Политика 

«Вопрос о том, нужен ли Татарстану премьер-министр, стоял еще при Минтимере Шаймиеве»

В начале этой недели стало известно, что премьер-министр Татарстана добровольно покинул свой пост. Директор Института истории им. Марджани, экс-советник первого президента Татарстана Рафаэль Хакимов специально для «БИЗНЕС Online» сравнивает всех четырех руководителей правительства в современной истории республики и отмечает, что Рустаму Минниханову рано или поздно придется выпустить из рук экономические вожжи.

«Когда Минниханов появился на политическом олимпе именно как глава правительства, в аппарате президента все сразу вздохнули с облегчением» «Когда Минниханов появился на политическом олимпе именно как глава правительства, в аппарате президента все сразу вздохнули с облегчением» Фото: prav.tatarstan.ru

«КОГДА ПРОХОДИЛО СТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ, СТАЛО ОЧЕВИДНО, ЧТО ЛУЧШЕ РАЗДЕЛИТЬ ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА»

Вопрос о том, нужен ли Татарстану премьер-министр в той системе политических и экономических координат, в которой существует республика, стоял еще и при первом президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве, потому что во многих субъектах Российской Федерации эти должности были объединены — президент одновременно был и исполнительной властью. Но аргумент в пользу должности премьер-министра состоит в том, что все же президент — это политическая фигура.

Я понимаю, что в руках нынешнего президента республики Рустама Минниханова находится основная масса экономических вопросов, но это касается крупных объектов и проектов, а не просто хозяйствования. И это очень важно, потому что президент не может быть вне политики. Хочешь не хочешь, нравится это кому-то или не нравится, но РТ — крупный регион. Во-первых, экономически. Во-вторых, значимость Татарстана обуславливается и значением его для всех татар России, которых много, поскольку татары, где бы они ни проживали, считают Республику Татарстан своей родиной. В-третьих, с точки зрения ислама. И наконец, очень большое место Татарстан занимает во внешней деятельности. Поэтому лучше было разделить эти две должности — президента и премьер-министра. И Шаймиев тогда с этими аргументами согласился. И уже после, когда проходило становление республики, стало очевидно, что лучше разделить эти две функции, разделить полномочия президента и премьера.

Когда Минниханов появился на политическом олимпе именно как глава правительства, в аппарате президента все сразу вздохнули с облегчением, поэтому схема «президент — премьер-министр» отработанная. И какой бы руководитель кабмина ни был — технический или больше хозяйственник, эти две функции лучше разделить.

И есть еще один такой момент: в политике ведь, когда принимаешь решение, иногда оно может быть не совсем правильным или может кого-то не устраивать. Бывало и такое. Тогда тяжесть неверного решения может упасть на президента, а его лучше оберегать. Я сам выполнял такую функцию при Шаймиеве, когда в отношениях с Москвой некоторые резкие вещи брал на себя, чтобы они не ударили по президенту. А потом уже он может поправить. Такая схема была необходима для стабильности, чтобы население чувствовало, что есть еще одна инстанция, которая может поправить неправильное или неудачное решение правительства. Такая мелкая хитрость.

Сильно ли изменилась роль премьер-министра по сравнению с 90-ми годами во времена становления суверенного Татарстана? Конечно, изменилась. Экономика же очень быстро развивается, причем в Татарстане чуть ли не каждый месяц открываются очень крупные заводы.

Фарид Мухаметшин (слева) и Мухаммат Сабиров Фарид Мухаметшин (слева) и Мухаммат Сабиров

«ПРИ ШАЙМИЕВЕ МИННИХАНОВ ГОВОРИЛ: «Я НЕ СТОЛЬКО ПОЛИТИК, СКОЛЬКО ХОЗЯЙСТВЕННИК И ЭКОНОМИСТ». НО ПОЛИТИКОЙ ЕМУ ЗАНЯТЬСЯ ВСЕ РАВНО ПРИШЛОСЬ»

Если вспоминать и сравнивать всех премьеров в истории Татарстана — Мухаммата Сабирова, Фарида Мухаметшина, Рустама Минниханова и Ильдара Халикова, то я бы выделил Сабирова, конечно. Он же попал в самое трудное время, когда экономика была вообще никакая, особенно в перестройку. Особенно первые годы, которые были наиболее важными для нас экономически. И он решал вопросы по приватизации, по разделению имущества между Татарстаном и федеральным центром. Все эти 13 соглашений Договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией прошли через него. Экономическая часть Договора о разграничении полномочий — это все его деятельность. И он был принципиальным в этой части.

Ну и Минниханов, естественно. Когда Рустам Нургалиевич стал премьер-министром республики, нам наступило облегчение в работе, т. к. он взял на себя все финансовые потоки, все экономические проекты. Это было совсем другое дело. При Шаймиеве Минниханов говорил: «Я не столько политик, сколько хозяйственник и экономист». Но, как бы он ни хотел, политическая функция все равно сама собой вылезает. Вот даже международная деятельность. Это же не только экономика и инвестиции, большие крупные экономические проекты без политики не бывают. И то, что Минниханов по поручению президента России Владимира Путина возглавил группу стратегического видения «Россия — исламский мир», — это же политическая функция. Т. е. политика все равно накладывает обязательства, заставляет работать его как политика. И постепенно в деятельности Минниханова эта политическая часть увеличивается.

Он, конечно, вырос как премьер и до сих пор держит экономические рычаги в своих руках. Но со временем в его руках останутся только самые крупные проекты, это неизбежно. И при Минниханове должен быть премьер-министр, который откажется от своих амбиций. Иначе и быть не может. Если премьер в команде, то свое личное он должен уже немножко придавить, а если есть какие-то политические амбиции вне команды, то он не может быть премьером. Команда — это всегда команда. Кто-то, например сторонник другой партии, может в душе считать, что он уже дорос, и выставлять свою кандидатуру на должность президента Татарстана, а премьер-министр — нет, не может, он в команде.

«Не думаю, что отставка Ильдара Халикова связана с тем, что он с чем-то не справлялся» «Не думаю, что отставка Ильдара Халикова связана с тем, что он с чем-то не справлялся» Фото: prav.tatarstan.ru

«ОТСТАВКА ХАЛИКОВА СВЯЗАНА С ЗАКРЫТИЕМ ТАТФОНДБАНКА. ОН ЖЕ БЫЛ ТАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ. ТУТ УЖ ХОЧЕШЬ НЕ ХОЧЕШЬ, НО ОН ТОЖЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ДЕЛА ТФБ»

Я не думаю, что отставка Халикова связана с тем, что он с чем-то не справлялся. Его отставка связана с закрытием Татфондбанка, он же был там председателем совета директоров. Тут уж хочешь не хочешь, но он тоже отвечает за дела ТФБ. Я понимаю, что не напрямую, но тем не менее он ставил подписи. Я сам являюсь председателем совета директоров на Казанском медико-инструментальном заводе, так вот тень от неуспехов все равно упадет на меня, потому что все протоколы подписываю я.

Кому-то может показаться, что в назначение и снятие премьер-министра республики вмешивается Москва. Нет, она в эти вопросы не вмешивается.

И при назначении нового премьер-министра республики национальный фактор, наверное, не должен играть существенной роли. Национальный фактор для нас уже перестал играть такую существенную роль. Это было ощутимо в 90-е годы, а сейчас важнее профессионализм. Хотя я считал тогда, что для спокойствия нужно было ввести должность вице-президента и ее должен был занять русский. Но время прошло, и социология показывает, что люди уже не обращают на это внимания.

Спрогнозировать, кто займет должность премьер-министра Татарстана, я не могу, поскольку со стороны говорить об этом сложно. Новый премьер должен быть из команды президента Татарстана — для того, чтобы ему не нужно было объяснять, что и как делать, а это важно. Алексей Песошин — неплохой кандидат, но последнее слово за Миннихановым, ему решать, кто придет на смену Халикову, потому что это его прямая функция.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (166) Обновить комментарииОбновить комментарии
Айда инде
8.04.2017 11:15

Не нужен. За всё отвечает один руководитель региона.

  • Айда инде
    8.04.2017 11:15

    Не нужен. За всё отвечает один руководитель региона.

    • Анонимно
      8.04.2017 15:50

      Димон не нужен? ВВП же все решает. И министры не нужны, по той причине. И Дума.

      • Буре
        8.04.2017 19:00

        Если Песошин с Фоном решит пусть будет Песошин.
        Халиков не смог. Слабоват оказался.

      • Анонимно
        8.04.2017 20:40

        Димон нужен - страна слишком большая и вопросов громадьё. А РТ - небольшая республика, которая по населению в несколько раз меньше города Москвы

    • Анонимно
      8.04.2017 15:51

      Не согласен. Функция премьера одна , а президента другая. Разделение необходимо, не может Президент Татарстана заниматься всем. Нужно делегировать часть полномочий для эффективного управления.

      • Анонимно
        10.04.2017 11:18

        Вся это туфта, игра в большую политику,а уходтиь не хочется терять скважиной

    • Оптимист
      8.04.2017 20:13

      И есть еще один такой момент: в политике ведь, когда принимаешь решение, иногда оно может быть не совсем правильным или может кого-то не устраивать. Бывало и такое. Тогда тяжесть неверного решения может упасть на президента, а его лучше оберегать. Я сам выполнял такую функцию при Шаймиеве, когда в отношениях с Москвой некоторые резкие вещи брал на себя, чтобы они не ударили по президенту. А потом уже он может поправить. Такая схема была необходима для стабильности, чтобы население чувствовало, что есть еще одна инстанция, которая может поправить неправильное или неудачное решение правительства. Такая мелкая хитрость.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/342340
      Чужие ошибки на себя брать.
      Вот для чего премьер нужен.

      • Анонимно
        8.04.2017 20:27

        по той же схеме Димон берет ошибки на себя, а чекист Навальный это все устраивает и ни слова о главном, он - чистый и идет дальше на следующий срок!

      • Анонимно
        8.04.2017 20:46

        Я прям сейчас всю суть ситуации с ТФБ поняла...спасибо! Так не премьером единым пал ТФБ....

  • Анонимно
    8.04.2017 11:26

    Достойный и порядочный руководитель.
    Все познается в сравнении.
    Подождём увидим нового, посмотрим.

  • Анонимно
    8.04.2017 11:27

    Отставка связана с тем, что рухнул ТФБ.
    Как это произошло? Очень просто. Сперва кто-то начал потихоньку выводить свои деньги (условно свои, потому что честным путем миллиарды за несколько лет не заработать). Постепенно стала образовываться «дыра». Потом кто-то запустил через смски информационный фон по населению, что из ТФБ выводятся деньги, поэтому население понеслось снимать сбережения. Два действия сделаны и понеслось. Плюс к этому быстро начали выдавать необеспеченные кредиты, прощать залоги (своим друзьям). Уже среднюю дыру начали пытаться залатать через ЦБ. Но так как поезд тронулся, его уже было не остановить.
    И вы считаете, что это не было кем-то спланировано? Особенно первые два действия.
    Это же очевидно, как 2*2.
    Значит, так надо было. Халиков очень много знает, кто этим занимался, для чего, поэтому он решил не мотать себе нервы, а просто достойно уйти.
    Вот и вся тайна добровольной отставки.

    • Анонимно
      8.04.2017 12:28

      Знали и догадывались многие , кроме Премьера

    • Анонимно
      8.04.2017 13:20

      Согласен с вами. Но за отставкой должно следовать привлечение к ответственности. Или Рафик невиновный?

    • Анонимно
      8.04.2017 13:36

      Достойно уйти? Это достойный уход?

      • Анонимно
        8.04.2017 13:44

        Достойной в том смысле, что сам написал заявление, а не уцепился в кресло зубами, обвиняя всех, кроме себя.
        Есть с чем сравнить.

  • Анонимно
    8.04.2017 11:35

    Воздержусь

  • Анонимно
    8.04.2017 11:44

    кто такой рафаэль хакимов, чтобы нам навязывать свое мнение? он официальный политолог республики? главный историк? выдающийся аналитик? кто ему дал такие полномочия? тогда с какого??!

    • Анонимно
      8.04.2017 12:13

      Ты тоже напиши статью со своим мнением, а мы почитаем. Кто может заткнуть рот Хакимову? Пусть, излагает свое мнение. Интересные люди на Руси, рассуждают в духе "В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь".

    • Анонимно
      8.04.2017 12:53

      он теперь крестный папа нации

    • Анонимно
      8.04.2017 12:57

      Да он официальный рупор кланов РТ,медийное прикрытие.

      • Анонимно
        8.04.2017 13:18

        раньше у султанов были глашатаи ..так и здесь
        когда вижу статью хакимова ..даже не читаю ..во первых -..слишком много букв .. а во-вторых - знаю кто заказал музыку ..поэтому неинтересно

    • Анонимно
      8.04.2017 15:23

      а где он вам что-то навызывает? не читайте

    • Анонимно
      8.04.2017 18:04

      Успокойтесь и читайте газету "Правда".

  • Анонимно
    8.04.2017 11:49

    Не нужен премьер однозначно.

    • Анонимно
      8.04.2017 15:24

      считаю должность премьера нужна обязательно. умное разграничение, как во многих странах

      • Анонимно
        8.04.2017 18:57

        татарстан не страна. а один из регионов РФ. не такой уж и богатый. чтобы все это содержать.

        • Анонимно
          8.04.2017 19:03

          Сейчас Вам напишут про суверенитет и что если его не продлят, то РТ станет страной в стране и всё станет офигенно!!!! Готовьтесь =)

          • Анонимно
            8.04.2017 20:09

            комментатор 19.03 знает уже что есть референдум, учитесь у него! и юридически Татарстан это страна ассоциированное с Российской Федерацией, все по международному праву.
            Просветитель

            • Анонимно
              8.04.2017 21:02

              по конституции РФ, РТ, как и другие республики, это республика (государство), субъект РФ

            • Анонимно
              9.04.2017 07:41

              Тот референдум был давно и люди сами не понимали за что голосуют. Необходим новый референдум на основе сегодняшнего дня, многие уже поняли к чему привёл тот референдум.

              • Анонимно
                10.04.2017 20:26

                Тот Референдум ни к чему не привёл. Его просто отменили.

                • Анонимно
                  11.04.2017 01:39

                  Никто его не отменял, такого официального акта не было. Поэтому можно считать, что у Татарстана отложенный суверенитет. Достаточно будет восстановить Конституцию Республики Татарстан в редакции 1992 года.

                  • Анонимно
                    12.04.2017 20:13

                    Если не нравится слово "отменили", можете сказать: не признали. А это одно и то же. Я не верю в то, что можно чего-либо добиться играми в формулировки.

  • Анонимно
    8.04.2017 11:53

    Все решает Шаймиев М.Ш и последная слова за ним.

    • Анонимно
      8.04.2017 12:11

      Он решит поставить Рината Губайдуллина при нем он был Зам .Министра финансов,Вице -Премьер Правительства -Министр экономики .В самые трудные времена для экономики Председателем Совета директоров "Татнефти"

  • Анонимно
    8.04.2017 11:58

    а кто говорит что он не справился, он отлично справился. Все бабки, где надо. И всего навсего отставка.

  • Анонимно
    8.04.2017 12:01

    Подождите ещё,Халиков это начало только.

  • Анонимно
    8.04.2017 12:04

    Ни премьер не нужен, Ни президент! Достаточно одного руководителя региона, чтобы отвечал за всё, и не переводили бы стрелки друг на друга!

    • Анонимно
      8.04.2017 14:43

      Нужен Царь единый для всех, чтобы за всё отвечал. А мы ему будем челобитные писать в случаи чего.

      • Анонимно
        8.04.2017 15:25

        это Татарстан и здесь есть должность Президент, так и будет впредь! зарубите себе это на носу

        • Анонимно
          8.04.2017 16:36

          Вроде летом договор о "самостоятельности" РТ истекает и РФ не хочет его продлевать. Или это какой-то другой договор?

          • Анонимно
            8.04.2017 16:48

            Если Москва не пролонгирует этот договор, то согласно международному праву Татария де-юре становится самостоятельным государством. Пролонгация будет, только вопрос в какой редакции.

            • Анонимно
              8.04.2017 17:32

              Как Вы это себе представляете? Мы не граничим ни с одной страной, кроме РФ. Они перекроют нам дороги и воздушное сообщение.

              • Анонимно
                8.04.2017 18:08

                17:32. Очень хорошо представляю. С Башкирией будут подписаны соглашения, будет реконструирован Аэропорт Сибай, сделают до уровня международного. Оттуда до Казахстана 20 минут полета (200 км при скорости самолета 700 км/ч). А до Китая полчаса полета.
                Эти страшилки рассказывали, когда не была развита авиация, а сейчас эти аргументы просто смешны. Лучше подготовьтесь к нормальной пролонгации, нежели чем татарам сказки рассказывать.)

                • Анонимно
                  8.04.2017 18:50

                  А Башкирия давно от РФ отсоединилась? А то это отдельное государство может, а мы не в курсе

                • Анонимно
                  8.04.2017 18:59

                  сказочник - это вы, конечно. какой вам договор? чтобы очередных мусиных плодить? забудьте!

                • Анонимно
                  8.04.2017 20:12

                  Нам не нужно быть частью федерации, это им больше нужно. а нам зачем?

              • Анонимно
                8.04.2017 18:37

                С Башкирией по-любому будет сотрудничество, а там всё рядом с Казахстаном и Китаем. Да и с Россией думаю будут нормальные контакты. Поэтому это вообще не аргумент.
                Нужна просто пролонгация.

                • Анонимно
                  9.04.2017 05:48

                  С Казахстаном и Башкортостаном мы , Татары, просто обязаны развивать сотрудничество и с Европой, Азией, Америкой и т.д.! За этим будущее!

              • Анонимно
                8.04.2017 20:11

                по международному праву они не могут перекрыть нам воздушное сообщение

        • Анонимно
          8.04.2017 20:36

          ЭТО РОССИЯ!!!

      • Анонимно
        10.04.2017 20:06

        Раз в году?

    • Анонимно
      8.04.2017 15:47

      Да и министерства не нужны. Оставить комитеты и все. В районах сократить отделы образования, культуры, здравоохранения, управления ветеринарии, сельского хозяйства. Хотя, про районы поторопился им еще на субботники выходить весной.

  • Анонимно
    8.04.2017 12:04

    Самый сильный премьер был Минниханов. Если ещё человек такого масштаба в республике? Не знаю. При Минниханове-премьере такой ситуации как в Бугульме не было бы. Потом уже что он глав районов держал в кулаке и детально вникал во все.

    Сейчас он Президент и поэтому так как прежде во все местные вопросы вникать не может и то вникает.

    Но и мы не обижаемся на него, все понимаем. Но нормальную кандидатуру Премьера ждём. Делового, смелого, с цепкой памятью и человека слова и дела. Чтобы дорожил своим словом как Минниханов.

    Житель посёлка Джалиль.

  • Анонимно
    8.04.2017 12:14

    Кто станет новым послом в Турции?Может Рафаэль Сибгатович скажет?знакум

  • Анонимно
    8.04.2017 12:15

    Упразднить должность, разогнать аппарат-дармоедов!

  • Анонимно
    8.04.2017 12:19

    Должен признать, что Хакимов-политолог намного сильнее и убедительнее Хакимова-историка.

  • Анонимно
    8.04.2017 12:25

    Просто экономисты они никакие.

  • Анонимно
    8.04.2017 12:28

    Политика РТ уступает экономике, а желательно наоборот

  • Анонимно
    8.04.2017 12:32

    Нужен.

  • Анонимно
    8.04.2017 12:34

    Может Мусина назначить?

  • Анонимно
    8.04.2017 13:21

    Абсолютно не нужен премьер- все ключевые вопросы решает президент. Плюс сократится количество чиновников, которые дублируют друг друга в Кабмине и аппарате президента- сэкономим кучу денег, которые тратятся на их содержание.

    • Анонимно
      8.04.2017 14:04

      Когда сокращали ФСКН, вместо того, чтобы начать грамотную кадровую политику, то тоже думали, что сэкономят бюджетные деньги.
      Что в итоге? Наркобароны сейчас вообще без присмотра. Думаю, еще чуть-чуть, и они скоро через решальщиков смогут покупать своих федеральных министров. Про молодежь я уже молчу.
      Никогда не рубите с плеча. 1000 раз подумайте.
      Как говорится: 7 раз отмерь....

  • Анонимно
    8.04.2017 13:51

    Я думаю что действительно нужно нашему региону, так это умелое правительство, которое хочет развить регион и сделать его одним из самых развитых в мире, а не попилить побольше бабла (ТФБ, иннополис, ФОН и т д)

  • Анонимно
    8.04.2017 14:04

    Что там из пустого в порожнее переливать, не было видно народу работы премьера и баста. А то нужен не нужен решает президент, а по последнему видимо не нужен был ...

  • Анонимно
    8.04.2017 14:18

    Ни президент ни премьер не нужен точно,нужен глава варяг,так и будет. Скоро все увидите.

    • Анонимно
      8.04.2017 17:44

      Не мечтайте.

      • Анонимно
        8.04.2017 20:39

        Это как раз такие как ты в грезах отдельного государства живете, не дождетесь! Здесь всегда будет Россия!!!!

        • Анонимно
          8.04.2017 21:23

          Ты Украине это скажи про Россию и Казахстану, и Грузии, и Армении, и Азербайжану и т.д. новые времена приходят!

        • Анонимно
          8.04.2017 22:04

          Будем посмотреть...

          • Анонимно
            10.04.2017 20:29

            Всё не будете посмотреть. Жизнь человека, в том числе и ваша, не бесконечна.

  • Анонимно
    8.04.2017 14:20

    Татарстану нужна вся структура самостоятельного региона, к тому же донора с повышенной нагрузкой.

    Кроме того пример СССР перед глазами - как три человека велико-росс, бело-росс и укро-росс решили вопрос о дальнейшем развитии СССР.

    Никто не гарантирует что завтра ростово-росс, кубано-росс и стврополье-росс опять так же решат подписать документ о дальнейшем развитии территории РФ.

    И Татарстану надо быть готовым к такому решению разно-россов о развитии 80% росской РФ.

    Даполнительно нужно министерство по взаимоотношениям с татарами внутри Татарстана и вне Татарстана

    С уважением Айдар

    • Анонимно
      8.04.2017 15:30

      министерство не нужно , но готовность к "вылету" должна быть конечно, посмотрите что творится, может пару лет и конструкция распадется по швам!

      • Анонимно
        8.04.2017 18:07

        Это неправильно. Правильный путь -- это сделать Россию Татарстаном. Как оно когда-то и было. Через рождаемость, политическую грамотность и финансовую независимость :)

        • Анонимно
          8.04.2017 20:15

          Россию сделать Татарстаном? вы в своем уме батюшка? Татар сколько 100 миллионов может или больше? НУжно адекватно относится, лучше полный выход и занимаемся своими делами, а они пусть сами разгребают свои авгиевы конюшни

          • Анонимно
            8.04.2017 22:11

            Согласен с Вами, в первой десятке самых передовых стран по душевому ВВП одни малые страны: Люксембург, Швейцария, Катар, Сингапур, Норвегия. Большие размеры это беда, пространственно-географическое проклятие.

            • Анонимно
              9.04.2017 04:02

              Ага.
              А также Сьера Леоне, Мадагаскар и сотни полторы других:)
              Аналитик Вы наш:)

              • Анонимно
                9.04.2017 12:27

                Это довольно крупные страны, не сравнить с Люксембургом.

  • Анонимно
    8.04.2017 14:26

    В погоне за экономикой упустили политику. По правде сказать, политикой ( не путать с интригами) после Шаймиева так никто и не занимался. Ещё и в медиа разруха. Делят деньги и славу. Отдают госсредства коммерсантам, определяющим содержание информационной политики. К информационным атакам Татарстан сегодня не готов, как и с Москвой говорить на одном языке.

  • Анонимно
    8.04.2017 14:33

    Вообще-то, время этого премьерства было, увы, и для всех нас и их, - потерянным временем. Так, как человек был явно в не своей стихии, видимо и переживал из-за этого (интеллект Халикова сложно отрицать, значит все понимал). Зря время тянул, давно надо было сказать "гуд бай" всем и начать вести, хотя бы и тоже банковское направление. Управление Челнами у него неплохо получалось, вполне динамично, впечатление оставил хорошее, опять же и хвойные породы растут как память о нем. Но премьерство при таком вездесущем и доминирующем РНМ - было пятым колесом в телеге. Халиков сам виноват, что затянул момент. Нужно было давно уходить.

  • Анонимно
    8.04.2017 14:46

    Президент тоже не нужен.
    Только руководитель региона, наемный, прозрачный, честный.

  • Анонимно
    8.04.2017 14:46

    проколь с татфондбанком и все

    • Анонимно
      8.04.2017 17:01

      А что в других регионах, где 100 банков лишили лицензии тоже " всё"?

  • Анонимно
    8.04.2017 14:55

    Удащливые хватить мечтать,не будет думаю никакого премьера.

  • Анонимно
    8.04.2017 14:57

    Дело не в должностях. Нужна полноценная выборная система на всех уровнях. Татарстан, к сожалению, в своё время пошел по авторитарному пути. А в 2000-х уже Россия полностью стала такой же. Это пагубный путь. Если Татарстан хочет развиваться, то необходимо строить демократические институты, не дожидаясь пока в самой России начнутся изменения.
    Многие пишут, мол, зачем Президент и Премьер-министр Татарстану, пусть будет только Глава региона. Ну хорошо, вот в Чечне нет Президента, зато есть Глава региона. Кому от этого стало лучше?

    • Анонимно
      8.04.2017 21:11

      Да никому не лучше. Звучит просто солиднее - "глава региона". Голова. Президент если страны то тоже конечно солидно, а всяких компаний президенты, банков, регионов, это смешно, конечно))

  • В статье не раскрыта сущность проблемы премьерства. Чтобы частично приоткрыть её необходимо представление реальных механизмов, благодаря которым премьер стал Президентом РТ.

  • Анонимно
    8.04.2017 15:51

    Сколько же татарстанофобов здесь собралось, удивительно!

    • Анонимно
      8.04.2017 18:52

      у них тут заповедник, нигде они себя так вольготно не чувствуют

    • Причем тут татарстанофобы? Есть объективные и поэтому неприятные мнения, вызванные переживанием за свой родной край. Настораживать должна эмоциональная тупость, безразличие и догматика прикормленных и удащливых, как популярно обзываются многие комментаторы БО! При этом хотелось бы, во время критики видеть найденные аргументы, вскрытые механизмы и примеры.

      • Анонимно
        8.04.2017 19:48

        Ну а как это назвать? Начинали с того что президент оказывается не нужен, кончили тем что ракетными ударами грозить начали.

        • Анонимно
          9.04.2017 05:11

          сейчас они могут грозить ракетными ударами, посмотрим через лет 10 когда ослабнут и останутся одни и никто не протянет им руку помощи!

      • Анонимно
        9.04.2017 12:33

        \\Настораживать должна эмоциональная тупость, безразличие и догматика прикормленных и удащливых\\ - Товарищ психолог, это непорядочно, смеяться над особенностями произношения своего народа. Обычно словом "удащливый" нас пересмеивают шовинисты и их приспешники.

  • Анонимно
    8.04.2017 15:57

    Татары, играйте в свою игру даже если это кому-то не нравится. Мы древний народ, у нас была государственность раньше очень многих других народов. Уважайте себя и выстраивайте такую политику какая нужна Татарскому народу, не смотря и не равняясь ни на кого другого. Пусть другие народы сами о себе думают и в наши дела пусть не суют свой нос!

    • Анонимно
      8.04.2017 16:48

      Вы это сейчас на полном серьезе? История Вам в помощь! Или татары забыли, как они один раз хотели отсоединиться? Пожалуй, Казань единственный город РФ, который не защищен от воздушной атаки.э Помните это и развивайтесь дальше!

      • Анонимно
        8.04.2017 17:56

        Вот ведь какие вещи, не стесняясь, пишут иные господа-товарищи. Одно слово - имперцы.

        • Анонимно
          9.04.2017 07:00

          Если история чему-то учит это тому что ВСЕ империи распадаются!

      • Анонимно
        8.04.2017 18:00

        Минусов можно миллион поставить, но историю не переписать! =) если Вам не рассказывали "цену" суверенитета в школе или родители, о том что танки стояли на готове, то это Ваши личные проблемы.

        • Анонимно
          8.04.2017 19:03

          очередные легенды хакимовские.

          • Анонимно
            8.04.2017 19:57

            милости просим в с.Старое Кощаково или н.Шигалеево. спросите старожил про местный заброшенный военный городок. С удовольствием покажем и расскажем кто и почему его забросил, и почему там нельзя собирать грибы и ягоды.

        • Анонимно
          8.04.2017 20:19

          Референдум 1992 у Татарстана на 100% юридически правилен, намного чище чем референдум в Крыму где были "зеленые человечки". Так что будущее у Татар светлое будет Алла бирса!

    • Анонимно
      8.04.2017 17:08

      Вы только другие народы предупредите, пожалуйста, когда за самостоятельность в ВТОРОЙ раз начнете бороться. Мы уедем на пару месяцев, а потом вернемся. А то мало ли... )))

      • Анонимно
        8.04.2017 18:00

        Историю надо знать, мы не во ВТОРОЙ и не в ТРЕТИЙ раз боремся за самостоятельность, это продолжается беспрерывно уже пятое столетие.

        • Анонимно
          8.04.2017 19:04

          не надоело? просто пожить для семьи и для себя не хотите?

        • Анонимно
          8.04.2017 19:11

          Вы это про монголов? А , прошу прощения, про татаро- МОНГОЛОВ? )))

  • Анонимно
    8.04.2017 15:58

    Вы уже достали с этими премьерами! Впрямь тошно!

  • Анонимно
    8.04.2017 15:58

    У России до сих пор нет посла в Турции!В такие сложные времена предлагаю назначит послом татарина-мусульманина!Надеюсь,в ближайшее время прислушаются моему совету!знакум

    • Анонимно
      8.04.2017 17:16

      Напрямую называть фамилию видимо нельзя.

    • Анонимно
      8.04.2017 18:03

      Башка кайгын юкмы, беркатлы "знакум"?

      • Анонимно
        8.04.2017 19:25

        Теге "Афоня" фильмындагы Леонов уйнаган "Ты не знаешь, что ООН по Гондурасу решило?" дип кайгырып йөрүче абзый кебек :)

      • Анонимно
        8.04.2017 19:37

        Апрель ахырында анларсын!

        • Анонимно
          9.04.2017 09:54

          По февраль-март-апрельским прогнозам (версиям)тоже так смеялись,минусовали!А ведь они прогнозированы были уже в сентябре 2016 ого!
          Может задумаетесь когда услышите фамилию нового посла в Турции!Это уже скоро-10-25 апреля!И это будет татарин-мусульманин!
          В Татарстане тоже думаю будут еще очень серьезные перемены!Про Марат Шакирзяновича,про его будто бы ожидаемое назначение в Крым-это был только пробный шар!знакум

          • Анонимно
            9.04.2017 12:38

            А какой толк от того, что послом в Турцию назначат татарина-мусульманина? Их уже немало перебывало на дипломатических должностях в разных странах, прока только никакого, все обслуживают имперскую политику.

  • фана
    8.04.2017 16:13

    премьер нужен обязательно! Миниханов по миру бегает собирает/договаривается для развития РТ и РОССИИ, а премьер также обязан действовать-но уже с местным людом. Я про РТ имею в ввиду не более. Если тандем срастется -ЛЮБЫЕ ГОРЫ ОДОЛЕЮТ.

    • Анонимно
      9.04.2017 22:55

      Все время был премьер. Народ все хуже живет. Альпинизмом пусть занимаются в свободное время. Для народа должны трудится

  • Анонимно
    8.04.2017 17:16

    Чувствуется сильное недовольство республикой братьев русских в комментариях... Каковы причины? Может действительно пора уже делать татарский факультативом в школах... Какая-то нездоровая ситуация складывается. Татар

    • Анонимно
      8.04.2017 17:59

      Ищут виноватых в своих проблемах....

      • Анонимно
        8.04.2017 19:05

        а что, здесь у русских и татар разные проблемы? ТФБ татар не коснулся? или Фон? или коснулся как-то иначе?

        • Анонимно
          8.04.2017 19:50

          Я не думаю что татары так яро против института президентства выступали...

      • Анонимно
        9.04.2017 23:27

        Пусть валят проблемы на Трампа по традиции. или на Обаму.

        • Анонимно
          10.04.2017 17:18

          Татары никогда не валили свои проблемы ни на Обаму, ни на Трампа. Адрес проблем всем хорошо известен.

    • Анонимно
      8.04.2017 18:05

      О тамбовских волках лучше озаботься, если больше не о чем.

    • Анонимно
      8.04.2017 19:30

      татарстан-родина булгар и татары к ним никакого отношения не имеют кто уничтожил булгарское государство в Х111 веке?

    • Анонимно
      8.04.2017 19:38

      русским то зачем татарский язык-даради аллаха учите его в татарских школах-кто против то

      • Анонимно
        8.04.2017 19:58

        Невозможно сохранить язык факультативами. НЕВОЗМОЖНО. Дело не в том, чтобы русские учили татарский, а чтобы татары знали свой РОДНОЙ язык. Как можно этого не понимать?
        Русским преподают татарский минимально. Те, кто учился в школах ничиная с 90-х прекрасно знают, как обстоит дело на самом деле. В нетатарских группах ставят положительные оценки практически только за то, что ученик посещает занятия. Единственное, что дети типо время теряют, но по этому принципу можно легко отменить большинство предметов.
        Вся эта проблема высосана из пальцев. Надо заниматься КАЧЕСТВОМ образования. Оно ниже плинтуса, а не с татарским языком бороться. Если не хватает часов для русского, то можно увеличить количество. Нет в этом абсолютно НИКАКОЙ проблемы. Только лишь эмоции.

        • Анонимно
          8.04.2017 21:32

          Так многие рассуждают, пока собственные дети в школу не попали. И тут начинается.. Оценки неудовлетворительные очень даже любят русским детям на татарском ставить, и уроков русского добавить совсем не так просто как вам кажется.. У моих обоих детей русский дополнительный платный час в неделю по просьбе родителей, ходит практически весь класс.. И 5 татарских в неделю при этом, высасывающих время..

          • Анонимно
            8.04.2017 22:54

            Простите, но люди, которые борются с языками, вызывают отвращение. Что украинцы с русским, что Вы с татарским. Просто разжигаете рознь и всё. Не пытаетесь даже войти в положение других людей, которые Вас окружают.
            Написал же, что можно увеличить количество русского языка (я за это), но вы просто хотите, чтобы русского стало больше вместо татарского. Хорошо. Ваша позиция понятна.

            • Анонимно
              8.04.2017 23:46

              Вполне нормальная позиция. Кто хочет, пусть учит на здоровье - зачем всем навязывать? Пример с Украиной вообще глуп и не к месту

              • Анонимно
                9.04.2017 15:57

                Так не бывает: здесь по желанию, а здесь обязаловка, потому что это будет дискриминацией. Тогда нужен один принцип - все предметы по желанию. Пусть ученик выбирает, какой язык и какие предметы ему нужны, но никто на это не пойдет, естественно.
                Пример Украины, это пример того, что происходит, когда в таких вопросах действуют как слон в посудной лавке. Кто-то очень захотел, других не спросили, итог - испорченные отношения между людьми и народами на многие годы.

            • Анонимно
              9.04.2017 05:13

              русские желают федерализации Украины, но сами хотят у себя сохранить унитарное устройство. Или поддерживают русский язык (меньшинство) в Украине, но у себя этого не хотят. и еще хвалятся что у них всегда все справедливо и по правде! вранье и двуличие

          • Анонимно
            13.04.2017 01:03

            Дико извиняюсь. Моим детям мусульманам в москве предложили на выбор одну из 6 модулей нравственности, но преподаватель один, совмещающий предмет с пением, окончившая в свое время православную школу. В мечеть съездить - надо убить весь день. А когда после рождения детей в киоске спросил о наличии в продаже детских книжек на татарском языке-продавец предположила сердито "наверное в татарстане". О бесплатном преподавании родного языка я даже не спрашиваю чтобы не сочли выжившим из ума экстремистом. Если не верите-приезжайте сюда.

  • Анонимно
    8.04.2017 17:48

    Кандидата в премьера спросить у Шаймиева М.Ш., скорее всего у него есть свой кандидат.

  • Анонимно
    8.04.2017 18:12

    Рустам Нургалиевич человек большой молодец!!!

  • Анонимно
    8.04.2017 18:26

    Нужен вице-президент -на всякий случай

  • Анонимно
    8.04.2017 19:12

    откуда татарстан родина татар-глупость какая то-татары пришли сюда в 13 веке под руководством батыя -он основал казань в 1253 году как северную столицу- русские живут здась с 16 века и это тоже их родина 40% татары ;)5 русскида кто вам позволит выйти из россии ?-мечты мечты

    • Анонимно
      8.04.2017 20:12

      Современный Татарстан - родина и русских и татар. При этом не надо подтасовывать исторические факты. Современные татары - наследники половцев и булгар, поэтому говорить, что татары пришли в 13 веке, - это тоже самое, что говорить, мол, русские появились в 12 веке, когда образовалась Москва. Бред же.
      С одной стороны какие-то больные люди говорят о полной независимости Татарстана, с другой стороны такие же больные люди принижают статус республики.

    • Анонимно
      8.04.2017 20:28

      Согласно последней переписи русские - 39,71 %, татары - 53,24 %., но это всё ерунда. Главное, что Татарстан - это общий дом для всех народов, кто здесь живет.

    • Анонимно
      9.04.2017 05:37

      то что кажется нереальным сегодня, может оказаться реальностью завтра. не спешите с выводами, мы свое возьмем!
      Татарин

  • Анонимно
    8.04.2017 19:39

    При всем уважении (за то, что умеете "читать" историю (как кому надо), Вы не правы, Рафаэль Сибгатович!
    Если бы Вы были макроуправленцем (или хотя бы микро-), я бы сказал в другом ключе. Но на мнение имеете право как все.
    Марат Н. Альмухаметов.

    • Анонимно
      9.04.2017 05:15

      Марат, а вы докажите что он не прав! Сказать "вы не правы" может любой, а доказать это другое дело.

  • Анонимно
    8.04.2017 20:35

    Любите Татарстан!!!! Он лучший регион России . Татарин

    • Анонимно
      9.04.2017 05:16

      Поправочка: Татарстан лучший в мире и даже во Вселенной!)) Я серьезно, где бы ни жил моя Родина -Татарстан, моя столица - Казаным!

  • Анонимно
    8.04.2017 20:43

    Где то я уже это все слышал...
    "Мы всех кормим..."
    "А бо не Москва и москали..."
    Потом " вы усе сало зйылы..."
    Ну и далее.
    А долг РТ знаете?

    Я живу и работаю здесь, ничьего хлеба не ем, сам зарабатываю, никто меня не кормит.
    Никто мне не донор.
    Успокойтесь уже.
    Живите, трудитесь, рулите, показывайте образец хозяйственности и честности Москве, не воруйте и за вами потянутся. Утрите нос Москве своей честностью.
    Или татары не воруют?
    Или мы фамилий этих не знаем?
    А аргумент " сам дурак" и "сам Чубайс"...

    • Анонимно
      8.04.2017 22:40

      Я татарин и никогда ничего ни у кого не воровал. Может лучше будешь конкретные фимилии называть, а не на национальность указывать.

  • Анонимно
    8.04.2017 21:15

    Каждый гражданин в РТ должен ясно сознавать и уважать положение, что РТ- это единственное государство в мире, заботящееся о татарской культуре. У не татар, проживающих в РТ, есть государства, заботящиеся об их языке и культуре. РТ устанавливает такой порядок, при котором удовлетворяются все потребности татарского народа. Это не означает, что в соблюдении этого порядка конкретный татарин может иметь преимущество перед конкретным человеком другой национальности. Перед этим порядком все граждане РТ равны, имеют одинаковые права и обязанности.

    Разработка этого порядка учета интересов татар не возможна без представительного совета татар. Этот Совет с полномочиями должен быть в структуре государственной власти РТ, возможно, наряду с Госсоветом или при Президенте.

    Эта работа в РТ не проводится. Будущий премьер министр, скорее всего он будущий президент. Поэтому он должен быть политиком и в совершенстве владеть татарской речью.

  • Анонимно
    8.04.2017 21:16

    Уже сто раз писалось, что президент все сосредоточил в своих руках и премьеру делать нечего. Смотрим по факту и не разводим демагогию. А посему премьер не нужен. Не понимаю - что здесь ещё можно обсуждать? Будет сильный премьер, тогда президент не нужен будет. Оптимизация нужна. Министерства - сборища людей без которых можно обойтись. В Минэкономике бумажки перекладывают с умным видом. Кому это нужно кроме тех кто перекладывает? Когда щеки надували, то создали все эти структуры. Пора давно воздух выдохнуть и отправить чиновников на биржу труда - подъезды некому мыть и дворы мести

  • Анонимно
    8.04.2017 22:24

    Как нам жить под чьим руководством должны решать все жители Республики, всех национальностей, вместе мы сила, а не кучке чиновников из нескольких семей.

    • Анонимно
      9.04.2017 17:42

      Но все национальности должны помнить, что Татарстан - это республика, созданная для сохранения татарской культуры, языка и татарского народа. Свои республики и страны, сохраняющие их языки, культуру, есть у всех народов, проживающих в РТ.

  • Анонимно
    9.04.2017 19:31

    Некоторые русские в комментариях не признают особенность государства РТ, заключающуюся в необходимости создавать условия для сохранения языка и народа татар, что является сутью национального суверенитета РТ. Используя численное превосходство в РФ, на территории которого доступно БО, «плюс-минус», они позволяют злорадство над проблемами татар, создают видимость преимущества мнений «против» суверенитета РТ.
    В первую очередь, не экономический, а национальный суверенитет РТ, является бесценным для татар. Мира не будет, если идти по пути угнетения интересов татар.

    • Анонимно
      10.04.2017 12:52

      Особенность гос-ва = это для власть имущих. Почему то завопили о суверенитете когда тфб накрылся . В тучные годы все о кей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль