Машиностроение 
25.11.2016

Иван Егоров откупоривает шампанское: Зеленодольское ПКБ все-таки отдают холдингу «Ак Барс»

На заводе им. Горького заложили антипиратский корабль, который имеет шанс превратиться в «зубастый» многоцелевой корвет

Заводу им. Горького однозначно найдется место в госпрограмме вооружений на 2018 - 2025 годы, обнадежил зеленодольских корабелов заместитель министра обороны Юрий Борисов. Сегодня он принял участие в закладке очередного патрульного корабля. Как выяснил «БИЗНЕС Online», у этого проекта есть противники, и конструкторам с заводчанами все еще предстоит решить проблемы импортозамещения. Также замминистра привез важную новость, которая не слишком обрадует конструкторов ЗПКБ.

Сегодня на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького заложили патрульный корабль проекта 22160 «Виктор Великий»

«А ВЕДЬ ЕЩЕ НЕДАВНО ЗАВОД БЫЛ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА»

Разворачивавшаяся год интрига с передачей заводу им. Горького соседнего Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ), похоже, разрешилась. Напомним, в конце 2015 года ведомый Иваном Егоровым материнский холдинг судостроителей — «Ак Барс» — вышел в правительство России с инициативой о передаче ему ЗПКБ (сегодня входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Дескать, синергетический эффект будет таким, что работа у корабелов Зеленодольска закипит с удесятеренной силой. Правда, у самого бюро идея вызвала резкое неприятие: конструкторы уверены, что потеря самостоятельности приведет к деградации одного из мощнейших коллективов до рядового заводского подразделения.

Год тянулось молчаливое противостояние двух компаний. И вот сегодня заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, будучи на заводе им. Горького сообщил: «„Ак Барс Холдинг“ вышел с инициативой, и она будет поддержана руководством страны и минпромом: ЗПКБ скоро войдет в холдинг на правах проектно-конструкторского бюро». По мысли Борисова, таким образом, мы получим законченную картину: проектант плюс завод.

Комплименты сегодня вообще сыпались на горьковчан и холдинг как из рога изобилия. Повод — закладка пятого патрульного корабля проекта 22160. «Закладка нового корабля для ВМФ — всегда праздник, — обратился к заводчанам Борисов. — Надеемся получить качественный корабль, какие вы до сих пор и сдавали вооруженным силам. Приятно, что завод выполняет взятые на себя обязательства и все последние годы мы не имеем никаких проблем с продукцией, которую выпускает ваш завод. А ведь еще недавно (ветераны помнят!), без малого 10 лет назад, завод переживал не лучшие времена и был почти на грани банкротства. Сегодня усилиями республики, компании „Ак Барс“, руководства завода и вашими усилиями завод устойчив в плане экономических показателей. Мы довольны вашей продукцией и заключили с вами долгосрочные контракты. Надеемся, альянс между минобороны и вами как исполнителями одного из востребованных видов продукции будет продолжаться очень долго».

Позже Борисов уточнил, что завод обеспечен заказами минобороны до 2020-го, но ему гарантированно найдется место и в новой госпрограмме вооружений на 2018 - 2025 годы. Кроме того, замминистра дал понять, что у корабелов есть шанс проявить себя в сверхважной теме строительства судов вспомогательного флота.

«Мы не имеем никаких проблем с продукцией, выпускаемой на заводе», — сказал замглавы министерства обороны РФ Юрий Борисов, который специально приехал на закладку корабля

ГРОЗА ПИРАТОВ ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?

Что за корабль стал виновником сегодняшнего торжества?

Патрульный корабль проекта 22160 предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, для экологического мониторинга, охраны кораблей и судов, военно-морских баз и водных районов. Предполагаемые характеристики 22160: водоизмещение — 1300 т, автономность — 60 суток, скорость — до 30 узлов, экипаж — 80 человек. Предусмотрен вертолет типа Ка-27. Базовое вооружение — артиллерийское. Главные размерения: 94×14×3,4 метра.

Словом, по мощи далеко не линкор: нанести сокрушительный удар или отбиться от серьезного противника 22160 не сможет. Зато они могут продемонстрировать флаг с Андреевским крестом там, где это потребуется. Эксперты указывают, что руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба, поэтому 22160 будут готовы выполнять задания в любой точке Мирового океана. «Эти корабли будут представлять Россию на всех морях и во всех странах», — отметил сегодня на церемонии генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов. Из чисто практических задач — замена в операциях мирного времени (например антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей, что позволит последним экономить ресурс.

Проекту 22160 военно-морской флот уделяет повышенное внимание и с чисто технической точки зрения. Прежде всего потому, что у отечественного ВМФ до сих пор не было специализированных патрульных кораблей. К тому же это первый российский корабль, создаваемый по модульному принципу. Правда, пока не раскрывается, как он будет реализован. Первый вариант: для каждого построенного корабля создается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударный, ПВО, противолодочный, спасательный. Второй вариант: отдельные партии (например пары) кораблей без внесения серьезных изменений в проект выпускаются ударными, противолодочными, «зенитными», патрульными.

Руководство ВМФ заявляло, что 22160 будут служить на Черном и Балтийском морях, а также на Дальнем Востоке. Черноморское направление в связи с сегодняшним повышенным интересом российского ВМФ к Средиземному морю пока представляется приоритетным. Туда, скорее всего, и пойдут первые 6 кораблей проекта. Спецы предполагают, что на постоянной основе в Средиземном море будут находиться один-два ПК (три-четыре в экстренном случае и на короткое время). Но не исключено, что в сирийском Тартусе будет базироваться и вся шестерка, а сменные экипажи будут возить самолетами. Учитывая модульность, то есть перспективу установки зенитно-ракетного комплекса «Штиль» и знаменитого ныне ракетного комплекса «Калибр-НК», возможности 22160 выглядят серьезными. Например, они получат возможность простреливать крылатыми ракетами значительную часть Средиземного моря. С присутствием таких кораблей нашим «партнерам» нельзя будет не считаться.

... В Зеленодольске планируется построить 12 кораблей проекта 22160, причем вторая шестерка будет ледового класса

«ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЩЕ СКАЖУТСЯ»

В Зеленодольске планируется построить 12 кораблей проекта 22160, причем вторая шестерка будет ледового класса. Первый («Василий Быков») заложили 26 февраля 2014 года. Второй («Дмитрий Рогачев») — 25 июля 2014-го. Третий («Павел Державин») — 18 февраля 2016 года. Четвертый («Сергей Котов») — 8 мая 2016-го.

Заложенный сегодня корабль назван «Виктор Великий». Виктор Иванович Великий родился 15 сентября 1918 года в городе Усмань (ныне — Липецкая область). Командир отряда бронекатеров старший лейтенант Великий отличился во время высадки десанта на Керченский полуостров и был удостоен звания Герой Советского Союза. В 1961 году в звании капитана 1-го ранга Великий был уволен в запас. Скончался 23 апреля 1996 года, похоронен на городском кладбище «Кальфа» в Севастополе.

Заявлено, что первые два 22160 планируется передать ВМФ в 2017 году. При этом сообщалось, что и проектант (питерское Северное проектно-конструкторское бюро), и завод напрягают все силы для сдачи кораблей в срок. Дело в том, что уже на старте производство столкнулось с серьезными проблемами. Из-за санкций немецкая компания MAN отказалась поставлять двигатели и редукторы, теперь все это будет делаться в Коломне. «Северное ПКБ импортозаместило двигатели, завод переделал их фундаменты и прочее, — рассказал „БИЗНЕС Online“ независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — Процесс прошел, насколько можно судить, непросто, и последствия этого еще скажутся, скорее всего, — негативно. Тем не менее всегда лучше хорошее свое, чем отличное (подходящее) чужое».

А непосредственно моряков порадуют другие изменения в проекте — улучшение комфорта для экипажа. «На каком-то этапе проектирования пришло понимание необходимости улучшения обитаемости, — рассказывает Глухов. — Ведь по задумке 22160 должен длительно патрулировать в назначенных района Мирового океана, а от условий пребывания на корабле зависит работоспособность личного состава, а значит — качественное выполнение поставленной задачи».

Впрочем, насколько известно, у идеи такого патрульного корабля есть влиятельные противники. «Это тонкий момент, — пытается разъяснить расклад Глухов. — Есть люди, для которых этот проект видится не во всем соответствующим требованиям флота. А именно они указывают на его некоторую „беззубость“, то есть откровенно слабоватое вооружение для корабля такого водоизмещения. Далее — модульность, по их мнению, не оправдает себя, так как создание и эксплуатация этих самых модулей однозначно встретит организационные и другие трудности как для промышленности, так и для ВМФ... Но, как известно, возобладала точка зрения о необходимости постройки этих кораблей, и сейчас мы имеем то, что имеем... Что будет в реале представлять из себя патрульный корабль проекта 22160, до сих пор толком не совсем ясно. Актуальность задачи по антипиратскому патрулированию Аденского залива как-то подсдулась, а для других, серьезных настоящих задач он явно не подходил. СПКБ дорабатывало (во многом переделывало) проект, и, возможно, мы увидим, как чисто патрульный корабль превратится в легкий многоцелевой корвет».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.11.2016 20:18

Не хватало и еще присоединить к себе оборонные предприятия! А что, у "Ак Барс"а так хорошо идут дела в сельском хозяйстве? Боюсь, по сельскому хозяйству повторится история ВаМИНа. Сколько уже "проглотил" "АкБарс" холдинг, самостоятельно эффективно работающих предприятий. Укрупнение - это всегда высвобождение работников, сокращение рабочих мест. А если сокращаются рабочие места, то это начало конца!

  • Анонимно
    25.11.2016 20:12

    Почему все так хитро улыбаются

  • Анонимно
    25.11.2016 20:18

    Проясните -что значит войдет в частный холдинг ? За дарма что-ли ?

  • Анонимно
    25.11.2016 20:18

    Не хватало и еще присоединить к себе оборонные предприятия! А что, у "Ак Барс"а так хорошо идут дела в сельском хозяйстве? Боюсь, по сельскому хозяйству повторится история ВаМИНа. Сколько уже "проглотил" "АкБарс" холдинг, самостоятельно эффективно работающих предприятий. Укрупнение - это всегда высвобождение работников, сокращение рабочих мест. А если сокращаются рабочие места, то это начало конца!

    • Анонимно
      25.11.2016 23:07

      Завод Горького - одно из немногих прибыльных предприятий АБХ, который кормит все остальные предприятия Холдинга, в т.ч. "фермеров"!

      • Анонимно
        27.11.2016 09:44

        Завод Горького очень "эффективно" получил до 2014 году кредит в валюте у Альфа-Банка, в итоге из-за обесценения рубля осенью 2014г. им пришлось в рублях возвращать в два раза больше средств (по кредиту). Вот и "умное руководство" завода Горького (под умелым управлением Ак Барс Холдинга). Такими темпами и завод Горького загонят в долги.

  • Анонимно
    25.11.2016 20:41

    Внимательно читайте институток бюро передали что здесь непонятно. Это гараж обычный.

  • спокойрый
    25.11.2016 20:53

    ну когда на серьезные корабли не хватает силы делают то что называется на безрыбье и рак рыба это я имею ввиду не завод горького а всю страну она может только гордо нести флаг

  • Анонимно
    25.11.2016 20:55

    Пусть строят корабли.. Только отберите у того холдинга Сельское хозяйство. Предлагаю для холдинга выгодное предложение. Раздробите все ваши агрофирмы как колхозы которые раньше были по 3000 га и распродайте. Деньги вложите в кораблестроение. От этого выиграют все! Поверьте все!!! Не ваше это Сельское хозяйство

  • Анонимно
    25.11.2016 21:27

    Диванные эксперты-комментаторы, вы почти ничего не знаете, ни про отечественный флот, ни про историю судостроения Зеленодольска!

  • Анонимно
    25.11.2016 21:28

    Зря отдают ЗПКБ ак барсу...

  • Анонимно
    25.11.2016 22:21

    Логично было бы наоборот завод Москве передать.

    • Анонимно
      25.11.2016 23:15


      Уже отдавали московским завод.
      За год все эти братки чуть ли не поломали.
      В центре завода поставили пункт приемки металлолома, которую возглавлял сын тогдашнего московского ген директора.
      Людей увольняли пачками.
      Все шло к катастрофе и потере векового предприятия Татарстана.
      Только вмешательство Шаймиева и его авторитет смогли спасти для России, Татарстана это уникальное предприятие.
      Помню какой вой подняли подобные вам "решальщики " и "передавальщики, крича что недемократично, как-то нелеберальнинько поступили с новыми "хозяевами".
      Так, что не мутите воду и не пускайте по ложному следу.


      Казак Поволжья

    • Анонимно
      26.11.2016 11:15

      У Москвы ОСК есть. Пусть ей руководит.

  • Анонимно
    25.11.2016 23:29

    туполевская история наоборот? Конструкторы должны быть независимы - такова практика, - кто придумал разрушение коллектива?

  • Анонимно
    26.11.2016 05:31

    Странно про Казанский авиазавод ни слова, зам.министра тоже там был, значит дела действительно у них плохие.....!

  • Анонимно
    26.11.2016 06:40

    Передача ЗКПБ- большая ошибка! Это конструкторов лишают права голоса и всегда будут подминать под "сложности производства". Примеров море: КАЗ, КАМАЗ и по.

  • Анонимно
    26.11.2016 08:31

    ак барс холдинг еле на плову за счет дотаций

    • Анонимно
      26.11.2016 11:18

      Зачем скромничать? Все государство у нас еле на плаву за счет дотаций нефтегаза.

  • Анонимно
    27.11.2016 07:31

    Бюро передают в Республику Татарстан ! Для того что бы сохранить кака Бюро , на сегодня ОСК его не загружает и лучщие какдры уезжают в Питерские Бюро !

    • Анонимно
      27.11.2016 22:11

      1. Егорову Минниханов как то давал разнос за то, что тот вроде должен был знать и, следовательно, уметь делать;
      2. разговорами снаружи так и закончилось, а что было и было ли внутри история умалчивает;
      3. на эту тему есть пословица;
      4. вопрос решиться окончательно, когда .... руками, когда будет ..., если будет, тогда и узнаем, уберут последнего конкурента, сделав безработными ...работников ...завода Горького, самое главное для дела, будет уничтожена структура;
      5. есть русская пословица "Не зная броду, не суйся в воду";
      6. тут совершенно правильно привели пример с туполевым и КАПО, но это надо быть профессионалом, чтобы понять суть, ну а если и со свёклой не можем решить вопрос, то всё ясно;
      7.причём свёкла?
      8. только для БО (в виде исключения) - а флотский борщ, как Вы сварите без свёклы?
      9. очень и очень многие хорошие, старательные, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ руководители, я в этом не сомневаюсь, но потом почему то появляются Лаврентии Павловичи...;
      10. мне вот этого НЕ НАДО, по довольно простой и ясной причине - я в то время начинал жить и видел как возят зеков, а а вот зачем им это надо, мне не понятно, да ещё нас в эту свалку втягивать;
      11. пояснение к п.10 - как поездка на КАПО, о которой писали, состоялась? Где информацию можно прочитать?
      12. кстати а кто ни будь из .... задумывался, почему конвой заставлял зэков сидеть на корточках?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль