Политика 
3.04.2017

«Список кандидатов может быть не на одну страницу»: кто заменит Ильдара Халикова?

Эксперты «БИЗНЕС Online» о причинах ухода главы правительства и скамейке запасных Рустама Минниханова

Ожидаемо-неожиданной назвали отставку премьер-министра РТ Ильдара Халикова эксперты. «Лидеры протеста» ТФБ раскололись: то ли радоваться, то ли отчаянно кричать, что их бросили, политологи считают это неизбежной жертвой. А люди, знакомые с устройством татарстанской власти, намекают на невесомость премьерских полномочий в РТ на фоне мощной фигуры президента республики: в глазах Москвы если Чечня — это Кадыров, то Татарстан — это Минниханов и Шаймиев.

Сегодня президент РТ подписал указ об освобождении с поста премьера Ильдара ХаликоваФото: архив «БИЗНЕС Online»

«ВОЗЬМИ АСГАТА САФАРОВА ИЛИ ПРЕКРАСНОГО МИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МАРАТА АХМЕТОВА. МОЖНО ЛЮБОГО СТАВИТЬ!»

Сегодня Рустам Минниханов подписал указ об освобождении с поста премьера Ильдара Халикова. «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, насколько ожидаемым было это событие, каких кандидатов можно предложить президенту на эту должность и какова роль главы правительства в структуре исполнительной власти в РТ.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— Отставка неожиданная. Конечно, на эту тему ходило много разных разговоров и в медийной среде. Но мы с Ильдаром Шафкатовичем договаривались встретиться и обсудить некоторые вопросы. Поэтому если отставка и была прогнозирована Ильдаром Шафкатовичем, то он очень тщательно это скрывал. Представляется, что во многом решение такое продиктовано Татфондбанком, где он был председателем совета директоров, это был некий триггер. Но я не думаю, что можно было это прогнозировать.

Что касается слухов — конечно, на эту тему были спекуляции. Но я все-таки привык оперировать делами реальными. Я считаю, что Ильдар Шафкатович справлялся, и рост экономики у нас второй год подряд в республике — яркое тому подтверждение, тогда как вся остальная Россия падала. Если брать KPI-показатели, то, конечно, по ним вопросов не было.

Я думаю, что такой человек будет востребован везде, он прошел разные этапы управления, соответственно, очень хорошо знает республику, поэтому будет востребован в любом секторе, в любой крупной компании. Это готовый кадровый резерв и для федерального уровня.

Что касается возможных преемников, я предпочел бы не рассуждать на эту тему, поскольку это прерогатива президента Рустама Нургалиевича Минниханова. Как он решит, так и будет. Здесь даже не спорим и вопросов к любому назначению не имеем. Я в кадровой политике президента не сомневаюсь. Я уверен, что человек будет разбирающимся в разных тонкостях. Я слышал разные фамилии, но я не буду комментировать. А Ильдар Шафкатович — большой молодец.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы:

— Ильдар Халиков оправдал наши надежды. А то, что случилось с банками... Я читал, что и ЦБ спасти ТФБ мог бы, но они не хотят, чтобы региональные были сильными, не были самостоятельными. Я не финансист и тем более не банкир, но он не должен был уйти из-за этого. Каким-то образом надо было удовлетворить тех, у кого деньги погорели, хотя бы до 10 миллионов рублей. Тем, у кого небольшие суммы, надо было каким-то образом компенсировать. Я думаю, что уход Ильдара Шафкатовича, пусть даже добровольный, уже ничего не компенсирует людям. Люди честно копили, может, даже всю жизнь, или бизнес открыли, тут счета у них были, а ведь бизнесу ни копейки не дается.

Ильдар Шафкатович нигде не пропадет. Он даже в самые сложные годы КАМАЗа работал заместителем по экономике, финансам, мэром Набережных Челнов. Обидно, конечно, молодой, растущий и такой опытный уже и как человек приятный, теплый, не отталкивающий, а притягивающий. Так что это трагедия наша, беда народная.

У нас много достойных. Но Москва не считается с кадрами из Татарстана, особенно татарской национальности. Вот Никифорова же взяли — совсем молодой, до 30 лет министром стал. Никифоров блестяще справляется в Москве! Но у нас много таких претендентов — возьми любого. 6 - 7 человек сразу можно назвать. Возьми Ильсура Метшина. Чем он плох? Или Песошин — прекрасный кандидат. Если надо русского человека — пожалуйста. Я его отца хорошо знаю — великий академик, ученый, а сам Песошин — очень скромный человек. Он не шумел и не кичился, но хорошо руководил Советским районом. Да много таких! Возьми Асгата Сафарова или прекрасного министра сельского хозяйства Марата Ахметова. Можно любого ставить. А то, что так случилось, это ни Ильдару Халикову не на пользу, ни «погорельцам» банка. Вот мое мнение.

НЕИЗБЕЖНАЯ ЖЕРТВА: «КТО-ТО ДОЛЖЕН БЫЛ ОТВЕТИТЬ...»

Евгений Минченко — политтехнолог:

— Я думаю, что история ожидаема. Кто-то же должен был ответить за те просчеты, которые были допущены. Ситуация, когда Минниханов говорит, что у нас не было достаточной информации относительно реальной ситуации с Татфондбанком, возникает вопрос: а кто тогда эту ситуацию до президента не доводил, особенно учитывая тот факт, что Халиков вошел в управляющие органы Татфондбанка? Поэтому, я думаю, это неизбежная жертва. А что касается перспектив Халикова, то мне сложно говорить. Я не знаю, насколько значима позиция премьер-министра. Мне кажется, от нее можно было бы отказаться, тем более Минниханов регулярно делает акцент на том, что все равно за все отвечает он. Так что не обязательно за эту должность держаться.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Что касается конкретного кадрового решения, то, честно говоря, гадать на кофейной гуще не хотелось бы. Но ясно, что тут ситуация вокруг отзыва лицензии у татарстанских банков. На некоторые из этих банков серьезно были завязаны местные элиты. Поэтому ясно было, что какое-то перераспределение сфер влияния в регионе произойдет. Выльется ли это в отставку премьер-министра или нет, прогнозировать было сложно. Но раз это случилось, значит, случилось.

Я, честно говоря, в версию о том, что все было решено за несколько месяцев назад и только как раз ситуация вокруг банка только пролонгировала нахождение на посту, не очень верю. Скорее наоборот — эта ситуация предопределила отставку. Нужно еще смотреть, как понесшие убытки в результате отзыва лицензий элитные группы будут выходить из этой ситуации. Сдается, что решение об отзыве лицензии было обусловлено в том числе той политикой, которую проводит Центробанк, но во многом оно явилось асимметричным ответом федерального центра на критику его региональной политики в конце прошлого года. Федеральный центр как раз демонстрирует, что он имеет рычаги воздействия даже на те регионы, чьи элиты чувствуют себя достаточно самостоятельно и с точки зрения экономической, поскольку это регион-донор, и с точки зрения политической, поскольку единственный регион, у которого по-прежнему есть договор с федеральным центром. Что касается отставки премьера — ясно, что это последствия удара федерального центра. А что касается должности, которую Халиков может занять, все будет зависеть от того, как будут решать конфликт вокруг потери местными элитами серьезных денег после отзыва лицензий.

Республика находится в жесткой вертикали власти. Когда смотрят на них со стороны, это касается не только национальных республик, но когда, допустим, смотрят на какие-то страны с жесткой вертикалью власти в Центральной Азии, принято всю страну или республику персонифицировать с первым лицом. Условно говоря, Чечня — это Кадыров, Татарстан — это Минниханов и Шаймиев. Но на самом деле вся эта мощная система власти держится на некотором балансе кланов. Должность премьер-министра в этом балансе кланов является одной из ключевых, то есть это не техническая фигура, это фигура, которая является фигурой внутри элитного консенсуса. Поэтому, конечно, чисто гипотетически должность премьер-министра можно упразднить, но тогда надо будет вводить должность вице-президента, заместителя или первого заместителя, на которую назначать столь же весомую фигуру. Формально должность можно упразднить, но необходимость в еще одном балансире интересов, помимо самого главы республики, объективно будет существовать. Поскольку структура власти жесткая, но не ярко выраженная персоналистская. Поэтому я не уверен, что эта должность техническая, как и в любой республике с жесткой вертикалью власти.

«ПОЛУЧАЕТСЯ, МЫ ОСТАЕМСЯ ОДИН НА ОДИН С ЦБ — ХАЛИКОВ НАС БРОСИЛ, ШАГИАХМЕТОВ УБЕЖАЛ...»

Александра Юманова — представитель инициативной группы пострадавших клиентов Татфондбанка:

— Думаю, что единственная причина его отставки — ситуация с Татфондбанком, это однозначно. Какие эмоции я испытываю сейчас — не знаю, не поняла еще. Но большинство людей из группы пострадавших клиентов ТФБ испытывает удовлетворение. Уход с должности премьер-министра само по себе однозначно нерядовое событие. И неважно, написал ли он заявление по собственному желанию или не по собственному желанию. С таких должностей просто так не уходят...

Халиков ушел, но проблемы вкладчиков, к сожалению, остались. Но это придает больше уверенности тем, кто продолжает бороться. Нам ничто не мешает продолжать нашу работу дальше. В нашу последнюю встречу с Халиковым никаких намеков от него не было [по поводу готовящегося ухода], никто не догадывался, хотя слухи ходили. Кстати, в нашей группе в Тelegram новость об уходе Халикова уже была в 8 утра.

Что касается моей кандидатуры [на пост премьера] — пока мне таких предложений не поступало (смеется). В кресле премьера я бы хотела видеть такого человека, который будет добросовестно исполнять свои обязанности, потому что не место красит человека, а человек место. Неважно, кто это будет по фамилии, имени и отчеству, национальности или клановому признаку, главное, чтоб это был порядочный и достойный человек.

Дмитрий Бердников — представитель координационного совета пострадавших вкладчиков Татфондбанка и ИнтехБанка:

— Разговор об отставке был. Когда об этом говорили, то поднимался и вопрос уже о преемнике. Но я считаю, что Халиков поступил неправильно. Когда ставился вопрос об отставке, то он изъявил желание работать. Были созданы рабочие комиссии, и мы начали раскручивать ситуацию вокруг Татфондбанка, высказываясь против правительства. А он пришел и сказал: «Я не брошу банк, я готов работать». Халиков показывал, что готов работать. Вы знаете, что мы обратились в Госдуму с просьбой провести парламентское расследование, мы обращались в правительство с просьбой обжаловать решение об отзыве лицензий. Мы надеялись, что будем совместными усилиям обжаловать. Но Халиков мне заявил на последней встрече, что он считает нецелесообразным обжаловать. И мы решили сами бороться. Мы 1 апреля подали жалобы в Верховный суд России на действия ЦБ. Последние события — Шагиахметов бросил всех и убежал. Но сейчас самое неприятное то, что, когда мы начали бороться за банки, думали, что будет какая-то помощь, а он ушел. Получается, что правительство нам не хочет помогать. Вот сейчас придет другой премьер и будет говорить: «Ребят, а мы не в курсе, что там произошло». Это неправильно! Это — бросили республику, бросили нас! Это еще раз показывает бездействие властей! Понимаете, это ситуация, когда началась борьба за республику, человек просто взял и ушел.

Мы считаем, что он должен был работать. Мы сейчас собираемся вернуть лицензии банкам. Думали, что премьер-министр станет гарантией. Сейчас получается, что мы один на один остаемся с ЦБ, с этой огромной машиной. Ему надо было сказать, что он будет вместе с нами бороться, даже уйдя с поста. Вместо этого он сейчас уходит на должность руководителя «Татэнерго».

Говоря о кандидатах, хочу вам сказать. Мы будем сейчас предлагать кандидата со стороны населения, общественности. Последние события показали, что правительство находится в глубоком кризисе. Мы сейчас начинаем вести переговоры со всеми общественниками, политическими и экономическими силами республики, чтобы выбрать своего премьера. Поддержим того премьера, который поможет нам вернуть в банк не только деньги. У нас кризис не только в банковской сфере, но и во власти же. Эта ситуация с банками все показала, что правительство не готово. Один президент за все отдувается. Мы сейчас вместе с президентом должны выйти из кризиса. Будем искать сейчас премьера, который поможет нам.

«У НАС ЕСТЬ ПРЕЗИДЕНТ — ЭТО ОН ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ПРАВУЮ РУКУ»

Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:

— Ильдар Халиков — очень способный человек, я с ним познакомился, когда он работал на КАМАЗе замом по экономике и ряд вопросов сложных решал, грамотный и эрудированный руководитель. Он держал требовательно-суровую хорошую планку. Имеет широкий кругозор. Думаю, что он не пропадет.

Считаю, что в той системе вертикали [власти], которая выстроена, ему, очевидно, не хватало полномочий для решения вопросов. Расшифровывать я не буду — кто знает, тот поймет. Так же, как и Медведеву не хватает полномочий... Когда все это началась с Татфондбанком... видно, тут стечение обстоятельств. А потом, ему уже давно пророчили [уход].

С некоторым сожалением [узнал эту новость]. Что касается возможного перехода в управляющую компанию «Татэнерго» — он не энергетик, а в первую очередь сильный экономист и управленец. Но, думаю, он сможет работать везде. Где-то и в Москве может быть востребован. У него везде получится.

Думаю, что депутатам Госсовета виднее [кто будет новым премьером], широкая скамейка [запасных] есть у нас в республике. Это может быть Ильсур Метшин из Казани или Наиль Магдеев из Челнов. Это может быть, допустим, директор моторостроительного завода [Каримуллин Дамир] или Виктор Дьячков из ICL-КПО ВС. Может быть и министр сельского хозяйства Марат Ахметов, потому что знает управление сельским хозяйством и перерабатывающую промышленность. Скамейка запасных есть в республике, и она большая.

Рафил Нагуманов — заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Госсовета Республики Татарстан:

— Я от вас это сейчас только узнал, и для меня это неожиданная новость. Халиков — парень грамотный, хорошо знает экономику Я думаю, это неплохо будет у него получаться и в «Татэнерго». По уровню своей подготовленности он может быть и губернатором, и министром, этот человек прошел КАМАЗ в разных должностях, закалка у него хорошая. А то, что случилось с Татфондбанком, — любой может попасть в такую ситуацию. Никто же не думал, что финансовое учреждение лопнет. Все надеялись на то, что банк останется на плаву. Я удачи Халикову желаю, ничего другого сказать не могу.

Во многих странах в мире после каких-то непредсказуемых ситуаций и министры, и премьеры уходят в отставку, если есть хоть тень сомнения, что чиновник может быть причастен к сложившейся негативной ситуации. Я думаю, что и у нас примерно так получилось. По поводу нового кандидата в премьеры — это не моя стезя. У нас есть президент, и это он выбирает себе правую руку, с кем ему надо будет работать. Ну а Госсовет в любом случае президента своего поддержит.

«СИТУАЦИЯ С ТФБ ЛЕГЛА БРЕМЕНЕМ НА ВСЮ РЕСПУБЛИКУ... ИЛЬДАР ХАЛИКОВ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД»

Равиль Хуснулин депутат Госдумы РФ от Татарстана:

— То, что отставка ожидаемая, я об этом думал и не только я. Мы с вами прекрасно понимаем, что как председатель совета директоров Татфондбанка он в глазах многих нес ответственность за ту ситуацию, которая сложилась в регионе и с банком, и с вкладчиками. Поэтому тот минимум, который мог быть по решению кадрового вопроса, — это отставка председателя совета директоров и премьер-министра республики. Это вполне ожидаемо, мы об этом говорили.

А что касается его дальнейшей судьбы — посмотрим. Относительно того, какой пост может занять... я не кадровик, не знаю. Все-таки это профессиональный человек, который долго руководил кабинетом министров, знающий проблемы региона, хозяйство, экономику. Я думаю, что он не останется невостребованным. Другое дело — какое это будет место, будет ли оно иметь отношение к финансам или это будет некая другая структура, я пока не знаю, потому что не интересовался, а назначение зависит от очень большого количества факторов и от персональных решений, в том числе руководства страны.

Теперь о том, кто придет на смену. Неблагодарное занятие называть кандидатов. В советское время кадровая политика решалась просто: если первый человек представлял титульную нацию, то второй — другую. Теперь это вряд ли соблюдается. Поэтому я думаю, что на сегодняшний день для Татарстана, с одной стороны, для региона с ведущими позициями, а с другой — в связи с этой неприятной ситуацией, должно быть выверенное кадровое решение. Здесь можно разных персонажей называть, я не хочу называть фамилии, потому что по-настоящему достойных людей, с одной стороны, много, а с другой — проблема кадровой политики общая для страны, мы понимаем, что у руководства региона и страны скамейка запасных достаточно короткая. Поэтому для Рустама Нургалиевича это будет большая проблема — кого выбирать, кого предлагать.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ, член КПРФ:

— Я бы не сказал, что уход Халикова произошел неожиданно. Мы знаем, что с момента отзыва лицензии у Татфондбанка слухи такие циркулировали. Хотя я был в числе тех трех депутатов, которые не поддержали кандидатуру Халикова при его назначении на должность премьера в 2015 году,но могу сказать, что как к специалисту и управленцу я всегда относился к нему хорошо и высоко оценивал. И, думаю, что эта оценка не только в республике, но и в целом в России достаточно высокая.

В то же время мы понимаем, что ситуация с Татфондбанком легла бременем ответственности на всю республику. И Ильдар Шафкатович как человек, который возглавлял совет директоров, тоже несет ответственность за ситуацию. Ясно, что роль Ильдара Халикова не была определяющей [в деле ТФБ] с точки зрения принятия решений, но политическую ответственность он несет, несмотря на то, что в крахе ТФБ виноват и Центральный банк, и в первую очередь правление банка. Претензии есть ко всем ветвям власти, и к депутатскому корпусу, и не просто потому, что Роберт Мусин был депутатом. Почему банк с такой долей государственного участия — а на момент краха доля республиканского бюджета была близка к 50 процентам — допустил такое? Но в любом случае Ильдар Халиков продемонстрировал такой европейский подход, это вызывает уважение, в отличие от многих деятелей в нашей стране, которые любят отклоняться от ответственности.

Не стал бы гадать, где смог бы найти себе применение Халиков. Думаю, что много где. Не сомневаюсь, что и сейчас уже есть предложения, посмотрим.

По поводу утверждения кандидатуры нового премьера — пока депутатов Госсовета РТ об этом не информировали (согласно ст. 75 Конституции РТ, Государственный Совет РТ должен утвердить представленную президентом республики кандидатуру премьер-министра, а также его заместителей прим. ред.). У нас много талантливых людей в республике, так что список кандидатов может быть даже не на одну страницу.

Рушания Бильгильдеева — председатель татарстанского отделения партии «Справедливая Россия»:

— Для меня это не стало неожиданностью. Я анализировала и думала, что наверняка кто-то будет отправлен в отставку. Прежде всего это должно было быть связано с ситуацией вокруг Татфондбанка. Вообще, необходимо делать какую-то ротацию постоянную. Не должна быть исполнительная власть долго в одних и тех же руках. Должны приходить новые люди, с новым форматом мышления. То, что Халиков сам подал в отставку, — это я приветствую, что он сам решился уйти. Перейдет на другую работу теперь. Это нормальный и хороший процесс, я так думаю. Это обновление власти.

Какое бы место он сейчас мог занять? В исполнительной власти у него был самый высокий пост, выше уже некуда. Видимо, хочет попробовать себя в другой отрасли. Сейчас станет гендиректором УК «Татэнерго». Думаю, что у него получится очень хорошо, потому что он хороший менеджер, с отличными организаторскими способностями, очень приятный человек. Могу пожелать только ему успехов.

На его месте вижу сейчас Песошина прежде всего. А может быть, и Здунов. Думаю, у них получится. У Песошина есть огромный опыт в качестве заместителя премьер-министра РТ. Он многого добился в этой жизни благодаря своим личным способностям. Я наблюдаю за ним и очень рада, что руководство республики постоянно замечает его труд, вклад в развитие республики. Мне импонирует и наш министр экономики наш. Очень хотела бы, чтобы ему дали попробовать. Молодой, харизматичный, умный, талантливый. Очень много делает сегодня для развития малого и среднего бизнеса. Мне хотелось бы, что если не Песошин, то именно такой бы человек стал премьер-министром. Малый бизнес требует большой государственной поддержки. Ведь премьер — это сегодня тот человек, который является главным ответственным лицом, исполнителем всех, ведет все развитие республики. На сегодняшний день наш президент республики — это тот человек, который определяет стратегию развития региона, а премьер — человек, который все это исполняет. Это огромная работа, требующая огромных усилий от человека. Он должен координировать всю работу всех министерств и ведомств республики.

Альфред Валиев — представитель татарстанского отделения партии «Коммунисты России»:

— Неожиданное решение, конечно. Раз и отправил так? Он же представлял руководство Татфондбанка, точнее одним из учредителей. Кризис, который сейчас происходит, породил множество недовольных, которые попали под действие либеральной оппозиции — вот это сейчас плохо. Я считаю, что действия Минниханова в этом вопросе сейчас правильны. Халикова надо было уже давно отправить в отставку. Думаю, что у него хорошо сейчас получится бизнесом каким-то заняться. Кто на его место был бы лучшим кандидатом? Этого не скажу. Потом еще мои слова используют против меня же. Поэтому каких-то предположений не буду высказывать.

«ХАЛИКОВ МОЖЕТ ПОТЯНУТЬ ЛЮБОЙ РЕГИОН — НА УРОВНЕ ГУБЕРНАТОРА, ПРЕМЬЕРА»

Андрей Большаков — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой конфликтологии КФУ:

— Эта отставка долго вынашивалась. Есть момент, связанный с тем, что наметилась определенная ротация. Я так понимаю, что Халиков должен был уйти еще до Нового года, но не дали те события, которые были связаны с кризисом банковской системы и всем происходящим вокруг этого. Теперь, когда мы уже прожили месяц после отзыва лицензии, отставки стали, собственно, неминуемыми. Поэтому убрали вот руководителя Нацбанка РТ, потом уже, соответственно, последовала отставка премьер-министра республики.

Ситуация сложная. Думаю, что власти обстановку все-таки контролируют. Видите? Отставки идут одна за другой с определенной периодичностью. Это говорит о том, что власть пытается поддерживать стабильность и контролировать этот процесс. Нужно помнить, что части людей компенсации все-таки были выданы. Но большая часть людей осталась в тяжелом положении. Смогут ли им помочь отставки и аресты ряда фигур? С точки зрения моральной — да, а вот с точки зрения возвращения денег — сложно об этом говорить. Сейчас у Татарстана тот период, когда не хватает ресурсов, чтобы заливать какие-то социально-экономические проблемы деньгами, как это было раньше. Мне кажется, что тут дело такими частичными рокировками и ограничится.

Трудно говорить, куда пойдет теперь уже экс-премьер. Наверно, у него надо спрашивать. Думаю, что через время, когда положение будет более стабильным, он займет пост с каким-то экономическим руководством. Может, будет рассматривать вариант с тем, чтобы уехать за пределы республики. Но тут его надо спрашивать. На его место есть несколько человек, которые у нас являются хорошими специалистами в сфере экономики. Представляется мне, что министр экономики Татарстана Здунов был бы хорошей кандидатурой. Слышал, что в качестве такой же фигуры называли господина Миннахметова. Наверно, между этими фигурами и будут делать выбор

Андрей Фомичев — гендиректор ЗАО «НП НЧ КБК им. Титова»:

— Ничего подобного я не ожидал. На каком посту мы увидим Ильдара Шафкатовича впредь, сложно предугадать, но не будем забывать, что он руководил Набережными Челнами, у него большой опыт административной работы. Возможно, этот опыт и будет использован. Кандидатур на его место даже не представляю. Думаю, премьер должен быть сильным. При всей активности президента какие-то вещи все равно надо делегировать и премьеру, и министрам. Тем более что Рустам Нургалиевич сильно занят внешними отношениями, зарубежными связями.

Ильдус Исламов — гендиректор НПО «Татэлектромаш»:

— Я расстроен этим решением, не ожидал такого, потому что Ильдар Шафкатович, на мой взгляд, человек незаменимый. Он трудяга, я работал с ним и хорошо его знаю. Никогда не оставляет дела на завтра. Если отставка связана с Татфондбанком, то я считаю, что это не его вина, все было разграблено до него.

Не могу даже предположить, кто мог бы занять его пост — в голову не приходят люди такого масштаба. Сам Халиков, я думаю, может потянуть любой регион и на губернаторском, и на премьерском уровне. Он человек подготовленный, и ему, мне кажется, это больше подходит, чем бизнес. Он государственник и оплот цивилизации.

Роль премьер-министра в Татарстане остается значимой. Президент в основном занят поездками, и Халиков как хозяйственник был на своем месте. Можно хотя бы вспомнить, как он разгребал проблемы на «Казань Арене». В последние месяцы строительства он сидел там безвылазно, после того как предыдущие строители завалили работу. У меня нет полной информации, но, насколько я знаю, дело обстояло так. И Иннополис тоже он строил. Словом, работы у Халикова было много, и всегда, когда к нему люди обращались, он решал вопросы моментально.

Игорь Горячев гендиректор ООО «Бизнес-Центр «2.18»:

— Это ожидаемо неожиданная отставка. Солидарен с премьером в том, что каждые 5 - 7 лет нужно менять вид деятельности, сферу деятельности и так далее. 7 лет — это действительно серьезный срок. За 7 лет Ильдар Шафкатович добился хороших результатов работы в правительстве, выстроил систему. Но, видимо, время берет свое. Ильдар Шафкатович — очень талантливый человек — бизнесмен, предприниматель, чиновник. Я думаю, что, безусловно, он найдет себя в любой отрасли, в какой захочет. А уж какая это будет отрасль, это лучше у него спросить.

Правительство республики, я думаю, по-прежнему нуждается в премьере-технократе. Рустам Нургалиевич своей фигурой полностью закрывает это поле деятельности. По моему мнению, Песошин Алексей Валерьевич, который назначен исполняющим обязанности, вполне мог бы стать одной из подходящих кандидатур. Если его утвердят, конечно, это был бы достойный выбор.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (145) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.04.2017 17:54

А зачем нужен премьер , если всем заведует президент?

  • Анонимно
    3.04.2017 17:54

    А зачем нужен премьер , если всем заведует президент?

    • Анонимно
      3.04.2017 19:38

      вот именно зачем .

      • Анонимно
        3.04.2017 21:17

        Очень жаль что он уходит. Настоящий был мужик.

      • Анонимно
        3.04.2017 21:22

        Как это ЗАЧЕМ? А вдруг прокол на самом высоком уровне и кто ответит? Громоотвод нужен всегда! Кто следующий? А.Сафаров вряд ли согласится. Он слишком умный. Упразднить должность премьера? Это вряд- ли. Поживём, увидим. Ах, если бы от перестановки чиновников в РТ они стали работать лучше и честнее! Похоже что уже даже плохо видящие замечают, что республика начинает сдавать. Времена умного политика-тяжеловеса М.Шаймиева ушли и может даже безвозвратно. (Камский)

    • Анонимно
      3.04.2017 19:41

      Упразднить должность, разогнать кабмин и его аппарат - толку все равно никакого нет - и голову ломать не надо кого назначать.

    • Анонимно
      3.04.2017 19:41

      Как раз до пенсии досидеть дадут в Татэнерго.

    • Анонимно
      3.04.2017 22:45

      В большинстве регионов России - губернатор региона является главой региона и главой правительства региона. Госаппарат не раздут, чиновников надо в разы меньше, которых надо кормить народу. Не на кого "стрелки" перекинуть.

    • Анонимно
      4.04.2017 07:33

      Первый зам

    • Анонимно
      4.04.2017 08:39

      осталось с советских времен. изучите историю. вот почему весь его кабинет вместе с ним не ушел - не понимаю

  • Анонимно
    3.04.2017 17:55

    Ильсур Раисович Метшин был бы на мой взгляд очень неплох на этой должности.Но зная психологию "аульной аристократии" образно говоря будет скорее фсего кто то "невзрачный и неклановый".

  • Анонимно
    3.04.2017 18:15

    Увы, будет другой, не из указанных выше.

  • Анонимно
    3.04.2017 18:20

    Самый подготовленный кандидат - вице-премьер, министр сельского хозяйства Ахметов М. Г. Идеальный вариант!

    • Анонимно
      3.04.2017 21:42

      Он молится, некогда пока ему.... А вот Тот, Кому он молится тоже, похоже некогда. Он все три Знака Республике дал-на земле, на воде и в воздухе...

  • Анонимно
    3.04.2017 18:23

    Файзуллина И.Э.!!!!!!!!!!!!!
    Это лучший вариант, а то заберут в Москву!!!!

    • Анонимно
      3.04.2017 19:13

      Пусть забирают в след за Хуснуллиным, не жалко.

    • Анонимно
      3.04.2017 19:51

      Конечно! Москвичи спят и видят как бы им .... какого-то файзуллина заполучить!

  • Анонимно
    3.04.2017 18:24

    Смешно!"Икспирты" говорят о неожиданности,поднимите комментарии-версии сентября 2016,повторенные в начале декабря!Было предсказано и февраль-мартовские аресты,и отставки самых-самых...
    опять Версия!!!
    Не будет никакого Премьера!Все идет к тому,что будет Глава Республики.
    Аресты по ТФБ продолжатся.Где то в мае думаю следователи "укажут" некоторые адреса где ОСЕЛИ деньги.Некоторые адреса денег будут шокирующими.знакум

  • Анонимно
    3.04.2017 18:26

    Мой кандидат - Грасия. Молодой, перспективный, с европейским менталитетом.

  • Анонимно
    3.04.2017 18:27

    Кандидатуры:
    1. Магдеев.
    2. Шайхразиев.
    3. Фардиев.

    • Анонимно
      3.04.2017 18:34

      Точно Шайхразиев..

    • Анонимно
      3.04.2017 18:34

      Билялетдинова поставьте....

      • Анонимно
        3.04.2017 21:26

        Нет, лучше уж Даниса Зарипова. А что, широко известен и даже любим татарстанцами. И приятно будет представлять: 2-х кратный чемпион мира, 4-х кратный чемпион кубка и т.д.

    • Анонимно
      4.04.2017 09:45

      4. Я- самый подходящий кандидат!

  • Анонимно
    3.04.2017 18:29

    Фардиева вместо Халикова!!

  • Анонимно
    3.04.2017 18:35

    что то юманова слишком возомнила о себе

  • Анонимно
    3.04.2017 18:45

    Я совсем не умею в политику, но заметил что в последнее время пиарили Миннахметова.

  • Анонимно
    3.04.2017 18:53

    Самая подходящая кандидатура - Фаттахов Энгель Навапович! Прекрасный хозственник, грамотный руководитель. 14 лет был главой района.

  • Анонимно
    3.04.2017 18:55

    Обычно есть такая традиция: кого ставят ИО, тот и наследует кресло?!

  • Анонимно
    3.04.2017 18:57

    Подождите. Будет совершенно невероятный ход!

  • Анонимно
    3.04.2017 18:57

    Здунов? Вы что серьёзно?

    • Анонимно
      3.04.2017 19:16

      Вы не забывайте, что Здунов выходец из УФСБ по РТ и в определенный момент все решения будет принимать в пользу федерального центра.

      • Анонимно
        3.04.2017 20:09

        А нам и не нужны войны с центром. Как раз и нужен человек не из клана, имеющий ответственность, а не как обычно поющий какие мы тут хорошие, а они там плохие.

  • Анонимно
    3.04.2017 18:58

    Ахметову давно на пенсию пора!

  • Анонимно
    3.04.2017 19:10

    Единственно честный человек оказался. Поступил по совести.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:10

    С таких должностей просто так,по собств. желанию не уходят...Юмаева права, а назначить честного из народа-согласен с Бердниковым. Хватит уже птенцов пристраивать.

    • Анонимно
      3.04.2017 19:23

      Честного из народа? ? Назначь того же бердникова через лет 5 сядет за взятку. Никто не смо

    • Анонимно
      3.04.2017 19:51

      очень смешно про честный народ

      • Анонимно
        3.04.2017 20:08

        хотите пример честного чиновника, который пошел против системы, но его теперь уважает народ-судья Дмитрий Новиков

    • Анонимно
      4.04.2017 00:20

      Юманову имели в виду.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:23

    В бы Муллина Рамиля Хамзовича поставил. Он любому фору даст

  • Анонимно
    3.04.2017 19:27

    Сейчас самое время оптимизировать структуру власти. Президент, пару вице-президентов и министры - этого вполне достаточно, чтобы управлять бюджетом региона и олицетворять малую родину всех татар. А большее от них не требуется. Нечего чиновникам присутствовать в советах директоров различных предприятий - пример Халикова показал, какие последствия это влечет. Пусть занимаются социально-экономическими задачами и не лезут в сферу бизнеса. Тогда и малым аппаратом власти можно будет обойтись. А уж какая обуза с бюджета при этом спадет!

    • Анонимно
      3.04.2017 19:53

      что значит малую, она для меня единственная

    • Анонимно
      3.04.2017 20:32

      Точно. Бизнес - отдельно, министерские кресла - отдельно. И прошу не перепутать!))

  • Анонимно
    3.04.2017 19:31

    Не нужно выбирать себе руку. Это уже дал ВСЕВЫШНИЙ.
    Нужно выбрать самого опытного и порядочного хозяйственника на должность ПРЕМЬЕРА.
    ХОЗЯИНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:34

    Родственник будет к гадалке не ходи.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:37

    Кузюрова главу Нурлата надо поставить.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:38

    И. Минахметов или М.Бариев. Эти точно не подводили и не подведут.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:39

    Васил Каюмов - идеальный вариант, жёсткий руководитель, твёрдый хозяйственник, порядочный человек с безупречной репутацией. Несмотря на возраст, полон энергии

    • Анонимно
      3.04.2017 20:01

      Это который станки с 22го завода день и ночь вывозил на чермет, а потом, наконец, ушел под прессом москвичей?

  • Анонимно
    3.04.2017 19:41

    Я считаю самое время привести все в соответствие с Конституцией РФ. Тем более что договор о разграничении полномочий не будет подписан никогда.
    Должность премьера упразднить, руководить республикой должен глава. Дублирующие друг друга комитеты, министерства, аппараты, агентства и прочее сократить за ненадобностью. Потому как все они показали свою профнепригодность, кризис банковской сферы, уровень з/п отличается от официальной статистики, медицина и образование с каждым годом ухудшаются, платежи за садики самые высокие и т.п.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:42

    Должность премьера не нужна. Но назначат, скорее всего, Миннахметова из Спиртпрома. Парень созрел.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:46

    Так долго тасовали фигуры. Халиков - два раза в последние моменты был в Челнах - Здунов - был Челнах - Магдеев - в Казани - Когогин - в Москве.

  • В республике повторяюсь всем не до жира и поэтому аппарат президента и кабмин можно безболезненно объединить сократив там Жоров(жен ответственных работников,Лоров( любовниц ответственных работников и доров( друзей ответственных работни ков ) как говорилось еще в далекие коммунистические времена! Президенту Минниханову нужен хороший,умный технарь и завхоз,желательно русский и без медийной харизмы и то что это Песошин даже моей главной козе понятно ,а как его назвать визирь или премьер сытые депутаты наверно придумают!А первый зам должен быть один и это тире министр сельского хозяйства,чтобы не ходить и не клянчить по министерствам деньги на гибнущее село и чтобы сами чиновники приносили ему в кабинет платежки какие он прикажет и при этом искренне улыбались бы! Понятно что не банков столько не нужно республике,не министерств и тем более столько чиновников мешающихся под ногами президента когда он приезжает из командировок,а они шастают с надутыми щеками по коридорам для пущей важности! Деньги делить хватит и трех человек и их все равно нет все разворовали удащливые! Татарстан долженкак всегда показать пример всей России как надо экономить деньги на праздно работающих чиновниках!

    • Анонимно
      3.04.2017 20:26

      Если надо умного, опытного и честного, то это Песошин. Если нужно другого, то будет другой.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:56

    Лишь бы назначены не были друзьями или кумов ями . Давно пора назначать на все должности не друзей , а грамотных специалистов

  • Анонимно
    3.04.2017 19:57

    Песошин самая хорошая кандидатура.

  • Анонимно
    3.04.2017 19:58

    Для 99,999% населения какая будет фамилия все равно.для улучшения жизни народа они ничего не делают,только карманы набивают и опа,готов идти в бизнес...

  • Анонимно
    3.04.2017 20:03

    Готовят Шагиахметова или останется Песошин. А вообще один руководитель, три министра 50 депутатов, экономия на несколько миллиардов. Всю родственно-клановую команду на вольные хлеба. Республика встанет на ноги.

  • Анонимно
    3.04.2017 20:07

    Назиров А.А. будет.

  • el optimista
    3.04.2017 20:08

    Хуснуллин будет премьером. А затем и возможно президентом

  • el optimista
    3.04.2017 20:08

    Халиков предоставит отчет о проделанной работе на посту премьера?

  • Анонимно
    3.04.2017 20:09

    Маганов Н.У. .Хайруллин А.Р. Альметьевских ставьте.

  • Анонимно
    3.04.2017 20:13

    Магдеева навряд ли сейчас с Челнов заберут,мало еще он там поработал.А вот Шайхразиева я бы вообще никак не хотел бы видеть премьером,это я Вам как человек родом из Челнов говорю.Если его поставят ничего существенно не изменится...Что Халиков был,что Шайхразиев.

  • Анонимно
    3.04.2017 20:25

    Раз уж заговорили о перестановках, не обойдите и НК - смена власти кординальная

  • Анонимно
    3.04.2017 20:27

    Как же вы забыли про Талию? Как она говорит: я жена Татарстана

  • Анонимно
    3.04.2017 20:29

    А нужен ли премьер-министр в Татарстане? Не нужны также и большинство министров!

  • Анонимно
    3.04.2017 20:31

    В прошлом году здесь гадали-обсуждали-утверждали-назначали-снимали министра сельского хозяйства. Оправдалось 0 прогнозов. Так что это просто болталка. Только если видеть информацию между строк.

  • Анонимно
    3.04.2017 20:34

    Может ПанАлекс станет премьером, недавно и статейка с ним выходила, вроде грамотный...

  • Анонимно
    3.04.2017 20:34

    Ни Президент,ни кабмин не нужна.Нужна Глава Татарстана и все.

  • Анонимно
    3.04.2017 20:39

    Когогина назначат, хотя для него больше российский уровень подходит

    • Анонимно
      3.04.2017 21:36

      ему до пенсии ( а пенсия уже ноябре) сидеть на КАМАЗе.

    • Анонимно
      3.04.2017 22:07

      Когогин намного выше уровнем. Больше даже на федеральном. Местный для него мелко.

  • Анонимно
    3.04.2017 20:46

    Хазиев из Татэнерго . Раз уж Халиков там.

    • Анонимно
      4.04.2017 09:57

      АО"Татэнерго" и УК АО "Татэнерго" - это две разные организации. В УК нет никакой производственной деятельности. Деятельность только на бумаге.

  • Анонимно
    3.04.2017 20:54

    Как Фаттахов смотрится на этой должности?

  • Анонимно
    3.04.2017 21:12

    Фаррахов А.З. достойный кандидат!

  • Анонимно
    3.04.2017 21:22

    Лучше брать не "постаревшую элиту", типа Ахметова или "не просто так снятого" Свфарова (это элита которая 20 лет сидит у власти, в тех или иных должностях, а жить все хуже простым людям ) , это должен быть молодой, ну как метшин человек. Извините, но страшно сказать, возможно русский. А то кажется, что их то и нет в РТ.

  • Анонимно
    3.04.2017 21:24

    Премьером будет Муратов (просто молоко).

  • Анонимно
    3.04.2017 21:59

    Короче говоря - премьером будет один из УдаЩливых! Чего гадать то.

  • Анонимно
    3.04.2017 22:10

    Песошин - достойная кандидатура, не из аульных и не из тяжеловесов, к-ые растащили республику. Кто-то же должен помогать президенту тащить этот возище!

  • Анонимно
    3.04.2017 22:17

    Фардиев И.Ш.

  • Анонимно
    3.04.2017 22:19

    Газинура Абдуловича поставьте !

  • Анонимно
    3.04.2017 22:26

    Каримов

  • Анонимно
    3.04.2017 22:32

    А кто в премьеры крайний? Никого!? Тогда я первым буду.

  • Анонимно
    3.04.2017 22:38

    Раз пошла перестройка, необходимо пригласить руководителя региона с тремя заместителями на определенный срок (3-4года), производство, социалка, сельское хозяйство. Всю нефтянку и химические предприятия отдать им в оперативное управление, прибыль направить на восстановление экономики Республики, всех чиновников и депутатов всех уровней отправить на отдых.Все правоохранительные и судебные органы взаимодействуют с руководителем

  • Анонимно
    3.04.2017 22:46

    Операция "приемник" началась!

  • Анонимно
    3.04.2017 23:32

    Премьер должен быть двуязычным. Должен свободно говорить и на татарском, и на русском.

  • Анонимно
    3.04.2017 23:42

    Грасия - вот лучший премьер. Прогремим на весь мир. Скажут: открытый и толератный Татарстан. Предложат вступить в Евросоюз.

  • Анонимно
    3.04.2017 23:55

    Идеальный кандидат Исхаков!
    Каждую пятницу можно его увидеть в мечете, намаз читает!
    Очень добрый, без понтов!

  • Анонимно
    4.04.2017 00:32

    Судьба не раз сводила с Халиковым и когда спасали отправив за границу лечиться и по проблемам КамАЗа и в Првительстве Республики к сожалению сложилось впечатление , что человек очень самолюбивый , высокомерный , амбициозный и с каким то стеклянным безучастным взглядом без присущей татарам доброжелательной улыбки и благодушия , Метшин от него далеко не ушёл такой же . Может я ошибаюсь но время покажет . Премьер должен быть уважаемый населениям имеющим заслуги и авторитет хозяйственник , пока Президент решает вопросы в Москве и за границей он должен вести всю работу внутри Татарстана и с регионами Рассии.

  • Анонимно
    4.04.2017 05:04

    Ильдар Халикова выбрали козлом отпущения! Миллиардами ТФБ он не заведовал. Пусть он немного отдохнет. Специалисты такого уровня востребованы на любом федеральном уровне. Времена бездельников кончается .Нужны будут ХАЛИКОВЫ!!!

  • Анонимно
    4.04.2017 05:55

    Бильгильдиеву или Прокофьева,чем не хорошие кандидатуры.

  • Анонимно
    4.04.2017 06:47

    Надо вернуть Марата Хуснуллина с Москвы, имеет опыт и большой авторитет, Я за

  • Анонимно
    4.04.2017 07:03

    Читал с утра комменты и улыбался. Напоминает Сечь Запорожскую. Кричат с места, кричат кандидатов... А уж решено все давно))
    Спасибо. ФХ.

    • Анонимно
      4.04.2017 07:54

      Не хотите еще улыбнуться с утра?Зачем думаете Рашида Нургалиева назначили в наблюдательный совет Академии хоккея?знакум

  • Анонимно
    4.04.2017 07:42

    Татэнерго тоже пострадает! Для этого понадобиться меньше времени, чем Республики!

  • Анонимно
    4.04.2017 09:01

    из Москвы обратно позовите Губайдуллина Л.З. (директор Мосэкострой). Достойная кандидатура, спортсмен. Экономические показатели работы ГУП Мосэкострой за последние годы отражают реальную способность данного менеджера поднять экономику республики на новый уровень.

  • Анонимно
    4.04.2017 09:28

    У Миннахметова совсем отсутствует организаторского таланта. Не знаю как он там будет работать

  • Анонимно
    4.04.2017 09:31

    Кемне куйсалар да халык очен эшлэсен, тугел только уз кесэсенэ.

  • Анонимно
    4.04.2017 09:41

    Своего из СЕМЬИ поставят, чтоб кое за кем присматривал.

  • Анонимно
    4.04.2017 10:38

    Жаль, хороший человек, грамотный управленец. А с операциями ТФБ он не был знаком

  • Анонимно
    4.04.2017 11:14

    Даешь Прокопьева или Загидуллова в Премьеры!

  • Анонимно
    4.04.2017 12:15

    Семь футов под килем, ИЛЬДАР ШАФКАТОВИЧ ! И Спасибо!

  • Анонимно
    4.04.2017 12:26

    очень рады, что его убрали. давно пора

  • Анонимно
    4.04.2017 12:33

    какой такой семьи? у нас же де..мократия

  • Анонимно
    4.04.2017 12:51

    а принципиальная разница то есть кого назначат?)))

  • Анонимно
    4.04.2017 15:39

    а проблемы клиентов ТФБ кому оставляет в такой тяжелый момент?...он же бы председателем СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ!...это бегство из тонущего корабля!

  • Анонимно
    4.04.2017 22:40

    А льготы оставили, пожизненная машина, гособеспечение и другие прелести?

  • Анонимно
    7.04.2017 23:42

    Насколько были скромнее премьеры, их назывли по русски предсовмиы, советского времени. Наверное пследним динозавром той эпохи был Гумер Усманов. Потом с 1991 г. пошли смутные времена , к тому же, пропитанны на самом верху , 2
    ,запахом алкоголя.Началась, говоря летописным языком, великая замятня. Хорошо,что у власти оказался умный человек, можно не называть его многочисленные должнсти, главное , что он носил фамилию ШАЙМЙЕВ.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль