловской дивизии. Одним из главных героев книги является теперь мало кому известный советский офицер из Казахстана Бауржан Момыш-улы, его-то он и назвал своим героем. Но чем же прославился этот герой героев?

    Статный и красивый молодой офицер пошёл служить в РККА ещё за несколько лет до Великой Отечественной. За это время он успел отучиться на офицера-артиллериста, принял участие в боях на Дальнем Востоке с японской армией, участвовал в походе в Бессарабию. После отправился служить в Алма-Ату, где его и застала война.

    Осенью 1941 года он попросился на фронт добровольцем, как раз в это время в городе формировалась 316-стрелковая дивизия. Уже на этапе создания предполагалось, что это подразделение будет одним из самых боеспособных – в него направляли взрослых мужчин, имевших представление о войне, все они были добровольцами. В части Момыш-улы назначили командиром батальона.

    Первое же назначение дивизии грозило стать последним – воинскую часть отправили на защиту подступов к Москве. Командование понимало, что наступающие части вермахта просто сметут 316-ю, но необходимо было удерживать столицу до подхода дальневосточных армий. Дело осложнялось тем, что советское командование буквально запрещало изучение в армии оборонительных концепций, предполагалось, что Красная Армия должна побеждать наступательными операциями на чужой земле. За иную точку зрения можно было лишиться своей должности.

    Но Иван Васильевич Панфилов, которому и довелось командовать 316-й дивизией, пошёл на хитрость. Он разработал тактику ведения спиральных боевых действий. По его мнению, при условии численно превосходящего врага, действовать привычными методами было самоубийством. Так, его дивизии пришлось держать фронт протяжённостью более 40 километров, хотя по всем нормативам военного времени оборонять они могли лишь 12 километров. В такой ситуации любой концентрированный удар врага прорвал бы оборону. И тогда Панфилов предложить следующим образом.

    Подразделению не нужно было устраивать целый оборонительный фронт. Вместо этого нужно было наносить удар по движущейся вражеской колонне, и, после непродолжительного боя, уходить в сторону от наступающего врага. Попутно за отступающей дивизией организовывались небольшие засады и очаги сопротивления, которые заманивали врага в сторону отступающих, попутно задерживая. После того, как враг растягивался, дивизия резко меняла направление и вновь возвращалась для удара по основным силам. Такие беспокоящие удары сильно растягивали силы врага, что сильно замедляло его продвижение. В итоге дивизия не только выжила, вопреки всем прогнозам, но и сделала эта героически, за что была переименована в 8-ю гвардейскую Панфиловскую.

    Примечательно, что Панфилов разработал лишь теорию, но лучше всех в жизнь воплотил её именно комбат Момыш-улы. Вступив в бой в середине октября 1941 года командиром батальона, в ноябре он уже возглавил полк, хотя так и оставался «старлеем». О значимости его заслуг можно судить по тому, что оборонительная теория Панфилова была названа «спиралью Момышулы»»

    Источник: http://specnazspn.livejournal.com/2263729.html

  • Анонимно
    21.11.2016 09:03

    Кто еще не был - всем советую сходить на фильм "28 Панфиловцев". Настоящий фильм о межнациональной дружбе и отваге тех, кто вместе со своими товарищами-красноармейцами остановил фашистов под Москвой в 1941.

    Зал плакал.

    • Анонимно
      21.11.2016 09:49

      «... А вот чего в картине нет, так это конфликта. Казалось бы, нелепо об этом говорить, когда речь идет о военной ленте. Но немецкая сторона сражения не персонифицирована. Нацисты предстают чем-то вроде зомби из видеоигры. Они накатываются на советские позиции, красноармейцы их отбивают… И так до конца картины. Это война, но не драматический конфликт, не схватка персонажей и характеров. А поскольку советские бойцы изображены, в сущности, людьми без страха и упрека (их шутки очеловечивают примерно так же, как они очеловечивают Шварценеггера в «Коммандо»), то внутренних конфликтов у них тоже нет. И лента оказывается скучнее, чем могла быть. Это больше пособие по профессиональной войне, чем пример выверенной драматургии.»
      Из рецензии на сайте https://www.film.ru/articles/spokoyno-zhzhem-tanki

      • Анонимно
        22.11.2016 15:11

        Некоторые очень хотят видеть на экране слезы, размазанные по лицу сопли, безудержный бабский вой.

        У них вот фильм вызывает неприятие, они не могут на себя это примерить: "Как это, там все должны были бегать в истерике и орать от ужаса". Таким людям фильм не понравится.

        А у других людей отцы и деды дошли, с ранениями и лишениями до Берлина, без истерик и слез. Или умирали, но тоже без истерик и слез. Фильм снят для потомков этих героев, коих у нас 90% страны.

        Потому если ваши воевали, идите, вам фильм понравится.

        • Анонимно
          22.11.2016 16:16


          Азат Д

          "А у других людей отцы и деды дошли, с ранениями и лишениями до Берлина, без истерик и слез. Или умирали, но тоже без истерик и слез." - хорош байки травить, кто реально воевал, то большинство не дожили или вскоре умерли от ран, а кто выжил особо о войне рассказывали.
          Слышал по телевизору рассказ ветерана, лет 10 назад. Он рассказывал, вражеский бронепоезд выдвигался и обстреливал Ленинград. Им был дан приказ со своей пушкой выдвинутся в засаду и ударить по бронепоезду. В общем они выстрелили по нему и потом их накрыли, он обделался, а товарищ рядом без головы лежит. Вот они страшные реалии войны. И он это уже с юморком рассказывал.

        • Алексей К.
          22.11.2016 19:58

          Истерика больше бабское свойство! Но покажите мне реального фронтовика, который не испытывал УЖАСА, когда на него заходил германский пикирующий бомбардировщик! То, что он не аварийно справлял нужду, а стрелял в ответ по вражескому самолёту, вот это и есть подвиг!

  • Анонимно
    23.11.2016 08:40

    Я своего прадеда нашел в селе Осташево Волоколамского р-на МО. Уроженец Заинского р-на дер. В. Пинячи. Считался пропавшим без вести 72 года. О чем тут можно говорить?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль