Культура 
12.03.2017

Галимджан Ибрагимов: даже жандармы прозвали его Интеллигентом

Два чемодана рукописей писателя бесследно пропали во время его ареста

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Галимджана Ибрагимова — видного татарского революционера, общественно-политического деятеля, писателя и просветителя. О некоторых малоизвестных фактах его жизни корреспондент «БИЗНЕС Online» беседует с профессором истории Индусом Тагировым, академиком АН РТ, первым председателем исполкома всемирного конгресса татар.

Галимджан Ибрагимов Галимджан Ибрагимов

«ТАКУЮ КЛИЧКУ, ДАЖЕ ОТ ЖАНДАРМОВ, НАДО ЗАСЛУЖИТЬ...»

— В фондах Казанского губернского жандармского управления с начала прошлого века Галимджан Ибрагимов значился под наблюдением полиции и имел кличку Интеллигентный. Такую кличку, даже от жандармов, надо заслужить. Равно как и саму слежку...

— Как объекту наблюдения жандармы действительно дали Ибрагимову такую кличку. Ее «прицепили» к нему в 1914 году, когда он приезжал в Киев и за ним была установлена слежка. Да, это говорит о том, что даже жандармы его признавали, уважали.

СПРАВКА

Галимджан Гирфанович Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в семье муллы в деревне Султан-Муратово Стерлитамакского уезда. До 11 лет учился в сельской школе, затем — в Оренбурге в медресе Вали-муллы, откуда за протест против схоластической системы воспитания был исключен. Вскоре Ибрагимов переехал в Уфу и поступил в высшее восточное мусульманское учебное заведение — медресе «Галия», из которого его тоже исключили за выступление против администрации. Потом учительствовал в Казахстане, на Кавказе, а в конце 1909 года приехал в Казань с намерениями поступить в университет. Но двери храма науки для политически неблагонадежного татарского юноши были закрыты. В 1912 году он уехал в Киев, где в качестве вольнослушателя учился в университете.

— В 1913 году Ибрагимов жил в Уфе и Казани, сотрудничал с татарской периодикой. Чем были вызваны его поездки в Киев и другие города?

— В период создания своей партии — татарских социалистов-революционеров — в 1914 году Ибрагимов снова ездил неоднократно на Украину, в Киев, в Одессу, встречался там с мусульманскими студентами, татарскими прежде всего. Там он активно изучал опыт создания национальных партий на Украине, затем в Грузии, но этот процесс был несколько прерван из-за того, что началась Первая мировая война. Но именно в годы войны эта партия и была создана несколькими татарскими социалистами. Под его руководством эта партия перешла в свое время на позиции большевиков, но это не означает, что сам он стал большевиком тогда. Он был выбран в Учредительное собрание именно от партии татарских социалистов-революционеров по списку №3, и только когда совпадали те проблемы, которые требовали решения, он был вместе с большевиками. Например, он вместе с ними покинул Учредительное собрание.

.

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

— Летом 1919 года Ибрагимов активно действовал в колчаковском тылу: вел красную пропаганду среди населения на Урале и в Западной Сибири, о чем написал в своем очерке известный историк Булат Султанбеков. И есть версия, что он тогда выполнял какое-то специальное секретное задание Красной армии.

— Это предположение, но весьма достоверное. Потому что позже, в годы советской власти, власти большевиков, претензий к нему по поводу того, что он там пребывал, не было никогда. Следовательно, можно предположить, что на территории, занятой Белой армией, да, он выполнял некую тайную миссию и действовал в интересах, а может, даже и по заданию Красной армии.

— В марте 1928 года уже в Советской России планировалось его чествование в связи с 20-летием его творческой деятельности. И одновременно — пристальное внимание к нему со стороны большевистских силовых органов. Как это можно объяснить?

— Это можно объяснить тем, что ко всем, кто пришел к большевикам из других партий, тем более к таким выдающимся людям, каким был и Ибрагимов, почти всегда проявлялось повышенное внимание и устанавливалось наблюдение, несмотря на то, что он был лично знаком с Лениным, Свердловым, Сталиным и другими большевистскими вождями. Потому что они вместе, а также и с Муллануром Вахитовым в Советской уже России создавали комиссариат по мусульманским делам. Между прочим, идея создания такого комиссариата была его, Галимджана Ибрагимова. Чуть позже, когда к делу присоединяется Мулланур Вахитов, они неоднократно бывают у Сталина, от башкир прибывает Шариф Манатов, и они договариваются о создании вот такого комиссариата. Потом Сталин стал очень настаивать на том, чтобы название «по мусульманским делам» было переименовано так — «по татаро-башкирском делам», чтобы остальные мусульманские вопросы их не касались. В знак протеста Ибрагимов, Вахитов, да и весь остальной состав комиссариата подал в отставку, написали заявления, что они покидают свои должности, но Сталин просил и уговорил остаться на своих постах. Они остались. И тем не менее сталинское переименование состоялось. Комиссариат стал называться «по татаро-башкирским делам». Все это происходило в 1918 году.

— Идея Ибрагимова, а председателем ставят Мулланура Вахитова...

— Это так. И даже после того, как белые, захватив Казань, расстреляли там Вахитова 19 августа 1918 года, вместо него снова был назначен не Ибрагимов, а Султан-Галиев. А Ибрагимов снова стал заместителем.

— Даже во время репрессий 1937 года его поддерживал большевистский лидер, первый секретарь Татарского обкома партии Альфред Лепа...

— Да, Ибрагимов болен был сильно, поэтому в Крыму пребывал, и когда органы его все же арестовали и его перевезли сюда, в Казань, в тюремную больницу, Лепа ему помогал как мог. Альфред Карлович всегда призывал молодых татарских писателей, интеллигентов учиться именно у этого человека и большого мастера слова. Так что Лепа в немалой степени пострадал и за поддержку Ибрагимова в том числе.

«СХОРОНИТЬ В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ...»

В очерке о тех событиях казанский историк Александр Литвин пишет: «20 августа 1937 года на квартире Ибрагимова (Ялта, ул. Боткинская, 23) при понятом Константине Фролове был произведен обыск. Были изъяты паспорт, партбилет, браунинг, грамота Героя Труда, билет члена союза писателей, личная переписка, папка с документами, сберкнижка. Ибрагимова поместили сначала в Симферопольскую тюрьму, партбилет сдали в Ялтинский райком партии, затем этапировали в тюремном вагоне в казанскую тюрьму и позже перевели в следственный изолятор НКВД Татарии.

В следственном деле Ибрагимова справки московских и крымских врачей о том, что в 1934 году в Ялте его оперировали первый раз, а в 1935 году — вторично (резекция двух ребер), что Ибрагимов страдает туберкулезом легких и почек, что процесс в легких открытый с кровохарканием и туберкулезными палочками. На отсрочку ареста Ибрагимова не повлияла ни справка врачей, ни донесения агентуры, не спускающей с него глаз, ни тяжелейшее состояние здоровья писателя. Еще в январе 1928 года сексот докладывал: «Г. Ибрагимов уже полтора месяца лежит без движения, каждый день у него из горла идет кровь. Врачи уже потеряли всякую надежду на выздоровление, он сам уже уверен в своей близкой смерти. Это состояние до некоторой степени повлияло на его психику, и он ни о чем, кроме своей болезни, не говорит». Даже больной он продолжал представлять опасность для тоталитарной системы. Он не был ни шпионом, ни контрреволюционером, не ставил задач разрушения государства, измены родине. Какие же все-таки были и были ли основания у тех, кто не верил своим согражданам, у тех, кто мыслил только лагерными категориями, мешать Ибрагимову (одному из многих) не только жить, но и умереть в собственной постели, а не в тюремной больнице? Ведь в следственном деле нет протоколов допросов Ибрагимова, есть лишь врачебные справки. 31 декабря 1937 года его осмотрел доцент ГИДУВа Захаров и обнаружил «резкое истощение», «безнадежность положения». И после этого Ибрагимову не был обеспечен надлежащий врачебный уход, его не отпустили, не позволили умереть дома! В деле акт N3 от 21 января 1938 года: «Мы, ниже подписавшиеся врач больницы ОМЗ Маврина, лекпом Байкеев и старший надзиратель Петров, составили настоящий, акт в том, что лишенный свободы Ибрагимов Галимджан, 50 лет, прибывший из казанской тюрьмы N 1 21/Х-1937 г.- умер 21/1-1938 г. от туберкулеза легких и туберкулезного плеврита». А также, что он «схоронен в общем порядке, средствами больницы 27/1-1938 г. Сообщено о смерти Ибрагимова начальнику тюрьмы т. Нугуманову — 24/1-1938 г., вследствие тех обстоятельств, что 22 и 23 числа января месяца были нерабочими». Все обычно и просто: был человек, писатель, общественный деятель, которого читали и слушали люди, — и нет его, «схоронен в общем порядке...» Но только 16 июня 1938 года НКВД Татарии прекратило следствие в отношении Г. Ибрагимова в связи с его смертью. Ждали полгода, может быть, надеялись, что он воскреснет? Ненапрасно надеялись. Галимджан Ибрагимов воскрес. Не удалось ни его, ни многих других «схоронить в общем порядке». 24 сентября 1955 года честное имя Галимджана Ибрагимова, писателя и человека, было восстановлено. Начались поиски арестованных документов и рукописей.

Жена писателя, Хадича Мухаметовна Фаткуллина, которая жила с больным Ибрагимовым с 1933 года, утверждала, что при аресте они были упакованы в два чемодана и ящик. Бывший сотрудник НКВД Татарии Ильяс Юнусов на вопрос о том, что ему известно о рукописях писателя, ответил так: «Тогда была кутерьма. Подобные бумаги складывались в одну из комнат. Все это находилось в хаотическом состоянии. В протокол включались только те документы, которые имели отношение к делу. Остальные документы без разбора складывались в ящик, и... все это выбрасывалось в комнату». Он сказал, что рукописей Ибрагимова он не видел и до сих пор их так и не нашли...»

«Это правда, — сказал Индус Тагиров в продолжение интервью корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Они действительно тогда пропали, но, может быть, еще найдутся....»

«ОН ОДИН ИЗ АВТОРОВ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ»

— Индус Ризакович, достойно ли, адекватно ли оценены заслуги этого человека перед татарским народом, да и народом республики в целом?

— Я не могу сказать, что в полной мере, потому что очень много еще нераскрытых сторон деятельности и творчества Галимджана Ибрагимова, мы не в полной мере еще осознали, но обязательно осознаем еще масштабы этой исторической личности. Многое еще будет сделано и сказано в этом отношении при подготовке к 100-летнему юбилею республики, потому что он сделал очень много для того, чтобы эта республика появилась. Он один из авторов идеи создания Татаро-Башкирской Республики, даже, можно сказать, не просто один из, а главный ее автор. И когда эта республика не состоялась, он много сделал для того, чтобы появилась Татарская Республика. Поэтому когда будет вестись активная подготовка к ее юбилею, об этом будет достаточно полно сказано.

Галимджан Гирфанович Ибрагимов (1887 - 1938) — видный татарский революционер, общественно-политический деятель, писатель и просветитель. Один из лидеров и создателей Партии татаро-башкирских мусульманских левых эсеров. В 1918 году он один из организаторов комиссариата по делам мусульман Внутренней России. В 1920 - 1924 годах — сотрудник издательского отдела Центрального бюро коммунистических народов Востока при ЦК РКП(б), преподаватель Коммунистического университета в Казани. В 1925 - 1927 годах — председатель академического центра при наркоме просвещения, координатор перевода и издания на татарский язык сочинений В.И. Ленина. Последние годы жизни (с 1927-го) в связи с болезнью Ибрагимов провел в Крыму (Ялте), где был арестован и перевезен в Казань. Скончался он 21 января 1938 года в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно в 1955 году.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.03.2017 23:19

Великий Татарин Г.Ибрагимов, не чета сегодняшним полусогнувшимся клеркам, которые должны были отметить эту дату большими мероприятиями с освещением во всех средствах массовой информации. Увы ни Министр культуры , ни Министр образования, также Президент Академии наук и директор института имени Г.Ибрагимова не соответствуют занимаемым должностям. Позор

  • Анонимно
    12.03.2017 13:19

    Спасибо за биографию...
    Очень интересно...

    С уважением Айдар

  • Анонимно
    12.03.2017 15:02

    Этот период истории еще нуждается в изучении, там огромные пласты неиследованного. Эти люди настоящие сыны нашего народа, отдали жизни за наш народ и за его будущее.

  • Анонимно
    12.03.2017 15:36

    Племянник Г. Ибрагимова Халяф Губайдуллович Гайсин по вспоминиям матери мог бы рассказать Вам много интересного про своего деда Гирфан бабая и его сыновей, но к сожалению ушёл в мир иной в 2015 году. Похоронен в с. Кшанны Авыргазинского района рядом с родителями.

  • Анонимно
    12.03.2017 18:37

    Галимджан Ибрагимов - колосс татарской культуры. Его даже сравнить ни с кем. Если уж не с самим Исхаки. Очень жаль, что его юбилей отмечается так скромно. И нет ему и памятников, музей Ибрагимова в деревне Султанморат уфимские националисты закрыли.
    Ибрагимов не только великий писатель и политик, и мыслитель мирового масштаба и видный татарист.

  • Анонимно
    12.03.2017 23:19

    Великий Татарин Г.Ибрагимов, не чета сегодняшним полусогнувшимся клеркам, которые должны были отметить эту дату большими мероприятиями с освещением во всех средствах массовой информации. Увы ни Министр культуры , ни Министр образования, также Президент Академии наук и директор института имени Г.Ибрагимова не соответствуют занимаемым должностям. Позор

    • Анонимно
      13.03.2017 10:00

      Остынь, не нервничай. Все мероприятия еще впереди, насколько я знаю...

      • идущий
        13.03.2017 15:38

        Если впереди, то хотелось бы знать когда именно. Никакой информации и обещаний провести достойно юбилей этого великого человека, которому наряду с другим уфимским татарином - М. Султан-Галиевым Татарстан обязан не много ни мало своим существованием.

    • Анонимно
      13.03.2017 20:33

      Министра культуры Татарстана - в отставку!
      Такие люди не должны руководить культурой!
      Председателю союза писателей - выговор с последним предупреждением.

  • Анонимно
    13.03.2017 13:34

    До чего пугливы татарские чинуши.Бедняшки, даже День родного языка 21 февраля испугались отметить. Какие они лидеры после этого,врядь ли смогут отдать должные почести памяти Великому татарину Ибрагимову.А еще говрят,,,Все делается для сохранения татарского языка".Жалкие Двурушники, без лица.

  • идущий
    13.03.2017 15:45

    2017- не только столетие революции, но и 130 летие со дня рождения основоположника современного литературного татарского языка. Через пару лет будем справлять столетие со дня образования Татарстана, а человека вложившего свои силы в основание республики даже нормально отметить не можем. Где памятники этому человеку? в Уфе где он начинал свою политическую деятельность и где был преподавателем в медересе "Галия" или в Казани, т.к. Татарстан ко всему прочему обязан своим возникновенивением и ему в том числе. Где документальные фильмы популяризирующие наследие Г. Ибрагимова? Где хотя-бы дежурная научная конференция? Молчит ВКТ, молчит ИЯЛИ носящий его имя. Молчит журнал "Казан утлары", который как раз и основал сам Г. Ибрагимов. Ничего нет. Позор

    • Анонимно
      13.03.2017 20:39

      Татарстан уже давно не Татарстан. Там ничего татарского нет. Все лучшее татарское сохранилось только в Уфимской Татарии. Все видные татары оттуда, все певцы оттуда, только там осталось какое-то национальное самосознание, сохраняются национальная самобытность, традиции татар.

    • Анонимно
      14.03.2017 09:42

      Все правильно делаешь, дружище, по молодости все мы такими громкими лозунгами говорили. Таких любит народ, видит в них своего вожака... виртуального. А что сделал ты, как патриот своей республики, страны? Написал комментарий? Я уверен, ты патриот, по крайней мере твои лозунги об этом говорят. Вставайте с отсиженных диванов, из-за компьютеров, идите работать, во благо родного народа, республики, страны. Патриоты-говоруны...

    • Анонимно
      15.03.2017 09:15

      http://www.antat.ru/ru/iyli/Ibragimov%20-%20130/ http://www.antat.ru/ru/iyli/Ibragimov%20-%20130/informatsionnoe-pismo.php http://www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book/v-mire-tvorchestva-ibragimova.php http://www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book/ibragimov-125.php

  • Анонимно
    14.03.2017 13:04

    Бесспорно, Галимжан Ибрагимов - великий деятель татарской литературы и культуры в целом, НО... Но он наделал много политических ошибок в период борьбы за национальную государственность татарского народа 1917-18 годов. Он был членом Милли Меджлиса, а затем был избран у Учредительное Собрание от партии эсэров. Кстати, от татар в УчСобр были избраны только эсэры, большевиков народ не признавал, а после октябрьского переворота, Милли Меджлис сделал официальное заявление, что не признает власть узурпаторов. Как известно, большевики разогнали законно избранное Учредительное Собрание, когда увидели, что оно повело линию на создание демократического государства в России. Так вот, Ибрагимов был единственный из татар-делегатов УчСобра, переметнувшийся к большевикам, все остальные остались на принципиальных позициях не признания власти узурпаторов. На этом прегрешения Ибрагимова не закончились, да, в 1918 г. он выполнял задания большевиков в Сибири, тылу белого движения. И чем же он занимался? А он сдавал лидеров татарского национального движения, скрывавшихся от большевиков, в ЧК. Об этом в советские времена с восторгом писали некоторые авторы, исследователи творчества Ибрагимова. Дескать, смотрите, какие подвиги во имя советской власти совершал великий писатель. А на мой взгляд, это не подвиг, а подлость - сдавать своих соплеменников (какие бы они не были) в большевистское "гестапо", где их попросту расстреливали. Не знаю, как человек, получивший религиозное воспитание (сын муллы все таки!), мог пойти на такое. У жизни есть свои закономерности, вот и Галимжан Ибрагимов, при всех его заслугах перед татарской культурой, получил от большевиков и награды (герой труда), и наказание в виде репрессий и смерти в тюремной больнице. Как писал еще М.Ю.Лермонтов:
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.

    При любых обстоятельствах, необходимо прежде всего оставаться порядочным человеком. Это подтверждают даже судьбы великих людей.

    • идущий
      14.03.2017 15:48

      То что Идель-Уральская республика не была реализована - это вина в первую очередь татарских либералов из кадетской партии и Садри Максуди, который будучи главой Милли Меджлиса и Милли Идарэ. Он не только отказался признавать Советскую власть, которая хочешь не хочешь была уже реальной властью в стране, но и ничего не сделал после разгона Учредиловки а вместо этого сел в поезд и путешествовал по стране больше 3 месяцев. Левые предлагали признать советскую власть и опереться на их их поддержку при провозглашении Идель-Уральской республики. А что сделал С. Максуди? Правильно тянул время и в итоге упустил его. Полная политическая импотенция. Это при том, что у М.Меджлиса была своя армия, готовые структуры-органы власти и финансовые ресурсы.А татары в итоге видя пассивность, политическую импотенцию (ничего неделанье) и пресытившись уже эгоизмом татарской буржуазии, просто промолчала при разгоне Меджлиса в уфе и Харби Шуро в Казани. А в это время башкиры и Заки Валиди не имея ничего - ни армии, ни финансов, ни структур ни даже четкой территории и своей столицы серьезно ввязались в дело и в итоге сумели раньше нас провозгласить республику.

      • Анонимно
        14.03.2017 16:45

        Речь идет о другом, нужно ли оставаться порядочным человеком при любых обстоятельствах или нет. Так вот, по человеческим меркам, лидеры татарского национального движения предпочли порядочное поведение беспринципной политической прагматике. "Шайтаннан иман кётеп булмый" гласит татарская народная мудрость. Последующие события эту народную мудрость лишний раз подтвердили, Мирсаида Султангалиева расстреляли, Галимжан Ибрагимов умер в тюремной больнице. А десятки т.н. "буржуазных националистов", сданных им в ЧК, были расстреляны. Это настоящее преступление, и оправдания этому быть не может.

  • идущий
    14.03.2017 22:10

    Под лидерами татарского национального движения вы как я понял понимаете исключительно либеральное крыло вроде Садри Максуди? выходцев из богатых семей, "золотую молодежь" того времени. Левым, т.е. социалистам (левым эсерам и социал-демократам) вы отказываетев праве называться лидерами татарского нац. движения. А между тем татары в итоге поддержали именно их. Именно левые в отличии от кадета С. Максуди (который хотел только национально-культуррной автономии) выступали за территориальную автономию (т.е. республику). И как показало время ставка именно на построение территориальной автономии оказалось верным, т.к. условия нынешнего глобализационного времени показывают сохранить этнос только в рамках национально-культурного самоуправления невозможно. Во-вторых непонятно на кого собирался опираться Садри Максуди когда отвергал советскую власть. Бывшее Временное правительство контролировавшиеся либеральными полит. силами отвергла в свое время проект «Идель-Урала». А с Учредиловкой было вообще непонятно, куда она повернется. Колчак был однозначно против любого национального самоопределения в любой форме. Тогда какого рожна там в Сибири у Колчака делали эти «лидеры» татарского нацдвижения? На что они расчитывали вообще? Советская власть напротив с самого начала пошла навстречу чаяниям народов на свое самоопределение, а то что потом всю интеллигенцию свели под колрень в 1937 г., так это вопросы к Сталину, который проводил чистку в партии. Он избавлялся от всех кто еще помнил идеалы революции 1917 г. и точно знал, за что, за какую свободу боролись революционеры. То что Г. Ибрагимов ходил за линию фронта и выведывал информацию о положении сибирского правительства так ничего плохого в этом нет. Шла гражданская война если вы забыли. И красные были против белых. А что там делали татары, если Колчак обещал всем «единую и неделимую» мне непонятно. Хотя понятно, они просто надеялись вернуть свою собственность и привилегии. То есть собирались продать интересы татарской нации за возможность вернуть свои финансовые ресурсы.

    • Анонимно
      15.03.2017 01:37

      Все эти словоизлияния ничего не стоят, если нет морали. Жизнь и история это многажды подтверждали. Мы и сегодня страдаем от отсутствия или ущербности ИМАНА. Еще раз процитирую:
      Но есть и божий суд, наперсники разврата!
      Есть грозный суд: он ждет;
      Он не доступен звону злата,
      И мысли и дела он знает наперед.
      P.S. Да, татары поддерживали левых, но эсэров, никак и ни разу большевиков. Это показали и выборы в Учредительное Собрание, которое запретили большевики. От татар туда избрались стопроцентно только эсэры, ни один большевик не был избран. Даже Ибрагимов был эсэром, только потом переметнулся к большевикам. Это еще одно свидетельство его беспринципности и непорядочности, к сожалению. Не был бы Сталин, появился бы кто-то не хуже (не лучше). Это ведь тоже бич божий для не признающих моральных запретов и заповедей.

  • Анонимно
    17.03.2017 16:09

    01:37 "... словоизлияния ничего не стоят, если нет морали".
    Сударь, давно доказано, что есть две морали. У господствующих эксплуататоров она одна, а у эксплуатируемых - другая. Поэтому упрекать в переходах от левых эсеров (кстати, "крестьянщиков", фермерщиков) к большевикам - это всё лабуда для прикрытия поразительно близкой аналогии неразберихи в головах с нашим временем.

  • Анонимно
    31.03.2017 21:09

    весьма интересные высказывания,особенно в год 130-летия Галимджана Ибрагимова.причем все заслуживают внимания. отсюда можно сделать вывод,что не все потеряно. все-таки это мой двоюродный дядя по отцу. в свою очередь отмечу,что его биографией я со своими детьми занимался последние 10лет.нашли много нового интересного,вплоть документы из архива фсб. все это изложено в книге,которая вышла в 2012 году. действительно многое еще не найдено, препятствуют определенные организации. поэтому поле деятельности громадное.марат ибрагимов.уфа.

  • Анонимно
    13.04.2017 15:10

    Галимжан Ибрагимов один из создателей нового народа - татар. Пропагандист Г.Ибрагимов писал: "Мы не только тюрки, но и монголы. Мы люди; мы монголы; мы тюрки; мы татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой."

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже