Политика 
14.02.2017

«Флагманом технократов стал Минниханов, который именно по этой логике сменил Шаймиева»

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, что стоит за чередой региональных перезагрузок: за полторы недели досрочно сменились уже четыре губернатора

Сегодня подал в отставку четвертый по счету за последнее время глава региона — губернатор Рязанской области Олег Ковалев. В самом Кремле это называют обычной ротацией кадров и намекают, что это еще далеко не конец. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают, что ни одна отставка не была добровольной, но другого выхода у губернаторов не было — за этим могло бы последовать увольнение по политическому недоверию.


В губернаторском корпусе ожидается серьезная ротация. Под угрозой оказываются губернаторы, занимающие низкие строки рейтингов близких к Кремлю экспертных структур

«ОБНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА — ЭТО НЕ КАМПАНИЯ, А ПОСТОЯННЫЙ РОТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС»

Сегодня досрочно ушел в отставку губернатор Рязанский области Олег Ковалев. Он стал четвертым в списке тех глав регионов, которые покинули свои посты за последние полторы недели. Первым стал глава Пермского края Виктор Басаргин, который написал заявление по собственному желанию 6 февраля, уже на следующий день губернаторское кресло освободил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, а вчера попросился в отставку его новгородский коллега Сергей Митин.

Еще 5 февраля грядущую ротацию в губернаторском корпусе проанонсировали «Ведомости». Издание со ссылкой на федерального чиновника и источник, близкий к Кремлю, сообщило о готовящейся отставке пяти губернаторов. Под прицел попали Карелия, Рязанская, Свердловская, Новгородская, Ивановская области, а также Пермский край и Бурятия. Впрочем, источник оговорился, что несмотря на то, что ситуация в этих регионах непростая и решения требуется принимать срочно, не везде планируются отставки. Как мы видим на сегодня, из этого списка из семи регионов со своих постов ушли уже четыре губернатора. А это значит, что в самое ближайшее время игра в «десять негритят» может продолжиться. Косвенно такие ожидания накануне подкрепил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который сообщил, что Владимир Путин ближайшие дни намерен посвятить регионам. «В целом первую половину недели президент планирует посвятить вопросам различных регионов, мы будем вас по мере развития событий информировать», — заявил РИА «Новости» Песков.

Впрочем, по мнению пресс-секретаря президента, ничего удивительного в целой череде отставок нет. «Обновление губернаторского корпуса — это не кампания, а постоянный ротационный процесс. Это константа в линии президента, и очевидно, что данная линия будет продолжаться», — заявил Песков радио «Коммерсантъ FM».

При этом источники «Ведомостей» говорили, что внутриполитический блок Кремля планирует перед сентябрьскими выборами улучшить политическую ситуацию в ряде проблемных регионов в преддверии голосования за президента страны. А это значит, что под угрозой оказываются губернаторы, занимающие низкие строки рейтингов близких к Кремлю экспертных структур, иными словами, позиции «двоечников». Так, например, в январском рейтинге фонда «Петербургская политика» указывались 10 губернаторов, полномочия которых истекают в этом году и для отставки которых есть все предпосылки. Эксперты указывали, что судьба большинства этих глав регионов должна решиться до марта, а половину из них и вовсе могут отправить в отставку. В этом расстрельном списке оказались помимо уже ушедших Басаргина, Наговицына, Ковалева и Митина, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, саратовский губернатор Валерий Радаев, глава Мордовии Владимир Волков, глава Карелии Александр Худилайнен, свердловский губернатор Евгений Куйвашев и губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

Ранее, в декабре, все тот же фонд «Петербургская политика» совместно с холдингом «Минченко Консалтинг» опубликовал традиционный рейтинг выживаемости губернаторов. В нем в списке «двоечников» оказались губернатор Псковской области Андрей Турчак, нижегородский глава Валерий Шанцев, орловский глава-коммунист Вадим Потомский, губернатор Самарской области Николай Меркушкин и уже не раз упомянутый глава Бурятии Наговицын. На два с плюсом, по оценке экспертов, справились уже подавший в отставку Басаргин, его саратовский коллега Радаев и оказавшийся за год в рядах неуспевающих Куйвашев из Свердловской области. Отметим, что ушедший со собственному желанию Митин в этом рейтинге едва заработал три с минусом, тогда как годом ранее уверенно работал на три с плюсом. Как отмечают составители рейтинга, находящемуся уже 10 лет в губернаторском кресле Митину картину подпортили и истечение срока полномочий, и уголовные дела в отношении окружения главы Новгородской области. А вот рязанский губернатор Ковалев умудрился за год из «хорошистов» переместиться в разряд твердых «троечников». С ним злую шутку сыграло все то же истечение срока полномочий, которое «возвращает на повестку дня проблемы дефицита достижений на фоне состояния здоровья».

Первым пошел на вылет глава Пермского края Виктор Басаргин, об отставке которого поговаривали еще с 2015 года

ИЗ КРЕСЛА ГУБЕРНАТОРА В КРЕСЛО ГЛАВЫ РОСТРАНСНАДЗОРА

Впрочем, как говорится, незаменимых нет. Поэтому недолго пустовали кресла уволившихся губернаторов — в них тут же усадили новых глав регионов. Тем более, как заверил Песков, в Кремле есть так называемый кадровый резерв, который используется при назначении новых губернаторов. «Работает кадровая служба, причем достаточно эффективно. Скажем так, скамейка запасных достаточно длинная. А вы сами видите по назначениям последних месяцев, назначениям последнего года, наверное, что ставка делается действительно на энергичных, молодых харизматичных профессионалов, которые уже имеют определенный опыт работы и зарекомендовали себя как действительно эффективные управленцы», — рассказал он «Коммерсант FM».

Первым, напомним, пошел на вылет Басаргин, об отставке которого поговаривали еще с 2015 года, хотя этот пост он занимал всего лишь с 2012 года. Так что это было лишь вопросом времени. Эксперты сходились во мнении, что на грядущих выборах в сентябре ему не победить, так как тот не заручился поддержкой ни у населения, ни у элиты, ни у силовиков. Поговаривали даже, что еще в октябре прошлого года политик, официально находясь в отпуске, летал в Москву упрашивать новых кураторов в администрации президента оставить ему пост. Видимо, договориться о сохранении губернаторского кресла так и не удалось. Зато и без работы Виктора Федоровича не оставили. «Прошу за мое будущее не беспокоиться», — добавил Басаргин, объявив об отставке. И правда, беспокоиться было не о чем: спустя несколько дней премьер-министр Дмитрий Медведев назначил экс-губернатора главой федерального агентства по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). «С учетом того, что вы имеете довольно серьезный опыт работы и на федеральном уровне — были министром регионального развития и, естественно, знаете региональную специфику, я принял решение назначить вас на должность руководителя Ространснадзора», — заявил глава кабмина.

Поскольку об отставке губернатора слухи ходили давно, то уже был готов и шорт-лист потенциальных преемников. Местные СМИ прочили место главному федеральному инспектору по Пермскому краю Игорю Цветкову, который занял данную должность в мае прошлого года, а до этого работал в структурах ФСБ на Северном Кавказе и никакого отношения к краю не имел. Однако, как утверждают местные СМИ, его кандидатуру на пост главы Пермского края лоббировал полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

Однако Путин назначил на эту должность руководителя департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, который родился в Пермском крае и в начале 2000-х работал в правительстве и администрации региона. «У края очень большой потенциал, предстоит очень многое сделать, чтобы этот потенциал в большей степени работал на благо жителей края. Там есть куда дальше двигаться», — заверил президента Решетников. Если верить его словам, то в первую очередь он намерен заняться развитием социальной сферы и экономики. «Пермь все-таки промышленный, индустриальный хребет страны, и очень важно, чтобы промышленность и дальше развивалась, учитывая и новые технологии, и новые возможности. Но в то же время и традиционные предприятия, связанные с ресурсами, тоже должны работать, должны эффективно развиваться», — добавил он.

Вторым губернатором, кто решил уволиться по собственному желанию, стал глава Бурятии Вячеслав Наговицын Вторым губернатором, кто решил уволиться по собственному желанию, стал глава Бурятии Вячеслав Наговицын

«СИТУАЦИЯ ПОДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО РЕСПУБЛИКЕ НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ»

Вторым губернатором, кто решил уволиться по собственному желанию, стал глава Бурятии Наговицын, который так же, как и пермский коллега, утром на пресс-конференции заявил, что участвовать в грядущих сентябрьских выборах не намерен, поэтому покидает свой пост. Несмотря на то что слухи о возможной отставке главы региона тоже ходили не один месяц, окружение Наговицына до последнего опровергало подобные сообщения, называя их вбросом. «Если помните, в законодательстве написано, что два срока должно быть, и я отработал полных два срока. И формально есть возможность пойти на третий срок, но ситуация подсказывает, что республике нужны перемены», — объявил Наговицын и добавил, что назначенный Путиным на его место человек будет также неместным. Сам Наговицын тоже был для Бурятии варягом, в республику он приехал в 2007 году из Томской области, где возглавлял правительство в ранге первого замгубернатора. Местные эксперты в числе причин для отставки называли внутриэлитный конфликт в республике, который проявился весной 2015 года, когда оппоненты главы сместили с поста председателя Народного хурала Бурятии Матвея Гершевича.

Так или иначе, на место 60-летнего Наговицына в тот же день был назначен Путиным 40-летний замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов, который действительно раньше никакого отношения к республике не имел. Впрочем, не совсем уж и варягом он получается. Хоть и родился Цыденов в Забайкалье, но бурятские корни все-таки имеет. «Мой отец — бурят, мать — русская, я сам, соответственно, метис», — рассказал он после назначения местному ресурсу Infpol и, чтобы сделать приятно местным жителям, заявил, что намерен выучить бурятский язык. К слову, для Наговицына пока что новой должности не нашли.

Накануне серию отставок продолжил новгородский губернатор Сергей Митин (справа), который по уже сложившейся традиции утром объявил о своем решении Накануне серию отставок продолжил новгородский губернатор Сергей Митин (справа), который по уже сложившейся традиции утром объявил о своем решении

АНДРЕЙ НИКИТИН РЕШИЛ «СЛУШАТЬ ЛЮДЕЙ»

Накануне серию отставок продолжил новгородский губернатор Митин, который по уже сложившейся традиции утром объявил о своем решении. Источник «Коммерсанта», близкий к областному правительству, заявил, что «добровольная отставка» стала для Митина «неприятной неожиданностью» и «он подавлен». Ведь еще несколько месяцев назад губернатор уверенно заявлял, что намерен участвовать в выборах в сентябре.

Митин руководил областью с августа 2007 года, на этом посту он сменил Михаила Прусака, который сидел в губернаторском кресле 16 лет и на тот момент утратил свою популярность. Как пишет ТАСС, бывший пресс-секретарь Прусака Игорь Свинцов рассказывал, что губернатор запретил делать ремонт в здании областной администрации, пока бюджет дефицитный. Однако за 16 лет бюджет таковым и остался, а Митину вместе с губернаторским креслом досталось облезлое здание из 70-х. Уже на тот момент у Митина был за плечами внушительный десятилетний опыт работы в федеральном правительстве, где он занимал должности замминистра и в минэкономики, и в министерстве промышленности, и, наконец, в минсельхозе. Все это позволяло надеяться, что Митин сможет активизировать развитие экономики области, а еще сможет побороть ОПГ Тельмана Мхитаряна. С последней задачей губернатор справился быстро, а вот в области экономики результаты назвать выдающимися нельзя — область находилась в середняках.

Судя по всему, выводить на новый уровень экономику Новгородской области, которая в рейтинге инвестпривлекательности регионов на 65-м месте, придется новому губернатору, которым стал глава агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. В интервью РБК он заверил, что назначение для него стало неожиданностью и никаких переговоров с ним ранее по этому поводу не вели. Впрочем, СМИ о возможном назначении Никитина узнали еще за несколько дней. «Наверное, те приоритеты, которые могли бы быть [в развитии региона], — это, во-первых, туристическая индустрия; во-вторых, индустрия, связанная с переработкой, которая работает на этот основной наш кластер населения, расположенный между Москвой и Питером. Это могут быть российские, иностранные инвесторы», — обозначил он для себя фронт работ в разговоре с Путиным, а еще пообещал «слушать людей».

Сегодня утром сложил с себя полномочия рязанский губернатор Олег Ковалев, который занимал этот пост с 2008 года Сегодня утром сложил с себя полномочия рязанский губернатор Олег Ковалев, который занимал этот пост с 2008 года

«СДЕЛАЕТЕ ТАМ, ЧТОБЫ БЫЛО КАК МИНИМУМ КАК В КАЛУГЕ?»

Наконец, сегодня утром сложил с себя полномочия рязанский губернатор Ковалев, который занимал этот пост с 2008 года. Сам он заявил, что заявление об отставке подал на имя Путина еще неделю назад, а в качестве причины своего ухода назвал выполнение тех задач, которые перед ним ставились. «В результате нашей совместной работы в течение этих лет в Рязанской области произошли серьезные позитивные изменения, я бы сказал, кардинальные», — цитирует РБК Ковалева.

Как пишет The Moscow Post, последние годы область сотрясали разного рода скандалы. Например, активисты ОНФ подавали запрос в генпрокуратуру по факту строительства за счет бюджетных средств дороги к земельным участкам элитного поселка, в котором, по слухам, есть коттедж у самого Ковалева. Негативно сказался на рейтинге губернатора скандал с усадьбой Сергея Есенина, земли которой, как утверждают СМИ, начали распродавать. Сюда же можно отнести отнюдь не благополучную экономическую ситуацию в области и коррупционные скандалы.

Поэтому еще летом прошлого года рязанские коммунисты заявляли, что для Ковалева готовят место в Совете Федерации. Именно так они трактовали то, что кандидатура Виктора Малюгина из фракции КПРФ была отвергнута областной Думой.

Так что теперь с непростой ситуацией в Рязанской области придется справляться депутату Госдумы Николаю Любимову. Ему, уроженцу Калуги, Путин сегодня посоветовал стараться сделать область не хуже Калужской. «Если я вам предложу возглавить соседний регион, Рязань, сделаете там, чтобы было как минимум как в Калуге?» — поинтересовался президент, слова которого передает пресс-служба Кремля.

Любимов, как и Никитин, также пообещал слушать людей. «Мое жизненное кредо, наверное, я привык к этому: людей надо уметь слышать и, самое главное, делать то, что нужно им. Постараюсь оправдать ваше доверие, очень высокое доверие, сделать все, чтобы людям жилось в Рязанской области намного лучше», — ответил новый губернатор.

Судя по всему, это не последняя отставка. Наиболее вероятным видится уход главы Карелии Александра Худилайнена, на место которого уже прочат директора федеральной службы судебных приставов Артура Парфенчикова, который родился в Карелии и работал прокурором Петрозаводска.

Наиболее вероятной видится уход главы Карелии Александра Худилайнена, на место которого уже прочат директора Федеральной службы судебных приставов Наиболее вероятным видится уход главы Карелии Александра Худилайнена, на место которого уже прочат директора федеральной службы судебных приставов

«ЕСЛИ В КРЕМЛЕ ЧУВСТВУЮТ, ЧТО ГУБЕРНАТОР СЛАБЕЕТ, ТОГДА ЕМУ ИЩЕТСЯ ЗАМЕНА»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать череду отставок в губернаторском корпусе.

Алексей Макаркин — политолог, первый вице-президент центра политических технологий:

— У тех губернаторов, которые уходили, выбора не было. Они могут как-то обсудить вопрос своей дальнейшей работы, но остаться на своем посту не могут. Это было бы нарушением установленных правил игры. За данное нарушение следует конкретная санкция, которая один раз все-таки применялась. Когда человек не хотел уходить, последовало увольнение по политическому недоверию. А президент может уволить губернатора, если он не будет ему доверять. При этом президент не должен никому и ничего объяснять насчет того, почему он это сделал и какие у него аргументы. По закону здесь президент полностью в своем праве, поэтому желающих спорить я не припомню.

Был случай в 2014 году, когда за утрату доверия был уволен новосибирский губернатор Василий Юрченко, который не хотел сам уходить. После этого я что-то не припоминаю тех, кто хотел бы поэкспериментировать таким образом.

Потому что если ты уходишь добровольно, то у тебя есть возможность договориться. Ты уходишь или на какую-то должность в системе федеральной власти, наверное, не очень большую, но вполне почетную. но при этом остаешься в элите, либо идешь в Совет Федераций и тоже остаешься в элите.

Я думаю, что эта череда отставок повторяется практически ежегодно. В прошлом году была череда отставок, связанная с подготовкой к парламентским выборам. Сейчас идет подготовка к президентским выборам, плюс региональные выборы в сентябре. И федеральная власть смотрит, кто из губернаторов контрпродуктивен, кто не справится. И здесь я бы только к президентским выборам это не привязывал и не считаю, что это что-то необычное. Ушли в отставку и тверской, и ярославский губернаторы, на другую должность был перемещен калининградский губернатор, перед этим ушел тульский губернатор. Очень много глав регионов уходили. Сейчас это связано и с президентскими, и с будущими губернаторскими выборами.

Основной критерий — наличие или отсутствие скандалов в регионе и то, насколько губернатор может контролировать ситуацию в элитах. Если в Кремле чувствуют, что губернатор слабеет и элиты все в меньшей степени на него ориентируются, тогда ему ищется замена. Основная задача — консолидация элит перед выборами.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ им. Туполева:

— Я считаю, что это единственный способ отставки в условиях, когда нет иных способов — допустим, воздействия народа на власть. Когда губернатор не нравится, он что-то не делает или вообще ничего не делает для народа, то его угрожают переизбрать. И страх, боязнь того, что его могут не переизбрать, влияет на губернатора гораздо больше, чем само непереизбрание. Человеку в таком состоянии становится тяжело что-то делать.

Добровольно никто не уходит, потому что не для того они туда шли, чтобы отказываться от власти. Но поскольку и назначает, и снимает их федеральный центр, а точнее — его исполнительная власть, то есть президент, то, конечно, это и законно, и необходимо в условиях, когда нет нормальной системы, когда такого чиновника назначает и снимает народ. А у нас люди в этом не участвуют, «народ безмолвствует», потому что у него отняли это право. Поэтому приходится снимать сверху. И есть еще кандидаты на снятие. Губернатор одной из наших поволжских областей постоянно бормочет всякие дикости. То у него в области надо iPhone8 производить, то еще какие-то благоглупости, за которые он давно должен было поплатиться, но его пока еще держат.

Так что постепенно будут снимать губернаторов, так сказать, в плановом порядке. На смену им будут искать новых представителей элиты. Могут быть варяги из других регионов, могут быть мэры столиц этих регионов или замы губернаторов. Из силовиков теперь меньше стали ставить. Преторианизация власти каким-то образом уже иссякла...

Владимир Рыжков — российский политик и политолог:

— Конечно, ни одна из этих отставок не является добровольной. Все они инициированы администрацией президента в Москве. Губернаторы не могут отказаться от такого предложения, потому что они прекрасно знают, что на каждого из них при желании можно найти компромат, возбудить уголовное дело и посадить в тюрьму. Они прекрасно знают, как у нас фабрикуются дела, поэтому, когда им поступает такое предложение, они воспринимают его как предложение, от которого нельзя отказаться. С другой стороны, каждому из них найдут какую-нибудь синекуру — найдут должность, которая компенсирует им потерю губернаторского места.

Но с должностей действительно освобождаются только те губернаторы, которые очень давно сидят на своих местах и у которых очень низкие рейтинги. Рейтинги у Кремля есть самые разные, Кремль оценивает уровень доверия населения и по соцопросам, открытым и закрытым. Есть правительственные рейтинги — уровень заработных плат, безработицы, то есть социально-экономические характеристики. И те губернаторы, которых освобождают, во-первых, крайне непопулярны среди населения, а во-вторых, экономическое положение в их регионах плачевное, поэтому в этих отставках есть определенная логика.

И хотя формально у нас губернаторы выбираются населением, но фактически они номенклатурные назначенцы. Потому что у нас сначала президент выбирает кандидатуру, а уже потом население начинает за нее голосовать. Поэтому фактически у нас федерации нет, федерализм у нас полностью демонтирован, и губернаторы —это обычные чиновники. Поэтому Кремль слабых чиновников меняет на тех, кого считает более сильными. Население к этому не имеет никакого отношения. Все это связано и с предстоящими президентскими выборами 2018 года. Власти надо избавиться от откровенно слабых и непопулярных губернаторов, чтобы они не потянули вниз результаты президента на предстоящих президентских выборах. Так что, я думаю, надо ожидать еще до 10 - 12 отставок в течение ближайшего полугода.

Ушедшим в отставку губернаторам на смену придут молодые технократы, задача которых — повысить эффективность управления регионами и показать хоть какие-то результаты на фоне того развала, что достался им от предшественников.

Алексей Чадаев учредитель и генеральный директор аналитического центра «Московский регион»:

— Надо понимать, что в нашей аппаратной культуре формулировка «по собственному желанию» означает одно: у человека нет каких-либо серьезных провинностей перед руководством, просто принято некое кадровое решение. И данный человек в рамках аппаратной этики говорит, что он согласен с этими решениями.

Происходит реальное обновление пула губернаторов. Приходят люди с новой управленческой культурой, которым среда напряженно ищет некое общее наименование. Некоторые люди называют их «новыми технократами». Флагманом таких технократов стал как раз Рустам Минниханов из Татарстана, который именно по этой логике сменил Минтимера Шаймиева как человек, который способен квалифицированно разбираться в разных современных темах, будь то инновационная экономика и тому подобное, и все это развивать. Собственно, в каком-то смысле именно с этим типом компетенций.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Я думаю, что все эти отставки губернаторов 50 на 50 связаны с президентскими выборами и с другими обстоятельствами. Если и далее последует волна отставок губернаторов, тогда они на 90 процентов будут связаны именно с президентскими выборами. Сейчас же федеральный центр, с одной стороны, ищет кандидатуры, которые смогут показать приличный результат для кандидата от власти на президентских выборах. Но не только — их мандат по времени гораздо больше будет действовать, чем наступят президентские выборы. Другая важная причина — сейчас федеральный центр обкатывает модель ротации губернаторского корпуса. Происходит омоложение элит, но пока на региональном уровне.Есть ли у губернаторов выбор? Я думаю, что тех губернаторов, кто подал прошения об отставке, жестко перед выбором не ставили. Им пообещали дальнейший вариант трудоустройства. Когда им намекнули, что пора уходить, они особо и не возражали.


Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (92) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.02.2017 15:34

Ну, смена губернаторов по - путински - это приевшееся за 17 лет наведение " марафета" перед " выборами" с целью повысить явку. Типа, если прежние " губеры" практиковали ремонт дорожного покрытия в дождь, то теперь будут выполнять ямочный ремонт поверх льда. Те же яйца, только в профиль. Стабильность, однако.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:34

    Ну, смена губернаторов по - путински - это приевшееся за 17 лет наведение " марафета" перед " выборами" с целью повысить явку. Типа, если прежние " губеры" практиковали ремонт дорожного покрытия в дождь, то теперь будут выполнять ямочный ремонт поверх льда. Те же яйца, только в профиль. Стабильность, однако.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:36

    Сравнение не корректно. "Именно по этой логике..."
    Минтимер Шарипович и был самым что ни на есть технократом. КПСС таких кадров методично воспитывала. А называть юристов-экономистов-менеджеров эти термином смешно.
    Все свои начинания он всегда доводил до конца. И в прожектерстве, а также в "новой управленческой культуре", "инновационной экономике" и тому подобных нанотехнологических изысках замечен не был.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:38

    2009 году Минниханов сменил Шаймиева,после этого поменялись даже президенты России,и обновился полностью аппарат президента РФ. Сейчас нужны новые кадры "Варяги"из Москвы,только так можно убрать клановость. Татарстан думаю не уйдёт в сторону от этой участи.

    • Варяги из Москвы? То есть оттуда, где нет клановости, например кооператива "Озеро", коррупции, растраты бюджета и протаскивания своих сынков на теплые должности? Хотя Набиуллина может и подошла бы...

    • Анонимно
      14.02.2017 16:37

      это в Москве нет клановости? АХХАХАХАХАХАХ Клановость существует во всем мире, это на биологическом уровне

      • Анонимно
        14.02.2017 17:35

        Про весь мир можете рассказать по подробнее, где еще в развитых и цивилизованных странах есть кланы? Меркель из какого клана, кого из своих родственников или приближенных назначила на ключевой пост, кому из её друзей достаются госконтракты? Может в Швеции, Финляндии также коррумпированные кланы? Делитесь информацией знаток всего мира.

        • Анонимно
          14.02.2017 17:52

          За всем миром следить трудно, но в самой демократичной стране почему то в Президенты выбирают Бушей, Клинтонов и т.п. Как то вроде бы и выборы, а вроде и по наследству.

          • Анонимно
            14.02.2017 18:48

            А как же Трамп, он к какому клану относится, к клану Трампов? Если следить за всеми странами не успеваете,то нечего голословно утверждать. Кстати, а как там Буши и Клинтоны, кого они осчастливили, подарив хорошую должность, подарив госкорпорацию и наделив госконтрактами?

            • Анонимно
              14.02.2017 19:55

              Так он же олигарх. Пусть и не самый богатый Это как если бы у нас президентом какой-нибудь Галицкий стал.

        • Анонимно
          14.02.2017 18:58

          Меркель из клана Обамы!

        • Анонимно
          14.02.2017 19:54

          Примеров кланов в мире хватает:
          Уолтоны, Рокфеллеры, Ротшильды, Притцкеры и множество других.

        • Анонимно
          14.02.2017 21:17

          Стесняюсь спросить: а Хиллари Клинтон из какого клана была? А Джордж Буш-младший?

          • Анонимно
            15.02.2017 05:03

            Вы не стесняйтесь. У Билла и Хиллари Клинтон госуправление - семейный бизнес.
            Клан Бушей один из самых известных, это техасские нефтепромышленники.
            А в России хозяйничаюи кланы Ротенбергов и Тимченко.

          • Анонимно
            15.02.2017 07:28

            Стесняйтесь. Мало вы понимаете в жизни, это только наивные люди верят в демократию.

            • Анонимно
              15.02.2017 08:55

              Такие как вы, с промытыми мозгами, так и будут глупо верить в то, что во всем мире все так же как у нас в болоте.

        • Анонимно
          15.02.2017 13:53

          А как на счет Сицилии или Шотландии?

  • Анонимно
    14.02.2017 15:44

    Убирают тех губернаторов , регионы которых плохо "голосовали" за Единую Россиию!

  • Анонимно
    14.02.2017 15:45

    Здесь скажите когда будет смена? Застой уж задолбал. Удащливые в переживаниях понятно,но большинство хотят жить лучше и хорошо. Не дай Бог опять повторение удащливых на примере с ТФБ,Булгар,Интехбанк и тд.

    • Анонимно
      14.02.2017 22:37

      Неудащливый объясню тебе нытику.Все проблемы с татарстанскими банками возникли не просто так.Куда клиенты этих банков понесли деньги,конечно в федеральные банки.Так кому были выгодны проблемы татарстанских банков,надеюсь неудащливый поймешь.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:45

    И это будет к лучшему.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:46

    Убирают чтобы избежать бунт глав.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:48

    Полностью согласен с Рыжковым, у нас нет федерации, одним из доказательств чего является то, что все главы регионов назначенцы президента. У нас сформирована полная и тотальная монархия.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:49

    Не должно быть у человека приятного чувства защищенности. Одного снял - десяток нервничают, снял пятерых - нервничают все.
    Опять же "Умные не надобны, надобны преданные". Старожилы - они же себе на уме, сидят давно, многие еще с выборов (до их отмены в 2004), мало ли какие камни за пазухами припасены? Нет уж, лучше проверенные товарищи - охранники, тренеры, повара... Эти умничать не будут, а чётко исполнят что сказано, без задних мыслей и подвохов.
    Ну и, конечно, новый губернатор дает населению надежду на лучшее. Ну все же и так хорошо. А будет еще лучше.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:53

    Татарстану нужен президент ,который поднимет имидж татарского языка.

    • Анонимно
      14.02.2017 16:13

      Хотите, чтобы язык стал более стильным?

    • Анонимно
      14.02.2017 16:20

      На 15-53 Неужели Вы на полном серьёзно считаете, что это важнее повышения уровня жизни всего народа, населяющкго Татарстан?

      • Анонимно
        14.02.2017 18:18

        Да это должно быть одной из причин для назначения на должность Президента РТ. Знание, сохранение и развитие татарского языка.

        • Анонимно
          14.02.2017 20:08

          В Новом договоре между РТ и РФ надо прописать, что Президент РТ выбирается в РТ, а не назначается.

    • Анонимно
      14.02.2017 22:43

      Молодец правильно сказал.Татарстану нужен патриотически настроеный президент,любящий свой татарский народ,татарский язык,татарский уклад жизни.Технократы приходят и уходят,а народ останется.

      • Анонимно
        15.02.2017 20:26

        Задолбали всех с татарским языком! Кто хочет, тот его знает и говорит. А насильно не заставишь. Особенно молодежь. Они учат английский и китайский.

  • Анонимно
    14.02.2017 15:56

    Не нужны главы вообще,оставить в больших городах мэров и все.

    • Анонимно
      14.02.2017 16:19

      Какой бунт может быть у холопа- назначенца? Дали срок поворовать , дали возможность уйти не по уголовной статье, а спокойно- уже отлично. Если назначенцы- губеры и прочие ВИПы чем - то и отличаются от рядовых 86% , то не интеллектом и талантами, а только бОльшей степенью прогиба позвоночника.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:01

    Лучше иметь тотальную монархию. чем татарстанскую клановость удащливых .

    • Анонимно
      14.02.2017 16:06

      Чем лучше? Хрен редьки не слаще.

      • 21 век. В России рассуждают о преимуществах абсолютной монархии перед феодализмом..

        • Анонимно
          15.02.2017 09:00

          В РТ 21 век. Феодализм осуществлен де факто

          • Феодализм к сожалению это наша российская действительность. Бюджет Москвы на праздничную новогоднюю иллюминацию потратили 11 млрд. На строительство школ по всей России выделено 25 млрд. Фактически регионы находятся в вассальном положении у Москвы за счет которых она кормится. Вот феодализм чистой воды.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:01

    Ну это хорошо ведь,ТОЛЬКО назначаемость сверху,иначе начнётся беспредел в регионах ,у власти пожизни будут одни богачи.

    • Анонимно
      14.02.2017 16:11

      Это не хорошо. При нынешней федеральной власти ждать чего то хорошего не имеет смысла. Тех кого убирают тоже назначили и этот факт не повлиял на улучшение жизни людей в регионах. Главы регионов должны избираться, но только в том случае когда СМИ, судебная и избирательная система будут независимы от действующих властей.

    • Анонимно
      14.02.2017 21:54

      А сейчас в регионе не беспредел ?????

  • Анонимно
    14.02.2017 16:02

    Путин понимает что перемены нужны, но резкие перемены опасны, они не в его вкусе.поэтому вот так потихоньку пытается начинать реформы.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:02

    Вместо губернаторов-политиков пришли губернаторы-завхозы, а сейчас ребята-охранники потренируются.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:03

    Главное - лояльность Москве.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:05

    Шариковых не хватает. Кадровый голод.2017 все таки

  • Анонимно
    14.02.2017 16:06

    Мусины,Зиганшины,Курмановы,Мингазовы и многие,многие другие итоги вашего технократического режима.

    • Анонимно
      14.02.2017 16:21

      А какой бы режим хотели бы видеть? Я тоже против этих воров, но какую все же власть вам бы хотелось сидеть в Татарстане?

      • Анонимно
        14.02.2017 16:29

        Власть справедливую. которая не распродает свои предприятия за пределы республики. не разводит клановость для своих удащливых и думает о народе.

        • Анонимно
          14.02.2017 16:45

          Я бы тоже хотел в Финляндии жить. Кстати вроде местные тоже стараются не распродавать свои предприятия за пределы республики. Или вы про Москву?

          • Анонимно
            14.02.2017 18:48

            А кто продал Казанькомпрессормаш, Алнас, БМЗ?

            • Анонимно
              14.02.2017 19:59

              КМПО кстати тоже хотели купить. Но не договорились видимо.

            • Анонимно
              15.02.2017 00:26

              У нас единая экономика. У кого деньги, тот и ккпил. Если аы недовольны, почему не купили сами?

        • Я попрошу в очередной не употреблять татарский акцент в негативных коннотациях. Вы таким образом можете оскорбить честных и порядочных татар. В целом это можно квалифицировать как Статья 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, на национальной почве.

          • АлександрШ
            14.02.2017 17:20

            Про фразеологизмы слышали?
            И ещё у нас в Татарстане говорят: "Не надо чесать ..." и т.д. по первоисточнику.

          • Анонимно
            14.02.2017 17:55

            Глупости какие-то не лень стучать по клаве?
            Ещё про возбуждение к социальной группе "Власть" напишите

          • Анонимно
            14.02.2017 18:05

            Это в тексте обнаружили татарский акцент? Откуда такие уникальные способности? А если человек пишет как слышит?

            • Анонимно
              15.02.2017 12:29

              Не надо ерничать. Коли сидите в Татарстане уважайте местный язык и обычаи. А то любите про мигрантов в Европе порассуждать, а сами не лучше ни разу.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:10

    Причём здесь татарский язык?или голоса для единой России. Будут голосовать не за партию "Единая Россия", а за президента России.

    • Анонимно
      15.02.2017 07:44

      Видим мы своими глазами как "голосуют" за Единую Россию.За моими окнами сельская библиотека,в которой всегда проходят выборы .Каждый вечер я вижу как делают вбросы председатели комиссии,и я не могу пойти и рассказать кому-либо.Расказать тому,кто это все устроил?А у меня трое детей маленьких ,и я хочу жить по человечески.В прошлом году заступилась за работников фермы,которым несколько месяцев подряд платили зарплату по 500 руб.Там мне ничего не было.но уволили этих людей,за то что они посмели жаловаться.Печально.

  • Анонимно
    14.02.2017 16:53

    Минниханов в принципе хороший президент,в настоящий момент все полномочия по развитию регионов в Москве.Нужен федерализм.

  • Анонимно
    14.02.2017 17:16

    Незаменимых не бывает,глав которых меняют они тоже для кого-то были идеалами,даже идолами.Так что в любой момент может произойти смена. Никто не застрахован.

  • Анонимно
    14.02.2017 17:26

    В срочном порядке местных всех снять за издевательство местных жителей. Штрафы,на каждом углу камеры на авто,налоги,коммуналка,жалкие стипендии и зарплаты,безработица. Достойного надо сюда.

  • Анонимно
    14.02.2017 17:27

    Ваши слова для околоплавующих как "ножом по сердцу"

  • Анонимно
    14.02.2017 18:01

    У нас законный союзник , он на все времена -это время , надо терпеливо ждать.Никогда не будет , всем хорошо.

    • Анонимно
      14.02.2017 23:00

      Как троллям хочется развалить Татарстан.Татарстан ,иптешлер очень успешен.Езжу по всей России,могу сравнить уровень жизниТатарстана и многих регионов.Многие белой завистью завидуют Татарстану,многие хотели бы переехать к нам.Предложи этим троллям живущим в нашей республике и ,очерняющих нашу республику ,переехать в другой регион,где нет татарского языка и татар,никто не уедет.Не хочется туда!где не очень хорошо.

  • Анонимно
    14.02.2017 19:43

    Уважаемые! Вы не торопитесь с выводами в отношении варягов. Если проанализировать не давнее историю с бывшими республиками то, что получается. Там где у власти остались бывшие первые секретари обстановка стабилизировалась , а там пришли на волне дермократии всюду были народные волнения с многочисленными жертвами. А у нас в России , где остались первые секретари обкомов экономика развивается устойчиво, особенно, ав Татарстане . Одно из главных заслуг нашего руководства это они не позволили москвичам растаскивать наши предприятия. Налоги остались в республике, капитал не вывозили, как в других регионах. Конечно, как принято писать, удащливые заимели огромные богатства. Было бы очень хорошо если бы они делились с народом, как , например в арабских странах, но, есть но. Обидно, досадно, ну и ладно, переживём .

  • Анонимно
    14.02.2017 20:11

    Уважаемый комментатор 19:43 походу вы засланный тролль,извините конечно меня.Вы пишите:Одно из главных заслуг нашего руководства в том ,что не позволили москвичам растаскать наши предприятия. Вам вопрос: Так получается предприятия в итоге вы оставили себе. Явно ведь вы удащливый. Мы ведь неспорим что у вас удащливых все хорошо,прихватизировали все в регионе? Было бы хорошо когда придёт новый глава региона проведёт аудит,тогда и народ посмотрит кто враг народа был ,вы или москвичи. Знаем мы этот термин:Москвичи во всем виноваты.

    • Москвичи конечно не виноваты, посмотрите на Москву, там все народное, никто ничего себе не забирал.

    • Анонимно
      14.02.2017 23:05

      Неудащливые,согласен поменять своё жильё в Смоленской области на жильё в Казани.Сам татарин,хочу чтобы дети учили татарский язык,культуру.Ау неудащливые ,кто смелый.

  • Анонимно
    14.02.2017 20:14

    Застой идёт уже лет 30 в регионе,осталось только им сделать платный воздух. Дворы ,стоянки платные,медицина,образование -питание все платное ,скажите пожалуйста что у нас бесплатно вообще. Варяг нам просто необходим!!!

    • Анонимно
      14.02.2017 21:47

      Едьте сами к своим варягам. Кстати, а где вы найдете варяга с хорошим знанием татарского языка?

      • Анонимно
        14.02.2017 23:46

        А зачем ему знать татарский?Ему и Русского Языка будет достаточно для того,что бы руководить регионом.

        • Анонимно
          15.02.2017 13:41

          А Татарскую культуру знать?

        • Анонимно
          15.02.2017 13:43

          Почему вы пишите татарский с маленькой, а Русский язык с большой? Не нравится все татарское?

        • Анонимно
          15.02.2017 13:54

          По Конституции РТ президент РТ обязан знать два государственных языка Татарский и русский .

        • Анонимно
          16.02.2017 09:21

          Чтоб руководить Россией достаточно знание а нглийского-международного

    • Вы хоть думаете что пишите? Вы живете в России или здесь себе захотелось отдельный уютный уголок организовать? В России везде платные стоянки, медицина, образование и питание. Варяг вам тут в РТ ничего не сделает, в другой город варяг нужен.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:33

    Авторитет местной власти сильно подкошен событиями с ТФБ!
    300000 потенциальных избирателей! Выводы сделают?

  • Анонимно
    14.02.2017 21:50

    Хм,разве вообще был авторитет у наших чинуш? Сорри не знал.

  • Анонимно
    14.02.2017 23:08

    300000потенциальных избирателя,а почему не 3миллиарда.Я один из клиентов банка ТФБ,и прекрасно понял откуда растут уши всех проблем наших банков,и не один я это понял.

  • Анонимно
    15.02.2017 07:22

    Существуют мнения:
    1. Что, идущая ротация проводится в честь 100 летия Октябрьской революции. Подбирается молодежь которые не знают СССР в силу возраста и будут "мочить везде" Великую революцию октября 1917г. для каждого гражданина как преступление века, а победу над фашизмом заслугой не СССР.
    Главнокомандующий моих родителей - фронтовиков уже "удален" по решению одного человека, а ранее КПСС признан преступной организацией (Зорькин и Лебедев хорошо помнят ) при помощи функционеров КПСС и обслуживавших их юристов - шестерок, предавших не только партию, но и СССР(значит, мои родители и я - члены КПСС, граждане СССР - преступники!), как и в Украине, Польше, Прибалтике.
    2.Что, начинается гласная интеллектуальная работа специалистов по отраслевым направлениям взамен идеологии "деньги любят тишину". В этом смысле, В.В.Путин прав, надо молодых управленцев. Лишь бы только не стали "правителями или региональными смотрящими" как правительство РФ и некоторые главы муниципалитетов, а были техническими исполнителями конституционных обязанностей по безусловному обеспечению социального уровня жизни граждан, используя научные, экономические (в том числе, денежно-кредитные) и правовые инструменты. В этих целях, необходимо принять закон об личной ответственности государственных и муниципальных должностных лиц всех уровней государственных и муниципальных институтов за конституционный уровень жизни граждан РФ, то есть, не только уровень жизни бизнесменов проживающих в других государствах и в какой-то степени и их граждан (а не перекладывать ответственность на государственные бюджетные учреждения, например, Кадастровая Палата Росреестра РФ, многофункциональные центры и тд.).
    3.Тем не менее, есть и другие целеполагания, которые исходят от философии предательства СССР, вывоза финансов и материальных средств в другие страны - сначала из СССР через совместные предприятия и горбачевских кооперативов, затем и из России, возникновение частной собственности иностранных физических и юридических лиц. прежде всего на природные и научные ресурсы, двойного гражданства.
    Марат Н. Альмухаметов

  • Анонимно
    15.02.2017 08:40

    до июля 90% будет обновление всех глав регионов,особенно тех кто сидит второй срок ,ничего удивительного.

  • Анонимно
    15.02.2017 13:09

    Молодец Путин! Всех засидевшихся надо заменить.

    • Анонимно
      15.02.2017 18:06

      Особенно надо заменить всех руководителей регионов-дотационников.

  • Анонимно
    16.02.2017 11:51

    Прошу Волкова в Мордовии заменить, а то сами не догадаются.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже