Общество 
24.12.2016

«Кто-то назвал нас «вежливым муфтиятом», кто-то – «джентльменами из деревни»

Альбир Крганов рассказал на пресс-конференции в Казани, как строит настоящую татарскую федеральную мусульманскую организацию

Мечеть «Ярдэм» в столице Татарстана выбрал Альбир Крганов для своей первой большой встречи с журналистами в качестве главы духовного собрания мусульман России. Интересно, что на встрече не было никого из первых лиц ДУМ РТ, впрочем, это не помешало Крганову заявить, что новый федеральный муфтият готов к сотрудничеству со всеми структурами, ответить на обвинения в раскольничестве от Талгата Таджуддина и сообщить о планах строительства новой мечети в Москве.

Альбир Крганов встретился с журналистами в качестве главы «Духовного собрания мусульман России» Альбир Крганов встретился с журналистами в качестве главы духовного собрания мусульман России

«МЫ НЕ ОТНИМАЕМ ПРИХОДЫ У ИСТОРИЧЕСКИ СОЗДАННЫХ ДУХОВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ»

Объявивший о своем существовании месяц назад новый федеральный муфтият местом первой пресс-конференции своего лидера выбрала Казань. В принципе, это было ожидаемо. Ведь муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов в мусульманской среде России негласно считается апологетом татарского ислама, а Казань — столица Tatar World. Председатель духовного собрания мусульман России в мечеть «Ярдэм» пригласил многочисленные СМИ республики, но почему-то откликнулись лишь интернет-издания. Хотя корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как помощник муфтия ДСМР звонил на ТНВ, где ему подтвердили, что съемочная группа непременно должна быть.

Встречать московского гостя не вышел и заместитель муфтия Татарстана Илдар Баязитов, который, ко всему прочему, является имамом в «Ярдэм». Альбир хазрат, впрочем, и сам пришел на пресс-конференцию с небольшим опозданием, как выяснилось позже, он был на встрече с директором Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радифом Замалетдиновым. Обсуждали совместное проведение в следующем году всероссийской олимпиады по татарской словесности.

Встреча с журналистами началась неформально — за накрытым столом, но потом оказалось, что уже через полчаса в этом помещении должен был состояться никах, поэтому общение в формате «вопрос-ответ» плавно переместилось в библиотеку мечети.

Первым делом Крганов на татарском языке рассказал о самых значимых для него событиях уходящего года:

— На первом месте для нас создание духовного собрания мусульман России, в презентации которой участвовали более десятка муфтиев со всей страны. Принятие «Грозненской фетвы» также стало знаковым событиям года, а для всего татарско-мусульманского мира России — закладка Болгарской исламской академии.

Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин

По словам Альбира хазрата, создание ДСМР было инициативой муфтиятов Омска, Кемерово, ХМАО и ряда других регионов. Является ли появление новой структуры противопоставлением существующим двум наиболее мощным федеральным религиозным организациям — совету муфтиев России Равиля Гайнутдина и центральному духовному управлению мусульман Талгата Таджуддина? На этот вопрос Крганов отвечает отрицательно.

— Мы не отнимаем приходы у исторически созданных духовных управлений, а приглашаем к объединению не присоединившиеся ни к кому муфтияты. Мы за то, чтобы даже не критиковать параллельные нам структуры. Согласно нашему очень либеральному уставу любые организации могут участвовать в работе ДСМР, например, в качестве наблюдателей.

Председатель ДСМР добавлил, что ДУМ Дагестана, в составе которого более 2,8 тыс. приходов, уже изъявило желание сотрудничать. Что касается других муфтиев, имеющих такие намерения, то называть конкретные имена Крганов не стал.

Альбир хазрат заявил о готовности сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе, с СМР и ЦДУМ, несмотря на их негативное отношение к новой религиозной организации Альбир хазрат заявил о готовности сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с СМР и ЦДУМ, несмотря на их негативное отношение к новой религиозной организации

«В САМОМ НАЗВАНИИ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОТВЕТ НА ТО, ЧТО МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ НИКЕМ УПРАВЛЯТЬ...»

«Хотели бы вы, чтобы ДУМ РТ участвовало в работе ДСМР?» — последовал вопрос. Альбир хазрат ответил в духе того, что организаторы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с СМР и ЦДУМ. Между тем эти две структуры уже выразили свое негативное отношение к новой религиозной организации.

Верховный муфтий России Таджуддин, а затем и заместитель председателя СМР Рушан Аббясов назвали создание еще одного федерального муфтията попыткой раскола уммы. Реагируя на вопрос «БИЗНЕС Online» об отношении к этим заявлениям, Крганов сделала экскурс в прошлое. Нынешняя разобщенность российских мусульман, по его мнению, полностью на совести этих структур и этих мусульманских деятелей.

— Это плоды деятельности этих уважаемых товарищей. Если бы они в свое время предприняли правильные решения, никаких бы развалов централизованных духовных управлений не было бы. В самом названии нашей организации заключается ответ на то, что мы не собираемся никем управлять, мы предлагаем формат собрания, вместе решать вопросы. Что касается названия, кто-то назвал нас «вежливым муфтиятом», кто-то — «джентльменами из деревни». Никак это меня не оскорбляет. Я горд тем, что родился на селе, в деревне, я дорожу этими корнями.

Крганов обвинил СМР в двойных стандартах, ведь они в свое время также объединяли приходы. «Почему они решили, что одной части духовенства можно было в свое время принять решение об объединении, а другой нет, почему другим нельзя?» — вопрошал муфтий ДСМР, подчеркивая свое уважение Гайнутдину и Таджуддину.

«В тех помещениях, которые нам на безвозмездной основе выделила мэрия Москвы, мы организовали реальную татарскую мусульманскую общину» «В тех помещениях, которые нам на безвозмездной основе выделила мэрия Москвы, мы организовали реальную татарскую мусульманскую общину»

При этом, по словам оратора, возглавляемую им структуру можно смело назвать татарским муфтиятом, поскольку здесь объединились татарские приходы и муфтии. Даже нынешнюю резиденцию можно назвать единственной в Москве «татарской мечетью».

— В тех помещениях, которые нам на безвозмездной основе выделила мэрия Москвы, мы организовали реальную татарскую мусульманскую общину. 200 человек, татары, ходят к нам на пятничную молитву, где мы на татарском языке ведем проповедь.

Ведь в настоящее время в российской столице ни в одном мусульманском храме проповеди не идут на языке Тукая, хотя изначально были построены соотечественниками и в советское время, являясь островком татарскости в Москве. Более десятка лет назад эта практика прекратилась. К слову, Крганов является единственным московским муфтием, который полностью поддержал решения духовного управления мусульман Татарстана о запрете пятничных проповедей на иных языках, кроме татарского.

«МЫ С МЭРИЕЙ МОСКВЫ ПОСТОЯННО ВЕДЕМ КОНСУЛЬТАЦИИ»

Спросили муфтия ДСМР и одновременно главного духовного лица Москвы, Центрального региона России и Чувашии и об основных планах на будущее. Какая задача на ближайшее время стоит перед духовным собранием? Ответ был ожидаемым — это строительство в Москве, которая задыхается от нехватки мечетей, нового мусульманского храма. Как говорит Альбир хазрат, этот вопрос никогда не снимался с повестки дня. В течение всех пяти лет работы Крганова в российской столице он обсуждался на многих уровнях. Сейчас речь идет о выделении земли в Новой Москве, в поселке Коммунарка. Сейчас там строится поликонфессиональный центр, где должен быть буддийский храм, протестантская церковь и мечеть. Хотя на ее место претендует и совет муфтиев России, имам из чувашского села Шыгырдан уверен , что именно его структуры достойны взяться за строительство.

— Мы с мэрией Москвы постоянно ведем консультации, и, возможно, уже в январе будет некоторое решение. Детали в силу ряда причин не буду говорить. Есть понимание, доверительное к нам отношение. К чести нашей команды в большей степени, а не меня.

Как говорит Альбир хазрат, вопрос нехватки мечетей в Москве никогда не снимался с повестки дня Как говорит Альбир хазрат, вопрос нехватки мечетей в Москве никогда не снимался с повестки дня

Мечеть планируется построить в татарском стиле, а имамом в ней, возможно, будет уже выпускник Болгарской исламской академии, в работе которого духовного собрания мусульман РФ не прочь участвовать совместно с ДУМ РТ, СМР и ЦДУМ — тремя учредителями учебного заведения.

Обсуждали сегодня и вопросы религиозного экстремизма. Муфтий ДМСР согласился с необходимостью запрета ваххабизма, или, как его называет Крганов, «псевдосалафизма», но добавил, что нужны специалисты по его выявлению, приведя забавный пример. В качестве руководителя рабочей группы по борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом в Общественной палате РФ ему довелось поучаствовать в конференции в одном из городов России. Выступивший там «специалист» по сектам озвучивал составленные им признаки выявления радикалов. Как говорит Альбир хазрат, он не поверил своим ушам. Оказалось, если девушка носит длинную юбку и отказывается пить шампанское на Новый год — это непременно ваххабитский агент.

На этой веселой ноте встреча и завершилась, Крганов торопился в Чебоксары на встречу с главой республики Михаилом Игнатьевым. Должности муфтия Чувашии еще никто не отменял.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.12.2016 19:27

1. Этот "раскол" произошел в первооснове не из-за "других мусульман", а, очевидно, как политтехнология в недрах определенных светских кабинетов. А мусульманам не хватило мудрости это понять и объединиться.

2. Мальчики из ДУМ РТ могли бы хотя бы из вежливости или для общественности встретить гостя и обсудить вопросы, желательно на закрытом совещании, чтобы не выносить сор из избы.

3. Все происходящее в итоге отталкивает людей от мечети, от уммы, от религии, а в конечном счете, возможно, вносит сомнение в саму Веру (это самое главное).

4. Вдобавок такие конкретные действия нашего религиозного чиновничества как история с имамом Закабанной мечети и многое др., такое бездействие как молчание там, где нужно выступить (например, сеть пивных мини-маркетов) и многое др. только усугублюят то, о чем сказано в п. 3.

5. Про материальную составляющую без комментариев, это ко всем "сторонам".

6. Если бы было голосование, оценивал бы по степени самостоятельности религиозных чиновников от светской власти. Пока ощущение, что обслуживают удащливых и дурят нас "сабыр булыгыз" (будьте терпеливы).

П.С. Считаю себя верующим человеком.


  • Анонимно
    24.12.2016 18:01

    Надо взглянуть в историю, а она повторяется. Казань была центром ислама, столицей татарского народа и объединение татар-мусульман вокруг Казани надо воспринимать как естественный процесс. Нельзя забывать про историческую миссию Казани и Татарстана. Мы на это смотрим, как на реализацию исторической миссии и ждем с надеждой, чтобы Казань стала центром татар-мусульман России. Если мусульмане РФ в основном живут в Поволжье, Сибири и на Кавказе, то центром татар-мусульман должна стать Казань. Мы на это взираем с надеждой и молим Всевышнего Аллаха, чтобы Он ускорил эти дни, когда у татар-мусульман будет свой единый мусульманский лидер в Казани - в столице бывшего Казанского ханства. Это естественно! Ну не в Васюках же мы будем строить центр татар вместе с международным аэропортом да еще проводить шахматные турниры? Татары хотят, чтобы Казань была их религиозным центром.



    • История движется и времена быстро меняются! Ну, кто мог подумать тогда в СССР, что в здании Всесоюзного Института Насосного Машиностроения (НИИТНасосМаш) будет располагаться Исламский Университет! Или известная Музыкальная библиотеотека при консерватории (на ул. Кирова) вернет себе былую Сущность быть Мечетью.

      • Анонимно
        24.12.2016 21:13

        Раньше, конечно, более функциональное значение было у этих зданий. Движемся в обратном направлении

      • Анонимно
        24.12.2016 21:32

        Это признак деградации.

    • Анонимно
      24.12.2016 21:41

      Не надо из Казани делать религиозный центр.

      • Анонимно
        24.12.2016 23:29

        Согласен. Оставьте эту исламизацию и дайте жить в светском государстве.

    • Анонимно
      25.12.2016 00:41

      Все никак зарубить себе на носу не могут, что кроме татар- магометан, есть еще и татары -православные, хотя кряшен, которые себя к татарам не относят, все пытаются причислить к татарам,в виде "татар-кряшен" или в виде "крещенных татар". А кряшены. несмотря на годы безбожия, сохранили себя, свой язык, свою культуру, в лоне православной церкви.

    • Анонимно
      25.12.2016 08:44

      Я татарин, и я против религиозной Казани!
      Да это и не возможно!

    • Анонимно
      26.12.2016 15:03

      ДУМ РТ нужно участвовать в проекте Крганова и сделать из него форпост татарского Ислама в Москве.
      Әлбир хәзрәт изге ният белән татар халкы өчен тырышып йөри.

  • Анонимно
    24.12.2016 18:15

    стране также действуют Духовное управление мусульман Республики Татарстан (самое большое духовное управление мусульман в стране — 26 процентов всех мечетей находится в его составе, Казань по праву считается лидирующим мусульманским центром нашей страны), Центральное духовное управление мусульман России с центром в Уфе, Духовное управление мусульман РФ с центром в Москве и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. 

    • Анонимно
      25.12.2016 15:24

      Вопросы консолидации татар, в том числе - при помощи религиозного фактора,- давно уже перезрели. Ещё в 90-е годы татарстанскому (Казанскому) муфтияту предлагали взять на себя миссию Центра татарского ислама в России. Во всяком случае, в Сибири и на Дальнем Востоке. Предложение просто не было услышано. Не захотели. Так как территория России была к этому времени "поделена". Что имеем сегодня? Разрозненные осколки разных муфтиятов, которые борются друг с другом за влияние и здания мечетей и общины. Каждая мечеть, разговор идёт о Сибири и ДВ, живёт в своём миру. Никто не занимается ни образованием уммы, ни работой с людьми. Никто даже не знает, сколько у них пожилых татар, которые уходят из жизни без соответствующего обряда. Даже составление простого реестра этих людей не приходит им в голову. Хотя это печальный, но действенный способ привлечь в свою орбиту оторванных от мусульманства родных и близких этих пожилых татар.

  • Анонимно
    24.12.2016 18:17

    Ранее Альбир (Альберт) Крганов входил со своей чувашской общиной в ЦДУМ России, а в 2010 году возглавил Московский муфтият под юрисдикцией ЦДУМ. Однако в 2013 году лидер ЦДУМ верховный муфтий Талгат Таджуддин обвинил Крганова в расколе, и Московский муфтият «повис в воздухе» без поддержки централизованной организации. 

  • Анонимно
    24.12.2016 18:21

    Вставайте на защиту угнетенных от эксплуататоров. Мы вас поддержим. Защитите врачей.

  • Анонимно
    24.12.2016 18:27

    Надеюсь, он объединит вокруг себя именно татарских имамов и будет пропагандировать татарский ислам, а не тот ислам, который сейчас вдалбливают в головы недумающих людей ДУМ РТ и Союз мусульманок России.

  • Анонимно
    24.12.2016 18:49

    Ну и тут друг друга кидают ! ?
    Можно всем покинуть космический корабль под названием ЗЕМЛЯ , покинуть !!!
    Дайте нормальным людям пожить в честности и справедливости !

  • Анонимно
    24.12.2016 18:51

    Настоящий татарский хазрат, нам бы такого Муфтия...

    • Анонимно
      25.12.2016 12:53

      Зачем он нам нужен? У нас и своих бизнесменов мул и муфтиев хватает)))

  • Анонимно
    24.12.2016 18:52

    Духовному Управлению надо определится на чьей они стороне. Эксплуататоров или народа.
    Вы за кого?

  • Анонимно
    24.12.2016 18:57

    Надеюсь он будет защишать народ а не салюты запускать с удащливыми.
    Поддержим!

  • Анонимно
    24.12.2016 19:21

    Пусть сидят дома, за внуками и провнуками ухаживают! Для них нет денег народа и на строительство и на коммунальные услуги! Хватит дурить народ, дайте спокойно жить нам! То мусульманские банки открывают, разваливая других банков!

  • Анонимно
    24.12.2016 19:21

    А вы сравните дела Альбир хазрата и наших муфтиев. А про таджуддина говорить то не хочется, прости господи.

  • Анонимно
    24.12.2016 19:27

    1. Этот "раскол" произошел в первооснове не из-за "других мусульман", а, очевидно, как политтехнология в недрах определенных светских кабинетов. А мусульманам не хватило мудрости это понять и объединиться.

    2. Мальчики из ДУМ РТ могли бы хотя бы из вежливости или для общественности встретить гостя и обсудить вопросы, желательно на закрытом совещании, чтобы не выносить сор из избы.

    3. Все происходящее в итоге отталкивает людей от мечети, от уммы, от религии, а в конечном счете, возможно, вносит сомнение в саму Веру (это самое главное).

    4. Вдобавок такие конкретные действия нашего религиозного чиновничества как история с имамом Закабанной мечети и многое др., такое бездействие как молчание там, где нужно выступить (например, сеть пивных мини-маркетов) и многое др. только усугублюят то, о чем сказано в п. 3.

    5. Про материальную составляющую без комментариев, это ко всем "сторонам".

    6. Если бы было голосование, оценивал бы по степени самостоятельности религиозных чиновников от светской власти. Пока ощущение, что обслуживают удащливых и дурят нас "сабыр булыгыз" (будьте терпеливы).

    П.С. Считаю себя верующим человеком.


    • Анонимно
      24.12.2016 19:47

      Не с пивными ларьками надо бороться а с произволом удащливых

    • Анонимно
      28.01.2017 13:26

      Если у Вас есть сомнения в Вере, то это у Вас скорее надежда. Вера на то и Вера, что убежденность должна быть кристальная. И никакие сомнения не возникают. Желаю Вам обрести такой Иман. Энэ Муслим альхамдулиллях.

  • Анонимно
    24.12.2016 19:43

    Мечеть планируется построить в татарском стиле, а имамом в ней, возможно, будет уже выпускник Болгарской исламской академии, в работе которого духовного собрания мусульман РФ не прочь участвовать совместно с ДУМ РТ, СМР и ЦДУМ — тремя учредителями учебного заведения.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332890
    ----
    то есть, денег не давали, но "поучаствовать не прочь"? Красавцы!

    • Анонимно
      24.12.2016 21:15

      А то ДУМ РТ давало средства. Всей Республикой скидывались, пусть настоящий татарский хазрат участвует.

  • Анонимно
    24.12.2016 20:13

    Крганов действует вместе с чиновниками администрации президента РФ и их интересах.

  • Ну чисто девелоперы собрались.
    Кто утрет слезы вдове, вразумит бесчестных, даст надежду обманутым, накормит обездоленных?

    • Анонимно
      24.12.2016 20:39

      Действительно кто Эмиль? Какие Ваши варианты?Чиновники? Коммунисты? Может Краганов выступит защитком от эксплуататоров? Если обозначит свою позицию народ за ним пойдет.
      Не за жуликом Навальным же идти.

      • Навальный - не жулик (по крайней мере, поменее многих остальных), просто он креатура ельцинской Семьи (сначала его сосватали в Совет Директоров "Аэрофлота", поставили на лыжню).
        Чистая, беспримесная фикция, не имеющая никакой идеологии.

        А выхода никакого я не вижу. Идет неостановимый процесс закрепления неофеодализма.

  • Анонимно
    24.12.2016 20:28

    У Крганова был шанс быть муфтием Татарстана,но он выбрал Москву,а жаль...Был бы идеально для нас.К сожалению кроме Гусмана хазрата не было толкового муфтия у республикм

  • Я думаю Крганов для татар мусульман лучший муфтий ,проповедующий татарско- мишарский ислам ,взращенный на татарской религии Тенгрианстве в отличие от других исламских начальников и прежде всего от лидеров ДУМ РТ ,проповедующих суфийско- салафитский ,турецко -семитский ислам с роскошью и с ездой на крутых тачках с телохранителями и с запуском салютов по религиозным праздникам ничего не имеющим общего с татарскими традициями и религиями ! И то что вожди ДУМ РТ от дистанцировались от сегодняшнего мероприятия говорит об их ущербности и об отколе от нашего народа и его традиций и в том числе мусульманских!

    • Анонимно
      24.12.2016 21:29

      Какой же Крганов тенгрианец,он ведь исламский мулла.Придерживается,как вы говорите,семитской религии

      • Почитайте татарского историка Сибагатуллина и он считает что татарский Ислам на 75% тенгрианский,а Крганов именно опологет татарского Ислама,в отличие от салютчиков и хиджабистов с салафитскими замашками! Татары народ ,который заставили принять Ислам ,почитайте историка Хакимова как ,но они адаптировали его с нашими традициями и обычаями,а сейчас нам хотят навязать ортодоксальный Ислам строя академии и мечети на каждом углу и всех татар семитские проповедники хотят поставить на колени и заставить расшибать лбы! О татарину грех становится на колени даже перед чужими семитскими богами!

        • Анонимно
          25.12.2016 00:45

          Любое привнесение извне, вне воли народа, народом же будет отторгнутоэто должно быть очевидно бабаям, рассчитывающим на вечность в памяти народа.

    • Анонимно
      24.12.2016 22:57

      Вы правы. Ислам это, все же, "навязанная" татарам религия.

  • Анонимно
    24.12.2016 21:48

    Читаю материалы в БО про Крганова,вызывает доверие священнослужитель. Очень мудрые и жизненные у него высказывания. Русский.

  • Анонимно
    25.12.2016 08:11

    В связи снижением жизненного уровня верующие все больше обращают внимание скромности священнослужителей. Рядовые последователи традиционного ислама не слишком жалуют имамов, рассекающих по городу на дорогих иномарках, поэтому значимость нового муфтията зависит от личных качеств его предводителей.

  • Анонимно
    25.12.2016 12:34

    Дистанцирование ДУМ РТ от встречи с Кргановым естественно.
    К величайшему сожалению уровень высшего духовного лица мусульман РТ, таков, что он получил должность на вырост.Но при всей своей искренности, не дорос до роли лидера.Лет через 10 может быть. Но сейчас перед процессом перевыборов, чувствуя, что почва под ногами неустойчива, борьба за власть и денежные потоки вступает в решающую стадию. Тут уже не до сантиментов и правил политеса. А создание еще одной религиозной организации мусульман, говорит в первую очередь, о слабости авторитета ДУМ РТ. Все тянутся в Казань, но нет настоящего лидера, уровня Гусмана хазрата.А тот, что есть в незримой опале...

    • Анонимно
      25.12.2016 15:23

      Разве любой чиновник изначально имеет шанс быть искренним?..

  • Анонимно
    25.12.2016 21:27

    Крганову надо быть просто Муфтием Чувашии. У татар есть свой муфтий, других нам не надо. А Татджутдин и Гайнутдин скоро сами примкнут к ДУМ РТ, в виде советников и обьединятся в единую структуру. Для того, чтобы координировать всех мусульман России надо авторитет и знания как у Гусман Хазрата, а Крганов просто хороший мулла.

  • Анонимно
    25.12.2016 22:34

    Гусман Хазрата нужно вернуть! Это будет огромный плюс республике

  • Анонимно
    25.12.2016 23:14

    Бизнес имамов очень много ,а это не допустимо и потому Умма становится разрозненные ни кому нет дела

  • Анонимно
    26.12.2016 09:42

    Чем-то на Вариса похож из Игра Престолов!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль