Общество 
14.02.2017

«Все цивилизованно... Это наш ответ Петербургу»: митрополит Феофан празднует реституцию

Ирада Аюпова вернула церкви свою бывшую штаб-квартиру на Кремлевской — в церкви XVI века появится мемориал патриарха Гермогена

«Я радуюсь, насколько ровно и спокойно, без писка, без эмоций, мы совершаем совместное богоугодное дело», — говорил сегодня митрополит Феофан, принимая ключи от Ирады Аюповой, — Госархив распрощался со зданием Николо-Гостинодворской церкви. Здесь планируется выставочный центр, посвященный Казанской иконе Божией Матери с экспозицией о патриархе Гермогене. Архивисты тоже не в накладе — они переехали в отремонтированное помещение неподалеку от нового здания Арбитражного суда.

«ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ В ИСТОРИИ РОССИИ ХРАМ. ТУТ СЛУЖИЛ БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН»

Сегодня состоялась передача в собственность Казанской епархии здания Николо-Гостинодворской церкви, которое последние годы занимал госкомитет по архивному делу. К двум часам пополудни к небольшому, местами облупившемуся зданию во дворе Нацмузея РТ на улице Кремлевской начали стягиваться ответственные VIP-персоны и церковные отцы. Чуть раньше намеченного приехал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. За ним в неприглядный, увы, двор потянулись и люди в рясах, которые встречали владыку со стороны улицы Кремлевской. У дверей священнослужителей уже поджидала председатель госкомитета РТ по архивному делу Ирада Аюпова.

«Какие у вас красивые черевички», — сделал Феофан комплимент чиновнице. «Так ведь событие обязывает», — отреагировала она. Аюпова действительно оказалась в очень оригинальных ичигах с узорами.

Внутри все больше походило на совдеповское помещение — неудивительно, храм десятилетиями служил «присутственным местом». В одном из многочисленных кабинетов с табличкой «Отдел правовой и кадровой работы» прямо над розеткой висел небольшой стикер «Нет коррупции». Владыка сразу приступил к делу. В актовом зале он рассказал собравшимся, чем же важно для церкви это место.

«Сегодня пишется новая страница в жизни не только татарстанской митрополии, не только этого храма, но и России. Это не просто один из... Это единственный в истории России храм. Именно тут служил священник Ермолай, будущий патриарх Гермоген. Именно он принял на свои руки и принес сюда образ Казанской Божией Матери. И некоторое время именно тут находился этот образ». Феофан отметил, что Гермоген — не просто глава русской православной церкви, этот человек в историю России вписан золотыми буквами.

«Когда незваные лжецари принуждали его признать их власть и за это быть обласканным, он сказал: „Нет, Россия и вера не продаются“. И пошел в заточение в тюрьму монастырскую, где, в сущности, умер голодной смертью. Но сделал великое дело. Он умудрялся рассылать грамоты с призывом собрать народное ополчение, чтобы освободить Москву, прекратить смуту. Обратился к народу. К великому сожалению, властная верхушка бояр была раздираема междоусобицами и нередко предавала землю русскую. Но твердое слово патриарха сплотило Русь. На его призыв откликнулось Поволжье. И Минин, и Пожарский. В этом движении ополченцев важную роль играли люди татарской национальности. Не разделялись православные и мусульмане. Шли спасать столицу отечества вместе. И освободили. Мы видим, как воля лидеров становится верным путеводителем для народа. Так было всегда в истории», — совершил политически грамотный экскурс в историю Феофан.

... Обращаясь к Аюповой, Феофан выразил ей благодарность «за все» и что «без писка, без эмоций мы совершаем совместное богоугодное дело»
Фото: Ирина Ерохина

ВЛАДЫКА ФЕОФАН: «ВСЕ ЦИВИЛИЗОВАННО СДЕЛАЛИ, ЭТО НАШ ОТВЕТ ПЕТЕРБУРГУ»

Уже обращаясь к Аюповой, митрополит выразил ей благодарность «за все». «Обычно мы видим, какие столкновения бывают: „А мы не хотим уходить, место нажитое“, — так говорят... Я вспоминаю нашу первую встречу, и у нас установился теплый человеческий контакт. Я часто привожу пример: люди, посмотрите на нас в Татарстане, как мы решаем вопросы с передачей храмов. Мир и согласие является залогом при решении таких важных дел, как возвращение собственности хозяевам, бывшим хозяевам, исконным. И я радуюсь, что насколько это ровно и спокойно, без писка, без эмоций, мы совершаем совместное богоугодное дело». При этом Феофан поблагодарил Господа за то, что в этом здании оказался именно Госархив, а не склад химических реактивов или еще чего хуже — клубов или иных «заведений непонятных».

Аюпова, в свою очередь, вручила первую запись в ведомости об упоминании этого храма за 1912 год, в которой зафиксировано то состояние здания, какое было до революции. «Это будет путеводителем для реставраторов», — поблагодарил Феофан и пригласил во время Масленицы Аюпову на блины.

Однако митрополия не будет торопиться с возвращением зданию функций храма. По задумке владыки, это должно быть таким духовно-просветительским мемориальным центром, посвященным патриарху Гермогену. Планируется и экспозиция, и ретроспективный взгляд с привлечением новых технологий, чтобы посетители могли интерактивно погрузиться в ту эпоху, в которой жил патриарх Гермоген. «С другой стороны, патриарх тесно связан с Казанским Богородским монастырем, так пусть эта связь так и остается. Потому что в центре храмы приходские есть, а на этом месте сохранились те исторические корни», — резюмировал Феофан.

... Ирада Аюпова вручила Феофану первую запись в ведомости об упоминании храма за 1912 год, в которой зафиксировано то состояние здания, какое было до революции
Фото: Ирина Ерохина

Он отметил, что прежде чем приступить к работе, необходимо разработать научную реставрационную проектную документацию. А это дело не одного дня. Но задача одна! Восстановить в первоначальном виде, благо описание сохранилось. «Уже сейчас я думаю, что храм должен стать по-настоящему всенародным. И думаю создать попечительский совет по его восстановлению», — говорит владыка.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, есть ли в РТ еще бывшие храмы, которые неплохо было бы передать церкви, владыка ответил: «Конечно, есть, будем думать. Мы идем последовательно, не называя ничего. Путь мой такой: спокойно обсуждаем, проговариваем, а затем уже декларируем. У меня всегда планы есть, но они не всегда обнародуются».

Внутри храма все больше походит на совдеповское помещение
Фото: Ирина Ерохина

Обойдя свои новые владения, Феофан остался доволен внешним состоянием здания, отметив при этом, что, когда будут убирать перекрытия, могут открыться непредвиденные сюрпризы вроде трещин в стене. Уже в дверях, прощаясь с Аюповой, он еще раз выразил ей свою благодарность. «Цивилизованно все сделали, как и должно быть. Это наш ответ Петербургу (по всей видимости, владыка намекнул на ситуацию с Исаакиевским собором прим. авт.). Я не стал говорить, но намек дал. А теперь милости просим на блины», — позвал он Аюпову.

Напомним, что в Санкт-Петербурге по тому самом закону о реституции церковных ценностей власти намерены передать Исаакиевский собор русской православной церкви в безвозмездное пользование на 49 лет с сохранением музейных функций. Сейчас называются сроки — к ближайшей Пасхе, то есть к весне. Это вызвало обширный резонанс: с одной стороны, речь о соборе и вроде все логично. С другой — Исаакий никогда не был в собственности православной общины или русской православной церкви, а находился в собственности государства и строился на деньги Российской империи. И общественность обеспокоена судьбой Исаакиевского собора, хотя в РПЦ заявляют не только о сохранении музейных функций, но и о бесплатном входе в собор. Сторонники передачи собора устраивают крестные ходы, а противники собирают подписи против и общественные собрания. На этом фоне мир и согласие в Татарстане действительно можно рассматривать как пример.

Гостинодворская церковь впервые упоминается в письменных источниках в 1565 году, исторически храм входил в комплекс зданий Гостиного двора
Фото: tatarstan-mitropolia.ru

ГОСТИНОДВОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОТ ГЕРМОГЕНА — ДО АЮПОВОЙ

О том, что минземимущества РТ передаст в собственность Казанской епархии здание Николо-Гостинодворской церкви, стало известно еще 6 февраля. На сайте Татарстанской митрополии уточняется, что принципиальное решение было принято президентом РТ Рустамом Миннихановым после обращения митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.

В самом госкомитете «БИЗНЕС Online» сообщили, что работу по возврату церкви верующим начал еще прежний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, который в 2013 году обращался в минзем РТ «с просьбой передать здание храма епархии в безвозмездное пользование в рамках реализации федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“». Однако, согласно законодательству, в этом случае архиву необходимо предоставить другое здание, «отвечающее нормативным требованиям хранения архивных документов». Осуществить мечту РПЦ удалось лишь после того, как госкомитету нашли новое пристанище: двухэтажное здание в по адресу улица Ново-Песочная, 44 общей площадью 787 кв. метров. Новое здание архива тоже не молодое, 1907 года постройки, и находится на участке земли площадью 2457 кв. метров.

В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, поэтому ей потребуется серьезная реставрация
Фото: Ирина Ерохина

Как сообщили «БИЗНЕС Online», до последнего времени в здании на Кремлевской у архивного комитета были размещены аппарат управления, лаборатория Госархива, а также часть сотрудников аудиовизуального архива. Хотя помещение церкви было приспособлено под офис, но, учитывая особенности архитектуры, в пяти кабинетах не было даже окон. Всего в здании церкви работали около 50 человек. Сейчас все сотрудники госкомитета размещаются в здании на улице Ново-Песочной, а лаборатория и все сотрудники аудиовизуального архива — в здании на Сибирском тракте, 27. В ведомстве отмечают, что сейчас для сотрудников созданы все условия для работы и работа архива продолжается в штатном режиме.

Как сообщается на сайте Казанской митрополии, Гостинодворская церковь впервые упоминается в письменных источниках в 1565 году. Исторически храм входит в комплекс зданий Гостиного двора. «Однако за четыре с лишним века своей истории храм, который несколько раз перестраивался, сильно обветшал. В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, поэтому ей потребуется серьезная реставрация», — с сожалением отмечается на сайте митрополии. На старинных фотографиях видно, что у церкви было два купола, тогда как на современных снимках купола отсутствуют, будто срезаны гигантской пилой.

В декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин В декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин Фото: president.tatarstan.ru

«У СОТРУДНИКОВ АРХИВА ТОЖЕ ДУША БЫЛА НЕ НА МЕСТЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОНИМАЛИ, ЧТО НАХОДЯТСЯ В ЗДАНИИ ХРАМА»

Напомним, что и ранее в Казани бывали случаи возврата мирских помещений в лоно церкви. Так, в декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин. После закрытия в 1930 году культовый объект был приспособлен под клуб, затем здесь разместился кукольный театр. До возврата здания церкви верующим в храме не велись церковные службы на протяжении 85 лет.

Алексей ЧубаковФото: president.tatarstan.ru

Благочинный I Казанского округа, настоятель Духосошественского храма протоиерей Алексей Чубаков в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что в городе делается все возможное в плане возврата зданий церкви. «Мы видим, что федеральный закон №327 работает. Есть добрая воля руководства республики и муниципалитетов, потому что они понимают: дабы историческая справедливость восторжествовала, необходимо имущество, которое некогда принадлежало церкви, возвращать. Тем более что перед церковью стоит много задач. Это и работа с молодежью, и социальная работа, и работа в сфере образования. Все имущество будет приведено в порядок, и, думаю, что лучшего хозяина, чем сама церковь, и в данном случае Казанская епархия, не найти», — считает Чубаков. Интересуемся, как наладились церковные дела в Храме Cошествия Святого Духа спустя год после открытия храма. Настоятель рассказал, что в возвращенном храме помимо богослужения работает гимназия, где занимается порядка 100 детей, работает хореографическая студия и фольклорный ансамбль, студия флористики, кулинарные курсы.

«Понятно, что и служба ежедневная совершается. Видно на этом примере, что храм востребован и является духовным центром Суконной слободы. И детский театр получил новое здание — лучший театр в Европе. Так что, исходя из взаимных интересов, надо дальше так двигаться», — считает Чубаков. Также он прокомментировал передачу Гостинодворской церкви. «Госкомитет по архивному делу переехал в отремонтированное здание. И у сотрудников архива тоже душа была не на месте, потому что понимали, что находятся в здании храма и что, может быть, это не их место. Но надо им сказать спасибо, что здание сохранилось, оно отапливалось и обсуживалось, и с любовью передается», — отмечает Чубаков.

Николо-Гостинодворская церковь — сохранившийся с XVI века церковный и историко-архитектурный памятник, который упоминается в писцовых книгах 1566 - 1568 годов. Трехэтажное здание имеет площадь 814,7 кв. метров.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (173) Обновить комментарииОбновить комментарии
Minem irekle dөnyam
14.02.2017 19:05

РПЦешный банк разорило второй банк республики,можно сказать саму республику, а мы им здания раздаем, огромные соборы строим. Лучше бы продали здание, раздали бы вкладчикам ТФБ.

  • Анонимно
    14.02.2017 18:30

    Ну и что тут одна ситуация, там другая. Радуйтесь пожалуйста.

  • Буре
    14.02.2017 18:37

    Мощный и хитрый дядька.
    Его бы КАПО возрождать или с/х.
    Идет как танк.
    И сделает ведь.

    • Анонимно
      14.02.2017 18:52

      Зачем? Кадило и без КАПО может летать.

      • Анонимно
        14.02.2017 20:07

        И обратное тоже верно. Вот где печаль то(

      • Анонимно
        14.02.2017 20:37

        Не уж то ошибку нашли? Теперь с гравитацией на ты, похоже места готовят под пусковые площадки. Жалко что аннонса по датам пусков нет, вроде как рыночная экономика публичность и все дела.

    • Анонимно
      14.02.2017 19:26

      наращивание 2 х новых куполов и оч. дорогостоящая реставрация за наш счет естественно?

    • Анонимно
      14.02.2017 19:29

      и весь Гостинный двор им отдать нужно,лишним не будет-тоже может пригодится в хоз-ве для чего нибудь

      • Анонимно
        15.02.2017 08:00

        Да вообще всё отдать! Ещё вроде при монастырях крепостные раньше были. Вычислить по ДНК потомков и вернуть в собственность церкви!!!

  • Анонимно
    14.02.2017 18:42

    Вот и хорошо, что всем хорошо)

    • Анонимно
      14.02.2017 21:36

      Как то за всех говорить не совсем корректно) кому хорошо, а кому и не очень, кому то вообще безразлично

      • Анонимно
        15.02.2017 08:06

        Речь идет не о всех, а о тех кто причастен к этому - верующим и сотрудникам архива..Причастным - хорошо..

  • Анонимно
    14.02.2017 18:51

    А разве всем хорошо?

  • Анонимно
    14.02.2017 19:00

    Надо бы еще здание Духовной Академии вернуть, больнице там все равно неуютно.Это только по большой дури, неписпособленное здание медикам отдали, даже при советской власти там всегда размещались высшие учебные заведения, в последнее время высшая партийная школа. И УЛИЦЕ ВЕРНУТЬ ИМЯ Академическая, данное в честь этого учебного заведения. Тратим огромые деньги на футболл-хоккей, басктебол, волейбол и пр. А на малую часть этих денег можо хорошую больницу построить, вернув для нее территорию и комплекс зданий ,бездарно, а точнее преступно ликвидированного Казанского санатория, оздоровительного оазиса , для больных и главное будущих мам, в центре Казани. Эта позорная махинация, пожалуй беспрецденная в городах миллионниках, на совести тогдашнего ркуководства города ,уверен ,что Метшин такое не допустил бы.

    • Анонимно
      14.02.2017 19:32

      Вы где живете улица Академическая как шла от Вишневского до Зинина, так и идет...
      ЗЫ как в голове у человека укладывается меньше больниц больше храмов :-)

      • Анонимно
        14.02.2017 21:06

        Господин зы19. 32. Надо внимательно читать,не фейкуя о большицах и храмах. Мы должны возвратить здание вуза, многие профессора которого работали и в КГУ.Считаю также преступным, ликвидацию санатория, где было и отделение для будущих или молодых мам, его территорию и здание надо венрнуть медикам. На сотую часть того ,что тратим на спортивную развлекуху, можно построитб мед. Комплекс европеймкого уровня. Я не против спорта и особенно физкультуры. Но сравните зряплпту ползающих по полю наших футболистов и передвигающихся несколько быстрее хоккеистов, с их авторитетои в мире. Неслучайно вербуем игроков отовсюду, включая и тропические заросли Африки.

      • Анонимно
        15.02.2017 01:04

        Анониму 19:32. По поводу улицы Академической немного вас поправлю, а то люди неправильно поймут. В Академической слободе были улицы:
        Академическая 1-я (с 1927 года - Академическая, с 1948 - Вишневского);
        Академическая 2-я (с 1927 года - Зинина);
        Поперечно-Академическая ( в конце 40-х годов прошлого века переименована в улицу .Академическую) (Борис Гришанин)

        • Анонимно
          15.02.2017 09:55

          01. 04 Гришанину. Вам надо не в справке когда переимеовали улицу Академическую копаться, а высказать о главном. Которым я , как и комментатор считаю выведение больницы из неприспособленного здания и возврашение его духовному вузу, бывшего когда то научным партнером КГУ по ряду дисципли, а также возвращение преступно ликвидированного санатория медикам, которое, боюсь, уже застраивается коттеджами ликвидаторов, а также уменьшения ассигнований на спортивную развлекуху и строительство за этот счет болнниц.Не против спорта, но все эти покупки игроков с миллионным з.п.и, и не в рублях, в африканских джунглях или из отходов Европы, считаю преступлением против собственного спорта. Посмотрите на уровень наших, хотя бы футболисттов, еле ползающих на стадионах и отмечающих шампанским свои позорные поражения, по сравнению с Европой и Латинами -позорище, которого не было в советское время. Стрелцовых. Нетто и подобных им не покупали, а в России готовили.И стадионы были не вроде, вибрирующей в результате воровства Зенит - Арены. Вот о чем надо думать. А возвращение Казанской церкви, в которой служил и будущий патриарх и диаконом был, равный Шаляпину по голосу, Максим Михайлов, считаю хорошей оплеухой, разным питерским космополитам, зарабатывающим деньги на имуществе РПЦ. Согласен с митрополитом, что это урок питерским воинствующим атеистам, устроившим шабаш вокруг Исакия. Но ему надо вернуть еще здание КДА и разместить там семинарию и научный центр.

          • Анонимно
            15.02.2017 12:46

            Любой здравомыслящий человек вас поддержит.

          • Анонимно
            15.02.2017 16:12

            Анониму 09:55 . Если бы я видел актуальность возврата церкви здания духовной академии в данный момент, то я мог бы поддержать. Ключевые слова - "данный момент"... Санаторий "Казанский" и спорт - не мои темы, тут я не специалист. По топонимике всегда высказываюсь - если вижу неточность или несправедливость - это моя тема. А возвращение епархии Гостинодворской церкви считаю правильным. Я к этому неоднократно призывал и делал конкретные шаги. Здесь один из примеров таких конкретных моих шагов: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1009542882452127&set=gm.1543505045975325&type=3&theater
            (Борис Гришанин)

  • Minem irekle dөnyam
    14.02.2017 19:05

    РПЦешный банк разорило второй банк республики,можно сказать саму республику, а мы им здания раздаем, огромные соборы строим. Лучше бы продали здание, раздали бы вкладчикам ТФБ.

    • Анонимно
      14.02.2017 19:31

      Фантазия бьет через край у вас.

    • Анонимно
      14.02.2017 20:21

      Не "раздаем", а возвращаем, есть разница. И церковь на Баумана надо бы вернуть , около "Шаляпина".

      • Анонимно
        14.02.2017 22:30

        Давно вернули у Шаляпина

      • Анонимно
        15.02.2017 08:05

        Да вообще-то это не РПЦ принадлежало, а общины конкретного населённого пункта строили на свои деньги. А батюшку на служение приглашали. Так что не "возвращаем", а именно - "раздаём". В Калининграде лютеранские кирхи под это дело отхапали.....

    • Анонимно
      14.02.2017 20:58

      да уж конечно. именно церковь виновата. но не мусин. у вас так что ли? или вы издеваетесь?

    • Анонимно
      14.02.2017 22:07

      Ты эти претензии с тфб к муфтию адресуй))
      Мусин из его паствы)
      Наверняка на мечети жертвовал

    • Анонимно
      15.02.2017 08:39

      Кажется у мусульман есть такое выражение, что если Бог хочет наказать человека, то он его лишает ума. Ваш комментарий как раз наталкивает на справедливость этого высказывания. Во - первых, дыра ТФБ 120 млрд. рублей и это только официальные цифры (!), в то время как банк РПЦ мог нанести ущерб максимум на 4 млрд. Поэтому если кто и виноват в этой финансовой катастрофе так это точно не церковь, а вся эта государственная шайка - лейка, воровавшая деньги из этого банка годами. Во - вторых, здания не раздают, а возвращают т.к. это очень странно когда в храме 16 века находится чуть ли не склад. Ну и конечно Ваша позиция "продать и разделить" это тоже говорит многое о вас. Надеюсь с годами Бог вас простит и вы станете думать как более взрослая личность.

  • Анонимно
    14.02.2017 19:32

    Такими бесчисленными количествами церквей не каждый город может похвастаться, как Казань. Ни к чему было это.

    • Анонимно
      15.02.2017 00:06

      в Казани мало церквей. От нас до ближайшей - 4 остановки. До мечети - две. Думайте, прежде чем пишите.

      • Анонимно
        15.02.2017 09:44

        Это где у вас две остановки до мечети. Я вот на Адельке живу. У меня поблизости вообще мечетей нет.

    • Анонимно
      15.02.2017 08:45

      30 церквей и 62 мечети - столько их в Казани. ну и где бесчисленное количество?

      • Анонимно
        15.02.2017 09:16

        Врете!
        По официальной статистике на конец 2016г. в Казани:
        - мечетей 52, строится 9;
        - церквей 43, строится 4.
        Всего православных объектов (колокольни, часовни, и т.д.) - 64.

      • Анонимно
        15.02.2017 10:48

        Это больше чем бесчисленное количество. Всё равно большую часть времени пустуют.

        • Анонимно
          15.02.2017 18:13

          Церковь место духовное, а не посещаемое. Посещаемость критерий торгового центра или кинотеатра. Кроме того, сомневаюсь, что Вы церкви посещаете если делаете такие выводы ткнув пальцем в небо. Удачи Вам!

  • Анонимно
    14.02.2017 19:41

    Несопоставимые об°екты. Если бы в Казани был подобный Исаакию гигант неизвестно чем бы кончилось. А вообще событию хорошее. В Танкеевке стоит собор удивительной красоты, построенный по проекту известного архитектора Тона- автора храма Христа Спасителя в Москве. Сейчас в нем заброшенное хранилище зерна. Феофану заняться им надо. Этот собор можно включить в Болгарский комплекс, он рядом. Туристов больше будет.

  • Анонимно
    14.02.2017 19:42

    До Гостинодворской в этом здании находился мечеть Ташаяк. В архивной карте древней казани так и указана: 'церковь перестроена из мечети'.

    • Анонимно
      14.02.2017 20:43

      Стоит ли полагать что здание в перспективе о отойдет к ДУМ республики?

  • Анонимно
    14.02.2017 19:46

    Вот меня мучает вопрос, когда же в столице татарского народа начнуть возрождать исторические мечети на территорри Казанского кремля и по городу.

    • Анонимно
      14.02.2017 20:24

      Ну начать историческое "возрождение" тогда надо с языческих капищ, которые издревле располагались на территории Казанского Кремля.

      Вы язычник?

    • Анонимно
      15.02.2017 00:10

      "в столице татарского народа" не было мечетей. У татар вообще мечетей не было. Ислам татарам принесли совсем недавно, и тогда же стали ставить мечети. При этом и церкви и мечети, в том же Булгаре, стояли рядом. Не забывайте историю татар и их веру. Глупо думать, что татары всегда были мусульманами. Точно также и русские не всегда были Христианами

    • Анонимно
      15.02.2017 13:07

      Да не было в кремле ни одной мечети ! Причем- никогда , пока МШШ там Кул Шариф не построил ! Спросите хоть уважаемого академика , который историю татар написал - тов Хакимова .

      • Анонимно
        15.02.2017 17:53

        В Казанском Кремле всегда были мечети и не было ни одной церкви. До 1552 года. Историю учите, а не свою придумывайте!

      • Анонимно
        15.02.2017 18:11

        Да не было в кремле ни одной мечети !
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/337268
        Прочитайте воспоминания князя Курбского, соратника Ивана Грозного во время взятия Казани.

  • Анонимно
    14.02.2017 19:46

    http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2005_2/11/11_7

  • Анонимно
    14.02.2017 19:47

    Хитрый...хитрым... мягко стелет жестко спать!!! Все больше и больше церквей и помещений отдают, весь центр в крестах в столице Татар. (мне не нравится это мое мнение )(выдержка с инета. (Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство )

    • Анонимно
      14.02.2017 20:22

      Что за столица татар? вы бредите??

      • Анонимно
        14.02.2017 20:29

        Казан каласы всемирная столица татарского народа, что вам не нравится

        • Анонимно
          14.02.2017 21:00

          ну здесь как бы и русские живут. нам куда прикажете деваться???

          • Анонимно
            14.02.2017 21:29

            Никуда вам не надо деваться. Но то , что здесь живут и другие народы, не отменяет того, что Казань -столица татар.

            • Анонимно
              15.02.2017 07:28

              ох спасибо, батюшка, разрешил, дал соизволение. и вот после этого еще о дружбе народов и толерантности трепаться смеют...

              • Анонимно
                15.02.2017 08:29

                Толеранты не все. Вот вы и ваш оппонент (19.47.) явно не из числа толерантных, а еще что хуже для вас обоих - вы оба не очень умные )..

                • Анонимно
                  15.02.2017 10:48

                  Выдуманная толерантность несёт ущерб татарскому народу,без всяких сомнений.

                • Анонимно
                  15.02.2017 18:14

                  Полностью согласен!)

                • Анонимно
                  15.02.2017 19:41

                  видимо, очень умны вы, особенно когда незнакомых людей оцениваете? ум, воспитанность и культура бьют через край.

          • Анонимно
            14.02.2017 22:18

            А как часто в церкви бываешь. Молящихся на улице православных , которым не хватило место в церкви у нас не видел.

            • Анонимно
              15.02.2017 07:29

              бываю. сколько мне надо. и на "вы", пожалуйста. я с вами на брудершафт не пила.

        • Анонимно
          14.02.2017 21:17

          Мы в Казани живём

    • Анонимно
      14.02.2017 21:22

      Все культовые учреждения должны построены на окраинах, иди за городом. И только на добровольные пожертвования.

    • Анонимно
      15.02.2017 08:47

      Эту церковь строило не государство, а вот государство её отжало и превратило в архив. Поэтому не надо тут вводить людей в заблуждение. Церкви именно возвращают то, что и так ей принадлежало. Мне может тоже не нравится гигантская мечеть в центре кремля построенного русскими царями, которая якобы "восстановлена" на своём историческом месте, но я считаю при этом глупым разжигать национальную и религиозную рознь на эту тему. Чего и вам советую придерживаться.

      • Анонимно
        15.02.2017 09:19

        Да, церковь строило не государство! Ее строил народ - купечество, крестьяне,рабочие! А попы его присвоили! А теперь бессовестно требуют обратно!

        • Анонимно
          15.02.2017 11:33

          9.19.Купцов давно нет, помещиков, про которых забыли, тоже извели, крестьяне стали -фермеры .Следуя вашей логике отдадим храмы профсоюзам.Наверное неловко стало, прочитав свой стебовый фейк.

      • Анонимно
        15.02.2017 09:52

        Насколько я знаю, исторически Кул Шариф распологался на месте, где сейчас стоит Благовещенский собор. Но собор не стали разрушать или переделывать в мечеть - выбрали новое место.

        Кремль перестроен русскими, после того, как был разрушен во время завоевания.

  • Анонимно
    14.02.2017 20:19

    Опиум для народа...

  • Анонимно
    14.02.2017 20:39

    Слушая новости из Питера, всегда удивлялась, да у нас только рады, когда бывший храм церкви возвращают или мечеть реставрируют. Та же Духосошественскую церковь или Галеевскую мечеть. Лично я всю жизнь прожила в Казани и сколько мимо этих зданий ездила и ходила и всегда думала, ну, почему же их не вернут верующим? Как хотите, но чем больше их, тем больше людей о своей душе задумается. А в Исаакиевском соборе я была не раз, но всегда за деньги. Разве это справедливо, такую красоту людям не давать посмотреть? А музейные работники найдут себе другое место работы и вроде их никто на улицу сейчас не выгоняет!

    • Анонимно
      14.02.2017 22:35

      Во-первых, деньги небольшие за вход. Во-вторых, именно выгоняют. В-третьих, недолго будет вход бесплатным...
      О душе думайте сами, ладно? А мы уж как-нибудь обойдёмся без Ваших советов. Только не обижайтесь!

    • Анонимно
      14.02.2017 22:36

      Во-первых, если собор передадут РПЦ, то, вы априори не всю красоту сможете увидеть, т.к. за алтарь вас не пустят. А сейчас можете. Во-вторых, конкретно этот музей содержит сам себя и еще платит в бюджет 100 млн. дохода. Так что это лакомый кусок. В - третьих, этот собор не принадлежал РПЦ, вернее принадлежал, но очень недолго, т.к. у РПЦ не было денег на содержание и он попросту стал разрушаться. Ну так он какое-то время был на балансе МИнистерства путей сообщения. Они же его не просят вернуть на этом основании. В четвертых, собор построен на гос. деньги а не церковные. В пятых, в соборе постоянно проходят службы. Вам обязательно весь собор нужен? В шестых, музейная экспозиция посвящена строительству собора и в другом месте смысла большого ее выставлять нет. и.т.д. Религиозность не отменяет необходимости думать своей головой.

      • Анонимно
        15.02.2017 00:27

        У православной церкви государство столько всего отняло и порушило после революции, что передача Исакия будет малюсенькой компенсацией. Так будет справедливо.

        • Анонимно
          15.02.2017 08:46

          Да не было У РПЦ до революции ничего собственного.

        • Анонимно
          15.02.2017 10:52

          Я боюсь, что они и маятник Фуко, который стыдливо спрятали в подвале, уничтожат. А так хочется, чтобы его вернули на своё законное место!

    • Анонимно
      15.02.2017 07:51

      Казанский собор в Питере передан церкви, и что-то хуже в нем не стало, а только лучше, а вход туда до сих пр бесплатный. И потом Исаакиевский собор остается у государства, никто его не забирает. И плата сейчас за вход не маленькая, если человек пенсионер вообще-то. И в алтарь нечего всем лезть, чтобы посмотреть. А какие службы там проходят, я тоже знаю. В уголке! И экскурсоводов я опять-таки не раз слушала, и все колонны искусственные видела, и бюст Монферрана, и макеты, и все остальное... Но они только отвлекают от главного! Например, от голубя в самой вышине под куполом, который как живой там. От мозаичного окна с изображением Христа, из которого льется свет и кажется, что вместе с ним в храм приходит чудо. А ведь именно для этого собор и строился! И из-за этого я также мечтаю, чтобы питерский Спас-на-Крови тоже отдали верущим. В музеях нельзя молиться, точнее, не получается! Там совсем другая атмосфера.

      • Анонимно
        15.02.2017 09:22

        Храм это дом Божий и молитвы. Все храмы нужно вернуть церкви. Когда вернут церковь в Болгаре? в которой музей сейчас.

        • Анонимно
          15.02.2017 10:54

          Давайте, отдадим все больницы ещё церкви, и школы сделаем церковно-приходскими.

  • Анонимно
    14.02.2017 20:46

    Возле этой церкви находили могильную мусульманскую плиту, она хранится в мечети марджани. А архивные документы показывают что там находилось мусульманское кладбище.

    • Анонимно
      14.02.2017 21:16

      А можете уточнить - какие архивные документы?

      • Анонимно
        14.02.2017 21:37

        Которые хранятся в архивном управлении. У аюповой они есть. Их много. Писчая книга князя курбского, пинягин-очерки истории казани и т.д.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:02

    Иосиф Виссарионович. Я искренне верю, что ты вернешься рано или поздно. Пора уже, пора.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:20

    Ничего, история развивается по спирали.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:39

    Отстояли право не возводить памятник ивану грозному, а знаменитую ярмарочную мечеть не отстояли.

  • Анонимно
    14.02.2017 21:47

    только мне кажется что попов стало ооочень много везде?))

    • mad big
      14.02.2017 22:29

      Мулл и имамов не меньше. Или я не прав?

      • Анонимно
        14.02.2017 23:03

        А наш муфтий ходит гуляет...улыбается ...ему нечего не надо... редко в СМИ его видим.. за то гражданин И.А. Ашурков с голубых экранов не сходит... что на мониторе...что в телевизоре...

        • Анонимно
          15.02.2017 08:49

          Потому-то и прислали срочно Ашуркова, когда увидели, что назначен молодой и неопытный муфтий. Вот появилось раздолье для РПЦ. Рим Дашкин

    • Анонимно
      14.02.2017 22:36

      Вот и я говорю: куда столько строят культовых сооружений. И не просто строят, а отбирают.

      • Анонимно
        15.02.2017 00:44

        В данном случае не строят, а возвращают. Церковь отделена от государства и будет строить столько храмов сколько ей и её прихожанам надо. И все это не за счет государства. Хотя государство изрядно попользовалось церковной собственностью и многое порушило и кирпич от разрушенных храмов использывало и церковными ценностями торговало. Так что если государство хотябы немного будет помогать РПЦ с реставрацией возвращаемых объектов, то это будет справедливо

        • Анонимно
          15.02.2017 10:56

          У государства НЕТ своих денег. Это деньги налогоплательщиков. А если налогоплательщик не желает копейки дать на церковь? Не для этого мы платим налоги. Мы хотим нормальную качественную медицину, образование, армию.

  • Анонимно
    15.02.2017 00:20

    Я "в шоке" от такого негатива "соседей" - татар. Вот и открылось их мнение и видение о русских. Читайте - "много попов", "много церквей", ... мы разве не в мире живем? Или вы показываете мир, а в душе у вас совсем другое? Столько плюсов наставили явно провокационным сообщениям, множество плюсов сообщениям в сторону усиления радикальной исламизации. Вы не думали о том, что подспудно вы толкаете людей к раздору? И, главное, зачем?

    • Анонимно
      15.02.2017 08:51

      Вам мысль не приходила, что это провокаторы и ненавистники России , Татарстана - пишут?..Разве вы не заметили, что если статья во вред России, Татарстану, то под такими статьями немало плюсов появляется..Более того, если появится статься о передаче мечети, то там эти "товарищи" тоже вылезут с критикой и понаставят плюсов.. Задача вбить клин между верующими разных конфессий, между людьми разных национальностей - один из самых простых и эффективных способов развала государства..
      Поэтому не поддавайтесь на провокации врагов России и Татарстана, русских и татар, мусульман и христиан..

      • Анонимно
        15.02.2017 10:18

        Вы сами себе враг. Вам и в голову придти не может, что есть люди с другой точкой зрения.

        • Анонимно
          15.02.2017 12:25

          Я про это и пишу, что враги России и Татарстана имеют другую точку зрения, которая направлена против всех народов России, а также против конфессий..

      • Анонимно
        15.02.2017 10:57

        Вот-вот, религии ведут к раздору. Как хорошо было, когда большинство были атеистами. Никаких конфликтов.

        • Анонимно
          15.02.2017 11:20

          Вам нравится выставлять себя глупым?..

        • Анонимно
          15.02.2017 17:46

          И где оно теперь, это атеистическое государство? У всех атеистических государств конец один.

          • Анонимно
            15.02.2017 22:29

            СССР не был атеистическим государством. Единственным официально атеистическим государством была некоторое время Албания. А по факту большинство атеистов сейчас среди населения в странах высокоразвитых: Исландия, Швеция, Норвегия, Чехия, Эстония.

    • Анонимно
      15.02.2017 10:20

      Я - русский, но тоже считаю, что много попов, церквей, мечетей, мулл, и вообще СЛИШКОМ МНОГО религиозной дури навязывают народу люди с государственными правами и функциями. Вместо порядка в школах, институтах, больницах, вместо нормальных зарплат, пенсий, вместо этого людям дают религию. То есть - всё тебе будет ПОТОМ, на том свете. А на этом свете духовенство будет ездить на белых джипах за государственный счёт, кататься в паломничества и т.д. С таким подходом невозможно построить нормальное государство, общество.

      • Анонимно
        15.02.2017 13:27

        Это просто бизнес. И всё. Кто-то пилит бюджет, кто-то живёт на откатах, а кто-то торгует надеждой, питаясь людскими страхами.

  • Анонимно
    15.02.2017 01:20

    Когда-то Бога наша страна утратила - и попов перерасстреляли и храмы порушили, а в период Великой Отечественной - самолетом иконой облетали - сразу Бог появился!!! Вера ещё никому хуже не сделала - только мораль прививает. Не будет веры, Ее место другое займёт. Поэтому ... господа демагоги....не судите о том, о чем не стоит!!!!

  • Анонимно
    15.02.2017 06:30

    Возврат к мракобесию! 21 век на дворе.

    • Анонимно
      15.02.2017 11:57

      Мракобесие (атеизм) мы уже пережили, имхо

      • Анонимно
        15.02.2017 13:25

        Соотношение плюсов/минусов меня радует. Значит, ещё не всё потеряно.

      • Анонимно
        15.02.2017 13:58

        Так почем опиум для народа?

      • Анонимно
        15.02.2017 14:53

        Согласно опубликованному в 1998 году в ведущем научном журнале "Nature" исследованию, из американских учёных-членов Национальной Академии Наук, только около 7% считают себя верующими (а среди обычного населения США верующими являются 90%). Чем выше уровень образованности, тем ниже уровень религиозности...

  • Анонимно
    15.02.2017 08:52

    Следующей должно быть возвращено здание Никольской церкви на ул. Правобулачная, которое сейчас используют под кафе "Татмак". Негоже, чтобы христианский храм использовался под фастфудовскую забегаловку. Полагаю, что мусульмане поймут: если бы кто-то здание мечети использовал не как мечеть, а как общепитовское кафе, то их чувства это задевало.

    • Анонимно
      15.02.2017 13:25

      Чтобы очередное культовое сооружение пустовало, за исключением пары-тройки дней в году, и за бюджетные деньги?

      • Анонимно
        15.02.2017 20:09

        Зайдите в любой храм днем в будний день, там всегда есть люди. Не говоря уж про выходные дни и во время вечерних служб. Про праздники я вообще молчу, тогда народу очень много.

        • Анонимно
          15.02.2017 22:30

          Несколько бабулек?

        • Анонимно
          16.02.2017 11:33

          Ну зайдите в церковь св.мученика Кирилла на Чистопольской. Пустота...

          • Анонимно
            16.02.2017 16:40

            Да там и кафешки рядом, в которых тоже пустота. Не раскрученная улица. Верующие тянутся к намоленному месту или к определенной особочтимой иконе или к особопочитаемому священнику. Новая церковь в этом плане пока малопривлекательна и мои родствннники, живя рядом с ней, предпочитают старые церкви, которые далеко от дома. Есть над чем задуматься митрополиту Феофану. Спасибо анониму 11:33 за своевременно поднятый вопрос.

            • Анонимно
              16.02.2017 20:08

              Если кафешки будут работать в минусе, то они закроются.

              • Анонимно
                16.02.2017 22:19

                Одни закрываются - другие открываются. Вывески меняются. Не раскрученная улица. А кафешка может и не для посетителей стоять, а для отмыва денег - людей нет, а по отчетам есть и так обслужат, что желания придти туда еще раз не возникнет

  • Анонимно
    15.02.2017 09:00

    Чем образованнее общество, тем оно менее религиознее. ИМХО.

    • Анонимно
      15.02.2017 09:28

      Значит россияне образованнее американцев, потому что число верующих в США больше числа верующих в России.

      • Анонимно
        15.02.2017 10:20

        И смех и грех с нытиками-недоброжелателями России. Сначала один из таких нытиков пишет про образование общества и религию. Когда я развил его мысль и привел пример с США, они тут же накидали мне минусов)..Т.е. сами себе противоречат

        • Анонимно
          15.02.2017 11:22

          Да, пока наше общество более образованное, чем американское. Но ключевое здесь пока.

        • Анонимно
          15.02.2017 11:57

          В США не ведется статистики по количеству верующих, также как и в России. Судить о количестве верующих можно косвенно по результатам разных опросов. К примеру в России по одним данным не верят в бога 25%, по другим 15%, по третьим 13%.
          Согласно данным Yearbook of American and Canadian Churches за 2012 г. в США и Канаде представителей христианства около 100 миллионов человек, при общей численности населения этих двух стран около 350 миллионов человек.
          Зато есть более точная статистика по странам Европы, где в самых благополучных странах количество верующих минимально:
          Швеция - 23%, Дания - 31%, Норвегия - 32%, Голландия - 34%, Франция - 34%, Великобретания - 38%, Финляндия - 41%.

          • Анонимно
            15.02.2017 13:18

            В Исландии среди молодёжи 0% верующих.

          • Анонимно
            15.02.2017 13:23

            Кирилл утверждает, что в России 80% православных (просто всех русских, украинцев, марийцев и т.д. к ним отнёс). Не учитывая, что среди этих наций есть и староверы, и католики, и мусульмане, и атеисты. Так вот, по подсчётам (это в интернете можно найти), лишь 2...4% может считаться действительно верующими православными (держат посты, ходят в церковь не только по большим праздникам).

            • Анонимно
              15.02.2017 18:35

              Ну и то же самое с мусульманами. Даже статистику приводили в БО в прошлом году по Татарстану: 0,5-1% мусульман соблюдающих, около 5 % ходит в мечети, а все остальные - только декларируют свою религию перед другими людьми. Ну может на Курбан соберутся раз в год, помолятся. Вот так. Просто духовенству нужна паства! Без паствы они никому не нужны - кто их будет содержать?

      • Анонимно
        15.02.2017 11:21

        Никто не говорит, что американцы более образованные. Пока. Пока много людей, получивших образование при СССР, пока есть учителя "старой советской школы", образованность наших людей будет повыше. Общая, на уровне среднего образования. Если посмотреть статистику американских учёных, особенно в области естественных наук, подавляющее большинство атеисты, агностики или верующие в неперсонифицированного бога (не признающие монотеизм).

        • Анонимно
          15.02.2017 15:50

          Персонифицированный Бог не означает монотеизм.

        • Анонимно
          15.02.2017 17:44

          По такой логике и древние греки монотеисты -- все Боги персонифицированы.

          • Анонимно
            15.02.2017 22:32

            Моно - один. ОК, имел ввиду, не признающие бога как личность. Поэтому они не верящие и в множество богов, и в одного.

    • Анонимно
      15.02.2017 13:24

      Это не только ИМХО, а объективная реальность.

    • Анонимно
      15.02.2017 15:50

      У нас нет корреляции ИМХО.

  • Анонимно
    15.02.2017 09:08

    Богу богово а Кусарю кесарево!
    Когда религиозная и мирская власть идут вместе под руку, это означает, что у них общие интересы.

  • Анонимно
    15.02.2017 09:35

    Я понимаю, вернулись религии на территорию России, что христианская, что мусульманская. Верующих стало много и т.д. и т.п., но зачем столько культовых сооружений? На дворе 21 век, пусть тогда также строят и центры для ознакомления с различными науками (математика, физика, химия, медицина и т.д.) чтобы было интересно не только детям, но и взрослым.

    • Анонимно
      15.02.2017 10:16

      Все знания преподаются в школах в обязательном порядке, а взрослый сам выбирает куда идти..Строительство мечетей и церквей предполагает добровольное их посещение..

      • Анонимно
        15.02.2017 13:21

        Тогда должно предполагаться и добровольное их финансирование (строительство, содержание).

    • Анонимно
      15.02.2017 10:51

      Ну, да! А когда вам плохо будет, вы куда пойдете? В центр науки, что ли? Где будете утешение искать? Там? "Иди, напиши мне пару формул" - как говорил Штирлиц в известном фильме. А, может быть, все-таки прислушаемся к одной пословице - "человек без корней до первого инфаркта"?

    • Анонимно
      15.02.2017 11:00

      А такой классный и доступный планетарий был! Наверное, один из лучших в стране. По крайней мере, в СССР я лучше не видел.

      • Анонимно
        15.02.2017 11:29

        Планетарий в Обсерватории один из лучших в стране..

      • Анонимно
        15.02.2017 11:39

        Мне посчастливилось, и я в далеком детстве была в Петропавловском соборе, когда в нижнем храме был планетарий, а в верхнем - реставрационные музейные мастерские. Так вот сильнейшие впечатления от посещения верхнего храма я помню до сих пор, потому что сразу начинаю волноваться, когда вспоминаю, как я увидела там огромный иконостас и покрытых золотом ангелочков где-то высоко-высоко. И хотя освещение было скудное, эта красота осталась во мне навсегда. А в планетарий я ходила много-много раз, но такого потрясения со мной никогда не было. Кстати, особенно мне нравилась там звучащая музыка Чайковского из "Щелкунчика", когда показывали рассвет над городской панорамой с первыми девятиэтажными домами на улице Татарстан. И аппарат этот черный в центре зала я тоже помню.

    • Анонимно
      15.02.2017 11:16

      Какой прекрасный планетарий был ликвидирован в Казани. С уникальным оборудованием.

      • Анонимно
        15.02.2017 12:28

        Утешу вас, в Обсерватории сейчас организован планетарий на 2 порядка круче чем бывший в соборе. Но реально вам наплевать на планетарий, вам главное поныть..

        • Анонимно
          15.02.2017 18:41

          Была шаговая доступность как для людей, так и для туристов. А сейчас никто в Обсерваторию не поедет, чтобы поглядеть - далеко, хлопотно, дорого.

          • Анонимно
            15.02.2017 20:03

            Шаговая доступность совсем не означает, что планетарий должен быть в Петропавловском соборе.

            • Анонимно
              15.02.2017 22:34

              По многим причинам это было идеальное место. Что ж попы не предоставили деньги на постройку в центре города высокого здания для планетария?

              • Анонимно
                16.02.2017 08:13

                А они должны были построить городу планетарий? С чего бы это? Ну, да, там небо и здесь небо. Так? А почему здание должно быть высоким? Какое отношение высота имеет к планетарию?

                • Анонимно
                  16.02.2017 08:59

                  А почему им должны были просто так отдать здание, и сгубить уникальное оборудование?

                  • Анонимно
                    16.02.2017 10:02

                    Потому что это церковное здание, а не просто сарай в центре города. И с чего вы взяли, что оборудование сгубили?

                    • Анонимно
                      16.02.2017 13:15

                      Тогда об этом все писали. Что-то потерялось (растащили?), что-то испортилось.

                    • Анонимно
                      16.02.2017 20:08

                      В которое 70 лет государство вкладывало деньги.

          • Анонимно
            15.02.2017 22:34

            С языка сняли.

    • Анонимно
      15.02.2017 11:45

      Когда плохо идут в медицинское учреждение, а не утешения искать. И там не сказано, что нам они не нужны, сказано зачем в таком количестве и все.

      • Анонимно
        15.02.2017 13:19

        Когда душа болит, вы предлагаете к психотерапевту, что ли, отправляться? Или в профком и местком, как раньше, когда жены бегали туда на своих мужей жаловаться? Не нами придумано что, когда морально человеку плохо, тревога и тоска замучили, надо идти в храм, чтобы там получить утешение.

        • Анонимно
          15.02.2017 16:30

          В церкви, наоборот, атмосфера угнетающая.

          • Анонимно
            15.02.2017 19:47

            каждому в храме - свое. для меня, наоборот, надежда и успокоение. никогда я никакого угнетения не чувствовала.

        • Анонимно
          15.02.2017 16:31

          Как может болеть то, чего нет?

  • Анонимно
    15.02.2017 10:36

    Храмы строились не для того, чтобы там были музеи. Как, впрочем, и не для того, чтобы там были театры, клубы, профтехучилища, МТС и зернохранилища, как частенько случалось при Советской власти. Храмы строились для того, что бы в них молились! И это относится не только к христианским церквям, но и к мусульманским мечетям. Не нами строено, не нам и менять!

    • Анонимно
      15.02.2017 11:18

      Я не хочу, чтобы бюджетные деньги (деньги, заработанные народом) шли на опиум для народа.

  • Анонимно
    15.02.2017 10:52

    Умиляюсь!!! "Аюпова вернула", (можно подумать не государственное имущество, а передала ключи от личной собственности)!!! В надежде, что "замолила"..?!

  • Анонимно
    15.02.2017 12:05

    Исламу нужно уделять больше внимания и средств,руководство республики должно направить все усилия для укрепления Ислама в нашем жумухурияте Татарстан,ИншАлла будет мир и покой на нашей земле.

  • Агнцы и козлища

    Святослав Супранюк

    Агнцев от козлищ Господь отделил.
    Власть между агнцами распределил.
    Козлищ же выгнал всех прочь, за ограду,
    чтобы шагали прямёхонько к аду...
    Что же теперь? Или агнцы столь злы,
    или до власти дорвались козлы?
    Боже всесильный! Нельзя ль быть построже?
    Разве нельзя различить их по роже?
    Наглая рожа - знать, точно козёл!
    Кроткая - агнец. Тупая - осёл.

    Бог: "Я и сам так считал поначалу,
    только смешалось всё мало-помалу.
    Их сатана так сумел научить,
    что даже я не могу различить.
    Все друг для друга вдруг стали врагами,
    все при копытах, в шерсти, и с рогами.
    Все хитроумны для разных затей
    и изощрённее даже чертей!
    Чётко усвоили: если есть власть,
    значит первейшее дело - украсть!"

  • Анонимно
    15.02.2017 13:30

    Я вот в Азино-2 живу, у нас даже маленькой часовни нет, а мечеть есть. Ездим или на Сахарова, или на Горки, или в центр.

    • Анонимно
      15.02.2017 14:34

      А я в центре Советского района живу. В округе мечетей нет вообще!

    • Анонимно
      15.02.2017 16:31

      Ездите же в магазины, на работу, или у Вас всё в доме?

    • Анонимно
      15.02.2017 18:49

      Дык, никто каждый день в церковь-то и не ходил даже в деревнях. В воскресенье - обязательно, а так - как получится уж. Какой смысл бежать туда ради галочки? Если есть что на душе - сходил, проговорил, причастился и т.д. А уж ежедневные молитвы дома перед иконой прочитаешь, никто не запрещает.

    • Анонимно
      15.02.2017 22:35

      А Сахарова не Азино?

  • АНОНИМНО 15.02.2017 13:30
    Я вот в Азино-2 живу, у нас даже маленькой часовни нет, а мечеть есть. Ездим или на Сахарова, или на Горки, или в центр.))))))))))))))))))

    Простите Всевышнего, что он к Вам прямо на дом не приходит.

  • Анонимно
    15.02.2017 19:40

    Церковь передали, но не для казанцев она будет дальше использоваться. Будут возить туристов-паломников.И правы те - кто написал что сравнивать с Исакием не правильно. Николу гостинодворскую еще поискать надо, хоть и в центре.

  • Анонимно
    16.02.2017 13:14

    опять тащат эту несчастную Россию обратно в черное никуда кромешного прошлого, к долбежке лбом об пол, к лучинам, вшам и другим радостям духовности...

  • Анонимно
    16.02.2017 16:55

    Как же надоело это религиозное засилье! Мы живем в светском государстве, а с экранов и с печати не сходят всякие религиозные служащие. Как же это выгодно власть имущим иметь отсталое религиозное население. Мне очень жаль когда такие сооружения как Исаакий отдают РПЦ, считаю, что этим возвращают нас в средневековье. В церквях и мечетях веры точно нет, там только пропаганда и деньги.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль