Интернет-конференция 
25.12.2016

Ицхак Горелик: «Мы живем в такое время, которое называется «пятка Машиаха»...»

Главный раввин Татарстана о том, спасет ли Россия мир, как он воспитывает 9 детей и что общего между «БИЗНЕС Online» и ханукальной свечой

«После 100-летия синагоги в нашей общине произошла своеобразная революция», — радуется главный раввин Казани и Татарстана Ицхак Горелик духовному возрождению. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» в преддверии 20-летия своего приезда в Казань он рассказал, как правильно провести все дни начавшейся накануне Хануки, как идет создание еврейского кладбища и может ли нееврей принять иудаизм.

Ицхак Горелик: «Когда человек чувствует хорошее к себе отношение со стороны властей, у него возникает желание еще больше вкладывать труда в то место, где живет» Ицхак Горелик: «Когда человек чувствует хорошее к себе отношение со стороны властей, у него возникает желание еще больше вкладывать труда в то место, где живет»

«БИЗНЕС ONLINE» — КАК ХАНУКАЛЬНАЯ СВЕЧА»

— Господин Горелик, как правильно, по канонам веры, подготовиться к Хануке и провести все дни этого праздника? Об этом спрашивает наш читатель Борис.

— Главное здесь — готовиться. Ханука — это такой праздник, у которого мало ограничений, как, например, в субботу, когда нам многое нельзя делать: водить машину, готовить еду и т. д. Главное дело, которое надо делать в Хануку, — это каждый вечер собираться всей семьей, зажигать свечи и рассказывать, чему нас сегодня учит чудо Хануки.

В этом году Ханука начинается 24 декабря, и в течение 8 дней семья должна собираться вместе минимум на полчаса и зажигать ханукальные свечи — каждый раз на одну больше. Чтобы все это свершилось, надо распланировать время всех членов семьи. Надо укреплять веру в Бога, надо объяснять детям, как сегодня можно жить на основе веры, что есть Бог, который совершает чудеса и знает, что происходит с каждым человеком. Это самая главная вещь, которую надо делать в Хануку.

— Свечи какие-то особенные должны быть?

— Нет, свечи самые обыкновенные, только их надо заготовить определенное количество, чтобы каждый день зажигать на одну свечу больше. И не важно, какой подсвечник у вас будет. Главное — зажигать свечи, смотреть на пламя и понимать, что в мире разные события происходят, но есть вещи, которые не меняются: есть Бог, который создал этот мир, и есть люди, которые должны служить ему каждый день, в каждом поколении. Что произойдет — это не в наших руках, а как пережить это все — в наших силах.

— А какие внутренние переживания должны быть у человека во время Хануки?

— Ханука учит нас очень многому. В отличие от субботней свечи, ханукальные свечи зажигаются не внутри дома, а около входа или снаружи, потому что смысл в том, чтобы не только дома было тепло и светло, но и на улице. Когда на улице темно, и там можно зажигать свечи — это один из главных уроков Хануки. Иногда бывает так, что человек старается, чтобы дома у него было все нормально, а за порогом остается темно и грязно, там руководят темные силы.

Ханука учит, что каждый из нас может сделать, чтобы и за порогом дома стало светло. Как это сделать? Вот, например, «БИЗНЕС Online» — как ханукальная свеча освещает улицу. Рассказывая о проблемах, вы проливаете свет на темные стороны нашей жизни.

«В 2016 году, как раз после ремонта синагоги, после празднования ее 100-летия, в нашей общине произошла своеобразная революция: мы открыли несколько программ обучения» «В 2016 году, как раз после ремонта синагоги, после празднования ее 100-летия, в нашей общине произошла своеобразная революция»

«ДВЕРИ СИНАГОГИ ОТКРЫТЫ КАЖДОМУ»

— Какие значимые события произошли за прошедший год в еврейской общине Казани и республики?

— Для того, чтобы понять, что произошло в этом году важного, я сначала объясню. Не секрет, что 20 - 25 лет назад, когда появилась возможность воссоздать еврейскую общину, было очень много людей, которые знали, что они евреи, пытались сохранить традиции. Понятно, что у пожилых людей это получалось лучше, чем у молодых. Община была вновь создана, мы вернулись в свою синагогу, но разрушения, производимые 70 лет, невозможно исправить за один день.

Параллельно надо было создать две вещи. Первое — само здание синагоги, как это положено быть: молельные залы, учебные классы. Второе — начать с нуля обучать людей, как надо жить. Люди знали, что они евреи, знали какие-то традиции — и это все. Редко кто знал чуть-чуть больше, отмечал дома какие-то праздники. Трудно представить чувства 80-летнего человека, который всю жизнь учился, достиг в делах большого успеха и вдруг понимает, что о своей религии, о традициях своего народа ничего не знает — ни языка, ни письменности, не говоря уж о том, чтобы глубоко понять все эти традиции. И мы начали проводить уроки, чтобы людям дать возможность познакомиться с традициями.

