Политика 

«Неясно, как именно Путин будет продавать себя электорату...»

Что ждет отечественную политику в 2017 году? На этот вопрос пытается ответить обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. Нынешний год будет предвыборным — и именно это соображение определит всю политическую деятельность в стране, уверен наш автор, который не видит альтернативы Алексею Навальному в качестве «боксерской груши для Путина» на президентских выборах-2018.

Не стало во фьорде людей и животных
Лишь холод вокруг — но мы танцуем в ночи
Хоть платье твое для людей старомодно
И в дырах мои башмаки.

Тролль гнет ель — «Вальс на костях»

«ПЛАН ПУТИНА — СПАСЕНИЕ ПУТИНА»

Казалось бы, существенно лучшим (с точки зрения общего понимания ситуации) эпиграфом было бы чеканное изречение Виталия Мутко, вице-премьера по спорту, туризму и молодежной политике, а заодно и главы российского футбольного союза: «Патриотизм, не патриотизм — глупости это все! Не надо самим себе создавать проблему». Но нет. Эпиграф обуславливает тональность — и с такого базиса слишком просто сорваться в любимое умственными пассионариями «Путин, либералов прогони» и тому подобные сентенции. Фаталистичный образ пары альвов, пытающихся сохранить тепло и красоту, несмотря на приближающееся ледяное дыхание Йотунхейма, на мой взгляд, куда более подходит для настоящей заметки. Да, речь пойдет о российской политике и о том, что в этой сфере нам готовит 2017 год.

Сразу хочу отметить, что я ни в какой мере не являюсь сторонником тех или иных параллелей, связанных с летоисчислением. Поздравление «с новым, 2017 годом», имплицирующее надежду на повторение событий вековой давности, этакий «красный ренессанс», на мой взгляд, лишено малейшего смысла, даже если усилить его известным ленинским изречением о том, что «мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции», данным аккурат в январе 1917 года. В конце концов, никто не доказал этой цикличности, да и сам цикл может быть иной, скажем, 42 года или же 1488 лет, что еще веселее.

Нынешний год будет годом предвыборным — и именно это соображение будет определять всю политическую деятельность в стране. Тезис этот самоочевиден, но требует разъяснений.

Во-первых, надо понимать, что современный российский политический режим представляет собой классического олсоновского стационарного бандита. Это совершенно нормально (в значении «здесь нет никакой уникальности»), более того, рискну предположить, что схожие черты можно увидеть в подавляющем большинстве стран земли. Разница здесь заключается лишь в количестве и качестве драпировки базовой сущности — и РФ в этом деле далеко не чемпион, что обуславливается отсутствием потребности в таковой; впрочем, это иррелевантно. Важно в данном случае то, что демократия как таковая и выборы как ее выражение не воспринимаются современной российской властью как нечто хоть сколько-нибудь сакральное по сути своей, скорее это «малоосмысленная процедура», но «так положено». На этом моменте можно отвлечься на рассуждения о российском правовом нигилизме, вывести его из революции 1991 года, а до него — из 1917-го... Но опять же сейчас генезис пренебрежительного отношения к праву не имеет значения.

Во-вторых, никуда не делась ключевая общая парадигма российской политики последних лет, формулируемая как «план Путина — спасение Путина». При этом надо отметить, что ситуация для Владимира Путина в этом отношении существенно ухудшилась за последние годы. Чаемого поста президента МОК (прошлым летом я уже слегка касался вопроса о том, что это за структура такая), который бы позволил сохранить известность, влияние и возможность путешествовать по миру, ему уже не видать в силу самоочевидных причин. Соответственно, остается два варианта — либо идти на еще один президентский срок, либо не идти, но обеспечить себе при этом такое место в российской властной пирамиде, с которого его скинуть не было бы вообще никакой возможности. При этом Владимир Владимирович совершенно не фанатик власти как таковой, будь его воля — он вновь не полез бы в эту историю, реплика про «раба на галерах» в 2008 году была совершенно искренней. Но...

«МАЙСКИЕ УКАЗЫ» ОКАЗАЛИСЬ ЖЕСТОКО ПРОВАЛЕНЫ»

Вот тут вылезает большое и толстое «но». Вспомним столь же предвыборный 2011 год, большую часть его вся страна была уверена, что весной 2012-го на выборы пойдет Дмитрий Медведев, о «рокировке» было объявлено менее чем за полгода до выборов, 24 сентября 2011 года. Сделано это было потому, что Путин (на тот момент премьер-министр, т. е. вполне себе действующий высокоранговый чиновник, а не «пенсионер федерального значения») почувствовал на себе своего рода «давление среды», вероятную потерю влияния, в конце концов, смена президента (пусть даже на ту же персону) влечет за собой и пересменку в правительстве. А ну как не переназначат премьером — и что тогда? «Не-е-ет, не нужны такие риски» — примерно так рассудил Путин, и в логике ему здесь не откажешь.

Что произошло дальше, мы отлично помним. Выросшее из пожаров 2010 года массовое волонтерское движение граждан страны, обернувшееся столь же массовым наплывом наблюдателей на выборы, обнаружило далеко не единичные случаи нарушения законодательства на парламентских выборах 2011 года. Это стало катализатором мощного народного недовольства данной несправедливостью, вполне искреннего на низовом уровне, но верхи протестов, нацеленные скорее на договорняк с властью, спустили весь этот пар в свисток. Свою роль сыграло и поведение самого Путина — достаточно вспомнить блестящие (с точки зрения соответствия чаяниям людей) предвыборные статьи (опять же, не имеет значения, лично он их писал или же кто иной). Дело довершили политтехнологии, и в итоге общий настрой на то, что вот сейчас Путин вернется к власти и выгонит поганой метлой всех расплодившихся «либералов», стал тем тараном, который и обеспечил ему уверенную победу на выборах (63,6% голосов) при достаточно высокой явке (65,3%).

Затем были вялые (поскольку основной потенциал был бездарно сожжен ранее) протесты, инаугурация, затем целый ворох (11 штук) так называемых «майских указов». Основным документом стал указ о долгосрочной государственной экономической политике — согласно ему, к 2020 году правительству следовало обеспечить 25 млн. современных высокооплачиваемых рабочих мест, к 2018 году производительность труда должна вырасти в полтора раза, а объем инвестиций — до 27% ВВП. В целом эти указы являют собой 218 поручений правительству, и поручения эти крайне неоднородны по важности и сложности — от вышеупомянутого увеличения производительности труда (т. е., по сути, дохода per capita) до подготовки какого-либо плана мероприятий. И, увы и ах, именно в этом фундаментальном (а не бумажном) аспекте «майские указы» оказались жестоко провалены.

«В РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЕ НЕТ НИКАКОЙ МОНОЛИТНОСТИ»

Перенесемся в настоящее время. Проблема та же, но ситуация изменилась радикально.

Во-первых, существенно усилилось мировое давление на РФ (точнее, на российскую элиту). «Удары в спину», сбитый «Боинг», незаживающая рана у границ, вся эта история с «русскими хакерами», санкции, которые свежеоставивший высший пост Барак Обама продлил еще на год, чем усилил переговорную позицию своему преемнику Дональду Трампу... Отказ в проведении спортивных состязаний со вполне вероятным отзывом чемпионата мира по футболу (аккурат в тот момент, когда все расходы на инфраструктуру уже понесены, а доходов еще нет; напомню, что права на показ этих матчей так никто пока и не купил), давление на спортсменов и прямые предложения им выступать под нейтральными флагами, что вполне одобрил помянутый в самом начале этого текста Мутко... При этом все попытки как-то улучшить эти отношения (та же Сирия) ни к чему не приводят; впрочем, тут посмотрим на итоги обещанных переговоров в Астане. Помощи от «союзников» и то не видно.

По сути, «коллективный Запад» прибегнул к пугающей в своей безжалостности и системности политике медленного удушения, что и отражается на уровне реплик российской стороны — от измученного «сколько можно» Марии Захаровой до «устали от обвинений» Дмитрия Пескова. При этом основные козыри еще не отыграны — так, нет эмбарго на экспорт углеводородов (от чего в свое время пострадал Иран). На фоне этого слова того же Энтони Скарамуччи (советника Трампа по связям с бизнесом) о том, что санкции не работают, вполне можно рассматривать как намек на то, что их можно еще усилить. С другой стороны, никто не отменял торговлю в формате доброго и злого полицейских: тот же Трамп, избранию которого так радовался российский политикум (и чему аплодировал парламент), заявил, что готов рассмотреть снятие санкций в обмен на ядерное разоружение, что выглядит весьма забавно на фоне слов Сергея Шойгу о росте роли высокоточного оружия (в котором РФ далеко не лидер) по сравнению с ядерным; впрочем, Кремль заявил о недопустимости симметричного сокращения ядерных арсеналов. Та же торговля заметна и по «закону Димы Яковлева» — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Россия готова к диалогу с США по этому вопросу, ведь закон «не самоцель» и «судьба детей — это самое главное».

Во-вторых, надо понимать, что в настоящее время в российской элите нет никакой монолитности. Санкции давят на всех, не нравятся они всем, отменить их хотят все, но проблема в том, что персонификацией санкционного давления является именно Путин. Игорь Шувалов на самолете с собачками корги, Дмитрий Песков с Татьяной Навкой на яхте, Игорь Сечин и «Принцесса Ольга» (ах да, там же было судебное опровержение, с позором посыпаю главу пеплом), одна из самых завидных невест России Дарья Золотова, дочь главы Росгвардии Виктора Золотова, получающая образование в Вестминстерском университете... Все эти прекрасные люди, безусловно, заинтересованы в сохранении своего стиля жизни и не заинтересованы в его прерывании. Ни о каком «сплотимся перед лицом внешнего врага вокруг национального лидера» нет и речи (да и какого врага-то?), и это верно и на уровне элит, и на уровне чиновников, и на уровне податного электората.

О последнем следует сказать особо. Два года назад, в декабре 2014 года, во время очередного раунда общения с народом, было обозначено — мол, потерпите два года, все наладится. Два года прошло. Не наладилось — и, судя по бюджету, сокращающемуся и в реальном, и в номинальном выражении, не наладится в обозримом будущем. Народ (пока) безмолвствует, экономика и потребление слегка вздохнули на поднявшейся нефти и укрепившемся рубле, но надолго ли это?

В итоге видно, что риски для Путина, по сути, со всех сторон, защитой сейчас ему является лишь рейтинг. Именно он и позволяет реализовывать власть одной персоне и не позволяет («А ты еще кто такой?») какой-либо иной. Рейтинг, однако, тоже штука хитрая — насколько можно судить, социологи в стране уже всерьез воспринимаются как «Тебя правительство послало узнать, доволен ли я жизнью? Да, доволен, а теперь иди на...» (т. е. в известном всякому русскому человеку направлении), и это без учета случаев прямого (либо завуалированного: «Сколько вы мне за это заплатите?») отказа от участия в опросе.

«РЕЧЬ О КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ И ФОРМИРОВАНИИ ГОССОВЕТА КАК ВЫСШЕГО ОРГАНА СТРАНЫ...»

Из этого следует, что Путин не имеет права пойти по нулевому варианту, т. е. отказаться от выборов, скажем, отодвинув их на неопределенный срок. Это будет воспринято как слабость, как отсутствие надежды на подтверждение рейтинга, в этом случае элита попросту разорвет его на клочки под полное одобрение того самого «коллективного Запада», а затем уже внутри себя будет тем или иным образом определяться, кто в итоге получит шанс сесть на трон.

Второй вариант (да, тут нарушена последовательность) — уход с президентского поста и занятие некоей должности, которая будет давать значимость, важность и неприкасаемость, — насколько я знаю, сейчас рассматривается, но на пути его реализации есть определенные сложности. Речь о конституционной реформе и формировании Госсовета как высшего органа страны, по замыслу, это что-то вроде наблюдательного совета при крупной корпорации. Проблема не в том, чтобы протащить это — в конце концов, сейчас у «Единой России» конституционное большинство в Госдуме, они могут с ней сделать что угодно. Проблема в неясности именно что формирования Госсовета. Банально — кто будет утверждать его членов? Парламент? Но это будет означать, что парламент стоит выше Госсовета. Политбюро, пардон, совет безопасности? Аналогично. У корпорации есть мажоритарные акционеры, а кто является мажоритарным акционером РФ? В общем, вопросов больше, чем ответов.

В итоге рабочим на данный момент остается первый вариант — идти на выборы и выиграть их, повторив успех 2012 года. Но здесь Путин упирается, по сути, в сугубо маркетинговую задачу — продать социуму выборы и себя заодно. Парламентские выборы показали резкое падение интереса населения к данному институту: несмотря на то что эти парламентские выборы, в отличие от предыдущих, проводились по двойной системе — по партийным спискам и по одномандатным округам, явка на них составила всего лишь 47,9%. Соответственно, возникает задача повысить явку, чтобы результат выборов был действительно репрезентативным, чтобы тот самый рейтинг стоял как скала. Но для этого необходимо пробудить искренний интерес к выборам и к их результату.

И именно работу в этом направлении мы видим сейчас. Сообщавшиеся как курьезы требования в регионах обеспечить честные выборы («А как это — честные?») были дополнены отдельным вниманием к волонтерам, поздравлением их с профессиональным праздником и освобождением от налогов (!), что особенно удивительно на фоне бюджетных проблем и вновь появившихся призывов обложить налогами сбор грибов и ягод. Здесь же слова о полемике в сфере культуры: «Никто не может запретить свободно мыслить». Основная деятельность Сергея Кириенко на посту первого замглавы АП РФ как раз и посвящена проектам, призванным усилить вовлеченность граждан в политический процесс и в конечном счете повысить эту самую явку.

Разумеется, здесь сразу же возникает вопрос: а кто должен быть противником на этих выборах, боксерской грушей для Путина, которую он должен героически (а не киношно) одолеть? Очередные унылые лица кого-либо из единой в четырех лицах парламентской партии? На этом не сделаешь интриги, груша должна быть живой и активной. И здесь на роль таковой напрашивается вариант Алексея Навального. И что мы видим? После того как в ноябре прошлого года Верховный суд России отменил приговор в его отношении (Навальный был признан виновным в хищении имущества госпредприятия «Кировлес») и направил дело на повторное рассмотрение в Ленинский райсуд Кирова, Навальный немедленно активизировался, объявил себя кандидатом в президенты, развил бурную деятельность, набирает волонтеров и возможный персонал региональных штабов. Будет ли он играть в эту игру (в обмен на вход в обойму федеральных политиков), останется ли независимым (с вполне очевидным риском быть остановленным по суду) или же согласится на договорняк в надежде в процессе соскочить с крючка? Сие мне неведомо, но, думается, именно это и будет основной политической интригой текущего года. Кроме того, неясно, как именно Путин будет продавать себя электорату, понятно, что как борца с враждебной грушей (которую еще надо будет сделать враждебной в глазах социума), но хватит ли этого для успеха, особенно с учетом того, что эффективность возможной очередной пачки статей за все хорошее и против всего плохого просматривается как мизерная, особенно на фоне провала «майских указов», выросших из этих статей? Очередное камлание «либералов прогони»? Но что за шесть лет мешало это сделать?

Картина еще более усложнится, если предположить вполне возможное влияние внешних игроков, а оно наверняка будет. Впрочем, тем интереснее. Кроме того, сейчас январь, солнце идет в рост, а это значит, что Фенрир до него не дотянулся, Локи все еще прикован, Рагнарек отсрочен еще по крайней мере на год.

Что не может не радовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.01.2017 17:27

Вот как раз очень смешно! Такой влиятельный а экономику за 16 лет куда завел? Где малый бизнес? Может Тимченко и Роттенберга спросить? Какова экономическая основа огромной (территориально) державы? Продажа углеводородов как и при Ельцине? В чем успехи и кардинальный разворот в социально-экономической части? То о чем Вы говорите это не более чем политическая трескотня! Покажите реальные результаты и перспективы развития под руководством Самого Влиятельного!

  • Анонимно
    22.01.2017 09:18

    при 146% рейтинга заманивать электорат совершенно не надо.

  • Анонимно
    22.01.2017 11:35

    А можно ли статью получить - анализ обещаний и выполнений. Газетную статью имею ввиду, а не уголовную. С уважением Айдар

  • Анонимно
    22.01.2017 12:19

    Помню обещание Путина про 25 млн.новых рабочих мест...

    • Анонимно
      22.01.2017 12:41

      И что?

      • Анонимно
        22.01.2017 15:31

        Если слово дал то надо держать!!! А если первое лицо государства не держит обещаний то и с народа не имеет права спрашивать.
        Обещания он давал изберателям и люди ему поверили

        • Анонимно
          22.01.2017 15:51

          Ну не получилось, зато какие успехи во внешней политике.

          • 15.51. Какие, если не секрет?

            • Анонимно
              22.01.2017 16:37

              Не смешно. Просмотрите главные события в мире за последние несколько лет.
              Наверное не просто так признают постоянно Путина самым влиятельным человеком в мире, западные издания и эксперты.

              • Анонимно
                22.01.2017 17:27

                Вот как раз очень смешно! Такой влиятельный а экономику за 16 лет куда завел? Где малый бизнес? Может Тимченко и Роттенберга спросить? Какова экономическая основа огромной (территориально) державы? Продажа углеводородов как и при Ельцине? В чем успехи и кардинальный разворот в социально-экономической части? То о чем Вы говорите это не более чем политическая трескотня! Покажите реальные результаты и перспективы развития под руководством Самого Влиятельного!

              • Анонимно
                23.01.2017 11:12

                а сколько этим изданиям заплатили?

          • Анонимно
            22.01.2017 17:20

            А какие успехи во внешней политике? Можно перечислить список?

            • Анонимно
              23.01.2017 06:40

              Ну как какие? Мы же теперь самая смелая обезьяна с гранатой из всех, после четырёхбуквенной запрещённой, конечно. Потому и запрещённая, кстати, что конкурент.

      • Анонимно
        22.01.2017 16:26

        Точно! Ничего! И при этом все рады и все довольны! Вот это результат!)))

        • Анонимно
          22.01.2017 16:35

          И в чём тогда проблема? Зачем это вспоминать тогда?
          Говорить надо о хорошем, думать позитивно.

          • Анонимно
            22.01.2017 17:18

            В СССР тоже говорили о хорошем и думали позитивно и что помогло?

            • Анонимно
              22.01.2017 17:31

              Вот когда в СССР разрешили свободу слова и критику, так и начались проблемы.
              Не надо критиковать руководство, у вас есть выборы, можете выбрать лучших, это реальное действие, а не просто злословие.

              • Анонимно
                22.01.2017 18:28

                Выбор между Путиным Зюгановым и Жириновским?)))) Это мой уважаемый не выбор а карикатура на выбор! А если руководство не критиковать то руководство перестанет чувствовать дыхание в затылок и забронзовеет! Что у нас мы и имеем ныне. Чтобы выбирать лучших надо иметь независимые СМИ и политсистему не из одной партии и нескольких потешных партеек как это сейчас у нас!

                • Анонимно
                  22.01.2017 18:44

                  Выходите сами на выборы, в чём проблема?

                  • Анонимно
                    22.01.2017 18:54

                    А кто Вам сказал что есть проблема? Похоже это Вы сами так считаете и пытаетесь тут найти себе ответ)))

                    • Анонимно
                      22.01.2017 19:42

                      Какой можно найти ответ на подобный в комментариях?
                      Только жалобы на "Единую Россию", зачем мне эти пустые и однообразные истерики?

          • Анонимно
            22.01.2017 17:28

            Вы еще тут про ауру и энергетические поля расскажите)))

            • Анонимно
              22.01.2017 18:44

              Вы хотите насаждать пессимизм в обществе и ждёте каких-то успехов?

              • Анонимно
                22.01.2017 18:52

                А Вы хотите одеть всем розовые очки? А Вы знаете что происходит в обществе когда эти розовые очки вдруг случайно или неслучайно падают?

                • Анонимно
                  22.01.2017 19:43

                  Оптимизм не розовые очки. Вы когда-нибудь слышали американские биржевые мантры. Одна из них: нам нужен оптимизм инвесторов.
                  Просто без этого вообще никак. С плохим настроением ничего не получится.

                  • Анонимно
                    22.01.2017 19:57

                    Американские биржевые мантры заканчиваются 2008 годом! Баффет по моему сказал что биржевой рынок похож на маниакального больного у которого периоды лихорадочного возбуждения сменяются глубокой депрессией- Вы такого хотите нашему обществу?

                    • Анонимно
                      22.01.2017 20:46

                      Но при этом американская экономика и амираканская фонда лучшие в мире и им нет альтернативы.
                      Про качество образования глупо говорить, это лучшие в мире, безусловно.
                      И вот они знают цену оптимизму. Поспрашивайте у них про великую депрессию. С тех пор они даже термины поменяли, не употребляют слова кризис, депрессия, заменили на рецессию и т.д.

    • Анонимно
      23.01.2017 11:08

      Времени не хватило.

  • Анонимно
    22.01.2017 12:58

    Много словоблудия, а мысли и предложений нет. Вспомните басню дедушки Крылова "Слон и Моська". Сильно напоминает:
    «Соседка, перестань срамиться»,
    Ей шавка говорит:
    «тебе ль с Слоном возиться?
    Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед
    И лаю твоего совсем не примечает».—
    «Эх, эх!» ей Моська отвечает:
    «Вот то-то мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки.
    Пускай же говорят собаки:
    «Ай, Моська! знать она сильна,
    Что лает на Слона!»

  • Да-а. Эта одни из лучших аналитических статей А. Виноградова. Как говориться пробито если не на 10, то на 9 точно.
    А выборы пройдут как всегда. Цифры будут делаться на перифериях, с использованием адм. ресурса.

    • Анонимно
      23.01.2017 10:25

      Согласен - статья точная умная и поэтому мне при ее чтении стало по настоящему страшно и возникло какое то ощущение безнадеги.

    • Анонимно
      23.01.2017 11:23

      Могу даже предсказать в каких регионах процент будет подавляющий

  • Анонимно
    23.01.2017 01:03

    Выражаю искреннюю благодарность БО за смелость . Публикация этой статьи, в которой автор подвергает глубокому критическому анализу внутреннюю политику нынешней федеральной Власти,- это проявление независимой и грамотной журналистики.

  • Анонимно
    23.01.2017 07:54

    Правильно, но постеснялся провести анализ по основным политическим составляющим. Фактор личности важно, но не главное. Ну а Навальный юрист - юристы всегда договорятся - учебники одни, начальство тоже (например, решения первичных судов и решения ВС РФ и некоторые решения КС РФ под контролем "кураторов" от некоторых "ветвей власти" процессуальных обращений граждан!).
    Впрочем, монополия юристов давно уже установлена в РФ. Именно эту причину называют ведущие политические аналитики мира главной преградой по минимизации бюрократии и коррупции в РФ и не только.
    Советуют читать величайших руководителей Советской России и СССР, в частности Ф.Э.Дзержинского, В.Ленина, И.Сталина, авторов доктрин политических экономий Джона Кейнса и Локка.
    Я полагаю, данный перечень не исчерпывающий.
    Марат Н.Альмухаметов.

  • Анонимно
    23.01.2017 09:22

    А мы опять стоим и в трюме вода,
    И ты опять твердишь, что надо бежать,
    И ты опять твердишь, что надо туда,
    Где не качает, сухо и есть чем дышать

  • Анонимно
    23.01.2017 09:44

    Экономический и политический кризисы налицо.
    Вот только кто и с кем будет их преодолевать...

  • Анонимно
    23.01.2017 10:30

    Африканская поговорка
    Человек с ножом не может победить львов но ему не так страшно как безоружному против собаки.

    Страшны не проблемы и их уровень - а то что в руководстве и обществе не видно ни понимания что делать ни воли.

    • Анонимно
      23.01.2017 11:25

      понимания полно, желания работать на страну нет

      • Анонимно
        23.01.2017 12:44

        Если Путин реально захочет что то изменить к лучшему - он должен будет опереться на народ. Системно.
        Он по своему менталитету это не сможет не понимает не умеет и не хочет - все будет играть в политико - бюрократичекие ИГРЫ. Тут он силен. Возможно гений.
        Но у них есть предел возможного.
        Самый совершенный Самолет никогда не сможет улететь в космос.

  • Анонимно
    23.01.2017 12:59

    Россия — это страна, где люди с замками в Европе и яхтами в Каннах( Шувалов, Железняк,Соловьев…) учат патриотизму тех, кто ездит на ржавых жигулях и живет в хрущевках.
    Власть разводит народ , отвлекает от внутренних проблем, повышения цен, бедности и переносят внимание народа на внешних врагов хохлов, сирию и американцев....как в Серной Корее

  • Анонимно
    23.01.2017 12:59

    Россия — это страна, где люди с замками в Европе и яхтами в Каннах( Шувалов, Железняк,Соловьев…) учат патриотизму тех, кто ездит на ржавых жигулях и живет в хрущевках.
    Власть разводит народ , отвлекает от внутренних проблем, повышения цен, бедности и переносят внимание народа на внешних врагов хохлов, сирию и американцев....как в Серной Корее

  • Анонимно
    23.01.2017 13:00

    Пока народ не поймет что главное конкуренция во власти в экономике, сменяемость...будем жить плохо... и что вождизм и вера в одного человека -это неэффективны и ведет к упадку и то что нам нужна независимая судебная система, которая может посадить даже президента как Италии или Израиле
    ... ибо любой человек начинает врать и воровать когда нет конкуренции и боязни что его сменят... Наш вождь конкуренцию просто уничтожает везде...
    и чтобы отвлечь народ он раскручивает внешнюю угрозу для страны..
    Все эти вожди типа Путина или Навального -это тупиковый неэффективный путь...нужна система сдержек и противовесов…
    И что нужно принять 40-60 % налог на доходы олигархов( против чего Путин и ЕР) и 20 статью ООН о коррупции( уголовные дела против чиновников, которое не могут доказать источники своих расходов)...

  • Уважаемый автор блога часто печатается на БО. Всегда трезво оценивает реалии.

  • Анонимно
    23.01.2017 15:58

    Партия кушса эйтерлэр нинди кызны билгелэргэ матуркай диеп.Яшэсен партия,Яшэсен ил башлыклары!

  • Анонимно
    24.01.2017 00:23

    А зачем продавать? Холопам ничего не надо продавать.

  • Анонимно
    29.01.2017 22:54

    Зачем Путину образно говоря что то продавать. Для того чтобы был "успех" на разного рода выборах правящему классу необходимо токмо одно шо бы правильно этот "успех" сосчитали избирательные комиссии.Такой механизм есть и он безотказно и как надо работает образно говоря с 1996 года.Это образно говоря пока в России на мой взгляд аксиома.Не согласен я с автором токмо в том что якобы нет сплочения вокруг национального лидера элит и чиновников и части электората.Оно на мой взгляд есть.И это никак не связано с образом какого то внешнего врага.Элита и чиновники заинтересованы как сказал автор в сохранении того образа жизни который у них есть и не хотят прерывания этого процесса.Но такая хорошая жизнь большинства чиновников не просто так же появилась а появилась она благодаря людям которые образно говоря гарантируют им это.И образно говоря поэтому элиты и чиновники сплочены вокруг национального лидера.А вдруг придет другой лидер и запретит детям чиновников и силовиков учиться в зарубежных университетах.Скажет к примеру мол если дети учатся там то тогда оставляй госслужбу.Большая часть электората тоже сплочена вокруг национального лидера но по другим причинам и главная из них на мой взгляд это бытие определяет сознание.А вторая из важных что люди не видят других лидеров и верят национальному лидеру в основном по той причине что образно говоря КГБ а потом ФСБ это как бы последнее во что еще можно верить после того как они на себе и своих доходах испытали разные шоки 90-х годов.Иными словами менталитет большинства особенно в провинции это лучше синица в руке чем журавль в небе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль