Общество 
11.04.2017

«Когда экономика страны не блещет успехами, так закрывать дороги – это преступление!»

Дорожный парадокс: в РТ движения большегрузов с 15 апреля вновь под запретом, а федеральные трассы четвертый год подряд открыты

Татарстан на месяц ввел традиционное ограничение проезда на региональных дорогах для грузовиков массой более 6 тонн. Машины потяжелее смогут проехать по спецразрешениям, тарифы на которые не меняются с 2011 года. Зато федеральные трассы, скорее всего, будут открыты — возмущенный «Платоном» бизнес вновь застопорил принятие документа, чему, как выяснил «БИЗНЕС Online», поспособствовала Торгово-промышленная палата РТ.

Татарстан, как и все российские регионы, объявил о введении весеннего ограничения проезда для большегрузов по региональным дорогам в 2017 году Татарстан, как и все российские регионы, объявил о введении весеннего ограничения проезда для большегрузов по региональным дорогам в 2017 году Фото: «БИЗНЕС Online»

20 ТЫС. РУБЛЕЙ НА 100 КИЛОМЕТРОВ

Татарстан, как и все российские регионы, объявил о введении весеннего ограничения проезда для большегрузов по региональным дорогам в 2017 году. На этот раз ситуация с региональными дорогами практически не меняется — с 15 апреля по 14 мая будет действовать запрет на проезд для машин с нагрузкой в 6 т на одиночную ось, 5 т — на ось для двухосной тележки, 4 т — на ось для трехосной тележки. Проехать по ним можно будет по спецразрешениям, которые платно выдает министерство транспорта. Об этом сегодня на брифинге в кабмине РТ рассказали представители минтранса РТ, исполкома Казани, ГИБДД, Татдортранса и Волго-Вятскуправтодора.

«Традиционно субъекты Российской Федерации вводят ограничения, что связано с переувлажнением дорожных одежд, конструкций земляного полотна в весенний период, с притоком паводковых вод, подъемом грунтовых. Дороги, которые в свое время были запроектированы на 6 тонн на ось, теряют несущую способность», — объяснил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Он привел привычный пример — историю трехлетней давности, когда в Балтасях дорога, «которая в хорошем состоянии была», от нагрузок весной попросту провалилась вместе с ехавшими по ней машинами. Чиновник не замедлил проиллюстрировать красочный пример фотографией.

Чтобы избежать конфликтов с предпринимательским сообществом, подчеркнул Чукин, минтранс поговорил с перевозчиками заранее: «Были заблаговременно проведены переговоры с ассоциацией перевозчиков в Торгово-промышленной палате, две встречи проходили у нас в министерстве транспорта — с представителями перевозчиков Набережных Челнов, ассоциацией логистических перевозчиков, где были доведены правила, порядки получения спецразрешений».

Спецразрешения будут стоить столько же, сколько и 7 лет назад. К примеру, «КАМАЗ 65-115» грузоподъемностью 14,5 т за проезд 100 км по региональной дороге заплатит около 20 тыс. рублей. Для сравнения: тарифы проезда по спецразрешениям на федеральных трассах куда жестче — такой же «КАМАЗ» за 100 км заплатил бы 223 тыс. рублей.

Но, к счастью, такие суммы перевозчиков в этом году минуют — федеральные трассы, по всей видимости, опять окажутся открытыми, причем не из-за доброты чиновников, а из-за того, что они не успевают согласовать документ между ведомствами. «По федеральным автомобильным дорогам приказ проходит оценку регулирующего воздействия сейчас, затем будет направлен в министерство юстиции. Скорее всего, повторится ситуация, которая повторяется четыре года подряд, то есть приказ о весеннем ограничении будет выпущен федеральным дорожным агентством, но к тому времени сроки прохождения весеннего половодья в Республике Татарстан пройдут, поэтому федеральные автомобильные дороги это не затронет», — рассказал чиновник.

Наказания для нарушителей запрета на проезд остаются прежними: до 10 тыс. рублей и лишение прав на полгода — для физлица, до 500 тыс. рублей — для юрлица. Кстати, в 2016 году за месяц весеннего ограничения было выписано 1022 административных протокола, а 681 грузовик отправили на штрафстоянку.

КАК ОРЕШКИН УСЛЫШАЛ ТАТАРСТАН

Между тем проблемы с согласованием весеннего ограничения проезда в этом году у федеральных ведомств особенные. И дело тут не в бюрократии, а в принципиальных разногласиях, а также социальном контексте. Из-за выросших тарифов «Платона» (а он, напомним, действует как раз только на федеральных трассах) терпение перевозчиков и, собственно, их заказчиков, чьи расходы на транспортировку товара выросли, и так на пределе — в стране продолжаются акции протеста дальнобойщиков. Так что уже ставшее традиционным весеннее ограничение проезда по федеральным трассам подстегнуло их возмущение, которое, между прочим, вылилось и на упомянутом Чукиным собрании в Торгово-промышленной палате 16 февраля.

Готовя экспертное заключение на приказ Росавтодора о весеннем ограничении дорог, минэкономразвития сослалось как раз на письмо из РТФото: economy.gov.ru

Как стало известно «БИЗНЕС Online», участники после жаркой дискуссии приняли резолюцию, призвав правительство России ввести двухлетний мораторий на весенние ограничения проезда, провести, наконец, экспертный анализ, как можно решить проблему битых дорог без ущерба бизнесу, да и вообще объяснить, почему бизнес платит именно ту сумму, которую его заставляют. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» модератор мероприятия, замглавы Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев, такой круглый стол вообще-то проводят ежегодно и его результаты, то есть позицию предпринимательского сообщества, в обязательном порядке доносят до федеральных структур. И на этот раз резолюцию выслали министерству Максима Орешкина.

Самое интересное, что на этот раз Татарстан был услышан — готовя экспертное заключение на приказ Росавтодора о весеннем ограничении дорог, минэкономразвития сослалось как раз на письмо из республики: «В минэкономразвития России поступило обращение Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, содержащее резолюцию круглого стола», — говорится в документе. Также министерство упоминает, что получило отзывы от союза стекольных предприятий, корпорации «Технониколь» и центра мониторинга развития промышленности. Минэкономразвития сделало вывод, что Росавтодор вводит «избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности», способствует излишним расходам предпринимателей да и собственно расходам из бюджетов всех уровней.

По мнению минэкономразвития, для снижения градуса возмущения в предпринимательской среде государству нужно создать открытую информационную систему, в которой были бы данные о состоянии тех или иных дорог, то есть чтобы в системе было четко видно, действительно ли стоит ли закрывать ту или иную трассу, потому что она побита, или она вполне терпит проезд большегруза. Кроме того, финансовое обоснование закрытия трасс недостаточно. В 2016 году Росавтодор сообщал, что если не вводить весенние ограничения на проезд, то затраты на ремонт увеличатся на 389 млрд. рублей по всей России. В итоге ограничения были введены на 12 автодорогах федерального значения. Но по факту неизвестно, сколько потратили на ремонт этих дорог в реальности, да к тому же не был взят в расчет ремонт дорог, по которым все-таки ездили перевозчики, оплатившие этот проезд.

Получается, на федеральном уровне голоса противников сезонных ограничений в нынешнем виде набирают силу, что по факту привело к четырехлетнему мораторию на закрытие трасс. Этот опыт не может не вдохновлять перевозчиков на борьбу и с региональными запретами.

. Чтобы снизить градус возмущения в предпринимательской среде, государству нужно создать открытую информационную систему, в которой были бы данные о состоянии тех или иных дорог Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ВСЕ ЭТО — ОГРОМНЫЕ, МНОГОМИЛЛИАРДНЫЕ УБЫТКИ!»

Своей точкой зрения по поводу эффективности вводимых ограничений с «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.

Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама-тракс», президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана»:

— Я считаю, что отмена федерального запрета — тоже наша заслуга, потому что мы готовили документы во вновь созданный комитет Торгово-промышленной палаты РТ. И эти бумаги пошли в Москву, министерство экономического развития РФ данную идею поддержало, и это совершенно правильно. Когда экономика страны не блещет успехами, это просто преступление — так закрывать дороги. И я считаю, что и у нас в республике так закрывать дороги для большегрузов — это просто преступление. По нашей инициативе и инициативе комитета ТПП прошла встреча у министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленара Сафина. Около двух недель тому назад Сафин дал поручение дорожникам, а конкретно — директору государственного казенного учреждения «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (ГКУ «Главтатдортранс») Эдуарду Данилову рассмотреть вопрос об отмене региональных ограничений: надо ли в республике закрывать дороги или же сделать так, чтобы цена была адекватной. Но в течение отведенных для этого 10 дней никто ничего не проверял и, судя по всему, проверять не будет. Вот и весь ответ.

И сейчас мне приходится покупать разрешение на проезд моих автомобилей. От Нижнекамска до въезда в Набережные Челны оно будет стоить около 15 тысяч на один рейс. Для республики все это — огромные, многомиллиардные убытки. Мы же везем тысячи тонн грузов! И сейчас Нижнекамск будет платить дорожникам! За что? Только за то, что они требуют эти деньги?

Альберт Ахимов — директор ООО «Ак Буре» (грузоперевозки):

— Это уже становится обыденностью, мы готовимся к этому, потому что по всей России процедура распространенная. Тут наша республика немножко впереди планеты всей, потому что по центральной и южной части России ограничения вводятся с 1 апреля по 1 мая, у нас — с 15 апреля по 15 мая. Граждане, которые едут из других регионов 2 - 3 мая, думают, что и в Татарстане дороги открыты, заезжают и попадают в капкан. Вчера, например, столкнулись с такой ситуацией: нагрузка на ось в Мордовии — 4 тонны, а в Чувашии — 3 тонны. Наши трейлеры даже пустыми не могут проехать — я не знаю, как это назвать. Это как минимум непрофессионализм.

По поводу приобретения пропусков ситуация безвыходная. Выгоднее просто-напросто стоять, чем работать. Большинство заказчиков стараются заранее подготовиться к этому периоду либо пережидают.

Шамиль Агеев — глава Торгово-промышленной палаты РТ:

— В принципе, вопрос [по отмене ограничения] находится значительно глубже, так как у нас слабо развиты контейнерные перевозки железнодорожным и речным транспортом. Все пересели на автомобили из-за повышенных тарифов, а автомобильная инфраструктура не готова. Получилось так, что мы наплодили транспортные конторы, но дорог, как на Западе, нет. Пока не построят хороших дорог и не будет развиваться железнодорожная, речная и морская перевалка грузов, вопрос будет вечным.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.04.2017 12:51

Если быть честным, то нужно сказать, что это не забота о сохранности дорог! Это кормушка для наполнения бюджетов разных фондов БДД и личных карманов работников весового контроля! Как говорил один весовщик - весенний месяц, год кормит!

  • Псевдоним
    11.04.2017 12:41

    Поддержка МСБ во всей красе.

    • Анонимно
      11.04.2017 15:18

      С такими тарифами скоро по вашим дорогам только наркотики будут возить , оружие или проституток элитных. Все остальное будет не рентабельно.

  • Анонимно
    11.04.2017 12:41

    зачем дороги? у нас втатарстане велосипеды вместо автомобилей!

  • Анонимно
    11.04.2017 12:42

    булдырдыкам все мало .

  • Анонимно
    11.04.2017 12:46

    Это саботаж. сознательный

    • Анонимно
      11.04.2017 13:19

      По всем вопросам саботажа и вредительства, коего у нас очень много, уверен, будут списки и решения. Владимир Путин доберется до головы этой гидры. А то. детсады с 3х,а декретный до 1,5...самолеты и вертолеты полюбили дорогущие-а чего свой Ту-214 не закажите или Ми-8....Платон плати кому то...

  • Анонимно
    11.04.2017 12:50

    Ладно заплатим, чего же делать. Раз принимают такие законы значит так надо.

  • Анонимно
    11.04.2017 12:51

    Если быть честным, то нужно сказать, что это не забота о сохранности дорог! Это кормушка для наполнения бюджетов разных фондов БДД и личных карманов работников весового контроля! Как говорил один весовщик - весенний месяц, год кормит!

    • Анонимно
      11.04.2017 13:42

      А почему никто не говорит о беспределе весовщиков в Татарстане! Это же просто уму непостижимо - Фура всю Россию проехала без перегруза и только на въезде в город-герой Набережные Челны показала перегруз 1020 кг! Это какой-то узаконенный рэкет! Сначала 10 лет мурыжили с оплатой за мост через Каму (г.Наб.Челны) - хотя нигде в России такого не было, сейчас когда оплату убрали и кормушка иссякла - нашли новую тему! А знаете какие штрафы выписывают - от 150 до 500 т.р. За полгода уже на полмиллиона штрафов накатали, хотя специально отправляем машины с недогрузом. И ведь никакой управы на них нет! Воры в законе - по другому и не скажешь!

      • Анонимно
        11.04.2017 15:40

        Кому выгодно? Поэтому управы и нет...

      • Анонимно
        11.04.2017 16:56

        Я тоже сталкивался с подобным. Перегруза на предыдущем взвещивании не было, штраф заплатили - 250 тысяч

        • Анонимно
          12.04.2017 02:03

          Да за такие деньги можно в каждую машину поверенный комплект автомобильных весов положить и взвешиваться в случае предъяв "перевеса"

      • Анонимно
        11.04.2017 17:18

        РТ использует свое выгодное положение внутри России и доит ее.

  • Айда инде
    11.04.2017 12:54

    Парадокс: ...выгоднее стоять, чем работать...

    Когда чиновники расхищают быстрее, чем народ производит, они заявляют, что народ не умеет работать.

  • Анонимно
    11.04.2017 12:55

    Как обычно деньги якобы на дороги, а по факту?

  • Анонимно
    11.04.2017 12:57

    Отдыхаем или раскошеливаемся

  • Анонимно
    11.04.2017 12:59

    Зачем строить такие дороги, которые боятся переувлажнения, не держат вес груженой фуры и вообще стираются от шипованной резины? Дренаж сделать и химически закрепить основание дороги это так сложно? Положить в асфальтобетонную смесь побольше гравия и сделать слой покрытия на сантиметр-другой потолще мешают законы природы?

    • Анонимно
      11.04.2017 13:53

      Природа не при чем, место в списке Форбс причем...Все все знают и дороги умеют делать, но...

    • Анонимно
      11.04.2017 17:26

      У нас в фирме работал человек который некоторое время работал в системе строительства дорог. Рассказал как там что.
      Если строить по ГОСТам то дороги будут круглогодичны, но если положить вместо гранитного щебня - известковый это десятки миллионов рублей на каждый километр пути в карман чиновникам.
      В общем там еще много секретов мастерства и качества. Люди которые курируют этот процесс - зарабатывают от 10-30% стоимости дороги. По стране это триллионы рублей. Любой человек от губернатора до министра который попытается с этим бороться .... с ним случится беда. Умрет от инфаркта он или члены его семьи или его посадят за взятку или какая нибудь комиссия быстренько найдет у него много много нарушений.

  • во время кризиса 30 ых годов в США ! Первое решение правительства США было,расширение дорожной сети по все стране!
    добраться из города в горда можно по 3 дорогам как минимум.
    Уже тогда Пендосы понимали ,что без коммуникации бизнеса,граждан, промышленности - без трафика и скорости -нет будущего у страны
    А у нас все запрещают!

    • Анонимно
      11.04.2017 14:15

      Эмигранты ехали и едут в Америку(как и в Израиль и Канаду)конечно же за лучшей жизнью ,условиями, относительной справедливостью и прежде всего чтобы работать и получать от результатов своего труда, а не для того , чтобы воровать, а потом прятать наворованное где-то за границей. Да и украсть, собственно говоря, не особо получится, а если получится, так укатают в тюрьму лет на 10-12. И более-менее все равны перед законом, хотя коррупция и мздоимство там тоже имеются. Даже араб- директор маленькой дорожно-строительной фирмы, получающий подряд на строительство куска дороги за откат в мэрию, строит эту дорогу по всем нормам и правилам и считает недопустимым украсть асфальт и продать его или подушку из гравия положить меньше.
      Плохо делаешь - позоришь не только себя, но и свою страну.

  • Анонимно
    11.04.2017 13:00

    Торгово-промышленная палата - конъюнктурная вертикально-интегрированная структура. Ничего они не могут и не хотят.

    • Анонимно
      11.04.2017 13:11

      бред то не пиши. думаешь митингами чего то добьешься? ТПП единственная общественная структура которая имеет вес в правительстве. И ее слышат. А подобные вам привыкли сидя на диване умничать

      • Анонимно
        11.04.2017 14:27

        ага. Вес поплавкового клапана. Для стравливания давления под крышкой.

        • Анонимно
          11.04.2017 18:54

          Тогда предлагайте другие варианты. Митингами хочешь решать?

  • Анонимно
    11.04.2017 13:02

    Агеев классно поддержал предпринимателей. "Сами виноваты" - в двух словах мог сказать

  • Анонимно
    11.04.2017 13:02

    Молодцы ТТП и ассоциация перевозчиков. Делают конкретное дело. Без лишней шумихи. Молодцы

  • Анонимно
    11.04.2017 13:05

    Наконец новости положительные. Люди работают и делают полезное дело, и не занимаются популизмом.

  • Анонимно
    11.04.2017 13:06

    Уважаемые чиновники, прошу Вас забудьте вы наконец о нас - предпринимателях. Дайте спокойно работать и платить налоги.

  • Анонимно
    11.04.2017 13:08

    Самолету и вертолету на керосин. Это святое.

  • Анонимно
    11.04.2017 13:14

    Прокуратуре России и ФСБ пора уже навести порядок в регионе.

  • Анонимно
    11.04.2017 13:15

    уважаемые чиновники займитесь уж делом, хватит ежегодно один и тот же приказ переписывать и года только менять

  • Анонимно
    11.04.2017 13:17

    удивляют комментаторы. вечно недовольные. вы что по жизни обиженные? в новостях пишут что ТПП РТ встала на сторону перевозчиков, но нет блин опять не довольны. Вам чего надо, чтобы прилюдно харакири сделали? во всем ищете подвох.

  • Анонимно
    11.04.2017 13:18

    самое интересное, что машины с продуктами или например бензовозы не попадают под запрет :) хотя веса они возят такие же - от них дороги не портятся?!!!

  • Анонимно
    11.04.2017 13:18

    Тоже загадка для меня. Не могу никак понять это анахронизм или шкурный интерес? К качеству дорог не имеет никакого отношения. Проблему не решают коллейность и ямы стабильны, хоть дорога для легковых, хоть общая, хоть автобусная.

  • ГОСТЬ КАЗАНИ
    11.04.2017 13:28

    А можно ввести весенние ограничения на передвижение машин чиновников? У этих людей ведь ого-го какой "вес". Там не в тоннах нагрузка на ось измеряется, а в килотоннах. Дорожное полотно не просто рушится, оно элементарно пропадает.

  • Анонимно
    11.04.2017 13:37

    "Не ту страну назвали Гондурасом", в этой бесценной фразе ответ на все инициативы правительства. Но мы, предприниматели, всегда найдем выход, чем сложнее условия тем больше заработок, но платит потребитель, спасибо правительству.

  • Анонимно
    11.04.2017 14:00

    Я не понял, за шипованную резину будут брать плату?

  • Анонимно
    11.04.2017 14:22

    Надо вставать как в Дагестане и стоять до конца, мужики молодцы сплоченны , а у нас хата с краю, поговорили разошлись, скоро за воздух платить потребуют.

    • Анонимно
      11.04.2017 17:01

      Согласен. А СМИ трусливо молчат,про протесты водителей по всей России-ничего. Зато одних и тех же людей каждый день с канала на канал тасуют.Одна Украина,Донбасс,Сирия..

      • Анонимно
        11.04.2017 18:57

        Потому что нет массовых волнений. Слухов больше чем реальности. Специально звонил в Екатеринбург и Новосибирск. Стоит пять человек бастующих. А шуму и гогонора как будет то тысяча

  • Анонимно
    11.04.2017 14:26

    Наши чиновники на вертолётах летают им дороги не нужны, они забыли, что люди на земле ещё живут, существуют"Самой богатой полезными ископаемыми в мире"

  • Низами
    11.04.2017 14:53

    По некоторым улицам города фуры даже не ездят, а колея есть... Откуда?
    Может хватит запрещать?! Может пора уже научиться дороги нормально делать - без воровства и откатов?!

    • Анонимно
      12.04.2017 13:06

      А кто на дорогах состояние сделал забыли!!!!!! Был чистый рэкет по отъёму денег работающего населения за бывшее гос. имущество. За 30 лет ничего не изменилось. Тот же пилёшь бюджета, находящимися в ФОРБОС. И ТФБ" крякнул "по их вине, через поставных ворующих дельцов. Рыба гниёт с головы.

  • Анонимно
    11.04.2017 15:20

    Агеев, вы некомпетентностью своей блещете. ТПП проваливает, не тянет свою истинную функцию. "...наплодили транспортных контор..." Россия по широте и протяжённости своих территорий сравнима с США. Там грузовой автомобильный транспорт наиболее развит. Доставка грузов ж|д транспортом проигрышна по времени, увеличены операцийо разгрузке выгрузке

  • Анонимно
    11.04.2017 16:04

    У нас самые алчные, никак не нажруться.

  • Анонимно
    11.04.2017 16:29

    Поборы бесконечные.

  • Анонимно
    11.04.2017 16:31

    Татарстан лидер по поборам!!!

  • Анонимно
    11.04.2017 17:23

    Переходите на ж/д транспорт

    • Анонимно
      11.04.2017 18:15

      Скорость движения вагона 100-120 км в сутки. Посчитай как сколько будет идти груз с Краснодара или в Крым? А с ж.д станции везти на чем? Подводами?

    • Анонимно
      11.04.2017 18:19

      А потом на гужевой! Дорог не надо,по полю пройдёт. Или на речной,бурлаки появятся,народ будет занят... Скоропорт таскать самое то! Со сроками и логистикой мы с такими мыслями будем самой передовой страной мира!!!( С конца....))))

    • Анонимно
      11.04.2017 19:25

      Тогда закрой заводы КАМАЗ Вольво Скания в России раз грузовики не нужны. Пускай вагоны делают и рельсы. А кастамону на производство шпал переведи.

  • Анонимно
    11.04.2017 19:23

    халык мескенне сыгыпмы сыгалар купмегэ кадэр тузэр бу халык бер кутэрелер кутэрелеун

  • Макс16
    11.04.2017 21:42

    От этой кормушки по доброй воле никто не откажется.

  • Анонимно
    11.04.2017 22:43

    Кто у нас в Республике отвечает за дороги, министр транспорта юрист, он говорит что асфальт тает, колея на дорогах такая как бутто многотонные Бураны гоняют, чем вообще занимается Татавтодор, миллиарды бюджетные распределяет и все? При Швецове дороги были более менее, долго этот родственный безпредел будет длится?

  • Анонимно
    11.04.2017 23:37

    по мне так не правы как раз таки грузоперевозчики.
    ну что поделать если у нас нет таких дорог !
    нет и всю тут!
    в их угоду позволить им разбить дороги?!!
    а потом чё их чинить?!!
    грузы должны перевозиться по жд или рекам а не громадными фурами! у нас нет инфраструктуры под это дело. и здесь власти абсолютно правы запрещая движения.
    вообще не понимаю почему ради чьих то прибылей мы должны позволять им разбивать дороги весною!!!

    • Анонимно
      12.04.2017 09:43

      Так ведь не запрещают, плати денежку и пожалуйста проезжай ломай дороги... куда эти сборы идут? Пусть отчет дадут за каждую сумму, наверняка уходят деньги на содержание тех кто эти сборы осуществляет.

    • Анонимно
      12.04.2017 11:12

      юморист. петросян отдыхает. раскажи как мне по реке груз из пензы в н.челны привести? сколько дней он будет ехать. Или из Ульяновска зимой в Н.Челны? ждать четверо суток это нормально? и заодно подскажы ради кого создавать людям трудности? ради того чтобы в РЖД топменеджеры себе миллиардные зарплаты назначали?

  • Анонимно
    12.04.2017 01:30

    Татарстан как и всегда - впереди планеты всей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль