Общество 
27.03.2017

Алексей Малашенко: «Традиционный ислам в Татарстане себя в каком-то плане исчерпал»

Известный ученый-востоковед о бытовой исламофобии, поволжских салафитах и о том, почему сорвалась идея исламского «патриарха»

«Татары — великий малый народ, который сохранил свою культуру и веру в жестком христианском окружении», — заявил в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» эксперт по проблемам ислама Алексей Малашенко. По его словам, и в советское время татарских имамов преследовали не меньше православных. Отвечая на вопросы читателей, Малашенко рассказал, как отличить честных исламистов от террористов, почему ханафитский мазхаб не нравится молодежи и зачем ДУМ соревновались между собой за близость к власти.

Алексей Малашенко Алексей Малашенко: «Считаю исламское государство утопией. Построить его невозможно никогда и нигде. Но люди-то в это верят, и мы обязаны их уважать. Точно так же как мы когда-то верили в коммунизм» Фото: скриншот

«НУ ХОРОШО, ДАВАЙТЕ БОРОТЬСЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ ТУРЦИИ ЭРДОГАНОМ, КОТОРЫЙ НАСТОЯЩИЙ ИСЛАМСКИЙ АТАТЮРК»

Интернет-конференция с известным востоковедом и исламоведом Алексеем Малашенко практически совпала по времени с новостями об очередном теракте, поступившими из Лондона. Запрещенная в РФ террористическая организация ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) уже на следующий день взяла на себя ответственность за случившееся, а лондонские газеты охарактеризовали инцидент как «брешь в мощной системе безопасности Великобритании». Поэтому первые вопросы, заданные Малашенко, касались того, почему ислам так часто становится оберткой для терроризма и какой процент занимают воинствующие радикалы среди тех, кого принято относить к исламистам.

«Я вообще против термина „исламский радикализм“, — признался Малашенко. — А что плохого в радикализме? Радикал — это тот, кто пытается осуществить решительные перемены. Радикалы могут быть и в науке, и в музыке, и в политике. Эйнштейн был радикалом, Ленин — тоже. А кем был пророк Мухаммед? Он также был радикалом. Но когда мы добавляем прилагательное „исламский“, получается заведомый негатив».

По мнению ученого, следует говорить не об исламских радикалах, а об исламистах. «Этих людей называют и фундаменталистами, и салафитами, — напомнил расхожие клише Малашенко. — Чего хотят эти люди? Они хотят обустроить мир в соответствии с исламскими принципами, как они их понимают. И в православии есть точно такие же гаврики, которые хотели бы перестроить мир на православной основе. Если не весь мир, то хотя бы Россию».

Новое «исламское возрождение» возникло не на пустом месте. Прежде было перепробовано множество путей развития — и западный, и коммунистический. Как отмечает востоковед, чего только не было: египетский социализм, баасистский социализм, ливийский джамахиризм. Но «они все провалились с полным треском, и так называемая „арабская весна“ и есть результат этого провала». «Так почему же люди из мусульманских регионов не имеют права обратиться к исламу и искать в исламе подходящую модель развития? — задается риторическим вопросом Малашенко. — Это исламское государство (в широком смысле слова, без привязки к террористической группировке, взявшей себе это наименование), это исламская экономика, это шариат. Сторонники такого разворота к своей религии и есть исламисты. Это не означает, что они все готовы схватиться за автомат. Нет, какую-то часть этих людей даже можно отнести к исламским реформаторам».

Градация исламистов достаточно сложная, подчеркивает ученый. Есть те, кого принято относить к умеренным, они говорят, что для реформ потребуется время: может, 50, может, 100, а может, и 200 лет. Сегодня умеренные заседают почти во всех парламентах мусульманских стран. Другая группа — это те, кто готов выйти за рамки существующих общественных институций, но не слишком далеко. Сегодня этих вторых представляет арабская улица, а также пакистанская и индонезийская. Да, они готовы громить магазины, устраивать демонстрации, переворачивать и жечь автомобили, но не более. «И только на самом последнем, третьем уровне появляются исламисты, которые выбрасывают лозунг: „Исламское государство и исламские ценности — немедленно и любой ценой!“ — говорит Малашенко. — А от них уже отпочковываются те, кого мы называем террористами. В целом же исламизм — это мировой феномен, политический, религиозный и культурный».

Террористический анклав среди исламистов, несмотря на всю свою грозную силу, все-таки не так огромен, как кажется. «Когда мне говорят «Давайте бороться с исламистами», я обычно уточняю — с кем именно, — формулирует свою позицию сотрудник института „Диалог цивилизаций“. — Ну хорошо, давайте бороться с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, который умеренный исламист, а по своей роли в истории — настоящий исламский Ататюрк. На самом деле бороться нужно только против конкретных экстремистских проявлений».

Малашенко констатирует, что идея исламского государства будет существовать всегда. «Однако я считаю исламское государство утопией, — говорит он. — Построить его невозможно никогда и нигде. Но люди-то в это верят, и мы обязаны их уважать. Точно так же как мы когда-то верили в коммунизм».

Конкретные экстремистские проявления были и в Поволжье. Схроны с оружием находили в Нурлатском и Высокогорском районах РТ, в том же ряду убийство в 2012 году заместителя муфтия РТ Валиуллы Якупова
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАТАРЫ — ВЕЛИКИЙ МАЛЫЙ НАРОД, СОХРАНИВШИЙ СВОЮ КУЛЬТУРУ И ВЕРУ В ЖЕСТКОМ ХРИСТИАНСКОМ ОКРУЖЕНИИ»

Конкретные экстремистские проявления были и в Поволжье, Алексей Малашенко. В свое время схроны с оружием находили в Нурлатском и Высокогорском районах Татарстана, а заметный теракт на магистральном газопроводе был зафиксирован в 2004 году в соседней Кировской области. В том же ряду убийство в 2012 году заместителя муфтия РТ Валиуллы Якупова. «То, что салафиты в Поволжье есть, — это однозначно», — делает вывод московский исламовед.

При этом относить всех нетрадиционалистов к радикалам и террористам Малашенко отказывается. «В том виде, в котором существует традиционный ислам в Татарстане да и вообще в России, он себя в каком-то плане исчерпал, — считает эксперт. — Потому что молодежи нужны ответы на современные вопросы. Можно ли для этого использовать ханафизм? Наверное, можно, но очень трудно. А вот салафизм, исламизм повернут к острым проблемам».

Да, принято считать, что из четырех суннитских мазхабов (маликиты, шафииты, ханбалиты) ханафиты самые умеренные, напоминает ученый. «Но мне неоднократно мои коллеги из Татарстана рассказывали, что, когда они выступают перед молодежью, им обыкновенно отвечают: „Ну если вы опять начнете говорить про ваш ханафитский мазхаб, то это неинтересно“, — делится наблюдениями Малашенко. — Поэтому думать, что это панацея от радикализма, наверное, неправильно. Тем более что, если почитать самого Абу-Ханифу, там многое можно найти».

При этом Татарстан довольно часто выступает первооткрывателем тем, которые спустя десятилетия звучат на всю Россию. К примеру, еще в начале нулевых, задолго до скандала в мордовском селе Белозерье, десять женщин-мусульманок из Нижнекамска настояли на том, чтобы им разрешили фотографироваться на паспорт в хиджабах. Верховный суд РФ удовлетворил жалобу женщин, а следом сдался и тогдашний глава МВД Борис Грызлов. Последний подписал приказ, разрешающий российским гражданам фотографироваться на общегражданские паспорта в головных уборах «по религиозным убеждениям».

«Хиджаб — это подчеркивание религиозной идентичности, — считает Малашенко. — Это как крестик для православных. Кто-то тоже может начать возмущаться по поводу „куска железа на шее“. Между прочим, согласно социологическим исследованиям, ношение хиджаба больше раздражает женщин-немусульманок, чем мужчин. Не знаю, может, завидуют?»

Что касается модели межконфессионального согласия, принятой в Татарстане, то республика гордится ею по праву, убежден востоковед. «Проблемы есть, но где их нет? — продолжает он. — Я всегда считал, что татары — это великий малый народ. Велик он в том числе тем, что выжил и сохранил свою культуру и веру в жестком христианском окружении. Сколько было попыток христианизации, мы уже забыли. Между прочим, коммунисты гоняли татарских мусульман точно так же, как и православных. В Центральной Азии гонять побаивались. На Северном Кавказе тоже. Так что диалог конфессий в РТ состоялся. А то, что иногда цапаются, — это нормально».

Болгарская исламская академия, строительству которой придают такое огромное значение на федеральном уровне, будет эффективна лишь в том случае, если удастся создать нормальную систему исламского образования. «Вопрос: кого мы будем готовить? Имамов? Богословов? — размышляет Малашенко. — Я знаю, что очень многие ребята, получившие религиозное образование, сейчас сидят без работы. Есть мечети, на которые, кроме основного имама, претендует его конкурент. Между тем нужны не просто богословы, но и ораторы. Богословие — это вещь в себе, для подавляющей части общества оно неинтересно. Нужен богослов, священнослужитель и оратор в одном лице. Чтобы воспитать таких людей, потребуется очень много времени».

. Малашенко считает, что строить мечети в Москве необходимо, тем более что жизнь верующей общины таким образом легализуется
Фото: «БИЗНЕС Online»

«БОРЬБА МЕЖДУ ЦДУМ, СМР И ДУМ РФ ВЕЛАСЬ ЗА ТО, КТО ИЗ НИХ БЛИЖЕ К ВЛАСТИ»

Исламофобия в России не считается массово распространенным явлением, но и редкой ее не назовешь, свидетельствует Малашенко. «Если верить результатам российских социологических опросов, то в нашей стране все неплохо, — подчеркивает он. — Негативно относятся к исламу от 18 до 25 процентов опрошенных. Но честно ли говорят эти люди? В целом отношение к исламу в России настороженное. Как рассуждает простой неполиткорректный человек: «Что-то в этом во всем не то, террористы, война на Ближнем Востоке. И вообще, их муэдзин так громко кричит, что мешает мне спать».

К примеру, строительство в Москве новых мечетей неизменно наталкивается на сопротивление москвичей. При этом точного числа мусульман, проживающих в столице нашей родины, до сих пор не знает никто. «Называют разные цифры: от 200 тысяч до 2 миллионов, — констатирует Малашенко. — Про 2 миллиона говорили и Равиль Гайнутдин, глава совета муфтиев России, и бывший мэр столицы Юрий Лужков. Предположим, они преувеличили. Но за 1 - 1,5 миллиона я ручаюсь. А сколько для этих людей в Москве построено мечетей? Не то 5, не то 6».

Здесь, как говорит ученый, мы сталкиваемся не просто с исламофобией, а с мечетефобией. «Там, где в Москве живет мой сын, тоже хотели построить мечеть, — рассказывает эксперт. — Но нашлись противники, которые всего за несколько дней собрали под письмом протеста около 2 тысяч подписей. Для сравнения: до этого в том же районе пытались провести коммунистическую демонстрацию. На эту цель коммунисты работали целый месяц, а на мероприятие пришли всего 200 человек».

Сам Малашенко считает, что строить мечети в Москве необходимо, тем более что жизнь верующей общины таким образом легализуется. «Быть может, это цинично прозвучит, но так легче наблюдать, кто ходит туда, о чем там говорят. А о чем говорят в московских мусульманских домах, которых в столице полно, не знает никто», — признается ученый.

Отношение президента РФ Владимира Путина к мусульманской умме РФ Малашенко считает грамотным и позитивным хотя бы потому, что глава государства не проводит черту между мусульманами и немусульманами страны. К тому же, говоря о 20 млн. российских мусульман, президент включает в это число и мигрантов, которые приехали сюда работать и жить.

«Постепенно отошли от взгляда, что должна существовать единая мусульманская „церковь“ и исламский патриарх, который будет ее контролировать, — рассказывает Малашенко. — Установить в российском исламе единоначалие думали еще до Путина. Но я бы в это вообще не лез. Пусть мусульмане сами занимаются своими институциями. Но вообще борьба между ЦДУМ, СМР и ДУМ РФ велась скорее за то, кто из них ближе к власти. Как-то в Москве проходил очередной конгресс, посвященный борьбе за мир. По правую руку от Владимира Путина сел патриарх, а по левую нужно было посадить главного мусульманина. И возник вопрос: кого? И тогда посадили Аллахшукюра Пашазаде из Азербайджана, чтобы никому не было обидно».

На счет того, кто же победил в этой внутриисламской конкуренции, есть разные мнения. По словам эксперта, и Равиль Гайнутдин, и Талгат Таджуддин поддерживаются разными светскими группами, имеющими отношение к власти. «Одно время фаворитом считался Таджуддин, но при этом у Гайнутдина были очень сильные позиции в Москве, — говорит Малашенко. — Если исходить из количества общин, которые входят в ЦДУМ или СМР (а сейчас существует еще и ДУМ РФ), то вроде бы преобладает центральное духовное управление. Но когда начинаешь все это пересчитывать, то можно голову сломать. У нас есть регионы, где сосуществуют сразу четыре-пять духовных управлений. Кроме того, я знаю некоторых деятелей (не хочу называть их имен), которые брали деньги и с СМР, и с ЦДУМ». Так что в мусульманском мире России продолжает господствовать принцип «цветущей сложности».

Полную стенограмму разговора с Малашенко читайте на сайте «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.

Алексей Малашенко родился 2 февраля 1951 года в Москве. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ по специальности «история» (1974). Кандидат исторических наук (1978), доктор исторических наук (1995), профессор политологии (2004).

1972 — языковая практика в Египте и Туркмении.

1974 - 1976 — служба в ВС СССР на территории Алжира.

1976 - 1982 — научный сотрудник Института востоковедения РАН, 1979 - 1980 — советник экспедиции АН в Ливии.

1982 - 1986 — редактор-консультант журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага).

С 1986 года — заведующий сектором религии (исламоведения), 1999 - 2001 — ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН.

1990 — приглашенный профессор Колгейтского университета (США).

2000 - 2006 — профессор Московского государственного института международных отношений МИД РФ (МГИМО).

2007 - 2016 — профессор Высшей школы экономики, сопредседатель программы «Межнациональные отношения в России и СНГ», член научного совета Московского центра Карнеги.

С октября 2016 года — руководитель исследований института «Диалог цивилизаций».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (99) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.03.2017 11:58

Есть российские татары (с оговоркой: татары не хотят себя так называть). Русских татар нет.

  • Анонимно
    27.03.2017 08:31

    Смр и дум рф одна и таже структура и возглавляет их р.гайнутдин. Новая организация - духовное собрание мусульман рф (дсм рф).

  • Перед богом уж нет разницы шиит ты или сунит, православный или буддист. Перед богом дела твои важны и поступки. Какова бы ни была история разделения людей через религию последующего стравливания будущее за единством в многообразии. А если кто своих целей убийством хочет достигнуть, то какая разница какой веры он. В будущем мир будет многообразен в религиозном, национальном и других аспектах, но един!
    Вот такой исторический факт:

    Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, известного на тот момент русофоба иностранца:

    —Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?

    —Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
    —Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный —татарин, вот финн, а там крещёный еврей.

    —Тогда где же русские? — спросил Кюстин.

    —А вот все вместе они и есть русские

    • Анонимно
      27.03.2017 09:42

      Русские это русские, а татары это татары. Нечего навязывать это всем.

      • Анонимно
        27.03.2017 11:27

        Заграницей мы все русские, как и для нас приезжий из Америки американец

        • Анонимно
          27.03.2017 14:32

          За границей я татарин из Российской Федерации. За меня не нужно думать и додумывать.

          • Анонимно
            27.03.2017 15:52

            Для себя - вы будет "татарин из РФ," а для всех иностранных таможенников и всех прочих, кто будет знать, что вы приехали из РФ - вы будете "русским".

            • Анонимно
              27.03.2017 16:30

              Чушь не пишите. Зарубежом никто не называет татар русскими. Татары известны в Европе с древнейших времен

            • Анонимно
              27.03.2017 16:34

              Вы будете "Russian", т.е. гражданином страны Russia (Россия).
              Есть понятие nationality (гражданство) и ethnicity (национальность). "Russian" - это именно гражданство. Если захотят подчеркнуть что человек именно русский по национальности, то скажут "ethnic Russian".
              Также к примеру за границей любой голландец - Dutch, а по национальности он может быть ethnic Flamand или ethnic Vallon.

            • Анонимно
              27.03.2017 16:37

              Этнос определяет не таможня. Это у них жаргон такой: называть всех по названию страны, не более того.

            • Анонимно
              27.03.2017 16:37

              Не обижайтесь на таможенников.

        • Анонимно
          27.03.2017 20:28

          Спросите ваших детей - студентов Ижевска. Там они все "татары". В советское время в армии все из Татарстана были "татарами".

          • Анонимно
            28.03.2017 10:39

            Да, иногда в разговоре слово "татары" используется вместо слова "татарстанцы".
            Мы же сейчас не о разговорном языке ведём речь, а о литературном, юридический правильном.

            • Анонимно
              28.03.2017 14:03

              Получается вот что: Тукай писал стихи на литературном языке. А значит - юридически правильном языке! А поскольку язык Тукая юридически правильный, написанное им имеет юридическую силу. Получается, мы нашли национальную идею, объединяющую татар и русских, поскольку юридическую силу имеют следующие строки, написанные Тукаем:

              «Триста лет Романовых держава
              Осеняла земли и моря.
              И сегодня вновь венчает слава
              Род и имя белого царя.

              Молока белее слава эта,
              Ярче снега, чище белизны.
              И летит как знаменье рассвета
              Весть о ней во все концы страны.

              Словно крылья птицы белоснежной
              Манифест раскрыл нам белый царь.
              И под сенью крыльев и надежды
              Собрались народы, как и встарь».

              • Анонимно
                28.03.2017 15:22

                Это похоже стихи от эмоционального подъёма после манифеста царского правительства в октябре 1905 года. Надежды на светлое будущее, конечно, окрыляют. НО ... на время. А время дальше показало, что надежд нет.

              • Анонимно
                3.04.2017 13:24

                перевод с татарского неправильный! наврали там с 3 коробки

    • Анонимно
      27.03.2017 09:44

      Как хорошо сказано! Надо это изречение прямо в школах преподавать, что бы потом не было безумных националистов.

    • Istorik
      27.03.2017 10:42

      Не все так просто и однозачно в этой истории с Николаем.
      Во-первых, в середине 19 века под понятием "народ", "нация" подразумевались несколько иные явления.
      Во вторых, русские как нация - может подразумевать под собой 2 измерения: 1) чисто этническое, и тогда к ним нельзя относить ни грузин, ни евреев, ни украинцев. 2) имперское (или гражданско-государственное) - в этом случае в понятие "русская нация" могут рекрутироваться представители элит других этносов .

      • Анонимно
        27.03.2017 16:47

        В мире нация - это гражданственность, а в России нация - это национальность, этнос. В татарском языке, вообще, нация и национальность означаются одним словом "милләт".
        Поэтому говоря о российской идентичности надо говорить о российской гражданственности, а не о российской нации.

      • Анонимно
        27.03.2017 16:49

        Правильно, поэтому и проект ФЗ о российской нации отклонен. Гильмутдинов хорошо поработал!

      • Анонимно
        27.03.2017 16:49

        Должен быть ФЗ о российской гражданственности.

    • Анонимно
      27.03.2017 11:27

      На самом деле история заканчивалась так:
      "— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
      — У них сейчас сенокос, - ответил император"

    • Анонимно
      27.03.2017 14:29

      Николай ответил: — У русских сейчас сенокос)

  • Анонимно
    27.03.2017 09:56

    Литовские, финские, китайские татары есть. И есть русские(российские) татары...

    • Анонимно
      27.03.2017 09:58

      Есть просто татары и точка.

    • Анонимно
      27.03.2017 10:11

      американские, французские русские есть. И есть русские русские)))

      • Анонимно
        27.03.2017 11:02

        Совершенно верно! При чем Российские русские деградируют со страшной тенденцией, изучите жизнь исконно русский областей...

      • Анонимно
        27.03.2017 17:00

        Нет таких, это просто лексическая ошибка.

      • Анонимно
        27.03.2017 20:31

        Потомки Пушкина-кто? Где-то прочитал, что они представители 37 национальностей. Они -русские?

      • Анонимно
        28.03.2017 01:44

        Есть татарские Русские , есть чувашские Русские . Башкирские, казахские русские .... Не счесть!

    • Анонимно
      27.03.2017 11:58

      Есть российские татары (с оговоркой: татары не хотят себя так называть). Русских татар нет.

    • Анонимно
      27.03.2017 16:59

      Поправляю: татары Литвы, татары Финляндии, татары Китая.
      А "татары России", тем более "русские татары" не говорят, потому что татары - коренной , государствообразующий народ Российской ФЕДЕРАЦИИ.

      Русских 25 млн в странах СНГ. Будем говорить казахские русские, таджикские русские, азербайджанские русские..., что ли? Попробуйте, может быть второе слово выпадет и будете для таможенников просто казахами, таджиками...

      Никогда не надо думать за других, на себе аукнется.

  • Анонимно
    27.03.2017 10:57

    Интересные суждение профессионального исламоведа.

    • Анонимно
      27.03.2017 16:46

      Не ему, говорить и судить об Исламе.Он не Муслим а всего лишь востоковед ,как Сатановский.

      • Анонимно
        27.03.2017 18:41

        К татарскому языку вариант Мусульманин более адаптирован. А слово "Муслим" на русском языке вообще-то стыдно писать с гордостью, этому неологизму не больше двадцати лет.

  • Анонимно
    27.03.2017 12:08

    Приехали: "татары малый народ"! Ладно хоть добавил - великий... Так то если разобраться то чисто русской нации не существует. Все либо потомки тюрков, либо финно-угорцев.

    • Анонимно
      27.03.2017 14:05

      Русская Нация на 60-80% состоит из славян и остальное еще много много национальностей.

      • Анонимно
        27.03.2017 14:27

        Русские есть, татары есть, турки есть, славяне есть, а тюрков - не существует. Это языковая общность, а не этническая и не генетическая.

        • Анонимно
          27.03.2017 17:10

          Славяне тоже языковая общность. Вообще, в этнологии народы мира разделены по языковому признаку. Язык - основной идентификатор этноса.
          Искать генетическое, кровное родство в этносах, особенно, в империяобразующих суперэтносах как татары, русские... - это глупость.

          • Анонимно
            27.03.2017 18:32

            Если согласиться, что все народы мира разделены по языковому признаку, то тогда придётся татар отнести к славянам.

            • Анонимно
              28.03.2017 10:46

              Дело идёт к тому. Сначала происходит языковая ассимиляция, а потом идентификационная.

              Поэтому и остро ставится вопрос сохранения татарского языка.

              Нет языка - нет народа.

        • Анонимно
          27.03.2017 17:14

          Даже в семье нет генетического родства, хотя все носят одну фамилию (прообраз этнонима). Муж, жена, невесты, зятья будут иметь разную генетику.

      • Анонимно
        27.03.2017 14:33

        На 60-80% состоит из финно-угров.

      • Анонимно
        27.03.2017 17:06

        Не много, основные: славяне, тюрки, финны, угры. Остальных не более 10%.

  • Анонимно
    27.03.2017 13:02

    Русские татары уже есть.Через пару поколений они будут русскими.Пока их выдает внешность и фамилия.Но это все поддается изменению вполне естественным образом.

    • Анонимно
      27.03.2017 13:13

      На стамбульских улицах, допустим, татарин будет выделяться - это понятно, не требует дополнительных разъяснений. Но объясните, пожалуйста, каким образом татарина среди русских может выдавать внешность?

      • Анонимно
        27.03.2017 17:17

        А русские внешне чем отличаются от немцев, мордвы...?

      • Анонимно
        27.03.2017 17:18

        Я татарин, но в Турции турки не раз принимали меня поначалу за своего. Татары внешне бывают разные.

        • Анонимно
          27.03.2017 17:57

          Просто Вы туркоподобный татарин. А вот татары-мишары в большинстве русоволосые и светлоглазые (поездите по Чистопольскому, Алькеевскому и Спаскому районам).

          • Анонимно
            27.03.2017 20:15

            Мне не нужно туда ездить, я как раз мишар из этих мест. Там все разные: и черные, и монголоиды, и такие светлые, о которых Вы пишете.

            • Анонимно
              27.03.2017 21:18

              Но Вас то ведь в Турцию тянет, а нам и здесь в Татарстане вольготно! Мы здесь только на самих себя похожи и нас, хоть и за границей никто за жителей тех мест не принимает. Да мы и не прикидываемся.

              • Анонимно
                28.03.2017 11:02

                Турки тоже разные, поэтому они татар принимают за своих.

            • Анонимно
              28.03.2017 11:02

              Согласен, среди западных татар-мишар есть и южноевропейский и восточный типы внешности.

              Западные татары соседствовали с Крымским ханством, тесно общались и принимали на своих территориях астраханских, ногайских татар.

              А западное Касимовское ханство вообще было местом сбора и заселения татар со всех татарских государств.

          • Анонимно
            28.03.2017 10:55

            Мишары, в основном, имеют восточноевропейскую внешность.

            Потому что, мишары - это западные татары, которые сильно смешались с финнами, славянами.

            • Анонимно
              28.03.2017 13:19

              Не потому, что смешались с финнами, славянами, а потому что имеют титульную для татарина внешность.

          • Анонимно
            28.03.2017 16:06

            17:57 "А вот татары-мишары в большинстве русоволосые и светлоглазые (поездите по истопольскому ..."
            Вы постоянно воспроизводите эту глупую мысль.
            У меня все кровные родственники в трех поколениях не мишары . И, скажу вам, среди них есть пшенично светловолосый братишка двухметрового роста с светлоголубыми глазами, настоящий "ариец". И отец у него почти такой же. Есть братья рыжеволосые с густыми жесткими кудрявыми завитками цвета хны. Есть каштановолосые сестры и тетки-шатенки. При этом почти все белолицые румяные зимой и слегка загорелые летом. Есть и черноволосые как персы дядья с миндалевидными глазами. Всякие есть. И без всякого мишарства.

        • Анонимно
          28.03.2017 10:51

          Татары, как и все тюрки имеют три основных типа антропологии (внешности): восточноевропейская, восточная, южноевропейская.

          Восточноевропейский тип татар внешне не отличаются от русских.

          • Анонимно
            28.03.2017 13:40

            Татары, как индо-иранский народ, имеют три типа внешности: преобладающий лесостепной, степной и формирующийся лесоозёрный.

            Татары каждого из трёх типов внешне не отличаются от русских соответствующего типа.

        • Анонимно
          28.03.2017 10:52

          Это обычное явление среди соседних народов.

      • Анонимно
        27.03.2017 17:21

        Стран -200, народов - 3000, а рас (внешности) только 3 (европеоид, монголоид, негроид). Так, что национальностей, похожих внешне друг на друга будет много.

        • Анонимно
          28.03.2017 16:09

          Устарело уже. Белая, желтая, черная. Есть промежуточные типы.
          Ну, ладно. И так сойдёт.

    • Анонимно
      27.03.2017 14:38

      Да. Это происходит много столетий, но татары все равно остаются татарами.

    • Анонимно
      27.03.2017 17:15

      По перспективе этноса нельзя делать прямые интерполяции.

      • Анонимно
        27.03.2017 19:22

        Ой, а я не знал! А кусочно-линейные интерполяции и полиномиальные интерполяции рациональными сплайнами по перспективе этноса можно делать? Нельзя? А без Сколковода ишлибез!

        • Анонимно
          28.03.2017 11:04

          Юмор не понятен, перемудрили.

          • Анонимно
            28.03.2017 13:12

            Что означает "По перспективе этноса нельзя делать прямые интерполяции"
            ещё более не понятно.

            • Анонимно
              29.03.2017 13:33

              Нельзя по сегодняшним тенденциям определять будущее этноса.

    • Анонимно
      28.03.2017 10:48

      Не русские татары, а русскоязычные. Пока они ещё называют себя татарами.

  • Анонимно
    27.03.2017 17:23

    Есть много русских внешне похожих на тюрко-татар.

    • Анонимно
      27.03.2017 18:37

      Кто такие "тюрко-татары"? Какое отношение они имеют к татарам?

      • Анонимно
        28.03.2017 11:11

        Тюрко-татары - татары Золотой Орды, к ним относились современные казахи, часть узбеков, башкиры, тюркские народы Сибири (хакасы, алтайцы, табалары, тофалары...) и др.).

        В течении более 450лет (в России) шло и продолжается раздробление татарского суперэтноса, теперь уже современного татарского народа.

        • Анонимно
          28.03.2017 12:35

          Вы сами своими комментариями дробите татарский народ. Никто и никогда не считал узбеков, алтайцев или даже казахов единым с татарами народом. Давайте, вообще, тогда всех запишем в татары. Украинцев, вепсов, якутов, латышей...

          • Анонимно
            28.03.2017 13:06

            А кем, какими силами продолжается раздробление татарского суперэтноса? Он что, сам собой дробится?

          • Анонимно
            28.03.2017 13:29

            ////Вы сами своими комментариями дробите татарский народ. Никто и никогда не считал узбеков, алтайцев или даже казахов единым с татарами народом. Давайте, вообще, тогда всех запишем в татары. Украинцев, вепсов, якутов, латышей...//\\\\\ Да , это у них надо спросить .Считают ли они себя татарами и хотят ли быть татарином. И живя в Татарстане не надо за них ответ держать.Как то ,сказали знакомому Мишарину ,какая разница , вы все ровно Татары.Он гордо сказал :Я Мишарин .Мои предки жили здесь ,когда ваши предки пасли лошадей у Чингиз Хана.

          • Анонимно
            29.03.2017 13:38

            Внешним миром всё тюркское население Золотой Орды считались татарами. А сами народы Золотой Орды называли себя по названиям родов и племён.

          • Анонимно
            29.03.2017 13:46

            Даже в молодой Российской империи все тюркские народы назывались татарами: азербайджанцы, алтайцы (алтайские татары), хакасы (минусинские татары), чулымцы (чулымские татары) и т.д.

            А узбеки и казахи из-под этнонима тюрко-татары ушли ещё в ранней стадии распада Золотой Орды, т.е до российского периода.

    • Анонимно
      29.03.2017 13:34

      Русских с тюркской внешносью около 40%.

  • Анонимно
    27.03.2017 17:26

    Малашенко говорил об Исламе, комментарии ушли в национальность. Вечная проблема: путаем мягкое с белым.

    • Анонимно
      27.03.2017 18:04

      А вот так, дай только повод и сразу "я татарин и всем татарам татарин". Ну кто же против. Считаете себя представителем той или иной нации, да Ваше право! Статья то об исламе (это религия такая, родилась 1.5 тысячелетия назад. Усвоили? Ну хорошо.

    • Анонимно
      27.03.2017 18:23

      Наверное те темы, которые затронул автор, не очень интересны читателям? Кому какое дело до исламского государства где-то там? Кому интересны салафиты? Кому интересен "исламский патриарх" (абсурдное понятие, на самом деле)? Человек поговорил о чем-то своем..

      • Анонимно
        27.03.2017 18:46

        "Исламский патриарх" и исламское духовенство де-факто существуют и будут существовать. Муслимам, может быть, это не нравится, а Мусульмане столетиями так живут.

        • Анонимно
          28.03.2017 16:30

          18;46 Исламского патриарха не может быть по определению, как и исламской церкви. Большинство религиоведов признают, что ислам наиболее "социалистическая" религия, не признающая толковников- вероучителей как святых. Пророку при этом уважение как возвестившему боговдохновенную книгу. "Свобода, равенство, братство" - это скорее про ислам, про его духовный стержень для человека, про доступ каждого истинно верующего к сокровенному без посредников, но с помощью размышлений и практик.

  • Анонимно
    27.03.2017 17:29

    Не все ли равно. Какой ты нации? Главное , чтобы ты уважал людей и был человечным с большой буквы!

  • Анонимно
    27.03.2017 18:34

    И я тоже за всё хорошее против всего плохого!

  • Анонимно
    27.03.2017 20:39

    Мир спасет единая религия-глобализм. И нет там места богу. Только наука, этика, гуманизм, уголовное право. Не муллы и попы, а ученые, инженера, представители искусства, судьи.

    • Анонимно
      28.03.2017 13:09

      А почему только уголовное признаётся в Вашем светлом будущем? Гражданское право попадёт на свалку истории?

  • Анонимно
    27.03.2017 23:04

    Я благодарен АЛЛАга что позволено родиться татарином,АЛЛАга шэкер,воспитанник татарском. духе,со стихами Тукая песнями Сара апы Садыковой,каждый раз когда посещают татарские концерты и спектакли возникает трепет и волнение,горжусь что мой народ имеет богатую культуру ,я думаю наш народ переживёт тяжелые времена русификации в виде глобализации,не то пережили,а это как нибудь,и дай АЛЛА чтобы у нас были мудрые руковолители

  • Анонимно
    28.03.2017 09:43

    самая главная задача, которая стоит сегодня перед религией - это как можно более быстрое и безболезненное исчезновение...

  • Анонимно
    28.03.2017 11:26

    Молитвы на чужом языке читают только рабы. Чей язык, того и власть.

    • Анонимно
      28.03.2017 16:40

      11:26 Вы не очень-то доверяйте догматам о происхождении аврамических религий. Есть кое-какие предпосылки в науке об их происхождении, обещающие внести коренные изменения в представления о происхождении трех религий. А может быть еще и буддизма, индуизма, зороастризма.

  • Анонимно
    28.03.2017 13:03

    Откуда вообще родилось дикое словосочетание "читать молитвы"? Рабы молитвы читают, а свободные люди - совершают.

    • Анонимно
      29.03.2017 13:57

      Когда не понимаешь смысла молитвы - читаешь, на родном татарском языке - совершаешь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль