Культура 
19.01.2017

«Да, любовь Шаймиевых – это интимное дело, но ведь если писатель талантлив...»

Еще одна биография юбиляра: как называли юного Минтимера, в чем он превзошел Табеева и кто провожал до дома в Шалях будущую первую леди

Сборник рассказов о жизни Минтимера Шаймиева, которому завтра исполняется 80 лет, «Илбашы» за авторством писателя Рабита Батуллы презентовало накануне Татарское книжное издательство. О первом читателе художественно документального произведения, возмущении местных литераторов его небольшим тиражом и слезах писателя Батуллы после встречи со своим героем — в материале «БИЗНЕС Online».

«НУЖНО ОБЕ КНИГИ ПРОЧЕСТЬ И СРАВНИТЬ, ЧТО ИЗ РУССКОЙ Я УКРАЛ ДЛЯ СЕБЯ»

Пришедшие накануне в конференц-зал ИА «Татар-информ» журналисты были, мягко говоря, удивлены. Обстановка здесь больше напоминала не рядовую пресс-конференцию на культурную тему, а театральную премьеру — аншлаг! По крайней мере, сидячие места в первой части зала были заполнены под завязку еще до начала мероприятия. Довершало соответствующую атмосферу присутствие едва ли не большей части литературного бомонда республики. Все они пришли поддержать своего коллегу — автора книги «Илбашы» Рабита Батуллу. Ощущение единства среди татарских властителей дум создавало присутствие действующего председателя союза писателей РТ Данила Салихова, а также его предшественника Илфака Ибрагимова. Последний, как оказалось, стал одним из инициаторов появления «Илбашы» (в переводе с татарского — глава государстваприм. ред.).

Сотрудницы Татарского книжного издательства, устанавливая на столах только что вышедшее произведение, огорчили гостей — халявы не будет: «С собой не брать, ознакомиться и вернуть на место». Кто хочет, мол, пусть после пресс-конференции заплатит 180 рублей за том, в противном случае «из нашей зарплаты вычтут».

Тем временем сам автор пока скромно сидел на одном из свободных мест в зале в ожидании начала пресс-конференции, чем и воспользовался наш корреспондент. «Все интересно, но мне больше всего нравится история любви Минтимера и Сакины. Она подобна преданию о Юсуфе и Зулейхе, Тахире и Зухре, стоит в том же ряду», — ответил Батулла на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, что было самым интересным при работе над книгой, которая представляет собой сборник рассказов, где в беллетризированном виде рассказываются истории из реальной жизни будущего юбиляра Минтимера Шаймиева.

«А разве любовь — это не интимное дело человека, как вы это описывали?» — последовал еще один вопрос. «Да, любовь Шаймиевых — это интимное дело, но ведь если писатель талантлив, то и в интимных вещах своих героев разбирается, — позволил себе чуточку бахвальства литератор. — Есть ведь документы. Книга Сакина Шаймиевой вышла ранее, потом были другие источники, есть интернет, были личные встречи. Ну и сам я кое-что знаю. Произведение-то художественное».

Художественно-документальное, затем поправился Батулла — «все пополам». «Илбашы» — это что-то наподобие ЖЗЛ», — немного удивил писатель нашего корреспондента, который прекрасно помнил, что презентация книги о Шаймиеве из знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» прошла совсем недавно. «В ЖЗЛ она полностью документальная, а у меня основана на документах. Поэтому нужно обе книги прочесть и сравнить, что из русской я украл для себя», — пошутил Батулла. На вопрос о том, планируется ли перевод «Илбашы» на русский язык, автор ответил, что это решает не он.

Рабит Батулла Рабит Батулла

«ЗДЕСЬ ОПИСЫВАЕТСЯ ЖИЗНЬ И ДЕДА ШАЙМИЯ, И ОТЦА ШАРИПА, НУ И МИҢКӘЯ...»

Между тем настало время пресс-конференции, и спикеров попросили в президиум. Модератор объявила, что уже со следующего понедельника «Илбашы» можно будет купить в магазинах — тираж 2 тыс. экземпляров. «Кто не может найти сюжета для книги, пусть обратится к истории, там есть сюжеты», — сказал собравшимся Батулла. А заведующий редакцией художественной литературы Татарского книжного издательства поэт Газинур Муратов признался, что в книге он встретил и интересное для него. Например, оказывается, маленького Минтимера называли в родной деревне и округе уменьшительно-ласкательно — Миңкәй: «Здесь описывается жизнь и деда Шаймия, и отца Шарипа, ну и Миңкәя, да именно так называли Минтимера односельчане. Есть рассказы о современности, а писать это непросто, потому что живы еще свидетели событий».

Журналисты не преминули спросить: а сам главный герой книги прочитал ли ее? «Минтимер Шарипович первый ознакомился с рукописью, — сообщил автор книги. — Вторую половину черновика он забраковал, я уходил в слезах. Но это пошло мне на пользу. Он оказался прав. Потом он еще раз прочитал и еще раз. В последний раз дал советы, написав их в записке». Более того, добавил Муратов, даже внешнее оформление книги — на обложке фотография Шаймиева с лошадью в поле — является идеей первого президента Татарстана. При этом он не захотел, чтобы внутри книги были какие-то фотографии.

Газинур Муратов Газинур Муратов

Народный писатель РТ Батулла отметил, что не сразу согласился на эту работу. И вообще, идея создания «Илбашы» принадлежит не ему, а главному редактору журнала «Казан утлары», тому самому экс-главе союза писателей РТ Ибрагимову, который и уговорил будущего автора взяться за труд. На создание художественно-документального произведения к 80-летию государственного советника Татарстана ушло чуть больше года.

«МОИ СТИХИ ВЫХОДЯТ С ТАКИМ ЖЕ ТИРАЖОМ, НО ВЕДЬ ЭТО «ИЛБАШЫ»!»

В общем, на пресс-конференции количество писателей и представителей татарской интеллигенции превышало численность репортеров. Литераторы одни за другим вставали и хвалили новую книгу, ее автора и, естественно, главного героя.

Один из аксакалов театра им. Камала, актер Асгар Шакиров, сказал: «Я знал и других руководителей республики, Табеева например, но таких, как Минтимер Шаймиев — знающих литературу и искусство, — никогда не было». А драматург Гарай Рахим гневно заметил: «Почему эту очень важную книгу, нужную книгу, знаю, что она будет популярна в народе, выпустили с тиражом всего в 2 тысячи экземпляров? Мои стихи выходят с таким же тиражом, но ведь это «Илбашы»! Почему издательство не продумало это?»

В ответ генеральный директор Татарского книжного издательства Ильдар Сагдатшин снизил градус романтичности мероприятия, сообщив, что это прежде всего коммерческий проект, нужно отбить вложенные деньги, но тут же успокоил литераторов: «Если распродадим весь тираж, то в течение месяца можем начать печатать новую партию, проблем нет. Кроме того, у книги есть электронный вариант. Возможно, его разместят на нашем сайте».

Писатели все не успокаивались, даже перебивали журналистов и спикеров. Так, прозаик Камиль Каримов, судя по всему уже прочитавший «Илбашы», поинтересовался о судьбе юноши, ухаживавшего за будущей женой первого президента РТ: «Там есть глава, где говорится о том, как Сакина была в Шалях, моей родной деревне, и ее провожал гармонист. Почему нет его имени. Его упоминать запретила сама Сакина апа или Минтимер ага зачеркнул?» Батулла честно признался, что не знает имени загадочного гармониста, но в следующем издании книги, если оно состоится, инкогнито может быть раскрыто.

Дотошных журналистов интересовали ошибки политика Шаймиева: есть ли о них речь в «Илбашы»? На что Батулла отвечал, что у живого человека, коим является многолетний лидер республики, всегда есть ошибки. Шаймиев их хорошо знает, исправляет, о некоторых сожалеет, старается их не повторять. Все относительно, говорит Рабит ага.

«Шаймиев был одним из главных противников перехода татарской письменности на латиницу. Ошибка это или не ошибка? Не знаю. Я сам в свое время требовал перейти на этот европейский алфавит, ведь он полностью соответствует нам. Как-то в Петербурге один представитель спросил у него, ну когда же перейдем. На что Минтимер Шарипович ему ответил: если мы перейдем на латиницу, то что будет с татарами, живущими за пределами Татарстана, смогут ли они читать написанное? Вот какая мудрость нашего первого президента», — вспоминал Батулла.

Завершилась пресс-конференция еще одним наблюдением из 90-х. Батулла был свидетелем того, как Шаймиев проезжал мимо митингующих, которые держали плакаты с нелицеприятными для президента республики лозунгами. «Так вот, он велел остановиться, подошел к митингующему и сказал: «А вот в этом предложении должна быть запятая!» — поставил эффектную точку в презентации автор «Илбашы».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (126) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.01.2017 09:02

Сплошь таланты , талантливые бизнесмены ,талантливые писатели

"...И ты, им преданный народ....."

  • Анонимно
    19.01.2017 08:36

    кара урман Байрамовой когда начнете тираж

    • Анонимно
      19.01.2017 11:28

      Байрамова еще писать умеет? По моему от нее больше крика и желания стравить русских и татар было.

      • Анонимно
        19.01.2017 12:59

        Это Вам внушили.Приписав ей слова которые она никогда не говорила.

        • Анонимно
          19.01.2017 15:16

          да мы и сами думать умеем. невнушаемые мы.

          • Анонимно
            19.01.2017 16:57

            Не зная языка пытаться говорит о литературе - вы минимум безумный.

          • Анонимно
            19.01.2017 20:08

            Если не внушаемый-то и рот свой прикрой и если ты такой ПРАВДИВЫЙ-то и фамилию ставь

      • Анонимно
        19.01.2017 20:06

        ВЫ разве своими пакостными словами-далеко от нее\ только бы очередное пакость вставить\.....и тут уже согласен со многими татарами...ВЛАСТИ очень много тараторят о значимости и развития ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА-а ничего для этого не делается-прежде всего надо поддержать ДЕНЬГАМИ-так как по рекламным материалам многие мероприятия обращаются только в РУССКОЯЗЫЧНЫЕ издания..и я часто этого вижу и поэтому мы внештатные фотокоры и журналисты и не можем получать свои \КУТАРОЧНЫЕ\ГОНОРАРЫ в ряд татгазетах

    • Анонимно
      19.01.2017 14:34

      (((((кара урман Байрамовой когда начнете тираж)))))))))Когда запоет песню Кара Урман. В день взятия Казани Иоаном Грозным.

  • Анонимно
    19.01.2017 08:47

    У книги получилось название странное какое- то.Вместо слова Иль (перевод с татарского языка означает государство) ,получилось слово ил (иловые отложения, которые образуются в болотной местности)

    • Анонимно
      19.01.2017 09:14

      Татарча язганда нечкәлек билгесе кирәкми. Хата юк

    • Псевдоним
      19.01.2017 09:31

      Зачем свою глупость демонстрируете публично? В татарском языке буква "л" мягкая по умолчанию, после нее не требуется мягкого знака. Согласно грамматике татарского языка, такие имена, как Илдар, Илнар, Наил, Фаил и т.п. аналогично пишутся без "ь".

      • Анонимно
        19.01.2017 12:13

        А я название на русском прочитал. Как пишут, так и слышу.

    • Анонимно
      19.01.2017 09:37

      мягкого знака нет в татарском!!!

    • По правилам татарской грамматики Ь при письме не ставится. Илдар, Илфат, Рамил, Равил

    • Анонимно
      19.01.2017 11:45

      08 47 Нет тут название написано правильно.Вы правильно заметили. перевели Название зашифровано.

    • Анонимно
      19.01.2017 15:17

      автор 08 47 .вы правильно перевели.будет так Начало Болота.

  • Анонимно
    19.01.2017 08:51

    Куштаннар гомер-гомергэ булган hэм булачак.

    • Псевдоним
      19.01.2017 09:32

      Ничего личного, только бизнес.

      • Анонимно
        19.01.2017 10:22

        экцэсе сон анын,экцэсе.

      • Анонимно
        19.01.2017 20:37

        А может, все же нет?!! У каждого свои ценности - бывают ещё и чудеса любви к отдельной личности - в которые всем слабо поверить:))) Все сегодня на измене и на расчете - вот и ищут везде корыстный подвох - даже в сказках!!! Ф.

  • Анонимно
    19.01.2017 08:54

    Средний возраст мужчин, по-моему около 70 лет, некоторые слишком долго живут. Причина....

    • Анонимно
      19.01.2017 10:06

      Причина! Кто занимается тяжелым физическим трудом те в основном до 70 не дотягивают.

    • Анонимно
      19.01.2017 10:23

      причина долгого долголетия одна...тэнгэ,много тэнгэ.

      • Анонимно
        19.01.2017 12:38

        Гомер үтте,
        Баю җитте.
        Нигә көрсенә?..
        Иң юкның да,
        Иң байның да
        Гомере бер генә.

  • Анонимно
    19.01.2017 09:02

    Сплошь таланты , талантливые бизнесмены ,талантливые писатели

    "...И ты, им преданный народ....."

    • Анонимно
      19.01.2017 09:16

      Забыли талантливых менеджеров и талантливых ученых...

      • Анонимно
        19.01.2017 10:03

        Муртазина Ирека тоже забыли?

        • Анонимно
          19.01.2017 10:33

          Да действительно,забыли представителя либерального движения Ирека Муртазина.

  • Анонимно
    19.01.2017 09:10

    Табеев Ф А энцеклапедитст в сравнении с Шаймиевым Нужно знать Табеева Ф А

    • Анонимно
      19.01.2017 10:07

      Обскакал Табеева.

      • Анонимно
        19.01.2017 10:28

        Табеев гордился МШШ, считал лучшим учеником, а "ученик" оказался дальновиднее учителя. Как типичный советский руководитель, Табеев панически боялся московского начальства, поэтому не поддержал наш "суверенитет". Если закрыть глаза на это постыдное обстоятельство, то республиканская элита многим обязана Табееву, поскольку у руля до сих пор "табеевские" кадры и их потомство.

        • Анонимно
          19.01.2017 15:25

          Табв не заслужиет уважеия хотя и сдали почетным грааджанином Казани.Случайно придя к власти, рядовой доцент, не имевший опыта хозяйственнй, партийной или советской работы, ни шагу не мог ступить без указки сврху, а нередко выслуживаясь бежал впереди паровоза. Разве Москва приказала ему отменить тукавевскую премию и только через пять летк ,когда ему сверху сделали замечание, что нельзя раздражать народ ,вынужден был восстановить ее, не говорю уж об отношении к татарскому языку , которому он отводил срок жизни всего 15 -20 лет и делал все для этого. Амбиции были огромны,даже на надгробном бюсте приказал изобразить все шесть орденов Ленина и депутатский значок в придачу, такого нет ни на одном памятнике. Возможно старческая деменция начиналась, поэтому написал, что провел у нас индустриализаци. Хотя принял республику с развитой нефтянкой, сетью мощных оборонных заводов, особенно авиационных и приборостроительных , во всю строился Оргсинтез, уникум новой химии. Но это заслуга его предшественников Муратова , Игнатьева и секретаря казанского горкома Мусина, о которых почему то стали забывать. Единственная и бесспорная его заслуга, он сумел ,в жесточайщей конкуренции с другими областями и республиками ,выбить строительство Камаза, а затем нефтехимии на Каме.

    • Анонимно
      10.02.2017 13:08

      энциклопе́дия

  • Анонимно
    19.01.2017 09:24

    Батулла бердэ картаймый!

  • Анонимно
    19.01.2017 09:28

    Любовь людей к ребенку может стать большим стимулом для его дальнейших ответных светлых намерений и свершений во взрослом возрасте, впрочем также как и ее, этой любви, отсутствие. В первом случае человек будет благодарен людям, во втором говорить, что он всего добился сам, а людям всегда чего-то не хватает.

  • Буре
    19.01.2017 09:37

    Культ личности не начинайте

    • Местный
      19.01.2017 10:40

      Вот тоже думаю, что первый звоночек. Художественно-документальное это как, немного приукрасил описание? Или вот, что значит: "В ЖЗЛ она полностью документальная, а у меня основана на документах"... Это вообще как?!!!

    • Анонимно
      19.01.2017 11:23

      У нас без культа личности никак! Вот Путина уверен потом вообще святым объявят! 600 лет абсолютной монархии+70 лет эксперимента просто так их голов не выкинешь! Так что или ты принимаешь правила этого царства или живешь в своем мире

  • Анонимно
    19.01.2017 10:02

    Любопытно. Подобное произведение Батулла уже писал про своих учителей и свое детство, где документальные факты так были переплетены с вымыслом, что большинство прототипов главных героев обиделись на него. Оказывается это была только тренировка...
    Где можно ознакомиться с интернет версией книги "Илбашы"?

  • Анонимно
    19.01.2017 10:18

    ага и знать написание слова - энциклопедия

  • Анонимно
    19.01.2017 10:18

    да уже ,разве не заметили ??

  • Анонимно
    19.01.2017 10:25

    Да уж что то все решили отметиться в связи с этим юбилеем. И книги и т д . Теперь ещё музыкантам что то написать и театрам поставить, художники и скульпторы что то молчат. Хорошо бы чувства меры не терять .

  • Анонимно
    19.01.2017 10:27

    ТАбеев был дилетантом из доцентского планктона, слуучайно ставшим первым, потому, что сняли Игнатьева за спасение татарской школы и вообще поддерку их культуры, по его указанию в центре города поставили памятник Тукаю и учредили премию его имен. О нем хорошо хорошо написал Айдар Халим в Казан утлары.Первое,что сделал ТАбеев став первым секретарем, отменил присуждение тукаевской премии, мол денег нехваает, на охотничьи домики для его утех построенных во многих районах деньги находились.ТАк, что Шаймиев не кое в чем превзошел его, а он и Табееев две оооочень большие разницы. Скорее Шаймиев продолжил и развил, то, что не дали сделать Усманову, которого академик Тагиров правльно назвал провозвестником перестройки.
    Так,что Шаймиев человек не давший ястребам вроде Руцкого применить у нас чеченский вариант с вводрм войск,убедивший Ельцина, что сильный ТАтарста тольк укрепит РОссию. Об этом хорошо рассказао в книге особая ценность которой в прмой речи Шаймиева,особое впечтление поизвел раздел о переговорах в Ново Огарево и двуличии Горбачева, именно поэтому был упущени шанс сохранить СССР и к власти пришла команда его могильщиков во главе с Ельциным и его экономическим совтником по разрушению страны, не тем будь помянуым, Гайдаром.

  • Анонимно
    19.01.2017 10:35

    Простому народу-труженику Шаймиев неинтересен.

    • Анонимно
      19.01.2017 13:58

      Это ты всех представителей народа-труженик опросил?

    • Анонимно
      19.01.2017 16:11

      А мне человеку из народа интересно. Так что за всех не говори.

  • Анонимно
    19.01.2017 10:37

    за 25 последних лет не прочитал ни одной книги татарских писателей!А чего читать?Интересно кто то чего о ихнее читает?Книжных магазинов не стало.Нет спроса!Нет у нас своих Проскуриных!Ушли Золотые времена ...

    • Анонимно
      19.01.2017 12:43

      за 25 последних лет не прочитал ни одной книги татарских писателей
      А кто виноват?

      • Анонимно
        19.01.2017 13:02

        "ИХНЕЕ" действительно не читал?Ну ты даежь.

      • Анонимно
        19.01.2017 13:19

        Вы хотите предложить ответ: "Он сам"?

        Но тем не менее ответ в качестве литературных произведений. Наверное, сейчас самый читаемый татарский автор - это Яхина. И она добилась успеха, сама, в жёстких рыночных условиях.

        А местечковые, из"союза писателей", получают свою зарплату от государства, за дутые звания, и за книги, которые никто не читает. Это как предприниматели, чей товар потребители не покупают - но они не разоряются, так как на содержании государства.

        • Анонимно
          19.01.2017 14:08

          свою зарплату от государства,
          Тогда Вы уж назовите размер зарплаты.

          • Анонимно
            19.01.2017 14:19

            печать книг кто оплачивает?И деньги откуда?Гонорар кому?Это ли не зарплата от Государства?

            • Анонимно
              19.01.2017 16:06

              Ну так, ты тоже зарабатывай. Кто запрещает? Вперед! Ты же талантлив.

        • Анонимно
          19.01.2017 15:56

          За свою жизнь прочитал очень многих татарских писателей. Поэтому могу сказать, Яхина не татарский писатель. Прочитал её книгу сразу после издания. Понравилась. Но не более. Что-то есть от Набиры Гиматдиновой. Её творчество тоже очень нравится.

    • Анонимно
      20.01.2017 13:11

      Просто у вас не было желания, очень многое напечатано в журналах.

  • Анонимно
    19.01.2017 10:43

    Все хотят зарабатывать на тщеславие пожилого человека..

    • Анонимно
      19.01.2017 11:15

      ну если пожилой человек в 80 лет и все тщеславный то почему нет?)))

  • Анонимно
    19.01.2017 10:48

    Данная книга появится у каждого чиновника в кабинете. Такие книги будут стоять в шкафу, в кабинете на самом видном месте, как фото президента( которая на стене висит).

  • мотоцикл
    19.01.2017 10:48

    все загнило...кругом заслуженные(.

  • Анонимно
    19.01.2017 10:48

    Почему у нас в республике интеллигенция всегда молчит,когда идёт уничтожение национального самосознания.Где наши писатели,литераторы,учённые которые бы поднимали вопросы на высоком уровне о закрытии татарских школ,о низком уровне татарских СМИ,почему все всегда молчат.

    • Анонимно
      19.01.2017 11:10

      Что сказал бы Тукай лауреатам премии Тукая?

    • Анонимно
      19.01.2017 11:26

      Почему почему, все бояться,бояться лишиться кормушечки,пусть и ничтожной кормушечки.У всех семьи,дети и вообще мало кого сейчас интересует национальное самосознание,сегодняшнюю татарскую интеллигенцию больше интересуют материальные блага и уютный быт,ну и естественно душевное спокойствие.

    • Анонимно
      19.01.2017 12:45

      Не молчат, это Вы не читаете.

    • Анонимно
      20.01.2017 13:14

      Ушел Туфан Минуллин, а Валеев Р не тянет.

      • Анонимно
        20.01.2017 17:23

        Разил Валеев он и вашим и нашим. Нос по ветру держит.Ненадежный.

  • Анонимно
    19.01.2017 10:58

    До 60 лет мне как то было безразлично поздравять с днём рождения или нет, но после 60 ти. , что то обидно становится если кто то из старых друзей забудут. Отсюда мораль, чем старше тем больше хочется внимания. Далее, кем бы человек не работал к старости думает, что он всю жизнь честно и добросовестно отработал. Если ещё его заслуги отменять , хотя бы пришлют, открытку за 10 рублей он ведёт себя как будто жар птицу поймал. Так что не забывайте друзья чиновники своих бывших коллег...!!!

    • Анонимно
      19.01.2017 11:45

      Дога кылыгыз бэндэлэр Минтимер Шэрип улы очен.

      • Анонимно
        19.01.2017 12:44

        С какой стати??? Мы должны за него молиться!!???

        • Анонимно
          19.01.2017 13:07

          Как с какой стати?Вырастил трудолюбивых сыновей. Сейчас внучка Камиля такая же трудолюбивая.труженица.

          • Анонимно
            19.01.2017 15:53

            Тогда надо молиться за всех , кто вырастил детей. И особенно только на свои средства

  • Анонимно
    19.01.2017 10:59

    Остальные оказались скромнее или прошляпили

  • Анонимно
    19.01.2017 11:28

    Никакие книги, портреты, фильмы не скроют истину.

  • Анонимно
    19.01.2017 11:36

    Мне одному кажется что шаймиева слишком много стало везде в последнее время?!
    Может с такой энергией за реальное дело взяться?! Например за расхлебывание банковского кризиса и наказание виновных!

    • Анонимно
      20.01.2017 13:17

      У него есть ученики: Метшин, Халиков -премьер-министр, председатель ТФБ, вот он пусть и занимается.

  • Анонимно
    19.01.2017 11:36

    кызганам мин тәхет янына елышкан язучыларны һәм тәхеттә утыручыларны. Әлегә бабайның көче бар шуңа ялагайланалар, көче беткәч карап торырсыз барысы да качып бетәчәк. Тукай язганча - акчаң барда бар да дуслар бар да яр, акчаң бетсә барысы да яныңнан таяр.

  • Анонимно
    19.01.2017 11:42

    Татарской интеллигенции на сегодняшний день не существует,ее нет.В начале нулевых ее искоренили.
    Откройте местное ТНВ,Вы когда там в последний раз видели татарского интеллигента,поэта,музыканта,художника?

    • Анонимно
      19.01.2017 13:21

      А это привлечёт широкого зрителя? Это будет увлекательно?

    • Анонимно
      19.01.2017 17:04

      Хак сузлэр! Эле бездэ шундый матур итеп татарча сойли белэ торган врачлар, хокемдарлар, биючелэр, музей хезмэткэрлэре бар! Тик ТНВ алып баручылары алар белэн энгэмэ алып бара алмас! Белемнэре чамалы...

  • Анонимно
    19.01.2017 11:46

    Можно ли М.Ш.Шаймиева назвать Илбаши? В Казахстане такое звание носит действующий Президент Казахстана, его именуют элбасы. Отец нации, страны, иначе говоря. Но, к сожалению, и это была ошибка - Илбаши Шаймиеву стать не дали. Скорее всего, в истории он останется как первый Президент Татарстана.

  • maximteregul
    19.01.2017 11:51

    Актер по образованию Роберт Батуллин не плохой детский писатель. Т.к. премию Тукая уже получил и заслуженный, и народный, не понятно что хочет взамен от бабая.

  • Анонимно
    19.01.2017 11:58

    яратты белән яралттыны аера белмәгән Роберт Мөхлисулла улы Батуллининнан мондый шидибрлар гадәти хәл. Әмирхан Самардан

  • Анонимно
    19.01.2017 12:21


    Азат Д

    Лица какие то не добрые.

  • Анонимно
    19.01.2017 12:37

    Может хватит анонимно строчить, просьба указать фамилии!

  • Анонимно
    19.01.2017 13:05

    А что дал суверенитет народу миллионеров Шаймиевых и процветания их родствеников

  • Анонимно
    19.01.2017 13:07

    Почему Батулла в верхней одежде? Это прежде всего неуважение к читателям. Книга конечно конъюктурная, но если издается за счет Роберта, то уже неплохо. Хотя терзают смутные сомнения в том, что это коммерческий проект... Об ошибках интересно спросили, респект. Хотя они все уже давно описаны в другой книге - "Бандитский Татарстан". Реплика о том, что "драматург Гарай Рахим гневно заметил", вообще зачОтная! Даешь тираж в мильон экземпляров за счет обманутых вкладчиков и дольщиков

    • Анонимно
      19.01.2017 13:22

      Надо бы в каждую деревенскую библиотеку,каждому учителю!Маладис Рабит!Ну гонорар була малай!

      • Анонимно
        19.01.2017 14:23

        Нет. нужно книгу бесплатно раздавать уже в садиках. Отдельные цитата надо им выучить .Пусть берут пример .как любить Татарстан.

        • Анонимно
          19.01.2017 15:55

          Ну да! Как Целину , Возрождение и Малую землю. Если кто помнит эти произведения

      • Анонимно
        19.01.2017 17:07

        Вначале пусть откроют книжные магазины в каждом райцентре Татарстана, которых по неизвестной причине повсеместно закрыли! Вот теперь некуда поступить этой книге-нет книжного магазина!

  • Анонимно
    19.01.2017 13:20

    Что-то мало народа. Хотя, провожающих у нас всегда мало.

  • Анонимно
    19.01.2017 13:32

    Скоро другой большой юбилей.Кто пишет книгу?

  • Анонимно
    19.01.2017 13:35

    Азат Зиятдинов тут как тут.

  • Анонимно
    19.01.2017 13:42

    Не люблю слащавость.

  • Анонимно
    19.01.2017 13:43

    Правда, вне зависимости от имени героя книги, писать о нём при жизни -- необъективно и прецедент для создания культа личности.
    Сотворение некоего кумира, пусть и местного масштаба. Это не есть хорошо.
    Пусть время пройдёт и оценку - объективную - дадут потомки. По итогам, по результатам эпохи.

  • Анонимно
    19.01.2017 14:35

    В основном народ Татарстана за политику Шаймиева.

  • Анонимно
    19.01.2017 15:15

    УдаЩливые - за политику Шаймиева. Народ -нет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    • Анонимно
      19.01.2017 15:37

      Название народ нужно еще заслужить,а пока у нас население.

  • Анонимно
    19.01.2017 15:36

    Когда же появятся новые порядочные и не алчные лица? Сколько можно делать вид, что приносишь пользу народу?

  • Анонимно
    19.01.2017 15:45

    Раньше, почему то казалось, что Батулла не из тех людей, кто бы стал писать такого рода мифологически-хвалебные недопроизведения о череп байган бывших местечковых правителей и его окружения.

    • Анонимно
      19.01.2017 16:09

      Говорит - одно, писать- другое.

    • Анонимно
      19.01.2017 16:13

      квартирный вопрос многих людей испортил... с возрастом желание накормить семью (детей, внуков, правнуков) черной икрой возрастает неимоверно... устаешь говорить "халкым", "халкым" (мой народ, мой народ) когда седина в бороде...

  • Анонимно
    19.01.2017 17:27

    бабай это форбс гордимся

  • Анонимно
    19.01.2017 19:35

    Сразу говорю, не читал, и не собираюсь, но есть ряд замечаний, можете минусовать сколько душе угодно.
    1. "Да, любовь Шаймиевых – это интимное дело, но ведь если писатель талантлив, то в интимных вещах своих героев разбирается", - позволил себе чуточку бахвальства литератор…, как говорится, себя не похвалишь, кто же похвалит, хотя, может быть я и не прав, как ни крути лауреат Тукаевской премии, один из "татарских властителей дум".
    2. "В ЖЗЛ она полностью документальная, а у меня основана на документах…", в смысле? Просто назовите, что написали произведение в жанре портретного или проблемного очерка, так яснее будет.
    3. "Вторую половину черновика он забраковал, я уходил в слезах. Но это мне пошло на пользу. Он оказался прав…", что пошло на пользу, в чем оказался прав Шаймиев? Чисто на мой взгляд, в разы интересней читать книгу, в которой автор выражает свою собственную точку зрения, а не занимается написанием произведений, в которых нет ни соли, ни углов, а обыкновенная тягомотина, скроенная из «фактов», показывающих героя книги плоским, как паркет.
    4. "Литераторы одни за другим вставали и хвалили новую книгу, ее автора и, естественно, главного героя"…, стоит ли понимать, что все присутствовавшие на пресс – конференции «татарские властители дум» уже прочитали эту книгу? А это, "Я знал и других руководителей республики, Табеева например, но таких, как Минтимер Шаймиев - знающих литературу и искусство, - никогда не было", ничего не напоминает? Стоит ли ожидать в дальнейшем книг, в которых будут описаны воззрения президента в области литературы и искусства?
    5. В статье про нашумевшие книжные новинки 2016 года, опубликованной в БО, я как - то говорил о том, что самыми популярными произведениями 2016 года будут книга муфтия Татарстана и книга про Шаймиева из серии ЖЗЛ, как наиболее перспективные проекты. Если первая будет пользоваться определенным спросом, то вторая будет популярной некоторое время, а затем благополучно ляжет на книжные полки и покроится пылью. Такая же судьба ждет и книгу "Илбашы", поскольку она однобокая, прилизанная и "татарские властители дум" совершенно ни о том пишут. Займитесь написанием романов, прославляющих героическое прошлое татар, с удовольствием почитал бы местного Сенкевича. Ну, а если так хочется писать про современность, то напишите про то, как у нас уводятся миллиарды, как кидают дольщиков, как грабят народ налогами и т.д. Как пример для подражания, Теодор Драйзер с его знаменитой «Трилогией желания».
    Дольщик МЧС

  • Анонимно
    19.01.2017 22:55

    Мен елга бер Пэйгамбэр килде
    Ихтияры белэн Бер Хакнын.
    Нуры ботен жиханга инде,
    Тугры юлга чакырып халкын.

    Иманы нык, жанкае камил,
    Магнийшаткэ тотып кыйбласын,
    Эше белэн кутэрэ халкын,
    Раббысына кылып догасын.
    Илфак после этих "стихов" получил Тукаевскую Премию. Правда в тот год разрушили и дом Тукая.
    Таковы "наши" писатели, поэты - больше чем поэты...

  • Анонимно
    20.01.2017 08:17

    Читаю и умные замечания и в еще большем количестве комменты- стеб и фейки. ПОЧЕМУ ТО НИКТО НЕ УЧИТ БОЛТЛИВОГО, НО РАБОТАЮЩЕГО НЕ ТОЛЬКО В КОМПЕ СВИНОКОЗОВОДА КАК ВЫРАЩИВАТЬ СКОТИНУ, А ПИСАТЕЛЯ ПОУЧАЕТ КАЖДЫЙ. Причем по комментам видно, что многие вообще не имеют понятия о книгах, им информация в гаджетах их заменяет. Это, перефразирую Киплинга, писавщего о толпе обезьян бандерлогов - болтливых, агрессивных и глупых, новые их клоны - Интерлоги. Батулла нескоько лет тому назад написал интересную книгу воспоминаний, где дал нелицеприятые портреты казансого общества 60 - начала 80 гг., включая партийных руководителей вроде Табеева, ее надо бы перевести на русский, она не залежится на полках.

    • Анонимно
      20.01.2017 10:08

      " не залежится на полках"
      Лежит много чего -представляете!Народ почему то не хочет читать ваши произведения.Согласен,многие понятия не имеют о ваших книгах!Значит вы и ваши слова неинтересны им.Догадайтесь сами-почему?

  • Анонимно
    20.01.2017 10:12

    Молодец

  • Анонимно
    20.01.2017 10:38

    Соласенмс тем,что воспоминания Баатллы, если переведут на русский язык не залежатся, там о многом, о чем даж не подозревал, в частности о Табееве сказано нелицеприятно, о том как гнобили некоторых татарских писателей, особенно писавших на исторические темы. А на татарском, сейчас даже большинств татар не читют. Интересные книги надо обязательно перводить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль