Общество 

«Бюджет РФ – режим затягивания поясов»

Российский парламент утвердил в третьем чтении проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов. Экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов анализирует его основные параметры и указывает, что в нем не просматривается позитивных перспектив, а это особенно тревожно в преддверии выборов президента РФ в 2018 году.

А вы их дустом не пробовали?

Фольклорное

Свежеизбранный парламент утвердил в третьем чтении проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов Свежеизбранный парламент утвердил в третьем чтении проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов Фото: duma.gov.ru

«ШТАТНО-ПРОТОКОЛЬНОЕ, НО ВСЕ ЖЕ КРАЙНЕ ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ»

На минувшей неделе произошло хоть и штатно-протокольное, но все же крайне важное событие в экономической жизни страны. Свежеизбранный (думаю, его еще можно так называть) парламент утвердил в третьем чтении проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов. Теперь этот документ ожидает президентской подписи, в получении которой сомнений практически нет. Соответственно, весьма интересно знать, с какими финансовыми условиями мы будем жить ближайшие если не три года, то уж год-то точно.

Так, доходы бюджета ожидаются на уровне 13,488 трлн. рублей, расходы — 16,241 триллиона. Дефицит бюджета, соответственно, будет 2,753 трлн. рублей, что составляет 3,2% ВВП. При этом бюджетное планирование исходит из того, что средняя цена барреля нефти марки Urals составит $40 (примерно соответствует $43 за баррель эталонного сорта Brent), инфляция снизится до 4%, а средняя стоимость доллара США составит в следующем году 67,5 рублей с плановым ростом до 68,7 рубля в 2018 году и 71,1 рубля в 2019 году. Для сравнения: бюджет нынешнего года предполагает доходы в размере 13,37 трлн. рублей, расходы в 16,40 трлн. рублей — с дефицитом, соответственно, в 3,03 трлн. рублей, или же 3,7% ВВП.

Надо сказать, что вопроса будущего бюджета я уже касался летом текущего года, когда пошла первая информация по этому документу. Так, тогда правительством было принято решение о фиксации бюджетных трат в 2017 - 2019 годах на уровне 15,78 трлн. рублей. Высказано оно изначально было министерством финансов, затем поддержано Дмитрием Медведевым в Якутске на встрече с местными сторонниками «Единой России», после чего поддержано правительством на заседании, прошедшем 7 июля. Данное решение было, понятно, предварительным (напомню, это был момент еще до парламентских выборов, на которых население высказало невиданное доверие «Единой России», позволившее этой партии получить в Госдуме конституционное большинство), более того, в текущем документе бюджетные расходы установлены выше этих предварительных — примерно на полтриллиона рублей. Несмотря на это повышение, видно, что его расходы падают относительно 2016 года, причем падение это идет в номинальном выражении, без учета инфляции.

Такого явления не случалось никогда — даже в те самые 90-е годы, наполненные, как известно, болью, мраком и ужасом. В то время могло быть так, что расходная часть бюджета проваливалась в силу высокой инфляции, она также могла снизиться в долларовом выражении, но номинального рублевого сокращения расходов не происходило. Понятно, все когда-либо случается в первый раз, возможно, эта картинка повторится и через год, но само это событие приводит к мысли, что было бы неплохо сравнить бюджеты разных лет, приведя их к общему знаменателю — современному рублю, с которым потом, если будет интерес, можно будет работать, переводя в американский доллар.

«СИТУАЦИЮ РЕЗКО ИЗМЕНИЛ ЭТОТ ГОД, КОГДА СТАЛО ПОНЯТНО, ЧТО ПРОСВЕТА В БУДУЩЕМ КАК-ТО НЕ ВИДНО»

Итак, что происходило с реальным бюджетом на протяжении последних лет?

Оказалось, что его сокращение в реальном выражении длится уже не один год. В 2011 году доходы/расходы бюджета составляли 17/16,4 трлн. рублей 2016 года, в 2012 году оба показателя выросли до 18,3/18,4 трлн. рублей соответственно, в 2013-м было 17,4/17,8 трлн. рублей, в 2014-м был достигнут локальный пик — 17,9/18,4 трлн. рублей, после чего начался резкий спад. Бюджет 2015 года имел 14,6/16,7 трлн. рублей доходов и расходов соответственно, нынешний бюджет — 13,4/16,4 трлн. рублей, в следующем году мы получим 12,9/15,5 трлн. рублей, в 2018 году (по проекту) — 12,8/14,7 трлн. рублей, а в 2019 году (если доживем) — 13/14 трлн. рублей доходов и расходов соответственно.

Видно, что 2014 год был последним относительно «сытым» годом (особенно если вспомнить куда более приятный курс рубля и, соответственно, доступность импортных товаров — и потребительских, и промежуточных, и инвестиционных). Власть весело тратила деньги на антикризисные программы, разнообразную социалку, поддерживала перевооружение ВС и сопутствующее этому повышение военных расходов, в том числе и зарплат военного сословия. Кроме того, шло масштабное финансирование «майских указов», о которых ныне, насколько я вижу, стараются упоминать поменьше, ибо 25 млн. высокооплачиваемых рабочих мест оказались недосягаемыми. Но увы и ах — известные события того времени на фоне сокращения цен на нефть внятно дали понять, что так дальше жить нельзя и что по одежке придется протягивать ножки, даже с учетом того, что в «сытые» годы в фондах правительства (резервный фонд и фонд национального благосостояния) были накоплены изрядные финансовые запасы.

Это, однако, произошло не сразу. Ситуацию резко изменил текущий год, когда стало понятно, что просвета в будущем как-то не видно. По его итогам бюджет недосчитается 2,6 трлн. нефтегазовых доходов, по сравнению с 2014 годом доля их в бюджете сократится до 36% (по сравнению с 50% двумя годами ранее — впрочем, здесь надо учитывать, что эти доходы имеют мощнейший мультипликативный эффект на всю экономику, их нельзя рассматривать линейно), а дефицит достигнет шестилетнего пика. Это все сопровождается тратами резервов — собственно, резервный фонд уже близок к исчерпанию и будет опустошен в середине следующего года, на смену ему придет ФНБ; здесь, кстати говоря, встает вопрос ликвидности инструментов, в которые размещены эти средства, насколько оперативно их можно изъять. Впрочем, это отдельная тема. Важно то, что доходы бюджета в 2017 году с поправкой на инфляцию будут на 28% меньше, чем в 2014 году, а расходы — на 15,7%, при том это не конец — страна находится аккурат посередине пятилетнего (по плану) цикла сжатия бюджетных доходов и расходов.

«НЕ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ ПОЗИТИВНЫХ ПЕРСПЕКТИВ...»

Структура расходов бюджета также соответствует режиму затягивания поясов. По сути, в наступающем году бюджет примерно на три четверти будет потрачен только на социальную поддержку (различные пособия, трансферты перманентно дефицитному пенсионному фонду и т. д.), военных и силовиков. Где-до рядом при этом притулятся здравоохранение (реальное финансирование стационарной медицинской помощи сократится в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом) и образование (к примеру, на дошкольное образование будет потрачено на 47% меньше денег), которые традиционно уступят в объемах тратам на национальную безопасность. Наконец, нельзя не отметить растущих трат на обслуживание государственного долга — выплаты процентов по нему. Конечно же, можно радоваться, что в процентах от ВВП он невелик — лишь около 16%, но Россия не США, не Германия и даже не Италия и вынуждена занимать под достаточно высокий процент, что прямо отражается на выплатах. Так, в прошлом году они составили 556 млрд. рублей, но к 2019 году достигнут 870 млрд. рублей.

При этом власть в вопросе займов вынуждена делать основную ставку на внутренний рынок капитала, а не на внешний, в нынешнем году объем внутреннего долга в общем госдолге составляет около двух третей, но вырастет до 75% через три года. Это, впрочем, пока планы — нет гарантий того, что займы удастся осуществить под желаемый процент, при этом выход на внешние рынки капитала в целом сейчас достаточно сложен. Отдельно также стоит отметить долю секретных (т. е. сложноконтролируемых) расходов в госбюджете, которая с 11% в 2012 году выросла до 21% сейчас. Впрочем, в последующих годах, по плану, она будет сокращаться.

В итоге видно, что курс на затягивание поясов продолжится, при этом, насколько можно судить, нет планов резко увеличивать фискальную нагрузку на граждан — видимо, хватает резко выросших трат на налог на недвижимость и постоянно растущих цифр в платежках за ЖКХ. Кроме того, входящие параметры бюджета, упомянутые в самом начале (стоимость барреля, курс и инфляция), являются, на мой взгляд, более-менее адекватными сложившейся ситуации... И это не может не радовать. Плохо, однако, то, что не просматривается позитивных перспектив: даже если оставить за скобками вопрос качества планирования, трехлетнее сжатие бюджета на фоне обещанной МЭР двадцатилетней стагнации, скажем так, никак не вдохновляет податной электорат. И это, в свою очередь, может отыграть на недальних уже выборах в марте 2018 года.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
ПанАлекс
11.12.2016 10:29

США, ЕС и Китай наращивают бюджетные расходы стимулируя спросза счет эмиссии. Так в США уже 50 млрд.долл. тратится на продовольственные карточки, на которые можно купить только продукты местного производства. В Китае стимулирование спроса путем повышения зарплат и выплат привело к 3-4 кратному росту средних зарплат за последние 10 лет. И только РФ "идет своим путем" - снижаем расходы, - в результате снижается внутренний спрос и производство ТНП для внутреннего спроса. Что в свою очередь снижает налоговую базу и бюджет. Экспортеры же тоже не радуют бюджет - небольшой рост экспорта нивелируется тихим, с учетом инфляции, ростом рубля. В итоге за последние 1-2 месяца резко возрос интерес китайских производителей к рынку в России и они снова начинают здесь теснить "импортозаменителей"!
И к чему привела "пиррова" победа Единой России на выборах? Вся ответственность то на ней! И если у "царя" еще имелся шанс избежать "17 года", поменяв правящую партию с правительством, то теперь им троим не ужиться наверху: кто то "третий лишний"...

  • Анонимно
    11.12.2016 10:07

    Деньги у властей заканчиваются.
    У Народа тоже заканчиваются.
    Что делать и где их брать - никто не знает.
    Так и живём.
    ПОКА.

  • ПанАлекс
    11.12.2016 10:29

    США, ЕС и Китай наращивают бюджетные расходы стимулируя спросза счет эмиссии. Так в США уже 50 млрд.долл. тратится на продовольственные карточки, на которые можно купить только продукты местного производства. В Китае стимулирование спроса путем повышения зарплат и выплат привело к 3-4 кратному росту средних зарплат за последние 10 лет. И только РФ "идет своим путем" - снижаем расходы, - в результате снижается внутренний спрос и производство ТНП для внутреннего спроса. Что в свою очередь снижает налоговую базу и бюджет. Экспортеры же тоже не радуют бюджет - небольшой рост экспорта нивелируется тихим, с учетом инфляции, ростом рубля. В итоге за последние 1-2 месяца резко возрос интерес китайских производителей к рынку в России и они снова начинают здесь теснить "импортозаменителей"!
    И к чему привела "пиррова" победа Единой России на выборах? Вся ответственность то на ней! И если у "царя" еще имелся шанс избежать "17 года", поменяв правящую партию с правительством, то теперь им троим не ужиться наверху: кто то "третий лишний"...

    • Азат Д
      11.12.2016 12:01


      А у нас что в России производится, чтобы повышать внутренний спрос? Продукты и так купят, а остальное какой у нас конкурентный товар?

    • Анонимно
      11.12.2016 14:53

      Стимулировать спрос за счет эмиссии - копать себе яму. Гиперинфляция уничтожит Ваши деньги и Вы запоете иным голосом.Это грозит распадом страны. Я отлично помню 90-е.

    • Старлей
      12.12.2016 17:51

      Глазьев уже давно предлагает финансировать экономику (читай, развивать её) за счёт эмиссии денег. Действительно, страны, которые обладают реальным финансовым суверенитетом так и делают. Те же США львиную долю своих бюджетных трат осуществляют за счёт заимствований у ФРС (сама то страна не обладают правом "печатать" деньги) не пугаясь ни огромным государственным долгом (который в основном и возник из-за заимствований у ФРС), ни возможностью гиперинфляции. Наши же "товарищи от экономики в правительстве" пугают тем, что включение печатного станка приведёт к этой самой высокой инфляции. Да, возможно это приведёт к повышению инфляции, если печатать деньги и раздавать их спекулянтам или на выдачу зарплат бюджетникам или их повышение (без увеличения производительности) работникам предприятий. Однако, если эмитированные деньги направлять целевым образом на финансирование инвестиционных проектов, то никакой инфляции не будет! А что такое "направлять деньги целевым образом на реализацию инвестиционных программ? Это значит, что появится ещё одно (два, три, ..., пять) новое предприятие, которое начнёт производить продукцию и выплачивать налоги, увеличивая тем самым доходную часть бюджета. Надо просто объекты инвестирования выбирать правильно. Это должны быть проекты, направленные на создание новой продукции, или на импортозамещение. На "пальцах" это выглядит примерно так: сейчас те предприятия, которые функционируют в экономике России, сформируют доходную часть бюджета 2017г. в объёме 13,488 трлн. рублей (по данным из статьи), а расходная часть бюджета — 16,241 триллиона. Дефицит бюджета, соответственно, будет 2,753 трлн. рублей. Значит нужно, за счёт эмиссии денег, реализовать множество инвестиционных проектов, направленных на создание нового, или имеющего высокий экспортный потенциал, или импортозамещающего продукта. Учитывая указанный выше дефицит бюджета в 2,753 трлн. рублей и то, что в виде налогов в казну выплачивается от трети до половины стоимости произведённой и реализованной продукции, то общий объём производимой новыми предприятиями продукции должен составить от 5,5 до 8 трлн. рублей. В этом случае дефицит бюджета будет покрыт за счёт дополнительных сборов налогов с этих, вновь организованных, предприятий. При этом надо понимать, что с денег, направленных на финансирование инвестиционных проектов, так же выплачиваются налоги. То есть, просто выделение эмиссионных денег уже пополнит бюджет не на один млрд. рублей!!!

  • Азат Д
    11.12.2016 11:46


    " Три четверти всех государственных средств в 2017-м будет потрачено на социальную поддержку, военных и силовиков" - что за эксперт такой, общими фразами жонглировать. А то можно подумать, что социальная сфера так же финансируются как и силовики.
    Слышал по радио, что 20% процентов расхода бюджета, это засекреченные силовые расходы. Вот раздолье для генералов по освоению военного бюджета.
    Если учесть как у нас летают космические корабли (это то что на виду), то какую военную технику ставят на вооружение. Сердюков пытался расшевелить это болото, закупая военную технику на открытых конкурсах с привлечением иностранных производителей, но его слили.





  • Просто должно прийти отрезвление. Многие устроили себе красивую жизнь на кредиты, которые ещё предстоит выплачивать. С этой незаработанной красотой жизни нужно постепенно расставаться! Нужна объективная оценка ценностей, от которых как от ненужных грыж, нужно избавляться! Хватит оплачивать за престиж и за пустые знаки! Хватит наигрались! Нужно осознать эту Мировую Игроманию, благодаря которой лохуют развивающиеся страны и раздевают их до гола! Рассчет на то, что Долговое Рабство делает людей политически пассивными является заблуждением.

    • Анонимно
      11.12.2016 20:46

      О каком престиже идет речь? Ипотека по бешенный российский процент до конца жизни или бюджетная маг-на? А что делать,если накопить нереально на них, цены растут быстрее, чем накапливаются деньги .

  • Анонимно
    12.12.2016 09:48

    Экономист уныло пересказывает то, что давно уже известно всем. Ясно одно, скоро придет ветер перемен и люди типа Минина и Пожарского обновят страну.

  • Анонимно
    12.12.2016 12:29

    Виноградов просто-таки эрудит - обо всём может понаписать. Только и без него слепому понятно что денег у страны нет и не будет. Лучше бы он прямо написал причину отсутствия денег.

  • Анонимно
    13.12.2016 00:54

    Нужно искать лишние траты государства - такие как поддержка банков, финансирование ряда госкорпораций, которые не только не приносят прибыли, но и не могут выйти на самоокупаемость ( типа Роснано).
    И жестко присекать казнокрадство

  • Анонимно
    14.12.2016 09:31

    После того, как сечины Роснефть продавали катарцам, наш бюджет уменьшится еще на 15 %-в. Оказывается в условиях продажи написано: налогообложение нефтяных ресурсов (НДПИ) этой компании снизить в 2 раза. В 2017 году только по Самотлорскому месторождению эти льготы составят 80 миллиардов долларов. Всего около 200 миллиардов.
    700 миллиардов, которые мы будто бы получили, недополучим уже в следующие 3 года. А последующие 10 лет эта сделка сделает нам 2 триллиона долларов убытка.
    За такую сделку надо расстрелять без суда и следствия всех, кто согласился на это. Прежде всего руководство Роснефти, руководство министерства финансов, вице-премьера правительства РФ, который курировал этот вопрос. А министра экономики Улюкаева, который всеми силами воспротивился этой сделке, объявить национальным героем. Он и оказался самым честным в федеральном правительстве.
    http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/pravitelstvo-soglasilos-priplachivat-rosnefti-za-privatizaciyu-bolee-$1-2-mlrd-v-god-1001589569

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль