Культура 
24.12.2016

«Я тороплюсь, а ты успеешь еще, к Ренату бегу!»

Почему «потомок татарских ханов» Анна Ахматова переводила Тукая, а Ренат Ибрагимов вспоминал свой «Үзгәреш җиле» — эстраду 70-х

«Петербургские встречи» в Казанском кремле — это мероприятие собрало вчера в выставочном зале татарскую интеллигенцию и многочисленных поклонников Рената Ибрагимова. И хотя формальным поводом встречи было обсуждение краткого периода жизни Габдуллы Тукая в Санкт-Петербурге, героем вечера стал 69-летний певец, презентовавший книжную трилогию собственного сочинения. Среди зрителей был и корреспондент «БИЗНЕС Online», на себе испытавший мощь любви к артисту его пусть и немолодых поклонниц.

Ренат Ибрагимов был «вишенкой на торте» вечера, посвященного Габдулле Тукаю Ренат Ибрагимов был «вишенкой на торте» вечера, посвященного Габдулле Тукаю

АХМАТОВА О СТИХАХ ТУКАЯ: «СВОЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕВЕДУ»

«Ренат Ибрагимов на «Петербургских встречах» в Казанском кремле» — так зазывали гостей и журналистов на мероприятие в выставочный зал «Манеж» накануне. Как оказалось, легендарный татарский певец, живущий в Москве, был только «вишенкой на торте» вечера, посвященного Габдулле Тукаю. Деятели культуры собрались, чтобы обсудить петербургский период жизни великого поэта, который составлял ровно 13 дней.

Впрочем, основную массу пришедших на «Петербургские встречи», а это были преимущественно дамы солидного возраста, обстоятельства жизни Тукая в Северной Пальмире, казалось, мало интересовали. Они пришли «на Рената Ибрагимова», который в свой предъюбилейный год презентовал на родине свою трилогию с характерными названиями книг: «По морю жизни», «На корабле судьбы», «Под парусом любви». Многочисленные сверстницы 69-летнего артиста желали непременно сфотографироваться с кумиром своей молодости. Корреспондента «БИЗНЕС Online», пытавшегося повесить верхнюю одежду в гардеробе, одна пенсионерка даже оттолкнула: «Я тороплюсь, а ты успеешь еще, к Ренату бегу!»

Деятели культуры собрались, чтобы обсудить петербургский период жизни великого поэта, который составлял ровно 13 дней Деятели культуры собрались, чтобы обсудить петербургский период жизни великого поэта, который составлял ровно 13 дней

А в самом зале даже не хватило мест, сотрудницы «Манежа» вынуждены были принести дополнительные стулья. Были здесь и известные люди: председатель союза писателей РТ Данил Салихов, директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов, продюсер Миляуша Айтуганова, бывший директор музея Тукая Рамис Аймет, гости из Санкт-Петербурга, которых привезла в Казань член совета НКАТ Северной столицы Альфия Рахматуллина. Заведующая отделом национальных литератур Российской национальной библиотеки Шушана Жабко, к примеру, подробно рассказала о хранящихся более 200 лет в бывшей императорской библиотеке документах, посвященных жизни татар в целом и Тукая в частности.

Кстати, сейчас в «Манеже» проходит экспозиция рукописных переводов Анной Ахматовой стихов Габдуллы Тукая. По словам Шушаны Симиковны, великая русская поэтесса занималась переводом не в лучший период своей жизни: «Когда ей предложили перевести Тукая, она сразу же согласилась и сказала: „Своего обязательно переведу“. Ведь она была потомком татарских ханов».

РЕНАТ ИБРАГИМОВ: «Я УДИВЛЯЮСЬ: ПОЧЕМУ КО МНЕ НЕТ НИКАКОГО ОБРАЩЕНИЯ?»

Между тем народ ждал выступления Ибрагимова, с которым перед началом вечера побеседовал корреспондент «БИЗНЕС Online». Так получилось, что все экспресс-интервью оказалось посвящено очередному разговору о музыкальном фестивале «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»), на московской презентации которого побывал наш собеседник.

— Ренат Исламович, в казанской прессе вы высказывались об «Үзгәреш җиле», но, откровенно говоря, цитаты были самыми разными: от полного восторга до некоторого скепсиса. Какого же ваше отношение к увиденному в Москве?

— Там очень хорошее было второе отделение, первое было слабенькое. Второе было хорошее, профессиональное: такой современный стиль и направление; оркестр; аранжировки очень современные, стильные. Такое направление здесь в Татарии особо не пропагандировалось несколько десятилетий. А если говорить о новом слове, то, вообще, здесь ничего нового, конечно, не было сказано. Существует все это давно уже. В этом стиле музыку я еще в 70-е годы пел. Ну это хорошо, что, наконец-то, дошли до этого, хоть поздно, через 40 лет, но начали развивать это направление.

При этом я считаю, что у нас есть возможность на основе нашей национальной татарской музыкальной культуры сделать такое направление, которое не будет похоже ни на европейское, ни на какое, а будет иметь свое национальное лицо! При этом все это будет очень ярко и современно.

Ренат Ибрагимов об «Үзгәреш җиле»: «Если говорить о новом слове, то, вообще, здесь ничего нового, конечно, не было сказано. Существует все это давно уже. В этом стиле музыку я еще в 70-е годы пел» Ренат Ибрагимов об «Үзгәреш җиле»: «Если говорить о новом слове, то, вообще, здесь ничего нового, конечно, не было сказано. Существует все это давно уже. В этом стиле музыку я еще в 70-е годы пел»

— Наверное, хотелось бы, чтобы звучали не только любимые песни 60 - 70 годов, но и что-то новое и современное.

— Так все быстро не рождается, для этого создают условия, целенаправленно работают. Работа композиторов, поэтов, исполнителей, проведение фестивалей ежегодных, а в результате все выстраивается.

— Вас не приглашали на «Үзгәреш җиле» в качестве исполнителя?

— Меня — нет, там молодые исполнители.

— Может, какие-нибудь советы просили, вот, Салават огорчился, что не поинтересовались мнением, а он ведь не последний человек на татарской эстраде.

— Ну это все идет ведь от руководства. Какая цель ставится, какой вектор развития. Собираются специалисты, профессионалы, с ними заключаются контракты. Приглашают ведь тренеров сборной футбола, хоккея — это то же самое. Это ведь серьезная работа. Поэтому должно быть не разовое событие, чтобы взять, собрать, провести концерт, вложив туда миллионы, и сказать: вот начался ветер перемен. Он так не начнется, дуновение только будет, а продолжение, по-настоящему перемены могут быть только спланированные, целенаправленные.

Нужно выстроить систему. У нас ведь исполнителей много в Татарстане талантливых. Просто нужно выстроить систему целенаправленно, чтобы направление развивалось. Я, например, удивляюсь: почему ко мне нет никакого обращения? Как будто я какой-то там чужой человек. У меня огромный опыт, главное — я болею за нашу национальную культуру и знаю, что делать.

Певец в предъюбилейный год презентовал на родине трилогию книг Певец в предъюбилейный год презентовал на родине трилогию книг

БИТВА ЗА КНИГИ

«Выступать в качестве литератора — непривычное для меня занятие», — приступая к презентации своей книжной трилогии и аудиокниги первой части, Ибрагимов признался, что это для него необычно. Только что он получил из типографии «Идель-пресс» первые готовые образцы своего произведения, которое «года полтора писал, без спешки». Одну главу под названием «Три кита», он начал зачитывать зрителям, но потом добавил: «Пойду очки надену, зрение испортил, сидя много за компьютером». Так вот, эта глава была посвящена трем китам татарской культуры: Габдулле Тукаю, композитору Салиху Сайдашеву, который аккомпанировал поющему поэту, и скульптору Баки Урманче. Ибрагимов прочитал и стихотворение собственного сочинения:

— Мой чарующий саз, так ты нежно звучал,
Коротка твоя грустная песня.
Когда ты замолчишь, оборвется струна,
И душа улетит в поднебесье.

Оказывается, певец первый раз в жизни представлял лично свои стихи широкой публике. После чего он спел несколько песен на русском языке, далее произведение Яхина и Ногмана «Оныта алмыйм», во время которой танцевал вальс вместе с Альфией Рахматуллиной.

Завершился вечер совместным исполнением стоя гимна не Республики Татарстан, но татарского народа: песни на слова Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык»). Но это еще не все. Ибрагимов объявил, что может подписать желающим свои книжки. Народ выдержал паузу, думая, что сперва нужно эти книги купить, но тут мэтр сцены сказал, что все это бесплатно. После чего интеллигентная толпа за секунды смела все с «прилавка». Корреспондент «БИЗНЕС Online» не успел даже бегло ознакомиться с содержанием книг, но ему досталась последняя из оставшихся аудиокниг.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.12.2016 12:05

    эстрада Ибрагимова это ориентир для современных татарских исполнителей, его слушали и татары и русские не из-под палки, а потому что слушать приятно было!
    а писательство это он зря, пусть возьмется за обучение или худруком Татар Жыры сделают

  • Damir Nabi
    24.12.2016 12:57

    Анна Ахматова, и ее сын Лев Гумилев действительно потомки татарского хана Әхмәт , آحمد‎; ум. 6 января 1481) — хан Большой Орды (совместно со старшим братом с 1460 г., единолично с 1471 г.). Сын хана Кучук-Мухаммеда. Последний Ордынский правитель, в политической зависимости от которого находились московские князья[1]. Проводил политику, направленную на консолидацию татарских государств, стремясь утвердить своё верховенство на территории бывшей Золотой Орды, достигнув в этом значительного успеха. Большую роль в его администрации играл беклербек Тимур из рода мангытов (внук Едигея).

    Все правильно : https://ru.wikipedia.org/wiki/хмат_(хан_Большой_Орды)

    Әхмәт хан один из последних ханов с достоинством своих татарских предков и деда Чынгызхана

    Если там прочитаете то поймете что причиной развала Орды стала Турция которые были в союзе с Москвой...
    А также причиной падения экономики также стала Турция, который перекрыла проливы для Венеции и Генуи
    Они же подсылали предателей убийц...
    Вот так то...

    • Анонимно
      24.12.2016 16:44

      Совершенно верно.
      Турция воевала с Польшой и ВКЛ и при этом Московия была у него в союзниках.
      Вот почему она сдала и Казань и другие татарские ханства.
      Было время, когда Турция выступала и против Крымского ханства (когда правили там неугодные Турции ханы) в союзе с Московией.
      А в противостоянии Большой орды и Крымского ханства она поддерживала Крым, соодействуя этим развалу Золотой орды.
      Золотую орду развалило Крымское ханство со своими амбициями. Они почти 100 лет воевали между собой. Московия тут не причем. А русские историки показывают, будто какая то крошечная Московия и победила Золотую орду. Московия в войну не вмешивалась, а просто травила одно татарское ханство другому.

    • Анонимно
      24.12.2016 16:57

      У вас чувашский герб. Вы родом из Чувашии?

    • Анонимно
      24.12.2016 19:43

      В те времена не Турция, а православная Византия, да?

  • Анонимно
    24.12.2016 13:18


    Я была на вечере и по-моему все было мило и очень душевно. Особенно это чувствовалось, когда весь зал стоя пел "Туган тел".:)))
    А фанатки Ибрагимова, конечно, очень бойкие)))))

  • Анонимно
    24.12.2016 13:54

    Дамир Наби! Не клевещи на Историю!

  • Анонимно
    24.12.2016 14:58

    По содержанию статьи мероприятие можно охарактеризовать как
    "Тусклый блеск и духовная пустота современной казанской интеллигенции" ( да, и способны только на "Туган тел")!


  • Анонимно
    24.12.2016 15:36

    Ну организуйте и проведите мероприятие с брильянтовым блеском и переливающейся через край духовностью, пригласив современную казанскую интеллигенцию. А то хорошо обливать грязью, сидя на диване, при этом самому/самой ничего стоящего не сделав...

    • Анонимно
      24.12.2016 16:06

      Вообще-то, комментарий относится к ....публике!
      А заявленное мероприятие- просто прекрасно!






      • Анонимно
        25.12.2016 11:28

        А каким образом вы, сидя на диване, протестировали каждого пришедшего на это мероприятие, чтобы так безапелляционно заявить об их духовной пустоте?

  • Анонимно
    24.12.2016 22:15

    Вы бы хоть разок съездили в Геную и Венецию , чтобы чушь про проливы не нести.

  • Анонимно
    24.12.2016 23:23

    Мероприятие действительно было очень душевным. Те, кто пришел послушать Рената Ибрагимова, вряд ли отторгают поэзию Тукая. То же самое относится и к поклонникам творчества поэта - с удовольствием послушали и песни в его исполнении, и пианиста из Санкт-Петербурга. Формат вечера был выбран организаторами очень удачно. А то, что бесплатные книги быстро разобрали, то это, во-первых, говорит об интересе к литературному труду Рената Ибрагимова, а во-вторых, демонстрирует уровень финансового благосостояния нашей интеллигенции, в частности, пенсионного возраста. Кстати, в отличие от заоблачных цен на концерты в БКЗ, вход на данное мероприятие был совершенно бесплатным.

  • Анонимно
    25.12.2016 22:27

    Почему перевод стихотворения Тукая "Тяфтиляу" назван в статье сочинением Р.Ибрагимова?

  • Анонимно
    26.12.2016 08:24

    Сегодня получил деньги от АСВ!!
    Ура, ура!

  • Анонимно
    26.12.2016 13:32

    У Ибрагимова хороший голос и петь он может хорошо, но отсутствует вкус и чувство меры. Много раз довелось побывать на его концертах или концертах с его участием, часто приходилось уходить разочарованным, после всего этого как и многие другие перестал ходить на его концерты. Из всех его песен запомнилась одна "Сарман", когда много слушателей сидели со слезами на глазах, это было лет 30 назад в концертном зале "Россия", до этой песни он как-будто бы издевался над зрителями, большинство из которых были татары, т.к. практически весь репертуар состоял из итальянских и русских песен. Люди стали уже покидать зал, а некоторые выкрикивать в его адрес оскорбления. Еще более необъяснимым было его выступление по случаю окончания месяца Рамазан, когда он решил потрясти всех исполнением песни "Вдоль по Питерской" и "Коробейники", а Азиза в следующем номере, выскочила в купальнике к муфтию Равилю Гайнутдину и исполнила перед ним танец живота. Был полнейший отстой, люди после концерта шли и плевались. Одно время его долго не приглашали на подобные мероприятия. Но потом вроде бы дошло и до него, что где можно вытворять. Опять стал появляться.

  • Анонимно
    29.12.2016 04:07

    на 13:32: странный комментарий. Вам творчество певца не нравится, но Вы много раз бывали на его концертах (по логике - хватило бы одного двух). Что за публика собралась в зале, если даже неаполитанские песни, которые певец исполняет превосходно, публику раздражали? Удивительно, что Вы вообще допускаете исполнение Р. Ибрагимовым песен: по-вашему даже на эстраде должны звучать молитвы. К Азизе Вы претензий не предъявляете - но ведь это она, а не Р.И. выскочил в купальнике. То, что ее танец был отстой - вполне допускаю, а, может, муфтию как раз понравилось. И, наконец, Вы, спустя 30 лет или более все еще отслеживаете то, что пишут о певце. Вывод: Вы к нему не равнодушны.

  • Анонимно
    17.02.2017 19:10

    ОБОЖАЕМ РЕНАТА ИБРАГИМОВА !!!!!!! ЕГО ГОЛОС, МАНЕРУ ИСПОЛНЕНИЯ!!! КАК ОН ДЕРЖИТСЯ! СУПЕР-ПЕВЕЦ. ОН ВХОДИТ В 10 ЛУЧШИХ ПЕВЦОВ РОССИИ: ИБРАГИМОВ МАГОМАЕВ ЕВДОКИМОВ ЯРОМИР БЕГИЧЕВ ВАЛЕЕВ БЮЛЬ ОГЛЫ.... ВОТ ЭТО ГОЛОСА!!! ПОДАЧА ПЕСНИ КАКАЯ! МОЛОДЦЫ!! НАМ 35-46 ЛЕТ- А НАМ ОНИ КАК РОВЕСНИКИ!

  • Анонимно
    20.03.2018 09:57

    "УЗГЭРЭШ ЖИЛЕ"-неудачная пародия псевдотатарская интерпретация искажение в кривом зеркале истинно народных песен великих произведений классиков как композиторов так и великих татарских поэтов.К тому же брошены на ветер миллионы понапрасну .Остался неприятный осадок и тревога за будущее культуры татарской песни .Жутко становится от предчувствия что подлинное высококультурное искусство исполнения татарской песни исчезнет и место ее завоюет низкопробный ширпотреб рассчитанный на вкус на слушателя с очень низким интеллектуалом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль