Общество 
13.03.2017

Игорь Юргенс: «Говорят, что от 25% до 60% повышение тарифа ОСАГО необходимо»

Как страховщики готовятся побороть автоюристов через расплату «натурой» — поправки в закон могут заработать уже в мае

Через полтора месяца могут вступить в силу новые правила по ОСАГО, согласно которым денежные выплаты заменит направление машины на ремонт, за качество которого будут отвечать страховые компании. Эти поправки, уверены страховщики, должны остановить мошеннические схемы автоюристов, особенно разгулявшихся на юге России. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, почему страховщики не решаются просить о повышении тарифов на автогражданку до 2018 года и надеются, что им разрешат ремонт б/у деталями.

Игорь Юргенс По словам Игоря Юргенса, страховщики вынуждены сознательно идти на увеличение своих затрат на 25%, и все это из-за одного положения законопроекта — использование при ремонте новых деталей Фото: ©Константин Чалабов, РИА «Новости»

РЕМОНТ ТОЛЬКО НОВЫМИ ДЕТАЛЯМИ

Закон об ОСАГО ждут существенные изменения. В случае принятия резонансных поправок денежные выплаты по автогражданке уже в мае будут заменены ремонтом — это то, за что последние годы билось страховое лобби, стремящееся таким образом избавиться от надоевших автоюристов. Впрочем, победу эту можно назвать половинчатой, поскольку ко второму чтению (состоится 15 марта) законопроект добрался в несколько ином виде, чем рассчитывали страховщики. В конце прошлой недели депутаты комитета Госдумы по финансовому рынку поддержали поправку главного правового управления президента, которая вводит замену денежных выплат «натурой» по всей территории страны одновременно спустя 30 дней с момента опубликования закона. Что важно, новые условия закона будут действовать только на новые договоры страхования, тогда как страховщики предлагали распространить действие закона и на уже проданные полисы, особенно в «токсичных» регионах, список которых должен был утверждать Центробанк. Но поскольку закон обратной силы не имеет, то изменения было решено распространить только на новые полисы ОСАГО.

Также теперь в законопроекте оказались положения, согласно которым потерпевший может выбирать любую станцию техобслуживания (СТО) из списка страховой компании либо иную по согласованию со страховщиком. Кроме того, расстояние до СТО должно составлять от места ДТП или места жительства потерпевшего не 200 км, как предлагалось ранее, а 50 километров. Плюс, что тоже важно, ремонт должен быть осуществлен в течение 30 дней. Денежное возмещение будет оставаться только в тех случаях, когда страховщик не сможет выполнить все эти условия, а также при ряде событий, таких как смерть потерпевшего, причинение в результате ДТП вреда средней и высокой степени тяжести, невозможность восстановить автомобиль. «Превышение срока карается штрафом 0,5 процента от суммы возмещения за каждый день просрочки. Если страховщик не может обеспечить выполнение закона, не может обеспечить надлежащий ремонт или соблюдение сроков, будет денежное возмещение», — пояснил на пресс-конференции в «Российской газете» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Также страховщиков удалось продавить в вопросе использования при ремонте только новых деталей. Бывшие в употреблении можно будет ставить только с согласия потерпевшего. Кроме того, должна защитить автовладельцев прописанная в законопроекте 6-месячная гарантия и 12-месячная гарантия на кузовные и лакокрасочные работы.

Теперь вся ответственность за качество ремонта ляжет на страховые компании, на которые смогут жаловаться неудовлетворенные потребители Теперь вся ответственность за качество ремонта ляжет на страховые компании, на которые смогут жаловаться неудовлетворенные потребители Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«РЕМОНТ В РАМКАХ ОСАГО ТОЖЕ ДОЛЖЕН ЗАСЛУЖИТЬ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ»

«Сказать, что мы счастливы от того, какой получился заключительный документ, я не могу», — заявил президент российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. По его словам, страховщики вынуждены сознательно идти на увеличение своих затрат на 25%, и все это из-за одного положения законопроекта — использование при ремонте новых деталей. Защищая свою позицию, глава РСА вспомнил про европейский опыт, где есть понятие «качественной детали», которая не обязательно должна быть новой. «Шведский, финский, французский рынок ОСАГО действует на этом понятии „качественной детали“. Если у вас есть „ВАЗ-2104“, вы просто не найдете уже новой детали, их не выпускают, — доказывал свою правоту Юргенс. — Второе обстоятельство: ничего несправедливого в том, что качественная, но не новая деталь, которая устанавливается на машину, которой больше трех лет, а по закону те, кто трехлетки, уезжают на свой фирменный сервис. С категорией „качественная деталь“ я предлагаю еще поработать, может, в других периодах. В будущем предлагаю поработать, не зря же в ЕС и американцы это делают».

В ЦБ на этот раз встали на сторону автолюбителей и поддержали прописанное в законе положение о ремонте исключительно новыми деталями, забраковав инициативу страховщиков. «У нас нет сегодня дефиниции „качественная деталь“, „качество ремонта“ и „качественная СТО“», — ответил Юргенсу Чистюхин. Впрочем, зампред Банка России не исключает, что в будущем это положение подкорректируют. «Если мы все вместе поработаем, такого рода дефиниции создадим и у нас будет нормальная правовая среда, которая обяжет страховые компании и СТО соблюдать их, то, наверное, можно будет ставить вопрос о качественной детали. На данном этапе мы бы хотели к этому вопросу подойти максимально консервативно и права потребителей защитить наиболее полным образом. Все-таки ремонт в рамках ОСАГО тоже должен заслужить право на существование и доказать свою целесообразность», — решительно заявил он.

Так что теперь вся ответственность за качество ремонта ляжет на страховые компании, на которые смогут жаловаться неудовлетворенные потребители. «Если СТО выбрана из списка страховщика либо страховщик согласился ремонтировать автомобиль на СТО не из своего списка, то он несет ответственность за ремонт. Это означает, что все жалобы и претензии подаются на страховщика», — отметил Чистюхин. Если же поступит слишком много жалоб на того или иного страховщика, то ЦБ будет вправе заставить его вернуться к денежным выплатам.

Судя по всему, в РСА переживают по поводу оговоренных в законопроекте сроков, а также совместной работы с ремонтными сервисами. «У нас есть договоренность с российской ассоциаций СТО о том, что будем работать плотнее. Сказать, что у нас есть полное понимание того, какие должны быть цены и сроки, я не могу. Мы говорим про 30 дней и 0,5 процента за день просрочки. Если вы в Калининграде ударили пятилетнюю Toyota, то это новый оригинальный бампер из Токио, а это может и до трех месяцев занять. А по 0,5 процента платить дорого», — рассуждал Юргенс.

Нежелание страховщиков присутствовать в убыточных для себя регионах неминуемо превращается в дефицит полисов ОСАГО Нежелание страховщиков присутствовать в убыточных для себя регионах неминуемо превращается в дефицит полисов ОСАГО Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТОБЫ ПОБОРОТЬ ТЕНЕВОЙ РЫНОК, МЫ ИДЕМ НА ЭТО»

Так или иначе, но страховщикам пришлось пойти на компромисс. «Зачем мы берем на себя нагрузку еще 25 процентов по убыточному виду? С тем, чтобы побороть автоюристов в тех регионах, где уже абсолютно побороть их невозможно доступными нам способами. Этот рынок оценивался примерно в 30 миллиардов рублей по прошлому году. Чтобы побороть теневой рынок, мы идем на это и несем на себе значительный ущерб, рассчитывая на то, что общий баланс этого закона будет хотя бы не отрицательным. Все это сделает ОСАГО для страховщика видом, в котором можно продолжать работать», — пожаловался Юргенс.

О том, что весомую прибыль по автогражданке «откусывают» автоюристы, в РСА говорят не первый год и даже создали рейтинг так называемых «токсичных» регионов, который отражает ситуацию с мошенничеством и убыточностью ОСАГО. Так, по итогам 2016 года в тройке лидеров «красной зоны» остаются Адыгея, Волгоградская область и Карачаево-Черкесия, где выплаты по ОСАГО намного превышают средние по стране значения в 71,8 тыс. рублей. Татарстан в настоящее время в пограничной «желтой зоне», где ситуация в любой момент может измениться, и регион моментально окажется среди «токсичных». Поэтому нежелание страховщиков присутствовать в убыточных для себя регионах неминуемо превращается в дефицит полисов ОСАГО.

С жалобами страховщиков на убыточность не согласны в «Общероссийском народном фронте». Его эксперты в феврале опубликовали результаты исследования, в котором пришли к выводу, что страховые компании преувеличивают убыточность ОСАГО, а замена денежных выплат ремонтом выгодна исключительно страховщикам. «Мы свою статистику выкладываем, ЦБ ее проверяет. Если ОНФ считает, что эта статистика неверная, подтасованная, то это уже серьезное обвинение, и мы готовы с экспертами ОНФ в суде встретиться. Все наши статистические данные проверяются ЦБ как регулятором. Пускай ОНФ пересчитает, карты им в руки», — с обидой в голосе заявил Юргенс, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

А законопроект, по сути, призван решить все эти проблемы. «Первая цель — повысить доступность полисов ОСАГО в первую очередь в „токсичных“ регионах, где высока убыточность, где высока работа мошенников, это те регионы, откуда страховые компании, борясь с убытками, уходят и не продают полисы ОСАГО, — пояснил зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин. — Данный законопроект выбивает ахиллесову пяту системы — от очень легкого получения денег страховыми мошенниками переходит к модели ремонта, а это означает, что добиться дополнительных платежей будет сложнее».

Расстояние до СТО должно составлять от места ДТП или места жительства потерпевшего не 200 км, как предлагалось ранее, а 50 км Расстояние до СТО должно составлять от места ДТП или места жительства потерпевшего не 200 км, как предлагалось ранее, а 50 километров Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГОВОРЯТ, ЧТО ОТ 25 ДО 60 ПРОЦЕНТОВ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФА ОСАГО НЕОБХОДИМО»

Впрочем, в Банке России полагают, что данный законопроект — это лишь небольшая часть грядущих изменений. Например, по словам Чистюхина, рассматриваются вопросы по назначению страхового омбудсмена, повышению взаимодействия с правоохранительными органами в борьбе с теми, кто злоупотребляет правами и осуществляет мошеннические схемы. «Возможно, в будущем мы будем думать о законодательстве о страховом мошенничестве, как это принято во многих странах», — предположил зампред ЦБ.

В свою очередь, Юргенс пока осторожно, но все же допускает скорое повышение тарифа ОСАГО, обещая поднять тему сразу после президентских выборов. «Дождемся 2018 года и будем просить законодателей и регулятора вернуться к этому вопросу, — добавил он. — Три группы актуариев, не связанных ни с РСА, ни с ЦБ, говорят, что от 25 до 60 процентов повышение тарифа ОСАГО необходимо». Пока что страховщиков останавливают только грядущие выборы, в преддверии которых традиционно непопулярные меры временно откладываются. «Мы такие же ответственные граждане нашей страны, мы понимаем. Сейчас народ и так „воодушевлен“ парковками, которые стоят 200 рублей в час, повышением каждый день своих расходов на содержание квартиры — все это перед выборами не создает того политического климата, который нам нужен: спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. Если сейчас 40 миллионов людей, которые и так считают, что они переплачивают за ОСАГО, еще подбросить на 60 процентов, вы понимаете общую реакцию», — рассуждал Юргенс. В светлом будущем, по мнению главы РСА, ОСАГО должно превратиться в базовое КАСКО. «Идеальная модель мира ОСАГО, как я себе ее вижу, — это минимальная стоимость, большая франшиза, ни за какие мелкие потертости не отвечает, становится базовым КАСКО и в конкуренции устанавливает цену, скорее всего, ниже существующей», — считает он.

Нынешние поправки в закон об ОСАГО — мера временная, дальнейшая реформа автогражданки не за горами. На этом сошлись все — и Аксаков, и Чистюхин, и тем более Юргенс. Как ожидают в Думе, второе чтение законопроекта пройдет 15 марта, тертье — 17-го, уже в 20-х числах документ рассмотрит Совет Федерации, а следом подпишет президент. Это значит, что новые правила могут вступить в силу уже в мае.

В законопроекте оказались положения, согласно которым потерпевший может выбирать любую станцию техобслуживания (СТО) из списка страховой компании, либо иную по согласованию со страховщиком В законопроекте оказались положения, согласно которым потерпевший может выбирать любую станцию техобслуживания (СТО) из списка страховой компании либо иную по согласованию со страховщиком Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАТУРАЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ КРАЙНЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО СКАЖЕТСЯ НА ПРАВАХ ГРАЖДАН»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись в оценках предстоящей реформы ОСАГО: автолюбители категорически против, а страховщики — за.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— По моему убеждению, это антинародное предложение. Оно на руку только страховым компаниям, которые и без того уже не знают, как наживаться. Сегодня еще можно через суд просить какие-то деньги, но они придумали химеру про каких-то автоюристов и не говорят гражданам правду, что автоюристы идут в суд и не с отмычкой взламывают сейфы страховых компаний, а действуют самым цивилизованным путем. Они посягают на такие важнейшие институты нашего общества, как доверенность, представительство и так далее. У меня есть подозрение, что при ремонте они будут ставить ржавые и старые запчасти, а если вас это не устроит, то будет очень тяжело судиться, потому что нужно будет за свои деньги делать экспертизу. Поэтому я думаю, что натуральное возмещение крайне отрицательно скажется на правах граждан и приведет только к набиванию сейфов страховых компаний, которые наживаются на 40 - 50 миллионах автовладельцев нашей страны.

Кроме того, они настаивают на том, что компенсация должна быть с учетом износа. Если новые крыло и капот в совокупности стоят 100 тысяч рублей, то они дадут только 50 тысяч, потому что ваша машина ездила пять лет. А в полном объеме все равно компенсации гражданину не будет.

Дмитрий Золотов — региональный представитель ФАР В Казани:

— То, что лоббирует Юргенс, не в пользу автовладельцев. С этими поправками система ОСАГО изменится, но не в лучшую сторону. Потому что те убытки, которые заявляет страховая компания, на самом деле это те деньги, которые они должны выплачивать, 70 процентов от сборов. Что касается замены выплаты денежных средств ремонтом, это я считаю неправильным, потому что каждый человек вправе сам распоряжаться своим имуществом: ремонтировать или не ремонтировать, или же продавать автомобиль в том состоянии, в котором он есть. Поэтому здесь я вижу ущемление прав автовладельцев.

Фарид Хамадеев — директор филиала компании ERGO в Казани:

— Мое отношение к этому предложению очень положительное. Страхование ведь какие цели преследует? Чтобы был восстановлен автомобиль, чтобы пострадавший мог пользоваться своим автомобилем. Соответственно, возмещение через ремонт автомобиля способствует наиболее быстрому удовлетворению этих потребностей. Конечно, бывают случаи, когда человек хочет не восстановить автомобиль, а получить деньгами, но я считаю, что это неправильно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.03.2017 08:15

Общероссийский народный фронт против этого закона, правовое управление президента РФ против, федерации автовладельцев против, автосервисы против т.к. не хотят иметь дело с жадными страховщиками и потом с автоюристами, простые граждане против, все партии кроме ЕР против, но РСА и ЦБ всех убеждают, что они думают о простых автовладельцах... Ага! Если ремонт будет выгоднее сделать в шайтан сервисе, то направят туда, а если ремонтировать дорого, то дадут копейки и скажут, что это по Единой методике. Вот и суть этой реформы, а после выборов ещё и цены в два раза поднимут. В итоге крупный бизнес в шоколаде, а у простого человека опять отняли право выбора, обложив лишь обязанностями. Браво!

  • Анонимно
    13.03.2017 08:15

    Общероссийский народный фронт против этого закона, правовое управление президента РФ против, федерации автовладельцев против, автосервисы против т.к. не хотят иметь дело с жадными страховщиками и потом с автоюристами, простые граждане против, все партии кроме ЕР против, но РСА и ЦБ всех убеждают, что они думают о простых автовладельцах... Ага! Если ремонт будет выгоднее сделать в шайтан сервисе, то направят туда, а если ремонтировать дорого, то дадут копейки и скажут, что это по Единой методике. Вот и суть этой реформы, а после выборов ещё и цены в два раза поднимут. В итоге крупный бизнес в шоколаде, а у простого человека опять отняли право выбора, обложив лишь обязанностями. Браво!

    • Анонимно
      13.03.2017 09:01

      30 дней ещё ждать заставят,когда капремонт стоит от силу 3 дня!

      • Анонимно
        13.03.2017 09:29

        И это сроки самого ремонта! А ещё 20 дней на выдачу направления. И ещё недели две на подачу заявления на запись в отдел убытков. Вот и реформа... На радость автовладельцам главное, о них все думы у страховщиков, как удобнее жизнь для них сделать.

    • Анонимно
      13.03.2017 17:14

      На сайте РОИ поддержите инициативу № 74Ф28262
      stoposago

  • Анонимно
    13.03.2017 08:22

    Вот если бы ещё подменный автомобиль на время ремонта давали .,тогда всеми руками ЗА. А так это принудиловка - представьте дверь помяли а ездить на работу надо каждый день ,не могу и не хочу ремонтировать ,платите деньгами ,продам машину позже просто дешевле с учётом повреждения двери .

    • Анонимно
      13.03.2017 09:00

      Вот о таких как Вы никто и думать не хочет. Но все ради Вас, автовладельцев, так везде и говорят)

  • Так же необходимо повышение заработных плат по стране ,до уровня западных стран США ,Германия,Великобритания,Швеция ,Норвегия и Канада!
    И как только повысятся зарплаты до 3- 4 тысяч Евро
    то тут же можно повышать ОСАГО на 60%

    • Анонимно
      13.03.2017 09:03

      страховые выплаты поднялись на копейку,а страховка в 15 раз с 2003 года!

      • Анонимно
        13.03.2017 14:08

        В среднем в 3,5 раза страховка выросла (где то больше, где то меньше). Зато увеличилась кратно сумма ответственности, средняя выплата, утс, выплата по травмам согласно таблице, забыли что такое продавать машины, квартиры, внутренние органы для компенсации ущерба хулигана, а так же суету по восстановлению своего авто , когда в него вьедет такой же хулиган, безработный, студент и пр. Очень бы хотелось на год отменить ОСАГО. Уверен , половина водителей сама бы побежала за ДСАГО, но как быть со своим авто? КАСКО дорогое.

  • Анонимно
    13.03.2017 08:39

    Хотели значит и рыбку скушать и косточкой не подавиться. Хотите ремонт так делайте новыми запасными частями! У меня только вопрос. В чем будет отличие от КАСКО? Я так полагаю, что только в более дешевом полисе.
    А вообще это ужас конечно. Принимать закон для того, что бы было проще бороться с юристами. А дальше что? Закон по борьбе с судьями? И где, в какой стране такое вообще есть??? Владимир Владимирович обратите внимание на этот беспредел!

  • Аккуратно надо с ОСАГО. Затрагивает 34 млн. человек. Рост напряжения в обществе опасен в ближайшие 2-3 года. А вообще надо делать прогрессивную шкалу. Кто хорошо ездит пусть платят мало, кто ищет на чем нажиться и часто в авариях пусть платят. Время справедливости и личной ответственности должно прийти в это сферу.

  • Анонимно
    13.03.2017 09:00

    когда уже наконец страховку привяжете к водителю?на каждую машину надо полис брать и на каждый полис ДОПы,да и полис не учитывает безаварийный стаж.плюют страховщики!

  • Анонимно
    13.03.2017 09:15

    Надо запретить юристов в России что бы жилось вольно страховщикам.

  • Анонимно
    13.03.2017 09:33

    Люди чувствуют логический конец данного бизнеса...вот и подняли цены чтобы на последок собрать побольше для внуков и правнуков.

    После определённой суммы люди просто перестанут плотить налоги,штрафы,страховки и другие оброки. Просто денег не останется...

    • Анонимно
      13.03.2017 10:04

      Да это бизнес идеальный. Само государство приводит к тебе клиентов и они платят тебе деньги. Просто жадность нужно поуменьшить... Оставляйте себе меньше, людям платите больше и не будет необходимости закон менять каждый год.

  • И наступит время, когда машины будут стоять в гаражах, как "подснежники"

  • Анонимно
    13.03.2017 10:07

    Долой РСА и иже с ними! Даёшь автоюристов!

  • Анонимно
    13.03.2017 10:40

    Стаховщики превратились в кровопийцев! Дай им палец - руку по локоть откусят. Даешь отмену ОСАГО!

  • Анонимно
    13.03.2017 10:44

    дуэли надо разрешить.дёшево и сердито.аварий и хамов меньше станет.на диком западе проходили уже.вот кто выживет тот по правилам будет жить.

  • Анонимно
    13.03.2017 10:58

    Страховщики, вы уж определитесь: что для вас зло - автоюристы/авантюристы или или стоимость новых запчастей!
    Совесть то имейте: автоюристы они типа у вас воруют, а стоимость новых запчастей вы так и так в настоящее время выплачиваете!
    Так что не надо ля ля!
    Похоже для ФАСа новая тема для проверки есть: реальные доходы и расходы страховщиков, а после проверки можно и поговорить предметно!

  • Анонимно
    13.03.2017 11:24

    Ящетаю нужно повышение тарифа на 1000000%

  • Анонимно
    13.03.2017 11:29

    Еще немного поднимут осаго, и автолюбители решать вообще не страховаться, проще платить штраф 800р (400р) иногда.

  • Анонимно
    13.03.2017 11:48

    Тем временем уже 1,4 миллиона водителей ездят без ОСАГО.

  • Анонимно
    13.03.2017 12:01

    Сейчас развелось в стране полно таких кто ездит без ОСАГО. из за таких тоже куча проблем. С ними необходимо поступать жестко. Что бы ГИБДД могло сразу оформлять штраф на сумму полиса за каждый случай.

  • Анонимно
    13.03.2017 16:58

    У меня давно пришло понимание, что я простой терпила-рабочий человек, для всех заинтересованных лиц (ЖКХ, Осаго, налоги и т.п.). И сделать ничего не могу, нет ни ресурсов ни здоровья.

  • Анонимно
    13.03.2017 17:10

    Назревает необходимость отмены ОСАГО https://www.roi.ru/28262/

  • Анонимно
    14.03.2017 10:28

    100% что многие запчасти будут ставить б/у вместо новых, и проверить это будет проблематично, особенно если запчасть находится где-либо внутри автомашины.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online на Facebook БИЗНЕС Online во ВКонтакте Напомнить позже