Я думаю, что в этом плане в 2016 году, как раз после ремонта синагоги, после празднования ее 100-летия, в нашей общине произошла своеобразная революция: мы открыли несколько программ обучения. Этот процесс идет по России в целом, переводят книги на русский язык, в том числе Талмуд. Ждать, пока люди выучат иврит, долго, лучше книги перевести на понятный им язык. И на русский язык перевели уже десятки книг, учебников. И люди приходят каждый день в удобное для них время, чтобы уже глубоко познакомиться с тем богатством, которое передали нам наши предки. Можно сказать, что мы достигли успеха в плане обучения прихожан. Считаю, самое главное, что произошло у нас в 2016 году, — это как раз учебные программы.

«Мы не скрываем свою религию и свои знания, поэтому любой человек может прийти — двери синагоги открыты каждому» «Мы не скрываем свою религию и свои знания, поэтому любой человек может прийти — двери синагоги открыты каждому»

— Люди активно пользуются возможностью обрести знания?

— Очень активно! Занятия мы проводим в синагоге в учебных классах, но даже и в молельном зале есть специальные уголки, где удобно заниматься. Есть специальные уроки для женщин, которые проводит моя жена. Есть свои уроки для молодежи, для школьников, для людей постарше. На всех уровнях мы создали специальные программы.

— Сколько человек одновременно могут у вас получать знания?

— Думаю, человек 50. А вообще человек 100 активно обучаются по программе.

— А кого больше — молодых или пожилых, женщин или мужчин?

— В этой программе пожилых почти нет. А вот когда община только создавалась, первыми пришли пожилые люди, которые еще что-то помнили из традиций. Сегодня это серьезная учеба, и пожилым людям, думаю, так глубоко погружаться в знания уже сложно. Что касается мужчин и женщин, то примерно одинаковое количество тех и других. Занятия проходят часа два, а люди по окончании не хотят расходиться...

— Есть ли возможность посетить синагогу и познакомиться с культурой и религией? У меня есть еврейские корни, но я ни разу не был в синагоге. (Павел). Может ли человек другой веры прийти в синагогу и послушать проповедь раввина? Или просто посмотреть службу? Рав Ашер Кушнир выкладывает в сети свои лекции, после прослушивания части которых у меня возникло желание изучить иудаизм. Насколько иудаизм открытая религия? (Сергей)

— Мы не скрываем свою религию и свои знания, поэтому любой человек может прийти — двери синагоги открыты каждому. Но если вы хотите не просто посмотреть, а что-то узнать, то единственное, о чем я прошу, — заранее позвонить, чтобы вас встретили и пообщались с вами. Учебный центр, где люди изучают Тору и традиции, у нас называется ешива. Параллельно с учебными программами, которые уже реализуются, в синагоге будет выделено специальное место — медраша, где люди смогут глубоко погружаться в знания. Более того, много людей, которые интересуются еврейством, и для них тоже надо найти и место для занятий, и специалистов, которые смогут доходчиво рассказать и показать. И с Божьей помощью в этом году такой учебный центр мы откроем.

«Много людей, которые интересуются еврейством, и для них тоже надо найти и место для занятий, и специалистов, которые смогут доходчиво рассказать и показать» «Много людей, которые интересуются еврейством, и для них тоже надо найти и место для занятий, и специалистов, которые смогут доходчиво рассказать и показать»

Есть ли бесплатные или платные курсы для изучения иврита для неевреев? (Гузель)

— Любой может прийти и записаться на курсы иврита. Насколько я знаю, это бесплатно. Но надо записаться с начала года, потому что у курсов годовой цикл. Надо в синагоге уточнить, когда начинаются занятия.

Год назад в интервью «БИЗНЕС Online» вы сказали, что к концу 2016 года начнет действовать новое еврейское кладбище, там начнутся захоронения. Удалось ли выполнить намеченное? (Мария)

— Больше дат я называть не буду... (смеется). Работа движется, дорогу уже проложили, но еще много надо сделать. Очень хочу, чтобы работы завершились в 2017 году.

«ТЕПЕРЬ У РОССИИ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ХОРОШО»

Что вы изменили бы в России, будь у вас такая возможность? (Из Тетюш)

— В феврале будет 20 лет, как я приехал в Казань. Не надо быть особо умным, чтобы увидеть, куда страна движется. Сегодня мы живем в нормальной стране по всем направлениям: образование, медицина, условия жизни. И есть куда двигаться. Я сегодня был в Кремле на заседании совета по межнациональным вопросам, я вообще в разные советы вхожу и вижу, что изменения, которые происходят здесь, — это не просто фокус такой, это люди, которые трудятся каждый день, которым важна каждая деталь. Все, что происходит к лучшему, — это труд людей.

Это просто невероятно — за 20 лет так изменить страну, это же громадная территория! В частности, что происходит в Казани — город просто не узнать. Помню, когда зимой 1997 года мы впервые приехали сюда, жили на перекрестке улиц Ульяновых и Маяковского — так на улице один фонарик висел на проводе... И что произошло с тех пор с городом! Конечно, трудности есть, но они есть везде и всегда. Но в целом, считаю, страна движется в правильном направлении. Просто надо не мешать этому, а помогать. Думаю, Россию ждет прекрасное будущее.

— Обстановка в мире не становится спокойнее...

— К происходящему сегодня в мире я спокойно отношусь. Конечно, в мире происходят разные события, но не страшнее, чем 100 лет назад. Сегодня и права человека соблюдаются, и гарантировано право на жизнь. Да, я вижу, что над духовностью надо еще много работать.

«Россия — открытая страна, она движется вперед в современном мире, но при этом сохранила традиционные ценности. Очень хорошо, что выдерживается такой баланс» «Россия — открытая страна, она движется вперед в современном мире, но при этом сохранила традиционные ценности. Очень хорошо, что выдерживается такой баланс»

— Разве за последние 100 лет нравственность и духовность не упали? Это и распад семей, и однополые браки... У вас нет ощущения, что порок торжествует?

— Это уже не только ощущения, это факты... Но, слава Богу, Россия к этим вещам подходит традиционно.

— Значит, не зря Путин говорит, что Россия — последний бастион консерватизма в вопросах морали?

— Россия — открытая страна, она движется вперед в современном мире, но при этом сохранила традиционные ценности. Очень хорошо, что выдерживается такой баланс.

У нас есть такая притча. Два человека приехали из Одессы к своему раввину. Ребе спрашивает одного из них: как дела в Одессе? Тот отвечает, что просто ужас, что происходит: люди ругаются между собой, друг другу не помогают... Затем к ребе пришел второй гость, и его он спросил о делах в Одессе. Отвечает: там все отлично, люди живут дружно, процветает образование... Первый гость, услышав такой ответ, возмутился: это я правду сказал! Ребе ответил ему: «Я знаю, что происходит в Одессе, я просто хотел узнать, в какой Одессе живешь ты...»

Живя в обществе, можно замечать только плохое, но это неправильно. Вот я общаюсь с молодежью и вижу, сколько среди них таких, кто ищет духовность, смыл в жизни. И это не только члены нашей общины, но и просто студенты, которые приходят к нам в синагогу. Поэтому я не сказал бы, что мир пошел назад в своем духовном развитии. Есть несколько моментов, которые надо решить, но в целом я вижу, что сегодня мы живем намного лучше. Даже в плане религии: людям дано право жить так, как они хотят, как диктуют их традиции. Я позитивно смотрю на вещи, я верю в людей.

«Мы живем в такое время, которое называется «пятка Машиаха»: он уже в мире, и все происходящие события связаны с ним. Но Машиах пока не открылся» «Мы живем в такое время, которое называется «пятка Машиаха»: он уже в мире, и все происходящие события связаны с ним. Но Машиах пока не открылся»

— Россия спасет мир, как считаете?

— Думаю, что да. Мир останется нормальным. Однополые браки начались в Европе в этом поколении, и сколько это может длиться? Одно поколение, два? Это просто нереально продолжать дальше! Семья может продолжаться из поколения в поколение тысячи лет. А как может продолжиться однополая семья?! Я думаю, большинство людей понимают, что это ненормально.

— Вы сказали, что Россия развивается. За счет чего: Бог любит Россию или появились силы, которые ведут в правильном направлении?

— Может быть, и Бог любит. Ну сколько можно мучиться?! У России были трудные времена. Колесо крутится, и теперь у России все должно быть хорошо. Смена власти в России 25 лет назад произошла мирным путем, и началось развитие страны — как это объяснить? Я думаю, что это дано сверху. И в основе всего лежит уважение к людям, понимание того, что каждый человек имеет право жить так, как считает нужным. Когда это почувствует каждый человек, это усилит в целом состояние страны. Когда человек чувствует хорошее к себе отношение со стороны властей, у него возникает желание еще больше вкладывать труда в то место, где живет.

— Из разных источников мы знаем, что Машиах пришел...

— По нашим источникам, мы живем в такое время, которое называется «пятка Машиаха»: он уже в мире, и все происходящие события связаны с ним. Но Машиах пока не открылся. Думаю, когда он откроется, мы сразу это поймем. По нашей традиции, все события, которые происходят в мире, связаны с его приходом и приведут к лучшему, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее.

— То есть приход Машиаха — это не последняя битва добра и зла, это не конец света?

— Они уже столько раз бились, сколько можно?! Наоборот, будет ощущение, что пришел Хозяин мира. И когда люди ощущают это, они автоматически начинают вести себя по-другому. Мы не закрываем глаза на разные события, которые происходят, но в целом, думаю, мир идет к лучшему.

«НЕЛЬЗЯ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО НАРОД СОХРАНИТСЯ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ»

— Мне удалось пожить в Израиле — и поучиться, и поработать, но один вопрос я так и не понял: еврейство — это национальность или призвание свыше? Ведь в Израиле есть и русские-евреи, и марокканцы, и много других наций, но все они евреи. И даже нееврей может стать таковым, пройдя гиюр. Есть ли в Торе некое объяснение этому? (Григорий Кульневский)

— Конечно, еврейство — это национальность, которая передается по наследству. Но в то же время это не только национальность. Дело в том, что когда нееврей принимает иудаизм, его дети автоматически становятся евреями.

«У нас нет такой задачи, чтобы как можно больше людей приняли нашу веру. Наша задача — помогать евреям жить по их вере. Но иудаизм принять можно» «У нас нет такой задачи, чтобы как можно больше людей приняли нашу веру. Наша задача — помогать евреям жить по их вере. Но иудаизм принять можно»

— То есть вера сильнее крови?

— Нельзя так сказать, ведь неверующий еврей тоже еврей. В законе Израиля так написано о том, кто есть еврей: кто родился евреем или кто принял иудаизм. Это еврейский ответ на сложный вопрос... (смеется)

— Как можно принять иудаизм? (Искандер Ахмедов)

— У нас нет такой задачи, чтобы как можно больше людей приняли нашу веру. Наша задача — помогать евреям жить по их вере. Но иудаизм принять можно. Если человек, который родился неевреем, искренне хочет жить по еврейским законам, то надо пройти через раввинский суд, который есть только в Москве. А те раввины, которые принимают человека, должны, во-первых, быть уверенными в искренности его намерения жить по еврейским законам, во-вторых, они должны понять, знает ли он эти законы, ведь это не просто правила, а образ жизни. Для этого есть специальные курсы — институт гиюр, учеба в котором длится целый год.

А принял ли этот человек еврейство как образ жизни, может знать только учитель при личном знакомстве. И надо жить в еврейской среде, потому что есть много вещей, которые не поймешь через книги, их узнаешь только в повседневной жизни с другими людьми. После того, как человек принял еврейский образ жизни, он проходит гиюр. Чтобы объяснить, что значит стать евреем, я привожу такой пример: чтобы стать врачом, недостаточно поговорить с соседом-врачом, на врача надо учиться. А вообще мы говорим, что каждый должен жить так, как создал его Всевышний.

«Надо жить в еврейской среде, потому что есть много вещей, которые не поймешь через книги, их узнаешь только в повседневной жизни с другими людьми» «Надо жить в еврейской среде, потому что есть много вещей, которые не поймешь через книги, их узнаешь только в повседневной жизни с другими людьми»

По решению муфтията РТ пятничная проповедь в мечетях отныне проводится только на татарском языке, видимо, чтобы верующие имели стимул изучать свой родной язык. А на каком языке проходят проповеди в синагоге Казани? (Алмаз)

— Конечно, во время молитвы человек должен понимать, что он говорит. Но самое лучшее — читать молитву на иврите и понимать, что читаешь. Потому что текст на иврите написан нашими великими мудрецами, и они сложили в этот текст слова, которые выражают все твои чувства и содержат все твои просьбы к Всевышнему. Невозможно все перевести как положено, каждое слово можно трактовать по-разному. Поэтому лучше всего молиться на иврите и понимать, о чем ты молишься.

Если человек не знает иврита, он молится на русском языке. В синагоге у нас есть молитвенники, где текст идет параллельно на иврите и на русском. Индивидуально человек может молиться и на русском языке, но тот, кто ведет молитву в синагоге, он обязательно только на иврите читает.

Всегда хотелось узнать, как евреи сохраняют самосознание и общину в мультикультурном обществе РТ? Многим народам, живущими по соседству с нашей республикой, да и татарам это не всегда удается, происходит ассимиляция. Какое решение данной проблемы, на ваш взгляд? Много ли евреев в РТ знают иврит, каким образом его изучают в РТ местные евреи? (Айнур)

— Я думаю, очень важную роль в этом вопросе играет именно соблюдение заповедей и традиций. Одного понимания, что мы — евреи, недостаточно. Только соблюдение заповедей автоматически приводит к тому, чтобы вести определенный образ жизни, собираться вместе по праздникам.

— Язык большую роль играет при этом?

— Язык роль играет, но не основную. Нельзя надеяться, что народ сохранится только благодаря родному языку. Главное все-таки — соблюдение заповедей.

Руководитель еврейской национально-культурной автономии Республики Татарстан Михаил Скоблионок на праздновании 100-летия казанской синагоги Руководитель еврейской национально-культурной автономии Республики Татарстан Михаил Скоблионок на праздновании 100-летия казанской синагоги

«ЖИТЬ В СТРАНЕ И ЧТО-ТО ПЛОХО ПРОТИВ НЕЕ ДЕЛАТЬ — ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»

— Как вы оцениваете мораль часто приводимой вашими соплеменниками поговорки «Где хорошо, там и родина»? («Просветитель татарского народа»)

— Это вообще неправильно! Как можно выбирать родину только по тому, где хорошо?! У меня в голове не укладывается смысл этой фразы... Откуда родом твои предки, вот там и родина. И надо стараться, чтобы там было хорошо.

Я уважаю еврейский народ, он этого заслужил беспримерными страданиями, а также своими достижениями. Евреи, пожалуй, являются примером для других народов России, как выживать в сложном современном мире. Как известно, единодушие и солидарность мнения представителей уважаемого еврейского народа (граждан России) практически по всем вопросам политических и экономических процессов, происходящих в России, приводит к мысли, что еврейским народом руководит какая-то незримая сила и народ подчиняется единой воле. Если это так, то как вы считаете, гражданин России, являющийся евреем, что выше ставит — интересы России или родины своих предков Израиля? («Просветитель татарского народа»)

— Я не понимаю, почему вопрос только евреям? То же самое можно спросить у татар, которые живут, например, в Москве. Я думаю, что сегодня такое время, когда все живут везде. И такие вопросы даже задавать не надо. Где человек живет, какое место ему дорого, о том месте он и должен заботиться. Когда все живут везде, надо находить баланс, чтобы жить в мире. А жить в стране и что-то плохо против нее делать — это неправильно.

...Недавно я столкнулся с этим вопросом, когда в Казань приехала на игру баскетбольная команда из Израиля. Я спросил у болельщиков: за кого вы будете болеть? Мне ответили, что у них дома голоса разделились: часть семьи будет болеть за УНИКС, часть — за израильскую команду...

С муфтием Камилем хазратом Самигуллиным и митрополитом Феофаном С муфтием Камилем хазратом Самигуллиным и митрополитом Феофаном

— И в прошлом, и в настоящем из-за отсутствия знания, культуры и веротерпимости происходят акты вандализма и осквернения святых мест и культовых зданий. Одно из последних подобных событий связано с осквернением древней ханской мечети и Белой мечети в Болгаре, на развалинах которой полуголая девушка танцевала эротический танец живота. Муфтий Камиль хазрат и митрополит Феофан осудили данный факт. А имам, который выступил в защиту святыни, был уволен. Как вы поступили бы, если бы это произошло с вашей святыней? Какое наказание предусмотрено с точки зрения вашей религии? (Шейх)

— Конечно, есть святые места, и нельзя оскорблять чувства верующих неподобающим поведением в таких местах. У нас нет какого-то списка наказаний за неуважение к святым местам, но такие факты отзываются болью в душе верующих.

— В свое время выходила книга «Татары и евреи», где было сказано, что есть генетическая взаимосвязь между двумя народами. Как вы относитесь к данной теории? (Дамир)

— Эта книга у меня есть, мне ее подарили. Но по нашей традиции эта теория мне не знакома. Возможно, что-то где-то когда-то было, но в нашей среде об этом ничего не говорят.

Допускается ли иудеям употреблять мясо, заколотое по канонам ислама? (Рустам)

— Нет, не допускается. Халяльное — это не кашерное.

— Является ли ношение бороды обязанностью иудея, какова должна быть ее длина? Позволительно ли раввину брить бороду или носить бороду в «модно» укороченном варианте? (NIYAZ)

— По закону нам запрещено сбривать волосы на лице. Если у человека вообще не растет борода, то он может стать раввином без бороды. Главное — не наличие бороды, а чтобы ее не брить и даже не укорачивать.

С заместителем руководителя татарстанской еврейской НКА Александром Вельдером С заместителем руководителя татарстанской еврейской НКА Александром Вельдером

— Как вы относитесь к иудейкам, которые носят парики? Не является ли ношение парика неуважением ко Всевышнему как к Творцу? (NIYAZ)

— Ответ простой: не все, что Всевышний создал лично тебе, ты должен показывать другому. Личным могут делиться только муж и жена. По нашим законам волосы считаются личной частью тела, и чужой человек не должен их видеть. Поэтому замужняя женщина покрывает волосы, в том числе и париком. Моя жена так ходит. Главное здесь не красота, а чтобы волосы были спрятаны.

«КТО ОСТАЕТСЯ САМЫМ БЛИЗКИМ? НЕ ДРУЗЬЯ И СОСЕДИ, А БРАТЬЯ И СЕСТРЫ»

Вы имеете большую семью: 8 детей, жена — красавица. Как распределяются семейные обязанности в семье Ицхака? Являются ли они традиционными для иудейской семьи, влияют ли на них современные тенденции? (Наталия)

— Жена — красавица, но детей 9... Иногда люди представить не могут, как жить такой большой семьей — они и с двумя детьми не справляются. Имея большую семью, человек планирует свою жизнь: вот сейчас, пока дети растут, они на первом плане, а остальные вопросы — на втором. Находится время и с женой побыть, и каждому ребенку уделить внимание. И дети помогают друг другу. Когда они просыпаются, они не к родителям бегут, а занимаются друг с другом. Это очень здорово, когда много детей!

— Дети ссорятся между собой?

— Чуть-чуть. Они у нас не ангелы, а обыкновенные дети. Кто-то что-то не поделит... Но все в меру, не до драки. На воспитание детей традиции тоже влияют, даже то, как между собой общаются родители. Мы с женой вышли тоже из многодетных семей — у нас было по 8 братьев-сестер. И это здорово. Я считаю, что людям надо иметь много детей. Кто остается самым близким? Не друзья и соседи, а братья и сестры.

— Как у вас в семье распределяются обязанности?

— Жена отвечает за кухню, я в это не вмешиваюсь. Мне досталась такая жена, которая очень вкусно готовит. Но все платежи лежат на мне. Одежда для детей — за это тоже отвечает жена. Занятия с мальчиками в плане учебы лежат на мне. Мы всей семьей довольно рано выходим из дома — в 8 часов утра. В субботу молитва начинается чуть позже, поэтому в этот день за сборы детей отвечаю я, а жена в это время имеет пару свободных часов. Тем более что в субботу нельзя ничего готовить — вся еда приготовлена заранее. Рассказать детям что-то перед сном — это тоже я. Конечно, все вопросы, связанные с билетами, поездками, тоже лежат на мне.

— А у детей есть свои обязанности по дому?

— Понятно, что они убирают за собой постель утром. И они по очереди убираются в доме, особенно перед субботой. Все это происходит само собой.

— Как зовут ваших детей? (NIYAZ)

— Хотите проверить, вспомню ли я все имена? (смеется). Старшая дочь Хинда — 18 лет, сын Мендель — 16 лет, дочь Хасиа — 14 лет, сыну Натану скоро будет 13, сын Шими — 10 лет, сын Ошер — 8 лет, дочерям Хайе скоро будет 5, Бейле скоро будет три, Дине скоро будет два года.

— Чем дети увлекаются?

— Занимаются музыкой, сильно увлечены рисованием, лепят из пластилина. Музыка и рисование — это наша семейная традиция.

— Как вы считаете, какие человеческие пороки сегодня разъедают общество, разрушают мир? Как с ними бороться? (Фарид)

— Сегодня многие живут онлайн — в интернете, в социальных сетях. Конечно, очень хорошо, что сегодня есть такой способ связи. Но, как и с любой вещью, с интернетом надо знать ограничения. Интернет приближает тех, кто далеко от тебя, но отдаляет тех, кто близко. Всегда надо находить время друг для друга. У евреев есть такое время — суббота, когда нельзя включать ни компьютер, ни телефон, ни телевизор. Сидим и общаемся... И такое время каждый может создать для себя.

...В субботу мы с детьми идем в синагогу пешком, и они хорошо знают, что в эти полчаса-час папа не будет говорить по телефону, значит, с ним можно пообщаться. Когда бы еще я нашел для них это время?..

«Как с любой вещью, с интернетом надо знать ограничения. Интернет приближает тех, кто далеко от тебя, но отдаляет тех, кто близко. Всегда надо находить время друг для друга» «Как и с любой вещью, с интернетом надо знать ограничения. Интернет приближает тех, кто далеко от тебя, но отдаляет тех, кто близко. Всегда надо находить время друг для друга»

— Газету «БИЗНЕС Online» читаете?

— Я вообще газеты редко читаю, только когда кто-то пришлет ссылку на какую-нибудь статью, например, о наших мероприятиях. Все новости мне прихожане рассказывают. Что касается «БИЗНЕС Online», то и история моих взаимоотношений с газетой, и то, как вы пишете о наших мероприятиях, — это очень хорошо. Вы всегда правильно ведете себя по отношению к нашей общине. Помню, летом кому-то из нас не понравилось, как ваш корреспондент написал про еврейские глаза, и он позвонил в редакцию. Ему ответили и слова исправили. Нет никаких проблем! Я знаю, что членам общины приятно, когда вы пишете о наших делах. Почему я прихожу к вам? Не потому, что хочу сидеть перед видеокамерой, — я просто знаю, что для нашего общества это важно. Евреям, которые живут в Казани, приятно, что их раввин приходит и отвечает на вопросы.

Еврейская мудрость гласит: «Каждому еврею все известно лучше, чем всем остальным». И чего нам ожидать в 2017 году? (Маршида)

— Интересно, где набрались этих «еврейских» мудростей? Лично я такую не знаю...

Что касается 2017 года, то я не пророк и не сын пророка... Никто не знает, что произойдет. Наша задача, когда происходят какие-то события, — правильно жить в этот момент. Можно только пожелать, чтобы в 2017 году было спокойно, была стабильность. А жить будем правильно, исходя из ситуации. Очень не хочется, чтобы люди мучились... Люди заслужили спокойную жизнь. Это мое пожелание. Думаю, так и будет.

— Спасибо вам за полезный разговор. Мира и добра вашему дому!

Ицхак Горелик родился 14 марта 1974 года в Израиле. Мама родом из Риги, отец имеет белорусские корни, родился в Ташкенте. Его родители уехали из СССР в Израиль в 1971 году. Учился в ешивах (еврейских духовных академиях) в Израиле и Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом раввина.

В 1997 году главным раввином России Берлом Лазаром назначен на должность раввина Казани и Республики Татарстан.

Избран коллегами в совет раввинов России.

Женат на рабанит Хане, у них 9 детей. Ицхак второй из 8 братьев и сестер. Хана вторая из 8 братьев и сестер.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.12.2016 09:06

С праздником Вас!

  • Анонимно
    25.12.2016 09:06

    С праздником Вас!

  • мотоцикл
    25.12.2016 09:35

    Развязыванию Гражданской войны способствовали следующие факторы:
    - разобщенность российского общества на непримиримые партии, классы и группировки, которые вооруженным путем стремилось удовлетворить свои узкие классовые, социальные, региональные интересы в ущерб общенациональным. Люди, жившие в одной стране и говорившие на одном языке, стали смотреть друг на друга как на врагов.

  • Анонимно
    25.12.2016 09:39

    С праздником! Мир Вашему дому!

  • Анонимно
    25.12.2016 09:47

    с ханукой

  • Анонимно
    25.12.2016 10:40

    С ХАНУКОЙ! полезная беседа с умным человеком!

  • Анонимно
    25.12.2016 10:43

    Приятно читать, в жизни обычный человек. Молодец!
    С праздником!

    • NIYAZ
      26.12.2016 07:49

      Да. А еще ничего не говорит о деньгах и бизнесе (муфтий достаточно много говорит об этом).

  • Анонимно
    25.12.2016 11:12

    С большим праздником Вас! Успехов Вам в Вашей службе людям.

  • Анонимно
    25.12.2016 11:29

    Всегда уважал евреев.

  • Анонимно
    25.12.2016 11:53

    С праздником, друзья! =татарин

  • Анонимно
    25.12.2016 11:55

    вот интересно , почему есть евреи русские, горские, немецкие(ашкеназы) и т.д., а наоборот нет ?
    т.е. нет еврейских русских, еврейских немцев или еврейских горцев.
    что на это скажет уважаемый господин Горелик ?

  • Анонимно
    25.12.2016 12:01

    Евреи молодцы. Всем бы поучиться у них взаимопомощи и взаимовыручке. И раввин-молодец. Умный, спокойный.
    А еврейская школа- пожалуй, лучшая в Казани.
    А.

    • Анонимно
      25.12.2016 12:30

      Съездий в Израиль! Там увидишь "взаимовыручку" в полной красе))))

      • Анонимно
        25.12.2016 22:01

        В Татарстане татары тоже друг другу не помогают, потому что их много. А за пределами, в "чужом" окружении- очень даже. Мне вот коллега-татарин в другом городе помог устроиться на хорошую работу. Голос крови существует. Надо только прислушиваться и держаться корней.
        У евреев это лучше всех получается.
        А.

        • Анонимно
          12.01.2017 10:31

          — Конечно, еврейство — это национальность, которая передается по наследству. Но в то же время это не только национальность. Дело в том, что когда нееврей принимает иудаизм, его дети автоматически становятся евреями.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332912

          — Я не понимаю, почему вопрос только евреям? То же самое можно спросить у татар, которые живут, например, в Москве. Я думаю, что сегодня такое время, когда все живут везде. И такие вопросы даже задавать не надо. Где человек живет, какое место ему дорого, о том месте он и должен заботиться. Когда все живут везде, надо находить баланс, чтобы жить в мире. А жить в стране и что-то плохо против нее делать — это неправильно.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332912

      • Анонимно
        25.12.2016 23:21

        Был в Израиле - люди разные, как и везде.

      • Анонимно
        26.12.2016 01:43

        уж лучше чем у нас.

    • Анонимно
      26.12.2016 15:11

      Начальная школа - безусловно. С 5 класса (с 7 - край) надо искать что-то другое.

  • Анонимно
    25.12.2016 12:38

    Самый чёткий раввин россии :D

  • Анонимно
    25.12.2016 12:39

    Свою производственную деятельность я начала под руководством управляющего-еврея и начальника цеха тоже еврея.И на всю жизнь у меня остались восхищение и теплые чувства к этим людям.Тем более в последующем было с кем сравнивать.Значит еврейская вера,отношения в семье,воспитание самые правильные.

  • Анонимно
    25.12.2016 13:22

    Значит мы живем в эпохе, которая нахывается "Пятка Чингисхана". Для татар Машиах - Чингисхан. И не только для татар.

    • Анонимно
      12.01.2017 10:34

      В Коране сказаннотчто после пророка Мохаммеда больше пророков не будет
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332912

  • Анонимно
    25.12.2016 13:24

    Если все евреи будут иметь по 9 детей, скоро Россия станет новым Израилем.

  • Анонимно
    25.12.2016 14:04

    Ханука тов, с Ханукой! С праздником всех!

  • Анонимно
    25.12.2016 14:39

    На мой взгляд это не пятка.Народ России почти фсю историю России за исключением пары десятилетий социализма с 1970 ро 1985 г образно говоря жил в ж... .

  • инженер
    25.12.2016 15:50

    Машиах для богоизбранных -это хорошо. Но, судя по историческим откровениям , непонятно, чем это обернеться для православных и правоверных. С другой стороны, второе пришествие пророка Иса, объеденит христиан и мусульман, нам Земле наступит мир.

    • Анонимно
      26.12.2016 12:53

      "Наоборот, будет ощущение, что пришел Хозяин мира". - знаете кого считают "Князем мира сего"??? Вот вам и ответ на все вопросы...

      • Анонимно
        27.12.2016 04:35

        Это Антихрист, предыдущий комментатор был толерантнее

    • Анонимно
      26.12.2016 14:03

      это вообще загадка, т.к. пришествие Иисуса ждут и христиане и мусульмане, то каждая группа ждет его как лидера общины. И конечно же хочется объединения людей и мира на земле. А загадка в том как это событие (т.е. приход Иисуса) будет воспринято иудеями.

  • Анонимно
    25.12.2016 15:50

    «Сегодня мы живем в нормальной стране по всем направлениям: образование, медицина, условия жизни».

    Опечатка в слове «нормальный»?

  • Анонимно
    25.12.2016 15:51

    «Помню, когда зимой 1997 года мы впервые приехали сюда, жили на перекрестке улиц Ульяновых и Маяковского — так на улице один фонарик висел на проводе... И что произошло с тех пор с городом!»

    В нарушение законодательства РФ о культурном наследии снесли множество объектов культурного наследия.

  • Анонимно
    25.12.2016 19:12

    Поздравляю всех правоверных иудеев с праздников! Мир вашему дому, пусть свет горит в ваших домах, сердцах и ваши дети будут здоровыми, умными и богобоязненными. А наша совместная жизнь в благословленном Татарстане мирной и гармоничной. Амин!
    Правомерный мусульманин из Казани

  • Анонимно
    25.12.2016 19:14

    Горелик мне очень понравился. Чувствуется в нем верующий и умный человек. С праздником!
    Нееврей

  • Анонимно
    25.12.2016 19:15

    Дорогой сосед с праздником! Счастья и здоровья семье!

  • Анонимно
    25.12.2016 19:57

    В Коране сказаннотчто после пророка Мохаммеда больше пророков не будет

    • Анонимно
      26.12.2016 08:50

      еврейский Машиах это не пророк. это понятие несколько шире.
      Машиах, это что то типа полномочного представителя всевышнего на земле. через него должно осуществляться непосредственное управление.
      так что корану не противоречит)

  • Анонимно
    25.12.2016 21:33

    Пусть свет ханукии напоминает , что"один маленький огонек способен разогнать огромный мрак".Доброго света нам всем и мира!Хаг Ханука самэах!Радостной Хануки!

  • Анонимно
    25.12.2016 22:32

    ...а может нам надо выше быть всего этого...если ты Человек, то нация и религия для меня, лично, не важно...мы летим на одной ракете..или я что-то не понял в свои 50 лет..

    • Анонимно
      26.12.2016 12:49

      Откровения пророка Исайи почитайте. Тогда поймете кто в ракете летит, а кто нет. Ели сумеете понять....

  • Анонимно
    25.12.2016 23:35

    Все что Кашерно, то Халяльно! Если бы в руководстве Татарстана было больше евреев, они не дали бы Республику на сьедение москвичам.

    • Анонимно
      26.12.2016 09:32

      Если бы не это,если бы то....Республику давно бы кусали подобные москвичи)))

  • Анонимно
    26.12.2016 00:32

    Мало кто из казанцев знает, но в здании синагоги есть небольшой и очень интересный музей.

    Работает много кружков (образовательных и по интересам) для молодежи и других возрастных категорий. Все бесплатно.

    Атмосфера больше напоминает клуб . Жизнь в общине кипит. Все это сильно отличает в лучшую сторону "дом учителя"(шутка) от храмов других конфессий.

    Там же можно безвозмездно (!) взять напрокат костыли и другие вещи необходимые для ухода за тяжелобольными.

    При входе стоит ящик для пожертвований с очень знакомой и понятной для многих без перевода надписью что- то типа "ЦСАДАКХА" (Простите мой иврит). :))

    Короче,
    Ицхак Горелик-" правильный "ребе.

    Не еврей.



  • Анонимно
    26.12.2016 10:44

    Всегда с удовольствием читаю интервью этого человека. Спасибо!

  • Анонимно
    26.12.2016 12:39

    С праздником!

  • Анонимно
    26.12.2016 13:56

    В Татарстне нет никакого пятки мошиаха.

  • Анонимно
    28.12.2016 19:32

    Нормальнее некуда.

  • Анонимно
    30.12.2016 15:58

    Хава нагила
    Хава нагила
    Хава нагила
    Венис Меча

  • Анонимно
    3.01.2017 20:22

    Почему во всех городах-миллиониках раввины не россияне?

  • Анонимно
    7.01.2017 06:37

    1. Я верю, что Вы, уважаемый раввин, живете под "пяткой машиака".
    Ну. а мы где живем Вы можете узнать в общественном транспорте, а не в советах (там только "уважаемые люди" и они говорят только об "уважаемых людях" - конечно, приятно слышать, да и информации много).
    2.Мы с Вами не договоримся, многоуважаемый раввин, по поводу как выглядит Казань. Моей Казани уже нет, например, в Москве и Ленинграде моего много. Если не верите, спросите наших евреев в Израиле - они Вам на чистейшем русском языке или на иврите скажут тоже самое.
    С уважением, Марат Н.Альмухаметов. Однажды я Вам задавал вопрос - Вы очень вежливо не ответили. Также, как "авторитеты" в судебной системе . Ну Вы знаете таких юристов - они есть и в Израиле.

  • Анонимно
    9.01.2017 23:54

    Сколько гражданств у господина Горелика? 2 или 3? РФ, Ираиль, а США тоже есть?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль