Культура 
4.12.2016

Диана Сафарова: «У нас в Казани какая-то совершенно уникальная ситуация»

Независимые театры России хотят объединяться

Руководители фонда «Живой город» Диана Сафарова и Инна Яркова в ноябре побывали в московском «Гоголь-центре», где представили творческую лабораторию «Угол» на первом форуме независимых театров. Об «оголтелых», работающих на энтузиазме активистах, проблемах независимых театральных институций и особом положении в этом вопросе Татарстана и ее столицы они рассказывают в своем материале для «БИЗНЕС Online».

Диана Сафарова Диана Сафарова

«НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ СТАНОВЯТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИЕЙ»

В ноябре мы презентовали творческую лабораторию «Угол» в Москве на первом форуме независимых театров, инициировали его художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и театральный критик Павел Руднев, они же разработали программу форума. Идея состояла в том, чтобы собрать все независимые театры страны: обменяться опытом, поделиться проблемами, да и как минимум узнать о существовании друг друга. За свой счет приехало более 30 частных театров, презентацией которых и открылся форум: театры-участники рассказывали о себе в свободном формате в течение пяти минут. Основной вывод: независимые театры действительно становятся самостоятельной институцией, которую можно и нужно рассматривать наряду с традиционным репертуарным театром. Она существует независимо и является мощным энергетическим местом силы. При этом независимые театры в большинстве своем сидят без денег — это оголтелые люди, которые за идею готовы жить. Большим открытием было узнать про театры, которые существуют по 10, 20 и даже 35 лет без какой-либо поддержки, живут и выживают на энтузиазме. Среди них, кстати, немало номинантов и лауреатов «Золотой маски».

После презентации состоялся мастер-класс в формате диалога: Кирилл Серебренников и Мариус Ивашкявичус говорили о свободе в театре и ее обратной стороне — цензуре. Логично возникали вопросы о границах цензуры и что с ними делать, как не поддаваться страху быть в любой момент пресеченным.

Инна Яркова Инна Яркова

«УГОЛ» ОКАЗАЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ НЕЗАВИСИМОЙ ПЛОЩАДКИ, КОТОРОЙ ПОМОГАЕТ ГОСУДАРСТВО«

Круглый стол, посвященный теме выживания частных театров, показал, что самая острая проблема— отсутствие не только финансовой поддержки, но вообще полное игнорирование со стороны властей. Почему государство занимает такую позицию, совершенно непонятно, ведь иногда бывает достаточно информационной поддержки или предоставления площадки — об этом говорило большинство участников.

И на этом фоне, конечно, абсолютно очевидно стало, что у нас в Казани какая-то совершенно уникальная ситуация. Оказывается, наличие здоровой коммуникации между местными органами власти и молодежными культурными институциями, высокий кредит доверия, которые есть у нас, многим частным театрам в России вообще недоступны. «Угол» оказался единственным примером независимой площадки, которой активно помогает и муниципальная власть, и министерство культуры республики.

Были примеры, где есть частные спонсоры. Скажем, в Ростове-на-Дону есть прекрасный театр «18+», там Герман Греков, Юра Муравицкий, и у них есть частный спонсор. Это тоже достаточно уникальная ситуация. Они существуют 60 на 40, то есть 40% зарабатывают сами, а 60% дает спонсор. И у них, конечно, очень сильные программы, они могут позволить себе приглашать режиссеров и работать с современной драматургией. Но в условиях финансового кризиса эта история в любой момент может закончиться.

«МЫ ВСЕ, В ПРИНЦИПЕ, ПРО ОДНО СУЩЕСТВУЕМ»

Успешными кейсами делились на своих мастер-классах арт-директор центра им. Мейерхольда Елена Ковальская, директор частного «Театра.doc» Елена Гремина, режиссер и руководитель собственного театра Николай Коляда. В формате беседы участники также делились друг с другом опытом и инструментами. У каждого своя специфика, связанная с тем городом, где он находится. К примеру, механизм работы со зрителями: где-то свободные входы, где-то добровольный взнос от зрителей, где-то билеты.

Интересно, что везде по-разному работает реклама. Был театр, который рекламирует свои спектакли только расклейками по округе. И это работает. Сложно представить эту ситуацию в наших реалиях. Но вот что стало очевидно: когда ты находишься у себя дома, то только здесь ты такой уникальный. На самом деле механизм работы схож везде: это читки, лекции, кинопоказы помимо основного репертуара. Мы все, в принципе, про одно существуем. Даже с точки зрения репертуара — почти везде современная драматургия, множество социальных проектов.

Нам приятно отметить, что среди всех участников только пяти театрам была предоставлена возможность показать свои спектакли, и мы попали в их число. «Угол» показал «В розовом» Регины Саттаровой, уфимский «The Театр» — спектакль «Бежать» (который через несколько дней после форума был показан в «Углу»), также свои спектакли показали частные театры из Краснодара, Ижевска и Иркутска. Наш спектакль прошел хорошо и совсем по-другому сработал, нежели в открытом пространстве. Зачастую на фестивалях возникает ощущение, что зритель очень избранный и с завышенными ожиданиями.

На форуме же каждый понимает, насколько тяжело дается рождение каждого спектакля в рамках тех ограничений, которые присутствуют на независимых площадках. Все хотят обмениваться своим мнением, что-то вместе придумывать. Так что назревает объективная необходимость создать какое-то комьюнити, потому что коллективы настолько заряжены, хочется обмениваться опытом и друг к другу ездить, где-то встречаться, чтобы у каждого коллектива была возможность показать свой спектакль. С этой точки зрения у форума очень позитивное начинание. Важен сам факт интереса со стороны Павла Руднева, «Гоголь-центра». Появилось некое место силы, где мы можем выстраивать коммуникацию друг с другом, и это здорово.

Диана Сафарова, Инна Яркова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.12.2016 16:42

Статью не дочитала ,но основная мысль ясна. Вот сижу и думаю -вроде у нас и театров полно и зависимых и независимых и фильмы снимают и актеры талантливые вроде есть ,но почему почти все зрители смотрят в основном иностранные сериалы, фильмы,а также слушают зарубежную музыку и я в том числе.

  • Анонимно
    4.12.2016 10:22

    Девчонки заняты хорошим важным делом. Сейчас очень важно поддержать современную творческую молодежь.

  • Анонимно
    4.12.2016 11:30

    Диана Асгатовна , молодец! Так держать. Интересно знать какие постановки наших казанских режиссеров предпочитаете?!)

  • Анонимно
    4.12.2016 12:30

    а не слабо замахнуться на следствие ведут знатоки?

  • orel1951
    4.12.2016 12:47

    Молодцы вы кызлар. Как нибудь возьму свою женушку и приедем в Казань на ваши мероприятия. Думаю одной пенсии нам хватит. У уважениям Шаукат бабагыз и Дания апагыз. Дубъяз авылы .

  • Анонимно
    4.12.2016 13:52

    Команда конечно вывела город на другой уровень в плане театров

  • А почему спектакли Уфы, Краснодара, Ижевска, Иркутска проходили в " Малом зале", а Казань - только фойе 1 этажа? Это прикол что ли такой? Почему такая дискриминация?

    • Анонимно
      4.12.2016 14:47

      Спектакль рассчитан а открытое пространство, не на зал

  • Хочется верить, что скоро в России появятся продюсеры искусства, карьера которых не будет связана только с возможностью и талантом осваивать деньги. Верю, что эта карьера , в будущем, будет связана только с доведением этих взятых средств до результата, то есть до окупаемости продукта и прибыли от него! Увы! Пока в сфере продьюсерства, в силу отсутствия профессиналов , имеет место произвол и вакханалия в составлении смет по расходам. Продюсерство пока упростилось до уровня освоения финансов, но не до получения результата, прибыли и др. Для начала, необходимо ужесточить уровень финансовой ответственности продюсеров, как на Западе! Пока наши ведущие продюсеры рождаются из структур, которые сами выдают им эти средства. То есть дают сами себе! В этих условиях ответственности быть не может! Эта ответственность приведет к тому, что продюсер будет уже иначе работать!

  • В частности, если взять важнейшее из искусств ... кино. Большинство московских ведущих кинопродюсеров аффилировано к центральным телеканалам, которые обязательно купят их кинопродукт. Например, Пиманов всегда сможет продать свой продукт Эрнсту! Институт самобытных и самодостаточных кинопродюсеров в России пока отсутствует! У нас совершенно не развита система универсальных экспертных оценок кинопроектов, с точки зрения их продюсирования! Поэтому чиновникам-дилетантам из Минкульта РФ и РТ дурят голову различные проходимцы от кино! А этим чиновникам что остается делать? Только изолироваться от всяких непрофессионалов и не выделять средства на развитие кино! Или выделять тем, которые как-то зарекомендовали себя! А как же тогда возникнет Новое! ? Нужна подготовка кадров в сфере продюсирования киноискусства . И она ведется в КГИК. Но, увы, до сих пор, нет преподавателей-профессионалов, которые пришли из этой сферы!
    С уважением, заслуженный работник культуры РТ Рамиль Гарифуллин

  • Анонимно
    4.12.2016 16:42

    Статью не дочитала ,но основная мысль ясна. Вот сижу и думаю -вроде у нас и театров полно и зависимых и независимых и фильмы снимают и актеры талантливые вроде есть ,но почему почти все зрители смотрят в основном иностранные сериалы, фильмы,а также слушают зарубежную музыку и я в том числе.

    • Анонимно
      4.12.2016 18:42

      Да потому что там не просто задействованы более талантливые люди, а еще и профессионалы своего дела.

  • Анонимно
    4.12.2016 19:54

    все боятся, театры колбасит(.

  • Анонимно
    4.12.2016 20:01

    совершенно не интересно - интересно про Голливуд... там 1500 полных фильмов год - и еще все там работают - такой муравейник... и всегда!

  • Анонимно
    4.12.2016 21:56

    Диана молодец!! Так держать!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль