Политика 
17.03.2017

Борис Кагарлицкий: «Попытка реставрации православной империи может плохо закончиться»

Столетний юбилей революции 1917 года удивительным образом оказался поводом для реакционного идеологического шабаша по всем медийным каналам

Логика реставрации требует максимального возврата к старому режиму хотя бы по форме. Но со времени революции 1917 года прошло слишком много времени, чтобы подобный возврат мог состояться в реальности. Именно поэтому он происходит в сфере идеологии, в сфере политических доктрин и пропагандируемого мировоззрения. Однако чересчур запоздалая волна реакционных идей выглядит уже откровенно неадекватной — не более чем попытки спустя несколько столетий после Коперника доказать, что земля плоская.

Борис Кагарлицкий Борис Кагарлицкий Фото: скриншот

«РОССИЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА, УПРАВЛЯЕМАЯ НЕМЕЦКОЙ ДИНАСТИЕЙ, ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ СОХРАНЯВШЕЙ ФАМИЛИЮ РОМАНОВЫХ...»

Столетний юбилей революции 1917 года удивительным образом оказался поводом для реакционного идеологического шабаша по всем медийным каналам, хоть как-то связанным с действующей властью. Такое впечатление, что отмечаем мы не годовщину события, положившего начало грандиозным социальным преобразованиям, а вспоминаем про какую-то исключительную неприятность, случившуюся в одном отдельно взятом городе по вине нескольких злоумышленников. Единственный урок, который правящие круги готовы извлечь из отечественной истории, состоит в том, что народу надо при любых обстоятельствах слушаться начальство, а начальству — всеми силами избегать революций. Как тут не вспомнить Уильяма нашего Шекспира: «чтоб это нам сказать, не стоило вставать из гроба».

Впрочем, даже и урок относительно избегания революций российские элиты, похоже, не усвоили. По крайней мере ностальгические вопли о погибшей православной монархии свидетельствуют об обратном.

Называть Россию начала ХХ века, управляемую немецкой династией, для приличия сохранявшей фамилию Романовых, православной империей, это значит ничего не знать про историю, культуру, экономику и быт той реальной страны, в которой развернулись революционные потрясения. Могущественная, но всё же отсталая держава, возглавляемая космополитической элитой, заимствовавшей на Западе всё — от технологий до моды и кулинарных пристрастий, страна, государство, получавшее финансовые ресурсы из Франции и Бельгии и расплачивавшееся за кредиты жизнями своих солдат. Православной империей была Византия, но отнюдь не монархия, разместившая свою столицу в Петербурге, специально построенном как образцовая европейская столица, своего рода градостроительная утопия, воплощение передовых архитектурных концепций XVIII века.

Взгляды, на основе которых сегодня строится образ утраченной великой монархии, в предреволюционной России показались бы дикими, архаичными и просто мракобесно-невежественными не только противникам самодержавия, но и его сторонникам, которых вопрос о внедрении передовой немецкой и бельгийской техники занимал куда больше, чем сохранение православной святости и русской «особости». Другое дело, что и с технологическими задачами развития российский правящий класс того времени не справился.

Если вернуться к современной России, то православно-монархическая идеология, пропагандируемая близкими к власти кругами, вполне логично отражает общую идейную динамику реставрации.

Иными словами, вполне соответствует общей логике политического процесса, с той лишь разницей, что на уровне слов и образов пытаются доделать то, что не удается совершить в реальности. Политическая дискуссия 2017 года по-своему подтверждает правильность той интерпретации событий 1917 года, которую давали В. И. Ленин и Роза Люксембург, доказывая, что стабилизировать либеральный режим Временного правительства не было никакой возможности. После падения монархии выбор был исключительно между развитием революции, что и было обеспечено приходом к власти большевиков, и скатыванием в откровенную реакцию, имеющую своим неминуемым результатом развал страны. На идейном уровне мы повторяем ту же динамику сто лет спустя. Идеологический режим буржуазной реставрации не удалось консолидировать в рамках либерального и прогрессивного западничества, инерция антисоветизма и антикоммунизма неминуемо привела к торжеству взглядов откровенно варварских и фундаментально неверных.

Логика реставрации требует максимального возврата к старому режиму если и не по сути, то хотя бы по форме. Но со времени революции 1917 года прошло слишком много времени, чтобы подобный возврат мог состояться в реальности. Именно поэтому он происходит в сфере идеологии, в сфере политических доктрин и пропагандируемого приближенными к власти мировоззрения. Однако здесь возникает уже новая психологическая ловушка, из которой идеологам вряд ли удастся вырваться. Запоздалая волна реакционных идей и настроений в реальности начала XXI века выглядит уже откровенно неадекватной. В конечном счете пропаганда идеи православной империи в нашу эпоху выглядит не более адекватной, чем попытки спустя несколько столетий после Коперника доказать, что земля плоская.

«БУРБОНЫ НЕВАЖНО КОНЧИЛИ...»

Если бы речь шла об обычной постмодернистской игре, это бы ещё куда ни шло. Но идеологи российской реакции столь же серьезны, сколь и невежественны. Образ мысли и образ жизни, продвигаемый этой публикой, настолько противоречит всем нормам современного общества и даже требованиям теперешнего капитализма, что носители официально одобряемой идеологии неминуемо оказываются маргиналами.

Это специфическая особенность идейных дискуссий нашего времени, делающая его по-своему уникальным. Общество далеко не всегда верит в официальную идеологию. К концу брежневского периода не так уж много народу всерьез было проникнуто коммунистическими идеями в их официальной партийной интерпретации. Но даже не принимая идеологию всерьез, общество относилось к ней достаточно терпимо или хотя бы равнодушно принимало её как жизненный факт, а люди, жившие в соответствии с её требованиями, отнюдь не выглядели идиотами или безумцами.

Напротив, в современной России всякая попытка жить и действовать в соответствии с принципами, которые нам проповедуют с телевизионных экранов, превращает человека в посмешище.

Ряженные казаки, депутатки, призывающие лечить детей прикосновением к бюсту покойного царя, хоругвеносцы, священники, ведущие войну против музеев, активисты, призывающие защитить Путина от назначенного им же правительства и прочие подобные персонажи вызывают в лучшем случае иронию, в худшем — раздражение. И хуже того, политическая пропаганда разбивается пропагандой коммерческой, тоже являющейся необходимой и важной частью повседневной идеологии при капитализме — призывы к сексуальному воздержанию гробятся потребительско-эротическими образами, распространяемыми теми же медийными структурами по тем же каналам, а патриотическое кино, снятое по худшим лекалам Голливуда, демонстрирует свою полную несостоятельность при столкновении с американскими оригиналами, демонстрируемыми на тех же экранах.

В конечном счете политико-идеологическая и коммерческая пропаганда ставят перед собой одни и те же задачи, обслуживая воспроизводство современного российского капитализма, но, вступая в диссонанс между собой, они его не столько стабилизируют, сколько подрывают, демонстрируя всю остроту и непреодолимость возникающих в обществе и в его идеологии противоречий.

Проигрывает, как всегда, именно политическая идеология, которая несмотря на свой официальный или полуофициальный статус является — по отношению к обществу — маргинальной.

А правящие круги в своем увлечении пошлой реакционной романтикой становятся всё более похожи на французских Бурбонов, которые, как известно, «ничего не забыли и ничему не научились».

А ведь сто лет спустя после революции русской неплохо бы вспомнить и уроки французской революции.

Бурбоны неважно кончили...

Борис Кагарлицкий
«РАБКОР», 15.03.2017

Борис Кагарлицкий — кандидат политических наук, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

Родился в 1958 году в Москве в семье известного литературоведа и театроведа Юлия Кагарлицкого, профессора ГИТИСа.

Учился в ГИТИСе, но был исключен по указанию КГБ в 1980 году по доносу Андрея Караулова (ведущий телепередачи «Момент истины»).

1982 — арестован по «Делу молодых социалистов» и год с небольшим просидел в Лефортовской тюрьме по обвинению в антисоветской пропаганде. Был освобожден в порядке помилования.

Работал почтальоном и лифтером, писал книги и статьи, публиковавшиеся на Западе, а с началом перестройки и в СССР.

1986 — вместе Григорием Пельманом и Глебом Павловским создал Клуб социальных инициатив (КСИ), одну из первых неподконтрольных КПСС общественных организаций.

1988 — восстановлен в ГИТИСе и окончил его. Тогда же его книга «Мыслящий тростник», вышедшая по-английски в Лондоне, получила в Великобритании Дойчеровскую мемориальную премию.

1992–1994 — обозреватель газеты московской федерации профсоюзов «Солидарность», эксперт федерации независимых профсоюзов России.

1994–2002 — научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН (ИСП РАН), где защитил кандидатскую диссертацию по политологии.

2002–2006 — директор Института проблем глобализации.

С 2006 — директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

Председатель редакционного совета журнала «Левая политика». Читал лекции в университетах России и США, член научного сообщества Транснационального института (TNI, Амстердам).

Автор нескольких книг и множества научных и публицистических статей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.03.2017 14:36

Главная проблема России - национальный вопрос. Так было 100 лет назад, так обстоит и сегодня. Национальный вопрос разрушил царскую империю, разрушил красную империю большевиков СССР. И сегодня ответ на национальный вопрос ищут в закручивании гаек. Не спасет это, собственная история России много раз тому давало подтверждение.

  • Трансрелигионизм со всеми извращениями Сущности.

  • Анонимно
    17.03.2017 13:12

    Россия - неудачный проект Европы. Зря за Волгу полезли.

  • спокойрый
    17.03.2017 13:57

    а кто у нас в элиту пошел двоечники которые не хотели учиться а хотели ходить в марафете так что они могут предложить стране только тот же самый марафет приправленный красивыми байками о том какие хорошие их компании

  • Анонимно
    17.03.2017 14:33

    1) Россия систематически и периодически не хочет быть "европейской колонией" отсюда войны, революции, перестройки и т.д.
    2) Нельзя издеваться над своим народом и над чужим тоже... В итоге получишь БУНТ. Например, ТФБ - Татарский Финансовый Бунт.

  • Анонимно
    17.03.2017 14:36

    Главная проблема России - национальный вопрос. Так было 100 лет назад, так обстоит и сегодня. Национальный вопрос разрушил царскую империю, разрушил красную империю большевиков СССР. И сегодня ответ на национальный вопрос ищут в закручивании гаек. Не спасет это, собственная история России много раз тому давало подтверждение.

  • Анонимно
    17.03.2017 16:19

    Почему царские генералы кинули царя? Амбиции, гордыня , отвращение к Распутину, дворянская спесь, , захотели буржуазной республики, а получили Керенского, который не захотел отдавать власть Корнилову, отдал военные арсеналы Ленину, чтобы те остановили дикую дивизию. Соберись генералы во главе с Корниловым или Колчаком, казаками и дикой дивизией, ввод военной диктатуры в Питере и Москве, проведение Учредительного Собрания под их контролем , не было бы тогда октябрьского переворота.

    • Анонимно
      17.03.2017 18:38

      16:19 Вчера только по ТВ "Культура" с 21:35 по 23:00 показали фильм "Перед судом истории" режиссера Ф.М. Эрмлера (СССР, 1965 г.). В нём главным героем является Василий Витальевич Шульгин, депутат 2, 3, 4 Госдумы, принимавший акт отречения Николая II от престола в 1917 году. В 1944 году его арестовали в Югославии и до 1956 года он просидел во Владимирском централе. Затем жил и умер во Владимире в 1976 году на 99 году жизни..
      В этом фильме при всех идеологических перегибах советского времени показано, что деятели правящего класса дореволюционной России, составившие основную массу русской эмиграции, при своей политической борьбе против советского строя деградировали вплоть до поддержки преступлений нацизма в ВОВ 1941-1945 гг. Поэтому нечего плакаться в сослагательном наклонении о "упущенных" правящей верхушкой возможностях сохранения буржуазной России. Не было бы этого. А современным нуворишам, присвоившим и продолжающим присваивать результаты труда четырех поколений своего народа, посоветовал бы вернуть все награбленное "непосильными стараниями".
      Фильм смотрел впервые, хотя достаточно прожил в советское время. Настоятельно рекомендую к просмотру. Хотя бы в "Яндекс видео".

  • Анонимно
    17.03.2017 16:25

    Очередной раз мастерски разложил всё по полочкам для непонятливых и упертых.

    • Анонимно
      18.03.2017 11:45

      ага и при этом закономерно ни одного слова о британской монархии
      им (кузенам ?) можно и нужно

      //1986 — вместе Григорием Пельманом и Глебом Павловским создал Клуб социальных инициатив (КСИ), одну из первых неподконтрольных КПСС общественных организаций.

      1988 — восстановлен в ГИТИСе и окончил его. Тогда же его книга «Мыслящий тростник», вышедшая по-английски в Лондоне, получила в Великобритании Дойчеровскую мемориальную премию.//

  • Анонимно
    17.03.2017 18:08

    Фурсова читать было некомфортно именно из - за его трактовки февральской революции, а Кагарлицкий отвечает нашим чаяниям и вопросам.

  • Анонимно
    17.03.2017 18:19

    Французы над своей историей не измываются, свою революцию и предков не опоганивают как мы, хотя бы просто потому, что это наш предки

  • Анонимно
    17.03.2017 19:00

    Почему события в России , как правило, всегда идут по наихудшему сценарию, но потом она неизменно возрождается как феникс из пепла? Удивительная судьба ! Только за ХХ век дважды полностью разваливалась в 17 и 91.

    • Анонимно
      17.03.2017 19:36

      Только не увлекаться посыпанием головы этим пеплом и голову держать повернутой вперед, а не назад и вообще мы должны уважать выбор наших отцов и дедов независимо от того, нравится он нам или нет. Иначе нас тоже потомки будут проклинать и не надо быть уверенным, что наши взгляды на жизнь им будут по нраву.

  • Анонимно
    17.03.2017 20:53

    То что образно говоря неважно кончат это понятно. А то что что то разваливается то при такой образно говоря махровой коррупции что при императорах что при позднем СССР и нонче как удержать то усе?

  • Наместник Бога, вождь и олигарх,
    Чинящий суд и тайные расправы.
    Таким всегда в России был монарх,
    Как становой хребет большой державы.

    В одном лице заступник и тиран,
    Имел сакральный смысл для народа.
    Однако, вдруг случившийся майдан
    С монархией покончил в два захода.

    И вот опять духовные холопы
    Хотят на те же грабли наступить.
    Спустя сто лет зовут страну в окопы,
    Империю былую возродить.

    И если даже скипетр получит
    Занять согласный снова царский трон.
    Загрузка файлов вновь потом заглючит,
    Монархия в России - моветон.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже