Машиностроение 
7.12.2016

Рустам Минниханов: «Вузы живут своей жизнью, минобр – своей, а предприятия – в реальности»

Как москвичи хвалили Татарстан за 3D-печать, а Борис Тихомиров наставлял, как строить так, чтобы не получить «космодром Восточный»

Урожай дифирамбов за инновационность собрали сегодня татарстанские предприятия от федеральных промышленных светил. Особо отметили КМПО, ОКБ им. Симонова, МВЕН и «КАИ-Лазер». В контексте этих разговоров один из экспертов «БИЗНЕС Online» порекомендовал крепко задуматься над тем, нужна ли России в некоторых отраслях система тендеров, дескать, «пришло время переосмысливания всей этой мути, которая в 90-е годы была написана».

... Модерировал выступления помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов (справа). Возможно, этот факт должен подчеркнуть то внимание, которое уделяет авиапрому правительство
Фото: president.tatarstan.ru

КАК НИ ОБСУЖДАЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

Общую картину происходящего в машиностроительной отрасли попытались набросать сегодня крупными мазками в Казани, где прошел координационный совет профильных татарстанских предприятий. На мероприятие собрался почти весь местный машиностроительный генералитет. Модерировал выступления бывший министр промышленности и торговли РТ, а ныне помощник президента республики по авиакомплексу Равиль Зарипов. Возможно, этот факт должен подчеркнуть то внимание, которое уделяет авиапрому правительство Татарстана.

И первым выступающим был «авиапромовец» — гендиректор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) Евгений Каблов. Он подвел промежуточные итоги некоторых татарстанско-виамовских проектов: «Я бы отметил колоссальный успех ученых Татарстана в создании производства поликарбоната. На „Казаньоргсинтезе“ удалось поставить выпуск гранулированного поликарбоната, при этом технология, которую удалось приобрести в Японии, экологически чистая». Он уточнил, что из доработанного ВИАМом поликарбоната делаются суперпрочные фонари для самолетов... Радует Каблова и «Алабуга-Композит». Он заверил, что выпускающееся там углеродное волокно ничем не уступает американским аналогам. По его словам, качество материала дает России возможность полностью ликвидировать зависимость от аналогичной импортной продукции... Академик отметил сотрудничество по композитным конструкциям с ООО «Фирма «МВЕН», а также работу КМПО по аддитивным технологиям, которые в просторечии именуют 3D-печатью. По словам Каблова, ОАО «ОКБ им. Симонова» представило двигатель, который полностью сделан с помощью послойного синтеза. «В ближайшее время покажем более мощный двигатель, который реально будет делать КБ совместно с ВИАМом», — пообещал спикер. Кроме того, глава Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов отметил «колоссальный объем работы», проводимой «КАИ-Лазером», по освоению технологий лазерной сварки.

Директор учебного центра двигателестроительного АО «Климов» (Санкт-Петербург) Людмила Ильина коротко сообщила о новых принципах подготовки авиастроительных кадров. «Очень понравилось выступление Людмилы Николаевны, — позже подчеркнул президент РТ Рустам Минниханов, — потому что это самая серьезная задача. Сколько мы ни обсуждали, как сделать, чтобы образовательный процесс соответствовал требованиям производителей, то, что сегодня есть, к сожалению... Вузы живут своей жизнью, минобр — своей, а предприятия живут в реальности. Нам важно посмотреть, как вы работаете».

Президент российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» Георгий Самодуров указал на позитивные изменения в отрасли, например приход крупных стратегических инвесторов. Тем не менее, по его словам, парк металлообрабатывающего оборудования износился на 70 - 75%, комплексов, которые эксплуатируются менее 5 лет, всего 4,5%.

...
Фото: president.tatarstan.ru

«ЭТО ГЛУПОСТЬ! РАЗВОД НА ДЕНЬГИ!»

Жаль, что не было заявленного выступления генерального директора Федерального ядерного центра Валентина Костюкова. Тема его доклада звучала многообещающе: «От лидерства ядерных оружейных технологий к лидерству в инновациях». Может быть, пока рассказывать не о чем?

Зато содержательным оказался доклад о 5D-проектировании гендиректора АО «Казанский ГипроНИИавиапром» Бориса Тихомирова. «Борис Иванович интересные вещи всегда рассказывает», — оценил услышанное Минниханов.

Борис Тихомиров (слева)Фото: Ирина Ерохина

Позже в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Тихомиров раскрыл суть предложений своего института более «приземленно»: «В чем суть 5D-проектирования? Это внедрение в информационную модель какого-либо сооружения графиков и объемов проектирования и строительства. Ведь традиционно нарисованный график и не исполняется, и отчетности никакой нет (самое трудное — со стройки каждый день собирать информацию). А мы заложили в процесс „автомат“, который учитывает любое изменение (например, оборудование поступило невовремя) и оптимальное решение, как его учесть, находит. Должно быть как у роботизированных станков: человека нет, все крутится само, а счетчик показывает то, что сделано. А где человек, особенно где стройка, вообще ничего не контролируется. Есть смета, она не адаптирована к реальной жизни, и в итоге космодром Восточный получается... При этом новая культура проектирования — самое малое. Главное — управление всем процессом: от проектирования до смонтированного оборудования. В Татарстане так пока не работают, но в России кое-где делаются попытки. Трудность в том, что строителей на это надо натаскивать. В советское время предприятия обслуживались своими стройтрестами. Что это давало? Хотя бы возможность адаптировать проект под подрядчика. Это существенно! Сейчас этого нет. Зато есть ненужные тендеры! В нашей стране они не нужны совершенно, это глупость, развод на деньги! Если знаешь заранее, кто подрядчик, под него можно проектировать и управление процессом стройки обеспечивать, тогда в итоге дешевле будет. А сейчас мучаются, вышибают на тендере удешевление на 0,1 процента, зато в итоге проигрывают в реальной ситуации. Сейчас пришло время переосмысливания всей этой мути, которая в 90-е годы была написана, — списали, может быть, с цэрэушных программ (скорее всего, так и есть)».

...
Фото: president.tatarstan.ru

К слову, на выставке «Машиностроение. Металлообработка. Казань», которая проходит в Казани уже в 16-й раз, было немало иностранцев. «Как мне сказал министр промышленности, в этом году участников из-за рубежа в два раза больше», — заметил на открытии Минниханов. Его слова подтверждали и гости на сцене, среди которых были первый замминистра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский и генеральный директор агентства экономического развития дружной с Татарстаном федеральной земли Тюрингия Андреас Край. Свидерский подчеркнул «крепкие, исторически проверенные производственные контакты» с РТ в станко-, автомобиле- и тракторостроении. Край тоже заявил о желании сотрудничать с Татарстаном. На выставке было представлено аж 10 предприятий из Тюрингии. И в целом чужеземцев было немало. А чешский «Югострой» даже заключил соглашение с челнинской компанией «ОКА», которая занимается производством автокомпанентов и механической обработкой деталей. Так что некоторые плоды многочисленных иностранных вояжей президента проступили довольно зримо.

ПОЧЕМУ SAMSUNG ВПЕРЕДИ ВСЕХ

Эксперты «БИЗНЕС Online» высоко оценили услышанное на координационном совете и сам факт его проведения.

Александр Лаврентьев — президент ассоциации предприятий и промышленников РТ:

— Сегодня петербуржцы рассказывали очень интересные вещи. Питерский политех ушел далеко, и руководителям наших промышленных предприятий это очень интересно. Сейчас договариваемся, что петербургские коллеги к нам приедут и мы обсудим, как использовать наработанный ими потенциал... В стране многое делается, а мы этого не видим, все словно живут своей жизнью. Между тем то, что у одного не получается, у другого прекрасно идет... Сейчас на уровне президента готовится совещание по конкурентоспособности наших предприятий, а это прежде всего наличие инноваций, патентов. Но, посмотрите, частная корейская фирма Samsung регистрирует в стране своих патентов больше, чем Роспатент — российских изобретателей. И потом, кого регистрирует Роспатент? В основном это не госконцерны, где наука должна на первом месте идти, а университеты, частные лица. Поэтому все кладется на полку — нет связи с промышленностью. Данный процесс и собираемся сдвинуть с мертвой точки.

Виталий Волков — генеральный директор ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»:

— Мы немножко в стороне от своих коллег находимся, но ориентироваться на кого-то всегда приходится. Могу назвать несколько интересных нам предприятий. Интересных не потому, что мы с ними напрямую работаем, а потому, что важно посмотреть, как они работают, как выстраивают технологические процессы. Могу назвать ГИПО и КВЗ, который, казалось бы, на пустом месте создал новую продукцию — «Ансат», это очень достойно... Интересен был доклад представителя «Климова». Мы тоже сегодня каждого человека выцарапываем.

Адиль Ширинов — первый вице-президент и исполнительный директор СП Ford-Sollers:

— Очень важное мероприятие. Не для галочки — точно. Услышал фундаментально важное. Госпожа Ильина рассказала об образовании. Мы много говорим об этом, а нужно именно с 8-го класса ребят вести, потом — профобразование, которое мы совершенно упустили, дальше — в конструктора, которых надо учить 7 - 10 лет с практическим опытом... Очень интересен был доклад петербуржцев. Мы зачастую не видим и не слышим, что делается в области передовых технологий. Когда начинают рассказывать, что в России качественно собирают машины, мне становится смешно: не хватало России еще гордиться тем, что мы качественно умеем собирать машины. Мы должны говорить о том, что мы здесь создаем с точки зрения новых концепций. Те же композиционные материалы — это реально будущее. Надо данную базу делать фундаментальной. Поэтому такие координационные советы крайне важны.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.12.2016 18:17

Ещё бы про аграрные вузы поговорить! Как тяжело учить уму разуму студентов за 13 тыс рублей! Ещё обиднее, что они потом на тяжелой работе столько же получают!!!

  • Анонимно
    7.12.2016 17:19

    ИНТЕРЕСНЫй МАТЕРИАЛ КОРРЕСОНДЕНТОВ БО.Главное, что жив казанскский авиапромпром, переживший тяжелые времеа, мутных и смутных 90 гг. Сохранил ли свои позиции Каи?@

    • Анонимно
      7.12.2016 20:29

      Идут годы, а КАИ-Лазер все осваивает и осваивает технологию лазерной сварки.

    • Анонимно
      8.12.2016 08:02

      Кто там, что там пережил, очнитесь уже

    • Анонимно
      8.12.2016 12:05

      ЖИВ авапром????????? КАЗАНСКИЙ он и в россии то умираеит а в казани давно умер и правильно нефиг плохие самолеты выпускать тока впропагнаде он жив и вашем воображении НЕТ ЕГО УЖЕ В КАЗАНИ

  • Анонимно
    7.12.2016 17:34

    Как строить,чтобы не получить "космодром Восточный"? Просто- НЕ ВОРОВАТЬ!

    • Анонимно
      7.12.2016 20:33

      5-Д уровень - это случай на КАПо - когда с повинной пришли - а убытка и нету... просто сказка - контроль времени и событий по проекту - была бы еще квалификация для графика.... компьютер все уровняет конечно, но пока - облака!

      • Анонимно
        7.12.2016 21:26

        кто с повинной куда пришел? какая квалификация для графика? ))

        • Анонимно
          8.12.2016 10:43

          1. а вы, что сетевой в 3д выдадите?
          2. то есть программу сварганите для воссоздания ТУ 160?
          3. у Вас значить такая квалификация?
          4. знание и самолётостроения и програмирования и это, где согласно закону о моб готовности кондуктора валяются в пыли?
          завидую я вашему нацальнику или Вы сам такой ..ну в общем нацальник?

  • Анонимно
    7.12.2016 17:35

    Хлеб есть, масло есть. А хлеба с маслом нет, ТЕНДЕР мешает!

  • Анонимно
    7.12.2016 17:51

    Хвалят, хвалят, а в цифрах: сколько заработано, уплачено налогов? Нуль целых, нуль десятых....

  • Анонимно
    7.12.2016 18:17

    Ещё бы про аграрные вузы поговорить! Как тяжело учить уму разуму студентов за 13 тыс рублей! Ещё обиднее, что они потом на тяжелой работе столько же получают!!!

    • Анонимно
      8.12.2016 08:47

      А зачем нам аграрные вузы??? Мы НИКОГДА не были аграрной республикой. У нас все колхозы и совхозы развалены. Нам на всю республику 3 человека аграриев нужно, чтобы создавать видимость существования отрасли.

      • Анонимно
        8.12.2016 10:56

        Да вы что? Вы святым духом питаетесь? Или санкционку тащите из заграницы????

      • Анонимно
        8.12.2016 12:18

        Поднимитесь с дивана на 20-30 км от города. Сразу все станет ясно. Люди работают, что прокормиться самим и кормить городских бездельников.

        • Анонимно
          8.12.2016 22:05

          Татарстан был и остаётся истинно сельскохозяйственной республикой. У нас много производителей с.х., и им нужны специалисты.

  • Анонимно
    7.12.2016 18:42

    Космодром Восточный строится без проведения тендера.
    И Саяно- Сушенская ГЭС ( если помните эту аварию) ремонтировалась без тендера. И так далее, и так далее, и так далее....
    Правильно пишут- тендеры не нужны тем, кто заранее знает, что ему и так дадут заказ

  • Анонимно
    7.12.2016 19:09

    А бывает по другому?

  • Анонимно
    7.12.2016 19:19

    А говорили про "КАИ-Лазер", что ничего хорошего. Молодцы ребята!

  • Анонимно
    7.12.2016 22:38

    виталий волков действительно в стороне от информации - ГИПО на бюджете сидит - как только подпитка из федерального центра кончится сразу и зарплаты срежутся и люди разбегутся , никаких инноваций нет - все со времен застоя , только чуть прилизано и чуть пропиарено.

  • Rinat_16rus
    7.12.2016 22:39

    Тендеры действительно в определенных случаях мешают, чаще всего они не мешают только мухлевать. Тендер - это базар - у кого дешевле, у того и куплю. Кто из заказчиков реально прописывает в техническом задании, что ему нужно, и может ли он это прописать, может ли он предвидеть характеристики изделия через 3 - 5 лет, да еще во взаимосвязи, да еще понять, будет ли нужная элементная база, и какая нужна оснастка и как нужно будет подготовить производство. Это все сфера промышленного инжиниринга, который, к сожалению, в достаточно зачаточном состоянии. Инжиниринг ведь не в ВУЗах живет и в технопарках, где мальчики в белых халатах электронные шпаги придумывают и программки для андроидов пишут. Раньше он в отраслевых НИИ жил, а где они сейчас? Много ли осталось таких китов, как ВИАМ?
    А тендеры - возьмите любой тендер на модернизацию производства и почитайте типовой контракт. Не знаю, с чьей легкой руки, но это обычный контракт на покупку. Заказчик платит (и обычно больше ничего не должен), исполнитель поставляет... и далее по тексту. Там даже встречных обязательств Заказчика нет (типа, подготовить площадку под монтаж). А когда сравниваешь его с типовым, обычным EPC или EPCM контрактом, который раз в 5 толще и в котором прописано все - что когда кто делает и что ему за это будет - совсем грустно становится. Так что, да, тендеры нужны при закупке авторучек и молотков, но в реальной жизни заказчик обычно прекрасно знает, кто сможет спроектировать, построить, закупить и скомплектовать нужное ему оборудование и разработать нужные ТД и КД, а кто не сможет. И начинается борьба заказчика с самим собой, проверяющими органами и компаниями "Рога и копыта Инкорпорейтед". Тому, кто захочет украсть - ему ведь никакой тендер не помешает и никакое количество контролеров. А вот тому, кто действительно хочет дело сделать... А 5D проектирование - это да, пока космос, мечта. Когда строился "Буран", заранее не было известно количество теплозащитных пластин на нем - он как-бы рос вместе с ними, он "вырастал" и по ходу менялся. А сейчас попробуйте в КД написать - "ну не знаю, сколько их будет, сколько нужно..."

    • Random
      8.12.2016 09:18

      Да, российские контракты, это просто рефераты по сравнению с настоящими Контрактами, где прописаны все обязательства...
      а у наших, основная часть (тело контракта), это Форс-мажорные обстоятельства!)))

    • Анонимно
      8.12.2016 19:54

      полностью с вами согласен. У нас тендер проводится для галочки. Представляете, казанское оборонное авиа предприятие делает проект нового цеха не у Гипронииавиапром, а у конторы Рельсстроймаш из Владивостока. И что из этого выйдет? Поэтому тендер-лишняя головная боль руководства, как сделать так, чтобы выиграли "наши"...

  • Анонимно
    8.12.2016 09:23

    Молодец Борис Иванович Тихомиров очень все правильно сказал ! Мы тоже в этой " кухне " варимся и его помыслы лично мне импонируют .

  • Анонимно
    8.12.2016 09:37

    Отраслевые министерства необходимо ставить во главу образовательного процесса с необходимыми требованиями , предъявляемыми выпускникам. Прав президент, производство ждет специалистов, знающих отраслевые особенности, а вуз мучается, выполняя требования стандартов, придуманных в кабинетах Минобра РФ, составляя сотни отчетов различных мониторингов, преподаватели утонули во всяких бумагах, РПД ,ФОСах, ссылках в журналах,Задуматься и учить студентов, вникать в тонкости профессии, производственные особенности предприятий никогда, Вузы живут от проверки до проверки Рособрнадзора РФ, от аккредитации до аккредитации. Надзорным органом надо сделать отраслевые министерства республик, нужен специалист, соответствует он требованиям современного уровня развития техники, технологии, специальность аккредитуется, не нужен - закрывается. Все очень просто Вузы здесь не виноваты, они заложники необдуманных, так называемых реформ ( уничтожения) образования

    • Анонимно
      8.12.2016 12:06

      Все не так первое надо ВСЕ ОТРАСЛЕВЫЕ МИНИСТЕРСТВА РАЗОГНАТЬ! не нужны они

  • Анонимно
    8.12.2016 10:03

    Рустам Нургалиевич, поставьте уже эту тему на свой личный контроль!
    И тогда "неповороливая машина Минтруда и Минобра" заработает на благо нашей экономике.
    У нас в республике есть инициативные работодатели (Татнефть, Камаз, Форд -Соллерс, Вертолетный, ICL и другие), которые активно работают со студентами, рассказывают об этом на разных площадках, только поддержки ни от Минтруда, ни от Минобра нет.
    Процессы надо вокруг студентов выстраивать, они наш капитал, они обеспечивают рост экономики. Мы, производство, это понимаем и вкладываемся в студентов.
    А министерства только своими "бумажными" индикаторами мыслят, им нет дела до реального трудоустройства студентов, созданию условий по их удержанию в Республике...

    • Анонимно
      8.12.2016 11:06

      Вы сначала поинтересуйтесь, сколько Вами указанные предприятия собираются платить. Думаю, то что Вы услышите Вас очень огорчит...

      • Анонимно
        8.12.2016 12:58

        Это смотря кто вопрос задает: начинающий студент или успешный (или не очень) специалист.
        И к чему он этот вопрос задает, что он ищет? места где можно трудиться, получать от работы удовольствие, зарабатывать, карьеру строить или место, где неважно что делать, но лишь бы много-много платили.
        Минниханов восхитился предложениями АО Климов по работе со студентами.
        А ведь у них нет ничего нового, что предлагают наши предприятия. Поэтому обидно за наших.

    • Анонимно
      8.12.2016 12:51

      Что может министерство? Заставить частника платить больше работникам? Не смешите

  • Анонимно
    8.12.2016 13:22

    В заголовке не мешало бы добавить - А минздрав - своей. Да своей жизнью живет каждый и нет им дела до здоровья детей. Доктор Комаровский молодец: в своей передаче постоянно подчеркивает бездушие современной системы образования, перегруженность детей домашними заданиями и равнодушное отношение к этому Минздрава. Правда, тут масштаб не республики (Что сделает Адель, если так по стране?) а всей России. Но факт остается фактом: здоровье детей при составлении учебных программ на последнем месте или вообще ни на каком месте. Геноцид детей - вот как я называю это, глядя на своего внука шестиклассника - перфекциониста: не ляжет спать, пока все не выучит, а в 6.30 вскакивает по будильнику и всё по новой...
    Или эта программа расчитана на нерадивых, или... сознательный вред будущему общества, в котором здорового человека найти будет трудно, а потому - процветайте аптеки, частные клиники!

  • Анонимно
    8.12.2016 22:50

    На 100% согласен, что ВУЗы утопают в бумажных делах! Один из экспертов Рособрнадзора признался, выражаясь: "Да, мы бы работали, но студенты мешают!" Эти никому не нужные ФГОСы, компетенции и их разложения по 60-65 дисциплинам, занимающих 150-200 страниц и постоянные изменения РПД и ФОС - это последняя стадия окончательного разрушения системы высшего образования! Вначале на бумажную волокиту и отчетность жаловались учителя, то сейчас это пришло к нам. В одном из ведущих аграрных ВУЗов и аккредитацию Рособрнадзор лишил. Потому что, им сверху дана команда: "Лишить ВУЗов, готовящих экономистов и менеджеров, юристов - аккредитации и лицензии!" А эксперты Рособрнадзора не вникая в суть дела, этим и занимаются. Но ради приличия, хотя бы им не мешало посмотреть, каова обеспеченность специалистами в соответствующих отраслях? "Авыл хужалыгы очен эзерлэнуче бухгалтер, экономист белэн, тозучелэр яки банклар очен эзерлэнуче экономист белэн бухгалтерлар арасында - жир белэн кук аермасы!" Хэсрэт Рособрнадзор экспертлары хотя бы шуны уйласыннра иде! Алайса тиресне зарарлы калдыкларга кертеп утыручы офис кортлары закон чыгарып утыралар!

  • Анонимно
    9.12.2016 15:32

    Задача государства создавать тяжелую промышленность, образованные и нужные кадры, дешевые деньги. Выпускник технических специальностей КАИ и КГУ смотрит на зарплату и возможное развитие. Зарплата на заводах низкая, и там засилье 50 - 60 летних специалистов.
    Таковы законы мирового капитализма. Важно сегодня пересматривать концепцию развития общества и делать ставку на раскрытие потенциала людей и справедливость, вместо разделения на богатых и бедных

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль