Общество 
17.01.2017

Было 400 посылок, станет 78 тысяч: таможня думает, как быть с подарком от Никифорова

Экспорт Татарстана без учета нефти за год упал на $589 млн., а товарооборот с Турцией из-за сбитого Су-24 за два года упал в 2,5 раза

Таможенники Татарстана готовятся развернуться на полную катушку в связи со скорым запуском нового почтового логоцентра под Казанью — шутка ли, число международных отправлений вырастет раз в 200! Об этом сегодня рассказал шеф таможни в РТ Альберт Мавликов. В целом, как узнал на брифинге корреспондент «БИЗНЕС Online», за год внешнеторговый оборот РТ упал на 22%. Но есть и хорошие новости: в числе крупных экспортеров РТ впервые появились производители продуктов.

Альберт Мавликов Начальник татарстанской таможни Альберт Мавликов впервые объявил о подготовке к открытию логистического сортировочного центра Почты России Фото: «БИЗНЕС Online

ТАМОЖНЯ ДАСТ ДОБРО, НО НЕ ВСЕМ ПОСЫЛКАМ

Сегодня в ходе брифинга по итогам работы татарстанской таможни в 2016 году ее начальник Альберт Мавликов впервые объявил о подготовке к открытию логистического сортировочного центра Почты России. Напомним, он работает в тестовом режиме близ международного аэропорта «Казань». Ранее сообщалось, что центр под Казанью за 2 млрд. рублей сдадут в эксплуатацию в начале 2017 года. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров уже посещал логоцентр.

Планируемый среднесуточный объем обрабатываемых почтовых отправлений нового центра — 71 тыс. ввозимых международных посылок и более 7 тыс. вывозимых. Между тем пока в зоне деятельности казанского таможенного поста число международных посылок достигает лишь 400. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Мавликов рассказал, что в четырех из них в 2016 году нашли наркотические вещества, и для понимания предстоящих объемов работы предложил соотнести этот показатель с будущим объемом. Если учесть, что хоть и малая, но часть их потенциально может быть «с сюрпризом»...

«Конечно, этот вопрос нас беспокоит. И мы сейчас проводим серьезные структурные, организационные, технологические мероприятия, чтобы обеспечить противодействие этим рискам, — признал Мавликов. — Наверное, этот объем [посылок] будет набираться постепенно, но объем будет большой. И мы постараемся обеспечить качество обработки почтовых отправлений».

Татарстанская таможня уже направила свои предложения по формированию нового таможенного органа на базе почтового логистического комплекса — подразделение займется только отслеживанием почты. Для проверки будут использоваться как кинологи, так и современные средства таможенного контроля.

«Включаем новые, используем старые [средства контроля], — сказал Мавликов. — Такая линия в России еще нигде не применяется, поэтому мы внимательно изучаем узкие места. Где расставить людей? Какие средства нужны? Где мы должны использовать кинологов? Как взаимодействовать с МВД, ФСБ и другими органами?»

Уточнять нашему корреспонденту, о какой сумме идет речь в поданной заявке, Мавликов не стал, но сообщил, что предложения находятся на рассмотрении, вариантов несколько. На первом этапе в логоцентре будут заняты 800 человек (имеются в виду сотрудники почты, а не таможенники). В дальнейшем штат будет увеличен до 1 тыс. человек и более. Сортировочный пункт будет обрабатывать всю посылочную почту и письменную корреспонденцию для пяти ближайших к Татарстану регионов (Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Самарской и Ульяновской областей) — до 1 млн. почтовых отправлений в сутки.

Надо сказать, что за прошлый год численность сотрудников таможни сократилась с 557 до 553 человек, тогда как в 2012 штат составлял 668 человек. Такие изменения объясняются регистрацией каждой второй декларации на товары в автоматическом режиме. Если декларацию на товар регистрирует сотрудник таможни, то на это уходит до 40 минут, при приеме документов в электронном виде затрачивается 1 - 2 минуты. Вот только в 2014 году более 90% деклараций России оформляли именно на коленке.

«Работа идет постепенно. Пока в автоматическом режиме обрабатываются партии, которые не относятся к рисковым поставкам, они проходят по критериям авторегистрации, — сказал Мавликов. — Бывают технические ошибки, запятую, точку не поставил участник ВЭДа... В этом случае автоматически обработать уже не получается».

ШУБЫ С ЧИПАМИ: НА ТАМОЖНЕ «УЧЛИ» 37,3 ТЫС. МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Мавликов напомнил, что в 2016 году произошли изменения в поставках изделий из меха, которые касаются их обязательного чипирования. «Это позволяет отслеживать движение товара с момента пересечения границы, — сказал главный таможенник РТ. — Могу сказать, что вопрос актуален и назрел давно».

В 2015 году и во второй половине 2016 года проводилось шесть таможенных проверок, в ходе которых нашли более 4 тыс. меховых изделий, ввоз которых в РФ не был подтвержден документально. «Предприятия добровольно продекларировали эти товары», — сказал Мавликов, уточнив, что сумма сборов тогда составила 11 млн. рублей. В этом году таможня в РТ такие проверки не проводила, но с декабря на таможне уже чипировали более 37,3 тыс. ввезенных шубок.

В целом за 2016 году татарстанская таможня направила в федеральный бюджет 24,3 млрд. рублей, что на 8,6% выше аналогичного показателя прошлого года. Импортная составляющая таможенных сборов по итогам прошлого года составила 23,9 млрд. рублей, экспортная — 26,6 млн. рублей. Мавликов озвучил и показатель эффективности работы своего ведомства: каждый вложенный рубль в прошлом году дал 61 рубль отдачи в федеральный бюджет.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РТ В ПИКЕ ИЗ-ЗА ДОЛЛАРА И САНКЦИЙ. ЗАТО В ЭКСПОРТЕ РАСТЕТ ДОЛЯ ПРОДУКТОВ

По сравнению с 2015 годом в РТ здорово просел внешнеторговый оборот. Он составил $3,5 млрд., что на 22% меньше. Объемы экспорта по сравнению с 2015 годом сократились на $589,5 млн. до $1,9 миллиарда (53,2% от внешнеторгового оборота). Импорт уменьшился на $401,08 млн. до $1,6 миллиарда.

«Стоимость выражена в долларах США, поэтому напрямую информация не может свидетельствовать о снижении внешнеэкономической активности, — уточнил Мавликов. — Здесь множество факторов, в том числе и колебания курсов доллара».

Вместе с тем число отгруженных товарных партий, которым соответствует количество деклараций, выросло. По данным таможни, за минувший год выпустили 62 тыс. таможенных деклараций, что на 6,3% больше по сравнению с 2015 годом. На экспорт задекларировали 36,7 тыс. товарных партий (рост по сравнению с 2015 годом — 11%), на импорт — 25,3 тыс. (рост на 3,2%). При этом участников внешнеторговой деятельности в РТ сократилось на 5,4% — с 1052 до 995.

В структуре экспорта на первом месте продукция химической промышленности — синтетический каучук, резиновые изделия, органические химсоединения (69,6%), машиностроительная продукция — грузовые автомобили и запчасти к ним, оборудование и запчасти (20,7%), замыкают тройку древесина и целлюлозно-бумажные изделия (3,1%). Основными экспортерами в РТ остаются «Нижнекамскнефтехим» (50,9% в структуре экспорта), внешнеторговая компания КАМАЗа (8,5%), Казанский вертолетный завод — 7,9%, «Казаньоргсинтез» — 7,4%, торговый дом «Кама» — 5%, «Менделеевсказот», «Аммоний».

«Всего не объяснить, но основное — изменение цены на нефть, сокращение по КАМАЗу, но все равно немножко вырос несырьевой экспорт, — рассказал в беседе с „БИЗНЕС Online“ глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Надо понимать еще, что не все товары проходят через нашу таможню. Часть наших продуктов идет через московские таможни, и здесь их таможенники не отражают (в том числе речь, идет по-видимому, о нефти и нефтепродуктахприм. ред.). Увидеть рост внешнеторгового оборота можно будет в перспективе двух-трех лет при условии поддержки реального производства. И если федеральный центр даст больше возможностей для инвестирования в производство».

В числе крупнейших импортеров РТ — «Форд Соллерс Елабуга» (13,4%), КАМАЗ — 12,5%, ТАИФ-НК — 10,4%, «Татнефть-Нефтехимснаб» — 5,1% и «Нижнекамскнефтехим» — 4,3%.

«Снижение импорта говорит о наличии санкций и девальвации рубля — нет денег для покупки нового оборудования», — объяснил статистику таможни по импорту Агеев.

В структуре ввозимых товаров лидируют поставки машиностроительной продукции — машины, двигатели, насосы, комплектующие к автомобилям, принадлежности моторных транспортных средств (61,3% от внешнеторгового оборота), на втором месте продукция химической промышленности — 25,3% (продукты неорганической химии, пластмассы и изделия из них), металлы и изделия из них — 6,3%, текстиль и текстильные изделия — 1,3%, минеральные продукты — 0,9%. На прочие товары приходится 4,7%.

«Доля экспорта и импорта для Татарстана достаточно традиционна, и из года в год эти пропорции сохраняются», — сказал Мавликов.

Однако впервые в структуре экспорта РТ появились продовольственные товары, их доля составила 2,8%.

«У нас есть ряд предприятий, которые отправляют свою продукцию в страны СНГ, не дальнего зарубежья, — сказал Мавликов, комментируя появление отдельной строкой продтоваров. — Они стали заметными, объемы стали более ощутимыми и попали в статистику».

Как сообщили на таможне, увеличение произошло за счет поставок за рубеж майонеза, подсолнечного и рапсового масла, кетчупа, томатной пасты и кондитерских изделий. Уточнять названия компаний в таможне не стали, объяснив это коммерческой тайной.

В ЛИДЕРАХ ПАДЕНИЯ ТОВАРООБОРОТА — ТУРЦИЯ И УКРАИНА

Всего участники внешнеэкономической деятельности РТ поддерживают отношения со 121 страной. Доля торговли со странами дальнего зарубежья увеличилась и составила 93%, а со странами СНГ уменьшилась до 7%.

В Топ-3 стран-импортеров в Татарстан вошла Германия (доля — 23,9% в торговом обороте), Китай (11,2% с наибольшим ростом по итогам года) и США (7,2%). В тройке экспортеров производителей РТ — Индия (10,8%), Польша (6,7%) и Венгрия (5,5% в торговом обороте).

С Турцией товарооборот Татарстана снизился на 27% до 5,9% в общем торговом обороте — $157 миллионов. «Это не продукты питания, ширпотреб, это все идет на предприятия, созданные совместно с турецкими инвесторами», — сказал Мавликов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Причины этому понятны. После инцидента со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Россия ввела санкции против Турции. С 1 января 2016 года был запрещен ввоз в Россию из Турции ряда продуктов, приостановлено действие безвизового режима с Анкарой, отменены чартерные рейсы и введены ограничения на прием работников из числа граждан Турции. Торговые взаимоотношения Татарстана и Турции также сильно пострадали. Товарооборот между республиками начал свое падение еще в 2015 году: за 12 месяцев прошлого года он сократился в два раза — с $405 млн. в 2014-м до $215,1 млн. по итогам 2015-го. В 2016 году товарооборот РТ и Турции продолжил свое падение в условиях санкций.

«Восстановить рост с Турцией будет непросто, — считает Агеев. — Есть инерция. Восстановится, но не сразу, многое еще будет зависеть от туризма».

Второе крупное падение по внешней торговле — с Украиной. В октябре прошлого года сообщалось, что санкции как-то коснутся поставки двигателей ТВ3-117 (выпускаются украинским «Мотор Сич») для вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Кроме того, «напряженка» была с поставками двигателей из Николаева для комплектации фрегатов типа «Гепард». Вьетнаму пришлось буквально «надавить» на украинских партнеров, чтобы завод им. Горького достроил корабли. И теперь проектировщик фрегатов — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро — вообще не планирует заказывать двигатели на Украине. Во всяком случае, в числе 8 крупнейших стран-импортеров Украина не значится, тогда как экспорт РТ в эту страну составляет 5,4% в общем торговом обороте.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.01.2017 20:20

Татарстанская таможня это ещё тот фрукт, при подаче ТД заявили, что импорт упал, а план сбора пошлин остался, поэтому они считают, что мы должны заплатить больше, после того как они не смогли доказать факт занижения ввозной стоимости, пытались с нами договорится и торговались за размер пошлины. Оплатили строго по закону и больше таможить в Татарстане не будем, есть куча других постов и вменяемых сотрудников.

  • Не Аноним
    17.01.2017 16:50

    А скорость получения посылок так же останется - 1 месяц?

    • Анонимно
      17.01.2017 17:16

      Caмое плохое и раньше каждый третий мелкий пакет из Китая не доходил. Оседал где то на ПР. А теперь какие пропорции будут получил/неполучил.

      • Анонимно
        17.01.2017 23:37

        Пропорции будут те же самые, ибо количество воров на почте не уменьшается. Я заказал на ebay сначала одну флешку, потом вторую. Продавец послал первую обычным письмом. В моем ящике я обнаружил разорванный конверт без флешки. У меня современный антивандальный ящик, из которого что-то вытащить крайне затруднительно. Мои обращения к начальнику ОС и в Госкомнадзор ни к чему не привели. И там и там мне сказали, что почта несет ответственность только за заказные письма. Второе письмо с флешкой мне просто не принесли, чтобы не выслушивать от меня претензии. Я прошерстил интернет на эту тему и понял, что воровство на почте имеет немыслимые масштабы. На мой взгляд флешка была украдена еще до Казани и почтальон опускал в ящик уже пустой разорванный конверт. Почте не выгодно поднимать шум, т.к они лишатся премии за ухудшение показателей

        • Анонимно
          18.01.2017 08:34

          перестал заказывать из Китая без отслеживания посылок... смысла нет... не доходят они... пустые траты времени ожидания... думаю врятли китайцы так массово обманывают...

          • Анонимно
            18.01.2017 09:34

            Китайцы не обманывают. При обращении к ним, они готовы повторно выслать товар или вернуть деньги. Борятся за положительные отзывы. А товары портятся при выгрузке (очень много видео, где мелкие пакеты выгружаются лопатами) или уходят ввиде бонусов грузчикам.

  • Анонимно
    17.01.2017 17:01

    Чем хуже - тем лучше.
    Быстрее Перемены в стране начнутся.

    • Анонимно
      17.01.2017 17:55

      Девиз либеральчика

      • Анонимно
        17.01.2017 18:11

        Так страну гробят не либералы, а те, кто патриотом притворяется.

        • Анонимно
          17.01.2017 18:22

          Когда руководят либералы, то они уничтожают страну.

          • Анонимно
            17.01.2017 20:25

            Образование нужно Вам. Когда-то отрицали паровой двигатель.

          • Анонимно
            18.01.2017 12:44

            Стесняюсь спросить. А кто у нас руководители -либералы? И в чем проявляется их либерализм? Мне кажется в последнее время принимаются законы и решения, направленные на ужесточение контроля и всяческие запреты, очень далекие от либеральных.

            • Анонимно
              18.01.2017 14:20

              Не стесняясь тоже спрошу. А кто у нас руководители -патриоты? И в чем проявляется их патриоты (единственное что приходит на ум импорт своих чад в Лондон - хотя бы меньше пешеходов передавят) ? Мне кажется в последнее время принимаются законы и решения, направленные на уничтожение образования, науки и любой промышленности что Очень далеко от патриотизма.

  • Анонимно
    17.01.2017 17:13

    Было 400 посылок, станет 78 тысяч
    не говори гоп пока не перепрыгнешь... с камазами тоже думали все будет ништяк,в результате сплошные дни отдыха...

    • Анонимно
      17.01.2017 17:49

      если с Китаем не ужесточат почтовую связь, то реально такое количество посылок.

      • Анонимно
        17.01.2017 18:24

        А разве не население России (народ) получает эти посылки? Опять чтобы не напрягаться надо ужесточить правила по отношению к народу?

  • Анонимно
    17.01.2017 17:23

    Падение, конечно, плохо, но за производителей продуктов питания порадовался!

  • Анонимно
    17.01.2017 17:38

    Разве грузовой самолет стоить полтара миллиарда. Почта Росси купил 2 самолнта за 3 миллиарда. Что же это за самолеты. У директора почта России 10 миллионов раблей в месяц , а почтальоны получают средном 7 -8 т.р. и они же за день сколько километров пешком ходят с грузом. Это же издевательства.

    • Анонимно
      17.01.2017 21:55

      А сколько по вашему они стоят? Авиация не самая дешевая штука )

    • Анонимно
      18.01.2017 11:08

      25 млн. долларов за самолет это очень хорошая цена, иномарки от 40 млн. начинаются. Так что и деньги налогоплательщиков сохранились и наши производители самолетов заказ получили.

    • Анонимно
      18.01.2017 11:46

      если толком не учился, то для здоровья полезно

  • Анонимно
    17.01.2017 20:20

    Татарстанская таможня это ещё тот фрукт, при подаче ТД заявили, что импорт упал, а план сбора пошлин остался, поэтому они считают, что мы должны заплатить больше, после того как они не смогли доказать факт занижения ввозной стоимости, пытались с нами договорится и торговались за размер пошлины. Оплатили строго по закону и больше таможить в Татарстане не будем, есть куча других постов и вменяемых сотрудников.

  • Анонимно
    17.01.2017 21:29

    Экспорт из страны так и не наладился для МСБ и наверное и не будет налажен. Столько выгоды теряет страна. Не понимаю.

  • Анонимно
    18.01.2017 14:39

    "Мавликов озвучил и показатель эффективности работы своего ведомства: каждый вложенный рубль в прошлом году дал 61 рубль отдачи в федеральный бюджет." Раз и навсегда, забудьте про этот показатель. Это не таможня отдала 61 рубль в бюджет, это участники ВЭД перечислили 61 рубль через расчетный счет Татарстанской таможни в федеральный бюджет в качестве таможенных сборов.

  • Анонимно
    15.02.2017 09:33

    Обсолютно согласен, такой бестолковой и бюрократичной таможней как Татарстанская ни где не сталкивались,ни кто ничего не хочет делать,все боятся взять на себя ответственность,стараются прикрыть свою задницу запросом кучи не нужных документов, больше ни ногой.

  • Анонимно
    15.02.2017 19:57

    Ежегодный бла-бла-бла отрапотовали

  • Анонимно
    16.02.2017 07:20

    А конкретно для республики какой от таможни толк?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль