Нефть и нефтехимия 
9.12.2016

Чужая «родня»: «Нефтехим» не дал каучуковую скидку «Татнефти»?

Чистая прибыль «Нижнекамскшины» по итогам трех кварталов снизилась в 8 раз до 28 млн. рублей

Крупнейший производитель «легковых» шин в стране ПАО «Нижнекамскшина» вместе с авторынком переживает не лучшие времена. Подорожавший каучук увеличил долю сырья в себестоимости до 54%, а поднять среднюю зарплату на 3 тыс. рублей компании удалось лишь за счет сокращения штата на 480 человек. Впрочем, третий квартал компенсировал часть предыдущих потерь, прервав затянувшийся спад производства: в июле — сентябре НКШ увеличила выпуск «автообуви» на 300 тыс. штук.

ПРОИЗВЕЛИ МЕНЬШЕ...

В июле – сентябре ПАО «Нижнекамскшина», входящее в группу «Татнефть», смогло отыграть часть финансовых потерь прошлых месяцев. Тем не менее итоговый результат крупнейшего производителя шин в России остается кратно хуже прошлогоднего, свидетельствует его последний ежеквартальный отчет.

Впрочем, на сей раз начнем не с денег: учитывая растущие цены на автокомплектующие, более показателен для общей картины объем производства «Нижнекамскшины». Отсюда и будем плясать. В целом же по итогам 9 месяцев текущего года НКШ произвела 6359 тыс. шин — на 402 тыс. штук меньше показателя аналогичного периода прошлого года. Надо сказать, такая динамика сложилась из-за крайне неудачного первого квартала: в январе – марте завод выпустил 1755 тыс. шин — на 422 тыс. единиц меньше, чем годом ранее. Затем падение несколько замедлилось, во втором квартале спад составил 274 тыс. шин, а объем выпущенной продукции — 2173 тыс. единиц. И вот теперь, по итогам июля – сентября, завод наконец отчитался о частичной компенсации прежних потерь: в третьем квартале завод выпустил 2431 тыс. шин — на 293 тыс. штук больше аналогичного прошлогоднего показателя.

А ведь заметных поводов наращивать производство у нижнекамцев не было — тут не до жиру, удержаться бы на «заранее подготовленных позициях». Ранее львиная доля продукции НКШ прямым ходом отправлялась на автозаводы для первичной комплектации легковушек. Увы, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ, по данным ассоциации европейского бизнеса, за 9 месяцев текущего года просели на 14,4% до 1,02 млн. единиц. При этом собственное производство легковушек в стране, уже по данным Росстата, сократилось на 11,8% до 807 тыс. штук по итогам трех кварталов. Видимо, более существенного спада у себя «дочка» «Татнефти» смогла избежать за счет более-менее успешного продвижения своей «автообуви» в торговые сети. С учетом того, что свет в конце тоннеля для автодилеров никак не забрезжит, сбытовому звену НКШ придется усерднее бороться именно за розницу, будь то ретейлеры в моллах или специализированные интернет-магазины. Из местных производителей сказанное относится именно к «легковой» «Нижнекамскшине», поскольку ее коллеги по нефтехимическому комплексу «Татнефти» должны были получить некоторую рыночную поддержку, ведь производство автобусов за тот же период выросло на 9,4% до 28,2 тыс. штук, а грузовиков — на 7,5% до 94,2 тыс. единиц.

Итак, НКШ демонстрировала следующую динамику: почти минус 20% в первом квартале, минус 11% — во втором и плюс 14% — в третьем. Любопытно на этом фоне выглядят показатели всей шинной отрасли РФ. За первые три месяца отечественные заводы выпустили 6193,1 тыс. шин (минус 3,7%,) во втором квартале — 6843,5 тыс. штук (минус 8,1%), в июле – сентябре — 7500,5 тыс. штук (плюс 4%). Как видим, скачки производства на шинном флагмане «Татнефти» были выражены гораздо сильнее — и в падении, и при взлете, что немедленно отражалось на рыночной доле крупнейшего игрока: в первом квартале — 28,4% (годом ранее — 35,2%), во втором — 31,9% (35,9%), в третьем — 32,4% (28,5%).

...НО НА СЫРЬЕ ПОТРАТИЛИ БОЛЬШЕ

Теперь о главном — о деньгах. Несмотря на падение производства в натуральном выражении на 5,9% за три квартала, выручка НКШ снизилась только на 1,4% до 11 млрд. рублей (прибыль упала в 8 раз, но о причинах этого речь пойдет ниже). То есть определенным подспорьем стало упомянутое повышение цен.

Увы, последнего оказалось недостаточно для сохранения валовой прибыли в прежних объемах: она просела на 95 млн. до 809 млн. рублей. Дело в том, что основные издержки за те же 9 месяцев снизились на едва заметные 0,6%. Главный виновник — цены на сырье и материалы. И без того немалые эти расходы выросли на 1,3 п. п. и заняли 54% в структуре издержек. Хотелось бы сравнить цифры из отчета нижнекамцев с динамикой расходов основных конкурентов — компаний Amtel, Nokian Tyres или Cordiant, но это не представляется возможным из-за отсутствия у тех поквартальной отчетности.

Причины подорожания сырья объяснить несложно. Даже школьники знают, что основным сырьем для производства шин является каучук — натуральный или синтетический (впрочем, цены на них взаимосвязаны). Под занавес прошлого года биржевые цены на каучук достигли дна на отметке $0,56 за фунт, после чего начали расти. Нынешней осенью, по итогам сентября, котировки поднялись уже на 30% до $0,73 за фунт. Вместе с тем средняя цена на натуральный каучук за 9 месяцев текущего года ($0,71 за фунт) оказалась на $0,04 ниже прошлогодней. Вот только российским покупателям следует обязательно учитывать валютный фактор: средний курс доллара США в январе – сентябре вырос на 14,4% до 68,2 рубля за «зеленый» в годовом выражении. Таким образом, средняя рублевая цена каучука подросла на 8% до 48,4 рубля за фунт.

К слову, ближайшим производителем синтетического каучука применительно к «Нижнекамскшине» являются земляки из ПАО «Нижнекамскнефтехим», входящего в группу «ТАИФ». Напомним, что материнская компания шинников «Татнефть» в марте породнилась с НКНХ, купив у государства пакет комбината «25 процентов минус акция». Однако, похоже, Альберт Шигабутдинов не сделал скидку НКШ несмотря на новоявленное «родство» и прочие обстоятельства. Напомним, ценовая политика, завязанная на контракты в твердой валюте, позволила «заложнику международного ценообразования» ТАИФу по итогам 2015 года стать самой прибыльной группой компаний Татарстана с результатом 110 млрд. рублей. Да и один только НКНХ за 9 месяцев текущего года смог нарастить прибыль на 12,2% до 21,05 млрд. рублей, в том числе и на шинном сырье.

С другой стороны, Наиль Маганов в любом случае в проигрыше не остался: четверть дивидендов НКНХ причитается теперь «Татнефти». Также стоит отметить, что основным снабженцем шинников выступает ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» с долей поставок около 99%. Поэтому цены на сырье и материалы, поставляемые на завод, могут сознательно корректироваться самой группой для регулировки маржи у того или иного ее участника.

РАСХОДЫ НА ЗАРПЛАТУ ОПТИМИЗИРОВАЛИ, НО ПРИБЫЛЬ «ДОЕЛИ» НАКЛАДНЫЕ СТАТЬИ

Между тем фонд начисленной заработной платы на предприятии сократился на 74,8 млн. рублей, или 8%, до 844,5 млн. рублей по итогам трех кварталов. В то же время среднесписочная численность персонала снизилась на 479 человек, или 16%, до 2534 работников — и это минимальное значение за все время раскрытия информации. В итоге средняя начисленная зарплата выросла на 3,1 тыс. рублей, или 9%, до 37 тыс. рублей. Благодаря сокращению персонала увеличилась и производительность труда на 17% до 4,3 млн. рублей на человека в январе – сентябре 2016 года.

Несмотря на снижение объемов производства НКШ управленческие расходы (зарплата менеджеров и другого непроизводственного персонала, обслуживание административных зданий, аудиторские и юридические услуги и т. д.) выросли на 28 млн. рублей, или 6%, до 492 млн. рублей. Как следствие, операционная прибыль сократилась на 28% до 317 млн. рублей.

Сумма выплаченных предприятием процентов практически удвоилась до 73 млн. рублей. При этом объем заемных средств в январе-сентябре держался в диапазоне 3,16 - 3,42 млрд. рублей, что на 16% выше диапазона того же периода 2015 года. Однако вряд ли эту долговую нагрузку можно считать серьезным отягощением: главным кредитором НКШ является «Татнефть». Материнская компания в непростые времена не преминула подставить плечо своей «дочке»: предоставленная «Нижнекамскшине» помощь за год увеличилась на 600 млн. до 3,4 млрд. рублей.

Также ухудшился баланс прочих статей (курсовые разницы, реализация основных средств, судебные издержки, резервы, спонсорская помощь и т. д.). Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 83 млн. рублей до 176 млн. рублей. Таким образом, менеджменту НКШ за три квартала текущего года не удалось заметно оптимизировать важные затраты, за исключением оплаты труда.

Чистая прибыль шинного предприятия в итоге за 9 месяцев в годовом выражении сократилась в 7,8 раза до 28 млн. рублей. Но даже регулярная публикация слабых финансовых результатов в этом году не слишком пугает инвесторов: средняя цена акций НКШ в ноябре составила около 10,5 рублей за штуку, что соответствует средней цене годичной давности. Впрочем, в целом российский рынок за это время успел уйти вперед. Так, среднее значение биржевого индекса ММВБ выросло на 15%: с 1780 пунктов в ноябре 2015 года до 2040 пунктов в ноябре 2016 года.

Основные финансовые показатели ПАО «Нижнекамскшина», млн. рублей
Наименование показателя9 месяцев 2015-го9 месяцев 2016-гоАбсолютное изменение 2016-го к 2015-му, млн. рублейИзменение в %
Выручка1116611008-158-1.4
Себестоимость1026210199-63-0.6
Валовая прибыль904809-95-10.5
Управленческие расходы464492286
Операционная прибыль440317-123-28
Проценты к уплате38733592.1
Прочие доходы258176-82-31.8
Прочие расходы35135210.3
Чистая прибыль (убыток)21828-190-87.2

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.12.2016 09:14

Что характерно, автотранспорт, возящий менеджмент Татнефти, в шины Нижнекамскшины почему-то не обувают.

  • Анонимно
    9.12.2016 09:14

    Что характерно, автотранспорт, возящий менеджмент Татнефти, в шины Нижнекамскшины почему-то не обувают.

  • Анонимно
    9.12.2016 09:48

    Странная у них политика продаж. Выпускают непопулярные марки шин и силком навязывают своим дилерам.
    И никогда на рынке не слышал, чтобы продавцы рекомендовали Каму, всегда рекомендуют другие марки.

  • Анонимно
    9.12.2016 10:33

    БО, Вы не совсем корректные выводы делаете. НКШ - это лишь одно из предприятий нефтехимического комплекса. НКШ выпускает легковые шины. Помимо НКШ есть в этом комплексе ещё завод грузовых шин и завод ЦМК шин. Помимо этого в комплекс входят ещё ряд предприятий и заводов, обеспечивающих производство резиновой продукции. Всё управление комплексом осуществляет УК "Татнефть-Нефтехим", именно там сидит весь менеджмент (даже исполнительный директор числится в УК). Не правильно смотреть только результаты одного управляемого общества, необходимо рассматривать весь нефтехимический комплекс ГК "Татнефть".

    • Анонимно
      9.12.2016 11:17

      Статья об итогах Нижнекамскшины по стандартам РСБУ, все корректно. Выводы о состоянии всего шинного комплекса тут не делались, за исключением упоминания, что у нелегковых направлений дела могли идти лучше.

  • Анонимно
    9.12.2016 11:01

    а в колесах даром вообще в самом начале сезона камы не было !я думаю специально т .к они аффелированны с руководством ТД КАМА .выгодно продавать сначала импортные брэнды ! а потом и за каму взялись !
    заводу бы свои склады хранения построить ,а не арендовать !в татнефти столько пустующих площадей ,территорий а склады под шины арендуют !Вот и прибыли у них нет ,думаю если посмотреть у кого арендуют и с кем эти компании аффелированны там все понятно станет !
    но это как говорится уже другая история !
    и еще забыл сказать какая там может быть прибыль когда для сотрудников татнефти спец цены !розничным магазинам ею торговать не выгодно !
    вот потому ее и не берут !

  • Анонимно
    9.12.2016 12:50

    Прибыль в Татнефти.

  • Анонимно
    9.12.2016 14:36

    когда то я торговал шинами !но почти сразу отказался от камы так как на ней не заработаешь !в татарстане вообще на ней не реально заработать так как она там на каждом углу продается,даже на заправках Татнефть !
    Для бизнеса проигрышный вариант .да и для потребителя думаю не лучше !

  • Анонимно
    9.12.2016 15:02

    Бонус директору по итогам года составит 8% или больше?

  • Анонимно
    9.12.2016 15:42

    Шины низкого качества!!!

  • Анонимно
    9.12.2016 15:42

    Главное в шинах - это их продажи. И результат экономики НКШИ тоже взаимоувязан. Проанализируем систему продаж. К сожалению, тут прокол. Шины реализуются через ТД Кама с огромной отсрочкой (60-90-120 дней). Автошины в основном отгружаются через аффилированные структуры директора ТД Кама. Арендуют пустые склады не в Татнефти, а у своих же ООО " колеса даром". Директор ООО - сын директора ТД Кама. Сегодня- день противодействия коррупции. Вот она, в чистом виде. Странно что тем кому положено, это не докладывают Н.У. Маганову.

    • Анонимно
      9.12.2016 19:34

      И в чем тут коррупция?!

      • Анонимно
        10.12.2016 07:26

        В привилегированности (по сравнению с иными дилерами): в уровне скидок на дефицитные типоразмеры, безнаказанности за просроченную дебит задолженность, необоснованная временная отсрочка платежей, завышенная цена арендной платы за склады и много чего еще. Я не работник Торгового дома Кама, но имею с ними дело. Беспредел Багаутдиновых как и во всей России

  • Анонимно
    9.12.2016 16:25

    В этом году рискнул и купил зимние шины Viatti Brina Nordico производства Нижнекамскшины. Впечатления только положительные, тем более за такую смешную цену. Из колеи, которая сейчас есть во всех дворах Челнов, выезжают легко и непринужденно, в сугробах гребут, на льду их поведение прогнозируемо, не шумные... Отличные шины, короче. Не реклама.

  • Анонимно
    9.12.2016 17:50

    При старой команде что в ТД, а тем более на ЗМШ такого бардака и цифр настолько плачевных не было! Аюпов и команда знали свое дело на уровне!

  • Анонимно
    9.12.2016 17:56

    Отличная прибыль 218 млн. И у татнефти высокая прибыль.Мои родители при приватизации нижнекамскшины приобрели акции 60 процентной цене. Как скоро получат дивиденды?

  • Анонимно
    9.12.2016 18:00

    Если эта резина хуже некуда, то почему, либо Каму, либо Viatti, на многие заводские иномарки ставят?

  • Анонимно
    9.12.2016 21:20

    Если я правильно понял статью, то 1)выпустили шин меньше а денег получили за них столько же 2)затраты на сырьё примерно те же, но сырья купили меньше 3) сократили персонал, но управленческие расходы выросли... вроде как то так получается ......

  • Анонимно
    10.12.2016 10:13

    Вставлю свои пять копеек- к вопросу о коррупции в Торговом доме КАМА. Помимо шин, эксклюзивный дистрибьютор Нижнекамскшины - ТД КАМА реализует весь техуглерод, производимый АО Нижнекамсктехуглерод. Основной рынок сбыта - экспорт, основной покупатель (90% объёма) аффилированная с руководителем ТД КАМА Швейцарская компания. Хорошая подсказка компетентным органам.

    • Анонимно
      10.12.2016 11:47

      Это один покупатель на экспорте?

      • Анонимно
        11.12.2016 15:56

        Это основной покупатель на экспорте, более 90% экспорта уходит на эту Швейцарскую компанию. Один из дилеров в Восточной Европе решил купить техуглерод в ТД КАМА и ему сразу указали на эту Швейцарскую компанию. Факты на лицо!

  • Анонимно
    10.12.2016 10:54

    Видимо решили в Иной мир все "заработанные" деньги с собой забрать. То же самое относится и к иным руководителям УК Татнефть-Нефтехим (Вахитов, Сатдинов)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль