Общество 
5.03.2017

Поль Мориа: «С Казани все и началось»

Полвека назад в столице ТАССР состоялся концерт с участием Поля Мориа и Мирей Матье

4 марта 1925 года родился французский музыкант Поль Мориа. Его знаменитый оркестр в 1967 году еще был в проекте, но в качестве аккомпаниатора знаменитой уже тогда Мирей Матье он посетил Казань. С этого концерта в 1967 году началось восхождение Казани на пьедестал третьей столицы России.

В 1967 году Поль Мориа впервые приезжает в СССР как аккомпаниатор Мирей Матье В 1967 году Поль Мориа впервые приезжает в СССР как аккомпаниатор Мирей Матье

ВСЕМИРНАЯ ДЕВОЧКА ИЗ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРОВИНЦИИ

«В тот свой приезд в СССР я выступал в роли аккомпаниатора известной французской певицы Мирей Матье, — рассказывал в одном из своих интервью музыкант. — Тогда я побывал в Москве, Ленинграде, Казани и тогда же познакомился с советскими слушателями. Я видел, какой большой интерес вызывает у них искусство артистов французской эстрады. Минувшие с тех пор годы были для меня очень насыщены работой, главный итог которой — создание своего оркестра. В 1968 году я аранжировал мелодию „Голубая любовь“, которая в короткий срок обрела огромную популярность. Честно скажу, часто вспоминал эту поездку. Первые впечатления, а они у меня остались самые лучшие, от людей этой страны — они всегда сильные. У вас очень музыкальный народ — это я сужу по своему приезду в СССР в 1967 году».

«Для нас самым притягательным было участие в этой группе французских артистов певицы Мирей Матье, — делится с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своими впечатлениям о событиях тех лет Игорь Зисер, известный казанский музыкальный критик. — Она появилась в списке звезд года за 2 - 3 до этого, в начале 1960-х, году в 1963 - 1964-м. Девочка из провинции, из рабочей, многодетной семьи, в общем — «из простых». Голос у нее был, конечно, удивительный, а прозвище во Франции, а потом и во всем мире было, по-моему, «Воробушек из Парижа». И действительно, было так необычно смотреть на эту огромную сцену нашего Дворца спорта, набитого битком, который в те времена, да и сейчас, не очень подходил для концертов, все-таки это спортивное сооружение. Антураж был для концертов очень необычен: скамьи и места для болельщиков; тогда там, по-моему, не было даже отдельных сидений. В центре был партер, публика посостоятельнее сидела там, а я сидел сбоку, на трибуне, правда, сцена и все происходящее на ней были видны хорошо. Но, повторюсь, Дворец спорта, скажем так, очень своеобразная арена для концертов, но звучало все очень хорошо. То есть звук был отстроен так, что мы тогда впервые услышали, как можно озвучить такой большой зал с таким количеством публики — где-то около 5 тысяч человек.

У французов была большая команда. Кроме оркестра была танцевальная группа, несколько солистов-исполнителей и даже музыкальный балет и музыкальные эксцентрики. Артисты выступали под музыку из популярного тогда американского фильма с участием Пола Ньюмена и Роберта Редфорда («Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», 1969, самый кассовый вестерн всех времен и народов об удачливых и дерзких налетчиках, где две легенды Голливуда снялись в заглавных ролях. Песня «Капли дождя падают мне на голову»: музыка Берт Бакаракприм. ред.). Эту мелодию тогда напевал весь мир. Этот красивый танцевальный номер запомнился особо.

Поль Мориа и Мирей Матье Поль Мориа и Мирей Матье

ПЕРВОЕ ШОУ В ЭСТРАДНОЙ ИСТОРИИ КАЗАНИ

Это был не просто концерт — артисты делали шоу. Кроме звезд первой величины был еще такой, например, исполнитель, как Мишель Дельпеш».

Сайт russianplanet публикует статью о впечатлениях певца, связанных с событиями того времени: «СССР. Тайна и очарование страны, о которой в то время знали очень мало... Турне длится один месяц. Москва, Ленинград, Казань. Мишель поет по-французски. После каждой песни переводчик переводит слова. «Представляете, как это нарушало ритм, говорит певец. — Но не важно, все получалось. Было столько воодушевления. После концерта меня окружала молодежь, расспрашивала о „Битлз“ и „Роллинг Стоунс“. Братские отношения рождались сами собой. Хоть мы и говорили на разных языках, мы понимали друг друга. Это было особенное турне. Милиция была повсюду, но это не мешало нам веселиться! Водка, грандиозные гулянки на волжских берегах, неизменно беззаботная обстановка. Незабываемые впечатления».

«Он шел вторым номером, но в первом, естественно, отделении. Были в этом отделении еще и танцевальные номера — продолжает рассказ Игорь Зисер. — Что я еще запомнил: музыкальный эксцентрик по кличке Деревянная голова. Он извлекал из головы звуки, как будто по дереву стучал. Зубами, по черепу стучал, такой был смешной номер. И все-таки — музыкальный.

Ну а Мирей — она исполнила все свои хиты, ставшие уже к тому времени мировой классикой эстрады. Сцена огромная, она — маленькая, в короткой юбочке, она тогда была и выглядела совсем девочкой. На сцене, как обычно, находился оркестр, это все смотрелось и слушалось с большим удовольствием. Народ встречал ее просто на ура.

В Казани это было в первый раз — чтобы приезжали артисты, певцы такого уровня. Потому что у нас до этого иностранцев я по крайней мере не помню».

А привез в 1967 году всех этих артистов в Москву, Ленинград и затем в Казань Бруно Кокатрикс — всемирно известный руководитель парижского мюзик-холла «Олимпия», прародитель и «крестный отец» многих шансонье, ставших звездами первой величины. С его именем тесно связаны имена Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жака Бреля, Жоржа Брассанса, Жюйетт Греко и многих других. В том числе и Мирей Матье. Он был ее наставником во всех смыслах. Он ее вытащил из провинции, и вскоре она стала жить и купаться в роскоши и славе.

Мюзик-холл Олимпия в Москве. 1967 г. Мюзик-холл «Олимпия» в Москве (1967)

КАЗАНИ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ПОПАСТЬ В ЧИСЛО ВЕДУЩИХ ЭСТРАДНЫХ ПЛОЩАДОК МИРА

«И Казани каким-то образом посчастливилось тогда попасть в число ведущих эстрадных площадок мира. Дворец спорта совсем недавно тогда еще открыли, и это было единственное место, где можно было организовать концерт такого масштаба и такого уровня и куда можно было продать столько билетов и окупить все эти расходы. С этого шоу в Казани и началась практика подобных эстрадных зрелищ. В Москве тогда это было уже не в новинку. Например, раньше, году в 1964 - 1965-м, там побывал Ив Монтан. А в Казань артисты такого уровня приехали впервые. Хотя в то время в этом отношении Казань нельзя было назвать провинцией — она интересовалась и джазом, это было время расцвета СТЭМа („Студенческий театр миниатюр“ КАИприм. ред.), примерно в это же время в Казань приезжал Муслим Магомаев, которому аккомпанировали и наши ребята, на танцах звучали современные мелодии, в том числе и „Битлз“, танцевали твист. На эстрадную попсу джазисты поглядывали чуточку сверху. Но когда приехала Мирей, это было откровением и для нас. Она была и остается просто уникальной».

P. S. Из интервью Поля Мориа Всесоюзному радио (1978 год)

— Первая песня, которую я оркестровал Шарлю Азнвуру, русскую народную «Две гитары», мы оба полюбили. Я буду помнить ее всегда, потому что он спросил тогда: «Ты сможешь оркестровать русскую песню?» Я говорю: «Почему бы и нет? Я попробую». И когда я приехал в студию, у меня уже была готова интродукция, которая задавала тон всей песне, и при этом слушалась очень свежо. Он пришел в восторг и говорит: «Как тебе это удалось, ведь ты не русский?» Я отвечаю: «Сам не знаю, может быть, дело в том, что я очень люблю русскую музыку». Кроме этой песни я бы выделил (напевает) «Ты ушла», одна из двух самых популярных песен Азнавура, очень смешная и красивая песня. Потом «Как нужно знать», потом «И все же», «Мама», да это была песня, которую пели все. И «Богема», да, это я для него аранжировал.

— После Азнавура вы работали с Мирей Матье, и нас очень интересует одна песня — вы, наверное, уже догадались какая. Она очень дорога нам всем. Расскажите, как возникла песня «Когда рассвет»...

— «Когда рассвет, товарищ?» Эту песню мне предложил один французский «паролье». «Паролье» — это поэт, который пишет тексты песен. Он мне сказал: «Слушайте, я написал один текст, это песня во славу Революции. Вы не могли бы что-нибудь к нему подобрать или написать музыку?» Я был несколько растерян, я не считал, что имею право быть глашатаем Октябрьской революции, и все же мне захотелось попробовать. И я написал к ней музыку как раз в те дни, когда мы гастролировали в Ленинграде.

Мы жили тогда в гостинице «Астория» и по вечерам давали концерты в... по-моему, это называется Дворец спорта или похоже, одним словом, в самом большом зала Ленинграда (Зимний стадион в Ленинградеприм. ред.). Каждое утро я уходил гулять по городу и брал с собой листок со словами, и за три дня я написал музыку для этой песни. Я должен сказать, что слова этой песни были исполнены большого энтузиазма, и поэтому и музыка далась мне легко.

Уже когда мы вернулись в Париж, Мирей записала эту песню, но самое большое счастье я испытал, когда хор Красной Армии под управлением Александрова пел ее в Париже, и когда я услышал свою музыку в исполнении этого огромного ансамбля, со всеми нюансами, у меня слезы появились на глазах, потому что дожить до того дня, когда твою песню берет в свой репертуар этот знаменитый на весь мир хор — для меня это нечто вроде высшего посвящения...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.03.2017 11:30

Афиши с ее крупным фото на Кольце и на улице Баумана остались в памяти до сих пор, несмотря на дождливую погоду в тот момент.. Наверное оттого, что запомнилась ее необычная прическа, привлекательное молодое лицо, выразительные глаза ... и от учебы в "французской" группе, несмотря на "тотальное английское окружение". Она произвела такой же эффект на подростка, как героиня только что появившейся в прокате "Кавказской пленницы" в исполнении Наталии Варлей. Тогда все юноши были под впечатлением от "спортсменки, комсомолки и просто красавицы". Удивительно: они родились на свет с разницей ровно на 11 месяцев. А мать Варлей имела частицу французской крови от предков. Кроме того в том же году пошел на экранах фильм "Журналист" режиссера Сергея Герасимова с Юрием Васильевым и Галиной Польских в главных ролях, где есть довольно продолжительный эпизод (совсем или почти не игровой, "натуральный", как и многое другое в этой новаторской картине) с участием Мирей Матьё, восходящей звезды мировой и "нашей" эстрады.
А на концерт её мне попасть тогда не удалось по причине отсутствия у недоросля "самостоятельного источника дохода" как сказали бы сейчас финансисты. Но все равно, это в памяти с "детских" лет как построенный "новый" цирк, светомузыка Булата Галеева, СТЭМ - студенческий театр ЭСТРАДНЫХ миниатюр и многое другое, которое у каждого поколения своё во время "сумасшествия" молодости.

  • Анонимно
    5.03.2017 09:19

    Говорят,она жила в гостинице " Волга".....

    • Анонимно
      5.03.2017 23:54

      Да, там. Именно с ее крыльца она спорхнула из стайки стоявших там иностранок, на которых мы - мальчишки с окружающих домов приехали поглазеть, и уселась на багажник моего велосипеда, что-то весело выкрикивая своим подружкам! Могло бы получиться шикарное фото, но фотоаппаратами в том возрасте мы еще не баловались, по той же причине не догадался взять и автограф, да и не очень распространена эта традиция была в то время. Для меня она была тогда просто "необыкновенной" девушкой с афиши.
      А почему их поселили в гостинице "Волга"? В то время это была самая современная гостиница в Казани, только что выстроенная с прицелом на иностранных специалистов, запускавших первую очередь Оргсинтеза, к тому же находившаяся "в двух шагах" от Дворца спорта, где проходил тот концерт. Жили в ней сначала англичане, потом приехали немцы. Но интернационал почему-то не состоялся, можно сказать, случился brexit, и пришлось спешно возводить другой "дом иностранного специалиста", который находится неподалеку, напротив ж/д касс дальнего следования.

  • Анонимно
    5.03.2017 10:11

    Этот концерт запомнился на всю жизнь. Это было чудо. Действительно первый - такого уровня.
    Помню все, даже замечательного фокусника, не знаю, как это жанр называется, который показывал чудеса на зрителях первого ряда - просто проходил мимо, и потом доставал на сцене "добычу".

    • Анонимно
      5.03.2017 19:52

      Жанр этого фокусника в народе называется "карманная тяга". Или статья 158 УК РФ)) Но судя по вашему рассказу, всё это сопровождалось немедленной явкой с повинной...

  • Анонимно
    5.03.2017 10:29

    третья столица должна быть нравственной.первая-материалистическая.вторая культурная.

    • Анонимно
      5.03.2017 10:45

      Проблемы нас большие с нравственностью.........Не потянем......Если только Мусина привлечь......чистейшей души человек.....

      • Анонимно
        5.03.2017 11:43

        А то прям все пишущие в инете судьи - кристальной душевной чистоты люди, аж коробит, когда, не зная человека, и, даже, возможно, ни разу его не видевшие такие все праведлые высказывают, вернее, навешивают ярлыки...По поводу милой Матье - до сих перед глазами статьи из "Советской Татарии" с ее фото, а оказывается, прошло уже полвека. Прекрасная певица, красивые песни.

  • Анонимно
    5.03.2017 11:23

    Вообще-то представьте 1967-68г, Казань, цума нет, весь центр деревянные домики, пол города халупки, кремль да дворец спорта, чему там запоминаться у них в памяти ?

    • Анонимно
      5.03.2017 12:05

      Вы бы представили кварталы муниципальных домов во Франции того времени. Я думаю, не намного лучше, чем кварталы наших пятиэтажек. А масштабы наверняка скромнее по причине скаредности буржуев. Особенно сейчас, когда такие районы Парижа заполнены "цветными французами".

    • Анонимно
      6.03.2017 00:56

      Время, время в котором Вы жили, Вы, и никто другой, прочувствовали его дух, говорили с людьми, что-то делали... Этот миг исчез и в Вашей руке ничего не осталось, а воспоминания обманчивы... Изменились люди, окружающий мир... И что там у Вас в памяти?

  • Анонимно
    5.03.2017 11:29

    И все время,как молитва- третья столица России! Это называется скажи 100 раз слово "халва" и радуйся сладости во рту).

  • Анонимно
    5.03.2017 11:30

    Афиши с ее крупным фото на Кольце и на улице Баумана остались в памяти до сих пор, несмотря на дождливую погоду в тот момент.. Наверное оттого, что запомнилась ее необычная прическа, привлекательное молодое лицо, выразительные глаза ... и от учебы в "французской" группе, несмотря на "тотальное английское окружение". Она произвела такой же эффект на подростка, как героиня только что появившейся в прокате "Кавказской пленницы" в исполнении Наталии Варлей. Тогда все юноши были под впечатлением от "спортсменки, комсомолки и просто красавицы". Удивительно: они родились на свет с разницей ровно на 11 месяцев. А мать Варлей имела частицу французской крови от предков. Кроме того в том же году пошел на экранах фильм "Журналист" режиссера Сергея Герасимова с Юрием Васильевым и Галиной Польских в главных ролях, где есть довольно продолжительный эпизод (совсем или почти не игровой, "натуральный", как и многое другое в этой новаторской картине) с участием Мирей Матьё, восходящей звезды мировой и "нашей" эстрады.
    А на концерт её мне попасть тогда не удалось по причине отсутствия у недоросля "самостоятельного источника дохода" как сказали бы сейчас финансисты. Но все равно, это в памяти с "детских" лет как построенный "новый" цирк, светомузыка Булата Галеева, СТЭМ - студенческий театр ЭСТРАДНЫХ миниатюр и многое другое, которое у каждого поколения своё во время "сумасшествия" молодости.

    • Анонимно
      5.03.2017 13:08

      Как раз тогда шло строительство гостиницы "Татарстан" и строй площадка была огорожена забором. И на этом заборе висели большие афиши с фотографией Мирей Матье. Для Казани тогда это было очень крупное событие.

    • Анонимно
      6.03.2017 19:42

      А какая фотография была афишей?

  • Анонимно
    5.03.2017 12:39

    причина ностальгия это наш ум.со временем он закостеневает и яркие краски жизни становиться мутные.

  • Анонимно
    5.03.2017 13:18

    Спасибо автору за статью о концерте Поля Мориа с Мирей Матье.
    Это величайший композитор и аранжировщик,руководивший оркестром с прекрасными музыкантами ,и создавшие многие шедевры инструментальной музыки.Сейчас редко где услышишь музыку оркестра,лишь на радио Ретро.Но память жива,искусство не умирает.В 2007 году был концерт - посвящение Полю Мориа в УНИКСе оркестра под управлением Рустема Абязова,это было очень замечательно.И спасибо ещё раз автору за статью.Кстати есть сайт фан-клуба Поля Мориа:
    http://fanclub.paulmauriat.ru/

  • Анонимно
    5.03.2017 13:28

    Надо раз в неделю вспоминать событие,которое буквально потрясло всю Казань.....Например,Американская выставка в Казани 1972 года....разве забудешь,как стояли по 2 часа,что бы получить бесплатный журнал и значок...)) Она проходила на стадионе,рядом с цирком......Друзья,кто помнит?

    • Анонимно
      5.03.2017 13:47

      Хорошая мысль..... Можно еще вспомнить какой фурор произвел выход в 1976 году альбом Тухманова " По волне моей памяти.." В магазине "Мелодия" драки были при продаже этой пластинке....Витрину один раз разбили.....На мой взгляд,до сих пор нет равных по гениальности этому альбому в России.....

      • Анонимно
        5.03.2017 14:25

        В Казани было два магазина Мелодия. Один на месте правого крыла Нац банка, а второй на Зорге. В каком из них?

    • Анонимно
      5.03.2017 15:16

      13:28 Да, было дело.
      Помнится, потрясло качество фотографий в полученных журналах. Не столь важен объект, сюжет как четкость изображения всех цветов спектра. Даже снимки о работе по изучению растений и созданию агротехнологий в американском с. х. запомнились в виде многократно увеличенной мельчайшей мушки на огромном зеленом листе с соками, текущими по сосудам в его толщине.
      Впервые увидел "в натуре" лазер. Запомнился вопрос "знатока", на который ответил демонстратор: -В каком режиме работает? В импульсном? -Да.
      Увидели впервые настоящий "Форд", не помню модель. По экстерьеру похож был на "Волгу"ГАЗ-24. Или она на него. -:)
      Даже спускаемый аппарат привезли и показали, не помню, какого космического корабля. В общем мы тогда еще стремились и верили в гуманизм науки и техники.

      • Анонимно
        5.03.2017 16:11

        А машин,кажется,там было три....Разные марки и по цвету......А очередь к выставке,как к мавзалею.....

    • Анонимно
      5.03.2017 23:57

      У меня этот журнал до сих пор занимает почетное место в личном архиве )

  • Анонимно
    5.03.2017 15:58

    Какая ностальгия охватила! Спасибо за статью!

  • Анонимно
    5.03.2017 16:09

    На американцев таращились,и смотрели как на инопланетян.....)))

    • Анонимно
      5.03.2017 16:44

      Один из них был с длинными волосами,и похож на Джона Леннона.....

      • Анонимно
        5.03.2017 21:35

        Мы с ребятами с "девятки" тоже хотели попасть на американскую выставку, но менты не пустили: "Пошли вон волосатики!" Обидно было очень!

  • Анонимно
    5.03.2017 17:01

    А ещё приезжал чешский Луна-парк .

  • Анонимно
    5.03.2017 20:04

    Почему бы не пригласить в Казань Мирей Матье и всех,кто был французских артистов , кто был в Казани в июне 1967 года
    И это был бы ретро-концерт.

  • Анонимно
    5.03.2017 20:07

    Давайте пригласим Мирей Матье в Казань!

    • Анонимно
      9.03.2017 17:18

      Писала письмо в Минкультуры в 2007 году с предложением пригласить Мирей Матье. Ответили, что в будущем году в бюджете не запланированы такие расходы (100 000 евро), но если в будущем будет тур по городам России, то Казань войдет в список этих городов.

  • Анонимно
    5.03.2017 21:43

    Огромное спасибо автору за воспоминания Мне посчастливилось быть на концертах в Казани оба гастрольных дня причём в третьем ряду а ещё увидеть труппу за кулисами а затем на пляже Локомотив рядом с гостиницей Волга днём А ещё лет через 30 я был на Ее концерте в Москве во Дворце спорта было все очень трогательно пел и играл оркестр Александровна Было много цветов Мирей была в слезах я сидел близко и видел Там же купил брошюрку Ее воспоминаний и прочитал такую лажу про Казань и сильно разочаровался И наконец недавно в Пирамиде был концерт посторкестра Поля Мория Было классно Все это здорово есть что вспомнить

  • Анонимно
    5.03.2017 22:24

    Да, это ж сколько нам лет было тогда, и сколько сейчас.....)

  • Анонимно
    5.03.2017 23:25

    "Воробушек Парижа" - это Эдит Пиаф

  • Анонимно
    5.03.2017 23:33

    В первом отделении выступали артисты Парижского мюзик-холла, во втором вышла ОНА , не в концертном платье, а в потрёпанной одежде парижского сорванца Гавроша, и запела так,что её грассирующее Р пронизывало до мурашек. Потом ,конечно переодевалась в красивые платья,но тот номер-выход был потрясающим.

  • Анонимно
    7.03.2017 02:57

    Как писал Пушкин: "Настоящее уныло, сердце в будущем живёт...,"а у нас- в прошлом?

  • Анонимно
    7.03.2017 22:11

    Интересная статья. Мы тогда еще не родились и не застали такую Казань.

  • Анонимно
    10.03.2017 11:34

    Кто-нибудь делал запись концерта и фотосъемку в 1967?

  • Анонимно
    24.04.2018 21:41

    Хорошо., что помнят этот концерт 1967 года. Мре было тогда 21 год.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль